УДК 379.837; 392.72
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ГЛЭМПИНГА В РОССИИ
Нгуен Хай Иен, Нгуен Тхи Фыонг Тхао
Бакалавры Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
haiyan91098@gmail.com
Научный руководитель
Скабеева Л.И.
Канд. пед. наук доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация skabeeva@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются особенности развития глэмпинга в индустрии гостеприимства в России. В последнее время жители крупных городов жалуются на высокий уровень стресса, загрязнение окружающей среды, большое количество людей и огромный поток информации. Во время отпуска люди все чаще предпочитают не экскурсии по мегаполисам, а медитативный отдых наедине с природой. Именно поэтому одним из трендов в последние годы становится экологический туризм— глэмпинг. Отмечено, что с ростом спроса на глэмпинг увеличивается количество вариантов средств размещения. Рассмотрены существующие подходы к классификации глэмпинга, а также представлен авторский подход классификации средств размещения в глэмпинг-центрах. Исследована территориальная специфика развития глэмпинга. Сделан вывод о перспективах развития данного вида отдыха, его высоком потенциале для национальной экономики в России, с целью развития как международного, так и внутреннего туризма.
Ключевые слова: глэмпинг; индустрия гостеприимства; гостиничный сектор; классификация глэмпинга.
В настоящее время в международном гостиничном секторе существует бесконечное множество вариаций гостиничных номеров, отличающихся друг от друга размером, дизайном, месторасположением, набором услуг. Вместе с тем, наметились тенденции изменяющегося портрета современных потребителей гостиничных услуг, их предпочтений и требований, которые ведут к формированию новых форматов средств размещения, одним из которых является глэмпинг.
Слово «глэмпинг» образовалось от объединения английских слов«glamoroшcampmg», что в переводе на русский язык означает «гламурный кемпинг». Новое слово «глэмпинг» произошло от фразы гламурный кемпинг (glamorous camping). Впервые это понятие появилось в 2005 году в Великобритании, но активное распространение получило лишь в последние годы [5]. Причиной этому стала не только возросшая популярность отдыха на природе, но также экономические кризисы и политическая нестабильность. Глэмпинг — это отдых на природе со всеми удобствами и
полноценным отельным обслуживанием. Еще одно важное условие глэмпинга — он должен быть мобильным и органично вписываться в окружающую среду, не нанося ей вреда. Иными словами, данный формат размещения предполагает проживание на лоне дикой природы в максимально комфортныхусловиях: уютное жилище с мягкой кроватью вместо палатки и спального мешка, ванная комната со всеми удобствами и ресторанные блюдавместо купания в реке и еды, приготовленной на костре.
В отличие от классических кемпингов или походов с палатками, каждое жилище в глэмпинге:
• оборудовано туалетом и ванной комнатой с горячей водой;
• включает полноценную удобную кровать с постельным бельем, вместо спальника;
• обставлено настоящей мебелью: столами, креслами и стульями, вместо лесного пенька или поваленного дерева;
• обслуживается в лучших отельных традициях, а еду в таком лагере, как правило, готовит специально приглашенный повар.
Определяют следующую классификацию средствразмещения глэмпинга:
1) традиционные средства размещения;
2) специфические средства размещения.
Первая группа средств размещения включает в себя традиционныепостройки и иные виды сооружений, которые спроектированы и построены, основываясь на их естественном объединении с окружающей средой. К их числу относятся виллы, коттеджи, эко-гостиницы, амбары, загородные дома, курорты, имеющие традиционное архитектурное решение и расположенные в живописных природных уголках планеты, оборудованные всеми удобствами и предлагающие гостям сервис на высоком уровне.
Вторая группа включает в себя постройки и иные виды сооружений,которые построены, основываясь на применении органических форм иестественного их объединения с окружающей средой. Ввиду разносторонности их целевого применения автор предлагает выделить следующие подгруппы:
• средства размещения с прозрачными стенами, потолком (комнаты-купола, комнаты-капсулы), позволяющие наблюдать за природой влюбое время суток;
• средства размещения, характерные для разных народов мира(юрты, шатры и др.);
• средства размещения, расположенные непосредственно в природной среде (комнаты в скалах, дома на деревьях, комнаты под водойи др.);
• средства размещения, изолированные от иных путешественников (проживание на маяках, на отдельных островах, на скалах и др.)
• иные средства размещения (палатки, минивены и др.) [1]
Данная тенденция вызвана многими факторами, важнейшими из которыхможно назвать следующие:
1) Появление новых ресурсосберегающих технологий и технологии всфере эко-инжиниринга позволили строить и проектировать глэмпинг-отели натерриториях природоохраняемых зон и национальных парках без ущербаприроде, тем самым повысив продолжительность пребывания гостей там.
2) Нехватка ресурсов диктует человечеству новые модели потребления, аименно концепцию устойчивого развития, в которой формируются новые видыпотребителей. Появляется та категория людей, которые приемлют толькоэкологически чистые продукты, тщательно следят за своим выбором иотказываются от продуктов и услуг, которые имеют негативное влияние наокружающую среду.
3) Пассивное потребление информации и услуг сменилось активнымсоучастием «потребителей»» в генерации информации. Развитие социальныхсетей и доступность интернет ресурсов способствовали самоорганизациисамодеятельного туризма, что побудило туроператоров видоизменять своипакетные туры и создавать уникальные предложениия в узких тематическихсегментах рынка.
На сегодняшний день самым крупным агрегатором по поиску глэмпингобъектов является Glamping.com. На сайте представлено свыше 650 глэмпинговпо всему миру, большинство из которых находятся на североамериканскомконтиненте. Это связано с тем, что данный регион не только обладает большимколичеством ресурсов, подходящих для организаций природно-экологическогои самодеятельного видов туризма, а также высоким уровнем инфраструктуры ипопулярностью автомобильных путешествий. У каждого человека время от времени возникает желание побыть наедине с природой, не теряя возможности сохранить комфорт и удобства. Именно по этой причине интерес к глэмпингу возрастает по всему миру несмотря на достаточно высокую стоимость данных услуг.
Активное развитие глэмпинга и желание индивидуализировать свой продукт привели к появлению многочисленных вариантов для размещения путешественников. Так, на сайте www.glampinghub.com представлено более 25 различных вариантов средств размещения с их полным описанием: от юрт и комнат-капсул до домиков на деревьях и комнаткуполов посреди пустыни, леса или гор [2].
Глэмпинг еще почти не распространен в России. Но примеры этого вида экотуризма все же есть. Более того, туристический портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и российские -пять. Это «Гуляй-Город» в Тульской области, «Лес и Море» под Москвой, LeapRus в Кабардино-Балкарии, «Мишкина сказка» в Карелии и «Чепош
парк» (Алтай). Небольшая конкуренция в России поможет быстро развивать бизнес. Существует много регионов, в которых не работает ни одной компании, которая бы предлагала такие услуги, поэтому есть вполне реальный шанс стать монополистом в данной сфере. Примеров глэмпингов в России не так много:
• глэмпинг «Старый Сиг» в Тверской области,
• глэмпинг «ЛесОк» в Ленинградской области,
• глэмпинг «Лагуна» Камчатский край,
• купольный глэмпинг на Кольском полуострове,
• ро1уапа Glamping в Калининградской области [6].
Средняя цена проживания в сутки в глэмпе составляет 3000 руб., стоимость проживания варьируется в зависимости от оснащенности и дизайна самого глэмпа, а также обустроенности прилегающей территории. Для привлечения большего количества туристов можно организовать специальные досуговые программы: музыкальные вечера, вечеринки у костра, совместные походы и рыбалки, квест развлечения для детей, связанные с изучением и сохранением природных богатств.
Темой постройки глэмпинга нередко выступает национально-исторический колорит. Туристам особенно интересны домики по мотивам сказки или фильма. [5]
Генеральный директор компании «Дикий Дом», которая занимается активным развитием глэмпинга в России, Жанна Кира, отмечает, что большим спросом будут пользоваться тематические глэмпинг-лагеря: спортивные, музыкальные, танцевальные и др. Такой вариант интересен и для проведения оригинальных торжественных мероприятий: дня рождения, свадьбы, выпускного. [6].
На интервью с «Вести туризм» генеральный директор компании RussiaDiscovery, эксперт Вадим Мамонтов сказали о состоянии развития глэмпинга в России.
На сегодня этот вид отдыха в России становится всё более популярным, у него есть большие перспективы для развития. И, конечно, определенную роль в этом сыграли ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Но мы находимся в самом начале пути, и конкурс на гранты от Ростуризма, объявленный недавно, должен подтолкнуть отрасль к развитию.
Сегодня в России практически нет круглогодичных глэмпингов в силу того, что лишь редкие территории могут предложить круглогодичный турпродукт. Но главное, что спрос пока не достиг того уровня, чтобы компании могли позволить себе закупить и устанавливать соответствующее оборудование и модули для холодного времени года.
Компании RussiaDiscovery провела исследования по перспективам развития формата глэмпинга с мая по сентябрь:
1. Так как глэмпинг рассчитан на комфортный отдых, его владелец может рассчитывать на высокую отдачу за свои труды.
2. В России не так много объектов подобного отдыха — мало конкуренции.
3. Российский народ, отлученный от Египта, Турции и европейских стран, рассчитывает найти на местном туристическом рынке более-менее похожий на западный сервис. Другими словами, спрос сейчас будет расти.
4. У нас очень хорошая и разнообразная природа (в отличие от внешнего вида дорог, городов и деревень). Пусть хоть она привлекает сюда иностранных (да и своих) туристов.
5. Упавший в свое время рубль будет способствовать развитию туризма в нашей стране (жить у нас стало дешевле и привлекательнее для иностранцев).
6. Выигрывает не тот, кто живет ближе к Москве, а кто сможет создать необычное или сказочное место отдыха, пусть это даже будет где-нибудь в Мордовии (в принципе, иностранцу совершенно не обязательно знать, где это. Он прилетит в Москву, мы его там встретим и привезем, тепленького, куда надо).
7. Вы можете поставить не одну, а десять или даже сорок палаток в одном чудном месте (можно ставить постепенно, по мере развития бизнеса, расширения сферы услуг и увеличения платы за проживание). Тогда ваш доход будет исчисляться не десятком долларов в день, а сотнями и тысячами [3].
Так как глэмпинг - явление сравнительно недавнее, можем выделить следующие причины актуальности его развития на территории России:
• наличие уникальных природных мест, не освоенных для массового туризма;
• небольшая насыщенность рынка, недостаток качественных предложений экотуризма без лишений в удобстве и комфорте (наличие палаточных лагерей, кэмпингов, беседок и шатров, не приспособленных к длительному проживанию);
• для вхождения в бизнес достаточно небольших ресурсов - покупка и обустройство глэмпов, подходящий природный пейзаж;
• быстрая окупаемость по сравнению с отелями, гостиницами;
• отсутствие серьезных ограничений в организации и работе, единственное, организаторы должны следовать природоохранному законодательству и не нарушать экологию местности [4].
В России удвоилось количество глэмпингов: если в 2019 году их было около 60, то сейчас порядка 120.[7]. Об этом в программе «Перспективное дело» на телеканале «РБК» 21 сентября сообщила Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов России и директор компании-производителя тентов «Дикий Дом». По ее словам, спрос на этот вид отдыха
есть, в глэмпинги едут самые разные категории клиентов, устраивают йога-туры, проводят свадьбы.
Первый глэмпинг появился в России четыре года назад, поэтому участники эфира попытались разобраться, чем же это понятие отличается от более привычного кемпинга. С одной стороны, классическое определение, которое произошло от английского glamorous camping, подразумевает некий намек на роскошь. Поэтому глэмпингом может считаться размещение в природных условиях с максимально возможным комфортом: удобной кроватью, Wi-Fi, кондиционером, гостиничным сервисом. С другой - не существует каких-либо стандартов.
Туризм в России имеет медленные темпы развития, особенно в регионах. Медленный рост является результатом многих причин, таких как неразвитость городской инфраструктуры, устаревшие номерные фонды и тд. В такой ситуации глэмпинг мог бы стать движущим фактором развития туризма в стране. Благодаря красоте и разнообразию природы России, глэмпинги можно открывать с одинаковым успехом как под Москвой, так и в более удаленных и живописных уголках России, таких как Карелия или Сахалин.
Однако существуют и сложности в организации такого отдыха. В первую очередь это проблема логистики и доставки гостей на место отдыха, особенно в особо удаленные места. Так же эта проблема будет усугубляться погодными условиями в зависимости от времени года.
Подводя итог можно заключить, что у глэмпинга в России есть все предпосылки для успешного развития. Такой вид бизнеса позволит привлечь состоятельных туристов, без строительства пяти звездочных отелей и инфраструктуры к ним [4].
Литература
1. Солдаткина М.А. Шарипова Э.Р. «Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации». Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. РГУТИС, Т.13 № 2. 2019. С. 182-188
2. Дедок В.М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства // Современные тенденции развития международного туризма в мире и республике Беларусь в условиях глобализации. 2018. С. 32-38.
3. «Глэмпинг - это модно, а теперь и в России» https://travelvesti.ru/intervyu/glemping-eto-modno-a-teper-i-v-rossii.html (дата обращения 02.12.2019)
4. «Перспективы развития глэмпинга в России» https://readera.org/perspektivy-razvitija-glj empinga-v-rossii-140235725 (дата обращения 02.12.2019)
5. «Глэмпинг: мировой опыт, перспективы развития в России» https://cyberleninka.ru/article/n/glemping-mirovoy-opyt-perspektivy-razvitiya-v-rossii
6. «Глэмпинг» - новый вид эко-туризма в России - Режим доступа: Ы^://глэмпинг.рф/ (дата обращения: 02.04.2020).
7. В России удвоилось количество глэмпингов - Режим доступа: https://www.tourdom.ru/news/v-rossii-udvoilos-kolichestvo-glempingov.html (дата обращения: 22.09.2020)
8. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг // Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 Том 7, No5 (сентябрь - октябрь 2015)