Инновации в образовательных учреждениях
Современному молодому поколению занимательнее работать с преподавателем, который не только свободно владеет языком, но и хорошо ориентируется в разных областях науки и техники, может подать материал доступно, а также хорошо выглядит, аккуратен в общении, одежде, тем самым подавая пример, на который ориентируются студенты. 80% опрошенных отмечают, что гораздо интереснее обсуждать проблему на иностранном языке с человеком, который может пояснить, как работает тот или иной прибор, хотя студентам это сложно: приходится использовать словарь, взвешивать каждое слово, проверять грамматику, но это их подстегивает, они задают больше вопросов на практических занятиях, стремятся больше узнать, а это и есть основная цель изучения языка. Таким образом, преподаватель побуждает изучать английский язык в новом ключе, что так важно студентам, да и преподаватель постоянно совершенствуется, изучает новый материал для занятий (подготавливает материал, касающийся экологии в рамках программы), т.е. современные средства обучения способствуют качественному занятию в ВУЗе.
Таким образом, основные требования к преподавателю ВУЗа -знание своего предмета, академические способности и умения, их развитие и постоянное совершенствование, а также умение доступно и увлекательно излагать материал, речевые способности и умения,-сохраняют его главную роль на всех ступенях системы образования, и влияют на полученные студентами знаний, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
Литература
1. Азимов Е. Г Вильшинецкая Е. Е. Материалы Интернета на уроке английского языка // ИЯШ.- 2001.- № 1.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика.- М., 2010.
3. Губогло З. И., Свиридова Е. М. Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство педагогов // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.
4. Гафуров Х. М. Педагогическая технология и педагогическое мастерство Конспект лекций.- Ташкент, 2008.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
УДК 377: 376,1-056.24
J
Н. Л. Полторацкая
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СМОЛЕНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Л
Г
Аннотация. Автор делится опытом организации инклюзивного образовательного процесса в рамках конкретного учебного заведения среднего профессионального образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.
Ключевые слова: инклюзив, лица с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерная образовательная среда, индивидуальный образовательный план работы с обучающимся, трансформационная компетенция.
Abstract. The author shares the experience of organizing inclusive educational process in a definite secondary professional educational institution according to the Act of the president of the Russian Federation «About the measures in realization of state policy in the sphere of education and science», 7 May 2012.
Keywords: inclusive, people with disabilities, barrier-free educational environment, individual curriculum for every student, transformation competence.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
73
Инновации в образовательных учреждениях
Хронология развития инклюзивного образования в России включает более шестидесяти лет и берёт свой отсчёт с Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Согласно Конвенции о правах ребенка (1989), образование является неотъемлемым правом каждого без какой-либо дискриминации, и общество должно постепенно идти к «осуществлению этого права на основе равных возможностей». Однако долгое время это право реализовалось для «среднего» ребенка, со «средним» уровнем ограничения возможностей. Но что делать людям, чьи возможности из-за физического недуга ограничены иначе, чем у других? Следует иметь в виду, что отсутствие дискриминации предполагает равенство возможностей, а не тождество условий существования людей, поскольку одни и те же условия могут быть привилегией для одних и препятствием для других. Природой предусмотрены компенсаторные функции организма, помогающие выжить даже при наличии сложных проблем со здоровьем. Человеческий социум постепенно тоже учится создавать компенсаторные механизмы, помогающие каждому члену общества адаптироваться в нем и действительно быть полезным окружающим. За рубежом давно имеется опыт создания школ, доступных для детей с ограниченными возможностями и осуществляющих инклюзивное (то есть включающее таких детей в среду сверстников) образование. И результаты этого опыта свидетельствуют о том, что инклюзивное образование в равной мере полезно как для тех, кто в нем нуждается, так и для тех, кто помогает его осуществить.
В Указе Президента Российской Федерации № 597 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года мы читаем: «Разработать комплекс мер, ... направленных на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащённых) для них рабочих местах».
По данным Министерства образования и науки РФ, в российских школах учится 450 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них только 15 тыс. продолжают обучение в вузах. Создание безбарьерной среды жизнедеятельности и возможности получения образования молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья - актуальный вопрос преподавания в колледже, так как в настоящее время на территории Смоленской области проживает порядка 100
тысяч человек, страдающих недугами, препятствующими полноценной жизни [2].
Приведенные фрагменты документов, статистика и учёт моральный стороны вопроса стали первыми основаниями для того, чтобы задуматься об обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Смоленском педагогическом колледже. На 1 сентября 2012 года на разных специальностях в колледже обучается 21 человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по специализированной программе профессионального обучения проходят подготовку 12 человек (специальность - 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Квалификация -художник-мастер, преподаватель). Данная специальность была открыта в колледже только в этом учебном году.
Организация образовательного процесса для лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» направлена на создание условий, обеспечивающих получение профессионального образования молодыми инвалидами в соответствии с учетом требований рынка труда и перспектив развития профессий, которые могут быть ими освоены в соответствии с состоянием здоровья, условий для социальной адаптации и интеграции в общественную инфраструктуру, в том числе приобретение навыков самообслуживания и подготовки их к семейной жизни. Открывая новую специальность, мы задумывались над следующими условиями для инклюзии:
1. Материально-техническое обеспечение.
2. Программы повышения квалификации.
3. Программно-методическое обеспечение.
4. Дополнительное кадровое обеспечение
5. Психологическая подготовка родителей детей к образовательной инклюзии.
6. Программа повышения стрессоустойчивости для педагогов.
Наш колледж разработал и реализует программу профессиональной ориентации и самоопределения инвалидов, активно сотрудничая с различными организациями и учреждениями, которые занимаются проблемами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На базе этих учреждений преподаватели Смоленского педагогического колледжа проводят комплексную диагностику возможностей и способностей подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями и рассказывают о возможностях получения различных профессий, имеющихся на сегодняшний день, помогая молодым людям определиться с выбором жизненного пути. Готовясь к приёму первой группы инклюзивного образования, в феврале-марте 2012 года для детей-инвалидов были организованы экскурсии в колледж, где ребят знакомили с разными специальностями, помогая им понять, к чему у них в большей мере проявляется склонность.
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
Инновации в образовательных учреждениях
В рамках долгосрочной областной целевой программы «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающими на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010-2012 годы колледж прошел лицензирование специальности среднего профессионального образования 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Следует отметить, что Смоленский педагогический колледж - первое образовательное учреждение среднего профессионального образования, осуществляющее подготовку ребят с ограниченными возможностями на территории Смоленской области. Для обеспечения возможностей приёма данной категории студентов и их дальнейшего обучения наше образовательное учреждение провело комплекс мероприятий по созданию необходимых условий. В частности, в учебном корпусе и общежитии были оборудованы пандусы, переоборудованы учебные аудитории, туалетные комнаты, комнаты в общежитии. Особое внимание уделено администрацией колледжа подготовке педагогического состава к работе с такими студентами. Это и психологическая подготовка, и учебно-методическая актуализация профессиональных знаний, и углубление медицинской осведомленности педагогов, воспитателей, социального педагога. Весь коллектив педагогов, работающих в группе, осознавал, что впереди - адаптационный период и осуществление основных этапов индивидуального сопровождения:
• сбор информации об обучающемся;
• анализ полученной информации;
• совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
• составление ИОПа (индивидуального образовательного плана работы с обучающимся);
• решение поставленных задач;
• дальнейший анализ ситуации развития обучающегося, выработка дальнейшей стратегии.
Среди видов профессиональной деятельности педагога и профессиональных компетенций, наряду с традиционными, важна трансформационная компетенция - отбор и преобразование учебного, методического и дидактического материала. Рассматривая модель профессиональной подготовки педагога, работающего с детьми с ОВЗ, особое внимание уделяется условиям становления профессионально-личностной готовности педагога к такой работе.
Одним из самых важных педагогов, работающих в группе, становится куратор. К его выбору подходили достаточно строго, так как от грамотных действий куратора зависит успешность группы и каждого обучающегося. Группе с куратором повезло. С первых дней назначения куратор, Шкуричева Елена Ивановна, начала наблюдать и изучать своих воспитанников: психолого-медико-педагогические особенности, усло-
вия жизни, интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, создание ситуации социально-педагогического комфорта и безопасности обучающихся инвалидов, контактировала с родителями.
В колледже уже наметилось сотрудничество с родителями с целью грамотного и активного их участия в деле воспитания и обучения своих детей. В письме родителей студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Начальнику Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи Л. Б. Иваниченко мы читаем: «Для наших детей в колледже администрация, педагоги и сотрудники создали все условия, оборудовали пандус, учебный класс, туалетную комнату, комнаты в общежитии. Педагоги занимаются с нашими детьми, уделяя внимание буквально каждому, подбирая ключик и учитывая тяжесть заболевания каждого.
Людмила Борисовна, мы признательны администрации колледжа, преподавателям, работающим с нашими детьми, сотрудникам: воспитателю, медицинскому работнику, студентам, окружившим наших детей заботой, принявших их в свою студенческую среду. Общими усилиями мы создадим условия, которые окажут неоценимую помощь не только нашим детям, но и ребятам, которые придут учиться в колледж в последующие годы. Мы готовы принять участие в совместных мероприятиях, привлекающих внимание к проблеме получения профессионального образования нашими детьми, оснащению учебного процесса необходимыми средствами и техникой, установлению диалога с высшим административным ресурсом области, страны».
Лица с ОВЗ в силу объективных причин находятся в относительно замкнутом пространстве, оказываясь в изоляции от внешнего мира, поэтому молодым инвалидам необходимо создавать условия, в которых будет отрабатываться модель поведения в различных жизненных ситуациях [3,4,6]. Ежедневно накапливается, приобретается поведенческий опыт взаимоотношений с людьми. Наряду с этим формируется осознанное отношение к реальным сторонам жизни, навыкам, способствующим продуктивной социализации, адаптации и профилактики вредных привычек. И тут очень важна помощь сверстников, которую оказывают представители волонтёрского отряда колледжа, взяв на себя сопровождение обучающихся данной группы во время перемен, экскурсий, проведения массовых мероприятий. В образовательном процессе действенными формами являются консилиумы, круглые столы, службы сопровождения, которые будут предоставлять многопрофильную помощь молодым инвалидам, родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией,
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
75
Инновации в образовательных учреждениях
обучением воспитанием, развитием, гуманизацией, социализацией.
12 декабря 2012 года в колледже состоялся первый психолого-педагогический консилиум по теме «Особенности работы преподавателя среднего профессионального образования с обучающимися с ОВЗ в условиях безбарьерной среды». В работе консилиума приняли участие 11 педагогов колледжа, работающих в группе 1.601. Главным вопросом психолого-педагогического консилиума стал вопрос формирования дифференцированного подхода к обучению детей-инвалидов в условиях современных образовательных уровней стандартизации в образовательном учреждении. На консилиуме выступили куратор группы Е. И. Шкуричева и преподаватель психологии Л. Л. Базалий. Е. И. Шкуричева коснулась проблемы образования детей с ОВЗ в свете концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Л. Л. Базалий познакомила с результатами психолого-педагогического наблюдения детей с ОВЗ в образовательном пространстве колледжа и дала психологический портрет каждого обучающегося, который необходимо учитывать при организации индивидуальной образовательной траектории.
Все педагоги колледжа, работающие в группе 1.601, готовы взять на вооружение лозунги международного движения в защиту прав лиц с особыми образовательными потребностями: «Ничего о нас без нас!», «Празднуйте своё отличие», «Я с ограниченными возможностями, но я горд!».
Рассказывая о своих впечатлениях о колледже, все ребята отмечают, что им комфортно, что отношения как с преподавателями, так и с однокурсниками складываются теплые, что в группе доброжелательная атмосфера. Тревоги и надежды ребят, как и у всех первокурсников, связаны, разумеется, в первую очередь с учебным процессом.
- Я с нетерпением ждала звонка и хотела учиться, как никогда,- рассказывает первокурсница.- Мои однокурсники тоже учатся с удовольствием. Хотя кому-то и тяжело, но они все стараются. А еще нам повезло с куратором.
Уже появляются и первые любимые предметы:
- Мне очень понравился урок географии. Чувствую, что я стану отличником по этому предмету,-говорит один из студентов группы.- У нас провели необыкновенно интересный урок.
Профессиональная реабилитация, кроме профориентации и профессионального образования, включает в себя профессионально-производственную адаптацию и рациональное трудоустройство.
Вот почему в колледже проводятся индивидуальные профориентационные консультации для детей-инвалидов, призванные помочь им найти подходящий вариант трудоустройства. Планируется проведение тренингов личностного роста («Пять шагов навстречу работе», «Перспектива») и дело-
вых игр для отработки навыков эффективного трудоустройства.
Мероприятия, направленные на трудоустройство граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), включают и формирование банка предприятий и организаций, готовых принять на работу специалистов из числа граждан с ограниченными физическими возможностями, и адресный подбор специалистов из числа граждан с ограниченными физическими возможностями на вакансии, предоставленные предприятиями и организациями города в соответствии с функциональными обязанностями, и организацию специализированных ярмарок вакансий для инвалидов с приглашением представителей организаций и предприятий города.
Весь первый семестр проводился постоянный мониторинг адаптивной устойчивости и успешности обучающихся с ОВЗ. Нашим первокурсникам были заданы вопросы:
- Почему вы выбрали специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»?
- Согласны ли вы с утверждением, что жизнь колледжа разнообразна?
- Назовите самые яркие впечатления вашей студенческой жизни в колледже.
- С каким настроением вы приходите на занятия?
- Есть ли у вас друзья на других специальностях колледжа?
- Комфортно ли вы себя чувствуете в общежитии в социально-бытовом плане?
- Как вы считаете, изменились ли вы с того момента, как поступили в колледж?
Выдержки из анкет позволяют создать такой коллективный монолог и подтверждают, что мы на правильном пути: «Мне нравится ремесло, рукоделие и т.д. Хотел бы посвятить свою жизнь воспитанию молодого поколения в передаче опыта. В колледже много мероприятий, в которых мы принимаем участие. Растем духовно, эстетически. Больше всего я запомнил посвящение в студенты, т.к. это первый раз в нашей жизни. Нас никто так никогда не чествовал. Настрой на учёбу всегда позитивный. У меня появилось много друзей. В общежитии чувствуем себя как дома. Учтено и соблюдено все, чтобы нам было удобно. Мы все стали увереннее себя чувствовать и больше знать».
Мы увидели, что, с одной стороны, дети с ограниченными возможностями быстрее проходят социальную адаптацию, приобретают самостоятельность, с другой же стороны - социум постепенно осваивает такие важные ценности как толерантность, уважение к различиям между людьми, уважение к другому, ведь меняются все обучающиеся нашего колледжа.
В заключение подчеркнем: людей с безграничными возможностями не существует, однако эти ограничения проявляются в разной степени и в разных сферах. Физически человеческие возможности ограничены по природе, в большей или меньшей степени. С нравственной же точки зрения мы огра-
76
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
Инновации в образовательных учреждениях
ничиваем их сами, стараясь закрыться от чужих проблем. В этом смысле инклюзивное образование включает не только людей с ограниченными возможностями в социум, но и нас с вами - в систему нормальных человеческих взаимоотношений, помогая избежать нравственной инвалидности. Ведь, как писал Ю. М. Лотман, «Я такой, как все, и я ни на кого не похож. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых, такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет» [5, с.15]. Надо научиться ценить в другом человеке другого человека, и надо обеспечить ему это право - быть другим.
Созданию позитивного имиджа образовательного учреждения способствует также освещение в средствах массовой информации отдельных аспектов инклюзивного образования, осуществляемого в Смоленском педагогическом колледже:
• Смоленская радиовещательная компания ГТРК -видеоролик «Смоленский педагогический колледж принял студентов с ограниченными возможностями»
(06.09.2012) ;
• Еженедельная газета «Город» - заметка «Путевка в «прекрасное далеко»: первые двенадцать»
(17.09.2012) ;
• Информационное агентство «События» - заметка «Педагогический колледж стал первым учебным заведением, открывшим группу для инвалидов» (сентябрь, 2012);
• Круглый стол по линии Смоленской областной думы и молодежного парламента на тему «Молодежь Смоленщины с ограниченными возможностями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: актуальные проблемы и перспективы». Выступление на тему «Смоленский педагогический колледж» -территория безбарьерной образовательной среды»
(24.09.2012) ;
• Круглый стол по линии Уполномоченного по правам человека в Смоленской области на тему «Разные возможности - равные права» (об обеспечении конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья). Выступление на тему «Обучение лиц с особыми потребностями в современных условиях»
(20.11.2012) ;
• Сбор-семинар Смоленской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов. Выступление на тему «Инклюзивное обучение как средство интеграции в трудовую деятельность»
(06.02.2013).
Значимость начинания педагогического колледжа очевидна, что подтверждено самими ребятами, их родителями, общественностью, Администрацией Смоленской области и прослеживается в ряде нормативно-правовых документов международного, федерального и областного уровня, определяющих организацию инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно предоставить нашим студентам равные с другими членами общества условия получения образования, отдыха, обеспечить безбарьерную среду студенческой жизни, уверенность в востребованности при вступлении на рынок труда.
Развивая мысль педагога О. С. Газмана «Педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения и навыки, но самое важное на том, как помочь человеку превратиться в Человека с большой душой, в Великодушного человека» [1, с.25], Смоленский педагогический колледж гарантирует студентам качественное образование, интересную и незабываемую студенческую жизнь.
Литература
1. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель.-2000.- № 3.- С.6-33.
2. Долгосрочная областная целевая программа «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010-2012 годы.
3. Зрелова Т. А., Шейфер С. Д., Мещанинова В. Н. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009.- № 4.
4. Колпакова Л. Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2012.- № 1.
5. Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010.416 с.
6. Соловьева С. В. Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 5.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/3
77