Научная статья на тему 'Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи'

Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
504
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕНЕГ / MORAL ATTITUDES OF MONEY / СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС / SUBJECTIVE ECONOMIC STATUS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ECONOMIC SELF-DETERMINATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акбарова Анастасия Азаматовна

Актуальность исследования обусловлена трансформацией современного общества, в том числе экономической системы. Изучается молодежь как социальная группа наиболее подверженная происходящим изменениям в обществе, и испытывает трудности экономического самоопределения и социализации. В статье представлены эмпирические результаты, описывающие общие характеристики экономического сознания современной молодежи. Выявлено, что отношение к деньгам имеет нравственный модус и взаимосвязано с другими элементами экономического самоопределения. Исследование показало, что позитивное нравственное восприятие денег и высокая оценка удовлетворенности экономическим статусом, а также уверенность в благоприятности возможностей и условий для повышения экономического и социального статуса взаимосвязаны со стремлением молодежи увеличивать экономическую активность, в том числе идти на экономический риск. Таким образом, чем выше у молодых людей оценка степени удовлетворенности своим статусом, условий для повышения своего экономического и социального статуса, тем больше они готовы проявлять экономическую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акбарова Анастасия Азаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of money and economic status as a factor of economic self-determinatoin of modern young people

Significance of our study is due of the transformation of modern society, including the economic system. We study youth as a social group most affected by the changes taking place in society, so young people have a difficulty socializing and economic self-determination. The article presents the empirical results describing the general characteristics of the economic consciousness of modern youth. Was revealed that the moneys attitudes have a moral modus and interconnected with other elements of economic self-determination. Positive moral perception of money and high satisfaction rating economic status, also confidence in opportunities and conditions for the improvement of economic and social status are linked with the desire of young people to increase economic activity, including economic risk. Thus the higher assessment the satisfaction of their status, conditions for improving their economic and social status, the more young people are willing to appear economic activity.

Текст научной работы на тему «Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи»

УДК 159.9.072.432

А.А. АКБАРОВА

Институт психологии РАН г. Москва

anastasia.akbarova@gmail.com

оценка денег и экономического

статуса как фактор экономического

___ .

самоопределения современной молодежи1

A.A. Akbarova

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences,

Moscow

PERCEPTION OF MONEY AND ECONOMIC STATUS AS A FACTOR OF ECONOMIC SELF-DETERMINATOIN OF MODEN YOUNG PEOPLE

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена трансформацией современного общества, в том числе экономической системы. Изучается молодежь как социальная группа наиболее подверженная происходящим изменениям в обществе, и испытывает трудности экономического самоопределения и социализации. В статье представлены эмпирические результаты, описывающие общие характеристики экономического сознания современной молодежи. Выявлено, что отношение к деньгам имеет нравственный модус и взаимосвязано с другими элементами экономического самоопределения. Исследование показало, что позитивное нравственное восприятие денег и высокая оценка удовлетворенности экономическим статусом, а также уверенность в благоприятности возможностей и условий для повышения экономического и социального статуса взаимосвязаны со стремлением молодежи увеличивать экономическую активность, в том числе идти на экономический риск. Таким образом, чем выше у молодых людей оценка степени удовлетворенности своим статусом, условий для повышения своего экономического и социального статуса, тем больше они готовы проявлять экономическую активность.

Ключевые слова: нравственная оценка денег, субъективный экономический статус, экономическое самоопределение, экономическая активность

Annotation: Significance of our study is due of the transformation ofmodern society, including the economic system. We study youth as a social group most affected by the changes taking place in society, so young people have a difficulty socializing and economic self-determination. The article presents the empirical results describing the general characteristics of the economic consciousness of modern youth. Was revealed that the money's attitudes have a moral modus and interconnected with other elements of economic self-determination. Positive moral perception of money and high satisfaction rating economic status, also confidence in opportunities and conditions for the improvement of economic and social status are linked with the desire of young people to increase economic activity, including economic risk. Thus the higher assessment the satisfaction of their status, conditions for improving their economic and social status, the more young people are willing to appear economic activity.

Keywords: moral attitudes of money, economic self-determination, economic activity, subjective economic status

Самоопределение для молодежи является одной из важных задач на соответствующем жизненном этапе. Молодым людям необходимо найти свое место в мире профессий, отношений, в том числе экономиче-

ской системе. Соответственно, актуальной задачей является и экономическое самоопределение современной молодежи, которое тесно взаимосвязано с целым рядом процессов - профессиональным и личностным станов-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №12-36-01099а1)

психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2014, №1

лением, экономической социализацией и адаптацией и т.д.

Экономическое самоопределение как процесс фактически реализуется через совершение психологических операций и действий с феноменами экономического сознания и особенно самосознания. В рамках социальной и экономической психологии под экономическим сознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах) [2].

Стоит отметить, что весомую роль играет оценка своей позиции в социуме, социального и экономического статуса. В исследовании самоопределения Ку-прейченко А.Б., в котором изучались критерии субъективного экономического и социального статуса, было выявлено, что молодежь разделяет социальный и экономический статус. Но экономические успехи, достижения могут выступать как критерии повышения или снижения не только экономического, но и субъективного социального статуса [1].

Многие исследователи отмечают особые трудности экономического самоопределения и социализации современной молодежи. В условиях современной экономической системы экономическая активность молодежи является важным фактором их как экономической, так и социальной успешности. Молодежи необходимо быть активной, уметь выстраивать экономические стратегии. Важные критерии, позволяющие оценивать состояние экономического сознания - это гибкость, способность отражать в нем современные реалии. Соответственно, для выработки экономических стратегий индивиду важна оценка существующих условий в обществе. При этом новые экономические условия, предоставляя большую свободу экономического выбора, существенно снижают социальную защищенность представителей молодого поколения. Это, в свою очередь, может формировать у молодежи противоречивые экономические установки, которые в дальнейшем могут приводить к хаотичным экономическим стратегиям.

Анализ результатов психологических исследований Института психологии РАН (А.Л. Журавлев, Н.А. Журавлева, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков, В.А. Хащенко, Н.Н. Хащенко, Е.В. Шорохова и др.), показал, что в качестве феноменов, составляющих устойчивые компоненты экономического сознания личности, выступают: представление человека о себе как об экономическом субъекте (субъективный эконо-

мический статус, экономическая самоидентификация, экономические притязания, представление о возможностях повышения доходов, экономическое Я личности, самооценка деловой активности и т.п.); представление о богатстве и бедности (субъективное экономическое благополучие, субъективная шкала доходов и т.п.); отношение к богатым и бедным людям; отношение к деньгам (ценностный аспект значимости денег, представления личности о роли, функциях денег в жизни, потребность в деньгах, предпочитаемые действия с деньгами и т.п.); отношение личности к собственности (представления об атрибутивных признаках собственника, степень желания быть собственником); социальные установки и формы хозяйствования (экономического поведения, способы достижения материального благополучия); отношение к партнерству и конкуренции, ориентации на экономические ценности и др. [2, 6].

Мы видим, что отношение к деньгам являются неотъемлемым компонентом экономического сознания. Теме денег посвящено множество работ. Маркс говорил о товарном фетишизме в капиталистическом обществе, так как люди производят вещи, в которых нет необходимости, и наделяют их особым значением. Веблен считал, что некоторые вещи обретают популярность потому, что из-за своей дороговизны становятся символами статуса [3, 4].

Главной особенностью, исследований и теорий денег является критика экономических моделей «рационализации прибыли» поведения людей в отношении денег. Специалисты по психологии потребителя утверждают, что потребители ведут себя совершенно иррациональным образом.

Деньги - необходимое средство жизнедеятельности в современном мире. Отсутствие экономической успешности, как правило, формирует представление о себе как «неудачнике», занимающим низкое место в социуме [5]. В то же время, многими авторами выявлено, что увеличение дохода не способствует повышению уровня счастья [6, 7].

Эмпирические исследования выявили гендерные различия в использовании денег. Проведя глубинные интервью с американскими женщинами и мужчинами, Прайс обнаружил, что в отношении денег мужчины чаще говорили об уверенности, независимости в действиях, риске и азартных играх, женщины сильнее ощущали зависть и лишение. Прайс показал, что для мужчин самоопределение, самоуважение чувство власти неразрывно связаны с деньгами, в то время как для женщин деньги - это просто средство приобретения ве-

ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1

щей и впечатлений, которыми они могут наслаждаться.

В шведском исследовании повседневных суждений о деньгах Бергстром обнаружил, что сложность экономических рассуждений увеличивается с возрастом и, по всей видимости, наибольшее влияние на нее оказывает трудовая жизнь и социальная роль. Луна и Квинтанилла говорят о том, что в процессе социализации люди научаются ценить деньги как социальную и личную форму выражения. Некоторые считают деньги жизненно необходимыми и расценивают их как показатель самореализации, личных инициатив и самоуважения, тогда как другие не ценят деньги столь высоко.

Возможно, также верно и то, что мы используем деньги, чтобы оценить по достоинству свой личный вес в обществе: так, мы склонны оценивать сами себя соразмерно той сумме, которую другие готовы заплатить за наши усилия. Деньги, несомненно, могут рассматриваться как показатель социальной адекватности и ценности человека для общества (или же прямо противоположных качеств). Финансовый статус может быть как причиной, так и следствием положения людей в организационной и более широкой, социальной структуре. Люди склонны наделять весом тех, кто выставляет напоказ свою финансовую успешность, готовы им подчиняться. Многие думают, что за деньги можно купить свободу и независимость.

Мы видим очевидную важность восприятия денег, оценки своего социального, экономического статуса, а также оценки внешних условий для экономической активности как компонентов экономического сознания и самоопределения современной молодежи.

В связи с этим представляется интересным изучить взаимосвязь восприятия денег, степени экономической активности молодежи, а также оценкой своего социального и экономического статуса.

В исследовании участвовало 189 человек - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет (студенты, наемные работники, предприниматели), мужчины и женщины (97 - женского пола - 51%, 92 - мужского пола - 49%). Использовалась программа, разработанная Купрей-ченко А.Б. для изучения экономического самоопределения. Один блок направлен на анализ субъективного экономического и социального статуса. Оценивались удовлетворенность статусом, выявлялась оценка возможностей повышения и условий для повышения экономического и социального статуса. Другой блок был направлен на изучение показателей экономической активности молодых людей. В их ряду анализировалась и нравственная оценка денег. Отдельно анализировались социальные ценности и антиценности молодежи.

В своем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу: более позитивное восприятие своего статуса в социуме, высокая оценка возможностей и условий для повышения своего экономического и социального статуса позволяет воспринимать «деньги» более позитивно и скорее увеличивает стремление к активности экономической. В то время как негативное или противоречивое восприятие своего статуса, «денег» наоборот снижает это стремление.

В ходе исследования выявлено, что общая характеристика экономического самоопределения молодежи от 18 до 30 лет выглядит следующим образом. На вопрос, «собираетесь ли вы повысить свой доход» на вопрос, собираетесь ли вы повысить доход, утвердительно ответило подавляющее большинство, 91% молодых людей. 6,87% респондентов пока не решили и только 2,11% ответили отрицательно. Это свидетельствует о высокой готовности молодежи проявлять экономическую активность, повышать свой доход. Более половины молодых людей предпочитают активные виды в качестве способов повышения доходов: собираются искать новую высокооплачиваемую работу (60,84%); дополнительную работу (22,22%). Начинать (расширять) свой собственный бизнес планируют 23,8% молодежи. Отмечаются и «пассивные» способы повышения дохода: рассчитывают на помощь других людей (9,52%), планируют сдать недвижимости в аренду (8,99%), вкладывать деньги в банк на выгодных условиях (7,4%), приобрести доходные ценные бумаги (6,34%).

Желание идти на экономический риск большая часть оценивает в средней степени (73,54%), 16,4% оценивают желание как высокое, только 10,05% в низкой степени.

Свое отношение к конкуренции в средней степени оценивают 60,84% респондентов, в высокой степени (32,8%), и только 6,34% оценивают конкуренцию как низко значимую. Важность дохода друзей оценивается практически в половине случаев как низко значимая (49,73%) и средне значимая (46,03%), только 4,23% респондентов оценивают доход друзей высоко значимым для себя.

В целом, деньги у молодежи в высокой степени больше всего связаны с такими понятиями как «средство существования» (78,83%) и «власть» (73,54%); в то же время деньги «комфорт» (70,89%) и «развлечение» (67,72%). Для многих деньги в высокой степени связаны с понятиями «достижение» (57,14%) и «развитие» (53,96%), «здоровье» (51,32%).

Немногим меньше половины молодых людей связывают деньги с такими понятиями как «ответствен-

Психология в экономикЕ и управлении 2014, №1

ность» (39,68%), «информация» (39,15%), «свобода» (38,62%), «безопасность» (37,03%) и «сила» (33,33%). Понятия «принципиальность» (18,51%), «справедливость» (14,81%) и «терпимость» (14,28%), «любовь» (10,58%) и «правдивость» (6,34%) связаны с деньгами в высокой степени для небольшой части опрошенной молодежи.

Важно, что для значительной части выборки деньги связаны в высокой степени с негативными понятиями: «цинизм» (37,56%), «зависимость» (36,51%), «лживость» (31,21%) и «несправедливость» (30,68%), «конфликт» (26,98%). Небольшая часть респондентов считают, что деньги в высокой степени связаны также с понятиями «безответственность» (17,98%), «беспринципность» (15,34%), «нетерпимость» (13,75%).

Проведенный корреляционный анализ между удовлетворенностью экономическим, социальным статусами и восприятием денег как нравственных категорий выявил следующие взаимосвязи: чем выше удовлетворенность экономическим статусом, тем выше уровень экономической активности в настоящий момент. При высокой оценке благоприятности условий для повышения экономического и социального статуса, возрастает экономическая активность молодежи.

Это неудивительно, так как благоприятность условий дает большую надежность для проявления экономической активности. Безусловно, это актуально относительно и степени готовности идти на экономический риск. Выявлено, что чем выше оценка возможностей благоприятность условий для повышения экономического и социального статуса, тем выше готовность идти на экономический риск у молодежи.

Также были выявлены следующие взаимосвязи: чем выше оцениваются возможности повышения экономического, социального статуса, а также удовлетворенность экономическом статусом, тем меньше для респондентов важность доходов друзей. Высокая оценка благоприятности условий для повышения именно социального статуса и удовлетворенность своим социальным статусом прямо взаимосвязана с позитивным отношением к конкуренции.

При корреляционном анализе восприятия понятия «деньги» и других параметров (удовлетворенность социальным и экономическим статусом, условиями повышения статуса) обнаружено, чем выше удовлетворенность социальным статусом, тем реже деньгам приписываются такие качества как «сила» и «беспринципность»; чем выше удовлетворенность своим социальным статусом, тем чаще деньгам приписывается качество «нетерпимость». Чем ниже удовлетворенность

экономическим статусом, тем чаще респонденты связывают деньги с такими качествами как «сила» и «развлечение». Вероятно, деньги, потраченные на развлечение, помогают снизить неудовлетворенность своим экономическим статусом, наличие денег обещает возможность ощущать себя более сильным человеком, как в собственных, так и в глазах окружающих.

Обнаружено, что чем выше оценка возможностей повышения экономического статуса, тем реже респонденты связывают деньги с таким качеством как «принципиальность». Чем выше оценка возможностей повышения социального статуса, тем чаще респонденты связывают деньги с такими качествами как «ответственность», но в тоже время и с «несправедливостью» и «безответственностью».

Также выявлены следующие закономерности: чем выше оценка благоприятности условий для повышения как экономического, так и социального статуса, тем чаще деньги связываются у респондентов с такими качествами как «безответственность», «нетерпение», но в тоже время и «достижение». Данные результаты, вероятно, отражают противоречивое восприятие денег и оценку условий в современном мире.

В целом, полученные результаты свидетельствуют, что положительное восприятие денег прямо связано с положительным восприятием возможностей и условий для повышения экономического и социального статуса. Высокая удовлетворенность своим текущим статусом также связана с положительной оценкой понятия «денег». В свою очередь нравственное восприятие денег и высокая оценка удовлетворенности экономическим статусом, уверенность в условиях для развития увеличивают экономическую активность молодежи. Если же респонденты оценивают уровень своего статуса невысоким, то и деньги ассоциируются скорее с негативными понятиями или «развлечением», но снижает желание проявлять экономическую активность, за исключением возможно, денежных трат для компенсации собственной неудовлетворенности.

Библиографический список

1. Акбарова А.А. Критерии субъективного экономического статуса россиян// Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрей-ченко, Л.Н. Широкова - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012, с. 27

2. Вяткин, А.П. Самоопределение личности в экономических ролях // Известия Иркутской государ-

ственной экономической академии. 2006. №4 (49). С. 102-106

3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 480 с.

4. Фенько А.Б. Люди и деньги: Очерки психологии потребления. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 416 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

5. Фернам А. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения / Адриан Фернам, Майкл Аргайл; под общей редакцией А. Алексеева. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 478 с.

6. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 426 с.

7. Хащенко В.А. Психология экономического сознания: состояние и перспективы исследования // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии. Материалы всероссийского симпозиума. Кострома: Изд-во КГУ 2000/ - С. 39-40.

8. Boyce C.J., Brown G.D.A., Moore S.C. Money and Happiness: Rank of Income, not Income, Affects Life Satisfaction \\ Psychological Science, Vol.21. No 4.pp.471-475, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.