Аудит персонала в системе управления организацией
мира, и его становление характеризовалось целым рядом трудностей: отсутствием законодательной базы, методических материалов, научной литературы, квалифицированных кадров и пр. Тем не менее весьма вероятно, что в скором времени аудит персонала на отечественных предприятиях как универсальный метод исследований станет такой же необходимостью, как и аудит финансовый. Большая роль при этом будет принадлежать руководителям организаций, которые осознают важность подобных услуг.
Аудит персонала, как любой другой вид аудита, заканчивается написанием аудиторского заключения (отчёта), содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в ходе проверки, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления персоналом в организации.
Цель аудиторского заключения - баланс сильных и слабых сторон в работе с персоналом, а также определение угроз и выявление возможности их предотвращения.
Написание аудиторского заключения - основной аудиторский метод совершенствования текущей ситуации эффективности управления персоналом.
Поскольку в настоящее время аудит персонала не имеет законодательной основы, не контролируется и не регулируется государством, нам представляется возможным использовать жесткую форму написания аудиторского заключения, соответствующую положениям действующих нормативных актов и правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Наиболее важное свойство аудиторского заключения - возможность его использования для определения направлений усилий в будущем.
В заключение отметим, что аудит персонала формирует стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, позволяет построить конкурентоспособную организацию, которая может быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде и быть лидером в своей области деятельности.
УДК 657.471
Р.Г. Смелик
Омский государственный университет
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В АРМИИ РОССИИ
Military labor is considered as the integral part of the aggregated society labor, its specific subsystem which has common physiological basis with labor, refers to the service rendering sphere, and indicates the expediency and social needs. The state always is an indirect consumer of the military labor.
Рассматривая контрактную систему в армии, мы исходим из того, что военная служба является воинским трудом. Воинский труд понимается как неотъемлемая часть совокупного общественного труда, его специфическая подсистема, которая имеет общую с трудом физиологическую основу, относится к сфере производства услуг, характеризуется признаками целесообразности и общественной потребности. Опосредованным потребителем воинского труда всегда выступает государство.
В условиях современной российской действительности, государство удовлетворяет свой спрос на воинский труд путем привлечения потенциальных субъектов к занятию этим видом труда. При этом привлечение к воинскому труду государство осуществляет двумя путями. Первый путь - принудительный, в виде всеобщей воинской обязанности по призыву. Главные преимущества и недостатки этого пути - относительная дешевизна воинского труда, возможность создания массовой армии, относительно низкая квалификация воинского труда, серьезные проблемы с дисциплиной. Второй путь -привлечение в армию на добровольной основе, в виде службы по контракту. Мировой опыт доказал существенные преимущества данного способа. Это высокий профессионализм воинского труда, компактность и мобильность вооруженных сил. В связи с этим, в проекте «Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» предусматривается разработка программы перехода к комплектованию воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу в основном по контракту [1].
© Р.Г. Смелик, 2003
93
Р.Г. Смелик
Переход к контрактной системе привлечения к воинскому труду вытекает из новых социальнополитических реалий, в которых Россия оказалась сегодня. В основе понимания этих реалий должны находиться национальные интересы России. Производной от этих интересов должны быть количественные и качественные параметры российской армии.
Учитывая изменения военно-политической обстановки, финансово-экономические возможности государства, с мая 1992 г. по январь 2002 г. общая численность армии и флота сокращена с 2 млн 822 тыс. до 1 млн 200 тыс. военнослужащих [1].
Попытаемся подробнее рассмотреть экономические проблемы перехода на контрактную систему привлечения к воинскому труду. В основе понимания проблем перехода на контрактную систему, на наш взгляд, находятся экономические возможности государства и наличие потенциальных субъектов воинского труда (рис.1).
Экономические возможности государства
Бюджет
/
Воинский труд в добровольном ^ порядке
Контракт
Потенциаль-_ ные субъекты воинского труда
Рынок
Рис. 1. Основные элементы контрактной системы
Экономические возможности государства выражаются в выделении части государственного бюджета на финансирование вооруженных сил (таблица 1).
Таблица 1
Динамика финансирования Вооруженных сил РФ, млрд руб.
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003
Закон о бюджете 115,26 216,91 247,2 282,4 346
Фактически выделено 112,54 205,19 247,2 - -
Исполнено (%) 97,6 94,6 100 - -
Источник: Отчет счетной палаты // Финансовый контроль. 2002. № 2.
С точки зрения распределения, возникает вопрос, какую часть выделенных средств направить на реализацию перехода на контрактную систему, а какую часть на все остальные нужды армии (технику, вооружения, инфраструктуру и т. д.). Для его решения правомерно обратиться к мировому опыту.
Вопрос о том, расходы какой страны взять для анализа, решим на основе исследования мировых военных расходов, которые к 2001 г. составили 812 млрд долл. (рис. 2).
млрд долл.
Рис. 2. Военные расходы ведущих стран мира Источник: Красная звезда. 2002. № 66. 12 апреля.
Таким образом, около 48 % расходов приходится на США. Проанализируем «Органическое строение военного бюджета Соединенных Штатов Америки» (таблица 2).
94
Некоторые подходы к экономическому анализу...
Расходы военного бюджета США, млрд долл.
Таблица 2
Категории расходов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Военный персонал 73,8 75,4 82,0 94,2 103,9 108,0 113,6 117,4
Эксплуатация и тех. обслуживание 108,1 107,9 127,5 150,2 140,8 146,9 152,2 155,1
Закупки ВВТ 55,0 62,1 61,1 68,7 74,7 79,1 86,9 98,9
НИОКР 38,7 40,8 48,4 53,9 57,0 60,7 58,9 58,0
Военное строительство 5,1 5,3 6,6 4,8 5,1 6,3 10,8 13,8
Жилье для семей 3,5 3,6 4,1 4,2 4,3 5,1 4,9 4,8
Другое 3,1 1,1 4,8 3,3 2,1 2,6 2,3 3,4
Всего МО 287,4 296,3 334,3 379,3 387,3 408,8 429,6 451,4
Источник: Красная звезда. 2002. № 66. 12 апреля.
В США основная форма привлечения к воинскому труду с 1973 г. - добровольная, на основе контракта. Доля расходов военного бюджета на контрактную систему представлена на рис. 3.
% военного бюджета США
27
26,5
26 *
25,5 *
25 /
24,5
24
23,5 *
23 —Ґ
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис. 3. Расходы на контрактную систему, %
Таким образом, доля расходов на содержание военного персонала, проходящего службу по контракту, колеблется от 24,8 % до 26,7 %.
Экстраполировав эти цифры на военный бюджет Российской Федерации, мы получили, что в 2003 г. на реализацию контрактной системы может быть затрачено примерно 25 % всех военных расходов, что составит около 86,6 млрд руб.
Для того чтобы выяснить, достаточно ли полученной суммы на содержание контрактной армии, необходимо подсчитать, во что обходится один контрактник.
Для определения реальных затрат в 2002-2003 гг. на базе 76-й воздушно-десантной дивизии проводится эксперимент по комплектованию воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту [2]. Денежное содержание с 1 января 2003 г. предполагается в размерах: рядовой контрактник - 3358 руб., сержант-контрактник - 4169 руб. [3].
Денежное содержание офицеров, проходящих военную службу по контракту складывается из оклада по званию и оклада по должности. Например, денежное содержание лейтенанта - командира взвода составит 680 руб. за звание и 1600 руб. за должность. К этим суммам необходимо добавить надбавки за выслугу, за сложность и напряженность, компенсацию за паек [4].
Таким образом, денежное содержание младшего офицера составит около 3,5 тыс. руб. в месяц. Денежное содержание полковника - командира полка составит около 5,5 тыс. руб. в месяц.
В современных армиях ведущих государств, таких как США, ФРГ, Англия, Франция соотношение офицерского и рядового состава составляет от 1:4 до 1:6 [5]. Если применять данный норматив к Российской армии, то мы получим, что на одного офицера приходится от четырех до шести рядовых-контрактников.
95
Р.Г. Смелик
На основании этих рассуждений гипотетически можно предположить, что контрактная армия в 1 млн 200 тыс. человек будет состоять из 200 тыс. офицеров и 1000 тыс. добровольцев-контрактников.
Подсчитаем примерные затраты на содержание офицеров-контрактников в год:
(3500^5500) • 200000 • 12 = 11 000 000 000 руб.
Средние затраты на офицерский состав в год составят около 11 млрд руб.
Средние затраты на рядовой состав можно подсчитать: (3358^4169) • 1 000 000 • 12, что составит около 48 млрд руб.
Таким образом, суммарные затраты на денежное содержание контрактной армии по численности сегодняшнего дня составят около 60 млрд руб.
Если рассчитанный нами контрольный норматив на военный персонал в 25 % от военных расходов (86,6 млрд руб.) сравнить с затратами на денежное содержание контрактников (60 млрд руб.), то может сложиться впечатление, что экономических возможностей государства на содержание контрактной системы вполне достаточно.
На самом деле ситуация крайне сложная. Общие затраты одной только 76-й воздушно-десантной дивизии определены Правительством РФ в сумме 2 млрд 673 млн руб. в год [3]. Эти затраты складываются:
1. 530 млн руб. - все виды довольствия контрактников, включая денежное.
2. 213 млн руб. - на вооружение и военную технику.
3. 241,7 млн руб. - на боевую подготовку.
4. 1728 млн руб. - на капитальное строительство.
Расходы на перевод одной дивизии на контрактную систему (рис. 4) показывают, что затраты на денежное довольствие не являются основными.
Если данную структуру расходов на перевод одной дивизии на контрактную систему перенести на вооруженные силы в целом, то получим следующую картину:
- денежное содержание - 60 млрд руб. (19 %);
- вооружение и военная техника - 22 млрд руб. (8 %);
- боевая подготовка - 25 млрд руб. (9 %);
- капитальное строительство - 208 млрд руб. (64 %).
□ денежное довольствие
□ боевая подготовка
□ вооружение и военная техника
□ капитальное строительство
Рис. 4. Структура расходов на перевод дивизии на контрактную систему
Таким образом, затраты на переход к контрактной системе составят 315 млрд руб. Если сравнить эту цифру с военным бюджетом 2002 г. (282,4 млрд руб.), то становится ясно, что экономических возможностей государства на переход к добровольной системе воинского труда явно недостаточно.
Если посмотреть на проект военных расходов 2003 г. (346 млрд руб.) и учесть, что в структуру военного бюджета входят еще расходы на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, на военное образование, на пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих, на закупки новых видов техники и вооружений и ряд других важных расходов, становится очевидным вывод: в ближайшие годы экономических возможности России на переход к добровольной системе привлечения к воинскому труду по контракту будет недостаточно.
Рассмотрим другой фактор, оказывающий влияние на формирование контрактной системы, - состояние рынка труда. Определяя воинский труд как специфическую подсистему совокупного общественного труда, необходимо отметить, что привлечение к этому труду в добровольном порядке имеет ряд существенных особенностей.
Во-первых, работодателем выступает государство. Именно государство в лице Министерства обороны заключает контракт.
96
Некоторые подходы к экономическому анализу...
Во-вторых, заключая контракт о воинской службе, государство покупает не труд работника, а способность к воинскому труду потенциального субъекта.
В-третьих, условия контракта имеют ряд жестких ограничений и предъявляют к потенциальному субъекту ряд требований. Контракт строго фиксирован по времени действия: 3, 5, 10 лет. Контракт могут заключать лица, имеющие возрастные ограничения 18-40 лет. Контракт заключают лица, прослужившие в армии по призыву не менее 12 месяцев.
В-четвертых, сегодня правомерно говорить о рынке воинского труда [6]. Потенциальным субъектам, намеревающимся профессионально заняться военной деятельностью, необходимо четко представлять, каким товаром они обладают, каков на него реальный спрос, как этот спрос будет развиваться в дальнейшем, какова социально-экономическая природа товара «военная рабочая сила», какие факторы влияют на развитие рынка воинского труда. Необходимо хорошо понимать товарные свойства военной рабочей силы (таблица 3).
Таблица 3
Свойства товара «военная рабочая сила»
Потребительная стоимость Стоимость
1. Способность создавать полезную для общества военную услугу 1. Определяется стоимостью воспроизводства военной рабочей силы, стоимостью средств существования военнослужащего и членов его семьи
2. Профессиональный носитель и собственник ее - военный человек 2. Денежное содержание военнослужащего есть денежная форма стоимости товара «военная рабочая сила» - своеобразная разновидность зарплаты
3. Качества военной услуги познаются всем обществом в процессе ее потребления 3. Цена (или заработная плата) военной рабочей силы определяется соотношением между спросом на военную рабочую силу и предложением ее на рынке военного товара
4. Усложнение военного дела представляет повышенные требования к собственнику военной рабочей силы 4. Вследствие ряда причин имеет тенденцию к повышению
5. Способ потребления военной рабочей силы определяется закономерностями вооруженной борьбы и принципами ее ведения 5. Может быть не реализована
6. Состояние безработицы противопоказано 6. Зависит от динамики стоимости жизненных средств
На наш взгляд, контрактная система воинского труда имеет специфические экономические отношения по поводу способностей работника к труду. Мы исходим из известного определения рабочей силы, которое дает К. Маркс в своем труде «Капитал»: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [7 с. 178]. В центре экономических отношений находится простая схема (рис. 5):
Стоимость Цена Заработная плата
рабочей силы рабочей силы и социальные трансферты
Рис. 5. Формирование затрат на рабочую силу
Стоимость рабочей силы как объективной категории в полной мере относится к воинскому труду и определяется общественно необходимыми издержками на товары и услуги, обеспечивающими ее воспроизводство [8, с. 84].
Цена рабочей силы является денежным выражением стоимости рабочей силы. С точки зрения экономики труда, цена рабочей силы должна включать в себя следующие элементы:
1. Основная заработная плата.
2. Выплаты социального характера.
3. Услуги учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
4. Дополнительные услуги работодателя.
5. Доходы от домашних и личных хозяйств.
6. Доходы от предпринимательской деятельности. [8, с. 85]
Особенности характера и содержания воинского труда позволяют утверждать, что цена рабочей силы субъекта воинского труда состоит, главным образом, из денежного довольствия. Таким образом, экономические отношения в условиях контрактной системы воинского труда строятся по схеме (рис. 6):
97
Р.Г. Смелик
Стоимость Цена Денежное содержание
рабочей силы рабочей силы контрактника
Рис. 6. Формирование затрат на рабочую силу контрактника
Стоимость рабочей силы выступает экономической границей при установлении государством минимальной заработной платы, прожиточного минимума.
Для того, чтобы увидеть, насколько «расходятся» цена и стоимость рабочей силы в воинском труде, необходимо сравнить денежное содержание контрактников с определенным Правительством РФ прожиточным минимумом для семьи из трех человек. По данным на июнь 2002 г., и принимая во внимание отдельные льготы для военнослужащих, эта цифра составляет 3914 руб. [3]. Вот и выходит, что «зарплата» сержанта-контрактника (4169 руб.) оказывается чуть выше прожиточного минимума для семьи из трех человек, а вот рядового (3358 руб.) - ниже.
Таким образом, цена рабочей силы субъектов воинского труда явно отстает от стоимости.
Если учесть вышеизложенное, а также содержание воинского труда и его отличие от труда гражданского, уровень доходов в основных отраслях экономики и предпринимательстве, то напрашивается неутешительный вывод, что в существующих условиях на контрактную службу в армии предложение со стороны потенциальных субъектов будет дефицитным.
Первый опыт привлечения к воинскому труду в добровольном порядке с 1998 г. подтверждает этот вывод. В соответствии с контрактной системой, офицер имеет возможность уволиться через 5 лет после окончания военного вуза. Однако к 2002 г. резко увеличился масштаб досрочного увольнения молодых офицеров с военной службы. В результате численность увольняемых офицеров в 2-3 раза превышает расчетные показатели убыли. Положение усугубляется ростом отчисления курсантов из военно-учебных заведений, который за последнее десятилетие вырос не менее чем в 2 раза. При сохранении этих тенденций прогнозируемая укомплектованность офицерами Вооруженных сил РФ только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит в перспективе не более 50 % [9]. Что касается добровольцев-контрактников на младших должностях, то их сегодня не хватает для ведения боевых действий на Северном Кавказе. К боевым действиям привлекаются военнослужащие по призыву. Сложившиеся условия перехода к добровольной системе привлечения к воинскому труду требуют решения ряда задач (таблица 4).
Таблица 4
Основные задачи перехода к добровольной системе [10]
Характер задач Содержание
Научно-теоретические - обоснование необходимости реформирования системы комплектования ВС РФ; - разработка концептуальных основ и положений реформирования; - определение организационных направлений, мер, вариантов и временных этапов проведения мероприятий
Организационно- правовые - переработка нормативно-правовых документов; - формирование нормативной базы службы по контракту; - юридическое оформление контрактов и контроль их выполнения, правовая поддержка гарантий военнослужащим
Военно- экономические - поддержание достаточного количества военнослужащих запаса; - повышение боеспособности воинских частей и соединений; - оптимизация штатов и численности воинских частей и подразделений; - профессионализация подготовки младших командиров и специалистов; - обоснование норм обеспечения и содержания военнослужащих; - финансирование мероприятий перехода ВС на добровольную основу; - развитие инфраструктуры обеспечения военной службы по контракту
Социально- психологические - формирование привлекательного образа ВС; - поддержание высокого социального статуса военнослужащего; - организация эффективной рекламы военной службы; - повышение качества профессионально-психологического отбора кандидатов; - совершенствование системы военно-профессиональной ориентации, укрепление воинской дисциплины
Организационно- технические - реорганизация структуры и функций органов комплектования; - перестройка планирования и управления комплектованием; - совершенствование системы подготовки военнослужащих; - автоматизация документооборота и процессов управления комплектованием
98
Некоторые подходы к экономическому анализу...
Опыт перевода вооруженных сил в ряде стран на добровольный способ комплектования рядовым и сержантским составом показал, что это длительный планомерный процесс, разделенный на определенные временные периоды выполнения мер политического, правового, экономического и организационного характера. В зависимости от решаемых задач, его условно можно разделить на несколько этапов (рис. 7).
Подготовительный этап - разработка федеральной программы перехода; - разработка федерального закона; - проведение комплексных исследований; - разработка финансово-экономического обеспечения; - создание привлекательных условий; - перестройка системы подготовки командиров; - совершенствование системы профессиональной ориентации
І
Исполнительный этап - увеличение количества должностей для добровольцев; - сокращение количества должностей для призывников; - укомплектование ВС добровольцами; - реорганизация системы военно-профессиональной подготовки; - реорганизация органов военного управления; - контроль и управление выполнения программы перехода; - совершенствование системы профессионального отбора; - оценка эффективности программы
t
Завершающий этап - оптимизация структуры и штатного состава воинских частей с учетом их комплектования рядовым и сержантским составом на добровольной основе (по контракту)
Рис. 7. Этапы перехода к добровольной системе
В научной литературе обсуждаются несколько различных вариантов перехода к комплектованию ВС РФ военнослужащими. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в ближайшие 10 лет привлечение к воинскому труду будет носить двойственный характер: принудительный и добровольный. В ближайшие 3-5 лет преобладающей останется принудительная форма привлечения к воинскому труду, по призыву, в виде обязанности. В дальнейшем эта тенденция должна измениться в сторону приоритета добровольной службы, по контракту. 1
1. Иванов С. Мы наследники славы... // Красная звезда. 2002. № 79. 7 мая.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2002 года № 842-р // Собрание законодательства РФ. М., 2002. №26. Ст. 2618. С. 6837.
3. Путилин В. Будущее за профессионалами // Красная звезда. 2002. № 113. 28 июня.
4. Постановление Правительства РФ «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» от 26 июня 2002 г. № 462 // Собрание законодательства РФ. М., 2002. №26. Ст. 2603. С.6787-6792.
5. Кужилин В. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооруженных сил // Зарубежное военное обозрение. 2001. № 2.
6. Федоров Г.С. Экономические основы жизнедеятельности человека // Военная мысль. 1992. № 2. С. 77-80.
7. Маркс К. Капитал. Т. 1. Отд. 2. Гл. 4. М., 1983.
8. ЕловиковЛ.А. Социальная политика: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. 288 с.
9. Панков Н. Стратегия военной школы // Красная звезда. 2002. № 101. 8 июня.
10. Фёдоров В., Кобызев О., Байбородин В. Об этапах и вариантах перехода Вооруженных сил на добровольный способ комплектования // Военная мысль. 2002. № 2.
99