шений подростков приобретает все большее значение и может решаться в развитом подростко-
вом коллективе, и способствовать развитию коллектива, общества одновременно.
УДК 37.02
Чурикова Евгения Германовна
Комитет по образованию Всеволожского района Ленинградской области
Якушкина Марина Сергеевна
доктор педагогических наук, профессор Институт образования взрослых РАО, г. Санкт-Петербург
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ*
Показана роль социально значимых компетенций в развитии личности учащихся, педагогов, родителей, раскрыт опыт деятельности образовательного центра Лесколовского сельского поселения.
Ключевые слова: образование, социально значимые компетенции, самостоятельность.
В условиях модернизации образования большое внимание в РФ уделяется проблеме формирования компетенций учащихся. Впервые эта идея была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте». Она отражена в Госстандарте основного общего образования РФ. Существует множество подходов к определению понятия «компетенции» [1]. Компетенция (competentia - лат.) -круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Образовательная компетенция -это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности (А.В. Хуторской). Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании компетенций, обеспечивающих возможность развития личности учащихся и их успешной социализации. В соответствии с содержательной характеристикой личностного развития (Б.Ф. Ломов, Дж. Равен), компетентная личность должна обладать качествами, способствующими выполнению в будущем разных видов социально-профессиональной деятельности. Компетенции можно оп-
ределить как интегративную целостность знаний, умений, навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, как способность человека реализовать на практике свою комптентность. В структуру компетенций, помимо деятельно ст-ных знаний, умений, навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. В нормативно-правовой документации по модернизации содержания российского образования приводятся следующие базовые компетентности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (в т.ч. аспекты собственного здоровья, семейного быта и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (в т.ч. выбор способов использования свободного времени). Совет Европы определил особо значимые компетенции на европейском пространстве: политические и социальные компетенции - способность взять на
* Исследование поддержано грантом РГНФ №10-06-00258а.
себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов; межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга; коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Шете^ социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ; персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [2]. Одним из самых значимых качеств личности в рамках компетентностного подхода является самостоятельность учащихся. Развитие этого качества обусловливает активную жизненную позицию учащихся. О важности для выпускника современной школы умений самостоятельно и творчески мыслить, добывать знания, принимать нестандартные решения и реализовать их в своей деятельности писали педагоги и психологи (Л.В. Занков, Ф.Т. Михайлов, А.А. Матюшин, Ю.Л. Григорьев, В.В. Давыдов, др.). Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности: метод самооценки, метод самоорганизации, метод самореабилитации, метод самоопределения, метод самореализации, метод самоконтроля, метод самопрогнозирования.
Образовательный центр Лесколовского сельского поселения, созданный в Ленинградской области как комплексное образовательное учреждение, работает по проблеме формирования социально значимых компетенций, в частности по теме: «Самостоятельная деятельность субъектов воспитательного пространства поселка как условие развития их личности» с 2009 года. Центр объединил 4 учреждения, находящиеся территориально рядом: ДСКВ № 38, МДОУ «ПиО» № 58, МОУ «Лесколовская СОШ», спортивный клуб
«Форвард». Инициатива создания Центра образования п. Лесколово принадлежит жителям поселка, социальный заказ которых был вызван обеспокоенностью родителей школьников состоянием обученности, воспитанности и здоровья детей и поддержан местными органами власти и управления образованием. Сегодня ЛЦО - сеть разновозрастных образовательных подразделений, структур дополнительного образования и адаптации детей и взрослых, а также служб, обеспечивающих функционирование и развитие этих учреждений, создание условий для повышения эффективности их работы. Центр состоит из следующих отделений: дошкольное отделение, школьное отделение, отделение развития воспитательной системы и дополнительного образования, социально-коррекционное отделение. Деятельность сетевого центра образования, координирующего динамику развития различных, некогда самостоятельных образовательных учреждений: ДОУ, СОШ, УДО, проч. - создает условия для формирования нового имиджа системы образования поселка. Работа каждого отделения построена в единстве взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процессов: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.
Очевидно, что современным ядром социально значимых компетенций является личностный компонент, важная роль в формировании которого отводится педагогам. Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности, педагога дополнительного образования, куратора) - создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации. Свобода и самостоятельность учителя и ученика выражается в выборе и присвоении ценностей, принципов деятельности.
С созданием Центра проблемы с кадрами и их обучением в п. Лесколово стали менее острыми - в сельское образование возвращаются выпускники - молодые педагоги. Есть в Центре «опытные старейшины» - тренеру по рукопашному бою Н.Ф. Лодяеву 76 лет. Он является автором книг, ведущим массовых праздников, активным участником клуба пожилых людей «Золотой возраст», литературно-музыкальных вечеров Дома культуры, читает стихи и поет романсы. В Центр приходят родители с детьми с 1,5-2 лет. А иногда и раньше - еще до рождения ребенка,
т.к. в Центре сформирована система работы с будущими мамами и с девушками до 18 лет. Многие выпускники продолжают заниматься в спортивном клубе по окончании Центра уже во взрослых группах. В Центре созданы условия для того, чтобы дети вместе с родителями не просто учились и воспитывались: здесь они живут, растут, взрослеют рядом с педагогами. Если раньше детский сад, школа были определенными, весьма отличными друг от друга, этапами в жизни ребенка, то теперь обучение становится процессом непрерывным, обеспечивающим «мягкую», безболезненную адаптацию ребенка при переходе на другую образовательную ступень. Одни и те же специалисты дополнительного образования, социально-коррекционной службы, дошкольного и школьных отделений сопровождают ребенка на протяжении всего времени его обучения в Центре. Важную роль в Центре играют специалисты социально-коррекционного отделения, формирующие систему работы с педагогами и родителями по повышению психолого-педагоги-ческой компетентности. Для родительской общественности это классные собрания по параллелям, общешкольные родительские конференции, консультации и т.д. Наиболее востребована индивидуальная работа и с детьми, и с родителями; работа с будущими родителями в «Школе для беременных».
Специфические особенности организации и условий жизнедеятельности сельской школы -малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты школы с окружающим социумом - создают реальные предпосылки для развития особой открытой воспитательной системы, ориентрованной на инициативность и выделение сфер самостоятельной деятельности всех субъектов воспитательного и образовательного процесса. Формирование открытой воспитательной системы ЛЦО является приоритетом. Механизмом становится, в том числе проектная деятельность все субъектов воспитательной системы в разновозрастных проектных группах. Однако в различных возрастных параллелях есть и свои предпочтения. Проектная деятельность в начальных классах, например, направлена на создание традиций в семьях лесколовских жителей: «Традиции нашей семьи», «Профессии моих родителей», «Семейное хобби», «Совместный труд, совместный отдых» и др.
Другой приоритет Лесколовского образовательного центра и важный аспект социальной компетентности - профессиональное самоопределение учащихся. Педагоги Центра задачей сегодняшнего дня считают не только выбор учащимися будущей профессии в соответствии с интересами, способностями и личными качествами, но и умение оценивать себя в контексте требований рынка труда. Понимая важность и ответственность решения этой проблемы в сельском районе, к работе привлекаются такие социальные партнеры как, например: Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи, Центр тестирования и развития на базе РГПУ им. А.И. Герцена.
Особая роль при организации воспитательного процесса в школе отводится ученическому самоуправлению. Эффективными механизмами включения ребенка в ученическое самоуправление являются социальная практика и социальные пробы. Перспективна общественно значимая деятельность на территории поселка. В рамках деятельности детской организации как формы ученического самоуправления ребенок в Центре пытается осознать конкретный социальный и гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает процедуру выборов и правила демократического устройства организации, принимает участие в формировании ее «политики», учится понимать закон. Подход к самоуправлению основан на том, что все учатся основам демократических отношений в школьном сообществе (а не управлять друг другом). Различные формы внеурочной занятости, в том числе участие в ученическом самоуправлении, групповой проектной деятельности формирует у учащихся умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - что необходимо для успешной социализации.
Проектированию в поселке совместной деятельности ЛЦО и иных учреждений социума в команде единомышленников способствует создание в структуре управления специального отделения по работе с родителями и общественностью. Особую значимость деятельность сетевого Центра приобретает в условиях формирования нового полиэтнического сельского социума поселка с участием семей трудовых мигрантов -пространства взаимодействия (позитивного и не-
гативного) различных этнических культур, ценностей, норм и правил поведения. Включенность родительской общественности во все сферы деятельности образовательного центра происходит через Управляющий совет, в состав которого входят педагоги и учащиеся ЛЦО, представители поселковой общественности. Сегодня в составе Управляющего совета работают 5 комиссий. Комиссия по содействию формированию здоровьесберегающей среды, применению здоровьесберегающих технологий посещает занятия и уроки физической культуры, способствует преемственности между структурными подразделениями -площадками ЛЦО, контролирует проведение и структуру физкультминуток во время уроков, питьевой режим, проводит начальную, промежуточную и итоговую диагностики по физической подготовленности воспитанников и учащихся ЛЦО и т.д. Комиссия по контролю за организацией учебного процесса осуществляет проверку проведения контрольных работ в конце четверти, полугодия в соответствии с СаНПиНами, проверяет дневники (ведение дневника, выставление оценок, подпись родителей), осуществляет контроль за работой кружков и секций и т.д. Комиссия по контролю за организацией питания воспитанников и учащихся производит постановку обучающихся на бесплатное питание, осуществляет контроль санитарного состояния столовой, отслеживает соблюдение договора с предприятием, оказывающим услуги по предоставлению питания обучающимся и т.д. Комиссия по профориентационной работе участвует в организации и проведении мероприятий, способствующих становлению системы профориентационной работы в ЛЦО. Комиссия по премированию и установлению доплат и надбавок работникам ежемесячно проводит заседания по установления доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей работников, по материальному поощрению за напряженность, высокое качество и результаты работы. Управляющий совет создает условия для реализации социальных проектов, разработанных совместно взрослыми и детьми, возрождения и укрепления традиции школы, поселения, участвует в формировании ЛЦО как социокультурного центра.
Одним из путей формирования социально значимых компетенций, в том числе самостоятельности является организация работы сообществ в творческих центрах. Творческие центры,
координируя различные формы и виды урочной и внеурочной работы, создают оптимальные условия для планирования работы с учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией, структурами дополнительного образования, культуры, спорта. Цель творческих центров: сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития; удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; предоставить дополнительные возможности для самоопределения. Сегодня Лесколово становится центром развития оздоровительной деятельности и социокультурным центром муниципального района. Дополнительное образование детей рассматривается нами как важнейшая составляющая формирующегося социокультурного центра района, образовательного пространства поселка. Оно социально востребовано (детьми, родителями, педагогами), позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности ребенка и взрослого. А главное, формирует поле успеха для тех детей, которые не стремятся в повседневное жизни к проявлению лидерских качеств; и для тех педагогов, которые хотят реализовать себя не только в традиционной деятельности педагога-предметника. Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета или вида деятельности, педагога, клуба или объединения по интересам. Именно система дополнительного образования помогает каждому ребенку проектировать собственное поле успеха и осваивать его в своем временном режиме. Мы считаем, что дополнительное образование в ЛЦО позволяет каждому ребенку и педагогу приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, лич-ностно. Появление отделения дополнительного образования подтолкнуло многих педагогов к освоению новых знаний, созданию собственных программ дополнительного образования и тематических кружков по интересам. Проанализировав тематику появившихся в Центре кружков, можно заметить, что многие педагоги в отделении дополнительного образования предлагают способным ученикам рассматривать свой пред-
мет углубленно. Некоторые педагоги проявили с необычной для себя стороны, предлагая иной -научно-популярный - взгляд на свой предмет в кружках: «Вокальное творчество», «Живое право», «Физика в жизни», «Я - петербуржец». Многие педагоги раскрылись как увлеченные и интересные люди в кружках: «Сценическое искусство», «Бумагопластика», «Школа барабанщиц». В 2010 году ЛЦО появились кружки профориета-ционной направленности, например: «Путь в журналистику», «Музейное дело», «Моя будущая профессия - парикмахер», «Дизайн и мода», «Автодело». Внешние партнеры отделения дополнительного образования: Леско-ловский Дом культуры, музыкальная школа, РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Школа олимпийского резерва, администрация сельского поселения.
Внеурочная самостоятельность учащихся становится логическим продолжением творческой урочной деятельности. В Центре появился опыт разработки индивидуально-личностных маршрутов воспитания социально значимых компетенций. Педагоги отмечают, что внеурочная самостоятельность учащихся помогает снизить напряженность межличностных, в том числе межнациональных отношений, создать поле успеха трудным тинейджерам, подросткам. В ходе эксперимента по организации самостоятельной деятельности разных субъектов образовательного и воспитательного процесса в 2010-2011 году было выявлено, что в зависимости от возрастной категории у учащихся Центра последовательно формируются (что подтверждают данные педагогов разных отделений) следующие навыки самообслуживания и развития самостоятельной социально значимой деятельности. До 3 лет дети способны выражать стремление к самостоятельному воспроизведению тех или иных действий взрослого. К 3-4 годам наблюдается сформирован-ность умений самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных различных действий в условиях объединения детей в микрогруппы [3; 4]. Для детей 5-7 лет характерны самостоятельные действия по заданным взрослым правилам, а именно: стремление к результату, умение контролировать свои действия и результат; умение выявлять (объяснять) цель своей деятельности, осуществлять ее планирование [3; 4]. Для учащихся начальных классов характерно применение на практике умений действовать по новым правилам жизнедеятельности (школьным); умение дей-
ствовать, согласуя свои интересы с интересами группы [5]. Учащиеся 5 классов формируют первые понятия о социально значимых практиках, школьных и семейных традициях [5]. Учащиеся 6-7 классов формируют компетенции действовать вне школы по определенным правилам [5]. У учащихся 8-9 классов формируется понимание важности социально значимой деятельности и участие в ней через социальные практики [5]. У учащихся 10-11 классы можно наблюдать умение самостоятельно проектировать социально значимую деятельность; а также контролировать выполнение правил жизнедеятельности в Центре всех участников образовательного и воспитательного процесса (блок детского самоуправления). Вместе с тем, проблема формирования самостоятельной деятельности субъектов образовательного и воспитательного процесса рассматривается нами на фоне общей проблемы создания в ЛЦО условий для развития личности, а не только как самостоятельный объект анализа. Самый главный результат работы Центра - у детей и взрослых появилась потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, умение доказывать своё и уважает чужое мнение, способность к самоконтролю и сопереживанию.
Библиографический список
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.
2. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентност-ного подхода // Высшее образование в России. -2004. - № 11. - С. 3-14
3. ЯкушкинаМ.С. Развитие детского экспериментирования в условиях формирования воспитательного пространства ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и экономические аспекты регионального развития». - Тверь: ЛИИЖД, 2010. - С. 161-170.
4. Якушкина М.С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого // Вестник ПСТГУ Серия: Педагогика. Психология. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - 2011. - № 2. - С. 39-47.
5. Бушкова Т.И., ПавловецЕ.А., ЦветковаВ.А., Якушкина М.С. Организационно-педагогическое сопровождение развития самостоятельной деятельности субъектов воспитательного пространства школы. - СПб: ИОВ РАО, 2011.