Научная статья на тему 'Социальная напряженность в местах лишения свободы как фактор, детерминирующий совершение преступлений'

Социальная напряженность в местах лишения свободы как фактор, детерминирующий совершение преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / СИТУАЦИЯ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / БЕЗРАБОТИЦА / ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ / ПСИХО-ЭМОЦИО-НАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / ВОЙНА / СОЦИАЛЬНОЕ БЕДСТВИЕ / SOCIAL TENSION / SITUATION OF NATURAL DISASTER / DEMOGRAPHIC CRISIS / UNEMPLOYMENT / TECHNOLOGICAL ACCIDENTS AND DISASTERS / PSYCHO-EMOTIONAL DISCOMFORT / WAR / SOCIAL DISASTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларин Василий Анатольевич

В статье раскрывается понятие социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений в её условиях, специфика их общественной опасности, причин и условий, а также общесоциальных мер, способных оптимизировать процесс нейтрализации социальной напряженности, возникающей в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларин Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social tensions in places of confinement as a factor determining the commission of crimes

In the article the concept of social tension as determination basis of crime committing, the specifics of public danger, causes and conditions, as well as general social measures that will optimize the neutralization of the social tensions arising due to the demographic crisis, unemployment, recession, mass population migration and other phenomena have been revealed.

Текст научной работы на тему «Социальная напряженность в местах лишения свободы как фактор, детерминирующий совершение преступлений»

УДК 343.2/7 ББК 67.99(2)8 Л-25

Ларин Василий Анатольевич, соискатель, руководитель отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Республике Адыгея, e-mail: [email protected].

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

КАК ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(рецензирована)

В статье раскрывается понятие социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений в её условиях, специфика их общественной опасности, причин и условий, а также общесоциальных мер, способных оптимизировать процесс нейтрализации социальной напряженности, возникающей в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

Ключевые слова: Социальная напряженность, ситуация стихийного бедствия,

демографический кризис, безработица, техногенные аварии и катастрофы, психо-эмоцио-нальный дискомфорт, война, социальное бедствие.

Larin Vasily Anatoljevich, seeker, head of the investigation department of the Investigation Committee of the ICR in the RA, e-mail: [email protected].

SOCIAL TENSIONS IN PLACES OF CONFINEMENT AS A FACTOR DETERMINING

THE COMMISSION OF CRIMES

(Reviewed)

In the article the concept of social tension as determination basis of crime committing, the specifics of public danger, causes and conditions, as well as general social measures that will optimize the neutralization of the social tensions arising due to the demographic crisis, unemployment, recession, mass population migration and other phenomena have been revealed.

Keywords: social tension, situation of natural disaster, demographic crisis, unemployment, technological accidents and disasters, psycho-emotional discomfort, war, social disaster.

Прежде, чем говорить о социальной напряженности в местах лишения свободы, следует определить её сущность, тем более, что в юридической литературе данное понятие не разрабатывалось, за исключением административно-правовой литературы, где говорится о режиме чрезвычайного положения, при котором угроза безопасности государства исходит от внутренних социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и режиме военного положения, призванного обеспечить вооруженную защиту государства от внешней агрессии. В качестве основания для введения режима чрезвычайного положения в научном обороте используется понятие - «социальное бедствие». Оно включает в себя совокупность не только природных, техногенных и биологических факторов, но и социальных бедствий. В широком смысле понятие «социальное бедствие» означает: резкий спад производства, гиперинфляцию, голод, снижение уровня рождаемости, массовую миграцию населения, массовое неповиновение осужденных, массовые беспорядки, вооруженные мятежи, напряженность или апатию в обществе и т.д.

Ситуация острой социальной напряженности, на наш взгляд, может иметь место в различных сферах деятельности. Она представляет собой опасное состояние окружающей среды, вызываемое явлениями и процессами природного, техногенного или социального характера, нарушающими нормальный уклад жизни населения, безопасность его функционирования и развития, создающие криминогенные ситуации на определенной территории в определенный период времени.

Наиболее опасные формы её проявления фиксируются в местах лишения свободы, которые носят локальный характер, являются результатом неправомерного поведения лиц, отбывающих наказание. Как правило, их преступные действия направлены на сотрудников учреждения исполнения наказания, носят агрессивный и бескомпромиссный характер. При этом лица, проявляющие массовое неповиновение, внутренне готовы на самоуничтожение ради достижения преступного результата.

На сегодняшний день в местах лишения свободы работает 344,7 тыс. человек. На 1 июля 2011 г. в учреждениях УИС содержалось 793,3 тыс. человек, 1773 чел. отбывает пожизненный срок. Наибольшее количество преступлений в местах лишения свободы совершается в исправительных колониях, где

содержится основная часть осужденных, наименьшее - в тюрьмах, что обусловлено самыми строгими условиями содержания в них по сравнению с другими исправительными учреждениями. В частности, из 908 преступлений, совершенных в 2009 г. в местах лишения свободы, 893 (98,35%) зарегистрировано в исправительных колониях, 11 (1,21%) - в воспитательных и только 4 (0,44%) - в тюрьмах. За 20102011 годы осужденные были распределены по исправительным учреждениям следующим образом: исправительные колонии - 729 598 (98,63%), воспитательные колонии - 6392 (0,86%), тюрьмы - 3764 (0,51%) человека.

A.А. Кулакова справедливо обращает внимание на то, что гуманизация российского уголовного законодательства способствовала тому, что сократилось количество граждан, лишенных свободы, и, как следствие, качественно ухудшился социально-демографический состав осужденных. В настоящее время в пенитенциарных учреждениях сосредоточены наиболее запущенные в социальном плане граждане. Преобладают осужденные с устойчивым антиобщественным настроением, имеющие значительные сроки наказания, ориентированные на деструктивное поведение, поддержание и насаждение воровских традиций, что, безусловно, отразилось на общей картине пенитенциарной преступности.

B.В. Смирнов отмечает «по характеру, степени общественной опасности и тяжести последствий преступления в местах лишения свободы способны нанести непоправимый ущерб личности и ее важнейшим благам. Наиболее опасным в этом аспекте следует считать рецидив насилия, при котором лицо, осужденное за совершение насильственного преступления и отбывающее в связи с этим наказание в местах лишения свободы, вновь совершает насильственное преступление. Такие рецидивные преступления, связанные с насилием против личности, представляют относительно самостоятельную часть пенитенциарной преступности, характеризующейся устойчивостью преступной деятельности ранее судимых лиц, совершающих преступления, в которых насилие является основным или же существенным элементом достижения преступной цели».

Соответственно, социальная напряженность в местах лишения свободы может выражаться в форме своеобразного протеста против условий пребывания, притеснений со стороны администрации пенитенциарного учреждения, так и являться циничной и прагматичной формой поведения, намеренно избираемой лицом.

Ю.М. Антонян отмечает, что социальная напряженность в местах лишения свободы в значительной мере определяется тем, что «осужденным присущи повышенная тревожность, страхи, беспокойство, ожидание угроз со стороны окружающего мира, который, как они полагают, часто бывает к ним жесток и унижает их. Вследствие этого они постоянно напряжены и готовы к обороне путем насилия. Физическое насилие является весьма доступным и весьма "дешевым" способом снятия стрессов и напряженности в качестве двигательной реакции и быстро может принести удовлетворение, особенно если оно направлено на обидчика, в котором так просто видеть концентрацию своих бед».

С одной стороны многие преступления в местах лишения свободы совершить невозможно. С другой стороны там совершаются такие преступления, которые невозможны в условиях свободы (побег, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и т.п.). Кроме того, уровень регистрируемой преступности в местах лишения свободы существенно отличается от ее реального состояния из-за высокой латентности.

Так, М.Ф. Костюк и М Н. Жарких отмечают, что подавляющую часть преступности осужденных в исправительных учреждениях составляют преступления против личности (убийства, доведение до самоубийства, причинение вреда здоровью, половые преступления), преступления против общественной безопасности и общественного порядка (захват заложника, массовые беспорядки, хулиганство), преступления против правосудия и порядка управления (побег из места лишения свободы, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества), по сути которые совершаются в условиях социальной напряженности. Поэтому причины данных преступлений должны быть объектом профилактического воздействия, нуждающегося в надлежащей организации и научно обоснованном построении.

Как справедливо отмечает А.А. Симанович, «первоочередной задачей любого государства, проводящего уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики правонарушений. Но это не только деятельность по выявлению и устранению (или нейтрализации) причин и условий преступлений, но и их компенсация, замена причинами и условиями нормативного, во всяком случае, правомерного, поведения».

Важную роль в предупреждении изучаемых преступлений играет индивидуальная воспитательная работа с осужденными, заключающаяся в стимулировании их послушного поведения

путем содержания на облегченных условиях, условно-досрочном освобождении, переведении в колонии-поселения, организации свободного времени осужденных и их досуга. Большое значение необходимо придавать вопросам получения осужденными общего образования и специальности, уделять внимание их духовно-нравственному воспитанию.

Одной из действенных мер предупреждения преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, в связи с возникновением ситуаций социальной напряженности, на территории исполнительных учреждений вводится режим особых условий на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Однако в таких ситуациях начальник исправительного учреждения неправомочен объявлять режим особых условий. Только в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, которое в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об их отмене.

В период действия режима особых условий в учреждении может быть приостановлена реализация осужденными ряда прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: права на свидание, получение бандеролей и посылок, телефонные разговоры, выезды за пределы ИУ и др. Наряду с этим может быть введен усиленный вариант охраны и надзора за осужденными, изменение распорядка дня, особый порядок допуска на различные объекты исполнительных учреждений и т.д. На достижение этих целей направлено применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия, т. е. мер безопасности, которое регулируется ст. 86 УИК РФ, Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими законодательными и нормативными актами.

В особых условиях к осужденным могут быть применены меры оперативного воздействия, если они:

- оказывают сопротивление персоналу исправительного учреждения;

- проявляют злостное неповиновение законным требованиям персонала;

- проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захватах заложников, совершают иные общественно опасные действия;

- осуществляют побег из исправительного учреждения.

Применение мер безопасности в исполнительном учреждении должно строго соответствовать установленному порядку использования физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиняемый лицам, в отношении которых они применяются, должен быть минимальным, а лицам, пострадавшим от применения этих средств, должна быть немедленно оказана соответствующая медицинская помощь.

Кроме того, о каждом случае применении мер безопасности должно быть немедленно сообщено непосредственному начальнику. На начальника исполнительного учреждения возлагается обязанность оповестить соответствующего прокурора о каждом факте ранения (смерти) осужденного или иного лица в результате применения в данном учреждении по отношению к правонарушителям физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимо подчеркнуть, что решение вопроса о применении мер безопасности законодателем отнесено на субъективное усмотрение сотрудников уголовно-исполни-тельной системы, которые должны профессионально и объективно оценить возникшую ситуацию напряженности и избрать наиболее адекватные и целесообразные меры обеспечения безопасности. По мнению А.А. Саакяна «в целях своевременного принятия необходимых мер, необходимо предоставить правомочия введения особого режима во всех случаях, а не только в случае возникновения явной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, начальнику УИ. В связи с этим предлагаем внести изменения в ст. 85 УИК РФ, исключив из нее ч. 4, а из ч. 3 -фразу «согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором».

Кроме перечисленных мер, в целях ранней индивидуальной профилактики преступлений в местах лишения свободы, совершаемых в условиях социальной напряженности необходимо:

- уделять пристальное внимание конфликтам, возникающим в среде осужденных, вовремя их разрешать и не допускать распространения субкультуры насилия;

- обеспечивать защиту жизни, чести, достоинства осужденных;

- не допускать проникновения в места лишения свободы алкоголя, наркотиков, оружия, опасной агитационной информации, которые могут привести к нарушению правопорядка;

- проводить воспитательную работу с осужденными силами сотрудников Министерства юстиции, прокуратуры, духовенства и общественных организаций.

В заключение отметим, что эффективность предупреждения преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, в условиях социальной напряженности, с учетом различных уровней, сфер деятельности, обстановки совершения преступлений, лиц, их совершивших, потерпевших от преступных действий, предвидения опасности наступления последствий и возможности их устранения зависит от разработки комплекса адекватных мер и мероприятий для применения работниками исправительных учреждений, состоятельности нормативно-правовой, кадровой и материально-технической базы, справедливости, четкости и строгости назначения и применения уголовного наказания.

Литература:

1. Антонян Ю.М. Основные мотивы поведения осужденных / Ю.М. Антонян // Че-ловек: преступление и наказание.- 2009.- №1.

2. Жарких М.Н. Преступность среди осужденных в местах лишения свободы и меры ее предупреждения: автореф. ... канд. юрид. наук / М.Н. Жарких.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2008.

3. Костюк М.Ф. Понятия и виды иных мер уголовно-правового характера: учеб. пособие / М.Ф. Костюк.- М.: Проспект, 2011.

4. Кулакова А.А. Характеристика виктимологической ситуации при совершении пенитенциарных преступлений / А.А. Кулакова // Вестник Владимирского юридического института.- 2006.- №1.

5. Петрухин И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия / И.Л. Петрухин // Государство и право.- 1993.- №2.

6. Саакян А.А. Предупреждение преступлений, совершаемых в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.А. Саакян.- Владимир: ВЮИ ФСИН РФ, 2012.

7. Симанович А.А. Нарушение и злостное нарушение режима в местах лишения свободы / А.А. Симанович // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2008.- № 5.

8. Смирнов В.В. Предупреждение рецидива насильственных преступлений против личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Смирнов.- М., 2006.

References:

1. Antonian Y.M. Main motives of the behavior of the convicted / Y.M. Antonian / / Man: Crime and Punishment.- 2009. - N1.

2. Zharkikh M.N. Crime among inmates in prisons and its prevention measures: abstract... Cand. of Law/M.N. Zharkikh.- Kazan: KSUPress, 2008.

3. Kostiuk M. F. Concept and types of other measures of criminal law: a manual. M.: Prospect,

2011.

4. Kulakova A.A. Characteristics of victimological situation in the commission of penal offenses / Bulletin of Vladimir Law Institute. - 2006. - N1.

5. Petrukhin I.L. Legal regime in a social disaster situation / I.L. Petrukhin / / State and law. -1993- №2.

6. Sahakyan A.A. Prevention of crimes committed in extreme situations: abstract of diss. ... Cand. Of Law. Vladimir: RJIFPS RF, 2012.

7. Simanovich A.A. Violation and willful violation of custody in prisons / Penitentiary system: law, economics, management. - 2008. - No. 5.

8. Smirnov V.V. Prevention of recurrence of violent crimes against the person: abstr. dis. ... Cand. of Law. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.