А. А. Акбарова. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи
Психология способностей : современное состояние и перспективы исследований : материалы науч. конф., посв. памяти В. Н. Дружинина. М., 2005. С. 26-30.
9. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008. 382 с.
10. Ахметгалеева З. М. Имплицитная теория креативности у представителей творческих специальностей // Психологические исследования интеллекта и творчества : материалы науч. конф., посв. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина. М., 2010. С. 113-116.
Implicit Theory of Creativity of University of Culture and Arts Students
Zulfia M. Akhmetgaleeva
Kemerovo State University of Culture and Arts 17, Voroshilova str., Kemerovo, 650029, Russia E-mail: [email protected]
The article presents approaches to study creativeness that are connected to personal traits. The researchers suggest the list of traits related to creativity. The results of empirical research are shown that has been conducted on 93 students of Kemerovo University of Culture and Arts (aged from 18 to 33, studying different educational programs). Specially designed unipolar personality semantic differential has been applied. As a result the authors have revealed the correlation between creativity and productivity, individualism, openness to new experience and persistence in the mental representation of students of University Culture and Arts. The results of study may be applied to design special programs for students of higher educational institution of culture and arts aimed at expanding their ideas of creativity and developing it. Key words: creativity, personal traits theory, implicit theory, personal semantic differential.
References
1. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey (Psychology of general abilities). St.-Petersburg, 2008. 368 p. (in Russian).
2. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odaren-nosti (Psychology of creation, creativity, talent). St.-Petersburg, 2012. 448 p. (in Russian).
УДК 159.9.072.432
А. А. Акбарова
Акбарова Анастасия Азаматовна - соискатель, лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Изложены основные положения комплексной модели самоопределения. Показано, что социальная активность является важным как компонентом, так и индикатором социального самоопределения. В связи с этим представляется, что социальная активность явля-
3. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey (Psychology of creativity). Moscow, 2002. 320 p. (in Russian).
4. Chiksentmikhayi M. Kreativnost'. Potok i psikhologiya otkrytiy i izobreteniy (Creativity. Flow and psychology of discovery and invention). Moscow, 2013. 528 p. (in Russian).
5. Amabile T. M. Componential theory of creativity. Harvard Business School Working Paper. April 2012, no. 12-096. Available at: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20 Files/12-096.pdf (accessed 10 February 2015) (in English).
6. Lubart T., Mouchiroud C., Tordjman S., Zenasni F. Psi-khologiya kreativnosti (Psychology of creativity). Moscow, 2009. 215 p. (in Russian).
7. Sternberg R. J. The Assessment of Creativity: An Investment-Based Approach. Creativity Research Journal, 2012, vol. 24, iss. 1, pp. 3-12. Available at: http://www4. ncsu.edu/~jlnietfe/Creativity_&_Critical_Thinking_Ar-ticles_files/Sternberg%20%282012%29.pdf (accessed 10 February 2015) (in English).
8. Voronin A. N. Implitsitnye teorii kreativnosti priizmenenii parametrov «okruzhayushchey sredy» (Implicit theory of
creativity under changing the «environment»). Psikholo-giya sposobnostey: sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovaniy: materialy nauch. konf., posv. pamyati V. N. Druzhinina (Current state and perspectives of researches: Proceedings of the scientific conference dedicated to V. N. Druzhinin). Moscow, 2005, pp. 26-30 (in Russian).
9. Serkin V. P. Metodypsikhologii sub'ektivnoy semantiki i psikhosemantiki (Methods of psychology subjective semantics and psychosemantics). Moscow, 2008. 382 p. (in Russian).
10. Akhmetgaleeva Z. M. Implitsitnaya teoriya kreativnosti upredstaviteley tvorcheskikh spetsial'nostey (Arts representatives' implicit theory of creativity). Psikhologicheskie issledovaniya intellekta i tvorchestva: materialy nauch. konferentsii, posv. pamyati Ya. A. Ponomareva i V. N. Dru-zhinina (Psychological research of intellect and creativity: Proceedings of the scientific conference dedicated to Ya. A. Ponomarev & V. N. Druzhinin ). Moscow, 2010, pp. 113-116 (in Russian).
ется необходимым феноменом для изучения при исследовании социального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на молодежной выборке ^ = 100 чел., 18-30 лет), с применением диагностического инструментария: стандартизированной программы исследования социального самоопределения, разработанной А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко. Установлено, что социальная активность современной молодежи, в первую очередь,
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
© Акбарова А А, 2015
ориентирована на удовлетворение потребностей своих и своей семьи. Мужчины больше ориентированы на активность, направленную на общественное благополучие, чем женщины, в то время как женщины больше стремятся реализовать себя в семье. Ключевые слова: социальная активность, самоопределение, молодежь, сферы жизни, ценности.
Введение
Личность сталкивается с вопросом самоопределения на протяжении всей жизни, но наиболее остро этот вопрос стоит перед молодыми людьми. В научных исследованиях феномен самоопределения также не остался без внимания. Развитие данного научного направления состоит, прежде всего, в том, что психологи все чаще обращают внимание на малоизученные виды социального самоопределения - гражданское, политическое, правовое, нравственное, экономическое, культурное и др.
На данный момент в психологической науке не существует единого подхода к определению компонентов структуры самоопределения, отсутствуют и стандартизированные методики исследования данного феномена. Это относится практически ко всем видам самоопределения: личностному, жизненному, социальному, экономическому, политическому, этническому и др. Современное состояние теоретических и эмпирических исследований самоопределения предоставляет широкие возможности для дальнейшего наполнения и развития этого понятия.
Теоретический анализ проблемы
Феномен самоопределения личности, выделенный философами, главным образом экзистенциального направления, на протяжении многих десятилетий привлекает внимание российских исследователей-психологов [1-3]. Наиболее представительным было и остается направление исследований профессионального самоопределения, которое являлось также предметом анализа в специальных социологических работах [4]. Под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, человеческому сообществу в целом, другим людям и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний.
А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко говорят о необходимости выделить две основные совокупности его характеристик: содержательные и формально-динамические, если рассматривать самоопределение как процесс, состояние и
свойство субъекта (личности или группы) [1]. Авторами была разработана уровневая модель самоопределения в виде двухуровневой структуры, включающей относительно устойчивый « ценностно-нравственный стержень» и динамичную «оболочку», и предложено содержательное наполнение выделенных уровней [5, с. 48-56). В основании выделения компонентов самоопределения положены различная степень устойчивости во времени образующих самоопределение психологических феноменов и различные функции, которые они выполняют в жизни субъекта.
Устойчивая составляющая самоопределения - «ценностно-нравственный стержень» -объединяет в себе представления о принципах устройства мира и организации человеческого сообщества, смыслы жизни, наиболее значимые ценности и ориентации личности, ценностные идеалы и табу (отвергаемые ценности), основные жизненные способности, принципы и притязания.
Динамичная и пластичная составляющая самоопределения - «оболочка» - включает представления об окружающем социально-психологическом пространстве, ценности, цели и мотивы различных этапов жизни, знания об актуальных способностях и своих возможностях на каждом жизненном этапе. Кроме того, «оболочка» включает психологическую (прежде всего мотиваци-онную) готовность личности к неким действиям, связанным с достижением желаемой позиции в системе социальных отношений в определенный период жизни (психологические феномены «предповедения»). Ее содержание динамично и пластично, так как частично изменяется в соответствии с внешними условиями, с которыми взаимодействует субъект.
Устойчивая составляющая самоопределения - «ценностно-нравственный стержень» - выполняет функции системообразования, самосохранения, контроля, самопознания, преобразования личности, общей ориентации в жизни и мире, антиципации и т. д. Основные функции «оболочки»: адаптация, резервирование, накопление (аккумуляция), селекция, самореализация, апперцепция, преобразование среды, защита элементов «ценностно-нравственного стержня» и т.п. В качестве общей теоретической гипотезы можно предположить, что строение самоопределения может быть значительно более сложным [1].
Поскольку процесс социального самоопределения в общественной (социальной) сфере подразумевает активность субъекта в поиске своего способа жизнедеятельности, важным фактором такого самоопределения является социальная активность. Под ней понимается деятельное состояние субъекта, направленное на социальные изменения или противодействия им. В связи с этим представляется актуальным и важным исследо-
А. А. Акбарова. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи,
вать предпочтения и психологическую готовность к тому или иному виду социальной активности, что было осуществлено в нашем исследовании.
Выборка, методики и методы исследования
В исследовании участвовали 158 человек в возрасте от 18 до 30 лет, из них мужчин - 49%, женщин - 51%, работающих - 46% и неработающих - 54%. Использовалась авторская программа для комплексного изучения самоопределения, разработанная А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрей-ченко. Один блок программы был направлен на изучение социальной активности молодежи в разных сферах и выраженных в различных формах.
Авторами программы были предложены следующие сферы, в которых может проявляться социальная активность: 1) образование и воспитание; 2) семья; 3) значимые отношения с другими людьми (круг общения, социальная сеть, друзья, любимые и т.д.); 4) культура, наука и искусство; 5) сельское хозяйство (в том числе подсобное); 6) транспорт (в том числе личный); 7) промышленное производство, добыча природных ресурсов, торговля и финансы; 8) жилье, коммунальное хозяйство, сфера быта; 9) защита отечества и воспитание патриотизма; 10) защита основных демократических прав и свобод граждан; 11) укрепление государственных институтов, охрана правопорядка и помощь в экстремальных ситуациях; 12) охрана природы; 13) возрождение и сохранение религиозных традиций; 14) развитие спорта, туризма и активного отдыха; 15) укрепление общественной нравственности и духовности; 16) здравоохранение; 17) средства массовой информации и Интернет; 18) социальная защита и помощь малоимущим, больным, сиротам; 19) изучение паранормальных явлений, оккультных и эзотерических учений.
Респондентам было предложено отметить сферы и в какой форме проявляется их активность, а именно: «С этим связана моя нынешняя или будущая профессиональная деятельность», «Я прилагаю много усилий, чтобы самостоятельно удовлетворить потребности свои и своей семьи в этой сфере», «С этим связано мое основное хобби, увлечение», «Я активно участвую в обсуждении этой проблемы в СМИ, Интернете, среди знакомых», «Изредка (1-2 раза в год) лично оказываю помощь другим людям и обществу в развитии этой сферы», «Я постоянно участвую в специальных общественных объединениях, фондах, клубах и т.д.»
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования было выявлено, что в целом активность молодых людей проявляется следующим образом: больше всего молодежь предпо-
читает проявлять свою активность в форме усилий для удовлетворения потребностей своих и своей семьи (31%), на втором месте по популярности такая форма активности, как помощь другим людям (20%), затем - хобби (16%), обсуждения вопросов в СМИ (15%) и профессиональная деятельность (14%). Наименее популярной формой активности среди молодежи является участие в специальных общественных объединениях, фондах, клубах (5%).
Если рассматривать более подробно, в каких сферах жизни различные формы активности проявляются, то можно увидеть следующую картину: наиболее популярная форма активности - это усилия для удовлетворения потребностей своих и своей семьи. Такая форма, естественно, в первую очередь проявляется в такой сфере, как семья (14%), затем - в образовании и воспитании (10%), отношениях с другими людьми (общении, налаживании отношений с друзьями и любимыми) (9%), жилье, сфере быта (8%), здравоохранении (7%). Таким образом, мы видим, что молодежь предпринимает действия в перечисленных сферах, исходя из существующих потребностей. Соответственно, можно предположить, что молодежь заботится о членах семьи, их здоровье, пытается обустроить свой быт и жилье желаемым образом.
Форма социальной активности через помощь другим людям, по мнению самих респондентов, чаще проявляется у них в таких сферах, как социальная защита (помощь сиротам, малоимущим) (12%), сельское хозяйство (9%), укрепление государственных институтов и защита правопорядка (8%), возрождение и сохранение религиозных традиций (7%), защита демократических прав и свобод граждан, охрана природы (7%). Наибольшая активность при обсуждении волнующих вопросов в СМИ проявляется в самих СМИ (возможно, обсуждение ТВ, влияние СМИ в Интернете) (12%), в сфере защиты демократических прав и свобод граждан, охраны природы и здравоохранения (7%), а также в области культуры, науки и искусства, в воспитании патриотизма, укрепления общественной нравственности (6%). Очевидно, молодежь считает, что помогает другим людям в развитии социальной защиты - сиротам, малоимущим, сельского хозяйства (поскольку туда включается и подсобное хозяйство, то возможно, они помогают родственникам на даче), в укреплении государственных институтов (соблюдают правопорядок) и сохранении религиозных традиций. Однако описать подробно, каким образом и какими способами молодежь реализует свою активность, не представляется возможным в силу ограниченности методического материала.
Участие в специальных общественных объединениях, фондах, клубах как форма социальной активности в наибольшей степени проявляется у молодежи в таких сферах, как значимые отношения с другими людьми (круг общения, социальные
Психология социального развития
43
сети) (14%), развитие спорта и туризма (13%). Довольно высока активность в сферах: охраны природы (9%), культуры, науки и искусства (7%), возрождения и сохранения религиозных традиций, здравоохранения, СМИ и Интернета (специальные группы в социальных сетях), социальной защиты (помощь малоимущим, сиротам) (6%), защиты отечества и воспитания патриотизма (возможно, служба в армии, участие в патрулировании) (5%). Вероятно, молодые люди в основном являются членами спортивных клубов и путешественников, поскольку это наиболее доступные для них объединения.
Можно отметить, что основной формой социальной активности молодежи являются усилия для удовлетворения потребностей своих и своей семьи: в первую очередь они пытаются удовлетворить их в сферах жилья, коммунального хозяйства и быта, здоровья, в налаживании отношений со значимыми людьми (друзьями, любимыми, партнерами в социальных сетях). Вероятно, молодые люди в зависимости от своих потребностей покупают жилье, ремонтируют его и т.д., заботятся о здоровье, возможно, покупая медицинские страховки, посещают санатории и т.д. Любые формы социальной активности, направленные на укрепление общественной нравственности (возможно, пропаганда, а также соблюдение нравственных норм), воспитание патриотизма (защита отечества), развитие науки и искусства, представлены у молодежи в меньшей степени.
Проведенное исследование позволило также выделить значимые различия (метод Манна-Уитни) между работающей и неработающей молодежью. Неработающие молодые люди, по сравнению с работающей молодежью, проявляют больше активности в получении образования для приобретения профессии, являются членами общественных объединений, помогают значимым другим. Они также больше, чем работающие, склонны считать, что оказывают помощь другим людям в укреплении общественной нравственности и духовности, проявляют активность в СМИ и Интернете (обсуждение, создание групп) по вопросам сельского хозяйства. Помимо этого, они уверены, что больше участвуют в общественных объединениях для защиты отечества, воспитания патриотизма и развития культуры и искусства. Вероятно, большая социальная активность неработающей молодежи объясняется тем, что для них она более доступна вследствие большего количества свободного времени, в то время как активность работающей молодежи в основном направлена на семью, удовлетворение ее потребностей.
Заключение
Современная молодежь склонна в своей социальной деятельности, в первую очередь, ориентироваться на потребности свои и своей семьи, решать задачи, связанные с её благопо-
лучием (жилье, сфера быта, здоровье и др.). Скорее всего, создать семью, обеспечивать ее всем необходимым, построить карьеру - приоритетные задачи самоопределения в течение этого жизненного этапа, поэтому мероприятия, которые могли бы способствовать развитию общественной нравственности, защите отечества и воспитанию патриотизма, отходят на второй план.
Молодые люди, которые не работают в настоящий момент, проявляют больше социальной активности в областях, направленных на общественное благополучие (воспитание патриотизма, укрепление общественной нравственности и духовности), в то время как работающие сосредоточивают свою активность на удовлетворении потребностей семьи. Возможно, это объясняется тем, что работающие и семейные вынуждены тратить свои ресурсы и прилагать много усилий для обеспечения приемлемого уровня существования, а неработающая молодежь имеет больше времени и возможностей для самореализации на поприще общественной деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Нравственно-психологические и социально-экономические факторы самоопределения личности» (№ 12-36-01099 а1).
Библиографический список
1. КупрейченкоА. Б. Нравственно-психологическая детер-
минация экономического самоопределения личности и группы : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 47 с.
2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное
самоопределение. М. ; Воронеж, 1996. 256 с.
3. УгароваМ. Г. Проблема структуры профессионального самоопределения в трудах российских психологов // Социальная психология XXI столетия : в 2 т. Ярославль, 2004. Т. 2. С. 320-324.
4. Падалко О. В. Профессиональное самоопределение
молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 1998. 176 с.
5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое само-
определение : теория и эмпирические исследования. М., 2007. 480 с.
Social Activity as an Element
of the Youth Social Self-Identification
Anastasia A. Akbarova
Institute of Psychology Russian Academy of Science 13-1, Yaraslavskaya str., Moscow, 129366, Russia E-mail: [email protected]
The article outlines the main provisions of an integrated model of self-determination. Social activity is an important component as we'll as an indicator of social self-determination. The empirical study was carried out on a sample of youth (N = 100 people, 18-30 years old) using the
Е. Е. Бочарова. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений
author's program for comprehensive studying the phenomenon of self determination, developed by A. L. Zhuravlev and A. B. Kupreychenko. It was found that social activity of modern youth is primarily focused on the satisfaction of their needs and their families. Forms of activity aimed at social activities, defense of the fatherland are represented less. During investigation was revealed that young people, which have a job more focused on family, youth without job can afford to be more involved in public organizations on social protection and social help (assistance to the poor, orphans).
Key words: social activity, self-determination, youth, areas of life, values.
References
1. Kupreychenko A. B. Nravstvenno-psikhologicheskaya determinatsiya economicheskogo samoopredeleniya lichnosti i gruppy: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk (Moral and psychological determination of economic self-determination of individuals and groups: author's abstract of doctoral dissertation of psychological sciences). Moscow, 2010. 47 p. (in Russian).
2. Pryazhnikov N. S. Professional'noe I lichnostnoe samo-opredelenie (Professional and personal self-determination). Moscow; Voronezh, 1996. 256 p. (in Russian).
3. Ugarova M. G. Problema struktury professional'nogo samoopredeleniya v trudakh rossiyskikh psikhologov (Problem of the structure of professional self-determination in the works of Russian psychologists). Sotsial'naya psikhologiyaXXIstoletiya: v 2 t. (Social Psychology XXI
centure: in 2 vol.) Yaroslavl', 2004, vol. 2, pp. 320-324 (in Russian).
4. Padalko O. V. Professional'noesamoopredeleniemolodo-go spetsialista s vysshim obrazovaniem v sovremennom rossiyskom obshchestve: dis. ... kand. sotsiol. nauk (Professional self-determination of young specialists with higher education in contemporary Russian society: Ph/D thesis of sociological sciences). St.-Petersburg, 1998. 176 p. (in Russian).
5. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: teoriya i empiricheskie issledovania (Economic self-determination: theory and empirical research). Moscow, 2007. 480 p. (in Russian).
УДК 316.6:159
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Е. Е. Бочарова
Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований адаптационной готовности личности. Показано, что адаптационная готовность не только является результатом сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов, но и представляет собой интегральный эффект разноуровневой интеграции регуляторных систем (подсистем) личности. Отмечено, что субъективное благополучие выступает в качестве системообразующего фактора, отвечающего за согласованность разных систем реализации значимых для субъекта целей, и тем самым обеспечивает оптимальный уровень адаптационной готовности личности к ситуациям социальных изменений. Показана специфика проявления уровневых характеристик субъективного благополучия в системе межфункциональных взаимосвязей в структуре саморегуляции. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и развития адаптационной готовности личности учащегося. Ключевые слова: личность, адаптационная готовность, саморегуляция, субъектное благополучие.
К постановке проблемы
В числе актуальных проблем современного образования весьма существенным является во-
прос формирования способностей школьников, обеспечивающих их готовность к личностному, профессиональному и социальному самоопределению в условиях многообразия социальной вариативности, неопределенных социальных ситуаций. Сама по себе подобная вариативность в ее развитом виде, как указывает Г. М. Андреева, не свидетельствует о социальном кризисе, а скорее является необходимым атрибутом развитого гражданского общества [1]. Однако она считает, что в настоящих условиях места и времени, в своей становящейся, неразвитой и неподкрепленной изменениями на макросоциальном уровне форме данная социальная вариативность становится фактором социального кризиса.
Действительно, важной характеристикой современного общества является стремительный распад существующих социальных институтов, интенсивное формирование новых типов общностей и деятельно стей, их социальное оформление и наложение друг на друга, а в итоге - формирование принципиально нового многомерного социального пространства. Эффективная жизнедеятельность в таком обществе подразумевает соответствующее развитие личности: наличие способности к осуществлению и координации различных видов деятельности и себя в них. В психологическом отношении это означает, в
© Бочароиа 1с. Е.и 22015