СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ - ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
И. Н. ЯКУНИНА
В статье анализируются социальные проблемы современного общества, обосновывается необходимость социализации экономической политики, ее гуманизации как условие достижения интенсивного экономического роста и модернизации национального хозяйства страны. Ключевые слова: экономическая политика, социальное неравенство, бедность.
В настоящее время ключевыми критериями, отражающими уровень социально-экономического развития государства выступают уровень и качество жизни населения страны. При этом в развитых странах, реализуя меры, направленные на повышение качества жизни населения, ведут борьбу не просто с абсолютной бедностью, но и с бедностью относительной (как с неспособностью следовать минимальным жизненным стандартам, принятым в данном социуме).
Если же говорить о России, то ее экономическое развитие пока мало сказывается на уровне жизни широких слоев населения, что влечет за собой серьезные проблемы как для экономики страны, так и для ее граждан. Ведь в современных условиях, социальная защита, борьба с безработицей, социальное страхование, повышение уровня личного потребления напрямую не вытекают из функции регулирования трудовой деятельности и перераспределения богатства. Возникнув только в самое последнее историческое время, социальные функции в большей степени связаны с решением экономических задач. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления как функции государства направлены на решение экономических задач увеличения потребительского спроса, мотивации повышения производительности труда, предотвращения социальных конфликтов и учета изменения роли человека в производстве. Точно так же, как здравоохранение, образование и наука обеспечивают экономический рост [4].
На начальном этапе постсоветского развития России социальные цели не рассматривались при постановке задач реформирования экономики, поскольку считалось, что слабое имущественное и доходное расслоение общества, означающее более
или менее равномерное распределение тяжести реформ; наличие у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов; «запас прочности» отраслей социальной сферы, заложенный в условиях командно-административной системы были достаточными, однако, следствием этого стала сложная демографическая ситуация в стране, проявляющаяся, прежде всего, в общем старении населения, что влечет за собой рост объема социальных выплат при дефиците бюджета и увеличение социальных нагрузок на население в трудоспособном возрасте. Так, по прогнозам Росстата уже к 2019 г. население России заметно постареет, а к 2029 г. почти четверть жителей страны будет находиться в возрасте 60 лет и старше [7]. Кроме того, в условиях становления постиндустриальной экономики существует тесная взаимосвязь между экономическим ростом и уровнем неравенства доходов, опосредованная вложениями в человеческий капитал. В России же уровень неравенства доходов уже давно находится на критическом уровне (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей неравенства доходов 2005-2009 гг. [13]
2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,41 0,416 0,423 0,422 0,42
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7
Более того, социальное неравенство в России имеет и особую связь с образованием в России. С одной стороны, в России человек, имеющий высокий уровень квалификации, обладающий
уникальными знаниями, получает заработную плату на уровне прожиточного минимума. Такое не соответствие дохода и образования больше всего характерно для бюджетной сферы. Так, например, профессор в России заработную плату получает в 25-30 раз меньше своего зарубежного коллеги за аналогичную работу [6]. С другой стороны, образование в современной России стало гораздо менее доступным по сравнению с советским периодом. Так, по экспертным оценкам шансы детей из наименее обеспеченных российских семей получить профессиональное среднее и высшее образование ежегодно сокращаются. В высшие учебные заведения поступают лишь 15 % детей из бедных семей и около 80 % - из более обеспеченных [3]. Данная тенденция не соответствует современному развитию западных стран постиндустриальной экономики. Для инновационного развития России необходимо преодолеть девиантность в распределении доходов (избыточное неравенство) и решить проблемы, возникающие в постиндустриальном обществе [5].
Да, безусловно, экономическая политика любого государства формируется под влиянием двух базовых факторов: 1) приоритетов национального развития — как целевых ориентиров ее развития и 2) ограниченности ресурсов и возможных инструментов воздействия. Именно поэтому, обосновывая причины несовершенства деятельности государства в решении социальных вопросов, отдельные исследователи указывают на отсутствие благоприятных экономических условий, которые и обуславливают низкую эффективность осуществляемых мер, и говорят о том, что эффективная социальная политика является лишь перспективой отдаленного будущего.
Однако, согласиться с этим мнением, это значит обречь Россию на бесконечную политику догоняющего развития, на положение аутсайдера мировой экономики, поскольку потенциал для развития России в современных условиях определяется не столько сырьевыми ресурсами страны,
а, прежде всего, человеческим потенциалом, сохранение и воспроизводство которого находится в непосредственной зависимости от уровня и качества жизни населения. Если говорить о России современной, как о государстве, которое ставит перед собою задачи модернизации национальной экономики на основе реализации инновационного пути развития, то именно данный контекст определяет приоритетное значение социальной сферы. И здесь возникает основная проблема большинства развивающихся стран, обусловленная существованием дуалистического характера взаимосвязи
между социально-экономической политикой в сфере борьбы с бедностью и развитием национальной экономики на современном этапе хозяйствования, который проявляется в том, что: с одной стороны, качество и результативность социально-экономической политики в сфере борьбы с бедностью выступает индикатором уровня развития государства и общества, а с другой, само развитие национальной экономики в современных условиях невозможно при сохранении низкого уровня и качества жизни населения, одним из проявлений которого и выступает бедность. С одной стороны недостаточно высокий уровень развития национальной экономики препятствует построению высокоэффективной социально-экономической политики, а с другой ее отсутствие, способствует все большему отставанию от развитых стран [9].
Тем не менее, приходится признать, что в настоящее время экономические факторы развития национального хозяйства не только не служат решению социальных проблем, но и формируют основу для воспроизводства бедности и включают неполную занятость, высокий уровень безработицы, низкий уровень МРОТ, низкий уровень развития инфраструктуры, отсутствие условий для развития малого и среднего бизнеса, недостаточный уровень развития социальной системы [1]. При этом, оценивая причины бедности, российские граждане выделяют, в первую очередь, макрофакторы, препятствующие самостоятельному решению собственных проблем. Затем указываются причины, связанные с недостаточностью социальной поддержки и личностными качествами. Низкие стартовые возможности, недостаточное образование и низкий уровень квалификации для россиян среди причин оказываются на последних местах, в то время как для европейцев - это основные причины бедности [12].
В соответствии с вышесказанным, решение социальных проблем требует не просто развития экономики страны, но ее социализации и гуманизации экономической политики в целом, на крепком экономическом базисе национального хозяйства страны, сформированного за счет: увеличе-ниея вклада нематериальных активов в ВВП; развития социальной инфраструктуры; активного привлечения бизнеса к решению социальных проблем; преодоления сырьевой зависимости экономики.
В качестве источников увеличения размера социальной помощи для бедных в рамках второго направления оптимизации системы социальной
защиты в России могут быть названы следующие области [8]:
- устойчивый экономический рост, позволяющий увеличить размер социальных трансфертов;
- отказ от приоритетного финансирования привилегированных учреждений, предоставляющих социальные услуги на дотационной и бесплатной основе;
- сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг (прежде всего - дотаций ЖКХ и общественному транспорту) и постепенная замена этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения.
Поиск ресурсов для помощи им может идти по прямому и косвенному пути [2]. Прямой путь предполагает помощь бедным в текущий момент времени за счет механизмов перераспределения национального дохода. Государством с помощью средств из различных источников (государственных, негосударственных, международных) организовываются наименее затратные способы поддержки малоимущего населения. Косвенный путь -это оживление национального производства и рост источников самообеспечения (труд и предпринимательство). К целям данного пути можно отнести сокращение численности малообеспеченного населения в стране и создание препятствий для его увеличения.
При этом, противоречие между этими двумя путями неизбежно: отвлечение денежных средств на помощь бедным сдерживает экономический рост, но отсутствие внимания к ним препятствует экономическому росту в перспективе. Выходом может быть принятие адаптационной программы, ориентированной на экономический рост, которая вовлекала бы в производственную деятельность все социально-экономические категории населения.
Таким образом, на сегодняшний день целью долгосрочной социально-экономической политики в Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этой цели невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. В сложившихся обстоятельствах госу-
дарства следует сосредоточить не на поисках мер по сокращению бюджетных расходов, а на выработке разумной политики финансирования социального сектора [11].
Одним из механизмов решения проблем развития социальной сферы за рубежом выступает активное взаимодействие бизнеса и государства, однако в России не сформированы условия для построения социально-ответственного бизнеса, вклад которого в решение социальных проблем мог бы быть весьма значительным. Так, по современным оценкам общий ежегодный объем пожертвований в России достигает 1,5 млрд долл., в то время как в США ежегодный объем только помощи другим странам составляет 11,43 млрд долл. [14].
Кроме того, важен переход от политики социального обеспечения к политике привлечения к трудовой деятельности уязвимых на рынке труда групп населения, в том числе:
- сокращение низкооплачиваемой занятости и маргинальных рабочих мест и увеличение числа высокооплачиваемых и защищенных рабочих мест. В этом случае размер получаемой заработной платы будет выступать как главная гарантия от бедности. В худшем случае, Россия может оказаться в «ловушке новой бедности», когда вследствие дешевизны значительной части рабочей силы будет невыгодно осуществлять замещение живого труда овеществленным и переходить на новый технико-технологический уровень производства [10];
- установление отдельных квот на трудоустройство бедных на региональном уровне;
- социальная защита молодежи от безработицы;
- участие безработных в различных программах занятости необходимо тесно увязывать с периодами их безработицы и уровнем квалификации;
- особого внимания заслуживают мероприятия, направленные на профилактику безработицы.
Литература
1. Белокрылова О. С., Тимошенко Е. С., Михал-кина Е. В. Молодежный сегмент рынка труда в поет-кризисной экономике: особенности, структура, повышение конкурентоспособности молодежи. Ростов н/Д, 2005. С. 12-21.
2. Вавилина Н. Д. Бедность в России как социальное явление и социальная проблема: монограф. Новосибирск, 2000.
3. Климантов С. Б., Ковалевич М. К. Государство всеобщего благосостояния: станет ли чужое прошлое нашим будущим? // ЭКО. 2005. № 8. С. 20.
4. Королева В. Е. Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М., 2001. С. 61.
5. Мамонтова Е. В. Экономическое развитие и
социальное неравенство: диалектика сочетания //
Сборник трудов экономической теории и истории. Вып. 1. Тамбов, 2010.
6. Моисеев В. Оплата труда: социальный аспект. URL: http://www.chelt.ru
7. Население России 2008: Шестнадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А. Г. Вишневский. М., 2010.
8. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации // Тематическая группа ООН по проблемам бедности. М., 2000. С. 150.
9. Протасова Е. Л. Проблема бедности в современной России и возможные пути ее решения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4. Тамбов, 2010. С. 76.
10. Разумов А. А., Ягодкина М. А. Бедность в современной России. М., 2007.
11. Рубинштейн А. Стратегия «социального императива» // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 70.
12. Тихонова Н. Е. Феномен городской бедности в современной России. М., 2003. С. 73.
13. URL: http://www.gks.ru
14. URL: http://www.miloserdiefund.ru
* * *
ECONOMIC POLICY SOCIALIZATION -POSSIBILITIES AND RESTRICTIONS IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS
I. N. Yakunina
In the article social problems of a modem society are analyzed, necessity of socialization of economic policy, its humanization, as conditions of achievement of intensive economic growth and modernization of a national economy of the country is proved.
Key words: economic policy, social inequality, poverty.