СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СТАДИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
О. В. ПОЗДНЯКОВА
Статья посвящена научному обоснованию понятий «социальная адаптация» и «социализация». Автор отражает сущностные характеристики данных понятий, акцентирует внимание на процессе социальной адаптации как способе освоения личностью социальных норм и как начальной стадии успешной социализации ребенка.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социализация личности.
Исследование процесса социализации в отечественной науке становится одной из самых актуальных проблем, к которой обращаются не только психологи, но и социологи, историки, политики. Это связано с тем, что в настоящее время в связи с резким изменением социальной ситуации наше общество значительно изменилось и продолжает меняться.
Процесс вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок. Социализация предполагает не только такое пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, т. е. выработку определенных знаний и умений, адекватно применяемых человеком в данной социальной действительности.
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «адаптация». Семантика слова «адаптация» ведет начало от латинского слова adaptation - «приспособление», «прилаживание», «приноровление».
Изначально «адаптация» являлась категорией биологической науки и рассматривалась как приспособление организма к среде. В работах Ч. Дарвина адаптация трактовалась как совокупность изменений, происходящих в организме, более или менее адекватных изменяющимся раздражителям внешней среды. Ч. Дарвин и его последователи рассматривали функционирование живого организма как целостной системы: адаптируясь, организм реагирует на изменения внешней среды согласованными изменениями во всех своих подсистемах (кровеносной, дыхательной, нервной и др.) [6].
Данная идея получила развитие в работах французского физиолога К. Бернара, выдвинувшего гипотезу о постоянстве внутренней среды
любого живого организма: организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды. Идея К. Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал это свойство гомеостазом, традиционно определяемым как «подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам» [13].
Поскольку человек - не только организм, но и личность - субъект в социальной макро-и микросистемах, то применительно к нему гомеостаз, регулируемый центральной нервной системой, необходимо рассматривать не только по отношению к биологическому и нейропсихическому состоянию организма, но и как к личности.
Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, то есть применил понятие адаптации к личности. Вместе с тем известно, что Ж. Пиаже распространил понятие гомеостаза на личность с сохранением толкования адаптации лишь как приспособления личности к социальной среде. В созданной им теории когнитивного развития субъективным фактором адаптации человека к внешней среде автор считает его интеллект. Адаптация человека, по Ж. Пиаже, осуществляется за счет взаимодействующих и взаимно дополняющих друг друга процессов ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды) и аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) [17].
Разработка теории адаптации в рамках социологии, как правило, осуществлялась в русле изу-
чения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Г. И. Царегородцев отмечает, что для большинства авторов адаптация в обобщенном виде выступает лишь как взаимодействие между «общественным субъектом» и «социальным объектом» - условиями его общественного существования [23].
По мнению Г. Спенсера, каждое эволюционное изменение реализуется через установление нового состояния равновесия. Следовательно, адаптация - это и есть уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями. Но в силу того, что автор придерживался биологического подхода, его концепция адаптации не выходит за рамки приспособительного процесса: «естественный отбор» в человеческом обществе происходит так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных [23].
Э. Дюркгейм рассматривал адаптацию с точки зрения анализа влияния социальных норм на поведение человека. Таким образом, адаптация по Э. Дюркгейму, - это реализация индивидом общих социальных норм, носящих двоякий, в сущности амбивалентный принудительно-добровольный характер. Но автор не указывает тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности [9].
М. Вебер считает, что адаптация выступает в качестве наиболее оптимального способа удовлетворения потребностей человека. Он выделил идеальную модель адаптации, отождествляя ее с таким понятием, как «целерациональное действие», под которым он понимал некий эталон, или идеальный тип, по отношению к которому человеческое поведение можно изучать по степени отклонения от существующей нормы [3].
В русле структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) адаптация рассматривается в связи с ролевым поведением индивида, которое оправданно с его точки зрения, но может расцениваться патологическим с позиции общества. Авторы указали на то, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим особый анализ - возможности их реализации. Таким образом, социальная адаптация - это равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной среды [12].
Американский социолог-интеракционист Т. Шибутани рассматривал адаптацию в виде приспособительных реакций, играющих роль восстановления равновесия между человеком и средой. Эти реакции происходят на всех уровнях: от
индивидуального и группового до межгруппово-го; способствуют активному участию человека в освоении окружающей среды [14].
Бихевиористы Л. Шаффер, Э. Шобен описывали социальную адаптацию через схему «стимул -реакция». В рамках их концепции под адаптацией понимается единичный поведенческий акт, при котором воздействие среды всегда выступает в качестве преграды, препятствующей индивиду в осуществлении его целей [14].
Таким образом, социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума.
Адаптация как общественный феномен выступает сложным по структуре духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления негативных кризисных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности, антиципации результатов предполагаемых.
Процесс адаптации психоаналитическая концепция представляет в виде обобщенной формулы: конфликт - тревога - защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З.Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).
Подход Э. Эриксона предполагает наличие позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоническое равновесие или конфликт [24].
Вслед за З. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий
психоаналитик Г. Гартман. С его точки зрения, адаптация включает процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и процессы, которые входят в «свободную от конфликтов сферу Я» [14].
Процесс адаптации в когнитивной психологии личности представлен формулой: конфликт -угроза - реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:
- опровергнуть поступившую информацию;
- сменить собственные установки, изменить картину мира;
- найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией [18].
В зарубежной психологии необихевиористы определяют социальную адаптацию как «состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены; состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой» или как «процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается» [14].
Представители гуманистического направления психологии (Г. Беккер, Ф.В. Знанецкий, А. Мас-лоу, У. Томас) рассматривают адаптацию одновременно и как процесс, и как конечное состояние. Они впервые предложили в качестве критерия адаптированности важный показатель - степень интеграции личности и среды, который позволяет оценить соотношение личностно значимых и общесоциальных ценностей. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт -фрустрация - акт приспособления [14].
Рассматривая в целом взаимоотношения личности с внешней средой, Л. С. Выготский отмечал, что «среда определяет развитие ребенка через переживание среды... силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка» [4]. Подобной позиции придерживался и С. Л. Рубинштейн, понимавший деятельность как «активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» [19]. В этом определении акцентировано внимание на субъектных свойствах человека, его способности
не только приспосабливаться к миру, но и изменять его в соответствии со своим замыслом, целями.
Таким образом, человеку не только как природному существу (Homo sapiens), а как личности (Homo socialis) свойственна адаптация иного рода -социально-психологическая. Это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой» [5].
Отечественные исследователи под социальной адаптацией понимают «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [22]; «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды» и «результат этого процесса» [2].
Согласно Д. В. Ольшанскому, это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [15].
Д. Н. Дубровин социальной адаптацией называет «успешное приспособление индивида к условиям социальной среды, наличие адекватного восприятия окружающей действительности, адекватной системы отношений и общения с окружающими; проявление активности в учебной, трудовой деятельности и пр.» [7].
Таким образом, ключевым в определениях понятия «социальная адаптация» является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной. Исходя из этого, важным представляется вопрос о соотношении понятий «социальной адаптации» и «социализации» в различных исследованиях.
Большинством ученых признается факт связи адаптации с социализацией, но характер этой связи интерпретируется по-разному. Ряд авторов трактуют эти понятия как синонимы. Сторонники данной точки зрения видят адаптацию в качестве одного из механизмов социализации. Данный механизм позволяет субъекту социализации (личности или группе) активно включаться в разные структурные элементы социальной среды, в результате чего возникает стандартный индивид с готовой системой ролей, отвечающих «потребностям общества».
По И. С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [11].
По мнению Б. Д. Парыгина, адаптация -часть социализации, которую он рассматривает как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду» [16].
Г. М. Андреева, так же сводит социальную адаптацию к чему-то более узкому, в отличие от более широкого понятия - социализации. С одной стороны, под «социализацией» следует понимать процесс усвоения индивидом социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, а с другой - процесс активного воспроизводства данного опыта за счет активной деятельности и включения индивида в социальную среду [1].
В работе О. И. Зотовой и И. К. Кряжевой, напротив, делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [14].
Д. Н. Дубровин пишет о том, что в процессе социализации формируется социальная адаптация. Это дает основание считать, что «процесс социализации является одним из главных психологических механизмов зарождения и развития феномена социальной адаптации» [7].
Логика рассуждений К. В. Рубчевского такова: понятие «адаптация» многозначно и может рассматриваться как результат социализации личности и как ее адаптированность к тем или иным общественным или внутригрупповым условиям [20].
Н. А. Ермоленко справедливо отмечает в этой связи, что «социальная адаптация может рассматриваться отдельным моментом, специфической формой социализации в конкретных условиях... В разных отношениях социальная адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации» [25].
Таким образом, исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социального развития. Сензитивные периоды детства необратимы, именно в детстве ребенок усваивает социальные нормы и правила поведения в обществе, выстраивает свои отношения с родителями и сверстниками. Семья для ребенка не только источник и условие развития его психики, расширения знаний и представлений об окружающем мире, но и первая модель принятых в данном обще-
стве социальных отношений, с которой он встречается [21].
Социализация ребенка - это, прежде всего, формирование готовности его к освоению социальных ролей; социальное самоопределение - выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, включенность в эту систему на основе сформированных ранее интересов и потребностей [8].
В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание процесса адаптации ребенка-дошкольника, как активного освоения им социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.
Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые отмечают что «социальная адаптация» представляет собой начальную стадию «социализации личности», которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, отражающие отношение ребенка к социальному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации детей дошкольного возраста. Наиболее значимым для развития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт, который определяет их содержание, а у детей дошкольного возраста, и степень их дифференциро-ванности [10].
Результатом успешной социальной адаптации является адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия.
Целью нашего дальнейшего исследования является выявление взаимосвязи между компонентами социальной адаптации и особенностями детско-родительских отношений.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,
2008.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П.Зинченко. СПб., 2004. С. 19.
3. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М., 1990.
4. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. Т. IV. М., 1984. С. 27.
5. Глоточкин А. Д. О личностной, социальнопсихологической адаптации // Актуальные психологопедагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994. С. 102-105.
6. Дарвин Ч. Происхождение видов. М., 1952.
7. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. С. 5.
8. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Возрастная и педагогическая психология. М., 1998.
9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с франц. А. Б. Гофмана. М., 1995.
10. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.
11. Кон И. С. Социология личности. М., 1973.
12. Кузнецов П. С. Социальная адаптация в трудах
Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов, 2000.
13. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.
14. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. С. 9.
15. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
16. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1980. С. 164-165.
17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. М., 1994.
18. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. С. 20.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 181.
20. Рубчевский К. В. Социализация личности: ин-териоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 147-151.
21. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов,
2009. Вып. 5 (73). С. 173-181.
22. Социологический справочник / под ред. В. И. Во-ловича. Киев, 1990. С. 311-312.
23. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975.
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2006.
25. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово, 1999. С. 17.
* * *
SOCIAL ADAPTATION AS THE STAGE OF SOCIALIZATION OF THE PERSON
O. V. Pozdnyakova
The article is devoted to a scientific substantiation of concepts «social adaptation» and «socialization». The author reflects intrinsic characteristics of the given concepts, brings to a focus to process of social adaptation as a way of development by the person of social norms and as initial stage of successful socialization of the child.
Key words: adaptation, social adaptation, socialization of the person.