лучшие педагогические практики
Занимаясь экологическим воспитанием на протяжении семи лет, могу сказать, что приобщение обучающихся лицея к экологическим проектам всегда дает положительный результат. Если до периода организации сплавов, многодневных походов в каникулярный период количество совершённых правонарушений обучающимися лицея увеличивалось, то на протяжении семи последних лет оно значительно снизилось: в
2001 году в летний период совершено 28 правонарушений, в 2007 - 7, в 2008 году - 5.
Следовательно, используя различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, можно добиться положительных результатов в социализации личности обучающегося, формировании нравственного компонента экологической культуры.
социализация обучающихся через проектную деятельность
О. А. Желтухина, преподаватель спецдисциплин ПУ № 3, г. Кемерово
Метод проектов не является принципиально новым, он возник в 1920-е годы в США и был нацелен на гуманизацию образования. Этот метод предполагает определенный алгоритм образовательных процедур, которые позволят решить ту или иную проблему при взаимодействии учащихся и педагога в учебном процессе и внеурочных мероприятиях. Проектная деятельность является отличным средством самореализации учащихся, развития их личности, способом овладения социальным опытом. Я использую метод проектов во внеурочной деятельности учащихся.
Проект мы назвали «Радуга», он практико-ориен-тированный, нацеленный на социально значимую деятельность. Аудитория проекта - учащиеся, проживающие в общежитии (дети-сироты, иногородние подростки).
В литературе описаны структуры содержания проектов. Я ориентируюсь на структуру, которую предложил М. И. Поташник, как наиболее приемлемую для реализации нашей проектной идеи.
Начали мы работу с изучения социальной среды поселка. Профессиональное училище № 3 располагается на окраине города в Предзаводском поселке, в так называемой санзоне, рядом с химическим предприятием КОАО «Азот». Инфраструктура поселка слабо развита, нет культурно-спортивных и досуговых центров для детей и подростков. Условия для развития и самореализации подрастающего поколения (по сравнению с условиями города) практически отсутствуют. В поселке имеются три семейных общежития и комплекс двухэтажных домов, построенных в начале 50-х годов. Большинство детей поселка проживает в неблагоприятных социально-бытовых и морально-психологических условиях. Участники проекта провели социологическое исследование, анкетный опрос школьников 3-5-х классов школы № 47. Выяснили, что большинство школьников не вовлечены в досуго-вую деятельность, не имеют возможность посещать спортивные секции, Дома творчества, предоставлены «сами себе». На основании социологического иссле-
дования обосновали актуальность идеи и выработали концепцию проекта.
Концепция проекта предусматривает преобразование культурно-образовательного пространства Предзаводского посёлка города Кемерово через вовлечение детей школьного возраста в различные виды досуговой деятельности в условиях социально неблагоприятной среды.
Организация досуговой деятельности школьников, проживающих в нашем посёлке, предполагается через создание клуба по интересам «Радуга». Учредителями клуба выступили профессиональное училище № 3 и МУК ЦБС библиотека «Радуга».
Социальное партнерство повышает статус проекта, позволяет решать задачи во взаимодействии. Отличительная особенность проекта - участие в работе клуба волонтеров, учащихся 1-го курса, проживающих в общежитии.
С целью выявления досуговых потребностей детей был проведён анкетный опрос. Анализ анкетной информации позволил нам определить организационную структуру «Радуги», направления в работе с учётом интересов подростков, разработать план-график реализации проекта.
Организационная структура клуба по интересам «Радуга»:
лучшие педагогические
Единая цель, задачи, которые осознаны всеми участниками проекта, желание их решить, ответственность и заинтересованность каждого в результате обеспечивают высокий уровень мотивации проектной деятельности.
С января 2008 года началась апробация проекта «Радуга» - практическая, социально значимая деятельность всех участников проекта. Под руководс-
твом преподавателя - куратора проекта, стимулирующего самостоятельность, инициативу, реализацию творческих способностей ребят, работа наших студий, игротеки сделала досуг детей и подростков более содержательным.
На областном форуме «Арт-профи - 2008» состоялась презентация социального проекта «Радуга». При подведении итогов ему было присуждено призовое место.
Проект наш рассчитан на несколько лет, его реализация - одно из направлений воспитательной работы училища. Конечно, идея проекта - создание детского клуба по интересам - не является новой, но она актуальна, необходима и практически реализуема.
Подобный проект может быть осуществлен в любом образовательном учреждении, находящемся на окраине городов, в поселках городского типа, в сельских районных центрах.
применение модульной технологии на уроках производственного обучения
О. в. Колядко, мастер производственного обучения ПУ № 86, г. Белово
В 2007/2008 учебном году я проводила эксперимент по внедрению модульной технологии на уроках производственного обучения. С целью повышения качества знаний и успеваемости учащихся разработала программу модуля по теме «Приемка товаров по количеству и качеству».
В эксперименте участвовала группа № 274 (1-й курс, на базе 11 классов). Перед началом эксперимента я провела тестирование входного контроля, чтобы определить исходный уровень знаний учащихся. Тест включал 10 вопросов. По результатам анализа начального уровня сформированности знаний выявлено, что из 14 человек 6 получили 3 балла, 6 - 4 балла и 2 - 5 баллов. Средний показатель по группе составил 3,6 балла, качественная успеваемость - 50 %.
С учащимися, набравшими наименьшее количество баллов, при изучении названной выше темы была проведена дополнительная индивидуальная работа.
На каждом уроке после изучения нового материала проводилось текущее тестирование. Его результаты свидетельствовали о том, что средний балл уровня сформированности знаний в группе повысился и составил 4,5 балла.
В ходе всего эксперимента учащиеся самостоятельно изучали материал и отвечали на тестовые за-
дания, самостоятельно оценивали свои работы, хорошо усвоившие материал переходили к изучению заданий следующего урока. С отстающими учащимися я работала индивидуально.
На последнем занятии проводился тест выходного контроля. Он состоит из 16 вопросов. По ответам учащихся можно судить об уровне усвоения нового материала: 4,6 - средний балл по группе, качественная успеваемость - 100 %, в том числе 8 человек получили 5 баллов, 6 человек - 4.
Результаты качества знаний своей группы мы сравнили с результатами в группе № 268, не участвующей в эксперименте. 3,9 - средний балл оценки в этой группе, качественная успеваемость - 65 %.
Изучение материала с применением модульной технологии показало, что учащиеся экспериментальной группы полностью усвоили предложенную тему, могут самостоятельно, без помощи мастера выполнять работу, качество успеваемости стало на 35 % выше, чем в группе, которая не участвовала в эксперименте.
Считаю, что эксперимент по внедрению модульной технологии своей цели достиг. В дальнейшем я планирую продолжить работу по разработке других разделов учебной программы согласно требованиям модульной технологии.