Проблемы социализации современных дошкольников
Гришаева Н.П.,
старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ, научный руководитель ОИП ЮЗАО, Москва, Россия
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребенка к школе.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Как отмечалось выше, родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять с детьми. Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) -научить всех читать и писать (при желании ребёнка в основном играть). Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, как отмечалось, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.
Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По данным опроса родителей в Москве и Подмосковье лишь 1 % детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям. (Опрос родителей проведен в 52 ДОО в рамках инновационной площадки
Москвы и Подмосковья с целью определения самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в деятельности дома, на улице и в общественных местах.) Самостоятельность детей проявляется, по мнению 60 % родителей, лишь в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, некоторым соблюдением правил поведения в общественных местах.
Таким образом, ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность («Формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» - одна из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, п. 1.6.), а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся
жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности - предоставление ребенку условий для социального развития.
В данном контексте первоочередной задачей становится определение понятия «социальное развитие дошкольников». За последние несколько лет появилось немало программ и методик социализации детей дошкольного возраста, где в основном рассматриваются вопросы, связанные с определением содержания социальных навыков, знаний и умений, и лишь единичные касаются изменения всей технологии жизни ребенка в ДОО. Например, «Золотой ключик», «Шаг за шагом», «Методика М. Монтессори», «Вальдорфская педагогика» и т.д.
Исходя из проблем социальной жизни в мегаполисе, современных проблем детско-родительских отношений и миссии дошкольной образовательной организации, нами были сформулированы следующие задачи социального развития детей в ДОО:
- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
- развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я - член коллектива, я -член семьи, я - мальчик или девочка; я - москвич или житель того города, где находится ДОО), я - житель России, я - житель Земли, я - часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
- развитие способности к принятию собственных решений - на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. (В соответствии с ФГОС ДО, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка.) Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Исследователи Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то что такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность
проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период. Поэтому важнейшей задачей воспитания в детском саду является научение ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств.
Под способностью старшего дошкольника к саморегуляции мы понимаем развитую способность, связанную с оценкой, организацией и накоплением личностного опыта, приобретаемого в процессе организации совместной с педагогом деятельности. Она определяется возможностью постановки ребёнком личностно значимых смыслов, целей, задач, планированием действий, самоконтролем и коррекцией результатов деятельности. Речь идет об освоении опыта рефлексивного проектирования той сферы жизни личности, которая связана с вхождением старших дошкольников в мир социальных отношений.
Нейропсихологи так определяют условия формирования произвольной саморегуляции. «Для этого необходимы три условия, - пишет А.В. Семенович, -возрастная зрелость всех систем и подсистем организма, актуализация адекватного данному возрасту программы взаимодействия с собой и окружающим миром.
Второе - обогащённость внешней среды, изменчивость и постоянство которой должны находиться в оптимальном соотношении, что позволяет выработать и упрочить наиболее эффективное поведение.
Третье - взрослое окружение ребёнка, дающее адекватные социальные образцы» (Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис. - 2013. -С. 10.
Таким образом, механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОО является:
- создание развивающей трасформируемой среды как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
- трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения;
- регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
- создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социальную значимую деятельность;
- разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в ДОО.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяет авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе. Основная цель технологии - развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоения ими социальных ролей и нравственных позиций.
Литература
1.Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч.№3. С.35-38.
2.Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.
3.Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.
4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.
5.Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).
6.Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.
7.Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).
8. Козлова С.А. «Я-человек. Программа социального развития ребенка» Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников» Изд. Школьная пресса 2012
9. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.» Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками. Л.И. Катаева. - М.: «Линка-пресс», 2000г. - 224 с.
10. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. - 184с. - (Тропинки).