ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РЕФОРМИРУЕМОЙ РОССИИ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Данная статья посвящена проблеме реализации социал-демократических ценностей, которые являются идеологической основой деятельности социал-демократических организаций России. Автор отмечает, что ценности демократического социализма (в их конкретном воплощении российскими социал-демократическими партиями) не соответствуют целям реформирования современного российского общества с учетом его специфики, т.к. не решается одна из наиболее острых проблем - проблема социальной защищенности особой тактики деятельности социал-демократических образований.
Ключевые слова: социал-демократические образования, ценности социал-демократические, партия, социалистический идеал, патриотизм, демократия, свобода,
равенство, социальная справедливость.
Действующие в России партии ориентированы, в зависимости от своих идейных основ, на определенные ценностные установки (свобода, равенство, справедливость, патриотизм, ценность индивида и др.). Аксиологический подход в политическом видении российских партий превалирует над социальным (имеется в виду отражение интересов определенных социальных групп), что обусловлено существующей идеологической размытостью общества, недостаточной определенностью социальных интересов.
В данной ситуации российская социал-демократия не является исключением. Идеи демократического социализма, как известно, подразумевают ориентацию на социальную справедливость, свободу, равенство, солидарность и демократию. Именно эти ценности и явились идеологической основой деятельности социал-демократических организаций, которые возникали в России с начала 1990-х годов.
Организационная слабость не означает отсутствия социал-демократии в России вообще. Как течение политической мысли, социал-демократизм присутствует в общественной жизни страны. В связи с этим важно показать, каким представляют себе будущее России основные социал-демократические партии. Определение собственной идентичности каждой партией зависит от четкого ответа на вопрос: быть ли российской социал-демократии частью международного социал-демократического движения, исходить из общих принципов этого движения или искать собственный путь, опираясь на своеобразие исторического развития России и ставя перед собой главную задачу - сохранение российской государственности?
В ходе анализа реализации социал-демократических ценностей в политикогосударственном процессе России используем один из вариантов доктринального подхода, предложенный В.И. Тимошенко. Под партийной доктриной понимается единство, во-первых, мировоззренческих позиций, во-вторых, политических целей и задач партии, в-третьих, средств и методов их достижения на определенном историческом отрезке политической деятельности [1].
Начнем с того, что тот, кто позиционирует себя социал-демократом, при подходе к этому вопросу опирается на политическую философию и мировоззренческие позиции, которые западная социал-демократия разрабатывает и уточняет более ста лет. Говоря об особой российской социал-демократии, необходимо иметь в виду, что в любой европейской стране социал-демократия обладает присущими только ей особенностями. В этом смысле, утверждает Б. С. Орлов, невозможно перепутать английского лейбориста и испанского социалиста, германского социал-демократа и французского социалиста. Однако есть нечто, что их объединяет и составляет сущность социал-демократии, ее (пользуясь терминологией Т. Майера) идейную идентичность. В основном исследователи социал-
демократии выделяют от трех до восьми ее сущностных признаков. Если у В.Я. Швейцера таких признаков пять, то Т. Майер называет восемь измерений обновленной социал-демократической идентичности, которые, по его мнению, позволяют в условиях глобализации безошибочно идентифицировать социал-демократию среди других политических течений.
Наиболее емко сущность социал-демократии представлена Б.С. Орловым в виде трех признаков: социальное партнерство, социальное государство и необходимость руководствоваться в политике непосредственно ценностными установками - свободой, справедливостью, солидарностью. Данная «... социал-демократическая триада - это целостное явление, на которое затем накладывается национальная специфика» [2]. Социал-
демократическое своеобразие заключается, прежде всего, в различном обосновании главных социал-демократических ценностей, на которых строятся совершенно различные политические стратегии. Неизменными остаются лишь нравственные ориентиры (ценности). Российская социал-демократия, несмотря на свою организационную слабость, в этом смысле похожа на западных социал-демократов. Первое, что необходимо отметить, - это ее идеологическая неоднородность, неоднозначность, неодинаковость. С момента возникновения в российском социал-демократическом движении обозначились расхождения концептуального характера, которые до настоящего времени не позволили объединиться малочисленным организациям социал-демократического и социалистического толка в одну партию. Данные расхождения касались различной интерпретации основных ценностей, а также были следствием несовпадающих стратегий развития России.
Итак, в современном российском социал-демократическом движении можно выделить три основных направления (в качестве критериев берутся: мировоззренческие позиции, политические цели и задачи, средства и методы их достижения): социал-демократическое - либеральное (яркий представитель - СДПР); социал-демократическое - патриотическое (СПТ, РСДЦ); псевдосоциал-демократическое (РПСД, РСП и др.).
Так, СДПР является классическим примером социал-демократической партии западного типа. Социал-демократы Европы, как известно, ставят своей целью установление упорядоченных и по возможности справедливых отношений в условиях рыночной конкуренции и демократии посредством механизмов социального партнерства [3]. Выявляя основные причины «пока что слабой приживаемости социал-демократического древа на российской почве», Б.С. Орлов показывает, что Россия такими условиями не располагает [4]. В связи с этим СДПР не собирается разрабатывать социал-демократическую программу, которая соответствовала бы российской специфике. Ждать, когда в России сформируются демократия и рыночная экономика как условия реализации социал-демократической политики, также не представляется целесообразным.
Данной партии, ориентирующейся на Запад, представляется более простым реформировать Россию в направлении рыночного развития, чем изменить суть социал-демократической идеи в ее классическом (западноевропейском) варианте. Поэтому сторонники Социал-демократической партии России (далее - СДПР) убеждены, что отечественные социал-демократы поставлены перед необходимостью целеустремленно содействовать становлению в России подлинного рынка и развитию демократии.
Таким образом, среди основных целей, выдвинутых СДПР, провозглашаются:
- построение демократического общества;
- обеспечение будущего рыночным экономическим реформам;
- благополучие граждан РФ [5].
В то же время в интеллектуальных кругах партии существует понимание возникающей в контексте данных целей трудности: помогать формированию цивилизованных рыночных отношений - значит брать на себя ответственность за негативные последствия, которые неизбежно возникают в ходе такого процесса. Речь идет о банкротстве неконкурентоспособных предприятий и, следовательно, о лишении работы занятых на этих предприятиях людей, о сокращении из-за неэффективной экономики государственных расходов на
социальные нужды, о возрастающей социальной дифференциации. Как и либерал, современный социал-демократический политик понимает, что без этого эффективность рынка не возможна. Задача СДПР - предложить такую программу действий, которая позволила бы «. реализовать рыночную стратегию развития, смягчая при этом его социальные издержки» [6]. Таким образом, основное направление идейных воззрений СДПР - в улучшении существующих в российском обществе отношений. Это понимается как помощь в построении рынка и его «социализация».
В целом среди основных ценностей, составляющих идеологическую базу СДПР, определяются свобода, демократия, ценность индивида. Требование социальной защищенности трудящихся не является приоритетным в программном документе партии.
Возникает вопрос: что собственно социал-демократического, в отличие от леволиберального или просто либерального, остается в программном документе партии в виде не оговорок, а некоторых ключевых положений? С нашей точки зрения, мировоззренческая позиция Социал-демократической партии России отражает крайне опасную тенденцию для российской социал-демократии в целом, ведущую к уничтожению социал-демократии как левой партии, как определенного стиля политического мышления. Если для российской социал-демократии ее либерализация носит потенциальный характер и находится в прямой зависимости от вхождения во власть и приобретения возможности проводить свою политику, то западная социал-демократия уже подвергается этой опасности. В данном контексте важно упомянуть документ, подписанный премьер-министром Великобритании Тони Блэром и канцлером Германии Герхардом Шредером, который называется «Третий путь». Логика данного документа исходит из понимания глобализации как объективного и естественного явления, к которому надо адаптироваться, что означает аполитичный и технократичный переход социал-демократов к идее мирового рынка. Авторы этого документа вполне допускают существование сектора низкооплачиваемого и низкоквалифицированного труда, т.к. этого требует, с их точки зрения, гибкость рынка. Следует подчеркнуть, что данный тезис социал-демократы выдвигают в качестве программной цели и оценивают положительно, тем самым допуская ряд уступок, которые позволяют ассоциировать социал-демократию с силами социальной привилегии и господства. Опасность утраты своей идентичности ожидает и Социал-демократическую партию России, если она, участвуя (теоретически) в построении рыночной экономики, будет ориентироваться только на благополучие граждан, а не на справедливость.
Подтверждают принадлежность СДПР к социал-демократическому либеральному направлению ее политическая деятельность и методы реализации идейных ориентаций, в основном речь идет о коалиционно-блоковой тактике и позиции партии на парламентских и президентских выборах, т.к. в Государственной Думе социал-демократов нет.
Социалистическая партия трудящихся (далее - СПТ), в отличие от СДПР, состоящая в основном из бывших членов КПСС, никогда не отказывалась от преемственной связи с наиболее прогрессивной частью традиций и идеологии КПСС. Идеологический арсенал СПТ - это «. все наследие мировой социалистической мысли, в том числе и марксизм как неотъемлемая часть мирового интеллектуального общества» [7].
Какую цель ставит перед собой СПТ? Прежде всего формулируется задача закончить переходный период возвращением страны в русло социалистического развития. Главными у СПТ становятся требования о восстановлении идеалов и ценностей социализма. Рой Медведев (сопредседатель партии) ключевыми понятиями называет «социальный мир» и «социальную справедливость» [8]. В Программе СПТ представлена совокупность ценностей, составляющих суть социалистического идеала. Это - справедливость, свобода, демократия, солидарность, равенство, патриотизм, интернационализм [9].
Таким образом, становится понятно, что СПТ не собирается улучшать капитализм, а выступает за возврат к социалистическому обществу (конечно, без деформаций советского периода).
Соответственно, можно сделать вывод, что СПТ левее СДПР в том плане, что она ближе к социалистической идее.
Казалось бы, мы имеем дело с совершенно различными целями. Но на микроуровне «социализм», представленный СПТ, в общем, ничем не отличается от «социализированного капитализма», за который выступает СДПР. И СПТ и СДПР заявляют, что реализация основных социал-демократических ценностей возможна в условиях социально ориентированной многоукладной экономики, правового государства и гражданского общества. Различие заключается лишь в приверженности к разным сочетаниям форм собственности. СПТ огромное значение придает государственному сектору экономики, коллективным формам собственности. Частный капитал признается экономически эффективным, но очень корректно, с учетом осуществления государственного контроля (даже перечисляются основные меры, регулирующие рыночные отношения) за ним.
Важной особенностью в идеологическом аспекте у СПТ является то, что среди традиционных социал-демократических ценностей в программе партии появляется и совершенно новая - патриотизм. Причем любовь к России, желание сделать ее сильной, независимой, процветающей страной рассматривается СПТ как база для утверждения чувства солидарности между различными слоями населения и политическими движениями. Учитывая традиционно российские особенности (справедливость, коллективизм, сильное государство), СПТ подчеркивает объединяющую роль государства. Таким образом, данная партия соединяет в своем мировоззрении два начала - свободную личность и сильную государственность, самостоятельного гражданина и ответственную власть. Совместимость, взаимозависимость и актуальность этих начал в России очевидны. Только мощное государство может гарантировать всю полноту прав и свобод личности. Только свободные граждане могут создать по-настоящему сильную власть, чтобы отстаивать свои права и свободы.
Обрисованная выше ситуация в идеологическом (ценностном) аспекте позволяет отнести СПТ к социал-демократическому патриотическому направлению. Подтверждает выбранное направление и коалиционно-блоковая тактика СПТ, которая развивалась по пути тесного сотрудничества с коммунистами. Вскоре одобренное партией двойное членство в КПРФ отразилось на выборе символа СПТ - красной гвоздики, а не розы (как у социал-демократов).
Российский социал-демократический центр (РСДЦ, О. Румянцев) может быть отнесен, так же как и СПТ (Л. Вартазарова), к социал-демократическому патриотическому направлению.
О. Румянцев подчеркивал, что именно социал-демократический путь развития спасет россиян от последствий реформ 90-х годов ХХ века (от номенклатурных капитализато-ров). Он также отмечал, что не представляется возможным полностью копировать опыт западной социал-демократии. Например, смысл и значение одного из императивов социал-демократизма - «справедливость», но в российских условиях, - это, в первую очередь, восстановление «исторической справедливости», т.е. возрождение России как великой державы с другими государственными границами, с сильной представительной властью, нормальной Конституцией, авторитетным и предсказуемым главой государства [10].
По мнению О. Румянцева, существует необходимость в выработке «программы воссоздания государства», в процессе реализации которой следует сделать государственный сектор экономики эффективным, восстановить принципы социального государства, соединить социал-демократические идеи с истинным патриотизмом и государственничеством.
Сами социал-демократы из РСДЦ во главе с О. Румянцевым относят себя к «центри-стам-государственникам» в контексте двух оставшихся в политическом спектре России направлений - «либерально-западнического» и «социалистическо-консервативного». Данная классификация предложена лидером РСДЦ О. Румянцевым. В основе мировоззрения «государственников», как следует из их платформы, - социальное государство, сочетание демократии и патриотизма, отстаивание геополитических интересов России. Проти-
востояние либерально-западническим ценностям означает иную, чем у СДПР (Белозерцев), политическую стратегию, приоритетами которой являются сохранение целостности державы, подчинение личности общему интересу в рамках государства (служение России), соблюдение геополитических интересов России. Такие разные политические задачи СДПР и РСДЦ объясняются, полагает Б. Орлов, различным пониманием свободы. Если СДПР трактует свободу в общепринятом западноевропейском плане, когда в центре общественного бытия становятся личность и возможности обеспечения ее свободы через механизмы разделения властей, то понимание свободы членами Российского социал-демократического центра увязывается с коллективистским, общинным образом мышления. Речь идет о гармонии личности и коллектива, о необходимости каждой личности содействовать процветанию России, о том, что действительно составляет российскую государственную самобытность.
Данные теоретические ориентации позволяют рассматривать РСДЦ и СПТ как социал-демократические партии с российской спецификой (относятся к одному направлению в социал-демократическом движении России - патриотическому).
Псевдосоциал-демократическое направление включает в себя Российскую партию социальной демократии (РПСД, А. Яковлев), Социалистическую партию России (СПР, И. Рыбкин), Социалистическую народную партию России (СНПР, М. Шаккум), Русскую социалистическую партию (РСП, В. Брынцалов).
Сомнения по поводу социал-демократической принадлежности данных образований вызывают следующие обстоятельства:
1. Социал-либеральная (РПСД, СПР), или «смешанная» (СНПР, РСП), идейнополитическая ориентация.
Первая означает поддержку рыночных реформ (многоукладность экономики, неприкосновенность частной собственности, в том числе на землю), построение правового социального государства, утверждение идеалов свободы и демократии [11]. Таким образом, собственно социал-демократические ценности (равенство, справедливость, солидарность) не представлены в идеологических документах РПСД и СПР. «Смешанная» идейнополитическая направленность (СНПР, РСП) оказывается совокупностью либеральной, патриотической и социальной составляющих с одновременной опорой как на углубление рыночных реформ, так и на многообразие форм собственности, а также на традиционные российские ценности (коллективизм и др.).
2. Организационные особенности.
3. Частая смена взглядов у лидеров РПСД, СПР, СНПР, популизм (РСП).
4. Предполагаемая социальная база - либо содействие предпринимательству, либо ориентация на все слои общества, что в действительности невозможно.
Такая своеобразная трактовка общеуниверсальных ценностей социал-демократизма на уровне идеологии и политики - это не плюрализм в обосновании социал-демократических ценностей, а их различное понимание. Отличие в том, что справедливость, свобода, солидарность наполняются содержанием, не соответствующим общепринятому в социал-демократической среде. Солидарность не в смысле социального партнерства, а на основе патриотизма, справедливость как возрождение России - великой державы, увязка свободы с коллективистским образом мышления составляют суть социал-демократического проекта, не видящего российское общество «догоняющей цивилизацией», имеено за это и выступает СДПР. Сторонники СДПР отрицают вековую традицию религиозно-духовного осмысления политического бытия и социальности в России, полностью ориентируясь на опыт западной социал-демократии. Ключевыми понятиями для этой части российской социал-демократии являются демократическое общество, рыночная экономика и благополучие граждан, что, в общем, не отличает их от либеральных политиков и от тех европейских социал-демократов, которые в связи с глобализацией смещаются в сторону так называемой «новой середины».
Таким образом, мы подошли к проблеме, которая не существует для европейской социал-демократии. Она заключается в существовании мелких социал-демократических и социалистических организаций, одна часть которых идеализирует опыт западных социал-демократов, другая - занимается разработкой социал-демократических идей с учетом особенностей России. Существуют также партии социал-демократической направленности, которые своим возникновением способствовали девальвации ценностей демократического социализма. Данные организации, прикрываясь привлекательными социал-демократическими идеями, создавались либо в поддержку президента, либо для собственного прихода к власти. Условно вышеперечисленные социал-демократические силы нами названы псевдосоциал-демократами.
Как было показано, центральной проблемой российских социал-демократов, переходящей в особенность, является изначальная, с момента возникновения, раздробленность. Не является единой и европейская социал-демократия, однако идейные расколы носят внутрипартийный характер, не доходя до создания отдельных партий. В связи с этим у западных социал-демократических партий, в отличие от российских, отсутствует необходимость в объединительных съездах.
Главным принципом нового социализма является развитие прежде всего таких форм коллективной собственности, которые делают трудящихся совладельцами предприятий и тем самым способствуют преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Новые социалисты убеждены в том, что модернизация национальной экономики зависит, в первую очередь, от творческих способностей производителей и искусства управления собственностью. Новый социализм - это и «экологический» социализм, предполагающий соблюдение экологического равновесия.
Литература
1. Орлов Б.С. На перекрестках судьбы. Избранное. М., 2000. Т. 2.
2. Основные ценности социал-демократии. М., 1996.
3. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.
4. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., 1999.
5. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
6. Пантин И. К. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6.
7. Плискевич Н.М. «Третий путь», который мы уже прошли // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
8. Позиция российских социал-демократов к парламентским выборам 1995 года. М., 1995.
9. Политические партии, движения и блоки современной России: Справочник. Н. Новгород, 1993.
10. Политические партии и демократия в постсоветской России: Партии социал-демократической и социалистической ориентации. М., 1998.
11. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.