УДК 37.0 Е.Б. Заленская
ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»
В статье рассматриваются варианты логических связей дефиниций понятий «социализация» и «социальная адаптация" в социологических, психологических и педагогических исследованиях. Выдвинуто предположение об особенностях причинно-следственных связей данных феноменов на различных этапах жизни индивида, а также в зависимости от состояния социальной среды.
Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, детерминация, причинно-следственная связь, социальная среда, социальное поведение, интериоризация, возрастная периодизация.
E.B. Zalenskaya LOGICAL CORRELATION OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION CONCEPTS
Variants of logical connections between concepts "socialization" and "social adaptation" in the sociological, psychological and educational research are considered in the article. The supposition about the peculiarities of cause-effect relationships of these phenomena on different stages of individual’s life and their dependence on the social environment is brought forward.
Key words: socialization, social adaptation, determination, cause-effect connection, social environment, development, social behavior, interiorization, age periodization.
Проблемы социализации и социальной адаптации личности (и других социальных систем) входят в зону предмета исследования многих научных дисциплин: социологии, социальной психологии, философии и др., различных школ и направлений в каждой их них. Вследствие этого сами термины «социализация» и «социальная адаптация» полисемантичны, употребляемы в самых различных значениях в силу специфики их раскрытия в различных школах и научных направлениях, а также разнообразия самих социализирующихся и адаптирующихся субъектов, ситуаций, в рамках которых протекают эти процессы, способов и механизмов их формирования в онтогенезе.
В педагогике исследование проблем социализации и социальной адаптации личности осуществляются на общетеоретическом, частно-теоретическом и конкретно-эмпирическом уровнях. Социализация и социальная адаптация тесно связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, поскольку благодаря им человек развивает свою социальную сущность, овладевает опытом жизни, но в рамках научного анализа эти процессы рассматриваются через общее и отличительное, через совпадающие и специфические психологические механизмы, лежащие в их основе. В исследованиях по данной проблематике, особенно на конкретно-эмпирическом уровне, существует достаточно большое разночтение в логической связи дефиниций феноменов социализации и социальной адаптации личности, что затрудняет как обобщение научных выводов из результатов исследований различных авторов, так и практическое их использование.
Анализируя эти два основополагающих понятия, Б.Д. Парыгин указывает на то, что социализация и социальная адаптация связаны между собой социальной жизнедеятельностью человека, благодаря им он развивает свою социальную сущность, овладевает жизненным опытом [9]. О.А. Кармадонов считает, что данные феномены нельзя полностью противопоставлять, но нельзя и полностью смешивать, так как если социализация представляет собой безальтернативную неизбежность, социальная адаптация есть вариативная необходимость. Другими словами - социализация произойдет непременно, а социальная адаптация будет иметь место «скорее всего» [5].
В рамках данной статьи не преследуется цель раскрытия всего многообразия определений понятий «социализация» и «социальная адаптация». Между ними существуют различия по содержанию, направленности, по характеру, глубине вызываемых в личности изменений, по лежащими в их основе психологическими механизмами. Остановимся только на рассмотрении таких определений, где эти понятия взаимосвязаны, задаются одно через другое. Если говорить о соотношении содержаний объемов данных понятий, то можно выделить два принципиально противоположных подхода. Так, например, К.В. Рубчевский рассматривает социальную адаптацию как более узкое понятие, как одну из форм социализации наряду с интериоризацией, определяя последнюю как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоения в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей [12]. Н.А. Ермоленко придерживается той
же точки зрения, т.е определяет социальную адаптацию как отдельный момент, специфическую форму социализации в конкретных условиях [3]. Исходя из данного Н. Леонтьевым определения социализации как процесса включения социальных норм в субъективное поле личности, где неосознанное следование нормам сменяется объективацией (актуализацией) социальных значений и затем их интимизацией (интериоризаци-ей) - включением в систему индивидуальных смыслов личности, достраиванием чувственного компонента, Е.Б. Весна в своем исследовании механизмов социализации в онтогенезе придерживается следующей трактовки данного понятия: социализация как экстериоризация (раскрытие изначальной сущности человека в социуме); социализация как гоминизация (приобретение сущности в социуме); социализация как адаптация (сопряжение сущностного и общественного); социализация как интернализация (овладение социальным, перенесение его в глубинные пласты личности). Сущность процесса, фиксация на одной из трактовок определяется из того, что, по мнению авторов исследований, стоит за отношениями личности и социальной среды. При этом к "истинной" парадигмальной линии разведения личности и индивидуальности относится детерминированность (внутренняя - внешняя), где внешняя мотивация (детерминированность) представлена во внутреннем поле личности как существование присвоенных, адаптированных личностью образцов социального поведения. Автор рассматривает индивидуализацию как интеграцию - установление баланса, равновесия между индивидуальными потребностями (инстинктами, врожденными и приоритетными стремлениями) и социальными требованиями, между социальным и биологическим в структуре личности, как выработку уникальных жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности, отражающих характер и уровень адаптивности личности [2].
В противоположном данному в интеракционистском подходе к выделению связей между понятиями социализация и адаптация используемом Л. Филипсом, адаптация является более широким понятием, чем социализация. Выделяя две основных разновидности адаптации, одну из них он определяет как собственно социализацию - принятие социальных норм и эффективное приспособление к социальным ожиданиям в соответствии с возрастными, гендерными и другими характеристиками личности ("эффективная адаптация»). Во втором смысле, адаптация означает гибкость и эффективность поведения личности при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, способность придавать событиям желательное для себя направление, т.е. адаптированная личность, преобразует проблемные ситуации в своих целях, не снимая с себя ответственности за благополучие других [17].
В определениях понятий социализации и социальной адаптации, отражающих динамическую, процессную их связь, в качестве пускового процесса в онтогенезе в основном указывается социализация, а адаптация «проявляется» на ее фоне как механизм, этап, фаза, элемент сменяющегося или более акцентированного цикла и пр. В ряде исследований адаптация рассматривается как некий поведенческий механизм, который складывается в процессе социализации. Так, например, Д.В. Ольшанский рассматривает подобный механизм психологической адаптации как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды) [8].
Социальная адаптация, согласно концепции А.В. Петровского, является составной частью процесса социализации личности. Социализация личности есть процесс приобщения к нормам, ценностям, того общества, той группы, где живет и развивается человек, и, как утверждает А.В. Петровский, проходит несколько фаз. В рамках данного направления Т.К. Кончанин также придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности [6]. Рассматривая процесс социализации как единство параллельных, одновременно осуществляемых органически связанных процессов («фаз»), К.В. Рубчевский выделяет начально запускаемую «фазу» - социализирующее воздействие общества, которая затем разделяется на «подфазы»: а) интериоризацию, содержанием которой является ознакомление личности с предложенным новым материалом и выборочное его усвоение на основе эмоционального переживания и осмысления; б) адаптацию, в процессе которой личность уже использует присвоенный в процессе интериоризации опыт как личностный ресурс для достижения своих целей [12]. При этом личность может активно приспосабливаться к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии они могут более эффективно преследовать другие цели. Творческая адаптация, таким образом, осуществляясь путем изменения ситуации, открывает возможности для новой целенаправленной деятельности, и, следовательно, для продолжения успешной социализации [15].
Если сравнивать определения понятий социализация и социальная адаптация через детерминизм, причинно-следственные связи, то можно также выделить существенные отличия. Взгляда на адаптацию как на условие социализации придерживается Д.А. Андреева, рассматривающая социальную адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом социальная адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социали-
зации, понимаемой как процесс становления личности [1]. Однако существуют и противоположные взгляды на причинно-следственные связи данных процессов. Так, например, в работе О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [4]. В работе Л.М. Растовой [11] социализация также рассматривается, прежде всего, как общее направление развития личности, а социальная адаптация связана с сообщением личности конкретной программы деятельности в определенном коллективе. Социальная адаптация требует соответствующего уровня социализации индивида, так как требуется необходимый уровень знаний, умений, навыков, важны ценностные ориентации, которые имеет личность. Автор отмечает важность этих условий, формирующихся в процессе социализации, иначе их отсутствие может не только затормозить, но и сделать невозможным адаптацию индивида в той или иной среде.
Анализ приведенных выше примеров показывает, что по содержанию, отношению «часть-целое», объемы понятий социализации и социальной адаптации связываются различными авторами в прямо противоположном отношении. По отношению «следования», что является условием, а что следствием, также можно говорить о противоположных тенденциях. Исключением является только рассмотрение данных понятий с динамических позиций, где в качестве первичного почти всеми исследователями указывается процесс социализации, на фоне которого зарождаются и развиваются механизмы адаптационного процесса.
Адаптация как и социализация личности происходит в течение всей жизни. Но на различных ее этапах, в зависимости от возраста и особенностей личной биографии (через какие условия среды проходил человек) соотношение данных процессов может иметь свою специфику. В своей концепции жизненного пути личности Э. Эриксон рассматривает каждую кризисную ситуацию через проблемы, встающие перед индивидом в его социальном развитии. На наш взгляд, наиболее явно адаптация является условием социализации на ранних этапах жизненного пути. И прежде всего во младенчестве, когда происходит переход от биологического типа развития к социальному. Французский социолог Г. Тард выделял две группы адаптации: приспособление к внешней среде и внутреннее приспособление, поддержание внутренней взаимосвязи между различными структурными элементами и функциями [14]. В раннем возрасте вначале идет модификация внутренних структур. Важной формой адаптивных процессов в этот период являются психологические защитные механизмы - продукт онтогенетического развития и научения, которые действуют, как правило, в рамках неосознаваемой психической деятельности.
Исходя из исследований физиологов [10], Л.В. Корель предложила теоретическую концепцию раскрытия глубины адаптационных механизмов, в которой выделила четыре ступени их включения. На первой ступени включаются защитные барьеры или внутренние морфофизиологические структуры, защищающие субъекта адаптации от флуктуаций внешней среды, а на второй ступени под воздействием более сильных раздражителей включаются простейшие приспособительные формы реагирования, аналогичные рефлексам и простейшим поведенческим актам [7]. С момента рождения жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Ребенок активен: в основе его активности лежат прирожденные (безусловные) рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения). У новорожденного есть первичные потребности: в еде, тепле, движении, есть потребности, связанные с функциональным развитием мозга - потребности в новых впечатлениях. Но ребенок приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. Ухаживающий за ним взрослый является не просто одним из условий его развития, а фундаментальным онтологическим основанием самой возможности возникновения человеческой субъектности, нормального развития и полноценной человеческой жизни [13].
Отличная от выше названной специфика сооотношений данных процессов проявляется на конечных стадиях жизненного пути, когда уж перед ранее социализированной личностью в силу изменения статуса, потерь близких и друзей, снижения своих физических и психических возможностей (органических изменений) наиболее ярко встает проблема адаптации. Можно говорить, что в основном это тоже внутреннее приспособление. Успешность адаптации на данной стадии во многом зависит от ранее накопленного личностного адаптационного потенциала. Уже социализированный субъект может конструировать произошедшие в среде или в себе изменения на когнитивном уровне, исходя из собственных смыслов и значений (ресурсов своей жизненной истории) [7]. Признав ситуацию адаптивной, он может конструировать и подходящую к ней стратегию адаптации (через анализ альтернатив) - уйти, например, в социальную нишу, сведя до минимума объем расходуемых адаптивных ресурсов, который прямо пропорционален числу адаптивных сред (микро- и макрокультурной, экологической и пр). Можно сказать, что на этом этапе жизненного пути в основном происходит структурная адаптация, т.е. изменение во внутренней структуре адаптанта, без разрушения его струк-
турной целостности (изменение поведения, мотивации, средств достижения целей, иерархии жизненных преоритетов и пр. [7].
В детско-подростковый и взрослый периоды соотношения процессов социализации и социальной адаптации в основном несут циклический характер, когда один процесс или его фаза может быть следствием другого. На фоне постоянно протекающего процесса социализации необходимость в активной адаптации возникает в нестандартных ситуациях, механизмов и способов разрешения которых индивид не находит или не имеет в личном предшествующем опыте. «Нам думается, что активный характер адаптивной деятельности не определяется «механическим перевесом сил (кто кого преодолеет во в взаимодействии), хотя от силы воздействия зависит течение процесса адаптации... Многие исследования убеждают, что активность социальной среды служит стимулом более активной деятельности адаптантов в данной среде» [16, с.35].
В любом случае в основу выделения адекватного соотношения между социализацией и социальной адаптацией необходимо, на наш взгляд, положить внешние (средовые) и внутренние (личностные) параметры адаптивной ситуации - возраст адаптанта, особенность возрастного кризиса, возрастные особенности адаптационных ресурсов личности, ведущий вид деятельности, возможности адаптирующего на данном этапе социального института, необходимую глубину и быстроту адаптации, силу и глобальность флуктуаций среды и пр. Данные отличия имеют важное и непосредственное влияние на педагогическое обеспечение поддержания и развитие процессов социализации и адаптации личности, поскольку это дает возможность грамотно с позиций психологических механизмов их генезиса и необходимых средовых условий, границ и результатов возможных воздействий в соответствии с возрастными, культурологическими особенностями адекватно использовать ресурсы как саморазвития личности, так и различных социальных институтов.
Литература
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - М., 1973. - Вып. XI-II. - С. 25-27.
2. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. - М., 1997. - 200с.
3. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1975. - 10 с.
4. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - 220 с.
5. Кармадонов О.А., Кобжицкий В.В. Трансформация и адаптация: стратегии выживания в кризисном социуме: моногр. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. - 175 с.
6. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества: мат-лы конф. - Ч.2. - Тарту, 1971. - С. 89-91.
7. Корель Д.В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.
8. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - 351 с.
10. Петров И., Лемус В. Общее учение о болезни // Руководство по патологической физиологии. - М.,
1966. - Т.1.
11. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: автореф. ... дис. канд. филос. наук. -Барнаул, 1973. - 21 с.
12. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - №3.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
14. Тард Г. Социологические этюды. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1990. - 121 с.
15. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - 63 с.
16. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. унта, 1991.
17. Philips L. Human adaptation and his failures. - New York, 1968.