УДК 376.470.62
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ксения М. Грабчук1 @
1 Южный институт менеджмента, Россия, 350040, г. Краснодар, Ставропольская улица, 216 @ grabchuk_k@bk.ru
Поступила в редакцию 22.11.2017. Принята к печати 15.12.2017.
Ключевые слова: непрерывное образование, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, преемственность.
Аннотация: Статья посвящена организации инклюзивного образования на основе принципов преемственности и непрерывности. Рассматривается опыт инклюзивного образования в образовательных организациях Краснодарского края. Проанализированы проблемы реализации инклюзивного образования: не-достаточная доступность профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоро-вья (ОВЗ) и инвалидов; недостаточная социальная и информационная доступность получения профессионального образования.
Автор отмечает, что в настоящее время назрела необходимость инклюзивного образования для всех без исключения инвалидов и лиц с ОВЗ на всех уровнях образования. Организация инклюзивного образования на основе принципов преемственности и непрерывности будет возможна при условии разработки региональной нормативно-правовой базы в части обеспечения общего, и особенно среднего и высшего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создания безбарьерной среды в образовательных организациях; обеспечение социальной и информационной доступности получения профессионального образования. Резюмируя, автор подчеркивает необходимость развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для цитирования: Грабчук К. М. Реализация принципов преемственности и непрерывности в инклюзивном образовании Краснодарского края // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 17-23. DOI:10.21603/2542-1840-2017-4-17-23.
Современная система образования концентрирует в себе функции социализации личности, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее -лиц с ОВЗ). Социализация - это непрерывный процесс, этапы которого «специализируются» на решении определенных задач, без проработки которых каждый последующий этап может не наступить, либо будет искажен или заторможен. Именно поэтому следует говорить о важности непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Рассматривая проблему реализации принципов преемственности и непрерывности инклюзивного образования Краснодарском крае, необходимо прежде всего сказать о федеральном регулировании данного вопроса. В Российской Федерации, в отличие от многих развитых государств мира, система непрерывного инклюзивного образования только начинает формироваться. В 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании», в соответствии с которым инклюзивное образование определено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Также в указанном законе обозначено, что непрерывное образование обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни.
В контексте рассматриваемого вопроса следует упомянуть и Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» от 01.06.2012 № 761, в котором представлен
перечень мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней;
- достижение гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства;
- соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка [2].
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. третьим системным приоритетом определено развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека [3].
Таким образом, согласно упомянутым документам одной из ключевых идей, на реализацию которой направлены все ресурсы системы образования, является обеспечение возможности получения детьми с ОВЗ и инвалидностью качественного непрерывного образования с раннего возраста и до окончания профессионального учебного заведения и трудоустройства.
В инклюзивном образовании модель непрерывной образовательной вертикали предполагает схему построения маршрута обучения ребенка с инвалидностью с учетом преемственности и доступности:
а) дошкольного образовательного учреждения;
б) общеобразовательного учебного заведения;
в) учреждения среднего профессионального учебного заведения;
г) высшего учебного заведения;
д) учреждений дополнительного образования;
е) других заинтересованных учреждений (общественные организации, поликлиники, учреждения соцзащиты и т. п.).
В соответствии с действующим законодательством обучение инвалида и (или) лица с ОВЗ требует от образовательной организации каждого из указанных уровней создания специальных условий для эффективного освоения образовательной программы. Несмотря на то, что все ступени являются составляющими системы образования, они имеют ряд существенных различий в программном, научно-методическом, материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса, в подходах к оценке качества образования.
Принцип преемственности предполагает:
- связь между различными этапами или ступенями развития ребенка, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при переходе к новому состоянию;
- систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка;
принятие общих для всех ступеней основной идеи, - содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности [4].
Возвращаясь к порядку регулирования инклюзивного образования в Краснодарском крае важно отметить, что в настоящее время в крае создана комплексная многоуровневая система для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая им образовательные и реабилитационные услуги.
В крае около 14 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и более 2 тысяч детей-инвалидов дошкольного возраста посещают группы компенсирующей направленности, созданные в дошкольных образовательных учреждениях. Реализуют в этих группах адаптированную образовательную программу дошкольного образования 1167 учителей-логопедов, 129 учителей-де-фектологов и 600 педагогов-психологов.
С целью определения и организации адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными воспитательно-образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей в детских садах функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы.
Активно применяются альтернативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультационные центры, группы «Особый ребенок», «Лекотека», патронаж на дому, «мобильная педагогическая помощь» - выезд специалистов детского сада в отдаленные населенные пункты, «виртуальный детский сад» -дистанционное консультирование родителей.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с умственной отсталостью и задержкой психического развития на Кубани функционирует дифференцированная сеть учреждений. В настоящее время количество специальных образовательных школ и школ-интернатов составляет 54, из
которых в 42 обучаются и воспитываются дети с нарушениями интеллекта. В коррекционных образовательных организациях Кубани обучаются около 9000 детей, в том числе более 3000 инвалидов. Положительной особенностью системы коррекционного образования является квалифицированное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, эффективное использование инновационного коррекционно-развивающего и реабилитационного оборудования, стабильное краевое финансирование. Все это позволяет осуществлять обучение, воспитание и социализацию воспитанников коррекционных учреждений на современном уровне.
С 2016 г. коррекционные образовательные организации стали ресурсными центрами по сопровождению инклюзивного образования. Их специалисты оказывают консультационно-методическую поддержку педагогам общеобразовательных организаций, родителям по различным вопросам обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начиная с 2009 г., в крае реализуется право детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования с использованием дистанционных технологий.
Для этого созданы необходимые условия: разработана нормативно-правовая база, установлены и подключены к Интернету рабочие места учителей и учащихся, обучены педагоги и родители.
При координации краевого Центра дистанционного образования в 74 базовых школах края обучаются 700 школьников. Центр оказывает методическую, консультационную и техническую поддержку всем участникам дистанционного образования. За весь период дистанционного обучения выпускниками школ стали 293 человека, из которых продолжили обучение в организациях профессионального образования 192 человека.
В крае наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в инклюзивное образование. Так, в 2013 году в общеобразовательных школах Кубани обучалось 3420 детей с особыми образовательными потребностями, а в 2014 г. - 5169, в 2015 г. в инклюзивное образование были включены 10826 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В крае формируется опыт законотворческой деятельности в области инклюзивного образования. В 2011 году принято Положение об организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, созданы муниципальные межведомственные комиссии из числа врачей и педагогов; определены модели инклюзивного образования (полная, частичная, внеурочная) [5].
В 2013 г. был принят Закон Краснодарского края № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае». В ст. 26 данного закона закреплено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида для чего должны быть созданы специальные условия [6].
В 2017 г. приказом Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края утверждена «Дорожная карта», обеспечивающая образование инвали-
дов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае, в которой обозначены мероприятия как для дошкольного, основного общего образования, так и профессионального образования (создание специальных условий для получения образования, в том числе профессионального; профессиональная ориентация детей-инвалидов и детей с ОВЗ; организация инклюзивного профессионального образования и др.) [7].
В учреждениях высшего и среднего профессионального образования Краснодарского края также ведется активная работа по созданию специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, разрабатываются и принимаются локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс обучения студентов с инвалидностью, адаптированные образовательные программы, программы комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Интересен опыт Ленинградского социального-педагогического колледжа (ст. Ленинградская Краснодарского края). Колледж в 2016 г. стал одним из базовых региональных Центров инклюзивного профессионального образования в Краснодарском крае. Обеспечение доступности образовательной среды для студентов-инвалидов в колледже реализуется через создание архитектурной, информационной, методической доступности, адаптацию учебных и методических материалов, разработку локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих образование инвалидов и лиц с ОВЗ и кадровое обеспечение реализации инклюзивного образования. В образовательной организации осуществляется внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий, для чего педагогами разработаются адаптированные электронные образовательные ресурсы, материалы с учетом образовательных потребностей обучающихся различных нозологий.
Для осуществления комплексного подхода к обеспечению доступности профессионального образования студентов-инвалидов, особое внимание в колледже уделяется подготовке педагогов и сотрудников и формированию их готовности к работе в условиях инклюзивного профессионального образования [8].
Примером реализации инклюзивного образования в высшей школе является опыт Южного института менеджмента, в котором в 2015 г. создан отдел инклюзивного образования.
На отдел возложено решение следующих вопросов:
- разработка нормативного и научно-методического обеспечения для формирования и развития инклюзивного образования в институте;
- ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства;
- комплексное сопровождение инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в институте;
- организация дополнительной подготовки педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и реализация мероприятий по профориен-тационной работе с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание безбарьерной архитектурной среды в профессиональной образовательной.
В настоящее время в Институте ведется активная работа по разработке адаптированных образовательных программ для студентов с учетом психофизиологических особенностей и особых образовательных потребностей на основе Положения ЮИМ «О разработке и реализации адаптированных образовательных программ». В Учебный план адаптированных образовательных программ включены адаптационные дисциплины «Технология интеллектуального труда», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», «Практика межличностного общения» - бакалавриат, магистратура - «Актуальные вопросы самоменеджмента», «Актуальные вопросы социальной и профессиональной адаптации». Ведение данных адаптационных дисциплин способствует развитию коммуникативных умений и навыков, формированию готовности к трудовой деятельности выпускника.
Отдельное направление работы - развитие сотрудничества и взаимодействия со структурными подразделениями института, административными органами, образовательными учреждениями, специальными (коррекционными) образовательными организациями, общественными организациями, и другими организациями и учреждениями г. Краснодара и Краснодарского края.
Следует сказать и о сотрудничестве нашего института с Краснодарским региональным отделением Ассоциации юристов России, при поддержке которого в марте 2016 г. состоялся круглый стол «Вопросы организации инклюзивного обучения в высших учебных заведениях Краснодарского края» с участием представителей органов государственной власти и общественных организаций по защите прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сотрудников высших учебных заведений Краснодарского края, реализующих инклюзивную практику.
В апреле 2017 г., в продолжении работы с Ассоциацией юристов, была проведена Всероссийская конференция «Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы». В ходе работы конференции обсуждались такие актуальные вопросы, как регулирование субъектами Российской Федерации инклюзивного обучения в образовательных организациях высшего образования; современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом; модели инклюзивного сопровождения в системе «школа-вуз»; формирование инклюзивной культуры обучающихся в условиях высшего образования; подготовка специалистов и педагогов учреждений СПО и вуза для работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; профессиональное самоопределение и трудоустройство инвалидов; проектирование адаптированных образовательных программ для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; образовательные технологии, применяемые при обучении студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; воспитательная работа со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; особенности организации тьюторского сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.
Социальное партнерство института с такими общественными организациями, как Краснодарская краевая
организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» (ВОС), Краснодарская краевая организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), Краснодарское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ), Краснодарская краевая специальная библиотека для слепых имени А. П. Чехова, осуществляется по следующим направлениям: разработка содержания и форм социокультурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); обеспечение учебно-методического сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ; организация и совместное осуществление образовательных, культурных, научных и иных мероприятий.
Вуз активно принимает участие в научно-исследовательской работе по данной проблеме. Так, наш институт стал участником проекта РГНФ «Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае».
Но, несмотря на принятие нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального уровней, существующей практики инклюзивного образования, следует сказать о существующих проблемах организации инклюзивного образования, особенно в организациях профессионального образования.
Особое внимание хотелось бы обратить на недостаточную доступность профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность рассматривается как качество социальной среды, позволяющее им выбирать и в удобной форме осваивать основные и дополнительные образовательные программы профессионального образования; беспрепятственно посещать организации профессионального образования и другие связанные с ними объекты; ощущать физический, психологический комфорт и уверенность себе в процессе обучения, коммуникации, взаимодействия с другими обучающимися и педагогическими работниками; получать необходимые услуги по комплексному сопровождению с учетом вида ограничений в здоровье и обусловленных им специальных образовательных потребностей; наличие вариативных форм профессионального образования; возможности повышения квалификации, а в случае необходимости - профессиональной переподготовки, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
При реализации инклюзивного образования многие вузы столкнулись с рядом существующих неразрешенных вопросов в системе высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы реализации инклюзивного образования в высшей школе. В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе касающейся оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн), в п. 6 также имеются указания относительно рекомендаций к адаптации образовательных программ и учебно-методическому
обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают увеличение нормативного срока обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и констатируют возможность такого увеличения не более чем на один год, по сравнению с нормативным сроком [9]. Однако в имеющихся документах, касающихся инклюзивного высшего образования, не уточняется целый ряд принципиальных моментов. Остаются нерешенными следующие ключевые вопросы:
- порядок организации совместного обучения студентов с инвалидностью и студентов, не имеющих ограничений по здоровью в одной академической группе;
- механизмы адаптации основной профессиональной образовательной программы для студентов с инвалидностью, в том числе с учетом различных нозологий;
- не уточнены временные нормативы на разные виды учебной работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ, что затрудняет расчет педагогической нагрузки преподавателя высшей школы и др. [10].
2. Неготовность педагога к реализации инклюзивного образования (отсутствие достаточных знаний о характере особых образовательных потребностей студентов; недостаточный уровень владения специальными методами и технологиями работы с особыми студентами; психологические барьеры, эмоциональная неготовность стать участником инклюзивного образовательного процесса).
3. Недостаточная финансовая обеспеченность образовательных организаций для создания доступной (безбарьерной) среды и обеспечения необходимыми специальными техническими средствами и программным обеспечением с учетом образовательных потребностей студентов различных нозологических групп.
Следующая проблема в продолжении низкая социальная и информационная доступность получения профессионального образования, которая предполагает:
- обеспечение социальной поддержки и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении профессионального образования любого уровня;
- обеспечение открытости информации о мерах социальный поддержки и помощи, социальных льготах, возможности профессионального образования и трудоустройства разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- информирование лиц с ограниченными возможностями здоровья об образовательных организациях и доступных для них образовательных программах профессионального образования разных уровней, ступеней;
- развитие инфраструктуры (подключений к глобальным информационным сетям и т. д.), компенсирующей транспортную дискриминацию и позволяющей получать образование дистанционно, независимо от места проживания.
Нами был проведен анкетный опрос среди лиц с нарушением слуха и зрения (50 человек), имеющий целью выяснить причину, по которой опрашиваемые не поступают в высшие учебные заведения. Результаты опроса показали, что 56,8 % респондентов полагают, что вузы откажут им в поступлении по причине их физических ограничений. 28,4 % считают, что не смогут проходить обучение
по причине отсутствия в вузах необходимых им условий. 14,2 % опрашиваемых не видят потребности в получении высшего образования.
Таким образом, результаты опроса указывают на необходимость правового просвещения и информированности лиц с ограниченными возможностями здоровья в области своих прав на получение образования, распространения информации о доступных способах обучения, о вузах, предоставляющих необходимые условия для получения образования, проведения просветительской работы на тему важности и необходимости получения высшего образования, возможностях дальнейшего трудоустройства.
Немаловажное значение в обеспечении не только информационной доступности, но обеспечении непрерывного образования инвалидов и лиц с ОВЗ имеет развитие профессиональной ориентации, которая предполагает:
- привлечение специалистов психолого-медико-педагогической комиссии к проведению итоговой аттестации и организации профориентационной работы;
- утверждение порядка профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
- разработку методических рекомендаций по реализации порядка профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- ведение портала информационной и методической поддержки инклюзивного среднего и высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;
- организация профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами организации профориентационной
работы инвалидов и лиц с ОВЗ, по вопросам профессионального консультирования и других мероприятий.
Подводя итог, мы можем отметить, что в настоящее время назрела необходимость инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ на всех этапах социализации, которое, несомненно, должно осуществляться на основе принципов преемственности и непрерывности, что будет возможно при решении следующих задач:
- разработка региональной нормативно-правовой базы в части обеспечения общего, и особенно среднего и высшего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования безбарьерной среды, при этом должны быть учтены потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций;
- обеспечение социальной и информационной доступности получения образования на всех уровнях, что предполагает организацию сотрудничества и взаимодействия между общеобразовательными организациями и организациями профессионального образования, организацию сетевого взаимодействия (школа-техникум-вуз-общественные организации и др.)
- формирование баз учреждений профессионального образования с безбарьерной образовательной средой, наличия вариативных форм профессионального образования, возможностью дистанционного обучения;
- развитие системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.
2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (с изменениями и дополнениями). Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.04.2014. № 17. Ст. 2058.
4. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании. 2013. № 1. С. 33-43. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-dostupnosti-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.11.2017).
5. Примерное положение по организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края. Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 30 июля 2012 г. № 5991. Режим доступа: http://apruo.ru/distanzionnoe-obrazovanie/distanzionnoe-obrazovanie-detey-invalidov/256-primemoe-pologenie-po-organizazii-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 28.11.2017).
6. Об образовании в Краснодарском крае. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 10.07.2013 года. Режим доступа: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/ law?doc&nd=462506749&nh=0 (дата обращения: 28.11.2017).
7. Об утверждении Плана единых мероприятий («дорожной карты»), обеспечивающего образование инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.03.2017 № 1033. Режим доступа: http://www. minobrkuban.ru/news/act_docs/prikaz_14032017_1033.pdf (дата обращения: 28.11.2017).
8. Кужарова Е. И. Подготовка специалистов и педагогов профессиональных образовательных учреждений к работе со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / под ред. З. М. Хашевой, К. М. Грабчук, Шаповал О. В. Краснодар, 2017. С. 256-264.
9. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 08.04.2014) № АК-44/05вн). Режим доступа (дата обращения: 28.11.2017).
10. Бельгисова К. В., Грабчук К. М. К вопросу о создании региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: https://www.mininuniver.ru/ images/docs/vserossiiskii-seminar-inkluzivnoe/Бельгисова_К.docx (дата обращения: 28.11.2017).
PRINCIPLES OF PERMANENCY AND CONTINUITY IN THE INCLUSIVE EDUCATION IN KRASNODAR KRAI
Kseniia M. Grabchuk1 @
1 Southern Institute of Management, 216, Stavropolskaya St., Krasnodar, Russia, 350040 @ grabchuk_k@bk.ru
Received 22.11.2017. Accepted 15.12.2017.
Keywords: people with disabilities, the disabled, inclusive education, lifelong education, principles of permanency and continuity.
Abstract: The article is devoted to the organization of inclusive education on the basis of the principles of permanency and continuity. The author considers the experience of inclusive education in the educational organizations of Krasnodar Krai. The author has analysed problems of realization of inclusive education, such as insufficient availability of professional education for students with health limitations or physically challenged students and insufficient social and information availability of vocational training.
The author points out a long-felt need for inclusive education for all people with health limitations on all education levels. The organization of inclusive education on the basis of the principles of permanency and continuity will be possible only if a regional legislation of general and professional education for people with special needs is developed. Other requirements include creation of barrier-free environment in the educational organizations and ensuring social and information availability of vocational training. The author emphasizes that it is necessary to develop a system of vocational guidance for children with special needs and physical challenges.
For citation: Grabchuk K. M. Realizatsiia printsipov preemstvennosti i nepreryvnosti v inkliuzivnom obrazovanii Krasnodarskogo kraia [Principles of Permanency and Continuity in the Inclusive Education in Krasnodar Krai]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 4 (2017): 17-23. DOI:10.21603/2542-1840-2017-4-17-23.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ dated 29.12.2012 (Wording dated 29.07.2017). Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii = Assembly of the Russian Federation, part I, no. 53 (31.12.2012): art. 7598.
2. O Natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody [On the National strategy of actions for the benefit of children for 2012-2017]. Decree of the Russian President No. 761 dated 01.06.2012. Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii = Assembly of the Russian Federation, no. 23 (04.06.2012): art. 2994.
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniia» na 2013-2020 gody (s izmeneniiami i dopolneniiami) [About the approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020 (with changes and additions)]. RF Government Decree No. 295 dated 15.04.2014. Sobranie zakonodatelstva Rossiiskoi Federatsii = Assembly of the Russian Federation, no. 17 (28.04.2014): art. 2058.
4. Stepanova O. A. Obespechenie dostupnosti nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia dlia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: mnogourovnevyi podkhod [Ensuring availability of continuous professional education to persons with limited opportunities of health: multilevel approach]. Nauchnye issledovaniia v obrazovanii = Scientific research in education, no. 1 (2013): 33-43. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7obespechenie-dostupnosti-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.11.2017).
5. Primernoe polozhenie po organizatsii inkliuzivnogo obrazovaniia v obshcheobrazovatel'nykh uch-rezhdeniiakh Krasnodarskogo kraia [Approximate situation on the organization of inclusive education in educational institutions in Krasnodar Krai]. Order of the Ministry of Education and Science of Krasnodar Krai No. 5991 dated 30.07.2012. Available at: http:// apruo.ru/distanzionnoe-obrazovanie/distanzionnoe-obrazovanie-detey-invalidov/256-primernoe-pologenie-po-organizazii-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (accessed 28.11.2017).
6. Ob obrazovanii v Krasnodarskom krae [About education in Krasnodar Krai]. The law of Krasnodar Krai No. 2770-KZ dated 16.07.2013. Accepted by Legislative Assembly of Krasnodar Krai dated 10.07.2013. Available at: http://www.kubzsk. ru/kodeksdb/law?doc&nd=462506749&nh=0 (accessed 28.11.2017).
7. Ob utverzhdenii Plana edinykh meropriiatii («dorozhnoi karty»), obespechivaiushchego obrazovanie invalidov (detei-invalidov) i obuchaiushchikhsia s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia v Krasnodarskom krae [About the approval of the Plan of uniform actions («road map») providing education of disabled people (disabled children) and students with limited opportunities of health in Krasnodar Krai]. Order of the Ministry of Education, science and youth policy of Krasnodar Krai No. 1033 dated 14.03.2017. Available at: http://www.minobrkuban.ru/news/act_docs/prikaz_14032017_1033.pdf (accessed 28.11.2017).
8. Kuzharova E. I. Podgotovka spetsialistov i pedagogov professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii k rabote so studentami-invalidami i studentami s OVZ [Training of specialists and teachers of professional educational institutions to work with disabled students]. Inkliuzivnye protsessy v obrazovatel'nykh organizatsiiakh vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniia: opyt, problemy i perspektivy: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive processes in the educational organizations of the higher and average professional education: experience, problems and prospects: Proc. Russian Sc.-Prac. Conf.]. Ed. of Hasheva Z. M., Grabchuk K. M., Shapoval O. V. Krasnodar, 2017, 256-264.
9. Metodicheskie rekomendatsiipo organizatsii obrazovatel'nogoprotsessa dlia obucheniia invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia v obrazovatel'nykh organizatsiiakh vysshego obrazovaniia, v tom chisle osnashchennosti obrazovatel'nogo protsessa (utv. Ministerstvom obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii 08.04.2014 No. AK-44/05vn) [Methodical recommendations about the organization of educational process for training of disabled people and persons with limited opportunities of health in the educational organizations of the higher education, including equipment of educational process (approved by Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. AK-44/05vn dated 08.04.2014)]. Available at: GUARANTOR system: http://base.garant.ru/70680520/#ixzz4zjFoNSwW (accessed 28.11.2017).
10. Bel'gisova K. V., Grabchuk K. M. K voprosu o sozdanii regional'nykh resursnykh tsentrov vys-shego obrazovaniia po obucheniiu invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia [On creation of the regional resource centers of the higher education for training of physically cahllenged people and persons with limited opportunities of health]. Available at: https://www.mininuniver.ru/images/docs/vserossiiskii-seminar-inkluzivnoe/Belgisova_k.docx (accessed 28.11.2017).