Научная статья на тему 'Социальная оценка качества контингента военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооруженных силах РФ'

Социальная оценка качества контингента военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооруженных силах РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / СЕРЖАНТСКИЙ СОСТАВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Морозова Анна Валентиновна, Фомин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная оценка качества контингента военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооруженных силах РФ»

35. Анализ структуры и динамики расходов населения РФ/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Наука молодых - будущее России/ сборник научных статей международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3 томах. Юго-Западный государственный университет. 2016. С. 260-264.

36. Внутренний государственный долг РФ/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития, сборник научных статей 6-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 204-207.

Paykovich Petar Radoslavovich, docent (e-mail: [email protected])

Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.

PROBLEMS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article answers the actual theoretical questions connected with the problems of the pension system of the Russian Federation.

Keywords: Pension provision, social protection, social risks, social insurance.

СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОНТИНГЕНТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ Морозова Анна Валентиновна, к.соц.н., начальник отдела (e-mail: [email protected]) Фомин Александр Юрьевич, студент

Брянский государстенный технический университет, г.Брянск, Россия

В данной статье анализируются результаты социологического опроса, проведенного авторами по проблемам становления и функционирования системы комплектования воинских подразделений рядовым и сержантским составом в добровольном порядке (по контракту).

Ключевые слова: контрактная служба, Вооруженные Силы РФ, денежное довольствие, военная служба, сержантский состав.

Введение

В последние два десятилетия модернизация Вооруженных Сил (ВС) России имеет ярко выраженную позитивную динамику: утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. При этом на сегодняшний день вопрос перевооружения ВС РФ к 2018 году все еще остается открытым.

Принципиально важным этапом реформирования стало уменьшение к 2008 году контингента военнослужащих, реализованное по решения Министерства обороны РФ. Наибольшее по численности сокращение было проведено среди офицерского состава - примерно 300 тысяч человек, таким образом, численность офицерского состава сократилась почти в два раза. Реформа военного образования заключалась и в сокращении некото-

рых военных институтов и университетов, а на их месте под административным подчинением Министерства обороны были сформированы научные центры.

Впоследствии руководством страны оптимизация кадрового состава ВС РФ была признана неудачной. Действия военного ведомства привели к ряду проблем, в том числе и к тому, что профессиональная часть младшего состава командования армии была полностью ликвидирована.

В настоящее время специалисты признали провальной, например, программу замены прапорщиков сержантами. Кроме того, ожидается, что к 2018 году прапорщики как группа военнослужащих вернутся в части, причем в необходимом численном составе. Уже к началу 2018 года в планах военного ведомства увеличить численность российской армии: общее число офицеров составит 220 тысяч человек, прапорщиков и мичманов - примерно 50 тысяч человек, военных-контрактников - 425 тысяч человек, срочников - 300 тысяч человек. Значительное количество военнослужа-щих-срочников свидетельствует о востребованности на государственном уровне этой профессии [1].

Второй этап реформации, включающий в себя решение вопросов социального характера, был направлен на реализацию следующих направлений: обеспечение жильем военнослужащих, увеличение их материального довольствия, повышение их квалификации и профессиональной подготовки.

На данный момент количество военнослужащих, не обеспеченных жильем, по сравнению с 2009 годом, существенно снизилось. Ликвидация очереди на жилье, согласно плану Министерства обороны, должна была завершиться к 2013 году. При этом в первые годы второго этапа данный вопрос успешно решался, однако с 2012 года численность необеспеченных собственным жильем военнослужащих снова стала расти: запланированное не было претворено полностью в жизнь по ряду экономических причин. В таких условиях ведомство приняло единственно верное решение: вместо жилья предоставить военнослужащим-очередникам единовременную денежную выплату, позволяющую им самостоятельно решить эту проблему.

Повышение материального довольствия военнослужащих пришлось на 2012 год. Оклады были увеличены почти в 3 раза, также возросли военные пенсии. Все действующие до реформации надбавки и дополнительные выплаты были отменены, а вместо них ввели абсолютно новую систему дополнительных выплат [2].

Согласно реформе профессиональной переподготовки все военнослужащие контрактной службы, были обязаны в этот период пройти специальные «курсы выживания», направленные на повышение квалификации. Переподготовка офицеров проводится при назначении военнослужащего на должность.

В настоящее время проходит уже третий этап реформы перевооружения ВС России. По состоянию на 2016 год общая доля новых вооружений в Вооруженных Силах РФ составила 47%, что превосходит плановый пока-

затель (30%).

Результаты социологического опроса по проблемам становления и функционирования системы комплектования воинских подразделений рядовым и сержантским составом в добровольном порядке (по контракту)

Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации рядовым и сержантским составом является в настоящее время главным приоритетом деятельности Министерства обороны Российской Федерации. Это предполагает увеличение в составе Вооруженных Сил числа профессионалов-контрактников. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации численность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, к 1 января 2017 г. должна составить 425 тыс. чел. (из общей численности 1 млн. чел.).

Авторами в 2016-2017 гг. был проведен социологический опрос среди участников сбора Воинской части № 74056 (номер - условный), целью которого стало изучение текущих проблем становления и функционирования системы комплектования воинских подразделений рядовым и сержантским составом в добровольном порядке (по контракту).

Анализ результатов опроса показал, что в настоящее время социальные факторы, призванные обеспечивать привлекательность военной службы по контракту, оцениваются участниками сбора неоднозначно, хотя они и признают, что в этой области военного строительства сделано немало полезного.

Треть (36%) опрошенных участников сбора считают, что существующие условия прохождения военной службы по контракту способствуют повышению ее привлекательности и позволяют привлечь на контрактную службу необходимый по численности контингент.

ш Обеспечивают

■ Скорее обеспечивают шНе обеспечивают

■ Скорее не обеспечивают

Рисунок 1 - Распределение мнений респондентов по вопросу об оценке привлекательности социальных условий для потенциальных кандидатов, желающих проходить военную службу по контракту на рядовых и сержантских должностях, %

Примерно столько же (34%) участников сбора высказали сомнения в действенности усилий со стороны руководства воинской части, направленных на создание оптимальных условий для прохождения военной

службы по контракту, а около 30% опрошенных из числа участников сбора даже считают, что созданные социальные условия не обеспечивают устойчивость системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (рисунок 1).

Главной причиной, снижающей привлекательность военной службы по контракту на рядовых и сержантских должностях, большинство (66%) участников сбора назвало отсутствие служебного жилья для указанной категории военнослужащих.

К дестабилизирующему фактору, по мнению 49% участников сбора, следует отнести и сравнительно низкий размер денежного довольствия военнослужащих в первый год их службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

По оценкам участников сборов также существенно ослабляют привлекательность военной службы:

- нарушение регламента служебного времени (30%);

- проблемы, связанные с трудоустройством супруги (19%);

- отмена оплаты транспортных расходов к месту проведения отпуска и обратно (18%);

- неразвитость социальной инфраструктуры военных городков (17%);

- несовершенство медицинского и санаторно-курортного обеспечения для военнослужащих и членов их семей (12%);

- нарушение условий контракта должностными лицами (8%) и др. (рис. 2).

Условия контракта

Неопределенность карьерного роста

Медицинское и санитарно-курортное обеспечение

Неразвитость социальной инфраструткуры Оплата проезда месту отпускай обратно Трудоустройство супруги Нарушение регламента служебного времени Размер денежного довольствия Предоставление служебного жилья

30°/«

49%

6%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рисунок 2 - Распределение мнений респондентов по вопросу о наличии факторов, снижающих привлекательность военной службы по контракту на рядовых и сержантских должностях, %

Анализ данных социологического опроса свидетельствует о том, что для дальнейшего совершенствования системы комплектования «Воинской части № 74056» рядовым и сержантским составом требуется принятие мер по дальнейшему повышению мотивации военной службы по контракту для указанной категории военнослужащих.

Например, участники сбора констатировали, что наличие служебного жилья является главным условием обеспечения набора военнослужащих по контракту.

Также совершенствования требует и вопрос о размере денежного довольствия. Если каждый пятый (22%) участник сбора оценивает нормы существующего денежного довольствия для военнослужащих по контракту как высокие, то более половины (56%) опрошенных, напротив, назвали их средними, а каждый пятый (21%) указал на их низкий уровень. Почти две трети (64%) опрошенных участников сборов оптимальным считают размер денежного довольствия, находящийся в интервале 35-50 тыс. руб. (рис. 3).

20%

17%

12% 1

4% 6% ■

ш

от 20 до 25 от 25 до 30 от 30 до 35 от 35 до 40 от 40 до 45 тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс. руб тыс.руб.

Рисунок 3 - Распределение мнений респондентов об оптимальном размере денежного довольствия военнослужащего по контракту на должностях рядового и сержантского состава, %

По мнению участников сбора, для обеспечения мотивации к военной службе по контракту денежное довольствие должно составлять в среднем около 40-43 тыс. руб.

Опрошенные считают, что повышение денежного довольствия военнослужащих по контракту за счет дополнительных выплат, стимулирующих их стремление к военно-профессиональному совершенствованию, предоставление им служебного жилья, медицинского и санаторно-курортного лечения, улучшение социальной инфраструктуры военных городков, строгая регламентация служебного времени могут реально в ближайшей перспективе повысить престиж и привлекательность военной службы по контракту для потенциальных кандидатов, отвечающих самым высоким требованиям.

О наличии серьезных проблем с комплектованием войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, свидетельствует то, что около половины (46%) участников сбора заняли нейтральную позицию в оценке своей удовлетворенности сложившейся системой комплектования. В то же время 40% опрошенных указали на то, что их не устраивает проводимая работа по отбору контрактников на военную службу (рис. 4).

Абсолютное большинство (87%) принявших участие в опросе участников сбора считают необходимым повысить престиж военной службы по контракту, для чего более четко обозначить перспективы карьерного роста при заключении военнослужащим второго и последующих контрактов.

Полностью удовлетворен

Рисунок 4 - Распределение мнений респондентов о степени удовлетворенности работой, проводимой руководством воинской части по отбору и подготовке военнослужащих-контрактников, %

Военно-профессиональными ориентирами, по их мнению, могут стать получение сержантского звания или целевое обучение в высшем военно-учебном заведении Минобороны России по профилю исполняемых должностных обязанностей.

Заключение

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Основой организационной структуры военной части как социальной организации являются властно-управленческие отношения, установленные законодательные путем и строящиеся как по вертикали, обеспечивая реализацию принципа субординации, так и по горизонтали, обеспечивая реализацию принципа координации, что позволяет ей в полной мере выполнять следующие основные функции: социально-профессиональную, социально-техническую, управленческую, психолого-педагогическую, соци-

ально-культурную, социально-бытовую и т.д. Основным видом деятельности военной части как социальной организции является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности населения и государства.

2. Социологический опрос по проблемам становления и функционирования системы комплектования воинских подразделений рядовым и сержантским составом в добровольном порядке (по контракту) показал, что повышение денежного довольствия военнослужащих по контракту за счет дополнительных выплат, стимулирующих их стремление к военно-профессиональному совершенствованию, предоставление им служебного жилья, медицинского и санаторно-курортного лечения, улучшение социальной инфраструктуры военных городков, строгая регламентация служебного времени могут повысить престиж и привлекательность военной службы по контракту для потенциальных кандидатов, отвечающих самым высоким военно-профессиональным требованиям.

3. Система социально-профессиональной мотивации развития профессионального потенциала военнослужащих является ведущим интегрирующим фактором как для обучения в высшем военном учебном заведении, так и для последующего профессионального развития военных специалистов.

Список литературы

1.Черкасова Н.В. Контрактная военная служба - служение Отечеству или способ заработать?/ Н.В. Черкасова, Г.Г. Монахов, С.Т. Исаева //Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - №1 (17). - С. 121-124.

2. Уразбахтин, Ю. Г. Реформирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил России / Ю. Г. Уразбахтин // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III междунар. науч. конф. - Уфа, 2014. - С. 77-79.

Morozova Anna, Cand. Sociol. Sciences, Head of Department (e-mail: [email protected]) Bryansk State Technical University, Bryansk, Russia Fomin Alexander, Student

Bryansk State Technical University, Bryansk, Russia

SOCIAL ASSESSMENT OF THE QUALITY OF THE CONTINGENT OF THE MILITARY SERVICE ON THE CONTRACT IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. This article analyzes the results of a sociological survey conducted by the authors on the problems of the formation and functioning of the system of manning military units by the rank and file sergeant under a contract..

Keywords: contract service, the armed forces of the Russian Federation, monetary allowance, military service, sergeant's staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.