Научная статья на тему 'Развитие самоуправления детского общественного объединения в процессе социально-культурной деятельности'

Развитие самоуправления детского общественного объединения в процессе социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
537
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-GOVERNMENT / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CHILDREN / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-PERFECTION / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЛИДЕР / LEADER / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / SKILLS / ФАКТОР / FACTOR / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / LIFE POSITION / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / НАВЫКИ / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION / INDIVIDUAL SELF-EXPRESSION / INDEPENDENCE /SELF-SUFFICIENCY / COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Невская Светлана Владимировна

Совершенствование самоуправления детского общественного объединения является актуальной проблемой развития современного общества. Разработанная модель «Самоуправление как фактор активной жизненной позиции» является актуальной, представляя собой научно обоснованную систему деятельности детских общественных организаций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mproving the self-government of the children's public association is the actual problem of modern society. The developed model Self-government as a factor of an active position in life is very actual at the present time. The presented model is a scientifically based system of the activity of children's organizations.

Текст научной работы на тему «Развитие самоуправления детского общественного объединения в процессе социально-культурной деятельности»

^ Социально-культурная деятельность 93

РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Невская

Орловский государственный институт искусств и культуры

Совершенствование самоуправления детского общественного объединения является актуальной проблемой развития современного общества. Разработанная модель «Самоуправление как фактор активной жизненной позиции» является актуальной, представляя собой научно обоснованную систему деятельности детских общественных организаций.

Ключевые слова: самоуправление, детская общественная организация, социально-культурная деятельность, социализация, самовыражение, самосовершенствование, самостоятельность, личность, лидер, коммуникативные способности, фактор, жизненная позиция, дети, подростки, навыки, активность.

Improving the self-government of the children's public association is the actual problem of modern society. The developed model "Self-government as a factor of an active position in life" is very actual at the present time. The presented model is a scientifically based system of the activity of children's organizations.

Keywords: self-government, children's public organization, socio-cultural activities, socialization, individual self-expression, self-perfection, independence /self-sufficiency, personality, leader, communicative abilities, factor, life position, children, teenagers, skills, activity.

Совершенствование самоуправления детского общественного объединения является актуальной проблемой развития современного общества.

Еще четверть века назад считалось, что развивать инициативность и формировать активную позицию личности можно только посредством вовлечения детей и подростов в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Они имели определенную структуру и функционировали по своим законам и традициям. Хотя эти общественные организации и находились в непосредственной зависимости от руководства органов народного просвещения и администраций образовательных учреждений, для многих учащихся они являлись главной школой социализации, учившей жить и трудиться в коллективе, дающей навы-

ки соуправления, ставшей местом общения сверстников и источником формирования духовных качеств подрастающего поколения.

Но время неумолимо идет вперед. Сегодня эти институты воспитания детей и подростков практически полностью разрушены. Их функции взяли на себя образовательные учреждения, которые через деятельность органов ученического самоуправления и детские общественные объединения формируют активную жизненную позицию своих воспитанников. Эти две формы организации детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить их друг от друга. Вместе с тем изменить сложившееся положение необходимо, особенно в современной ситуации, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодеж-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 93-97

94 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ные организации, реализующие свои программы в рамках одного и того же образовательного учреждения. Поэтому нужно выявить

отличия между этими социальными институтами, выполняющими воспитательные функции (таблица 1).

Таблица 1

РАЗЛИЧИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Детское общественное объединение (ДОО)

Значение:

Ученическое самоуправление

Воспитание свободной личности. Развитие социальной активности, становление и укрепление активной гражданской позиции. Демократизация общества.

Цель:

Социально активная деятельность, выходящая за рамки общеобразовательного учреждения (ОУ).

Вовлечение обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие решений и их реализация в интересах ученического коллектива.

Способ создания:

Социальный заказ:

инициатива администрации образовательного учреждения;

инициатива взрослого;

инициатива детей.

Может создаваться на базе любых государственных образовательных учреждений.

Создается только в структуре общеобразовательного учреждения. Возможность создания закреплена в Законе РФ «Об образовании», где является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Данное положение должно быть предусмотрено в Уставе ОУ.

Направление деятельности:

Организация деятельности социально значимой для общества в таких направлениях, как:

гражданско-патриотическое;

экологическое;

краеведческое;

милосердие;

здоровый образ жизни;

спортивное.

Деятельность выходит за рамки ОУ.

Обязательное включение в общую систему самоуправления школы, удовлетворение индивидуальных потребностей, направленных на защиту гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем в ОУ. Деятельность организована в рамках конкретного ОУ.

Программа (деятельность), участие в разработке:

Программа деятельности должна быть разработана. В разработке программы участвуют члены ДОО. Программа принимается выборным руководящим органом или общим собранием членов объединения в соответствии с Уставом объединения.

Программа деятельности, как правило, не разрабатывается. Деятельность осуществляется на основании плана органа самоуправления, который составляется с учетом плана воспитательной работы ОУ.

Наименование участников:

Член объединения, участник объединения

Обучающийся; участник самоуправления; член органа самоуправления

^ Социально-культурная деятельность 95

Состав:

Объединение состоит из лидера, группы актива, плюс люди, привлекаемые на разовые мероприятия. Участвуют все обучающиеся ОУ через представленные формы: референдумы, выборы членов Совета и др.

Возраст участников:

Определяется Законом РФ «Об общественных объединениях»: детское общественное объединение - с 8 лет; молодежное - с 14 лет. Верхняя граница возраста участников не регламентирована. Определена спецификой образовательного учреждения. По окончанию ОУ участие в ученическом самоуправлении заканчивается.

Руководство:

В общественных объединениях, прошедших юридическую регистрацию, в состав руководящих органов могут входить только члены объединения, достигшие 18-летнего возраста. Руководителем является обучающийся. Наличие взрослого востребовано в качестве куратора, координатора. Может входить в состав Совета самоуправления с правом голоса, но не может являться членом органа ученического самоуправления.

Сегодня в стране отмечается постоянный рост числа общественных организаций: если в 90-е годы XX века членами общественных объединений являлись от 2 до 10% детей и молодежи, то в современной России членами и участниками общественных организаций в целом являются 32% детей и молодежи. Эта же тенденция характерна и для Орловской области: на 1 января 2011 года здесь зарегистрированы 31 детская и молодежная общественная организация (из них 5 детских, 2 являются Орловскими отделениями российских организаций «Ассоциация юных лидеров», «Новая цивилизация»). Численность областной пионерской организации «Орлята» составляет около 46000 человек. Это массовая общественная неполитическая организация для детей и взрослых. Сегодня детские общественные объединения функционируют почти во всех образовательных учреждениях Орловской области. В их деятельности участвуют школьники от 8 до 18 лет.

В настоящее время около 90% ребят хотят быть членами детских общественных организаций (исследование проводилось в 2010 году на базе детского общественного объединения Орловской области «Орлята», в нем приняли участие 1030 учащихся - членов детских общественных объединений). В чем причина растущей популярности детских общественных объединений? Общеизвестно, что ребенку по

его природе необходимо общение. Дети, участвующие в управлении детской организации, получают не только радость и удовлетворение от собственной деятельности, но и неоценимый опыт личностной социализации посредством коммуникации со сверстниками и взрослыми. Участвуя в деятельности общественной организации, ребенок приобретает конкретный гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает правила демократического устройства своей организации, процедуру выборов ее органов управления, принимает участие в создании законов своего объединения, правил и норм поведения, учиться уважать символы и ритуалы организации и даже формировать политику своей организации.

От детской общественной организации требуется создание таких условий, которые позволят ребенку раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал; развить такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Таким образом, детская общественная организация должна воспитывать социально активного и культурного человека, который не просто любит свою Родину и переживает за нее, но и участвует в деятельности, направленной на решение конкретных вопросов развития страны: в выборах, в экологических субботниках, митингах. Такой человек в дальнейшем, осуществляя

96 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

свою социально-культурную деятельность, будет организовывать свой досуг через деятельность в различных социально-культурных центрах; противостоять разрушению исторического и культурного наследия, участвовать в восстановлении памятников; требовать от властей принятия необходимых для общества законов; защищать свои права и права окружающих.

Добровольность членства в детской организации развивает в ребенке чувство внутренней свободы и собственного достоинства, способность к объективной самооценке, к рациональному мышлению, к осознанию своих интересов и потребностей, ставит его перед проблемой реального выбора. Включение в деятельность организации способствует приобщению молодого поколения к историческому и культурному наследию своей Родины, формирует национальное самосознание гражданина, учит быть патриотом. Возможность избирать и быть избранным способствует развитию высокой социальной активности, целеустремленности, формирует потребность в жизненных достижениях и успехах. В системе деятельности детского объединения существует реальная возможность выступить в различных социальных ролях (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), что позволяет ребенку быстро находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической, социально-культурной обстановке, делать адекватный выбор.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что детская общественная организация сегодня создает реальные условия для практического включения ребенка в постоянно меняющуюся среду, помогает к ней адаптироваться, другими словами, всемерно способствует активной социализации личности. Именно общественная организация является одним из эффективных средств, способных обеспечить формирование активной гражданской позиции и воспитание инициативности молодежи через включение ее в социально-культурную деятельность.

Мы полагаем, что с годами потребность в

детских организациях и их социально-культурной деятельности будет только возрастать, поэтому и рассматриваем вопрос о совершенствовании развития самоуправления как фактора социально-культурной деятельности в детских общественных объединениях.

Основной целью совершенствования развития самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития юных граждан России как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их социальная адаптация. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

- создание системы самоуправления на всех уровнях;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;

- подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем в четком правовом пространстве;

- формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;

- помощь юным гражданам в формировании российского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее России;

- помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешным в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;

- содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями.

Мы провели анализ работы детских общественных организаций в Орловской области в целях совершенствования их деятельности и реализации вышеперечисленных задач.

В качестве объекта анализа была выбрана детская общественная организация «Орлята»,

Социально-культурная деятельность 97

являющаяся значимым социальным институтом в нашем регионе. С целью совершенствования системы самоуправления в этой организации и опираясь на ее богатый опыт, мы апробировали здесь в течение нескольких лет авторскую модель «Самоуправление как фактор активной жизненной позиции».

Основной целью реализации данной модели самоуправления стала подготовка разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

От внедрения данной модели мы ожидали: активизацию работы органов самоуправления в первичных коллективах детской организации «Орлята»; появление креативных, инициативных, социально активных детей как авангарда передовых идей, новаций, управленческих решений, вводимых государством; формирование комплексного видения проблематики самоуправления. Результат апробации данной модели самоуправления превзошел все ожидания. Проведенный социологический опрос выявил увеличение активности детей на 25% в районах, которые активно организовали жизнедеятельность своего отряда или дружины. У участников эксперимента определилась потребность творить, общаться, работать в команде, были сформированы такие качества, как ответственность, целеустремленность, исполнительность; повысился интерес к развитию деятельности самой детской общественной организации, который привел к созданию областной организа-

ции старшеклассников «РОСТОК». Последняя, в свою очередь, стала плацдармом для «вчерашних» пионеров, продолжающих реализо-вывать свои творческие проекты. В рамках реализации модели «Самоуправление как фактор активной жизненной позиции» на Орловщине зародилось волонтерское движение. Повысился уровень организаторской культуры у педагогов, работающих с детской организаций. Предлагаемая модель явилась обновленной школой актива для детей, членов детской организации, участвующих в эксперименте, способствовала выявлению новых лидеров, организаторов, авторов новых идей, а также определению направления дальнейшей деятельности детской общественной организации.

По результатам проведенного эксперимента областной Совет детской общественной организации «Орлята» решил рекомендовать модель по развитию самоуправления всем дружинам Орловской области. В перспективе предполагается включить в данную модель младшую ступень детской организации -«юниоров», деятельность которых будет осуществляться под руководством «орлят» и «ростков». Таким образом будут охвачены и привлечены в детскую общественную организацию дети более раннего возраста.

В условиях больших демократических перемен социум требует серьезной подготовки детей к адекватной реализации своих гражданских прав и обязанностей, реализованная нами модель «Самоуправление как фактор активной жизненной позиции» становится особенно актуальной, представляя собой научно обоснованную систему деятельности детских общественных организаций.

Примечания

1. Акатов, Н. А. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / Н.А. Акатов и др.]. - М., Издательский дом «Новый учебник», 2003. - С. 51-56.

2. Пашкова, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Пашкова. - М.: МГУКИ, 2010. - 22 с.

3. Прутченков, А. С. Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования / А.С. Прутченков. - М.: ООО «ДОД», 2007. - С. 13-25.

4. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. - М.: ГИЦ «Владос», 2002. - С. 63-70.

5. www.pokolenie.sch881.edusite.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.