В.И. Кондауров
СОЦИАЛИЗМ: ИЛЛЮЗИИ, РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВА
Аннотация: симптомы болезни нашей экономической системы видны сегодня каждому невооруженным глазом. Почти ежедневно мы сталкиваемся с фактами прямого нарушения трудового законодательства, жесткой эксплуатации и алчности со стороны работодателей. Надежды на рост благосостояния в условиях либерально-рыночной формации, на обретение капиталистического счастья в конкурентной борьбе за выживание для многих оказываются иллюзией. Иллюзорной в таких условиях предстает и надежда на будущее. Однако все течет, все изменяется. Рано или поздно ростки социализма, которые оказались не утраченными повсеместно, дадут свои всходы. Возрождение социализма на новой основе неизбежно. И ход мировой истории все отчетливее на это указывает.
Ключевые слова: капитализм, коррупция, конкуренция, частный интерес, мировой цивилизационный кризис, новое мышление, переходный период, тоталитаризм, социализм, научный социализм, план, общий интерес, гуманистическое мировоззрение, государственная собственность, общественная собственность, строй цивилизованных производителей, социалистическая партия, политическая и идеологическая работа социалистической партии, многополярный мир, новый мировой порядок.
Как известно, победа нового общественного строя или нового уклада общественной жизни объективно связана с демонстрацией им более высокого уровня производительности труда и роста общего благосостояния. Это, что называется, азбука марксизма. Ни того, ни другого у нас пока не наблюдается. Что же это за режим, который вместо процветания и развития все отчетливее демонстрирует нам вопиющую деградацию во всех сферах - от экономики до культуры и морали? Сегодня нередко мы можем слышать откровения о том, что переход к рыночной экономике как новому типу общественных отношений способен обеспечить более эффективное развитие. Эта идея постоянно навязывается официальной пропагандой в качестве некоей панацеи. Следует заметить, что ничего нового в абстрактной постановке этой идеи нет. В экономике самых разных эпох и стран никогда не было, нет и не будет никаких иных отношений, кроме рыночных. Вопрос в другом. Кто в обществе является господствующим субъектом рыночных отношений, то есть истинным хозяином «фабрик, заводов, газет, пароходов»? Если таковым хозяином является частное лицо - мы имеем дело с классическим капитализмом. Если таковым хозяином является государство в лице своих номенклатурных представителей, мы имеем дело с тоталитаризмом. Если, наконец, таковым хозяином является коллективный, общественный собственник, мы будем иметь дело с социализмом. Поэтому если говорить о переходе к рыночным отношениям, то необходимо четко представлять, к какому их типу мы стремимся. К тому, который олицетворяет прошлое, или к тому, который олицетворяет будущее. По совокупности симптомов, которые все отчетливее проявляются в нашем обществе, мы строим капитализм. Причем капитализм не классический, который сегодня в мировом пространстве имеет тенденцию к социализации, а капитализм государственно-олигархический с ярко выраженной тенденцией к криминализации.
Сращивание административно-командных структур с организованной преступностью стало чуть ли не нормой. Махинации новоявленных дельцов теневого бизнеса по своему ци-
© Кондауров В.И., 2014
низму и изворотливости превосходят фантазии самых отъявленных боевиков голливудского пошиба. Образование, культура, наука, медицина - эти священные храмы порядочности, носители вечных истин, нравственных устоев жизни, превращаются, чуть ли не в разносчиков непристойности. Что же делать? Необходимо признать, что наше общество сегодня, как бы оно не называлось, находится в состоянии тяжелой болезни. Больными, следовательно, являются и все его основные социальные институты. В этой болезненный, по сути, своеобразный переходный период, важно найти правильный рецепт лечения недуга, вытащить страну из трясины неопределенности и подвигнуть ее к свету.
Очевидно, не следует дожидаться масштабных протестов, разного рода волнений и потрясений и тем более революций, которыми по ливийскому сценарию могут с удовольствием воспользоваться наши западные друзья. В условиях тотальной разрухи, царящей не только в промышленности, но и в оборонном комплексе страны - это смертельно опасно. Необходимо в борьбе за цивилизованные устои жизни, адекватные подлинной человеческой природе, действовать, пока это еще возможно, в рамках существующего Закона.
Основной недостаток сложившегося экономического порядка в том, что главными и единственными действующими субъектами в нем выступают буржуазные, мелкобуржуазные и феодальные формы хозяйствования. И это реальность, не считаться с которой сегодня уже нельзя. Однако нельзя также согласиться и с тем, что в этом многоукладном экономическом пространстве практически отсутствуют модели социалистического уклада. Это делает общество с многоукладной экономикой однобоким и даже ущербным. Нет противоречия, нет движения, нет развития, Нет, наконец, действительного соревнования, что в подобных условиях могло бы быть вполне естественным и оправданным состоянием. Плюрализм собственности в современном постиндустриальном мире является исторической тенденцией. Причем характерно, что в этом процессе форм хозяйствования на основе общественной (коллективной) собственности становится все больше. Анахронизмом является обратная тенденция. Необходимо, следовательно, стать на след исторической необходимости и грамотно, цивилизованно, демократическим путем ситуацию исправить. Внедрение нового и передового в общественную жизнь - это задача политических партий. Возникает вопрос, какая из партий, представленных в Государственной думе, могла бы взяться за реализацию такой задачи и всем своим влиянием, авторитетом и организаторскими способностями обеспечить необходимый политический, экономический и идеологический успех, устранив перекос системы, ее однобокость. Подходя к вопросу формально, вряд ли кто будет отрицать, что иной партии, кроме КПРФ, в программе которой построение социалистического экономического уклада значится в качестве приоритетной задачи, нет и быть не может. И действительно, с точки зрения деклараций партии и ее целей ответ однозначно за нее может быть положительным. Однако если смотреть в лицо серьезным политическим реальностям, при которых одним из определяющих факторов успеха политической организации в любом деле является ее авторитет и доверие к ней, то положительный ответ на поставленный выше вопрос не является столь очевидным. Желая более рельефно уяснить суть отмеченной проблемы, а также сознавая важность предстоящих политических событий в нашей стране - выборы в Государственную думу и Президента - мы решили среди студенческой молодежи провести своеобразный экспресс-опрос. В рамках инновационной социологии посредством метода интуитивно-виртуального прогнозирования в порядке эксперимента в анкете закрытого типа респондентам (студентам первого курса специальностей: «социология», «реклама», «связи с общественностью» ГУУ), квалифицированно не связанных с предметом исследования, был задан вопрос о ситуации искусственно-умозрительного характера. Респондентам было предложено
высказать свое мнение в отношении перечисленных в анкете партий, опираясь на интуицию и эмоциональное воображение.
Вопрос: «Какой партии Вы бы интуитивно поверили больше и проголосовали бы за нее на выборах, если бы каждая из них, включая вновь образованную (социалистическую), провозглашала бы в своей избирательной кампании одну и ту же программу - программу выхода страны из кризиса».
Варианты ответов: количество голосов, % выборки:
1. «Единая Россия»..........................................14...................................19,2 %
2. «Справедливая Россия».................................18..................................24,7 %
3. ЛДПР.........................................................11...................................15 %
4. КПРФ.........................................................6.....................................5,4 %
5. «Социалистическая партия России»..................26....................................35,6 %
Результаты опроса оказались прогнозируемыми. Ничего удивительного не было в том, что рейтинг КПРФ по результатам данного опроса оказался самым низким. Не удивило и то, что большинство симпатизирующих голосов выпало на долю не существующей пока «Социалистической партии». Ценности социализма вызывают все больший интерес не только в мире, но и в России, в особенности среди молодежи. Возникает вопрос, почему благородные цели и задачи КПРФ, под которыми в принципе мог бы подписаться любой порядочный гражданин России независимо от его политических пристрастий, национальной и религиозной принадлежности, не находят признания и одобрения, будучи провозглашенными от ее имени? Причин очевидно не мало. Но среди них две, на наш взгляд, являются решающими. В Уставе КПРФ записано, что она является продолжателем дела КПСС и ее преемницей. Но именно по вине КПСС, по вине ее высшего руководства произошло масштабное, не имевшее аналога в мировой истории предательство, вследствие которого было разрушено, опозорено и выставлено на посмешище перед всем миром одно из самых могучих и перспективных государств планеты. Такие проступки не прощаются, тем более что они были совершены, судя по всему, не по слабости, а по умыслу. Миллионы честных коммунистов (а их к распаду в СССР насчитывалось около 17 млн), хотя и оказались заложниками предательства, тем не менее могли и должны были что-либо предпринять, чтобы предотвратить беду. Однако ничего подобного не было сделано. Поэтому вина за содеянное лежит целиком и полностью не только на верхушке партии, но и на всей КПСС. И этот стереотип в значительной части населения страны является сегодня достаточно устойчивым. Кроме того, КПСС, ставившая своей главной целью построение социалистического общества в нашей стране, с этой задачей также не справилась. Отсюда вывод. Любая партия, объявившая себя преемницей подобного наследства, в конечном счете обречена. И было бы справедливо и политически мудро в сложившихся исторических обстоятельствах российским коммунистам не только признать вину КПСС, но также решительно отмежеваться от ее политического и идейного наследства и распуститься в знак исторического покаяния. В обществе такой поступок был бы оценен по достоинству, что позволило бы партии преобразоваться на новых началах и с новыми действующими лицами. А пока, как это ни парадоксально, в том положении, каком находится КПРФ, независимо от ее благородных намерений и целей она не столько олицетворяет социалистическую идею, сколько компрометирует ее. Следовательно, становится невозможным такой партии успешно решать свои созидательные задачи.
В повестку дня политической жизни страны встает вопрос о необходимости создания новой, действительно «Социалистической партии России». Идеи социализма не утратили своей привлекательной силы. Они возрождаются вновь и заявляют о себе как о мировоззре-
нии, в котором присутствует всестороннее и глубокое понимание сути мирового общественно-исторического прогресса. Новая «Социалистическая партия» должна стать действительным организатором и вдохновителем преобразовательных процессов страны, инструментом ее подлинной модернизации. В современных условиях, в содружестве с другими прогрессивными партиями она может объединить в своих рядах всех приверженцев построения в нашей стране процветающего, справедливого, демократического и гуманного общества. Можно с большой долей вероятности предположить, что, если «Социалистическая партия», будучи созданная вновь, примет активное участие на ближайших парламентских и президентских выборах, успех ей будет обеспечен. Организационные, культурные, политические и социальные истоки формирования такой партии в России налицо, и они самые разнообразные. Она может возникнуть на основе преобразования некоторых существующих партий, ценности, цели которых близки социалистическому образу мысли. Ее могут организовать существующие в нашем гражданском обществе зрелые общественные движения: профсоюзы, молодежные организации, профессиональные сообщества.
Не подлежит сомнению, что борьба за новые устои народной жизни, за новую форму организации экономического и политического процессов невозможна без своеобразного революционного почина. Таким почином, социальным фактом, ростком нового и обнадеживающего явления можно назвать рождающуюся в толще народной массы идею народных предприятий. Идея народного предприятия талантлива и проста до гениальности. Это модель, которая может стать клеточкой зарождающегося нового хозяйственного механизма из развития и размножения которой может свободным, демократическим путем вырасти новый цивилизованный уклад жизни. Вопрос в том, как и каким образом эту плодотворную идею воплотить. Одним из вариантов решения проблемы может явиться принятие Закона о национализации, в котором была бы прописана норма, предусматривающая как возможность образования народных предприятий, так и возможность перевода в этот статус предприятий, существующих в любом другом формате. В первую очередь в Законе должна идти речь о предприятиях, которые незаконно приватизированы частными лицами или возникли вследствие рейдерского захвата и т.п. Кроме того, Закон недвусмысленно должен предусматривать реабилитационные процедуры банкротства тех частных предприятий или акционерных общества разного типа, которые оказываются несостоятельными и которые нуждаются в передаче функций управления предприятием более эффективному собственнику, то есть трудовому коллективу в лице избранных им представителей (советов). В случае невозможности в настоящее время принятия Закона о национализации (чего нельзя исключать, ведь опыт показывает, что не все наши государственные чиновники и народные избранники готовы смириться с многоукладным характером нашей экономики, равно как с политическим и идейным плюрализмом) необходимо сделать все, чтобы такое предприятие могло возникнуть как продукт живого творчества самих трудящихся масс. Наконец можно принять Закон «О народном предприятии» отдельно, прописав в нем все необходимые условия его организации, функционировании и развития.
Вопрос об организации «Социалистической партии» в современной России, повсеместная пропаганда, всестороннее изучение и внедрение в общественное сознание научного, гуманистического мировоззрения, а также внедрение в экономическую структуру общества народных предприятий - это своеобразные лакмусовые бумажки стратегии и тактики проводимого в стране курса. Если он действительно нацелен на модернизацию, на созидание и прогресс, на защиту национальных интересов и процветание страны (а в этом не должно быть сомнений, несмотря на неудачи и трудности), то власть, проводя этот курс, не только не долж-
на препятствовать рождению данных инноваций, но всячески стремиться к тому, чтобы поддержать их и создать все необходимые и благоприятные условия для их внедрения и развития.
Библиографический список
1. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов / В.И. Ленин. - ПСС. - Т. 26.
2. Сорос Д. Открытое общество / Д. Сорос. - М., 2006.
3. Энгельс Ф. Анти - Дюринг / Ф.Энгельс. - ПСС. - Т. 20.
О.А. Куприна
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СМЫСЛА ЖИЗНИ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема смысла жизни в работах отечественных психологов. Представлены теоретическое обоснование и анализ научных концепций, изложены основные взгляды, раскрывающие феномен смысла жизни.
Ключевые слова: смысл жизни, ценности, смысловая установка личности, система сознание-бытие, социальная позиция.
В сферу интересов отечественной психологии входит вопрос о том, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.
Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности сыграл важную методологическую роль в психологии. Он отмечает, что смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире. Объясняя психологические явления, он подчеркивает, что личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, которые преломляются через все внешние влияния. При этом смысл жизни личности возникает благодаря проявлению «внутренних условий» во внешнем мире [10].
Рассматривая фазы жизненного пути, Б.Г. Ананьев показал, что их особенности определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни. С этих позиций он проанализировал так называемый парадокс завершения человеческой жизни, суть которого в том, что умирание форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем физическое одряхление от старости. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности. Научные знания о долгожителях подтверждают сохранность личности, когда человек сопротивляется условиям, благоприятствующим такой изоляции [2].
А.Г. Асмолов опирается на понятие личностного смысла и отмечает, что динамические смысловые системы как единицы строения личности обладают рядом особенностей. Цен-
© Куприна О.А., 2014