СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЖЕЛЕЗОВСКАЯ И.А.
В рамках экспериментальной деятельности педагогическим коллективом была разработана и внедрена в практику методика социальной адаптации выпускников детских домов-обучающихся колледжа посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность через организацию внеклассной работы в детских домах.
Within the limits of experimental activity by pedagogical collective the technique of social adaptation of graduates of children's homes - trained college by means of their involving in activity of the volunteer through the organization of out-of-class work in children's homes has been developed and introduced in practice.
Патриотическое воспитание молодого поколения требует создания оптимальных условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для увеличения эффективности его воздействия на умы и сердца молодежи.
Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный поиск новых путей и методов этой работы, а также постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов. Одним из направлений такой деятельности является социальная адаптация детей-сирот, выпускников детских домов, осуществляемая через волонтерское движение.
Дети, воспитывавшиеся вне семьи, без попечения родителей, отличаются от сверстников, растущих в семьях. У них в большинстве не сформированы навыки общения, саморегуляции, правильного поведения. Они в основном агрессивно относятся к социуму (в лучшем случае -настороженно), у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, развито моральное и материальное иждивенчество.
Кроме вышеизложенного, следует подчеркнуть, что дети-сироты, обучающиеся в учреждениях СПО, находятся в подростковом возрасте, который принято называть сложным, и большинство из них - выходцы из неблагополучных семей. У большинства из них не в полной мере сформированы (а зачастую и вовсе отсутствуют) основы морально-нравственных принципов, что является почвой для развития правонарушений среди обучающихся и создает угрозу для развития криминальной среды в обществе в целом.
Понимая важность и ответственность в деле воспитания молодого поколения законопослушными гражданами и патриотами своей страны, в работе с обучающимися-выпускниками детских домов, перед педагогами была поставлена цель - проведение социальной адаптации выпускников детских домов-обучающихся колледжа посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность через организацию внеклассной работы в детских домах [5].
Учитывая психологические и поведенческие особенности данного контингента обучающихся, перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:
1. дать знания и навыки трудовой деятельности, способствующие более успешной социальной, бытовой и психологической адаптации выпускников детских домов - обучающихся нашего колледжа;
2. систематизация, формирование и совершенствование у обучающихся необходимых им навыков общественно-полезного и самообслуживающего труда;
3. формирование нравственно-этических и эстетических представлений, чувств и норм поведения в обществе, направленных на приобретение обучающимися качеств, необходимых для будущей трудовой и общественной жизни, семейных и межличностных отношений;
4. формирование духовных и морально-нравственных основ, способствующих внутреннему становлению подростков и дающих им опору в решении различных жизненных ситуаций закон-
ным и ненасильственным способом.
По нашим наблюдениям за обучающимися-выпускниками детских домов, социальная адаптация у них идет очень длительно и болезненно. Для адаптации их в социуме, снятия агрессивности и развития коммуникативности, а также формирования гражданско-патриотической позиции у обу-чающихся-выпускников детских домов, группа мастеров производственного обучения нашего колледжа в составе 5 человек привлекала обучающихся к работе с детьми, находящимися в детских домах.
Так как сами обучающиеся в недавнем прошлом являлись воспитанниками детских домов, работа с детьми-сиротами помогла им пересмотреть некоторые свои моральные и гражданско-патриотические установки, отношение к получению трудовых и образовательных навыков, а также коммуникативный и социальный опыт [3].
Таким образом, участие в экспериментальной площадке «Развитие социальной активности обучающихся колледжа через систему волонтёрской деятельности» явилось важным фактором воспитания у обучающихся гражданственности и патриотизма.
В основу данной методики были положены следующие направления деятельности.
1. Воспитывающее и развивающее.
На каждом возрастном этапе развития ребенка у него происходит смена ведущей деятельности, которая формирует новые личностные особенности. В подростковом возрасте у детей формируются такие психологические навыки как подсознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства, интересы и желания других людей, он должен научиться сначала сопереживать близким ему людям. Наиболее понятными в своих переживаниях, чаяниях и надеждах для детей, выросших в детском доме, являются, безусловно, такие же детдомовцы, как и они. Их они понимают, переживают их неудачи, радуются вместе с ними, стараются быть для них примером, посильно помогают им, т.е. сопереживают им во всем, что, безусловно, развивает их эмоциональную сферу, учит общению, а также воспитывает в детях-сиротах-обучающихся колледжа такие качества как ответственность, самостоятельность, активность в освоении социального и трудового опыта, любознательность.
2. Систематичность и последовательность. (Закрепление знаний, умений и навыков профессиональной и трудовой деятельности.)
Приобретение и закрепление навыков в любой сфере деятельности человека требует от него терпения и умения учиться, что обязательно предполагает для лучшего усвоения материала преподавать его в систематизированном и последовательном изложении, а также частое повторение уже изученного. Только таким образом любой навык становится прочным. Не зря в народе говорят «Повторенье - мать ученья». Для детей-сирот данный принцип является основополагающим во всей методике, т.к. их эмоциональная сфера в основном не развита, снижен жизненный тонус, снижен уровень мотивации к любому виду деятельности, у большинства нет собственных жизненных перспектив - все это в целом не дает личности ребенка полноценно развиваться. И только путем постоянного возвращения к уже пройденному материалу можно сформировать и закрепить в детях-сиротах те или иные навыки профессиональной и трудовой деятельности.
3. Принцип наглядности.
Если раньше для детей-сирот (обучающиеся колледжа) детский дом был «родным домом», быт которого они знали изнутри, то теперь они рассматривают жизнь в детском доме со стороны. Это во многом позволяет им пересмотреть свои прошлые позиции, разрешить для себя те вопросы, которые были для них не ясны, простить обиды.
4. Сознательность и активность обучающихся.
Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завы-
шают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Социальное самоопределение ребенка зависит от включенности в реальные социальные отношения и его самореализации в процессе социального взаимодействия. Работа детей-сирот в детских домах становится теми реальными социальными отношениями, которые формируют в подростках сознательность и пробуждают их к активной жизненной позиции, учат принимать решения самостоятельно с учетом ответственности за порученное дело (шефство над детдомовцем, мелкий ремонт, работа по уборке территории и т.д.).
5. Индивидуальный и дифференцированный подход.
В работе с детьми-сиротами обязательно нужно учитывать тот фактор, что ситуация сиротства является стрессовой. А стрессовая ситуация вызывает в разных типах личности разные реакции: кто-то уходит «в себя», кто-то, наоборот, стремится привлечь к себе внимание всеми дозволенными и не дозволенными способами, кто-то становится агрессивным. Для каждого типа личности ребенка необходимо подобрать тот вид деятельности, который бы наиболее полно способствовал его социализации. Для «ушедших в себя» предложить шефство над более слабым или маленьким ребенком. Агрессивных переключить на активность в трудовой деятельности, требующим к себе внимания предложить вид артистической деятельности.
6. Социализация (адаптация, автомизация и активизация личности).
В целом все вышеизложенные направления деятельности являлись лишь фундаментом именно для того, чтобы выполнить главную задачу - социализировать детей-сирот. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений подросток постепенно усваивает те социальные роли, которые ему предстоит исполнять в жизни, у него вырабатывается отношение к этим ролям - таким образом формируется человеческая личность. Трудности социализации де-тей-сирот заключаются преимущественно в том, что у них только одна ролевая позиция: они - сироты и им «все должны» - инфантильная иждивенческая позиция. Эта роль удерживает детей-сирот и блокирует проявление их потенциальных возможностей. Научить ребенка опираться на собственные внутренние ресурсы и являлось главным во всей методике социализации детей-сирот через волонтерскую деятельность.
Для реализации поставленных задач коллектив мастеров производственного обучения выработал и внедрил в практику:
1. обязательное проведение классного часа раз в месяц.
2. обязательное посещение детского дома раз в месяц.
3. обязательные индивидуальные и групповые беседы с обучающимися после посещения
детского дома на темы нравственности и морали с целью формирования личных духовных
ориентиров у детей-сирот, обучающихся колледжа.
4. обязательное оказание трудовой помощи непосредственно детским домам, ветеранам ВОВ для закрепления приобретенных профессиональных навыков и формирования гражданско-патриотической позиции (осознание себя как связующего звена между прошлым и будущим поколениями - понимание ответственности перед будущим поколением и благодарностью перед поколением старшим) - раз в 2 месяца.
5. создание в группах обучающихся «ячеек активистов» по интересам (художники, артисты, поисковики, «хозяйственники», «трудовой десант») с целью вовлечения детей-сирот в те виды деятельности, которые удаются им больше всего, что способствует повышению их самооценки и стимулирует их дальнейшую работу как в коллективе, так и вне его (не «на показ»).
6. обязательное посещение раз в 3 месяца музея или исторического места, связанного со значимыми для истории нашего Отечества событиями, что позволяет расширить кругозор детей-сирот, обучающихся колледжа, дать им возможность сравнить прошлые и современные условия жизни, что помогает им в осознании своих возможностей и использовании их в нынешнем социуме.
Воспитывающая направленность во многом состоит в формировании у обучающихся детей-сирот нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Задачи
нравственного воспитания решаются при организации всего учебно-воспитательного процесса, которые помогают накоплению у обучающихся нравственного опыта, воспитывают соответствующие навыки и привычки, содействуют становлению личности.
Систематичность и последовательность в формировании гражданско-патриотической позиции у обучающихся детей-сирот, вырабатывает у них устойчивые поведенческие реакции и формирует нравственное отношение к разным социальным группам. Это достигается через регулярные посещения мест истории и культуры нашего Отечества (музеи, места боевой и трудовой славы и т.д.), а также тематические беседы и классные часы.
В ходе классных часов, индивидуальных и групповых бесед:
1. создается определённая нравственная ситуация, ценность которой заключается в том, что обучающиеся, попав в созданную атмосферу, вынуждены проявлять лучшие свои внутренние качества.
2. разбирается уже пройденная нравственная ситуация, которая заостряет внимание обучающихся детей-сирот на тех или иных поведенческих реакциях детей-сирот в детских домах или собственно однокурсников и формирует умение давать самостоятельную оценку происходящему.
Таким образом, обучающиеся приобретают навыки самостоятельного выбора правильной линии поведении [4].
Формирование сознательности и активности детей-сирот (обучающихся колледжа) тесно связано с принципом наглядности, что осуществляется через посещение детских домов и выполнение именно там определенных трудовых заданий (мытье окон, уборка территории, уборка помещений). Такое взаимодействие обучающихся детей-сирот и детей-сирот, проживающих детском доме формирует как у тех, так и других моральные и духовные ценностные ориентации. А также закрепляет трудовые навыки у детей-сирот (обучающихся колледжа), что помогает им обучаться самостоятельности в работе.
Реализуя индивидуальный и дифференцированный подходы к каждому из обучающихся в группах, были созданы «ячейки активистов» по интересам (художники, артисты, поисковики, «хозяйственники», «трудовой десант»). У подростков в этом возрасте самооценка или повышена или занижена. У детей-сирот она просто деформирована в силу тех обстоятельств, в которых они росли. А «распределение обязанностей» вызывает у обучающихся интерес к тому виду деятельности, к которому они склонны, помогает самоопределиться детям-сиротам, что называется «найти себя». Это постепенно формирует у них адекватную самооценку и стимулирует их дальнейшую работу как в коллективе, так и вне его (не «на показ») [1].
Закрепление профессиональных знаний, умений и навыков происходит у детей-сирот (обучающихся колледжа) через оказание помощи в ремонте помещений детского дома, колледжа и квартир ветеранов ВОВ.
В процессе социализации детей-сирот, обучающихся колледжа, решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. В ходе работы с детьми-сиротами в детских домах у обучающихся постепенно формируется готовность к социальным действиям, что в будущем поможет им успешно социально адаптироваться. А также реализуются или изменяются совокупные внутренние установки (автомизация), что изменяет представление ребенка о самом себе и формирует у него новое ролевое поведение и новое отношение к своей личности (активизация).
Главными результатами реализации принципа бескорыстной помощи (волонтерства) слабозащищенным слоям населения являются:
— повышение социальной активности детей-сирот (обучающихся колледжа);
— автомизация детей-сирот (обучающихся колледжа);
— успешность социальной адаптации детей-сирот (обучающихся колледжа);
— развитие нравственной и гражданской ответственности у обучающихся;
— результативность профессионального воспитания - уровень их самостоятельности при выпол-
нении профессиональных заданий;
— результативность трудового воспитания - уровень сознательности при выполнении трудовых заданий (анализ условий и планирование своей деятельности).
В заключение хочется подчеркнуть, что воспитание детей-сирот (обучающихся колледжа) как граждан и патриотов своей страны должно базироваться на комплексном подходе, включающем в себя элементы: профессиональной направленности, музейной педагогики, трудового воспитания, а также сопровождаться психологическими принципами и иметь духовно-нравственную опору.
Библиографический список:
1. Андержанова З.А. Вовлечение в волонтерскую деятельность воспитанников детских домов как фактор их социализации // Социальная политика и социология. 2010. № 3. С. 203-210.
2. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.
3. Олиференко Л., Шульга Т. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 75-85.
4. Пантелеева Н.А. Особенности личностного развития, затрудняющие адаптацию воспитанников детскогодома// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 3. С. 176-180.
5. Фитерман Р.А. Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 82-85.
Ключевые слова: волонтерство, дети-сироты, социальная адаптация.
Keywords: activity of the volunteer, children-orphans, social adaptation.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ