Научная статья на тему 'Введение в проблему сопровождения развития готовности воспитанников учреждения государственной поддержки детства к самостоятельной жизни и деятельности'

Введение в проблему сопровождения развития готовности воспитанников учреждения государственной поддержки детства к самостоятельной жизни и деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ / ЖИЗНЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ / THEORETICAL MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / LIFE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайкина Оксана Викторовна

В статье представлена теоретическая модель психолого – педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников сиротского учреждения, состав которой составляют компоненты образовательного, психологического сопровождения и самостоятельной деятельности воспитанников по выявлению и реализации потребности в своём жизненном самоопределении, а также рассмотрена разработанность данной проблемы в педагогической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Introduction to the Problem of Developmental Support for Orphan Asylum Inmates' Readiness for Self-Reliant Life and Activities

This article deals with the theoretical model of psychological and pedagogical support for the processes of orphan asylum inmates' life self-determination. The given model includes the components of educational and psychological support, as well as the inmates' independent activities in finding and realizing their need in life self-determination. The article also gives a survey of existing pedagogical theories dealing with this problem.

Текст научной работы на тему «Введение в проблему сопровождения развития готовности воспитанников учреждения государственной поддержки детства к самостоятельной жизни и деятельности»

УДК 37.7 ББК 74.200

Лайкина Оксана Викторовна

соискатель кафедры педагогики Курганский государственный университет г. Курган Laykina Oksana Viktorovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Kurgan State University Kurgan

Введение в проблему сопровождения развития готовности воспитанников учреждения государственной поддержки детства к самостоятельной

жизни и деятельности The Introduction to the Problem of Developmental Support for Orphan Asylum Inmates’ Readiness for Self-Reliant Life and Activities

В статье представлена теоретическая модель психолого - педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников сиротского учреждения, состав которой составляют компоненты образовательного, психологического сопровождения и самостоятельной деятельности воспитанников по выявлению и реализации потребности в своём жизненном самоопределении, а также рассмотрена разработанность данной проблемы в педагогической теории.

This article deals with the theoretical model of psychological and pedagogical support for the processes of orphan asylum inmates' life self-determination. The given model includes the components of educational and psychological support, as well as the inmates' independent activities in finding and realizing their need in life selfdetermination. The article also gives a survey of existing pedagogical theories dealing with this problem.

Ключевые слова: теоретическая модель психолого - педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников сиротского учреждения, компоненты образовательного, психологического сопровождения и самостоятельной деятельности воспитанников, жизненном самоопределении.

Key words: theoretical model of psychological and pedagogical support for the processes of orphan asylum inmates' life self-determination; components of educational and psychological support and orphan asylum inmates' independent activities; life self-determination.

Проблема подростков группы риска является вечной для общества. Её актуальность прослеживается на протяжении столетий, и сегодня она остаётся не менее острой.

Реформирование общества обострило противоречия, существовавшие и породило новые противоречия, многие из которых проявились в форме соци-

альных, экономических кризисов. Формой проявления кризиса в личной сфере стала массовая дезадаптация населения. Причём мы наблюдаем все виды дезадаптации: социальная, экономическая, производственная, социально - бытовая, психологическая и т.д. Особенно остро проблема проявилась в среде подрастающего поколения как массовый рост количества социальных сирот, наркоманов, малолетних преступников, бездомных, проституток. Опосредованным показателем дезадаптации явился рост количества детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Учёные объединили всех дезадаптированных детей в одну категорию «дети группы риска».

Признание массовой дезадаптации малолетних граждан (более миллиона человек) в качестве общенациональной проблемы потребовало определение стратегии деятельности по её разрешению, но прежде от государства потребовалось принятие срочных и энергичных мер по реабилитации дезадаптированных детей, коррекции их развития и социального поведения.

Проблемы социализации сирот чрезвычайно сложны. Чтобы включить таких детей в нормальную жизнь, приобщить к социальным ценностям и нормам, необходимо изменить их образ жизни, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить сирот за время жизни в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут в начале своего жизненного пути рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую - и родственников вообще.

Мы можем констатировать недостаточное научное обоснование проблемы жизненного самоопределения воспитанников учреждений интернатного типа и, в частности, школ - интернатов. Проблемная ситуация обусловлена противоречием между объективно существующей необходимостью содействия детям, нуждающимся в помощи государства в их жизненном самоопределении и не разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практики. Объективной необходимостью усиления роли учреждений интернатного типа в ре-

шении проблемы жизненного самоопределения воспитанников и традиционной ориентацией на реализацию функций жизнесохранения и жизнеобеспечения; потребностью воспитанников в своём жизненном самоопределении и отсутствием необходимых условий для её реализации.

Социальный заказ общества, содержанием которого является идея гуманизации социальных отношений, оформленная в образовании в виде личностно -ориентированного подхода и декларируемое в законе «Об образовании» в положении о создании адаптивного образования не реализуется в плане его решения на практике или реализуется не в полной мере. С этих позиций проблемы жизненного самоопределения детей, нуждающихся в поддержке государства и определения эффективных путей решения в педагогической практики не получили достаточного научного обоснования в педагогической теории.

Об этом говорит состояние разработанности проблемы. Вопросы жизненного становления детей, молодёжи активно обсуждались выдающимися учёными, общественными деятелями, педагогами России Н.Д. Огарёвым, Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, К.Ю. Церулем, П.А. Кропоткиным, Г.В. Тихоновым, В.Н. Татищевым, И.И. Бецким, А.Н. Радищевым, Л.Н. Толстым.

Собственно подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и деятельности в советской школе рассматривалась как проблема идеологическая, а в системе образования как воспитательная, одновременно пронизывающая все аспекты образовательной деятельности.

Данному аспекту уделяли пристальное внимание Н.К. Крупская, П.Н. Ле-пишинский, В.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, В.А. Караковский и др.; психологический аспект жизненного самоопределения рассматривают Б.Г. Ананьев, К.М. Гуревич, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, Н.А. Менчинская, В.В. Чебышев, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, К.К. Платонов и др. всесторонне анализируют различные аспекты проблемы социализации молодёжи известные философы и социологи - К.А. Абульханова - Славская, Л.И. Анциферов, А.С.

Гаязов, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, В.Н. Шубкин, Э.А. Добровский, В.А. Ядов и др.

Нравственная готовность к самостоятельной жизни и деятельности рассматривают следующие учёные: А.С. Белкин, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий,

Н.В. Рыбаков, А.И. Титаренко, О.С. Богданов, Д.М. Гришин, Е.В. Бондаревская,

A.В. Кирьякова, В.И. Петрова, В.А. Рындак, В.Г. Сухомлинский, Г.А. Уманов и др.

Подготовка детей, молодёжи к самостоятельной жизни в семье исследуют такие учёные как: И.В. Гребенщиков, Ю.П. Азаров, И.В. Дубровина, Н.И. Монахов, А.П. Добрович, С.В. Ковалёв, И.С. кон, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, М.С. Савина и др.

Вопросам жизненного самоопределения в процессе трудового воспитания и выбора профессии рассматриваются И.И. Бецким, А.С. Макаренко, П.П. Блонским, П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияровым, С.Я. Батышевым, А.Д. Сазоновым,

B.Д. Симоненко, В.Л. Савиных, Н.Н. Чистяковым, С.Т. Штымовым, В.А. Поляковым и др.

Особый интерес представляет освящение учёными вопросов жизненного самоопределения детей, нуждающихся в поддержки государства. Различные аспекты содействия данной категории детей рассматривают В.П. Ермаков, Б.Н. Алмазов, В.П. Кащенко, В.В. Коркунов, С.И. Андреев, И.А. Невский, Ш.Н. Ни-гаев, С.А. Беличева, Л.В. Кумарина, А.Г. Литвак, Р.В. Овчарова и др., в том числе проблемы жизненного самоопределения воспитанников учреждений интернатного типа: И.И. Бецкой, В.П. Кащенко, М.Н. Галагузова, Ю.В. Гербеев, В.И. Кондрашев, В.В. Коркунов, Г.М. Дульнев, Б.А. Куган и др.

Проблемы жизненного самоопределения детей, молодёжи в плане их социализации, коммуникативной, бытовой, личностной адаптации, выбора профессиональной карьеры как средства жизненного становления широко освещены в работах зарубежных учёных: Г. Лебон, Э. Дюрнгейм, М. Мид, К. Роджерс, Т. Парсонс и др.

Состояние социально-педагогической поддержки воспитанников при сочетании у них проявлений умственной отсталости и последствий ранней депривации на фоне социального сиротства является мало исследованной в отечественной науке темой. Итоги анализа специальной научной, методической литературы и публикаций практического опыта свидетельствуют о недостаточной подготовке выпускников учреждений государственной поддержки детства к самостоятельной жизни.

В настоящее время усилиями педагогов, психологов, социологов и педиатров накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот. Вместе с тем специфика воспитания и обучения, общения, жизненного и профессионального самоопределения, социальной защиты воспитанников интерната до сих пор не нашли своего полного освещения в теории и практике образования.

Как показывает практика профилактическая работа по дезадаптации детей группы риска связанна с большими трудностями, прежде всего обусловленными с устранением причин дезадаптации. Создать совершенное социальное устройство общества, обеспечивающее комфортное вхождение подрастающего поколения в мир взрослых и их адаптацию в среду самостоятельной жизни и деятельности невозможно. Значит, существует объективная основа дезадаптации, воспроизводство количества подростков, требующих поддержки со стороны государства. В связи с этим нами высказана мысль о том, что необходимо готовить молодых граждан страны к самостоятельной жизни и деятельности в существующих и вновь появляющихся условиях.

В связи с этим приоритетом в работе с детьми, нуждающимися в поддержке государства по нашему мнению должна стать системно организованная работа в учреждениях образования по психолого - педагогическому содействию, их подготовки к самостоятельной жизни и деятельности.

Нами была научно - обоснована и разработана теоретическая модель психолого - педагогического сопровождения жизненного самоопределения воспитанников сиротского учреждения.

Выявление и обоснование сущностных характеристик психолого - педагогического содействия жизненному самоопределению воспитанников учреждения сиротского типа вносит определённый вклад в развитие педагогической теории в плане теоретического обоснования научного решения актуальной педагогической проблемы. Разработанная нами теоретическая модель может быть использована для решения исследовательских задач, связанных с решением целого ряда психолого - педагогических проблем личностного самоопределения. Которая внедрена в практику деятельности учреждения сиротского типа, что позволило сделать этот процесс системно организованный. (Рис.1). Обоснование содержания деятельности педагогов, психологов, воспитателей, представленное в форме «Программы жизненного самоопределения воспитанников сиротского учреждения», другие методические материалы исследования позволяют решить различные частные психолого - педагогические задачи: определить уровень готовности педагогов, психологов, воспитателей к осуществлению квалифицированной помощи воспитанникам в их жизненном самоопределении; определить уровень готовности воспитанников к своему жизненному самоопределению.

Рис.1 - Схема пролонгированной адаптации воспитанников детского дома в среду самостоятельной жизни и деятельности

Ценным для практических работников является выделенный инвариант образовательно - развивающей деятельности учреждений государственной поддержки детства, ориентированный на решение проблемы жизненного самоопределения воспитанников, а также новая инновационная структура (школа жизненного самоопределения), позволяющая эффективно его реализовать.

Анализ практического и теоретического опыта, решения проблемы жизненного самоопределения подростков группы риска, позволяет выделить следующее ее: постоянный характер проблемы обусловлено существующим несоответствием между консервативным характером адаптационного механизма человека, эволюционным процессом его перестройки и революционным характером изменений социально - экономических условий содержаниежизнедеятель-ности человека. Рассматривая данный вопрос, понимаешь, что противоречие положено самим человеком. Суть данного противоречия в том, что искусственно созданная среда человеком преобразуется в нечто другое гораздо быстрее, чем сам человек, создавший её, адаптируется к ней. Чем скоротечнее будут изменяться условия искусственной среды, тем тяжелее будет человеку к ним адаптироваться, что вызовет тем самым рост числа людей дезадаптированных, тем самым они будут неприспособленные к социальной и производственной сфере жизни и деятельности. Даже незначительное нарушение биологического, психологического, социального компонентов механизма адаптации человека усугубляет ситуацию, хотя кризис социально - экономического развития общества также вносит отрицательное воздействие на проблему адаптации.

Актуальность проблемы обусловило необходимость ее дальнейшего теоретического научно-методического обоснования в рамках проводимого нами диссертационного исследования, связанного с жизненным самоопределением де-тей-сирот.

Библиографический список

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учебно-метод. пособ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Сереб-

ренников; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 246 с.

2. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст] // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.-207 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы [Текст] / Под ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. СПб: ИСПиП, 2000. -108 с.

5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание [Текст]. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

6. Крупская Н.К. К вопросу о детдомах [Текст] // На путях к новой школе, 1924. №6,7. -6, 9с.

7. Леонтьев АН. Проблемы развития психики [Текст].- 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-548 с.

8. Луначарский A.B. О детских домах и беспризорности [Текст]: Речь на

Всероссийской конференции детдомов, 15-20 нояб. 1927г. // Народное просвещение. 1927. №4.51-54с.

9. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса [Текст] // Соч.: В 7 т. М., 1958.-Т.5.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]. М., 1994. -480 с.

11. Савина М.С., Пряжников Н.С. и др. Организация профориентационной и профконсультационной работы. Опытная программа по специальности 02.21.00 «социальная работа». М.: РУЦ ФСЗ РФ, 1994. - 15 с.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: (Методика воспитания коллектива) [Текст]. -М.: Мол. Гвардия, 1975. -240а

Bibliography

1. Bayborodova, L.V., Serebrennikov, L.N., Chemyavskaya, A.P. Professional Guidance and Self-Determination of the Orphan Children and Children Without Parental Care: Guidance Manual / L.V.Bayborodova, L.N. Serebrennikov; Under the Editorship of L.V. Bayborodova, M.I. Rozhkov. - Kaliningrad: Publishing House of RSU n.a. I. Kant, 2009. - 246 p.

2. Complex Accompaniment of Correction and Development of the Orphan Child-ren:Socio-Emotional Problems / Under the Editorship of L.M. Shipitsina, E.I. Kazakova. - SPb: ISP&P, 2000. - P. 108.

3. Dubrovina, I.V., Lisina, M.I. Peculiarities of Children’s Mental Development In-and Outside the Family / I.V. Dubrovina, M.I. Lisina // Age-Related Peculiarities of Children’s Mental Development. - M., 1982. - 207 p.

4. Klimov, E.A. Psychology of Professional Self-Determination: Textbook for Students of Higher Pedagogical Educational Institutions / E.A. Klimov. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2004. - 304 p.

5. Kon, I.S. In Search of Yourself: Personality and Its Self-Cognition / I.S. Kon. -M.: Politizdat, 1984. - 335 p.

6. Krupskaya, N.K. Questions On Children's Homes / N.K. Krupskaya // On the Way to New School. - 1924. - № 6, 7. - P. 6,9.

7. Leontiev, A.N. Problems of Psyche Development: 4th Ed. / A.N. Leontiev. - M.:

Publishing House of Moscow State University, 1981. - 548 p.

8. Lunacharsky, L.V. About Children's Homes and Homelessness: Speech at All-Russian Conference of Children's Homes, November 15-20, 1927 / L.V. Lunacharsky // Public Education. - 1927. - № 4. - P. 51-54.

9. Makarenko, A.S. Methods of Educational Process Organization / A.S. Makarenko // Works: In 7th Vol. - M., 1958. - V.5.

10. Rogers, K. Look at Psychotherapy. Human’ Formation / K. Rogers. - M., 1994. - 480 p.

11. Savin, M.S., Pryazhnikov, N.S. Organization of Career-Oriented and Career-Advice Work. Pilot Program for 02.21.00 «Social Work» / M.S. Savin, N.S. Pryazhnikov. - M.: REC FSH of the Russian Federation, 1994. - 15 p.

12. Sukhomlinsky, V.A. Wise Power of Team: (Methods for Team Education) /

V.A. Sukhomlinsky. - M.: The Young Guard, 1975. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.