УДК 37. 013. 42
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
© 2012
О.А. Авраменко, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается суть понятия социализации, анализируется состояние разработки проблемы социализации дошкольников в отечественной педагогической науке, определено научные достижения ученых и раскрываются проблемы взаимодействия детей в разновозрастных группах детского сада.
Ключевые слова: социальное развитие, социализация, разновозрастное взаимодействие, личность, дошкольники, научное исследование, адаптация.
Коренное реформирование системы образования в условиях перестройки государственности, культурного и духовного возрождения Украины нуждается в усовершенствовании процесса социального становления детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период в характере личности закладываются стержни духовных ценностей и основы моральных норм. Развитие ребенка во взаимодействии и под влиянием социальной среды определяют как процесс и результат его социализации. Социализация происходит как под влиянием стихийного взаимодействия детей с социальной окружающей средой, так и при относительно управляемом процессе влияния на них социальных учреждений и агентов социализации.
Заметный вклад в изучении проблемы обновления социально-педагогических аспектов содержания образования, создания надлежащих условий для социализации ребенка, оптимального его развития и воспитания принадлежит таким исследователям, как В. Болгарина, И. Зверева, В. Иванов, Л. Кузнец, О. Кононко,
B. Кремень, Н. Лавриченко, Н. Нычкало, В. Оржеховская, Т. Пониманская, Р. Прима, А. Савченко, И. Фельдштейн и др. Раскрытию социально-педагогических аспектов социализации посвящены труды А. Богуш, О. Бодалёва, Н. Грамма, Т. Жаровцевой, В. Караковського, И. Кона, Ю. Косенко, С. Литвиненко, А. Мудрыка, Л. Новиковой, Т. Степановой, Я. Щепанского; определению социальной компетентности личности на ранних этапах социализации - Ю. Богинской, О. Карамана, О. Кононко,
C. Шалашной, И. Печенко, Р. Примы и др.
В целом ряде современных исследований признается преимущество дошкольного учреждения как института социализации, в котором созданы условия для личностного развития ребенка, способности приспосабливаться к окружению и воспроизведению ребенком социальных связей и социального опыта (Л. Артемова, А. Богуш, Н. Ватутина, Т. Жаровцева, О. Кононко, А. Колесник, Т. Пониманская, И. Печенко и др.). Следует отметить, что, как правило, экспериментальная работа проводилась в группах с детьми одного возраста.
Социальная педагогика в последнее десятилетие пытается осмыслить процесс социализации как явление педагогическое. Теоретический анализ, проведенный
Н. Головановой, помог выделить следующие основные подходы к педагогической характеристике понятия «социализация»:
- социологический (Л. Левшин, Х. Лийметс, Т. Мальковская, В. Момов), когда социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, которое охватывает и стихийные, и организованные влияния среды;
- факторно-институциональный (В. Гинецинский, И. Кон, А. Мудрык), где социализация рассматривается как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации;
- интеракциональный подход (Т. Конникова,
А. Куракин, А. Мудрык, Л. Новикова), рассматривающий социализацию в контексте общения, межличностного взаимодействия;
- интериоризациональный подход (Б. Битинас,
Л. Буева, И. Кон, В. Крутецкий), в пределах которого социализация понимается как процесс освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом, которое приводит к становлению системы внутренних регуляторов;
- интраиндивидуальный подход, где социализация не исчерпывается приспособлением личности к социальной среде, а есть творческой самореализацией личности, усовершенствованием себя (И. Кон, А. Кочетов, Т. Мальковская, Л. Рувинский, В. Шепель) [4].
Русский исследователь А. Мудрык толкует понятие социализации как «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» и подает его как совокупность четырех составных:
- стихийная социализация в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на нее разных обстоятельств жизни;
- относительно управляемая социализация в процессе и результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или других категорий граждан;
- относительно социально контролируемая социализация в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;
- более или менее сознательное самоизменение человека [10].
Ученый подчеркивает, что исследуя проблему социализации личности в дошкольном детстве, важно ориентироваться на явления которые характеризуют становление личности в обществе, так как оно обозначает «развитие, обусловленное конкретными социальными условиями» [11].
Мы соглашаемся с взглядами Г. Андреевой, что социализация - двусторонний процесс, который содержит, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизведения индивидом систем социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду [1].
Весомый вклад в рассмотрение сущности процесса социализации личности в дошкольном детстве осуществлен И. Рогальськой. Исследователь интерпретирует понятие социализация в дошкольном детстве, как процесс становления детской личности в ее взаимодействии с социальным миром на основе уровневого вхождения ребенка в систему социальных связей, активного освоения социокультурного опыта через ее субъективное познание общественной окружающей среды и конструирование образа социального мира.
Специфика социализации личности в дошкольном детстве, по мнению ученой, состоит в непрерывном изменении пространства ее «социального созревания», в обеспечении расширения степени свободы при ее введении в общественную окружающую среду; в развития ее субъективной активности и формировании социальной компетентности; в социально-эмоциональном освоении общественной окружающей среды, и ориентируется на обогащение жизни детей в социокультурном пространстве [20].
Новая социокультурная ситуация и требования общества к личности предусматривают не просто пас-
сивную адаптацию индивида к требованиям социума, а создания благоприятных условий для формирования социальной компетентности воспитанников. Итак, дети должны практиковаться при вхождении в социальною среду, развивать в себе мобильность, гибкость поведения, адаптивные механизмы. Современные ученые утверждают: овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую он стремится удовлетворить, и это требует от него умения не только выживать при быстротечных условиях окружающей среды, а жить на полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающей средой, находить свое соразмерное место в противоречивом мире (Д. Бех, О. Кононко, И. Рогальская и др.).
Период дошкольного детства, есть наиболее благоприятным для полноценного развития под влиянием обучения и воспитания. Возможности ребенка в обучении безграничные, однако, имея от рождения определенные способности, он может развить их лишь в правильно организованной среде. Для этого очень важно создать специальную образовательную среду (доступные и тщательно продуманные учебные материалы, разновозрастные группы), в которой ребенок сможет и захочет показать свои индивидуальные способности, будет развиваться и учиться в собственном ритме, раскроет свой потенциал, научится самостоятельно постигать мир.
Дошкольник имеет много специфических качеств, которые помогают ему активно воспринимать мир: повышенную способность к восприятию, запоминанию, сохранению информации, благоустройства и творческого использования материала.
Дошкольный возраст - это период начального формирования личности и первого опыта взаимодействия с другими детьми, который в дальнейшем определяет характер самосознания ребенка и его коммуникативного развития. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику детских отношений в разновозрастных группах и обнаружить те факторы, которые оказывают содействие или препятствуют становлению положительных, социальных форм общения. Взаимодействие и общение детей разного возраста друг с другом, имеют важное значение и большое влияние на развитие целого ряда положительных сторон личности как младших, так и старших детей. В разновозрастном объединении детей, решаются самые сложные воспитательные задачи: дети учатся внимательно относиться к старшим, беспокоиться о младших, приобретают коммуникативные привычки. В процессе разновозрастного взаимодействия возможным становится взаимовоспитание и взаимообучение, когда дети, как старшие, так и младшие, получают новые знания, привычки, умения, закрепляют и обобщают их. Старшие относительно младших являются более опытными, своего рода наставниками, а младшие следят за поступками, поведением и деятельностью старших. Любые возникающие проблемы, становятся общими.
В разновозрастных группах создаются эффективные условия для развития социальной компетентности дошкольников. Это происходит прежде всего благодаря тому, что в таких группах есть возможность взаимного общения и взаимодействия детей разного возраста.
Общение детей разного возраста в процессе общей деятельности и его влияние на их общее развитие исследовали Т. Маркова, В. Нечаева, Л. Пеневская и др., эффективность влияния педагога на дошкольников с помощью старших детей изучали А. Давидчук, И. Дёмина и др.
Разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для морального развития ребенка, получения им более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия и естественного, языкового и интеллектуального развития.
Анализ материалов педагогических исследований
Т. Марковой, В. Нечаевой, Л. Пеневской [19, с. 101 -141], [9, с. 12]; [13 , с. 56-62] показал, что педагогов интересовали разные аспекты взаимного влияния детей разного возраста.
Так, Т. Маркова исследовала влияние игры на взаимодействие старших и младших детей. Автор утверждает, что общая игра с одной игрушкой оказывает содействие воспитанию сочувствия, сопереживания, вырабатывает у детей умение подождать, уступить игрушку. Младшие дети перенимают соответствующее правилам поведение старших в игре, учатся взаимодействовать с товарищами.
Формирование дружеских взаимоотношений в играх детей разного возраста связан, как указывала В. Нечаева, и в значительной мере обусловлен наличием предыдущего опыта общения. Дети старшего дошкольного возраста, не имея предыдущего опыта общения с малышами, в общей игре с ними «...в тех случаях, когда на судьбу младших выпадают очень интересные моменты в игре, находят причину поменяться ролями или берут на себя их функции» [13, с. 59].
Общие игры детей разного возраста как средство развития речи младших дошкольников рассматривала в своем исследовании Л. Пеневская. Автор подчеркивала, что у детей развивалось понимание языка, происходила его активизация и расширение функций, в частности: «... малыши легко усваивают привычки словесного общения, постоянно пополняя и активизируя свой словарный запас, усваивая словесные повороты» [19].
Исследования Т. Марковой, В. Нечаевой, Л. Пеневской были продолжены в педагогических роботах И. Деминой (формирование доброжелательных и заботливых отношений у старших дошкольников к младшим) и М. Мирзаабдулаевой (воспитания начальных форм взаимопомощи в общей трудовой деятельности)
[5], [10].
На убеждение Л. Божович, А. Запорожец,
A. Леонтьева, общение детей разного возраста оказывает содействие изменению статуса старших дошкольников в системе общественных отношений. Выполнение важной, значимой для окружающих деятельности, обращение взрослого к старшему ребенку как к помощнику
- ведут к перестройке основных жизненных принципов «... и тогда весь мир откроется перед ним по-иному. Это ничего, что он (ребенок) мало знает, мало понимает, тем быстрее он переосмыслит все, что ему известно, тем быстрее изменится его общий психологический образ» [6].
В 70-80 - е годы в отечественной педагогической науке специально изучался вопрос о влиянии взаимодействия школьников разного возраста на совершенствование деятельности детских организаций (Т. Будрина, Р. Литвак, Л. Козлова, М. Кузьмина). Объектом исследования педагогов было также изучение эффективного содержания и форм взаимодействия детей разного возраста, педагогических средств, которые стимулируют активность детей в общей деятельности (И. Иванов,
B. Караковский, Е. Старостина, В. Сухомлинский). Взаимодействие школьников разного возраста изучалось в разных вековых и социально-педагогических системах: в школьном (Л. Божовыч, В. Караковский, Т. Конникова, Л. Новикова и др.) и в первичном коллективе (Н. Селиванова, Е. Старостина), в учреждениях закрытого типа (В. Кумарин, Л. Уманский, Л. Кочкина), в разных видах деятельности (О. Соловьев, А. Травинин,
А. Шпона и др.).
Большого значения разновозрастным объединениям в становлении личности уделял А. Макаренко. Он отказался от формирования отрядов из колонистов одного возраста, мотивируя это тем, что именно разновозрастные коллективы детей более всего напоминают семью и будут выгодными в воспитательном процессе, именно там проявляется забота о младших, уважение к старшим, наименьшие нюансы товарищеских отношений. Педагог пришёл к выводу, воспитательный эффект в деятельно-
сти разновозрастных коллективов весьма значительный: ими легче руководить, коллективы становятся более подвижными и дееспособными. Итак, первичные коллективы необходимо создавать по принципу разново-зрастности [8].
Взаимодействие детей в разновозрастном коллективе выполняет функцию социальной защиты, которая состоит в помощи старших младшим в организации их жизнедеятельности, защите и поддержке тех детей, которые не могут реализовать себя по разным причинам в коллективе ровесников; обеспечении соответствующего эмоционального самочувствия каждого воспитанника, поскольку создается возможность для каждого ребенка общаться с детьми того возраста, с которыми он себя комфортнее чувствует. Сама современная жизнь выдвигает на первый план проблему специально организованного разновозрастного общения и взаимодействия.
Л. Байбородова рассматривала взаимодействие в разновозрастной группе, как «... способ усвоения, переработки опыта и информации от поколения к поколению, четкое поведение с одной стороны и наследование этому поведению с другой. У ребенка усвоение опыта всегда происходит через взрослого или старшего в общей деятельности или общении. В процессе общей деятельности и общения детей разного возраста происходит переосмысление опыта старших и обогащение, развитие опыта младших» [2].
Важным условием успешного функционирования разновозрастного объединения есть, по мнению исследователей, вековой состав участников. Т. Маркова предлагала обеспечить подвижность разновозрастной группы за счет варьирования его векового состава, в зависимости от вида общей деятельности старших и младших дошкольников. Так, в трудовой деятельности по мнению ученой следует объединять трехлетних детей с более старшими (5-7 лет), а в игре целесообразным есть объединение трехлетних детей с пятилетними [8, с. 12].
В. Нечаева, сравнивая общие игры детей двух категорий, трехлетних и четырех - пятилетних, а также двух
- трехлетних детей из шест-семилетними, пришла к выводу: «Двух - трехлетние дети чувствуют себя лучше в общении с более старшими детьми, ведут себя спокойнее, увереннее, видно, что им интересно»[12, с. 27].
Е. Дымов определял оптимальный интервал в возрасте 3-4 лет и проводил экспериментальные исследования, в которых условия общей деятельности требовали интеллектуального напряжения с обеих сторон, которые вступают во взаимодействие. В исследованиях
О. Газмана вековой диапазон участников взаимодействия в свободной игровой деятельности, превышал 7 лет и этот процесс также был эффективный.
Возраст - это категория, которая служит для регистрации временных критериев, факторов, которые касаются того или другого индивида, предметов окружающего мира. В психологии возраст - одна из наиболее интегративных характеристик человека, отображающая свойства (совокупность тенденций и потенций), приобретенные вследствие продолжительного существования в естественной и социальной среде [3, с. 71]. Понятие возраста в педагогике и психологии тесно связано с понятием развития. В детской психологии категория возраста служит для изучения и описания вековой специфики и динамики психических актов в связи с культурологическими, историческими, социологическими условиями, в которых находится ребенок.
В Законе Украины о дошкольном образовании отсутствуют четкие рекомендации, которые бы указывали, на то, какого возраста детьми должны быть укомплектованы разновозрастные группы (сопредельного или контрастного). Отсутствие четких аргументаций в рекомендациях свидетельствует о частичной разработанности проблемы, с одной стороны, а с другой - подтверждает наличие очень сложных и неоднозначных процессов взаимного влияния, которые происходят среди детей
разного возраста, опосредствованных их вековыми особенностями, характером и содержанием общей деятельности, их регулированием педагогическим процессом.
В практике работы дошкольных учреждений существуют и другие подходы к комплектованию групп (половые признаки, интересы детей к той или другой деятельности, финансовые возможности родителей и т.п.). Заметим, что все эти варианты комплектования имеют свои положительные и отрицательные стороны.
При комплектовании на основе вековых признаков получаются одновозрастные (гомогенные) группы, в которых осуществляется коллективно ориентированное обучение. Вместе с тем возникают проблемы относительно учета индивидуальных особенностей развития детей, построения гибкой системы их воспитания и обучения.
При комплектовании на основе индивидуальных особенностей развития получаются разновозрастные группы, в которых объединяются дети от самого младшего к самому старшему. В результате повышается эффективность осуществления индивидуальной работы, улучшаются взаимоотношения между детьми и атмосфера психологического комфорта, происходит взаимообмен детским опытом. Наиболее распространенные проблемы такого комплектования групп - в неподготовленности дошкольных работников к осуществлению психологически грамотного изучения особенностей индивидуального развития, которое обеспечивает комплектование на основе законов психологической совместимости. При значительной наполняемости групп (15 - 20 детей) усложняется процесс организации жизни детей (малыши должны спать, а старшие дети - гулять). Это требует перестройки работы технического персонала, осуществить который - не всегда возможно. Старшие дети иногда становятся «нянями» для младших. Это может привести к формированию у малышей несамостоятельности, у старших детей - к появлению авторитаризма. Такая ситуация часто беспокоит родителей.
При комплектовании на основе учета вековых и индивидуальных особенностей получаются смешанные, разновозрастные группы детей сопредельного возраста (младшая - средняя группы), что оказывает содействие облегчению процесса индивидуализации просветительно-воспитательной работы, не поднимая режима жизни детей, ритма работы дошкольного учреждения. Сравнительно с предыдущим типом количество проблем уменьшается, тем не менее, остается актуальным вопрос относительно квалифицированного изучения индивидуальных особенностей развития малыша к началу посещения им дошкольного учреждения, во время приема и адаптации [14, 15, 16]. На основе этого необходимо осуществлять комплектование групп детей сопредельного возраста на основах психологической совместимости с другими детьми и их воспитателями.
При комплектовании на основе родственных отношений получаются разновозрастные группы, в которые объединяются братья и сестры. Среди позитивов такого объединения есть то, что детям гарантируется ощущение защищенности, эмоциональной безопасности как во время адаптации к условиям дошкольного учреждения, так и в дальнейшем его посещении. Это благоприятно влияет на всестороннее развитие ребенка - умственное, физическое, социально-этическое и т.п. [5].
Научных работников беспокоят проблемы, которые могут оказаться в вопросе воспитания у младших детей самостоятельности и возможностей старших заниматься деятельностью и общением, интересными именно для этого возраста [17, 18]. Мера опеки старшими детьми младших, воспитателями должна браться во внимание и направляться соответственно реальным потребностям и возможностям детей (как младших, так и старших).
На наш взгляд, все предложенные варианты комплектования имеют право на существование. Выдающуюся роль при выборе принципа комплектования должны сы-
грать особенности конкретного дошкольного учебного заведения, района, в котором он находится, потребности родителей, педагогические взгляды и подготовка воспитателей.
Заметим, что при выборе принципа комплектования необходимо учесть рассмотренные проблемы и сосредоточить внимание на их упреждении или преодолении. Этот вопрос следует решать коллегиально, всем педагогическим коллективом и, учитывая разные точки зрения, найти оптимальное решение.
Таким образом, разновозрастное объединение является фактором, который наиболее эффективно влияет на социальное и психическое развитие ребенка, при условии его целесообразного и целенаправленного включения в педагогический процесс.
Разновозрастной коллектив решает задачи более ранней социализации детей, обретения ими элементарных привычек педагогического общения: помощь старших младшим в организации их жизнедеятельности, защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по разной причине в коллективе ровесников. Характер отношений между детьми разновозрастных групп имеет стойкий характер и определяется стилем воспитания взрослого, социальной средой, воспитательным пространством, что составляет перспективу дальнейших исследований в этом направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. / Г. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
2. Байбородова Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореф. дис. док. пед. наук. / Л. Байбородова — Казань, 1994. - 48 с.
3. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. / В. И. Гинецинский - СПб. Изд-во СПб. Ун-та, 1992. - 148 с. С. 71.
4. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дисс. ...д - ра пед. наук. / Н. Ф. Голованова - СПб, 1996. - 327 с. С. 193.
5. Демина И. С. Формирование доброжелательного и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: Диссерт. канд. пед. наук. / И. С. Демина
- М., 1972. -140 с.
6. Кузьменко В. За віком та інтересами / В. Кузьменко // Дошкільне виховання. - 2000. - № 7 - С. 19.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев - М., 1981. - С. 481 - 537.
8. Макаренко А. С. «Педагогическая поэма» / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская - М.: ИТРК,
2003. - 736 с.
9. Маркова Т. А. Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения / Т. Маркова// Дошкольное воспитание. - 1963. - №2. - С. 12.
10. Мирзаабдулаева М. Воспитание начальных форм взаимопомощи у детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: Автореф.дис. канд. пед.наук. / М. Мирзаабдулаева - М., 1984. - 23 с.
11. Мудрик А. Социализация человека как проблема / Анатолий Мудрик // Социальная педагогика. 2005. - №
4. - С. 47 - 57.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Мудрик А. В. - М.: Академия, 1999. - 176 с. - С. 3.
13. Нечаева В. Г. Общение детей разного возраста в объединенном дошкольном учреждении / В. Нечаева // Советская педагогика. - 1963. - № 9. - С. 56 - 62.
14. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Теоретикометодические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 161-164.
15. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2.
С. 128-133.
16. Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 102-105.
17. Кушнирык Н.Я. Особенности социализации дошкольника Украины в процессе воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 3. С. 82-84.
18. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 180-182.
19. Пеньевская Л. А Влияние на речь детей 3-го года жизни общения их с детьми старшего дошкольного возроста // Воспитание детей 3 - го года жизни в дошкольном учреджении / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1965. - С. 101 - 141.
20. Рогальська І. П. Теоретико - методичні засади соціалізації особистості у дошкільному дитинстві: автореф. дис... д - ра пед. наук: 13.00.05 / І.П. Рогальська: Луган. нац. Ун - т ім. Т. Шевченка. - Луганськ, 2009.
- 43 с.
SOCIALIZATION OF CHILDREN OF DIFFERENT AGE IN THE GROUP OF PRE-SCHOOL IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC - PEDAGOGICAL IDEAS
© 2012
O^. Avramenko, post-graduate student
Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: in article is considered essence of the notion socializations of children, is analyzed in home pedagogical science, certainly scientific achievements of scientists and is shows the system interaction of children of the different of the age in the group of preschool educational institution.
Keywords: the social development, socialization, interaction, personality, preschool children, scientific research, adaptation.