Научная статья на тему 'Пути модернизации воспитательной системы детского дома'

Пути модернизации воспитательной системы детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕТСКОГО ДОМА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ТВОРЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ МОЗАИЧНЫЕ ГРУППЫ / SOCIALIZATION / SOCIAL EXPERIENCE / MODERNIZATION / EDUCATIONAL SYSTEM OF ORPHANAGE / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / CREATIVITY / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / UNEVEN-AGE MOSAIC GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Морозова Ирина Викторовна, Ахтаов Руслан Ахметович

В статье рассматриваются теоретические аспекты модернизации воспитательной системы детского дома, обосновываются причины недостаточной сформированности социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что приводит к трудностям их адаптации в постинтернатный период; отмечается, что воспитательная система детского дома должна строиться по семейному типу, включая детей в разновозрастные мозаичные группы, основанные на их интересах и создающие условия для творческого личностного развития, такой подход снижает риск десоциализации ребенка, обеспечивая ему в будущем безболезненную адаптацию в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Морозова Ирина Викторовна, Ахтаов Руслан Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEM OF ORPHANAGE

The theoretical aspects of modernization of educational system of orphanage are presented in this paper. The reasons are shown why social experience at orphan children and children without parental support is insufficiently shaped. This leads to difficulties in their adaptation during the post-hostel period. It is noted that the educational system of orphanage has to be constructed in accordance with the family type, including children in the uneven-age mosaic groups founded on their interests and creating conditions for creative personal development. Such approach reduces risk of desocialization of the child, providing it painless adaptation in society in the future.

Текст научной работы на тему «Пути модернизации воспитательной системы детского дома»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 371.4 ББК 74.200.67 П 90

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

И.В. Морозова

Начальник управления общего образования Министерства образования Московской области, E-mail: [email protected]

Р.А. Ахтаов

Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДОМА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты модернизации воспитательной системы детского дома, обосновываются причины недостаточной сформированности социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что приводит к трудностям их адаптации в постинтернатный период; отмечается, что воспитательная система детского дома должна строиться по семейному типу, включая детей в разновозрастные мозаичные группы, основанные на их интересах и создающие условия для творческого личностного развития, такой подход снижает риск десоциа-лизации ребенка, обеспечивая ему в будущем безболезненную адаптацию в социуме.

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, модернизация, воспитательная система детского дома, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, творчество, коллективная творческая деятельность, разновозрастные мозаичные группы.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social Work and Tourism Department, Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

I.V. Morozova

Head of the General Education Department of the Ministry of Education of the Moscow Region, E-mail: [email protected]

R.A. Akhtaov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

WAYS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEM OF ORPHANAGE

Abstract. The theoretical aspects of modernization of educational system of orphanage are presented in this paper. The reasons are shown why social experience at orphan children and children without parental support is insufficiently shaped. This leads to difficulties in their adaptation during the post-hostel period. It is noted that the educational system of orphanage has to be constructed in accordance with the family type, including children in the uneven-age mosaic groups founded on their interests and creating conditions for creative personal development. Such approach reduces risk of desocialization of the child, providing it painless adaptation in society in the future.

Keywords: socialization, social experience, modernization, educational system of orphanage, orphan children, children without parental support, creativity, collective creative activity, uneven-age mosaic groups.

Содержание воспитательной работы в детском доме существенно отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своей специфики, определяемых контингентом воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа с такими детьми должна строиться таким образом, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они могли безболезненно адаптироваться в социуме, ощущать себя полноценной и полноправной личностью.

В соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования на сегодняшний день наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого воспитанника детского дома собственного варианта жизни, исходя из его личностных

и индивидуальных особенностей, уровня притязаний и потенциальных возможностей. То есть воспитание личности, способной к самостоятельному управлению своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества. Выпускник детского дома должен обладать широкой эрудицией, креативностью, позитивной самооценкой, сформированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности: Отчизну, труд, семью, культуру, здоровье, творчество.

Изучение социального поведения воспитанников детских домов в постинтернатный период показало, что в большинстве случаев имеют место негативные последствия их пребывания в государственных интернатных учреждениях, в частности, наблюдается недостаточная сформированность социального опыта, что не позволяет им эффективно адаптироваться в

новом для них социуме [1; 5]. Отмечается также, что отдельные психологические качества детей-сирот из детских домов обусловливают направленность их развития на девиантное поведение. Данные явления связаны с деструктивной линией решения конфликтных ситуаций, трудностями в построении межличностных отношений, повышенным уровнем личностной тревожности, неадекватной самооценкой, низким уровнем самоуправления и самоконтроля, повышенным уровнем мотивационной агрессивности.

Дезаптация в социальной сфере в любой форме ее проявления -спутник детей-сирот. Если ребенок живет вне семьи, то его развитие связано с такими особенностями, в результате которых формируются специфические качества и черты характера. Эти особенности отличают детей-сирот от детей из семей. В классической воспитательной системе детского дома дети значительно чаще подвержены социальной де-привации, что связано с ограниченностью круга общения, сужением контактного пространства, ограничением объема поступающей извне информации и др.

Поверхностные, лишенные родственного тепла отношения, складывающиеся у детей с персоналом детских домов, не способствуют преодолению тревожности, ухудшают развитие активной познавательной и творческой деятельности. Дети-сироты стремятся к объединению с себе подобными, так как это обеспечивает им привычный репертуар поведения. В их неформальных сообществах отсутствует регламентированное общение, необходимость в труде, преобладают мотивы совместного времяпрепровождения, не осуждается отставание в учебе, теряют ценность знания, эрудиция, навыки труда, тогда как силовые преимущества, а также смелость, решительность, ловкость ценятся значительно выше.

В результате под влиянием неформальных групп застенчивые и скромные дети из детских домов начинают демонстративно грубить, самолюбивые и прилежные - «равнодушно» получать двойки; откровенные - настороженно молчать. Каждая группа ревниво охраняет неприкосновенность своей территории от вторжения чужаков, что нередко сопровождается драками. Неформальная подростковая группа может трансформироваться в криминальную, если попадет под влияние опытного человека с преступной мотивацией. Такая перспектива представляет реальную угрозу в тех детских домах, в которых подростки предоставлены самим себе, а жизнь их идет «самотеком».

Обобщая, отметим наиболее общие причины неэффективности процесса формирования социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах:

- дефицит общения со взрослыми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;

- слабая психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов, неспособность оказать детям должную помощь в социальной адаптации и даже безучастное отношение к детям-сиротам и их проблемам;

- формализм воспитательных программ и мероприятий, не компенсирующих дефектов развития детей-сирот, вызванных отсутствием семьи;

- отсутствие дифференцированного подхода к воспитанию детей-сирот, что выражается, в частности, в объединении детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучении их по одним программам.

Приходится констатировать, что выпускники детских домов нередко становятся «чужими» для общества после того, как оставили свой детский дом. Они чувствуют свою отчужденность, не могут ощутить себя «встроенными» в нормальные взаимоотношения и социальные связи, что во многом является следствием их воспитания в детском учреждении, оторванном от привычной для семейного ребенка среды.

Согласно традиционному для педагогики взгляду на соотношение процессов формирования социального опыта и воспитания личности, установление социальных связей неразрывно связано с воспитанием. Поэтому воспитание всегда является процессом управляемым и целенаправленным, ориентированным на идеал, а социальный опыт адаптирует идеальные представления, приближая их к действительности, превращая теоретические представления о регламентации поведения в практические формы социального поведения. В свою очередь, социальный опыт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой результат освоения воспитанником достаточно широкого веера социальных ролей, а также приобретения значительного спектра представлений и навыков деятельности, общения и самопознания, которые позволяют ему гармонично включиться в систему общественных отношений за пределами детского дома.

Формирование социального опыта у детей-сирот необходимо рассматривать в рамках целостного воспитательного процесса [5]. Но, как показывает практика, традиционная воспитательная система детского дома не отвечает современным требованиям подготовки ее воспитанников к условиям самостоятельной жизни и взаимодействий в обществе. И, несмотря на крепкие воспитательные традиции, российские детские дома сегодня не полностью реализуют возложенные

на них функции и требуют новых педагогических подходов, связанных с особенностями формирования социального опыта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследователи данной проблемы отмечают, что имеющийся полный отрыв детей от семей, родителей, лиц, их заменяющих, семейной организации быта является нежелательным фактором воспитания.

В связи с этим воспитательная система детских домов нуждается в радикальной модернизации. Это касается, прежде всего, сферы формирования социального опыта у воспитанников. Для решения существующих в данной сфере проблем настоятельно требуется:

- разработка инновационных концептуальных подходов к созданию социализирующей воспитательной системы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выработка содержательной основы процесса формирования социального опыта у воспитанников детских домов;

- разработка принципов функционирования социализирующей воспитательной системы детского дома.

Новая воспитательная система должна, прежде всего, соответствовать принципам гуманистической педагогики. Доминирующими характеристиками гуманистической воспитательной системы, по мнению Л.И. Новиковой, В.А. Караковским и др., являются [1; 2; 5; 6]:

- наличие четкой и продуманной программы;

- гуманистический характер межличностных отношений;

- личностно и социально значимый событийный характер деятельности; взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума;

- наличие «зон свободного развития».

Для эффективного накопления социального опыта у воспитанников

детского дома необходимо развивать такие качества и способности, которые обеспечивают им успешность в современной жизни. К ним следует отнести:

- коммуникативную культуру личности;

- умение подражать поведенческим моделям;

- умение осознанно и ответственно делать свой выбор;

- умение работать в коллективе и группе;

- владение универсальными навыками деятельности;

- мотивированность на достижение успеха;

- способность к творческому решению жизненных и профессиональных задач.

В условиях детского дома потребность в общении является фундаментальной жизненной потребностью, проявляющейся в характере и уровне отношений с окружающими. Она становится особо значимой, когда воспитанники начинают осознавать ценности межличностного общения, внутри-групповые статусы и роли. Чтобы преодолеть определенные сложности во взрослении ребенка, необходимо помочь ему в освоении новых социальных ролей, поддержать в желании (не всегда осознаваемым) быть полезным другим людям, помочь в удовлетворении потребности в общении и взаимоотношениях с окружающими людьми.

Необходимо предоставлять воспитанникам условия для выбора своего варианта предстоящей деятельности, и при этом педагоги должны быть готовы в любой момент прийти к ним на помощь. В учреждении для детей-сирот можно встретить ситуации настолько разнообразные, что невозможно каждую из них заранее спроектировать или предотвратить. Следовательно, воспитательный процесс необходимо постоянно анализировать и контролировать для выявления эффективности его функционирования, а

также особенностей актуализации ситуации.

Воспитательный процесс становится намного эффективнее, если его осуществляет общность людей, тесно взаимосвязанных между собой социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. И, как показали последние исследования, процесс формирования таких общностей не только модернизирует воспитательный процесс в детском доме, но и привносит особый смысл в жизненное пространство детей, преображает социум как комплекс человеческих общностей. Благодаря этому вся воспитательная система детского дома становится способной «улавливать», поддерживать и распространять все социальные новации и энергию коллективной творческой деятельности, которые возникают в ней.

Основные идеи создания социализирующей воспитательной системы детского дома, основанные на механизме самоопределения и самореализации, стали определяющими для нашего исследования.

Особое значение для разработки модернизированной воспитательной системы детского дома имела концепция А.Н. Леонтьева [3; 6], согласно которой личность, творчески преобразовывая окружающий мир, созидает себя. Эта концепция демонстрирует логику превращения индивида из объекта деятельности в ее субъекта, активного творца, преобразователя действительности. В качестве движущих сил для такой деятельности А.Н. Леонтьев выдвинул потребности - жизненные нужды, требующие своего удовлетворения [2; 4].

Нам представляется также, что модернизация воспитательной работы с воспитанниками детских домов требует такого подхода, при котором акцентом деятельности становится создание условий не для удовлетворения первичных потребностей детей, а для формирования

у них ценностного сознания и ценностных ориентаций. Это, в свою очередь, требует пересмотра используемых методов и форм воздействия на сознание и поведение воспитанников.

Говоря о формировании личности воспитанника-сироты, мы часто апеллируем к отсутствию у него семьи как доминирующему фактору десоциализации ребенка, но, организуя воспитательную систему, мы также должны понимать, что простая имитация для детей семейного уклада не может в полной мере решить все имеющиеся проблемы. Кроме этого, хорошо известно, что так называемые «домашние» дети, воспитанные в семье, но не имеющие опыта коллективного общения (например, не посещающие детский сад), нередко испытывают аналогичные значительные сложности при адаптации к школьной жизни.

Очевидно, что модернизация воспитательной системы детского дома не может заключаться только лишь в простом копировании семейных условий детской жизнедеятельности. Под модернизацией мы понимаем существенные изменения, вносимые в воспитательную систему с целью достижения ожидаемого результата, повышения ее эффективности за счет более качественного управления и внедрения современных технологий воспитательного процесса.

Для решения задачи, связанной с формированием социального опыта у детей-сирот, воспитательная система детского дома должна одновременно сочетать в себе отдельные черты семейного и коллективного укладов. Поэтому для преодоления проблемы личностного развития ребенка-сироты, предупреждении его дезадаптаций и девиаций в поведении необходимо модернизировать воспитательную систему детского дома таким образом, чтобы создать возможности для решения следующих задач:

- формирование мотивационно-потребностной сферы ребенка-сироты с учетом ценностных ори-ентаций социума;

- развитие коммуникативных представлений и умений в различных сферах: ребенок-взрослый (дистантное, деловое общение с «чужими», личностное, эмоционально включенное с «близкими»); ребенок-сверстник; разнополые и разновозрастные дети;

- освоение социальных ролей в процессе коллективной деятельности, которая была бы близка, интересна ребенку и позволяла удовлетворить два предыдущих требования.

Решение указанных задач обеспечит формирование мотивов, соответствующих социализированной личности, определит ее творческий характер, проявляющийся в инициативе и самостоятельности, ответственности за себя и за других, лидерской позиции - сначала в творческой деятельности, а затем и в повседневной жизни.

Накопление социального опыта у детей-сирот, подразумевающее гармоничное сочетание в воспитательной системе детского дома их ценностных ориентаций, личных и общественных интересов, определяет приоритет коллективной деятельности при свободном варьировании ее содержания и форм организации. Для ее эффективной реализации необходимо под руководством квалифицированного педагога формировать разновозрастные творческие объединения детей по интересам. Таким образом, будет обеспечено участие ребенка в нескольких группах различного состава: группе проживания и группах по интересам (мозаичность).

В современной педагогической науке еще не выработаны общие методологические подходы для определения эффективности воспитательных систем, в связи с чем приходится базироваться на данных социологических опросов. В

соответствии с выявленными, наиболее общими тенденциями развитие инновационных процессов в детских учреждениях интернатного типа должно базироваться на новом гуманистическом педагогическом мышлении воспитателей детских учреждений и включать, в частности:

- осознание педагогом сущности и значения воспитания;

- признание ребенка активным субъектом воспитания;

- включенность каждого педагога в процесс становления и развития воспитательной системы;

- формирование потребности и умения мыслить масштабами всей воспитательной системы;

- выявление личностных проблем воспитанника и оказание ему социально-психологической помощи;

- целенаправленное формирование окружения воспитанника на основе духовных и социальных ценностей;

- своевременность социальной, педагогической и психологической помощи воспитаннику.

Как было отмечено выше, модернизированная воспитательная система детского дома в значительной степени ориентируется на гуманистические подходы к организации воспитания, где свобода личности является воспитательной ценностью и основой всей воспитательной системы. Свободное воспитание неразрывно связано с идеей творчества как содержательного наполнения и как возможности для самореализации в различных сферах. Однако существующие представления о возможностях свободного творческого воспитательного процесса для формирования социального опыта у проблемных детей, в частности для детей-сирот, явно недостаточны, незаслуженно мало внимания уделяется и роли творчества в социализации ребенка. По нашему мнению, именно творчество представляется тем доминирующим

направлением воспитания, которое максимально естественно преобразует человека, ориентируясь на его индивидуальные способности и потребности личности.

Ключевым моментом в решении проблемы, связанной с формированием социального опыта у воспитанников детских домов, является, на наш взгляд, коллективная творческая деятельность. Творчество естественно, без принуждения стимулирует работу детей над собой, увлекая интересным и полезным делом. Чтобы успешно организовать процесс формирования социального опыта у ребенка-сироты, необходимо обеспечить ему многочисленные собственные контакты с людьми разного возраста и пола. Это обеспечивается созданием творческих разновозрастных объединений детей-сирот по интересам -групп воспитанников детского дома разного возраста, созданных на добровольной основе для совместной творческой деятельности различной направленности.

Разновозрастные мозаичные группы способствуют освоению значительного числа социальных ролей и приобретению эмоционального и коммуникативного опыта. Творчество - процессуальная основа, ключевой фактор воспитания. Творческая деятельность детей-сирот, сгруппированных в разновозрастные объединения по интересам, превращается в системообразующий фактор развивающейся в модернизированном режиме социализирующей воспитательной системы детского дома. Все компоненты такой системы (рис. 1) взаимодействуют в интересах достижения целей образования и развития личности.

Объединяя представленные выше подходы, мы разработали содержательную основу построения модернизированной воспитательной системы детского дома, системообразующим фактором которой является свободное коллективное творчество детей в разновозрастных

субъекты системы

формы и средства

цели-результаты

материальная база

Поддерживающие институты

Рис. 1. Взаимодействие компонентов социализирующей воспитательной

системы детского дома

объединениях по интересам. К ним относятся:

- свободное малоформализован-ное общение воспитанников разного возраста, направленное на освоение культурных ценностей общества и способствующее приобретению коммуникативных умений и навыков;

- коллективная творческая деятельность, соответствующая индивидуальным интересам и потребно-стямвоспитанникапод руководством увлеченного, специально обученного взрослого-наставника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- направленность на самоактуализацию - создание условий для раскрытия максимума возможностей каждого воспитанника, позволяющее ему освоить значительное количество социальных ролей и приобрести социальный опыт.

Выбор видов деятельности должен осуществляться не стихийно, а исходя из того, что:

- во-первых, они должны отвечать ведущей деятельности возраста;

- во-вторых, учитывать индивидуальные особенности и склонности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- в-третьих, должны трансформироваться и меняться в сторону усложнения форм и содержания деятельности и отношений по мере взросления и творческого роста воспитанников;

- в-четвертых, иметь социально значимый характер;

- в-пятых, реально оптимизировать воспитательный процесс, нацеленный на достижение всего этого.

Таким образом, модернизированная воспитательная система детского дома подразумевает формирование уникальной свободной общности - коллектива, состоящего из сплоченных микрогрупп. Она воплощает совместное действие трех основных социализирующих факторов - раз-новозрастности, мозаичности состава групп и творческого интереса, сплачивающего группы. Возникающий при ее функционировании синерге-тический эффект, умножая усилия всех своих субъектов, значительно повышает результативность воспитания и влияет на формирование социального опыта у воспитанников.

Анализ существующей педагогической теории и практики, связанный с организацией воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа, позволил выделить отличительные особенности модернизированной воспитательной системы детского дома (таблица 1).

Проведенный сравнительный анализ позволил констатировать, что успешность формирования социального опыта у детей-сирот в условиях детского дома может быть обеспечена, если:

- детский дом, работая в инновационном режиме, создаст современную социализирующую воспитательную систему;

Таблица 1

Отличительные характеристики модернизированной системы детского дома от традиционной

Современная (модернизированная) система воспитания Традиционная система воспитания

Государственный подход к воспитанию (появление термина «воспитание» в Законе об образовании Российской Федерации от 29.12.2012) Воспитание - стихийный процесс

Соответствие воспитательной политики, содержания и форм воспитательной деятельности социальному заказу, а также специфике возможностей интересов, потребностей современного (изменившегося) ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей Отсутствие государственного заказа на воспитание в общем смысле, традиционный подход к детям-сиротам без учета тенденций, происходящих в обществе

Межинституциальный государственно-общественный подход к воспитанию Воспитательный процесс - дело учреждения

Воспитание и социализация воспитанников -единый процесс Воспитание отдельных элементов социализации воспитанников

Цель воспитания - создание условий для самовоспитания, саморазвития, самореализации личности воспитанника Всестороннее и гармоничное воспитание личности воспитанника (декларируемое)

Воспитание и формирование социального опыта с опорой на создание семьи в целях избежания вторичного социального сиротства Воспитание без учета проектирования семейных традиций и связей

Личностно-средово-деятельностное воспитание Воспитание носит массовый характер

Демократический подход к процессу воспитания Авторитарный подход к воспитательному процессу

Воспитание основано на педагогике сотрудничества Воспитание основано на принудительном воздействии на объект воспитания

Интеграция воспитания с дополнительным образованием Участие воспитанников в отдельных кружках

Привлечение волонтеров, общественных социальных партнеров Воспитание силами воспитателей

Воспитанник-субъект воспитания Воспитанник-объект воспитания

Взаимодействия участников воспитательного процесса носят субъект-субъектный характер Взаимодействия участников воспитательного процесса носят субъект-объектный характер

Вариативность социального воспитания Воспитательная система с однона-правленнной идеологией

Воспитание с опорой на индивидуально-личностный подход Одинаковый подход к воспитанию ко всем воспитанникам детского дома

Культурологический подход к процессу воспитания Воспитание без учета культурологических подходов к развитию личности ребенка

Детский дом - открытое образовательное учреждение Детский дом - закрытое образовательное учреждение

Наличие образовательной Программы учреждения как стратегии развития личности ребенка План работы на учебный год с элементами анализа воспитательных мероприятий

Продолжение таблицы 1

Привлечение к проектному планированию воспитанников детского дома Планирование воспитательных мероприятий без учета мнения самих воспитанников

Разновозрастные творческие объединения детей-сирот по интересам на добровольной основе — ядро воспитательного процесса детского дома Организация воспитательной работы в соответствии с планом работы детского дома

Применение новых педагогических технологий в системе воспитания детского дома (тренинги, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, ИК-технологии) Традиционное проведение воспитательных мероприятий (утренники, праздники, посвященные знаменательным календарным датам)

Творчество — основа воспитания Шаблонный подход к воспитанию

Возможность повышения квалификации воспитателей на рабочем месте (дистантное образование) Повышение квалификации воспитателей с отрывом от производства

- воспитательная система детского дома будет опираться на разновозрастные творческие объединения детей по интересам, создаваемые на основе их свободного самоопределения;

- будет обеспечена социальная, творческая ориентированность жизнедеятельности детского дома.

Сегодня уже существует положительный опыт создания и реализации такой модернизированной системы детского дома. Так, экспериментальная работа по реализации идей модернизации воспитательной системы детского дома была проведена в муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом им. Талалихина». Педагогический коллектив этого учреждения в работе с детьми-сиротами готов к реализации новаторских идей. Идея воспитания без принуждения, в творчестве, близка им и понятна. Воспитатели стали второй семьей для детей, оказавшихся в непростых жизненных ситуациях, оказывая им помощь и поддержку, обеспечивая педагогическое сопровождение личностному развитию и самоопределению ребенка.

Участие воспитанников экспериментального детского дома в воспитательных мероприятиях и разновозрастных творческих объединениях позволило выявить их явный интерес

и потребность к самореализации. Хорошая активность участия детей в воспитательных мероприятиях во многом способствовала формированию их социального опыта. Благодаря развитию самоуправления и широкому спектру коллективной деятельности в разновозрастных объединениях воспитанники стали более самостоятельными в принятии решений, проявляют готовность помогать окружающим, обладают способностью к состраданию, добрососедству, миру, поиску смысла жизни, потребности к общению, к творчеству.

Важно отметить значение благополучных эмоционально-психологических, межличностных отношений воспитанников в группах, из которых и складывается комфортность проживания в детском доме. У воспитанников развиты коллективистские чувства: «Мы», «Моя группа», «Наш детский дом». В детском коллективе существует толерантное отношение друг к другу. Большинство воспитанников придерживаются мнения, что их группа является слаженным коллективом, и не стремятся сменить группу проживания.

Сегодня педагогический коллектив Детского дома им. Талалихина находит единомышленников и партнеров в лице ученых и практиков. Накопленный ими педагогический опыт работы по формированию

социального опыта у детей-сирот способствует открытию в их стенах экспериментальных площадок, направленных на разработку привлекательных для детей маршрутов развития, превращения детских коллективов в эффективный инструмент воспитания.

Таким образом, модернизированная воспитательная система современного детского дома способна

создать оптимальные условия для творческого развития личности, формирования социального опыта, а также снижения негативных последствий внесемейного воспитания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивая им безболезненное вхождение в самостоятельную жизнь и делая их полноправными и достойными гражданами нашего общества.

Примечания:

1. Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1(157). С. 17-23.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педобщество России, 2000. 253 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 240 с.

5. Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 46-50.

6. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. М.: Изд-во ПЭР СЭ, 2010. 336 с.

References:

1. Begidova S.N., Morozova I.V. Pedagogical conditions of formation of social experience for orphan children and children without parental support // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 1 (157). P. 17-23.

2. Karakovsky V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Upbringing? Upbringing... Upbringing! Theory and practice of school educational systems. M.: Pedobshchestvo Rossii, 2000. 253 pp.

3. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1975. 304 pp.

4. Leontyev A.N. Needs, motives and emotions. M.: MGU, 1971. 240 pp.

5. Morozova I.V., Begidova S.N. Formation of the social experience in the process of upbringing of orphans and children without parental care // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University of V.P. Astafyev 2015. No. 2 (32). P. 46-50.

6. Novikova L.I. Pedagogy of education: selected ped. works / L.I. Novikova; ed. by N.L. Selivanova, A.V. Mudrik. M.: PER SE publishing house, 2010. 336 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.