Научная статья на тему 'GLAMPING КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ'

GLAMPING КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОРОДСКОЙ GLAMPING / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ GLAMPING / GLAMPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Юлия Александровна, Малышев Артем Максимович

В статье перечислены основные тренды, характерные для современной туристской индустрии. Авторы подчеркивают, что данные тренды будут активно развиваться и в ближайшем будущем. Спрос на авторские маршруты и экскурсии рождает спрос и на особенное размещение, при этом это не всегда пятизвездочный отель. В статье названы основные факторы, влияющие на рост Glamping за рубежом. Особое внимание авторы уделили современному состоянию Glamping в России. В заключении сформулирован вывод, что данный формат размещения очень перспективен для России, в дальнейшем будет способствовать развитию туризма в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «GLAMPING КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ»

УДК 379.837

ОЬЛМРШО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ РАЗМЕЩЕНИЯ

ТУРИСТОВ

Киреева Юлия Александровна

Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

kireeva.ya@ma.il. ги

Малышев Артем Максимович

Магистрант первого курса Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация christmasart40@mail. т

Аннотация. В статье перечислены основные тренды, характерные для современной туристской индустрии. Авторы подчеркивают, что данные тренды будут активно развиваться и в ближайшем будущем. Спрос на авторские маршруты и экскурсии рождает спрос и на особенное размещение, при этом это не всегда пятизвездочный отель. В статье названы основные факторы, влияющие на рост Glamping за рубежом. Особое внимание авторы уделили современному состоянию Glamping в России. В заключении сформулирован вывод, что данный формат размещения очень перспективен для России, в дальнейшем будет способствовать развитию туризма в регионах

Ключевые слова: туризм, Glamping; городской Glamping; индустрия гостеприимства; классификация Glamping.

С каждым годом все больше российских туристов при выборе места отдыха, отдают предпочтение туристским центрам, расположенным на территории РФ. Это подтверждается и статистическими данными. Так, по данным исследования, проведенного многопрофильным аналитическим центром НАФИ, за 2019 год каждый пятый внутренний турист (21%) путешествовал по России, в то время как зарубеж выехало только 8%.

В пользу выбора отдыха на российских курортах говорят такие факторы как развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры, гибкая ценовая политика, повышение качества обслуживания, совершенствование технологии обслуживания туристов и т.д.

В таблице 1 представлены основные тренды в туристской индустрии, которые в ближайшем будущем будут иметь большую популярность.

Таблица 1. Тренды туристской индустрии в РФ

№ п/п Тренд туристской индустрии в РФ Краткая характеристика тренда туристской индустрии в РФ

1 Поездки выходного дня Поездки продолжительностью 2-3 дня, так называемые поездки выходного дня, это возможность сменить привычную обстановку и за короткий период времени получить новые впечатления и эмоции. Непродолжительные поездки все больше пользуются популярностью у туристов. Такие поездки не планируются заранее и не привязаны к отпуску или праздничным дням. Туристы, выезжающие на 2-3 дня, являются основным сегментом, путешествующим в межсезонье. Соответственно - это позволяет отельерам заполнять номера в межсезонье. Поездки выходного дня это один из трендов 2020 года и по оценкам специалистов спрос на подобные предложения будут увеличиваться. Основными потребителями таких предложений являются жители крупных городов, прежде всего жители Москвы, Санкт-Петербурга и др.

2 Событийный туризм Событийный туризм - еще один тренд 2020 года. Многие событийные мероприятия приурочены к выходным, практически все - к конкретным датам. Планируя свою поездку в рамках событийного туризма, турист обязательно планирует и новые достопримечательности посмотреть, и местный музей посетить, и в мастер-классе поучаствовать. В связи с тем, что календарь событий известен заранее, мероприятия проходят практически круглый год, отельеры могут заранее прогнозировать загрузку отеля и планировать расходы и доходы. В период проведения мероприятия, например, фестиваля, масштабных спортивных состязаний, загрузка отелей максимальная, даже в зимний сезон, когда обычно все отельеры говорят о спаде.

3 Инстатуризм В XXI веке нельзя недооценивать влияние социальных сетей на жизнь людей. Благодаря соцсетям турист получает информацию о месте отдыха от тех, кто там уже был, получает полезные советы по планированию своего времени в месте отдыха, и, конечно же просматривает фотографии. Желание сделать селфи фото на фоне мечети Кул-Шариф в Казани или на фоне мраморного каньона Рускеала в Карелии - один из мотивов отправиться в путешествие и сегодня влияет на выбор туристского направления не меньше, чем дальность полета или стоимость путевки.

4 Индивидуальный туризм Каждый турист, возвращаясь из путешествия, хочет привезти с собой что-то особенное. Это может быть редкий сувенир, уникальный фотоснимок, но самое главное это новые впечатления и положительные эмоции. Именно поэтому спрос на индивидуальные туры, на авторские и необычные экскурсии, позволяющие участникам побывать в небольших городах, побродить по заброшенным усадьбам, поужинать в замке, примерить на себя наряд королевы или рыцарские доспехи, будет расти. Классические туры, предполагающие отдых по системе all inclusive или с посещением музеев со стандартными экскурсиями, постепенно уступают место особому туристскому предложению, как правило, не повторяющееся и эксклюзивное. Для поддержания интереса к индивидуальным и авторским турам, их разработчики каждый раз что-нибудь меняют в программе.

5 Медицинский туризм Медицинский туризм - новое, активно развивающийся вид туризма, тренд, который сохранится и в 2021 году. Медицинский туризм это возможность совместить отдых в хорошем отеле с курсом оздоровительных процедур, например, с курсом омолаживающих процедур. Туры в рамках медицинского туризма популярны как среди российских туристов, так и среди иностранных. Специалисты Ростуризма считаю, что за отечественными спа-курортами будущее медицинского туризма в России.

Вместе с развитием новых направлений в туристской индустрии, изменяется портрет современных потребителей гостиничных услуг, их предпочтений и требований ведет к формированию новых форматов средств размещения, одним из которых является 01атрт§.

Считается, что первый современный Glamping (от англ. glamorous camping — гламурный кемпинг) появился в Великобритании в 2005 году. Это самый молодой и самый инновационный формат услуги размещения. Корни Glamping уходят в эпоху средневековья, когда короли в окружении придворных выезжали на природу [7].

Сегодня Glamping — этот тот же отдых на природе, но в условиях максимального комфорта. Отдыхающие живут в больших и удобных шатрах или быстровозводимых оригинальных постройках. Шатры оборудованы всех необходимым для отдыха. На территории Glamping обеспечивается полноценное гостиничное обслуживание. Жестких требований к организации такого вида отдыха нет, главное, чтобы это было красиво и комфортно [1].

Размещение в Glamping - очень популярно за рубежом, данный формат присутствует сегодня практически во всех странах мира, даже в Антарктиде.

Основным преимуществом организации отдыха в формате Glamping является возможность получить уникальный опыт и незабываемые ощущения от единения с природой. Бизнес, технологии, быстрый темп жизни - все это отдаляет человека от природы, формируя при этом в нем неприспособленность к жизни без удобств. Однако у каждого человека время от времени возникает желание побыть наедине с природой, не теряя возможности сохранить комфорт и удобства. Именно по этой причине интерес к Glamping возрастает по всему миру, несмотря на достаточно высокую стоимость данных услуг.

В европейских странах отдых в формате Glamping стал популярен по следующим причинам [2, 4]:

• рост спроса на экологический туризм;

• психологический фактор: жители больших городов все чаще предпочитают проводить выходные, а иногда и весь отпуск в тихих, уединенных местах, сохраняя при этом высокий уровень комфорта.

К странам-лидерам по развитию глэмпинга в мире следует отнести США (165 центров Glamping), ЮАР (35 центров Glamping), Кения (25 центров Glamping), Танзания (22 центра Glamping), Индия (18 центров Glamping), Чили (15 центров Glamping), Тайланд (13 центров Glamping), Шри-Ланка (11 центров Glamping) [2].

Одним из факторов, способствующих развитию Glamping в мире, является такое природное явление, как солнечное затмение. Например, отель Elqui Domos, расположенный в Чили, является одним из семи астрономических отелей по всему миру и находится на прямой траектории полного солнечного затмения 2 июля 2019 г. Его уникальные купольные комнаты или каюты идеально подходят для наблюдения за

затмением, а также включают в себя современные удобства и высокий комфорт. Также отель Patagonia, к слову, первый Glamping -центр в Чили, является идеальным местом для наблюдения данного природного явления в декабре 2020 г. [5].

Активное развитие Glamping во всем мире и желание индивидуализировать продукт со стороны отельеров привели к появлению многочисленных вариантов для размещения путешественников. Так, на сайте www.glampinghub.com представлено более 25 различных вариантов средств размещения с их полным описанием: юрты и комнаты-капсулы, домики на деревьях и комнаты-куполов, расположенных в пустыне, в лесу или горах.

Так как данная тема является новой и недостаточно исследованной, в научной литературе отсутствует информация о категоризации и классификации вышеобозначенных средств размещения. Большинство специалистов отмечают, что Glamping частично включает такую категорию средств размещения, как "эко-отель", которую выделяют современные исследователи в своих работах. Однако данная классификация не отображает все многообразие существующих вариантов размещения в формате Glamping.

Условно предприятия, предлагающие услугу размещения в формате Glamping,

можно разделить на две традиционные и специфические средства размещения (таблица 2) [2,8].

Таблица 2. Условная классификация Glamping

№ п/п Средства размещения Характеристика средств размещения

1 Традиционн ые средства размещения Включает в себя традиционные постройки и иные виды сооружений, спроектированные и построенные на основе их естественного объединения с окружающей средой. К их числу относятся: виллы, коттеджи, эко-гостиницы, амбары, загородные дома, курорты, имеющие традиционное архитектурное решение и расположенные в живописных природных уголках планеты, оборудованные всеми удобствами и предлагающие гостям сервис на высоком уровне.

2 Специфичес кие средства размещения Включает в себя постройки и иные виды сооружений, построенные на основе применения органических форм и естественного их объединения с окружающей средой. Выделяют следующие подгруппы: • средства размещения с прозрачными стенами, потолком (комнаты-купола, комнаты-капсулы), позволяющие наблюдать за природой в любое время суток; • средства размещения, характерные для разных народов мира (юрты, типи1, иглу2, шатры и др.); • средства размещения, расположенные непосредственно в природной среде (комнаты в скалах, дома на деревьях, комнаты под водой и др.); • средства размещения, изолированные от иных путешественников (проживание на маяках, на отдельных островах, на скалах и др.); иные средства размещения (палатки, кабузы3, минивены и др.)

1 типи (от англ. «tipi») - типичный дом американских индейцев

2 иглу(от англ. «igloo») - куполообразный традиционный дом эскимосов, обычно построенный из блоков сплошного снега

3 кабуз (от англ. «caboose») - термин, используемый на железных дорогах Северной Америки для обозначения специальных вагонов, включаемых в конец грузового железнодорожного состава. В старину

Следует отметить, что в недавнем времени на международном уровне была предпринята попытка разработки системы классификации средств размещения Glamping. Так, Совет по туризму Словении совместно с международной компанией «WorldofGlamping» разработали систему классификации, согласно которой средства размещения подразделяются на три категории: средства размещения простого типа («scouting»), средства размещения улучшенного типа («glamping»), классические средства размещения («lodging»). Каждая из категорий предполагает присвоение от 1 до 7 звезд в зависимости от уровня сервиса, предлагаемых услуг и ряда иных факторов. Кроме этого, компания «WorldofGlamping» учредила и ежегодно проводит премию W.G. Awards, которая присуждается лучшим объектам Glamping на международном уровне. Также компания намерена проводить работу по объединению лучших центров Glamping в разных странах мира в так называемую Glamping сеть с целью предоставления путешественникам возможности знакомства с разными странами в лучших местах, предлагающих наиболее высокий уровень и качество обслуживания [8].

В России Glamping только развивается. Первым Glamping, который появился в нашей стране, считается Glamping «Гуляй город», открылся в 2016 году, расположен в 100 км от Москвы на берегу реки Ока.

По данным консалтинговой компании MACON, больше всего Glamping расположено в ближайшем Подмосковье. Услуга размещения в формате Glamping также предлагается отельерами Краснодарского края, Калининградской области, Республики Карелия, Байкала, Камчатки, Алтая и других регионов. Всего сегодня на территории РФ насчитывается чуть больше 60 подобных средств размещения. К концу 2020 года планируется, что Glamping достигнет 100 [1].

У большинства российских Glamping есть своя целевая аудитория. В России действуют Glamping, ориентированные на вегетарианцев и серфингистов, любителей бань и активного отдыха, а также эко- и фермерские Glamping. Средняя стоимость за сутки при двухместном размещении в российских Glamping варьируется от 2,5 до 9 тыс. рублей. При этом цены на обычный кемпинг редко превышают 1 тыс. рублей [2, 3].

В городах формат Glamping очень часто используется в рекламных целях. Например, так поступила девелоперская компания Группа ПСН, выбрав данный формат для своего закрытого мероприятия. Во дворе элитного жилого комплекса «Полянка/44» вместо обычных палаток были установлены красивые шатры с элегантным освещением и стильными уличными обогревателями [4].

использовались как относительно комфортабельные помещения в поездах, имели много функций, включая предоставление приюта для экипажа или других пассажиров

Значительным фактором, стимулирующим развитие Glamping в России, является необходимый относительно небольшой объем инвестиций для строительства, в среднем это от 5 млн рублей. Для сравнения: для начала строительства полноценного загородного комплекса на 100 номеров потребуется минимум 500 млн рублей, то есть в 100 раз больше. При этом Glamping можно строить там, где по каким-либо причинам запрещено капитальное строительство: земли лесного фонда или особо охраняемые земли, прибрежные земельные участки. Таким образом, Glamping является альтернативным вариантом эффективного использования земельных участков.

Несмотря на то, размещение в формате Glamping в России только развивается, это очень перспективное направление, в том числе и для турфирм. Размещение в формате Glamping хорошая идея для корпоративных выездов. Туроператоры, реализующие приключенческие и спортивные туры также могут предлагать размещение в Glamping. Активный образ жизни входит в моду. Glamping в этом плане — идеальная адаптация городского жителя к активному туризму, такой отдых гарантирует массу эстетических впечатлений от жизни в дикой природе.

Таким образом, будущее, безусловно, у данного направления гостиничной индустрии, есть.

Литература

1. Ассоциация Глэмпингов России. // URL: https://dikiydom.com (дата обращения 01.12.2019) 2. «Глэмпинг» - новый вид эко-туризма в России. // URL: https://глэмпинг.рф/blog/glamping/ (дата обращения 02.12.2019)

2. Дедок В.М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства // Современные тенденции развития международного туризма в мире и республике Беларусь в условиях глобализации. - 2018. -С. 32-38.

3. Кобяк М.В., Чахова Д.А. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг. Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №5 (2015): http://naukovedenie.ru/

4. Кондрашина М.К., Волкова Т.А. Глэмпинг как новое направление в туризме // Сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. - 2017. -С 197-200.

5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 10 апреля 2020)

6. Титов К.П. Перспективы развития глэмпинга в России // Экономика и социум.-2020.- №9(40) (дата обращения: 20.04.2020)

7. Солдаткина М.А., Шарипова Э.Р. Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации. Научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 13. 2019 / №2

8. Types of Glamping. URL: https://glampinghub.com/types-of-glamping/ (date of access: 10.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.