Научная статья на тему 'Ценностное отношение к собственному «я» как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста'

Ценностное отношение к собственному «я» как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ «Я» / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рейпольская Ольга Дмитриевна

Статья посвящена изучению проблемы формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к собственному «Я» как личностному качеству. В статье уточнена сущность понятия «ценностное отношения» как базового качества личности дошкольника, раскрыты структурные компоненты изучаемого феномена: «Я» физическое, «Я» духовное и «Я» социальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к собственному «я» как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»

_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._

УДК37.037 - 057.874: 372

Рейпольская Ольга Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дошкольного воспитания Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, [email protected], Киев, Украина

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ «Я» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к собственному «Я» как личностному качеству. В статье уточнена сущность понятия «ценностное отношения» как базового качества личности дошкольника, раскрыты структурные компоненты изучаемого феномена: «Я» физическое, «Я» духовное и «Я» социальное.

Ключевые слова: ценностное отношение к собственному «Я»; адекватная самооценка.

Reypolskaya Olga Dmitrievna

Candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of preschool education of the Institute of problems of education of National academy of pedagogical sciences of Ukraine, [email protected], Kiev, Ukraine

VALUE ATTITUDE TO OWN 'I' AS THE FACTOR OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT OF THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Abstract. Article it is devoted to studying of a problem of formation at children of preschool age of the valuable relation to own "I" as to personal quality. In article the essence of the concept "valuable relations" as basic quality of the personality of the preschool child is specified, structural components of a studied phenomenon are opened: "I" - physical, "I" - spiritual and "I" - social. Keywords: the valuable relation to own I; adequate self-assessment.

Реформирование системы образования, ее концептуальных, структурных и организационных основ в связи с общественно-экономическими преобразованиями, которые происходят в Украине, не мыслится без воспитания и развития личности, которая способна направить свою жизнедеятельность в русло гуманистического развития общества и саморазвития, на основе усвоения общечеловеческих ценностей. В свою очередь, это актуализирует поиск ценностных механизмов развития подрастающего поколения, формирования целенаправленного отношения к жизни как высшей ценности, умение определять жизненные перспективы, приобретать веры в собственные силы.

Кроме того, в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность дошкольных учебных заведений Украины, а именно: Национальной доктрине развития образования в Украине в XXI в., Законах Украины «Об образова-

нии», «О дошкольном образовании», в Базовом компоненте дошкольного образования Украины, определены основные принципы образования в стране, которые предусматривают ориентацию на личность, формирование у нее сознательного, ценностного отношения к окружающей действительности и самому себе, обеспечение ориентации на личность как на представителя определенного пола.

Значимость изучения данной проблемы основывается на ориентации педагогического процесса на личность. В философских, психологических, педагогических исследованиях представлены различные аспекты проблемы: раскрыты общие основы формирования отношения личности к другим и к себе (Р. Декарт, Кант, А. Камю, Э. Мунье, И. Фихте и др.); исследованы вопросы становления самосознания личности (Б. Ананьев, Л. Божович, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, В. Столин,

П. Чамата, Н. Чеснокова, А. Шорохова и др.); изучены структура и динамика отношения личности к себе (Р. Берне, У Джемс, Х. Каплан, И. Кон, С. Пантелеев, К. Роджерс, М. Розенберг, В. Столин, Г. Уайли и др.); раскрыты особенности самооценки и ее взаимосвязь с оценками окружения (Н. Ан-кудинова, М. Боришевский, И. Кон, Г. Лип-кина, Г. Прихожан, Е. Савонько, В. Сафин и др.); научно обоснован психологический базис формирования и развития личности (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, В. Дивидов, А. Дусавицкий, Е. Кононко, Г. Костюк, Б. Ломов, А. Леонтьев, С. Мак-сименко, С. Светличная, С. Рубинштейн, Г. Цукерман, Д. Эльконин и др.); разработаны новые парадигмы образования (Г. Балл, И. Бех, В. Давыдов, А. Дусавиць-кий, С. Максименко, С. Подмазин, В. Реп-кин, А. Савченко, Г. Цукерман, Д. Эльконин, И. Якименская и др.).

Таким образом, научные исследования, раскрывающие теоретико-психологическую проблему отношений личности (Б. Ананьев, И. Бех, А. Леонтьев, В. Мясищев, Ю. Приходько, В. Столин и др.) и соответствующие поиски в педагогике (А. Степанов, М. Фицула, И. Харламов и др.) характеризуют это образование как систему связей человека со значимыми для него сторонами действительности, реализуется в поведении, закрепляется в образе жизни, становится составной сознания и самосознания личности, характеристикой самоценности .

В психолого-педагогической литературе ценностное отношение к себе рассматривается как важная компонента самосознания, свидетельствует о зрелости личности. Оно имеет соответствующие компоненты, формы и показатели проявления (И. Бех, Е. Кононко, В. Мясищев, В. Сластенин, В. Столин , В. Сухомлинский, Л. Рувинский и др.). Анализ научных источников позволяет говорить о важности воспитания ценностного отношения к себе в развитии ребенка дошкольного возраста с помощью различных средств педагогического воздействия (И. Бех, Е. Кононко, М. Корепанова, И. Ме-зеря, В. Непомнящая, С. Тищенко и др.).

Опыт психолого-педагогических исследований последних десятилетий позволяет пересмотреть существующие представления о возрастных возможностях детей дошколь-

ного возраста (В. Давыдов, А. Дусавиць-кий, Л. Занков, С. Максименко, В. Репкин, Д. Эльконин ) и сделать вывод о том, что их познавательные возможности практически неисчерпаемы. Это связано с тем, что в мотивационной структуре личности детей дошкольного возраста происходят кардинальные изменения, а процесс построения разнообразных межличностных связей в общении детей способствует развитию самосознания.

Проблема ценностного отношения человека к самому себе, своему «Я» привлекала и привлекает внимание многих ученых философов (И. Кант, Э. Роттердамский, Г. Сковорода и др.), психологов (И. Бех, Е. Конон-ко, В. Мясищев, В. Столин и др.), педагогов (В. Сухомлинский, И. Харламов, С. Шил-кунова и др.). Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие личности, ее самосознания связан с изменениями отношения человека к окружающему миру и самому себе.

Понимание природы отношения к себе невозможно без обоснования методологических аспектов данного феномена, чем определена целесообразность проведения анализа литературы по вопросам развития философской мысли в контексте темы нашего исследования.

Отдельные вопросы воспитания отношения к себе рассматривались в рамках нравственного воспитания и самовоспитания (Г. Буре, В. Логинова, В. Нечаева, В. Ядэшко и др.). Между тем, следует отметить, что вопрос формирования задатков к самовоспитанию в дошкольном возрасте как важного основания процесса самовоспитания в подростковом возрасте, специально не рассматривался.

Представители «педагогики сотрудничества» Ш. Амонашвили, И. Волков, Е. Ильин и др. видели основу воспитательного процесса в сотрудничестве всех его участников и личностном подходе, при котором ребенок чувствует себя личностью, которую уважают, понимают, поддерживают и любят, что способствует становлению чувства собственного достоинства, самоуважения, самопринятия. Ш. Амонашвили среди основных принципов воспитания выделяет любовь к ребенку, внимание ко всем сферам его деятельности, предоставление права на

собственный выбор; сотрудничество и сотворчество, изучение жизни ребенка, движений и стремлений ее души через познание ребенка в себе, содействие развитию положительной самооценки, самоуважения т.д. [1, с. 166-167]. И. Бех, Е. Ильин и др. связывают воспитание и обучение с деятельностью детей, в процессе которой ребенок познает и находит себя [2, с. 39-45, 3 с. 52-57].

Итак, ретроспективный анализ педагогических взглядов на проблему отношения к себе позволяет сделать следующие выводы: вопросы воспитания ценностного отношения к себе наибольшее освещение получили в трудах представителей гуманистической парадигмы; формирование ценностного отношения к себе возможно лишь при условии направления ребенка к самопознанию; формами проявления ценностного отношения к себя учеными определяются собственное и человеческое достоинство, самоуважение, гордость, безусловное принятие ребенком самого себя, любовь к себе и другим людям, ответственность, нравственность; среди условий и путей воспитания ценностного отношения к себе выделяют организацию воспитательного пространства, деятельности и общения детей, направленные на познание ребенком самого себя, своих моральных, интеллектуальных и других характеристик и возможностей; гуманное отношение к ребенку как к значимой и достойной личности, уважение прав ребенка, создание эмоционально-окрашенного положительного микроклимата сотрудничества между всеми участниками воспитательного процесса.

Концепция нашего исследования заключалась в восприятии ценностного отношения к собственному «Я» как личностного интеграла, представлении процесса его формирования в раннем онтогенезе системного по содержанию и гуманного по направленности подхода. Исходными в разработке модели оптимизации процесса формирования у детей разного пола ценностного отношения к собственному «Я» служили следующие положения: 1) дошкольник квалифицируется как активный субъект жизнедеятельности, способный производить адекватный возрасту и интеллектуально сложный по содержанию Я-образ, проявлять самоуважение, вести себя уверенно в различных видах и условиях организации деятельности;

2) в ценностном отношении к собственному «Я» как личностному интегралу должны гармонично сочетаться положительное принятие ребенком своей половой принадлежности, доступная возраста мера ориентации в своем душевном мире и гуманное поведение; 3) ценностное отношение к собственному Я объективируется в Я-концепции как целостная установка, выступает регулятором поведения, мотивирует его адекватность осуществления собственных выборов, принятия самостоятельных решений, способность отвечать за их последствия перед другими; 4) ценностное самоотношение дошкольников разного пола своей модификацией сказывается на характере полоролевого поведения, результативности деятельности и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

В основу разработки системы эффективного формирования у мальчиков и девочек дошкольного возраста ценностного отношения положена идея целостного подхода их жизнедеятельности в детском саду; обновлению содержания, форм и методов учебно-воспитательной деятельности, созданию развивающей среды будет способствовать использование авторской технологии воспитания в раннем онтогенезе социально одобренных, приемлемых, конструктивных форм ценностного отношения. Реализация концепции направлена на обогащение представлений детей дошкольного возраста разного пола о собственных добродетелях и пороках, воспитание у них самоуважения, способности доверять собственным возможностям, формирование умения быть самостоятельными, действовать конструктивно, отстаивать собственное достоинство в своих действиях и поступках, обосновывать свое мнение, ориентироваться на базовые моральные ценности. Важным направлением научной работы является создание соответствующего теоретико-методологического и программно-методического обеспечения обеспечения доступного дошкольникам баланса «Я» физического, «Я» духовного и «Я» социального, оптимизация модели взаимодействия в системах «взрослый - ребенок» и «ребенок - ребенок».

Организовывая опытно-экспериментальную работу, мы предположили, что показателями адекватной самооценки служит

умение исследуемых объективно оценивать свои достижения, проявлять независимость от оценки взрослого, способность полагаться на собственный опыт, выражать беспристрастные, правдивые суждения относительно процесса и результата деятельности. Получению разносторонней информации относительно проявлений ценностного отношения к собственному «Я» в дошкольном возрасте способствовало изучение базовых качеств личности на разных возрастных этапах, в отличных видах деятельности, вариативных условиях их организации с учетом половой принадлежности испытуемых и применения таких методов, как беседа, педагогическое наблюдение, моделирование экспериментальных ситуаций, анкетирование. Была создана авторская комплексная методика диагностики уровня сформирован-ности у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к собственному «Я», которая осуществлялась в трех направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами. Уровень сформированности указанного качества у детей старшего дошкольного возраста определялась с помощью диагностических методов. Принимались во внимание когнитивный (система знаний детей о ценностном отношение к собственному «Я» как составляющей личности), эмоционально-ценностный (отношение к себе, эмоциональные реакции на оценочные суждения, отношение к успеху и поражению, качественно-количественные показатели конечного практического продукта), поведенческий (умение вести себя уверенно в непривычных ситуациях) компоненты.

Единицей измерения ценностного отношения к собственному «Я» мы рассматривали уверенное поведение. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выделить группы детей с разным уровнем сформированности уверенности в себе в зависимости от типа поведения: уверен, ситуативно уверен, самоуверенный, парадоксальный, неуверен. Результаты обработки экспериментальных данных позволили определить различия в уровнях сформированности уверенности в себе в зависимости от возраста и пола испытуемых. Выявлено, что возраст определяет диапазон возможностей, качественные характеристики, а индивидуальный жизненный опыт

- стабильность и интенсивность проявлений уверенного поведения. Так, в младшем дошкольном возрасте ценностное отношение к собственному «Я» наивное по своей форме, неосознаваемое, в большей степени зависит от оценок авторитетных взрослых. В старшем дошкольном возрасте указанное качество становится предметом внутреннего анализа, интеллектуализируется, приобретает произвольность. Вместе с тем у подавляющего большинства испытуемых старшего дошкольного возраста оно окрашивается тревожностью. Независимо от возраста и пола дети стремятся сохранить положительный Я-образ, добиваются признания своих достоинств авторитетными другими, проявляют различные способы самовыражения, мотивируют свой выбор желанием достичь успеха или избежать неуспеха. Пол сказывается на выборе исследуемыми степени сложности задач, способах притязания, признании. Девочки отличаются большей практичностью, ориентацией на социальное одобрение, четкостью в соблюдении требований взрослых. Для мальчиков в основном характерны самостоятельность, решительность, независимость и высокая по сравнению с девочками, тревожность.

Результаты второго и третьего направлений констатирующего этапа исследования, в которых было использовано анкетирование взрослых и наблюдение за характером их взаимодействия с детьми, дали возможность определить четыре основных типа ценностных ориентаций авторитетных других. Выяснено, что ценностные ориентации взрослых продуцируют уверенность и ситуативную уверенность проявления поведения детей или замедляют формирование у них уверенности в себе и даже способствует проявлениям застенчивости и неуверенности. Однако наличие детей с уверенными и ситуативными проявлениями поведения в различных типах ценностных ориентаций к ним взрослых дает возможность утверждать, что внешние условия однозначно определяют процесс воспитания ценностного отношения к собственному «Я». Вопреки ежедневной практике деструктивного поведения педагогов и родителей такие дети способны в определенной мере противостоять негативным воздействиям, привлекать собственные внутренние резервы. Возмож-

ность действовать независимо предполагает сформированность у исследуемых волевой сферы как залога уверенности в себе.

Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволил зафиксировать недостаточную осведомленность родителей и педагогов относительно содержания понятия «ценностное отношение к собственному Я» и методов его эффективного воспитания. Установлено существование дисгармонии между высказываниями взрослых недовольства и одобрений в адрес детей. Доминирование критических оценочных суждений над оптимистичными, эмоциональная неустойчивость, неопределенность критериев оценки конечных продуктов деятельности, привычка взрослых сравнивать между собой различных детей, чрезмерная опека тормозят процесс личностного становления детей указанного возраста, деформируют развитие ценностного отношения к собственному «Я» как фактора развития личности.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Выяснено состояние разработки проблемы в педагогической теории и практике. Констатировано отсутствие единого мнения относительно природы и механизмов формирования ценностного отношения к собственному «Я» как интегрированной характеристики личности; четкой дифференциации возрастной специфики, факторов формирования ценностного отношения к собственному «Я» детей дошкольного возраста, педагогических условий воспитания этого качества личности, половых характеристик ценностного отношения к собственному «Я». На основе теоретическо-

го анализа научных трудов по теме исследования и обобщения педагогического опыта определена сущность понятия «ценностное отношение к собственному Я» детей дошкольного возраста: качество личности, которое проявляется в способности ребенка осознавать собственную способность решать доступные для определенного возраста задачи; адекватно оценивать свои возможности; доверять собственному опыту, рассчитывать на него в осложненных ситуациях, быть убежденным в достижении успеха. Определены структурные компоненты ценностного отношения к собственному «Я»: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. В дальнейшем исследовании данной проблемы будет внедрена и экспериментально проверена методика формирования ценностного отношения к собственному «Я» у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш. А. Создал человека. - М.: Знание, 1982. - 95 с.

2. БехI. Iнварiанти особиспсно орieнтованого тдходу до виховання дитини / I. Д. Бех // Почат-кова школа. - 2001. - № 2. - С. 3- 7.

3. Бех 1.Д. Виховання особистостг - У 2-х кн. / 1ван Дмитрович Бех. - К. : Либ^, 2003. -Кн. 1. - 278с.; Кн. 2. - 342 с.

4. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17 с.

5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. - СПб.: Изд. гр. Евразия, 1997. - 430 с.

6. Психолопя особистостг Словник-довiдник / За ред. П.П. Горностая, Т.М. Титарен-ко. - К.: Рута, 2001. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.