3. Головлева Е.Л. Основы рекламы: учеб. пособие / Е.Л. Головлева. - М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003. - 272 с.
4. Лурия А.Р. Предисловие редактора русского издания. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Наука, 1977. - 232 с.
5. Сиземская И.Н. Социокультурное пространство России: реалии и перспективы // Общественные науки и современность. - 2011. - № 4. - С. 20-28.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН; Академический проект, 1999. - 320 с.
В.И. Кондауров
МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ
СОЦИОЛОГИИ
Ключевые слова: капитализм, коррупция, частная собственность, конкуренция, частный интерес, мировой цивилизационный кризис, новое мышление, переходный период, социализм, научный социализм, план, общий интерес, гуманистическое мировоззрение, строй цивилизованных производителей, социалистическая партия, политическая и идеологическая работа социалистической партии, многополярный мир, новый мировой прядок.
В контексте нового подхода к исследованию реалий современной внутренней и международной жизни вопрос о выработке новой стратегии развития и нового мышления является крайне важным. Мир изменился, неизбежно должно меняться и отношение к нему, его философское и социологическое осмысление. Важно при этом суметь дать правильную оценку прошлому и настоящему, чтобы не обречь себя на очередное блуждание в лабиринте идей, уводящих в сторону от ye;yjq дороги общественно-исторического прогресса.
Человечество сегодня переживает глобальный системный кризис, всеобщий кризис мироустройства и, прежде всего, кризис базовых ценностей капиталистической цивилизации. Финансовая составляющая этого кризиса, перешедшая в открытую фазу саморазрушения, является всего лишь внешней и наиболее чувствительной формой его проявления, а рухнувшие финансовые пирамиды - лишь ярким поводом. Все свидетельствует о глубоком цивилизационном разломе, качественном рубеже мирового развития, оказавшись на котором, мир может вырваться, лишь освободившись от пут тотальной погони за исчерпывающими свое предназначение идеями и ценностями капиталистической цивилизации.
Ход мировой истории все отчетливее демонстрирует выявленный Марксом закономерный характер общественного развития, суть которого состоит в последовательной смене одной общественно-экономической формации другой, более развитой, по мере исчерпания предыдущей своей жизненной энергии. С капитализмом не заканчивается, следовательно, история развития человека и человечества: она только начинается в новом измерении и новом качестве. Необходимы новые подходы, новые формы мироустройства и новые институты, наконец, новые формулы и модели экономического поведения вообще, способные реализовать новые ценности естественным и эффективным образом.
© Кондауров В.И., 2013
При неотличающихся многообразием научных прогнозах, которыми оперирует современная социология (действительно научных, а не сотканных из фантазий расплодившихся футурологов), более рациональной моделью развития, имеющей глубокие научные корни, а также некоторый реальный социальный опыт стран, встававших на этот путь, кроме модели научного социализма другой разумной альтернативы современному капитализму просто не существует.
Уместно заметить, что многие социалисты в прошлом, несмотря на то, что социалистическую революцию в России считали преждевременным событием, тем не менее, предвидели неизбежный триумф ее в будущем. Более того, следует признать, что без революции 1917 г. не было бы и Победы 1945 г. Революция в России объективно положила начало видению нового мира и его ценностей, которые при всех превратностях судьбы социального эксперимента не смогли не сыграть своей исторической и энергетической роли в годы испытаний.
Социализм в мировоззренческом измерении есть не что иное, как гуманизм, а истины гуманизма взвешиваются на самых точных и беспристрастных весах истории, именно потому они непреходящи и вечны. В центре гуманистического мировоззрения, его высшей ценностью является человек, гражданин, личность. Именно вложения в человека и социальное государство, а не просто деньги, машины, нефтяные вышки или газовые трубы, то есть не только и не столько продукты так называемого вещного богатства должны определять созидательную энергию, именно поэтому в составе социалистического идеала гуманистическая составляющая, а не какое-либо иное содержание отдельно взятой шкалы ценностей выступает по отношению ко всей остальной системе ценностей в качестве самодовлеющего начала, т.е. истинной парадигмой социалистической модели развития.
Несмотря на то что советская социалистическая система потерпела поражение под натиском определенных внутренних и внешних сил, на отступление от социалистических идей и засилье частнособственнической психологии, во многих точках мирового социального пространства, социалистическая идея, тем не менее, не канула в Лету. Она и сегодня остается вдохновляющей и отрезвляющей силой, сулящей цивилизации действительное продвижение по пути прогресса, а не наоборот. Социалистические идеи должны быть заново осознаны и освоены в нашей стране, и по возможности до наступления крайней фазы ее капиталистического кризиса.
Идеи научного социализма вновь заявляют о себе и в мировом масштабе как о ценностях, с которыми связывают возможность изменения хода мировой истории в направлении обновления, прогресса и спасения. Если уж такой правоверный буржуа, как Саркози заявляет о том, что будущее за социализмом, а новоявленный президент цитадели капитализма Барак Обама ставит задачу разработки концепции социального оздоровления нации, другие, вторя им, настаивают на повороте всей системы мироустройства на рельсы социальной справедливости, то что остается делать тем политическим силам, которые изначально стояли и стоят на точке зрения социалистической ориентации как реальной глобальной перспективы.
«Можете мне не верить, - заявил недавно в своем интервью «Комсомольской правде» известный британский художник и режиссер Фил Коллинз, - в Британии идеями марксизма проникается все больше народу. Я думаю, - продолжает он, - это ответ на финансовый кризис, безработицу и жирующих банкиров. Если сегодня мы наблюдаем доминирование капитализма, то это еще не значит, - заключает он, - что дело Маркса неубедительно» [1].
Призрак социализма бродит по Европе. Так, перефразируя известные слова Маркса, можно оценить современное состояние умов, пресытившихся буржуазно-либеральными ценностями. Социализм - это строй цивилизованных производителей, строй солидарных, а не конкурирующих субъектов истории, это строй, основанный на передовых ценностях национальной культуры, едином общественном экономическом укладе, гуманистическом мировоззрении и подлинном народовластии.
Формула социализма как строя цивилизованных производителей (кооператоров), базирующихся на общественной, а не государственной или частной форме собственности может в настоящее время стать действительной экономической основой цивилизационной модели реального, научного социализма, а не искусственно созданного в нашей стране отмирающего капитализма. Именно поэтому выход страны из кризиса должен состоять не в поиске путей чудесного спасения обанкротившейся системы, а в переустройстве всего общества на социалистический лад, в переводе экономики, политики идеологии на цивилизованные рельсы. Когда большинство станет цивилизованными производителями, т.е. коллективными хозяевами «фабрик, заводов, газет, пароходов», когда демократия станет подлинной формулой народовластия, а не инструментом обеспечения политического господства меньшинства, тогда никто не сможет наживаться за счет другого и выдавать свои корпоративные интересы за всеобщие ценности, присваивая себе народное богатство. Поэтому исправление роковой ошибки периода безудержной капиталистической приватизации в России, проведенной известной группой заинтересованных лиц в высших эшелонах власти с активным использованием, как выяснилось, недостойных методов (подкуп, мошенничество, обман и т.п.), нельзя сводить сегодня ни к очередному тоталитарному огосударствлению (на чем настаивают одни), ни к дальнейшей экспансии приватизации (на чем настаивают другие). Тот и другой путь тупиковые: предприятия, составляющие материальный базис экономических отношений, основные природные, сырьевые и финансовые ресурсы, должны быть возвращены демократическим путем, в рамках Закона о национализации обращены в собственность самого субъекта социально-экономического процесса, т.е. в собственность самого народа, в его представительные коллективные органы, а не в собственность тех частных предпринимателей, которые, по сути, ничего не предпринимают.
Этот процесс вненаучно разработанных общенациональных программ развития также невозможен, как невозможно всякое современное социальное движение вне условий подлинно экономической и политической свободы. Политически этому процессу, следовательно, должно соответствовать рождение повсеместного института народовластия в форме реальных советов как органов научного управления, а не их суррогатов прошлого. Творческий подъем масс в связи задачей модернизации, необходимости выхода страны на новые, передовые, инновационные рубежи развития может произойти лишь в том случае, если люди будут осознавать, что они работают на себя, на свою страну, а не на дядю в образе частного собственника, работодателя, словом, хозяина или барина, присвоившего себе народное достояние неправедным путем, и заботящегося, как правило, лишь только о своей собственной выгоде.
Противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения его результатов исчерпало свою историческую жизненную силу. Это объективно влечет за собой в условиях развивающегося кризиса обострение идеологического противоборства между приверженцами капиталистической и социалистической моделей развития не только в мире, но и в России. Однако перевод общественного сознания на рель-
сы цивилизованного социалистического видения перспективы после длительного отката от социалистических идей, их известной деформации, не может произойти сам собой автоматически. Без серьезной активной политической и идеологической работы партий социалистической ориентации ни в одной стране нет и не может быть настоящего и свободного социалистического движения, и это обстоятельство необходимо учитывать, а не прельщаться заведомо ложной доктриной «деидеологизации», уводящей общественное сознание от понимания действительной свободы как осознанной необходимости в условиях социальной справедливости и равенства.
И еще движение цивилизации по пути к социализму важно также потому, что именно с этим общественным строем, основанном на гуманистическом мировоззрении, можно связывать надежды на мирное развитие глобального процесса в целом, ибо социализм и мир - неразделимые понятия. Капитализм в конечном счете это война. Отсюда, кроме внутренних преобразований, нацеленных на движение России по пути прогресса, важное значение приобретает внешний фактор ее безопасности. России, сохраняя и развивая широкие международные связи со всеми прогрессивно ориентированными странами мира, необходимо, тем не менее, интегрироваться в Европейский союз в качестве равноправного члена, усилив таким образом одновременно свой материальный и духовный потенциал, а также потенциал объединенной Европы. Перефразировав слова одного из известных русских классиков, можно сказать: богатство России и ее безопасность будут прирастать Европой, а богатство и безопасность Европы прирастет Россией. Большая Европа должна стать для всех европейцев единым общим домом. Этот процесс может стать коренным переломом в судьбе всего мирового сообщества. Новый Европейский союз, распростертый между двумя океанами, став организмом глобальной политики солидарности, будет призван служить мировому сообществу прообразом нового мирового порядка и прогресса, инструментом его безопасности, сотрудничества и процветания, фактором стабильного равновесия складывающегося многополярного мира.
Библиографический список
Комсомольская правда. 11-18 марта 2012 г. С. 5.
А.С. Криворотько
ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОДИНОЧЕСТВА МОРЯКАМИ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
Ключевые слова: субъективное восприятие, одиночество, переживание, моряки дальнего плавания, семейная жизнь и брак.
Деятельность моряков в условиях дальнего плавания обусловлена нарушением привычной жизнедеятельности, постоянным пребыванием членов экипажа в условиях ограниченного пространства, монотонной деятельности, резким сужением внешних социальных связей, в частности разлукой с семьей, родственниками, повышенной опасно-
© Криворотько А.С., 2013