♦
♦
номической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и решении других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
- систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.
Использование данной административной схемы в менеджменте качества позволяет формировать методологическую основу построения современной межотраслевой стандартизации и правил организационноэкономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях проектного характера: консорциумах, аутсорсинге или кластерах. Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим заполнением новых рыночных ниш. В этой связи многие страны, как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику, все активнее используют кластерный подход для формирования и регулирования своих национальных инновационных программ. По такому принципу работает практически весь мир. Например, и в Европе, и на Дальнем Востоке понима-
ют, что верфь - это сборочное предприятие. Это центр компетенции и интеграции. А в кластеры переносится то, что верфью не профилируется. Южнокорейская верфь «Самсунг» является сборочным предприятием, размещает заказы по всему миру и собирает корабль, как «конструктор». Тем самым верфь достигает снижения себестоимости.
Очевидно, что такой подход в корне меняет принципы государственной промышленной политики и в первую очередь технического регулирования и стандартизации. При существующей модели государственного управления такой подход нецелесообразен. Это требует полной перестройки аппарата государственного управления, изменения менталитета местных властей, другого среза информации о состоянии дел в экономике -не по отраслям, а по уровням отдельных рынков и компаний. Именно поэтому такой подход еще не рассматривается на государственном уровне в России.
Таким образом, автор констатирует целесообразность формирования межотраслевой стандартизации и правил организационно-экономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях проектного характера (консорциумах, кластерах, аутсорсинге) на принципах межотраслевого административного управления. Охваченными оказываются практически все участки управленческой деятельности, координация отраслевых систем способствует согласованному функционированию различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Предлагаемый подход в менеджменте качества позволяет учитывать интересы не только товаропроизводителей различных форм собственности, но и органов всех уровней государственной власти, а также населения регионов.
удк 316.344.233 М.Ю. Дмитриева
ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
В статье рассматривается сущность понятия бедности, основные виды и научные подходы к ее исследованию. Автор анализирует динамику бедности по Российской Федерации и на территории Саратовской области. Исследуются государственные меры по регулированию социально-экономической дифференциации населения на региональном уровне. Формулируются практические рекомендации по снижению уровня бедности на территории Саратовской области.
Ключевые слова: бедность, социальная политика, адресная социальная помощь.
M.Yu. Dmitrieva
THE PROBLEM OF POVERTY AND WAYS TO REDUCE IT IN THE REGION
The article deals with the essence of the concept of poverty, its main types and scientific approaches to its study. The author analyzes the dynamics of poverty across the Russian Federation and in the Saratov region. State policy for regulation of socio-economic stratification of population at regional level is examined. The author comes up with practical recommendations for reducing poverty in the Saratov region.
The key words: poverty, state social policy, social protection, targeted social help.
На протяжении последних двадцати лет в России активно изучается социально-экономическая дифференциация населения. В центре внимания находятся различия между группами населения по местам проживания (регионы, городские или сельские поселения, их размеры); по материальному положению семей, их
уровню жизни; по профессиям, местам приложения труда (государственные или частные предприятия); по национально-этническим, демографическим, правовым и другим показателям. Большое количество научных исследований посвящено территориальным неравенствам - различиям уровня жизни населения цент-
ральных и удаленных регионов России, столичных центров и малых городов, городского и сельского населения, а также межэтническим, образовательным, профессиональным и другим межгрупповым неравенствам. Все это позволяет считать, что проблема неравенств в постсоветской России является одной из самых актуальных как в сфере науки (по числу разрабатывающих ее ученых), так и в сфере экономики и политики (по количеству причастных к ней государственных ведомств и предпринимаемых ими конкретных шагов по борьбе с бедностью). Обозначенные выше обстоятельства объясняют тот факт, что в последнее время в России появляется значительное количество исследований, объектом анализа и базовой категорией которых выступает бедность.
Впервые понятие бедности сформулировали представители классической политэкономии. А. Смит обозначил относительную природу бедности, выявляемую на основе соотношения социальных стандартов и материальной способности их придерживаться. Он считал бедность следствием индустриального развития. П Спенсер воспринимал бедность как положительное и закономерное явление, которое стимулирует человеческое развитие. Ж. Прудон также считал бедность социальным благом, неотъемлемой чертой человечества, при этом он различал относительную и абсолютную бедность. Английский социолог С. Ровентри ввел концепцию корзины базовых продуктов и различил первичную и вторичную бедность. Согласно его концепции первичная бедность - это недостаточность средств для удовлетворения основных нужд даже при оптимальном использовании средств (неспособность приобрести базовую корзину продуктов из-за неимения средств, плохой экономической ситуации, болезни). Вторичная бедность возникает, когда основные нужды не удовлетворяются при нерациональных расходах средств (расходы, которые не являются необходимыми, но необходимые имеются).
В российской научной среде сложился несколько отличный от западного ряд стратегий категоризации феномена бедности. К.Е. Васильев предлагает следующее основание для определения бедности: получение дохода в денежной или натуральной форме в объемах, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Он выделяет несколько ключевых теоретико-методологических аспектов исследования проблемы бедности: численность бедного населения (как показатель масштаба рассматриваемой проблемы), тенденции и факторы ее изменения; уровень, характер и источники материального обеспечения бедного населения; структура и специфика его потребностей, формы и способы удовлетворения нужд и запросов этой группы населения [1, с. 67 - 68].
Обстоятельством, усугубляющим такое социальное явление, как бедность, выступает ее хронический характер, что обусловлено ее многоаспектностью: она определяется не только уровнем дохода, но и местом проживания, профессиональным статусом, образовательным уровнем и другими факторами. Поэтому неслучайно Н.М. Римашевская выделяет существование в современной России двух видов бедности - устойчивой и плавающей. Первая связана с тем, что, как правило, рождает бедность (например, бедные родители
воспроизводят потенциально бедных детей). Вторая, более редкая, связана с тем, что бедные, предпринимая усилия, вырываются из замкнутого круга и, адаптируясь к новым условиям, отстаивают право на лучшую жизнь. Для такого рывка нужны не только субъективные, но и объективные условия, создаваемые обществом [9, с. 56].
Таким образом, современные российские ученые считают бедность общественной проблемой, которая требует практических действий со стороны органов государственной власти относительно ее уменьшения, она нуждается в объективной и всесторонней научной оценке ее распространения. По этой причине в качестве цели настоящего исследования мы определяем выявление социально-экономических механизмов преодоления бедности и возможностей их реализации на региональном уровне. Одним из необходимых условий достижения данной цели мы считаем отказ от связи благополучия населения с темпами экономического роста (это достаточно распространенная позиция) [3]. Н.Н. Перевозчикова указывает, что связь между ростом экономики и преодолением бедности нельзя охарактеризовать как причинно-следственную, поэтому увеличение темпов экономического роста не обязательно ведет к сокращению бедности, а его ближайшим итогом является дифференциация доходов населения [6, с. 203 - 206].
В этой связи следует отметить, что лишь качественный рост экономики может служить условием снижения уровня бедности. В пользу этого говорит и такая особенность российской бедности, как «работающие бедные» [7; 8; 10, с. 2 - 3]. Здесь мы имеем в виду, что сложившаяся в нашей стране модель бедности - это прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости и низкого уровня социальных трансфертов. Современные российские схемы занятости и оплаты труда приводят к очень высокому уровню бедности среди работающих. Все это говорит о недостаточной эффективности программ по содействию занятости населения и пробелах в политике оплаты труда.
Начавшийся в 2008 г мировой финансовый (а затем -экономический) кризис усугубил и без того сложную ситуацию с российской бедностью. Во втором квартале 2009 г по сравнению с таким же периодом 2008 г. ВВП снизился на 10,9%, объем промышленного производства - на 15,4%, занятость - на 2,9%. За этот же период общая численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась с 4,3 до 6,5 млн человек, составив во втором квартале 8,6% в общей численности экономически активного населения (это самый высокий показатель после 2001 г) [2]. Согласно данным Росстата, рост реальных располагаемых денежных доходов (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом инфляции) остался на уровне прошлого года, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. они увеличились на 1,9%. А темпы роста начисленных зарплат упали за год втрое: так, номинальная зарплата в 2009 г. составила 18,7 тыс. руб. и по сравнению с 2008 г выросла на 8,5% (в 2008 г. рост составил 27,2%), реальная же зарплата показала годовое снижение на 2,6% (в 2008 г. рост составил 11,5%). Фонд оплаты труда за год в 2009 г сократился на 7%. В условиях кризиса в экономике основным сдерживающим фактором роста зарплаты в 2009 г. являлось существенное превышение предложения рабочей силы над спросом на рынке труда [4].
♦
♦
Конкретизируем теперь рассматриваемую ситуацию на примере Саратовской области. Приоритетным направлением расходов областного бюджета на 2010 г является социальная сфера, на финансирование которой предусмотрено 5,9 млрд руб., или свыше 64% от общего объема расходов областного бюджета. Величина прожиточного минимума на душу населения Саратовской области за четвертый квартал 2009 г составила 4 тыс. 488 руб. и по сравнению с предыдущим кварталом снизилась на 13 руб. (0,3%). В структуре прожиточного минимума за четвертый квартал 2009 г. затраты на продукты питания составили 36,8%, на непродовольственные товары - 17,5%, на услуги - 38,3%, на обязательные платежи и сборы - 7,4%.
На 21 января 2010 г. численность безработных, состоящих на учете в службе занятости Саратовской области, составила 26 890 чел., уровень безработицы -2% (по ПФО - 2,4%, по РФ - 2,8%). Каждый третий безработный гражданин в Саратовской области проживает в г. Саратове. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости Саратова, -8 977 чел., уровень безработицы - 1,7%. Вместе с тем надо отметить, что уровень общей безработицы в Саратовской области ниже, чем в среднем по стране, -6,3% (2-е место в Приволжском федеральном округе и 14-е место в России).
Конечно, можно отметить и некоторые положительные тенденции в разрешении проблемы бедности и безработицы на территории Саратовской области. Например, с января по март 2010 г. численность безработных граждан уменьшилась на 15 чел. Органами службы занятости трудоустроены 150 чел., приняли участие в общественных работах 159 чел. и т.п. Но эти показатели, во-первых, количественные (а категория бедности, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, прежде всего качественная категория), во-вторых, слишком краткосрочные. Вместе с тем они свидетельствуют об определенных шагах, предпринимаемых региональной и муниципальной властью для борьбы с бедностью.
В 2010 г. в Саратовской области продолжается реализация областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2010 год». Общий объем финансирования программы составит 505,2 млн руб., в том числе из средств областного бюджета - 25,3 млн руб. Центры занятости населения в настоящее время уже заключают с работодателями договоры на организацию общественных работ за счет средств областного бюджета [5]. Кроме того, согласно официальным данным Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, в области в настоящее время реализуются еще две целевые программы, ставящие своей целью повышение дохода населения: «Содействие занятости населения и развитию кадрового потенциала Саратовской области на 2009 - 2011 годы», «Опережающее профессиональное обучение» [5].
Заметим, что одним из эффективных направлений социальной политики на уровне региона может стать программа адресной социальной поддержки малоимущим семьям. Но при этом социальной помощью должны быть охвачены только те категории граждан, кото-
рые наиболее пострадали при переходе к рыночным отношениям в экономике и собственными силами не способны поправить свое материальное положение. К таким категориям прежде всего относятся дети, многодетные бедные семьи, престарелые граждане.
Можно сделать вывод, что преодоление бедности населения России - проблема, лежащая не столько в плоскости социальной политики, сколько в сфере обеспечения необходимых темпов поступательного качественного роста. Примером недостаточной эффективности социальной политики по стимулированию рождаемости и защите материнства и детства является, по мнению В.Р Шаяхметовой, введение материнского капитала, увеличение размеров ежемесячных детских пособий и единовременных пособий при рождении ребенка, что неизбежно приводит к повышению рождаемости в асоциальных и маргинальных семьях, для которых эти выплаты являются основным источником денежных доходов [11, с. 11 - 15].
Другими словами, речь идет о создании условий и предоставлении населению возможности реализации своего трудового потенциала, осуществлению не формальной, а продуктивной занятости, способной искоренить бедность работающих людей.
Учитывая тот факт, что основным проявлением качественного роста, влияющим на доходы работающего населения, является рост производительности труда, который, в свою очередь, является условием реального роста трудовых доходов, гармонизированных с ростом экономики и не порождающих инфляционные процессы, фактором роста производительности труда следует признать внедрение высоких технологий в сфере производства.
На основе анализа специфики экономических процессов и социальной дифференциации населения в России можно сформулировать следующие практические рекомендации по минимизации уровня бедности на территории Саратовской области:
- создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, включая малый бизнес в самых разных сферах, в том числе и в инновационной;
- дальнейшее развитие и совершенствование активных мер содействия занятости за счет создания дополнительных рабочих мест, организации оплачиваемых общественных работ, профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки безработных;
- выравнивание доступа к ресурсам, бесплатным или дотируемым социальным услугам;
- создание условий, способствующих мобильности квалифицированной рабочей силы (переходу в места ее наиболее эффективного использования);
- создание условий для дальнейшего экономического роста путем диверсификации экономики, ускоренного развития обрабатывающей промышленности и на этой основе повышения доходов населения;
- принятие мер по дальнейшему развитию аграрного сектора путем создания условий для повышения его продуктивности;
- развитие инфраструктуры, способствующей расширению возможностей бедного человека без увеличения его дохода;
- укрепление социального капитала (развитие национальных проектов в области здравоохранения, об-
♦--------------------------------------------------
разования, жилищного строительства и сельского хозяйства).
1. Васильев К.Е. Актуальные проблемы анализа и оценки уровня бедности населения // Общество. Среда. Развитие. 2008. № 1.
2. Грицюк М. Ученые решают, как побороть бедность в России // Российская газета. 2009. 3 нояб.
3. Каракаева Е.У. Перспективы сокращения бедности в России на основе ускорения экономического роста // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2006. № 3.
4. Николаева Д. Безработица сократила разрыв в доходах // Коммерсантъ. 2010. 4 февр.
5. Официальный сайт Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области. URL: http://www.mintrud. Saratov. gov.ru/program/index.php
6. Перевозщикова Н.Н. Качество роста экономики как условие преодоления бедности работающего населения России // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 4.
7. Порядина Е.Д. Бедность среди работающих: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2007.
8. Разумов А.А. Работающие бедные в России. М.: ВЦУЖ, 2002.
9. Римашевская Н.М. Социальные исследования экономических трансформаций в современной России // Социологические исследования. 1997. № 6.
10. Федорова О.Г. Бедность в России: Проблемы ее историко-правового анализа в постсоветском пространстве // История государства и права. 2006. № 8.
11. Шаяхметова В.Р. Бедность и демографическое развитие России в условиях реформ рубежа XX - XXI вв. // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3.
УДК 339.138:378 Л.С. ДрагЭНЧуК
ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обоснована необходимость развития маркетинга взаимоотношений организаций высшего профессионального образования, рассмотрены его сущность и особенности. Представлены результаты исследования практики формирования маркетинга взаимоотношений вузов и бизнес-организаций.
Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, участники маркетинга взаимоотношений, уровни взаимоотношений вуза с потребителями образовательных услуг.
иэ. йгадапсЬик
RELATIONSHIP MARKETING FORMATION IN HIGHER EDUCATION
The article deals with the necessity of relationship marketing formation in higher education. Its essence and specific features are closely observed. The author presents practical results of the study of relationship marketing formation between higher educational institutions and businesses.
The key words: mutual relationship marketing, participants of mutual relationship marketing, levels of relationship between higher educational institutions and consumers of educational services.
Главное преимущество высокоразвитой страны в постиндустриальном обществе связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Сегодня образование играет важную роль в обеспечении благополучия человека, формировании гражданского общества, в создании экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. «Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства инноваций создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе обновления технологий и продуктов» [2, с. 33].
Формирование постиндустриального общества и его экономического фундамента - инновационной экономики выдвигает как одну из ключевых задачу подъема российского образования и его реформирования.
Современным маркетинговым подходом к решению проблем высшего профессионального образования (ВПО) и повышения конкурентоспособности вузов в рыночных условиях является использование в управлении образовательными организациями принципов
маркетинга взаимоотношений [4; 5]. Новый подход является одним из наиболее известных и обсуждаемых направлений теории маркетинга. Большинство исследователей придерживаются мнения, что представление о маркетинге как простом обмене между покупателем и продавцом (transaction marketing) сменяется другим, в основе которого - установление долговременных и устойчивых отношений (relationship marketing). Маркетинг взаимоотношений рассматривается в научной литературе как «магистральное направление развития маркетинга» [6, с. 3].
В истории маркетинга выделяют четыре эры: эру производства, эру продаж, эра маркетинга и эру взаимоотношений [1]. Начало формирования «отношенческого» подхода в маркетинге было положено в 1980-х гг Философия маркетинга взаимоотношений заключается в формировании и поддержании долгосрочных и тесных взаимоотношений с потребителями и другими партнерами. При этом каждая из сторон снижает риски и получает добавленную ценность от построения и реализации взаимоотношений.