Научная статья на тему 'Социальная адаптация детей-сирот через волонтерскую деятельность'

Социальная адаптация детей-сирот через волонтерскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2292
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ACTIVITY OF THE VOLUNTEER / CHILDREN-ORPHANS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Железовская Ирина Александровна

В рамках экспериментальной деятельности педагогическим коллективом была разработана и внедрена в практику методика социальной адаптации выпускников детских домов-обучающихся колледжа посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность через организацию внеклассной работы в детских домах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the limits of experimental activity by pedagogical collective the technique of social adaptation of graduates of children's homes trained college by means of their involving in activity of the volunteer through the organization of out-of-class work in children's homes has been developed and introduced in practice.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация детей-сирот через волонтерскую деятельность»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕЛЕЗОВСКАЯ И.А.

В рамках экспериментальной деятельности педагогическим коллективом была разработана и внедрена в практику методика социальной адаптации выпускников детских домов-обучающихся колледжа посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность через организацию внеклассной работы в детских домах.

Within the limits of experimental activity by pedagogical collective the technique of social adaptation of graduates of children's homes - trained college by means of their involving in activity of the volunteer through the organization of out-of-class work in children's homes has been developed and introduced in practice.

Патриотическое воспитание молодого поколения требует создания оптимальных условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для увеличения эффективности его воздействия на умы и сердца молодежи.

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный поиск новых путей и методов этой работы, а также постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов. Одним из направлений такой деятельности является социальная адаптация детей-сирот, выпускников детских домов, осуществляемая через волонтерское движение.

Дети, воспитывавшиеся вне семьи, без попечения родителей, отличаются от сверстников, растущих в семьях. У них в большинстве не сформированы навыки общения, саморегуляции, правильного поведения. Они в основном агрессивно относятся к социуму (в лучшем случае -настороженно), у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, развито моральное и материальное иждивенчество.

Кроме вышеизложенного, следует подчеркнуть, что дети-сироты, обучающиеся в учреждениях СПО, находятся в подростковом возрасте, который принято называть сложным, и большинство из них - выходцы из неблагополучных семей. У большинства из них не в полной мере сформированы (а зачастую и вовсе отсутствуют) основы морально-нравственных принципов, что является почвой для развития правонарушений среди обучающихся и создает угрозу для развития криминальной среды в обществе в целом.

Понимая важность и ответственность в деле воспитания молодого поколения законопослушными гражданами и патриотами своей страны, в работе с обучающимися-выпускниками детских домов, перед педагогами была поставлена цель - проведение социальной адаптации выпускников детских домов-обучающихся колледжа посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность через организацию внеклассной работы в детских домах [5].

Учитывая психологические и поведенческие особенности данного контингента обучающихся, перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:

1. дать знания и навыки трудовой деятельности, способствующие более успешной социальной, бытовой и психологической адаптации выпускников детских домов - обучающихся нашего колледжа;

2. систематизация, формирование и совершенствование у обучающихся необходимых им навыков общественно-полезного и самообслуживающего труда;

3. формирование нравственно-этических и эстетических представлений, чувств и норм поведения в обществе, направленных на приобретение обучающимися качеств, необходимых для будущей трудовой и общественной жизни, семейных и межличностных отношений;

4. формирование духовных и морально-нравственных основ, способствующих внутреннему становлению подростков и дающих им опору в решении различных жизненных ситуаций закон-

ным и ненасильственным способом.

По нашим наблюдениям за обучающимися-выпускниками детских домов, социальная адаптация у них идет очень длительно и болезненно. Для адаптации их в социуме, снятия агрессивности и развития коммуникативности, а также формирования гражданско-патриотической позиции у обу-чающихся-выпускников детских домов, группа мастеров производственного обучения нашего колледжа в составе 5 человек привлекала обучающихся к работе с детьми, находящимися в детских домах.

Так как сами обучающиеся в недавнем прошлом являлись воспитанниками детских домов, работа с детьми-сиротами помогла им пересмотреть некоторые свои моральные и гражданско-патриотические установки, отношение к получению трудовых и образовательных навыков, а также коммуникативный и социальный опыт [3].

Таким образом, участие в экспериментальной площадке «Развитие социальной активности обучающихся колледжа через систему волонтёрской деятельности» явилось важным фактором воспитания у обучающихся гражданственности и патриотизма.

В основу данной методики были положены следующие направления деятельности.

1. Воспитывающее и развивающее.

На каждом возрастном этапе развития ребенка у него происходит смена ведущей деятельности, которая формирует новые личностные особенности. В подростковом возрасте у детей формируются такие психологические навыки как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким ему людям. Наиболее понятными в своих переживаниях, чаяниях и надеждах для детей, выросших в детском доме, являются, безусловно, такие же детдомовцы, как и они. Их они понимают, переживают их неудачи, радуются вместе с ними, стараются быть для них примером, посильно помогают им, т.е. сопереживают им во всем, что, безусловно, развивает их эмоциональную сферу, учит общению, а также воспитывает в детях-сиротах-обучающихся колледжа такие качества как ответственность, самостоятельность, активность в освоении социального и трудового опыта, любознательность.

2. Систематичность и последовательность. (Закрепление знаний, умений и навыков профессиональной и трудовой деятельности.)

Приобретение и закрепление навыков в любой сфере деятельности человека требует от него терпения и умения учиться, что обязательно предполагает для лучшего усвоения материала преподавать его в систематизированном и последовательном изложении, а также частое повторение уже изученного. Только таким образом любой навык становится прочным. Не зря в народе говорят «Повторенье - мать ученья». Для детей-сирот данный принцип является основополагающим во всей методике, т.к. их эмоциональная сфера в основном не развита, снижен жизненный тонус, снижен уровень мотивации к любому виду деятельности, у большинства нет собственных жизненных перспектив - все это в целом не дает личности ребенка полноценно развиваться. И только путем постоянного возвращения к уже пройденному материалу можно сформировать и закрепить в детях-сиротах те или иные навыки профессиональной и трудовой деятельности.

3. Принцип наглядности.

Если раньше для детей-сирот (обучающиеся колледжа) детский дом был «родным домом», быт которого они знали изнутри, то теперь они рассматривают жизнь в детском доме со стороны. Это во многом позволяет им пересмотреть свои прошлые позиции, разрешить для себя те вопросы, которые были для них не ясны, простить обиды.

4. Сознательность и активность обучающихся.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завы-

шают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Социальное самоопределение ребенка зависит от включенности в реальные социальные отношения и его самореализации в процессе социального взаимодействия. Работа детей-сирот в детских домах становится теми реальными социальными отношениями, которые формируют в подростках сознательность и пробуждают их к активной жизненной позиции, учат принимать решения самостоятельно с учетом ответственности за порученное дело (шефство над детдомовцем, мелкий ремонт, работа по уборке территории и т.д.).

5. Индивидуальный и дифференцированный подход.

В работе с детьми-сиротами обязательно нужно учитывать тот фактор, что ситуация сиротства является стрессовой. А стрессовая ситуация вызывает в разных типах личности разные реакции: кто-то уходит «в себя», кто-то, наоборот, стремится привлечь к себе внимание всеми дозволенными и не дозволенными способами, кто-то становится агрессивным. Для каждого типа личности ребенка необходимо подобрать тот вид деятельности, который бы наиболее полно способствовал его социализации. Для «ушедших в себя» предложить шефство над более слабым или маленьким ребенком. Агрессивных переключить на активность в трудовой деятельности, требующим к себе внимания предложить вид артистической деятельности.

6. Социализация (адаптация, автомизация и активизация личности).

В целом все вышеизложенные направления деятельности являлись лишь фундаментом именно для того, чтобы выполнить главную задачу - социализировать детей-сирот. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений подросток постепенно усваивает те социальные роли, которые ему предстоит исполнять в жизни, у него вырабатывается отношение к этим ролям - таким образом формируется человеческая личность. Трудности социализации де-тей-сирот заключаются преимущественно в том, что у них только одна ролевая позиция: они - сироты и им «все должны» - инфантильная иждивенческая позиция. Эта роль удерживает детей-сирот и блокирует проявление их потенциальных возможностей. Научить ребенка опираться на собственные внутренние ресурсы и являлось главным во всей методике социализации детей-сирот через волонтерскую деятельность.

Для реализации поставленных задач коллектив мастеров производственного обучения выработал и внедрил в практику:

1. обязательное проведение классного часа раз в месяц.

2. обязательное посещение детского дома раз в месяц.

3. обязательные индивидуальные и групповые беседы с обучающимися после посещения

детского дома на темы нравственности и морали с целью формирования личных духовных

ориентиров у детей-сирот, обучающихся колледжа.

4. обязательное оказание трудовой помощи непосредственно детским домам, ветеранам ВОВ для закрепления приобретенных профессиональных навыков и формирования гражданско-патриотической позиции (осознание себя как связующего звена между прошлым и будущим поколениями - понимание ответственности перед будущим поколением и благодарностью перед поколением старшим) - раз в 2 месяца.

5. создание в группах обучающихся «ячеек активистов» по интересам (художники, артисты, поисковики, «хозяйственники», «трудовой десант») с целью вовлечения детей-сирот в те виды деятельности, которые удаются им больше всего, что способствует повышению их самооценки и стимулирует их дальнейшую работу как в коллективе, так и вне его (не «на показ»).

6. обязательное посещение раз в 3 месяца музея или исторического места, связанного со значимыми для истории нашего Отечества событиями, что позволяет расширить кругозор детей-сирот, обучающихся колледжа, дать им возможность сравнить прошлые и современные условия жизни, что помогает им в осознании своих возможностей и использовании их в нынешнем социуме.

Воспитывающая направленность во многом состоит в формировании у обучающихся детей-сирот нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Задачи

нравственного воспитания решаются при организации всего учебно-воспитательного процесса, которые помогают накоплению у обучающихся нравственного опыта, воспитывают соответствующие навыки и привычки, содействуют становлению личности.

Систематичность и последовательность в формировании гражданско-патриотической позиции у обучающихся детей-сирот, вырабатывает у них устойчивые поведенческие реакции и формирует нравственное отношение к разным социальным группам. Это достигается через регулярные посещения мест истории и культуры нашего Отечества (музеи, места боевой и трудовой славы и т.д.), а также тематические беседы и классные часы.

В ходе классных часов, индивидуальных и групповых бесед:

1. создается определённая нравственная ситуация, ценность которой заключается в том, что обучающиеся, попав в созданную атмосферу, вынуждены проявлять лучшие свои внутренние качества.

2. разбирается уже пройденная нравственная ситуация, которая заостряет внимание обучающихся детей-сирот на тех или иных поведенческих реакциях детей-сирот в детских домах или собственно однокурсников и формирует умение давать самостоятельную оценку происходящему.

Таким образом, обучающиеся приобретают навыки самостоятельного выбора правильной линии поведении [4].

Формирование сознательности и активности детей-сирот (обучающихся колледжа) тесно связано с принципом наглядности, что осуществляется через посещение детских домов и выполнение именно там определенных трудовых заданий (мытье окон, уборка территории, уборка помещений). Такое взаимодействие обучающихся детей-сирот и детей-сирот, проживающих детском доме формирует как у тех, так и других моральные и духовные ценностные ориентации. А также закрепляет трудовые навыки у детей-сирот (обучающихся колледжа), что помогает им обучаться самостоятельности в работе.

Реализуя индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому из обучающихся в группах, были созданы «ячейки активистов» по интересам (художники, артисты, поисковики, «хозяйственники», «трудовой десант»). У подростков в этом возрасте самооценка или повышена или занижена. У детей-сирот она просто деформирована в силу тех обстоятельств, в которых они росли. А «распределение обязанностей» вызывает у обучающихся интерес к тому виду деятельности, к которому они склонны, помогает самоопределиться детям-сиротам, что называется «найти себя». Это постепенно формирует у них адекватную самооценку и стимулирует их дальнейшую работу как в коллективе, так и вне его (не «на показ») [1].

Закрепление профессиональных знаний, умений и навыков происходит у детей-сирот (обучающихся колледжа) через оказание помощи в ремонте помещений детского дома, колледжа и квартир ветеранов ВОВ.

В процессе социализации детей-сирот, обучающихся колледжа, решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. В ходе работы с детьми-сиротами в детских домах у обучающихся постепенно формируется готовность к социальным действиям, что в будущем поможет им успешно социально адаптироваться. А также реализуются или изменяются совокупные внутренние установки (автомизация), что изменяет представление ребенка о самом себе и формирует у него новое ролевое поведение и новое отношение к своей личности (активизация).

Главными результатами реализации принципа бескорыстной помощи (волонтерства) слабозащищенным слоям населения являются:

— повышение социальной активности детей-сирот (обучающихся колледжа);

— автомизация детей-сирот (обучающихся колледжа);

— успешность социальной адаптации детей-сирот (обучающихся колледжа);

— развитие нравственной и гражданской ответственности у обучающихся;

— результативность профессионального воспитания - уровень их самостоятельности при выпол-

нении профессиональных заданий;

— результативность трудового воспитания - уровень сознательности при выполнении трудовых заданий (анализ условий и планирование своей деятельности).

В заключение хочется подчеркнуть, что воспитание детей-сирот (обучающихся колледжа) как граждан и патриотов своей страны должно базироваться на комплексном подходе, включающем в себя элементы: профессиональной направленности, музейной педагогики, трудового воспитания, а также сопровождаться психологическими принципами и иметь духовно-нравственную опору.

Библиографический список:

1. Андержанова З.А. Вовлечение в волонтерскую деятельность воспитанников детских домов как фактор их социализации // Социальная политика и социология. 2010. № 3. С. 203-210.

2. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.

3. Олиференко Л., Шульга Т. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 75-85.

4. Пантелеева Н.А. Особенности личностного развития, затрудняющие адаптацию воспитанников детскогодома// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3. С. 176-180.

5. Фитерман Р.А. Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 82-85.

Ключевые слова: волонтерство, дети-сироты, социальная адаптация.

Keywords: activity of the volunteer, children-orphans, social adaptation.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.