УДК 316.334.23
Н. Г. Вагизова, Г. Х. Яруллина
АКТУАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ (НА ПРИМЕРЕ НГДУ «ЯМАШНЕФТЬ»)
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефтегазохимический комплекс, принципы корпоративной социальной ответственности, социальные программы, социальная организация корпораций.
В статье отражена актуальность одной из задач стратегической инициативы НГДУ «Ямашнефть» - корпоративная социальная ответственность, которая является неотчуждаемой частью в социальной политике и экономической независимости компании. Успешная социальная политика компании - это результат согласованных действий, обеспечивающих достижения таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.
Keywords: corporate social responsibility, petrochemical complex, principles of corporate social responsibility, social programs,
social organization of corporations.
Relevance of one ofproblems of a strategic initiative of NGDU «Yamashneft» - corporate social responsibility which is inaliennable part in social policy and economic independence of the company is reflected in article. Successful social policy of the company is a result of the coordinated actions providing achievements of such indicators of social responsibility which meet the international standards and the principles in the field of a sustainable development.
Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. Недостаток комплексных научных разработок в области современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной власти и общества. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности.
Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Ямашнефть» - одно из стабильно развивающихся подразделений ОАО «Татнефть». Правильно выбранная стратегия развития данного управления в области разработки месторождений, сбора и транспортировки нефти, сервисного производства и организации труда позволила за последние десятилетия добиться положительной динамики.
В этих условиях особое значение для НГХК приобретает определение и увеличение макроэкономического эффекта - положительного результата деятельности корпорации, не находящего прямого отражения в его прибыли.
Этот эффект включает:
- увеличение доли «человеческого капитала» и в связи с этим социального потенциала регионов, в которых действует корпорация;
- рост регионального и национального научно-технического потенциала, повышение восприимчивости к нововведениям;
- улучшение делового и инвестиционного климата, в том числе для развития малых и средних предприятий, выполняющих заказы корпораций и работающих по субподрядам;
- повышение деловой репутации корпорации и национального бизнеса в целом в связи с международным признанием ее информационной открытости, социальной ответственности и корпоративной культуры;
- сокращение государственных расходов на административное управление и контроль, выплату пособий по безработице, охрану общественного порядка, защиту окружающей среды в связи с развитием в регионах социальных и регулирующих функций корпораций, что позволяет сократить государственный аппарат, уменьшить налоги, ускорить развитие региональной рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, предпринимательского климата;
- углубление региональной экономической интеграции и взаимовыгодных мирохозяйственных связей путем создания транснациональных корпораций, обеспечивающих больший эффект, чем межгосударственные соглашения об экономическом сотрудничестве.
Основные положения, выражающие природу и сущность деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании определяются принципами, формирующиеся в рамках общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами [1].
Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать
программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов.
Можно выделить следующие принципы корпоративной социальной ответственности:
1. Открытость:
- прозрачность (транспарентность). Принципы ведения социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими и понятными;
- публичность. Любая информация о корпоративной социальной ответственности, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности;
- достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о корпоративной социальной ответственности;
- диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми заинтересованными сторонами, обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.
2. Системность:
- направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ;
- единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности Компании на внешний мир;
- единство в пространстве. Универсальные принципы корпоративной социальной ответственности для всех региональных подразделений Компании;
- регулярность. Отказ от единичных и фрагментарных акций в пользу планомерных программ и проектов в рамках в зафиксированных приоритетных направлений корпоративной социальной ответственности;
- интегрированность. Проникновение принципов корпоративной социальной ответственности во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех иерархических уровнях.
3. Значимость:
- актуальность. Реализуемые программы корпоративной социальной ответственности должны быть своевременны и востребованы;
- масштабность. Программы корпоративной социальной ответственности должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны для общества в целом;
- эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ подлежат регулярной оценке и учету.
4. Недопущение конфликтов:
- политическая неангажированность. Неучастие в предвыборных кампаниях, поддержке политических партий или отдельных политических деятелей;
- отказ от поддержки националистических движений;
- отказ от поддержки фан-клубов. В том числе спортивных, музыкальных или иных моло-
дежных течений, противопоставляющих себя остальным [2].
НГДУ «Ямашнефть» обращает особое внимание на повышение уровня социальной ответственности в таких областях своей деятельности, как научно-техническая, экологическая, кадровая и социальная политика, развитие корпоративной культуры, культуры труда и этики бизнеса, содействие формированию гражданского общества и благоприятного делового климата в регионе.
Изменение структуры факторов экономического роста в постиндустриальном информационном обществе делает актуальной проблему корпоративного гражданства (corporatecitizenship), т.е. развития многосторонних связей между компанией, ее сотрудниками, государством, местным самоуправлением, некоммерческими организациями потребителей и другими институтами гражданского общества. Речь идет не о благотворительности в прежнем понимании этого слова, а о социальном маркетинге, позволяющем повысить деловую репутацию фирмы (goodwill), воспитать ее будущих работников и клиентов.
Все эти задачи требуют разработки системы показателей для оценки макроэкономического эффекта деятельности корпорации, который по основному своему содержанию, выступает как социальный. Перспективность развития современных корпораций в данном направлении подтверждается опытом НГДУ «Ямашнефть» последнего десятилетия.
Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это означает, что компания действует по принципам социальной ответственности и осуществляет комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании [3].
Кодекс корпоративной социальной ответственности - документ, в котором компания добровольно и в инициативном порядке закрепляет свои обязательства перед обществом. Обязательства, предусмотренные кодексом, не должны нарушать требования законодательства, рассчитаны на долгосрочное взаимовыгодное партнерство с государством, обществом и бизнесом.
Кодекс корпоративной социальной ответственности применяется в рамках общей системы корпоративного управления для более эффективного контроля нефинансовых рисков и максимально эффективного использования возможностей, сильных сторон и ресурсов компании.
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти [4]:
1) участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты, а также содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями);
2) поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;
3) помощь в организации культурно - досу-говой деятельности;
4) проведение образовательных проектов для населения;
5) поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;
6) поддержка незащищённых групп населения.
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В некоторых случаях внешняя социальная политика фирмы способствует устранению провалов государства в определенных направлениях социальной сферы; зачастую муниципальные и региональные власти согласуют и даже перекладывают значительную часть социальной нагрузки на предприятия [5].
Таким образом, эффективная корпоративная социальная ответственность на предприятиях неф-тегазохимического комплекса возможна только при ряде условий:
1) возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, ответственность не может быть обязанностью;
2) ответственность - это и понимание последствий самостоятельно принятых решений -следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;
3) способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;
4) желание принимать решения, способствующие развитию общественных ценностей при имеющихся на предприятии нефинансовых ресурсах.
Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.
Литература
1. Кричевский, Н.А. Корпоративная социальная ответст-венность/Н.А. Кричевский. - М: Дашков и К, 2008 - 350 с.
2. Социальный менеджмент /С. Д. Ильенкова [и др.]. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008 - 300 с.
3. Деревянченко, А.А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России/ А.А. Деревянченко - М.: Социальные отношения, 2008 с. - 287 с.
4. Вагизова, Н.Г. Развитие внешней корпоративной социальной ответственности в нефтегазохимическом комплексе (по материалам ОАО «ЛУКОЙЛ»)/ Н.Г. Вагизова// Вестник Казанского технологического университета. - Казань, 2013. - №.24 - С. 200-201.
5. Вагизова, Н.Г. Система внутренней социальной ответственности на нефтехимических предприятиях/ Н.Г. Вагизова// Вестник Казанского технологического университета. - Казань, 2013. - №.24 - С. 205-206.
© Н. Г. Вагизова - ст. препод. каф. экономики КНИТУ; Г. Х. Яруллина - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, [email protected].
© N. G. Vagizova - The senior teacher Department of economy of KNITU; G. Kh. Yarullina - The senior teacher Department of economy of KNITU, [email protected].