УДК 338: 48
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НОВЫХ ФОРМ ОТДЫХА ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Степанова Анастасия Максимовна
Магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация
и-М.96иатаИ. ги
Матвеева Любовь Дмитриевна
Доктор ист. наук, профессор
Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, г.Уфа, Респ. Башкортостан, Российская Федерация т!и062а,таИ. ги
Аннотация. В статье представлено рассмотрение проблем развития новых форматов отдыха и их экологической и социальной значимости в России. В современном мире особенно важно уделять внимание экологии, так как проблемы с нехваткой ресурсов и загрязнением окружающей среды встают на первое место. Стоит отметить, что индустрия туризма и гостеприимства вносить всевозможные новшества с целью минимизировать загрязнение природы. Стало появляться все больше форм отдыха основной задачей, которых становится взаимодействие человека и природы. Такой формой отдыха становятся глэмпинги и отдых выходного дня, основная задача которых направлена на сближение человека и природы, в ходе которого человек может отдохнуть от бешеных ритмов мегаполисов. Производится аналитика существующих зарубежных и Российских глэмпингов, анализ отзывов гостей средств размещения. Особое внимание, как форме отдыха уделяется отдыху «выходного дня», который так же позволяет осуществлять туры с целью познать природу. Сформулированы основные проблемы развития новых форматов отдыха в России и отдельных районов страны. Был сделан вывод, что пока что для России данный формат размещения является новым, но со временем он наберет обороты и через несколько лет количество глэмпингов на территории нашей страны увеличится, ведь Россия невероятно красивая страна и существует огромное количество мест с чарующей, дикой природой, которые обязательно стоит посетить.
Ключевые слова: новые форматы отдыха, туризм, гостеприимство, глэмпинг, отдых выходного дня, социум, экология.
Одной из самых популярных и постоянно развивающихся индустрий мира является индустрия туризма и гостеприимства. Сегодня, многие страны и города имеют высокую прибыль благодаря приросту туристического потока, и в случае экономических и политических конфликтов, первая сфера, которая теряет выручку именно индустрия туризма. С давних времен с помощью путешествий человек познавал мир, открывал для себя новые места, любовался разнообразием природного ландшафта, находил новые культуры и новых людей.
Человек прошлого - это тот, кто активно взаимодействовал с природой, любил, уважал и почитал ее, считал своей «матерью».
Современный же человек настолько погрузился в изучение технологий, что стал забывать свои истоки, научно-технологический прогресс, различного рода исследования кроме пользы для общества нанесли не малый вред для природы. Поэтому в современном мире достаточно остро стоят проблемы экологии, проблемы связанные с психикой и физическим здоровьем людей, как следствие проблемы в социуме. Осознав весь масштаб содеянного, человечество ищет всевозможные пути решения данных проблем. Безусловно, это не быстрый процесс и для начала стоит хотя бы масштабировать экологичность отношений во все сферы человеческой деятельности.
В свою очередь, чтобы поддержать людей в борьбе за экологию, индустрия туризма и гостеприимства предлагает новые форматы отдыха с максимальным комфортом для человека и минимальным вредом для природы. Уставшие от бешеного ритма люди хотят приобщиться к природе, но не все сразу готовы променять современный комфорт, именно поэтому привычный кемпинг доработали до глэмпинга, для тех, кто не имеет возможности отправиться в отпуск, появились форматы отдыха выходного дня.
Но перед тем как перейти к более глубокому изучению новых форм отдыха, стоит вспомнить, как зародилась индустрия туризма и гостеприимства.
История зарождения индустрии туризма и гостеприимства.
Согласно научным теориям человек появился на земле вследствие эволюции. Человек, а именно «человек разумный», отделился от человекообразных обезьян и иных млекопитающих около 200 тысяч лет назад. В ходе эволюции и развития человек стал познавать мир и открывать для себя много нового. Изначально все открытия и процессы были связаны с «базовыми» факторами существования, а именно с природой. Человек стал познавать различные формы и структуры, рельефы и ресурсы. Методом проб и ошибок научился охотиться, защищать себя, строить быт. Приобретение новых знаний и навыков позволило освоить земледелие и скотоводство.
Со временем, когда «базовые» потребности были удовлетворены, человек стал познавать пространство и расширять территории. Люди стали узнавать, что они не одни на этой планете, что есть континенты, на которых живут и другие. Начались войны за территорию. Завоеванные территории позволили создавать поселения, города, империи и целые цивилизации.
Когда «базовые» потребности и необходимость в расширении территорий перестала иметь высокую степень важности, человек начал развиваться духовно.
Духовное развитие повлекло за собой необходимость в путешествиях. У человека появилась потребность в посещении «святых мест», поклонениям реликвиям, а для этого необходимо было пройти немалое расстояние. Так появилось «паломничество».
Познавая мир, путешествуя на большие расстояния, люди часто ночевали под открытым небом, временами даже голодали. Данные неудобства побудили к созданию временного пристанища. Таким пристанищем стали «постоялые дворы», прародители современных гостиниц.
Понятие «туризм», как термин появилось относительно недавно. Считается, что в 18 веке данный термин ввел или, по меньшей мере, популяризовал, французский писатель Анри Стендель.
Необходимость путешествовать с познавательной целью, с торговыми, военными, религиозными, дипломатическими и иными миссиями вынуждала человека передвигаться на большие расстояния от места своего проживания.
Все путешественники нуждались в определенных услугах от местного населения, для которого было затруднительно разместить и накормить большое количество людей. Поэтому с целью размещения путешественников стали строить таверны. Проживание и питание в тавернах было платным, поэтому местное население могло значительно улучшить свое существование благодаря путешественникам, многие из которых прибывали на неопределенный срок. К сожалению, так сложилось исторически, что таверны пользовались сомнительной репутацией «домов терпимости».
Массовый туризм появился в девятнадцатом веке благодаря Томасу Куку. Томас Кук стал первым организатором туристических поездок. Благодаря нему индустрия туризма познакомилась с такими новшествами:
Организованный туризм. В 1841 году люди смогли отправиться в путешествие по системе «все включено», где организатор заботится обо всех потребностях туриста. Тематические выезды. Экскурсии. Организация туристического предприятия. В 1851 году открыто Бюро путешествий. Дорожные чеки, именная бумага, которая позволяла защитить путешественника от грабежа. Гостиничный купон, который позволял арендовать номер в гостинице по фиксированной цене [1].
Паломнический туризм, оздоровительные поездки, речные круизы, круизы в Америку, экскурсии для школьников и кругосветные путешествия, все эти новшества смогли начать свое существование благодаря Томасу Куку сыну бедных крестьян, который не смог окончить школу, потому что нужно было работать. Томас Кук даже без образования оказался невероятным человеком, который имел огромный потенциал и предпринимательскую жилку. Он подарил миру потрясающую возможность познать мир через индустрию туризма.
На протяжении многих лет туризм не может существовать отдельно от гостиниц. Поэтому сегодня понятия «туризм» и «гостеприимство» существуют, вместе представляя собой сферу индустрии туризма и гостеприимства.
История происхождения гостиничного дела, как и история появления туризма напрямую связана с путешествиями. Путешествуя люди, нуждались в питании и отдыхе. Так первые упоминания о местах размещения можно найти в письменах Древнего Египта.
Значительное развитие в развитии гостиничного дела в Европе стало возможно благодаря указу Карла Великого, который издал указ, обязывающий церкви и монастыри содержать «госпиции».
«Госпиции» - это дома, которые предоставляли паломникам и путешественникам ночлег, питание, отдых и в редких случаях оказывали лечебные процедуры [2].
С появлением железных дорог, пароходов расширяются возможности туризма. Наибольшее число туристов были аристократы и буржуазия, а данная категория гостей всегда требовала наивысший уровень в качестве обслуживания.
Постепенно в городах Европы стали появляться комфортабельные отели, расположенные в специально построенных зданиях, чаще всего это были бывшие резиденции или государственные особняки. Благодаря этому появилось слово «отель», что в переводе с французского языка означало место пребывания правительства или городских властей.
Взаимодействие между понятиями «туризм» и «гостеприимство».
На протяжении многих веков гостиничный бизнес является неотъемлемой частью туристического бизнеса, это подтверждается тем, что в современном мире на предприятия индустрии гостеприимства большое значение оказывает туристическая отрасль в целом.
Эволюция гостиничного дела напрямую связана с развитием туризма в том или ином регионе, городе, стране. Понятие «туризм» подразумевает перемещение в другую страну или местность, место временного проживания за пределами своего дома, страны. Новые туристические направления способствуют строительству новых отелей соответствующих данной отрасли, развитию гостиничной инфраструктуры в различных частях мира.
В современном мире туризм становится одной из важнейших отраслей мирового хозяйства. Спрос на услуги индустрии туризма и гостеприимства приводит к формированию мощной индустрии отдыха. Основные средства размещения, которые непосредственно относятся к туриндустрии: гостиницы, отели, дома отдыха, кемпинги и т.д.
Индустрия туризма и гостеприимства - это многоотраслевой производственный комплекс, который занимается предоставлением услуг для отдыха и путешествий. Постепенно, гостиничное дело из малых предприятий, которые на протяжение многих лет находились в частной собственности, становятся предприятиями современной индустрии с разными видами управления и формами владения. Одной из наиболее популярных форм владения является франчайзинг, далее следует партнерство, аренда и управление по контракту [3].
Глобальный рост индустрии туризма повлиял на развитие крупных гостиничных сетей, которые имеют большое значение на мировом рынке. Распространение отелей с фирменным стилем, оригинальным подходом в обслуживание гостей приводит к необходимости создания стандартов для всех продуктов туриндустрии.
В двадцать первом веке одним из важнейших критериев рентабельности гостиницы является конкурентоспособность. Одной из самых важных задач становится привлечение клиентов с помощью повышения качества предоставляемых услуг в индустрии гостеприимства. Без тесного взаимодействия гостиничной и туристической индустрии было бы невозможно продуктивно формировать гостиничный продукты, заниматься его развитием и реализацией.
Роль индустрии гостеприимства для туристов.
Для путешественников индустрия гостеприимства выполняет одну из важнейших ролей в сфере обслуживания: предоставляет жилье, питание, обеспечивает культурно-развлекательными программами, предоставление транспортных и бытовых услуг. Предоставляя большой перечень качественных услуг, управляющие гостиниц стараются привлечь максимальное количество туристов и не только повысить процент загрузки отеля, но и приложить все усилия, чтобы гость остался доволен отдыхом.
В свою очередь туристические фирмы предоставляют отелям пакеты следующих услуг: экскурсии, посещение театров, зрелищные мероприятия на территории отеля. Данный вид взаимодействия позволяет получить максимальную выгоду для двух сторон, гостиницы и туристической фирмы. Так же туристические фирмы оказывают визовую поддержку, предоставляют услуги экскурсоводов и гидов в масштабах региона, города и даже другой страны. Поэтому с уверенностью можно говорить, что индустрия гостеприимства не может существовать без индустрии туризма, поэтому данный тандем направляет все усилия для того чтобы максимально повысить уровень качества обслуживания потребителей услуги, а именно туристов, путешественников и др.
Материалы и методы исследований.
Эволюция развития индустрии туризма и гостеприимства показывает, какой
большой путь развития прошло человечество и как многого достигло, но на этапах развития человек все больше отдалялся от природы. Новые форматы отдыха напротив, позволяют вновь вернуться к естественной среде обитания, но при этом сохранить современный комфорт.
При проведении исследования, было выявлены социальные и экологические проблемы, их взаимосвязь с индустрией туризма и гостеприимства, пути решения за счет развития и глобализации новых форм отдыха. Приведена информация о мировом опыте развития новых форматов отдыха. Изучена ситуация развития глэмпинга и отдыха выходного дня в России и отдельных районах страны.
Основной целью данного исследования является изучение проблем развития новых форматов отдыха в России и отдельных районов страны.
Для достижения данной цели необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какие средства размещения существуют?
2. Что такое кемпинг?
3. Как появился глэмпинг? Зарубежный и Российский опыт.
4. Что такое отдых выходного дня?
5. Экологическая и социальная значимость новых форм отдыха для индустрии гостеприимства?
Объект исследования - новые формы отдыха.
Предмет исследования - влияние новых форматов отдыха на социум и экологию.
К основным методам исследования, на которых базируется информация в статье можно отнести: мониторинг, аналитика отзывов и обобщение информации, статистические данные.
Средства размещения в индустрии туризма и гостеприимства.
К средствам размещения туристов принято относить помещения для предоставления услуг размещения.
Наиболее распространенными являются современные отели, которые также имеют свою специфику и достаточно разнообразны.
Существует современная классификация средств размещения туристов.
Различают две категории: коллективные и индивидуальные средства размещения туристов.
Коллективные средства размещения туристов подразделяют на: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные и прочие коллективные заведения. К ним относят следующие группы: гостиницы, аналогичные заведения,
оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, общественные средства транспорта, конгресс-центры, жилища, предназначенные для отдыха, кемпинги и прочие.
К индивидуальным средствам размещения туристов относят следующие группы: собственные жилища, арендуемые комнаты, арендуемые жилища, бесплатное размещение у родственников и знакомы и прочие.
В современном мире различают следующие виды гостиниц, средств размещения:
- Гостиница/отель - предприятия предоставляющие потребителю услуги размещения, питания, также оборудование для оказания дополнительных услуг.
- Пансион - данное предприятие предоставляет размещение с питанием, зачастую принадлежит семье, которая обслуживает постояльцев, обычно имеет небольшое количество комнат и рассчитан на проживание от 10-12 человек.
- Сельская хижина - размещение происходит в семье, в доме, который расположен в сельской местности или деревне.
- Кемпинг - ограниченная территория с санитарными объектами, на которой располагаются автофургоны, палатки, оборудованные площадки для размещения палаток.
- Курортный отель - данное средство размещения расположено на территории спа - отеля . предоставляет на собственной базе дополнительные
- Бутик - отель - небольшой и дорогой отель, отличающийся роскошным интерьером и стилизованным в определенной тематике номера, чаще всего интерьер данных отелей разрабатывают известные дизайнеры, а каждый номер оформлен в неповторимом стиле и имеет свое уникальное название.
С каждым днем сфера индустрии туризма и гостеприимства развивается, меняется, подстраивается под потребности туристов, даже в тех случаях, когда турист путешествует самостоятельно на автомобиле, он всегда может прибегнуть к услугам индустрии гостеприимства. В таких случаях средством размещения для автопутешественников служит кемпинг [2].
Что такое кемпинг?
Кемпинг - это отдых в палатках на природе, лагерь для автопутешественников. Специально обустроенные стоянки для путешественников под открытым небом. Чаще их организовывают в живописных местах на небольшом удалении от транспортных магистралей или городских пригородах. Кемпинг может быть организован только для владельцев автодомов и трейлеров или организован исключительно для палаточного отдыха. Организованные кемпинги на своей территории предоставляют целый ряд услуг: туалеты, воду, душ и электричество,кухню, в отдельных случаях минимальную инфраструктуру, к примеру, магазин, детские и спортивные площадки. В некоторых
кемпингах есть отдельные домики, рассчитанные на небольшую группу людей от 4 до 6 человек. Кемпинг бывает обустроенный и официально зарегистрированный и организованный самостоятельно [4].
Виды кемпингов:
- активный кемпинг - это вид отдыха, когда целью становится путешествие, туристический поход, и кемпинг считается средством размещения с целью ночлега и приготовления пищи.
- пеший туризм - туристы отправляются в путешествие с рюкзаками для расширения границ и для того чтобы лучше узнать мир.
- социальный кемпинг - это палаточный городок, на территории которого собираются по предварительной договоренности с заранее продуманным сценарием отдыха, также туристические слеты можно считать данным видом кемпинга.
- кемпинг, как форма отдыха с целью научиться выживать в дикой среде [5].
В России кемпинг-стоянки зачастую приурочены к популярным туристическим маршрутам или полноценным базам отдыха.
Отдых в кемпинге особо ценится за возможность отдохнуть от городской суеты на природе. Данный вид отдыха, когда люди готовы отказаться от комфортабельного размещения в гостиничном номере и ночевать в палатках имеет определенные преимущества: экономия средств, доступность отдыха, мобильность, комфортабельное размещение
Основная суть экономии заключается в минимальном количестве предоставленных удобств и в основном оплата осуществляется за аренду территории. Конечно, для того чтобы проживать в палаточном городке понадобится необходимое снаряжение включая палатку и все необходимое для отдыха в дикой местности. Но в зависимости от стоимости арендуемого места в качестве дополнительных услуг в стоимость могут входить те или иные блага цивилизации: туалет и душ, персональная точка с водой, ш-й, можно бесплатно пополнить запасы питьевой воды. Нередко на территории кемпинга есть лавочка с небольшими беседками и площадками для шашлыка, иногда их аренда имеют определенную плату.
Данный вид отдыха считается доступным для всех, он не требует каких либо специальных навыков или физической подготовки, экономичность позволяет отдыхать всей семьей, что позволяет сплотить всю семью.
Отдых считается мобильным, так как нет необходимости спешить к определенному времени на завтрак или ужин, гости не привязаны к каким-то срокам, данные факторы позволяют сделать отдых более комфортным.
Недостаток мегаполисов состоит в том, что бешеный ритм жизни сказывается на психическом здоровье людей, человек устает от постоянного общения и шума города, он перестает чувствовать себя в безопасности и понимает, что в таком ритме он не может удовлетворить свою основную, самую первую потребность, в безопасности. Именно поэтому, сегодня существует большое количество психических расстройств и многие люди бегут из городов, они хотят спокойствия и уединения. К примеру, в Японии существуют капсульные отели, в европейских странах есть отели под землей, отели в пещерах, эти средства размещения кроме экзотичности размещения, также играют важную роль, они создают изоляцию для людей от шума городов и позволяют приобщиться к природе.
Именно поэтому «кемпинг» является одним из популярных видов размещения, но далеко не все люди сразу готовы променять проживание в современном комфортабельном отеле на ночь в палатке, поэтому специально для них индустрия туризма и гостеприимства предлагает новую форму туризма, и это «глэмпинг».
Глэмпинг, зарубежный и Российский опыт.
Как термин «глэмпинг» произошел из слов «кемпинг» и «гламурный», что в общем сочетании звучит, как «гламурный кемпинг». Основная задача данного типа размещения сохранить все удобства цивилизации при этом перенести отдых на природу. Чтобы восстанавливать силы, современному человеку просто необходим отдых на природе, но далеко не для каждого возможность оказаться в диких условиях будет радостной, для кого-то это большой стресс, но ведь основной принцип индустрии гостеприимства и туризма заключается в том, чтобы сделать отдых и пребывания туристов комфортным и позитивным, поэтому придумали «гэмпинг».
Глэмпинг - это комфортабельный отдых на природе.
Рисуное 1. Преимущества глэмпинга Комфорт заключается в том, что на территории есть горячая вода и душ, электричество, удобный туалет, мягкая, удобная кровать, ш-й. Постоянная жизнь в городе приводит к тому, что человек становится беззащитным перед дикой средой.
Повсеместно понятие «глэмпинг» стало существовать с 2005 года, первые современные глэмпинги появились в Британии, но сама идея не нова и появилась гораздо раньше. Если вспомнить историю, то отправляясь в военный поход или путешествие, охотничьи выезды, встречи с главами других княжеств на нейтральной территории, императоры, султаны, полководцы брали всю роскошь комфортной жизни с собой. Слуги были вынуждены переносить шатры, кухню, провизию, кровати, столы, кресла для гостей и иные удобства. Ярким примеров в истории является мавританский король манса Муса, который в 1324 году совершал паломничество в Мекку, за 6500 километров от своего дворца. Так как королю положены различные почести и максимально комфортные условия проживания, слуги и рабыни несли шатёр с королем и прочим багажом. Каждый день к столу подавали только свежие овощи и рыбу, а по пятницам возводили небольшую мечеть в местах, где останавливался длс отдыха.
Сегодня глэмпинг строиться заранее и гости приезжают уже в готовое средство размещение, которое не требует дополнительных усилий для постройки, единственное, что требуется от гостя - это получать наслаждения от отдыха на природе.
Для данного типа размещения крайне важным фактором является именно расположение зоны отдыха. Это должна быть дикая, экзотичная природа, но при этом должна сохранять все особенности комфортной жизни. Внешне данное средство размещение может выглядеть как юрта или стеклянный купол на берегу озера, либо
сказочного вида домики среди шотландских холмов. В зависимости от вида предоставляемых услуг растет и цена за размещение в гэмпенге [7].
К преимуществам глэмпинга относят:
- высокий спрос позволяет за короткий срок окупать глэмпинг, как форму бизнеса
- в России этот формат является новым, как следствие низкая конкуренция в данной отрасли
- экономическая и политическая ситуация побуждает развивать внутренний туризм и данные обстоятельства благоприятно сказываются для новых форматов туризма внутри страны
- удаленность от цивилизации. Часто для того чтобы добраться до глэмпинга необходимо передвигаться на вездеходах, вертолетах, специально подготовленных джипах или снегоходах
- аутентичность, необходимо передать колорит местной культуры. Гости могут попробовать местную пищу, интерьер может быть очень экзотическим, к примеру, в степи - стилизованная юрта, в глубинке Прованса - садик во французском стиле, на берегу северного моря - в интерьере могут использовать моржовую кость, в меню рыба и оленина.
- экологичность пищи и интерьера. Одна из важнейших тем современного мира это экологическая ситуация, и чем более экологичной и качественной будет еда и само средство размещения, тем выше уровень качества предоставляемых услуг данного типа. Таким образом, в глэмпингах на первое место ставится важность именно дикого отдыха и повышается степень важности природы.
- продуманность отдыха. Очень часто организаторы заранее продумывают дополнительные услуги, чтобы максимально разнообразить отдых гостя и наполнить его незабываемыми впечатлениями. Это может быть треккинг, скачки на страусах и иные виды экзотического отдыха, все зависит от фантазии организаторов данных приключений.
К недостаткам:
- погодные условия
- высокие затраты при строительстве
- необходимость развивать данное направление
- ценовая политика
В чем основные различия между «кемпинга» и «глэмпинга»?
Таблица 1. Различия между кемпингом и глэмпингом
Кемпинг Глэмпинг
- демократичные цены - цены выше среднего уровня
- туристы сами продумывают программу отдыха - программа уже продумана, либо предоставлены иные развлекательные виды досуга
- за отдельную плату предоставляется кухня, в основном туристы готовят сами - есть наличие ресторана, еда всегда колоритная, вкусная и экологичная
- предоставляются минимальные удобства, некоторые дополнительные блага цивилизации идут за отдельную плату - в наличии кровать, душевая, туалет, горячая вода, электричество
- основным интерьером служат красоты природы - интерьер выполнен в соответствии с дизайнерскими решениями
У хорошего глэмпинга есть большое количество признаков отеля: ресепшен, комфортное спальное место, ресторан, ежедневная уборка номеров, душевая. Самым большим достоинством глэмпинга считает шикарный вид из окна, чистый воздух. Одним из главных отличий является близость к живой природе.
Данный тип размещения предоставляет услуги достаточно высокого качества, но не стоит ожидать дорогую брендовую косметику, полотенца от известных брендов и, что одежда будет очищена в течение нескольких часов, так как в условиях максимально приближенных к диким, расстояние до цивилизации может составлять более ста километров, что значительно затрудняет выполнение достаточно простых и привычных для отеля услуг.
Безусловно, качество сервиса глэмпинга можно сделать еще выше, но тогда цена за проживание значительно увеличится, и данный вид отдыха смогут позволить себе лишь очень обеспеченные люди, а в первую очередь он рассчитан на средний класс жителей больших городов.
Какими бывают глэмпенги?
Глэмпинги бывают самыми разными.
- городские или пригородные, они рассчитаны для проведения тематических выставок, форумов и семинаров. На время мероприятия в парке расставляют шатры, приглашают поваров, участники могут пообщаться не только в деловой обстановке, но и вечером отдохнуть под хорошую музыку и изысканную пищу.
- сезонные - создают из временных конструкций к определенному сезону.
- круглогодичные - выдержаны в конкретной стилистике, в основном в жарких странах, но при наличии туристической активности во все времена года может располагаться и в северных странах, например в Финляндии.
В мировой практике глэмпинги разделяют на множество видов:
- глэмпинг на вершине горы
- многие гэмпинги имеют самые необычные формы, например в виде старой телеги
- в виде дома на дереве, хижины дровосеков, коттеджей на опушке леса, ледяной
отель
- в виде огромного боба, куба или прозрачного купола
- дома из полностью экологических материалов
- современные экодома - имеют стеклянные стены, сферические или кубические конструкции
- экокапсулы - стационарная палатка из дыщащего дерева в диком месте, по-другому их называют «домики хоббитов»
- лесные избушки - традиционное жилье, максимально вписанное в природный ландшафт
- тентовые глэмпинги - особенно распространены в жарких странах, особенно в Африке
- юрты, иглу, типии, вигвамы - глэмпинги, основная задача которых передать всю красоту и масштаб национального колорита
Инфраструктура глэмпинга включает в себя:
- шатры с мягкой постелью, розетками, террасой
- электричество, интернет, ш-й
- горячая вода, душ, туалет, баня
- тропинки для пеших прогулок
- велосипедные маршруты
- места для сбора ягод, грибов
- место для рыбалки
- пляж и лодочная станция
- детские площадки
- рестораны, кухня-столовая, фермерские продукты
- путеводители
- уличные кинотеатры, библиотека
- концертная площадка.
Зарубежный опыт создания глэмпингов.
Само понятие «глэмпинг» пришло из Великобритании, активное развитие данный формат отдыха получил в 2010 году. Сегодня, существует множество глэмпингов по всему миру, и с каждым днем их количество будет только расти.
Самыми красивыми и запоминающимися стали:
-Surf Club Keros в Греции, шикарный пляж, люксовые тенты, здесь есть все для комфортного отдыха, кроме серфинга можно посетить древнее поселение Подиохни.
- Maisons Bulles во Франции, внешне данный глэмпинг выглядит, как
- Loch Ness Glamping в Шотландии. Ежегодно туристы отправляются на знаменитое озеро Лох-Несс в надежде увидеть «Несси», индустрия гостеприимства позаботилась о том, чтобы путешествие было не только захватывающим, но и комфортным.
- Kakslauttanen Arctic Resort в Финляндии. Невероятно красивый и первобытный глэмпинг, туристы живут в комфортабельных иглу и имеют возможность насладиться северным сиянием.
- Otro Mundo в Испании создал максимально дикие условия пребывания. Отсутствие соседей, национальный пар «Сьеррас-де-Касорла» и больше ничего кроме флоры и фауны.
- Umnya Dune Camp в Марокко считается самым лучшем местом для наблюдения за звездным небом. Организаторы позаботились о проведении гала-ужинов, катании на верблюдах, походы к поселению кочевников.
В Австралии и Америке размещение в глэмпингах единиственная
Российский опыт создания кэмпингов.
В России в 2016 году появились первые глэмпинги: «Гуляй город» в Тульской области и «Лес и море» в Тверской области. «Лес и море» расположен в сосновом бору, в 170 килиметрах от Москвы.
«Гуляй город» расположен на берегу Оки в 130 километрах от Москвы.
Лидерами по количеству глэмпингов в России являются Московская и Ленинградская область, а также Карелия.
Единственным глэмпингом в черте города является Moscow Escape Aviapark Glamping.
В России активно действуют эко и фермерские глэмпинги, для любителей бань и активного отдыха.
Глэмпинг Vezzika, располагается в селе Вороново, в дали от цивилизации в сосновом бору между дюнами Ладожским озером и тихими водами Ново-Свирского канала.
В Калужской области арт-домики в Никола-Ленивце. Пожалуй, самая модная деревня под открытым небом вдали от шумного мегаполиса. Глэмпинг имеет
разнообразную стилистику от «дома скейтера» с рампами для катания, до казарм, которые по совместительству являются хостелом.
На берегу черного моря расположились сафари-тенты - Scala Glamping Kabardinka.
Купольные дома Hills and Hunt в Ленинградской области расположены почти на границе Карелии и Финляндии имеют невероятные пейзажи озер и скал.
В Республике Башкортостан в городе Бирск также появился первый глэмпинг, его название «£еБирск». На берегу озера Шамсутдин расположились уютные сафари тенты, специально чтобы путешественники смогли отдохнуть от городской суеты [8].
Отзывы туристов об отдыхе в глэмпинге.
В таблице 2 приведен анализ показателей сделанных по информации, полученной из отзывов гостей глэмпингов [9,10].
Таблица 2. Анализ показателей глэмпингов, по отзывам туристов
Наименование Зеленая тропа
Общий балл 8,7 9,6
Чистота 9,1 10,0
Комфорт 8,7 9,2
Расположение 8,6 10,0
Удобства 8,8 9,2
Персонал 9,0 10,0
Соотношение 8,1 9,0
цены/качество
Бесплатный Wi-Fi 5,0 -
Преимущества Завтраки, потрясающий вид Замечательное расположение, профессиональный персонал
Недостатки Шум, не все условия По отзывам гостей
продуманы, возникают отсутствуют
трудности из-за дождей,
мало развлечений
Проведенный анализ показал, что в общих чертах туристам понравился новый формат отдыха, безусловно, есть недостатки, но так как для России данный формат новый, то есть еще время повысить качество условий пребывания.
Есть ли будущее у такого типа размещения, как глэмпинг?
Безусловно, да. К примеру, для улучшения взаимоотношений между сотрудниками, можно снять глэмпинг и организовать корпоративный выезд, проведения сплавов и походов.
Это замечательный отдых для всей семьи или дружеской поездки. Современный человек устал от шума города, в последнее время сократился процент живого общения,
вся жизнь стала проходить в интернет сети, а данный вид отдыха позволит насладиться живым общением и свежим воздухом вдали от городской суеты.
Одной из первых баз отдыха на территории России стал глэмпинг в горах Кабардино-Балкарии. Оформлен в виде четырех специализированных капсул на высоте четырех тысяч метров на горе Эльбрус. Для России это новая форма туризма крайне перспективна, наша страна имеет огромные территории, живописные районы, что позволяет развивать данную форму отдыха и популяризировать внутренний туризм не только в курортные города, но и по всей территории страны. Глэмпинг замечательный вид отдыха еще и тем, что данную форму туризма можно развивать постепенно, привносить новое и реализовывать самые смелые идеи!
Новая форма туризма - это отдых выходного дня.
Для многих людей понимание отпуск означает не только привычные две-три недели в год, но и возможность совершения кратковременны поездок в другую страну или небольшое путешествие внутри страны, для того чтобы сменить обстановку. Существуют люди, которые не могут позволить себе полноценный отпуск, например, если они являются самозанятыми или индивидуальными предпринимателями и небольшое путешествие на 2-3 дня является для них спасением.
Сегодня, множество турагенств предлагает отдохнуть от повседневной рутины и превратить маленькие выходные в целое путешествие с насыщенной экскурсионной программой. При грамотном финансов подсчете и активной жизненной позиции такие путешествия можно устраивать себе почти каждый месяц, а то и по нескольку раз в месяц, как внутри своей страны, так и за рубежом. Данный формат туризма позволит не ждать отпуска, который наступает раз в год, а наполнять жизнь красками и впечатлениями, как можно чаще. Одним из преимуществ тура выходного дня является возможность отдыха в новом формате при минимальных финансовых затратах, так как при перерасчете выходит, что чем меньше дней, тем дешевле общая стоимость тура. Еще путешественник получает возможность посмотреть как можно больше мест, одни станут галочкой в списке посещения, а другие будут фаворитами, куда хочется вернуться снова и уже больше чем на 2-3 дня [11].
Можно выделить несколько как преимуществ, так и недостатков такого отдыха, данная информация представлена в таблице 3.
Таблица 3. Достоинства и недостатки отдыха выходного дня
Достоинства Недостатки
- новые впечатления - психологический момент, время пролетает быстро и очень скоро вновь нужно возвращаться на работу
- нет необходимости в официальном отпуске - в зависимости от тура, формат передвижения не всегда может быть комфортным (например, поездка на автобусе)
- доступная ценовая политика - из-за ограничения во времени, возможно, будет посмотреть лишь часть достопримечательностей
- нет необходимости брать с собой много вещей - возможны сложности при получении визы на короткий срок
- возможность посмотреть много новых мест - ограничение по времени
Существует три вида туров выходного дня:
- стационарные - туристы отдыхают в пределах одного города
- маршрутные - туристы посещают несколько населенных пунктов и центров достопримечательностей
- развлекательные - развлечение туристов во время поездки, программа включает в себя экскурсию и развлекательные мероприятия
Формат путешествия выходного дня станет активно развиваться в будущем, данный вид туризма позволит узнать много нового не только о других городах и странах, но и лучше изучить территорию своей страны. Данная форма туризма позволит популяризировать внутренний туризм, особенно на территории крупных стран, таких как Россия, Америка, Китай. Тем более данный вид отдыха имеет будущее в современных условиях, во время пандемии вирусной инфекции, которая затронула весь мир и установила ограничения для передвижения туристов в другие страны.
Экологическая и социальная значимость новых форм отдыха для индустрии гостеприимства.
В 2020 году весь мир затронули серьезные изменения, наиболее остро стоят глобальные вопросы жизнедеятельности человека, а именно экологические и социальные. Если говорить об экономике и политике, то данные две данные структуры всегда активно функционируют, но сегодня именно вопрос нехватки ресурсов, экологические проблемы, которые влияют на изменения климата и жизнь человека в общем, социальные проблемы, вопросы духовного развития и психологического и физического здоровья встали на первое место.
Стоит вспомнить следующие важные экологические проблемы:
- глобальное потепление
- разрушение озонового слоя
- загрязнение мирового океана
- загрязнение воздуха
- недостаток питьевой воды
- уничтожение тропических лесов
- опустынивание
- уменьшение биоразнообразия
- истощение природных ресурсов
- перенаселение.
Как бы печально не было, но все перечисленные проблемы являются результатом человеческой жизнедеятельности, наш комфорт стоит очень дорого и только денег не достаточно, чтобы изменить масштабы надвигающихся проблем. 2020 год может стать переломным для всего человечества, современные реалии требуют от человека становиться более осознанным. К вопросам экологии также стоит относиться осознанно.
Создание нового мира требует от человека очень многого, в особенности человек тратит огромное количество сил и жизненной энергии, но в ритме большого города не всегда успевает восполнять их. Стоит вспомнить типологию, а именно пирамиду основных потребностей человека созданной американским психологом А.Маслоу. В пирамиде Маслоу на первом и втором месте стоят «базовые потребности» человека, а именно физиологически потребности и потребность в безопасности, далее идут любовь и принадлежность, признание и самореализация.
Казалось бы, что общего между экологией, социумом, индустрией туризма и гостеприимства? А ведь это все звенья одной цепи. Человек родился из природы, активно пользовался ей и совсем забыл, что нужно беря из природы ресурсу, нужно отдавать что-то взамен и относиться ко всему уважительно.
Осознанное отношение к природным ресурсам крайне необходимо в сфере индустрии туризма и гостеприимства, ведь природа имеет тонкую взаимосвязь между духовным миром человека, его психологическим состоянием и наконец, только она может удовлетворить его «базовые потребности».
Индустрия туризма и гостеприимства стала активно популяризировать активный образ жизни, экологичность, стала предлагать туристам все больше новых направлений и форм туризма, которые позволят приобщиться к природе, развить свою духовность, отдохнуть душой и телом для того чтобы восстановить физический и психический баланс организма, ведь человеческий ресурс тоже истощается.
Ярким примером отдыха на природе и экологичное взаимодействие с ней, это такие формы туризма как: кемпинг, глэмпинг, экотуры, туры выходного дня в национальные парки.
Пока что для России и отдельных регионов страны глэмпинг является новым направлением, но пройдет время и количество данных форматов размещения увеличится, так как людям требуется место, где они смогут восстановиться духовно и физически.
Индустрия гостеприимства и туризма - это та сфера человеческой деятельности, которая направлена во благо человечества и природы, ведь она готова развиваться и повышать уровень качества оказываемых услуг для комфорта человека при этом, не нанося вред природе!
Таким образом, новые формы туризма крайне важны, так как учат любить природу и проводить активный, но экологичный отдых, чтобы социум максимально восстанавливал свои силы для дальнейшей жизнедеятельности, ведь многовековая история рассказывает о том насколько тесная связь между жизненным циклом человека и природы.
Литература
1. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2010.
2. Гулиев Н.А, Мельникова Е.В. История туризма: Учебное пособие. - Омск: ОГИС, 2009. - 295с.
3. Уокер Д. Введение в гостеприимство. Под редакцией: Клебче Г.А. Речицкая Л.В. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнит Ляпина И.Ю. Гостиничное дело. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник. Изд. 2-е. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Кемпинг. URL: https://zextrem.com/zemlya/turizm/kemping.html (дата обращения: 29.05.2020)
5. Blichfeldt B.S., Mikkelsen M.V. Camping tourism. In J. Jafari & H. Xiao. Encyclopedia of tourism. Springer, 2015.
6. The advantages of Glamping. URL:http://www.worldation.com/opinions/theadvantages-of-glamping/ (дата обращения: 28.05.2020).
7. Types of Glamping. URL: https://glampinghub.com/types-of-glamping/ (дата обращения: 28.05.2020).
8. Лучшие в мире глэмпинги. URL: https://richwenews.com/turizm/1122-top-20-luchshikh-v-mire-mest-dlya-glempinga-chast-1.html (дата обращения: 27.05.2020)
9. Отзывы об глэмпинге «Зеленая тропа». URL:https://www.booking.com/reviews/ru/hotel/glemping-zelenaia-tropa.ru.html (дата обращения: 29.05.2020)
10. Отзывы об глэмпинге Vezzika URL:https://www.booking.com/reviews/ru/hotel/lemping-vezzika.ru.html (дата обращения: 29.05.2020)
11. Отдых выходного дня. URL: https://www.1obl.ru/free-time/raznoe/preimushchestva-i-nedostatki-turov-vykhodnogo-dnya/ (дата обращения: 29.05.2020)
12. Проблемы экологии URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fjaaj.club%2Farticle.aspx%3Fenname%3Dsocial %26id%3D3395 (дата обращения: 29.05.2020)