СЕМЬЯ И ШКОЛА:
наше содружество — основа
полноценного воспитания детей
Татьяна Ивановна Курасова,
директор Новолеушковской школы-интерната VIII вида Павловского района Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани
• производственное воспитание • семья — основной этап социализации
• приёмная семья • компетентность приёмных родителей
Несколько лет назад мы решили обсудить на педсовете проблему социализации детей: насколько наши воспитательные усилия формируют их готовность к жизни в сложных условиях нынешней рыночной действительности. Чтобы убедиться, как это выглядит на практике, провели небольшой эксперимент: ребятам из разных классов дали по 10 рублей, чтобы они купили на эти деньги то, что хотят. Учителя «со стороны» понаблюдали за действиями старшеклассников. Результат был столь ошеломляющим, что потребовал коллективного педагогического обсуждения, глубокого осмысления. Вот некоторые просьбы детей продавцам магазинов:
— Дайте мне кока-колу, два пирожных и булочку с изюмом.
— Мне конфеты «Рафаэлло» и сок виноградный...
Некоторые ребята хотели купить на эти деньги джинсы и куртку, кроссовки и мобильник... Вот такой уровень социализации проявили наши подопечные.
Мы организовали тогда выставку: взяли со склада новые вещи — одежду, обувь, постельное бельё, некоторые продукты (с ценниками) и выставили всё это в рекреации
школы. Недели две на этой импровизированной выставке толпились ребята. Учителя провели беседы на уроках, организовали экономические игры. Но это были всё знания о том, как тратить деньги. А вот о том, как их зарабатывать, наши великовозрастные детишки не имели никакого понятия.
Когда мы весной предложили старшеклассникам прополоть школьный огород, они удивились:
— А зачем? Нам же всё привозят бесплатно...
Такая вот трудовая подготовка была у наших детей. А ведь через год-два им предстояло выйти из школы в социум, влиться в производственную жизнь района, Краснодарского края, страны.
Да разве только из нашей школы-интерната? По статистике, в стране сегодня около 800 тысяч социальных сирот — почти миллионная армия иждивенцев. Поэтому приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива школы стало трудовое, социальное воспитание учеников.
Эффективным средством социализации школьников, их нравственного воспитания
стал труд, производственная занятость детей. Для этого в школе есть все условия: более ста гектаров земли, животноводческие фермы (крупного рогатого скота и свиноферма), пасека. Хотим заняться разведением винограда. Сегодня можно с полным правом сказать, что наше образовательное учреждение стало школой-хозяйством, приносящим ежегодно больше миллиона дохода. Но никакие деньги не компенсируют того педагогического эффекта, которое даёт воспитание детей в процессе производственной деятельности. Больше того, производственный труд во многих случаях корректирует врачебный диагноз, трудотерапия оказалась прекрасным средством оздоровления детей — эмоционального, душевного и физического.
Но жизнь идёт вперёд, мы видим, что несмотря на все наши старания всё же односторонне воспитываются в школе-интернате дети-сироты. В абсолютном большинстве школ-интернатов сейчас прекрасные условия — компьютеры, хорошая мебель, одежда, уютные чистые спальни, игровые комнаты. Но дети не проходят самого главного этапа социализации — семейного. Они лишены культуры общения с близкими людьми, не знают родительской любви, хотя больше всего нуждаются в ней, в теплоте, в защищённости, в чувстве дома. Может быть, поэтому среди выпускников школ-интернатов самое большое число разводов. Не получив опыта семейного воспитания, дети с трудом создают и сохраняют свои семьи. У большинства наших воспитанников сложилось стойкое мнение о том, что семья — это место, где могут бить безнаказанно, сквернословить, пить, не заботиться о них, об их здоровье, воспитании. Но даже несмотря на это, все они мечтают о жизни в родном доме. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить представление ребят о семье.
Несколько лет школа вела работу по подготовке жителей села к приёму неродных детей. Учитывали прежде всего мотивацию, нравственные качества потенциальных приёмных родителей — их трудолюбие, отзывчивость, авторитет у односельчан. Наконец, год назад в станице Новоле-ушковской появились 54 патронатных семьи, которые приняли 129 детей. В первые же неде-
ли их пребывания в новых условиях психологи выявили благотворное влияние семьи на детей: снизилась их тревожность, дети стали спокойнее, доброжелательнее друг к другу. Но в то же время выявились первые проблемы в отношениях патронатных родителей и их родных детей с детьми приёмными. Мы предусмотрели это и заранее создали психолого-педагогическую службу сопровождения. На первых порах самой сложной её задачей стала помощь патронат-ным родителям и нашим детям войти в жизненное пространство друг друга. Установление контактов на самом первом этапе общения в семейных условиях было сложнейшей задачей и патронатных родителей. И только наши тесные постоянные контакты, взаимное доверие помогли оперативно решать возникающие проблемы, конфликты.
Дети перешли от школьно-интернатного воспитания к семейному, у которого, конечно же, свои особенности. С первых дней проблем в семьях было немало. Так, в одной семье кровный ребёнок стал ревновать к пришедшим в его мир приёмным братьям. В другой семье интернатный ребёнок, попав в семью, решил, что теперь он свободен от всех поручений и обязательств. Ситуации такие нужно было решать не только оперативно, но и профессионально. Специалистам службы сопровождения, получившим образование психолога и социального педагога, приходилось, что называется, «на марше» повышать свой профессиональный уровень, учиться у коллег (выезжали для знакомства с опытом работы 19-го детдома Москвы, в Краснодарском крае побывали во многих школах-интернатах), изучать опыт работы с приёмными семьями в других регионах.
Наша школа выписывает 56 научно-методических изданий. Так вот в каждом журнале наши психологи и социальные педагоги находили что-то полезное для себя, сканировали, составляли своё личное и общее досье воспитательных приёмов, способов, психологических тестов, опросников, педагогических техник. В службу сопровождения подбирались самые талантливые,
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
высокопрофессиональные специалисты, имеющие опыт работы с воспитанниками школы-интерната.
Постепенно патронатные семьи переходили в приёмные. Эта работа шла ежедневно, и мы понимали, что патронатная форма воспитания, сыгравшая огромную роль в утверждении семейных форм устройства сирот и детей-инвалидов, в какой-то мере исчерпала себя. Семьи были готовы перейти уже на новую ступень — стать семьями приёмными. Для этого в крае создана прочная нормативно-правовая база. Принят ряд документов, позволяющих успешно проводить в жизнь государственную социальную политику в области воспитания детей-сирот. Среди этих правовых актов — Закон Краснодарского края «О патронатной форме воспитания и жизнеустройства детей в Краснодарском крае», Закон о финансовой поддержке приёмных семей, так называемый «детский закон» и другие акты.
Сегодня приёмная семья вступила в новую фазу развития: она прошла подготовительный, адаптационный период, окрепла в своём новом, многодетном качестве. Перед приёмными родителями встал новый рубеж: воспитывать в детях культуру внутрисемейных отношений, продолжать их трудовое воспитание, начатое в школе, их социализацию. Позитивные перемены в решении семейного устройства детей-сирот породили достаточно острую ситуацию — отсутствие квалифицированных, компетентных воспитателей среди приёмных родителей, чей труд считается сегодня профессиональным. Формирование компетентностного приёмного родительства возможно только при условии его постоянного психолого-педагогического сопровождения. С этой целью и был создан при нашей школе-интернате сельский Научно-методический центр замещающей семьи «Надежда». Мы вместе с приёмными родителями учились трудному искусству — воспитывать чужих детей, которые становятся для семьи родными. Совместно решили, что процесс воспитания будет основываться на гуманизме, на взаимовлиянии, взаимопонимании, взаимопереживании. Но гуманизм должен проявляться не только по отношению взрослого к ребёнку, но и в воспитании гуманистической позиции ребёнка к своим сверстникам и взрослым. Некоторые дети проявляли вспышки агрессии, нетерпимости. И приёмным родителям — непрофессионалам! — удавалось преодолеть детскую агрессию, типичную для многих воспитанников сиротских учреждений, создать некое воспитательное прост-
ранство для гармоничных отношений детей и взрослых, ребёнка с окружающим миром. Удалось им это не только потому, что они несут ответственность за детей, не только благодаря их педагогическому сопровождению, психолого-педагогической осведомлён -ности, обеспечивающей благоприятную социализацию ребёнка-сироты. Главное в том, что приёмным родителям удалось создать семейную атмосферу эмоционального благополучия ребёнка. Психологи, регулярно проводящие мониторинг, отметили у всех наших семейных воспитанников практически полное отсутствие тревожности, неуверенности, боязни широких социальных контактов.
И ещё одна сущностная характеристика семейного воспитания: приёмные родители, получившие от службы сопровождения исчерпывающую информацию о здоровье детей, получают и постоянную медицинскую помощь, в бытовых буднях не забывают внимательно следить за здоровьем детей.
Особый интерес вызывают у приёмных родителей занятия, на которых они обучались грамотно применять в воспитании детей информационные источники — книги, фильмы, периодическую печать, телевидение. Родители рассказывали истории из своей жизни, приводили примеры своей педагогической беспомощности при общении детей с телевидением, во влиянии на сознание и поведение детей. С помощью специалистов они искали ответы на многие трудные вопросы, учились мудрому поведению в жизни. В процессе коммуникативного тренинга успешно апробирован опыт формирования мотивации семьи к сотрудничеству.
Специалисты службы сопровождения помогают родителям разобраться в их переживаниях, справиться с эмоционально трудными ситуациями, поверить в свои силы. Для этих семей создана специальная Школа приёмных родителей, проводятся занятия-практикумы, разработана система педагогических заданий профессионального роста, предполагающая
постепенное усложнение ситуаций. Дидактическая ценность этих заданий — оперирование уже имеющимися знаниями. Существенное значение мы придаём работам поискового типа. Результатом таких работ становится создание чего-то нового, индивидуального, неповторимого в семье. Вот некоторые примеры таких заданий: придумать текст поздравительной открытки, телеграммы, записки членам семьи; оформить дневник наблюдений за ходом адаптации детей; рассказать о последних интересных событиях в семье и об участии в них детей. Нередко задания предполагают использование «мозгового штурма» (например, при обсуждении проблем «Сквернословие и дети», «Острые углы» в воспитании детей-сирот»), поиск путей преодоления и профилактики негативных явлений в поведении новых членов семьи.
Приёмные родители охотно участвуют в тренингах, формирующих навыки эффективного общения, усваивают сведения о видах семейных конфликтов, об основных причинах их возникновения, положительном и отрицательном влиянии конфликтов, об их предупреждении, об индивидуальных стилях поведения в конфликтных ситуациях.
Один из тренингов в процессе педагогического сопровождения направлен на формирование проектировочных умений: составить сценарий семейного праздника, образцов угощения, подарков, поздравлений. С помощью специалистов родители осваивают различные техники изготовления игрушек, предметов быта. В ходе рефлексии они отмечают, что все эти умения способствуют сплочению семьи, помогают её членам взглянуть друг на друга по-новому. Но именно такая семейная близость с приёмными детьми и стала основной нашей задачей.
Разработанная психологами и педагогами школы инструментовка педагогического сопровождения позволяет приёмным родителям осуществлять самоанализ, рефлексию профессионального роста, проверять эффективность полученных знаний, выработанных на практикумах, тренингах. А специалистам Научно-методического центра замещающей семьи, реализующим программы подготовки, вносить необходимые коррективы
в формы и содержание профессионального обучения родителей. Нередко на занятиях проводятся дискуссии по таким темам: «Можно ли воспитывать детей, не наказывая?», «Педагогические ошибки в воспитании, как их предупредить?», «Мир взрослых и мир детей: как понять друг друга и договориться?».
Конкретные ситуации обсуждаются в процессе групповых и индивидуальных консультаций. Общие возрастные проблемы воспитания детей привели к объединению родителей в небольшие группы, с которыми проводятся тематические консультации. Это послужило дружбе семей и созданию семейного Клуба замещающих родителей. Характерная особенность клуба — общий профессиональный интерес, обсуждение проблем, возникающих в воспитании детей-сирот.
Семейно-соседские сообщества принимают активное участие во всех коллективных творческих делах школы, в подготовке праздников приёмных семей. Они стали, по существу, общедоступными праздниками — сельским жителям очень интересно то, что происходит в семьях у людей, взявших чужих детей на воспитание. Хотя на Кубани сегодня, по мысли губернатора А.Н. Ткачёва, «чужих детей не бывает». И это очень близко к реальной жизненной ситуации в крае: «детский закон»» привлёк внимание всей общественности к судьбе детей и особенно детей-сирот. Регулярно в вечернее время проводятся рейды работников социальных служб и общественников, без сопровождения взрослых детям запрещено находиться в это время на улицах городов и сёл, а также посещать увеселительные заведения. И сегодня в 22 часа все дети — дома.
По новому краевому Закону о финансовой поддержке приёмных семей родители, усыновившие сироту, получают единовременное пособие в размере 300 тыс. рублей. Это делает ещё более привлекательной такую форму семейного устройства сирот.
Любопытна динамика отношения родителей к приёмному ребёнку. Мы использовали
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
диагностический комплекс, в который входили такие методики: анализ текста сочинения «Мой ребёнок», «Кинетический рисунок семьи», вариант рисуночной методики «Образ ребёнка в пер вые дни в семье». Большинство родителей представляли образ ребёнка в первые дни в семье в виде «колючего ёжика». О позитивной динамике свидетельствуют рисунки, выполненные позже на занятиях в Школе приёмных родителей. Дети изображались в образах маленьких птенцов, о которых заботятся взрослые. Эту заботу дети чувствуют, поэтому проявляют очень тёплое отношение к членам своей новой семьи.
Известно, что у детей, брошенных родителями, сформирован комплекс «Я никому не нужен», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент». Но в приёмных семьях мы видим сегодня совершенно иное: дети проявляют к своим приёмным родителям привязанность, а это один из ключевых показателей эмоционального благополучия вчерашних сирот. Родители стали для детей значимыми взрослыми, им доверяют.
По итогам первого года мы написали коллективную книгу «Тёплый дом без стен» — в единственном экземпляре. Авторами её стали 77 семей: каждой семье предоставилась возможность подготовить и оформить одну страницу книги. В прошлом году написана вторая книга «Её величество — семья». Сейчас готовится третья. Это своеобразная летопись приёмного родитель-ства в нашей кубанской станице.
Совместные праздники, на которых присутствуют все семьи в полном составе: папа, мама, дедушка, бабушка, кровные дети и приёмные, позволяют поднять статус каждого члена семьи и, что очень важно, прежде всего приёмных детей. Стали тра-
диционными такие праздники, как «День любви, семьи и верности», спортивные праздники, в которых участвует вся семья, «Рождество — за чашкой чая» с конкурсами на лучшие рождественские колядки, традиции, обычаи; «Масленица — у самовара» с различными конкурсами и, конечно же, с состязанием между семьями на самый оригинальный блин. И вот уже третий год подряд мы проводим праздники приёмной семьи. В них участвует вся станица. Семьи получают творческие домашние задания, показывают фрагменты жизни семей, фото, зарисовки с помощью мультимедийного проектора. Главные герои таких праздников — дети.
В октябре прошлого года благодаря нашему давнему другу — детскому фонду «Виктория» (г. Москва) 12 семей — а это 60 человек — были приглашены для участия в работе региональной выездной школы замещающих родителей. Встреча проходила в посёлке Агой Туап-синского района. Пять дней родители и дети жили в творческой обстановке. Игры, презентации семей, тренинги, конкурсная программа «Погода в нашем доме», занятия по кубановедению, выпуск семейных газет и многое другое продемонстрировали творческие способности детей и взрослых, а главное — межпоколенные отношения, проникнутые теплом и взаимным доверием. Семья дала детям то, что не может дать ни один, самый распрекрасный интернат. Наше содружество с семьями стало основой полноценного воспитания детей. Прав был Антон Семёнович Макаренко, утверждая: «Ро-дительство — вот сила, которая сделает ребёнка счастливым...»
Сегодня в нашей станице 68 приёмных семей, в них воспитывается 133 ребёнка. А всего за три года в приёмные семьи устроено 214 интернатных детей. Конечно, из 800 тысяч детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, — это капля в море. Но в России — не одна станица, где более двухсот сирот обрели семью. НО
Самое страшное в этой ситуации — отказ от ребёнка, возвращение его в интернат. Вторичное сиротство — жестокая душевная травма, которую только можно нанести ребёнку. По мнению психологов, дети практически не могут её пережить и остаются с «пробоиной» в сердце. За три года у нас нет ни одного случая отказа приёмных родителей от усыновлённых детей. Приёмные семьи крепнут во многом оттого, что у детей и родителей есть общее дело, общие заботы. В сельских семьях живут трудом — а что может крепче сплотить семью, чем общее дело?