УДК 93
Овезова Умеда Акпаровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов dom-hors@mail.ru
Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов dom-hors@mail.ru
СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ И РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ovezova Umeda Akparovna
PhD in History, Assistant Professor of the Foreign Languages Department, Peoples' Friendship University of Russia dom-hors@mail.ru
Vagner Monika-Natalia Laurensovna
PhD in History, Assistant Professor of the Foreign Languages Department, Peoples' Friendship University of Russia dom-hors@mail.ru
COOPERATION OF THE CIS COUNTRIES AND RUSSIA IN THE FIELD OF EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества стран СНГ и России в области образования. Особое внимание уделено формированию единого образовательного пространства в странах СНГ, деятельности Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, деятельности базовых организаций по сотрудничеству в области образования. Исторически сложившиеся тесные связи, тяготение народов стран СНГ к взаимному духовному обогащению, образовательному, культурному и научному обмену, взаимодействие государств - участников СНГ в этих сферах предопределяют важнейшее значение гуманитарного сотрудничества, его приоритетное место в интеграционных процессах на пространстве Содружества. Сегодня СНГ -это реальный и устойчивый механизм, направленный на интеграцию и сотрудничестве во всех областях. Именно по этой причине, вслед за экономическим сотрудничеством и сотрудничеством в сфере безопасности, на первый план выходят вопросы сотрудничества стран СНГ и России в области образования.
Ключевые слова:
сотрудничество, образование, единое образовательное пространство, Совет по сотрудничеству в области образования, Совет глав правительств государств - участников СНГ, базовые организации по сотрудничеству в области образования, Конференция министров образования государств - участников СНГ, развитие образования взрослых в государствах - участниках СНГ.
Summary:
The article considers questions of cooperation between CIS countries and Russia in the field of education. Special attention is given to the formation of a single educational space in the CIS countries, activities of the Council for Cooperation in Education of states-participants of the CIS, activities of basic organizations for cooperation in the field of education. Historical ties, the attraction of the peoples of the CIS countries to the mutual enrichment of the spiritual, educational, cultural and scientific exchanges, interactions of states-participants of the CIS in these fields determine the importance of humanitarian cooperation, its priority in the integration processes within the Commonwealth. Today the CIS is a real and sustainable mechanism of integration and co-operation in all areas. For this reason, following the economic cooperation and cooperation in the field of security, issues of cooperation between the CIS countries and Russia in the field of education come to the fore.
Keywords:
collaboration, education, common education space, the Council on Cooperation in Education, the Council of Heads of Government of the CIS countries, basic organizations for cooperation in the field of education, the Conference of Education Ministers of the CIS countries, development of adult education in the CIS countries.
Подписание главами правительств десяти входивших в СНГ государств Соглашения о сотрудничестве в области образования (май 1992 г.) явилось началом процесса взаимодействия образовательных систем стран Содружества.
В целях его реализации министрами образования было утверждено Положение о Конференции министров образования государств - участников СНГ. В ее работе принимают участие министры образования (и науки) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. В 1992 и 1993 гг. состоялись две Конференции министров, однако в 1994-1996 гг. конференции не проводились.
Новый импульс сотрудничеству в области образования был придан подписанием в январе 1997 г. Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и
Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Соглашение подписали главы правительств восьми государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан. Инструментом их реализации стал созданный в рамках вышеуказанного Соглашения Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ [1].
По инициативе Совета была подготовлена и Решением СГП (Совет глав правительств) утверждена Межгосударственная программа по выполнению Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ (2001 г.). Принятие целого ряда модельных законов Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ позволило создать нормативно-правовую базу для всестороннего сотрудничества в области образования.
Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, институтам, научным центрам государств - участников СНГ статуса базовых организаций. Решениями Совета глав правительств Содружества в 2000-2011 гг. статус базовых организаций (по сотрудничеству в области образования) придан 12 высшим учебным заведениям, двум институтам и одному Центру.
Первым вузом, которому был придан статус базовой организации, стал Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) - базовая организация по языкам и культуре государств - участников СНГ (Решение СГП от 30 ноября 2000 г., город Минск).
В дальнейшем статус базовых организаций был придан: Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова (МГУ); Санкт-Петербургскому государственному университету; Российскому университету дружбы народов; Государственному технологическому университету «Московский институт стали и сплавов»; Белорусскому государственному университету; Белорусскому национальному техническому университету; Белорусскому государственному университету информатики и радиоэлектроники; Международному государственному экологическому университету имени А.Д. Сахарова; Московскому государственному техническому университету им. Н.Э. Баумана; Государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования»; учреждению образования «Белорусский государственный технологический университет»; федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева».
Большинство базовых организаций принимают участие в формировании единого (общего) образовательного пространства, в том числе в разработке и реализации планов мероприятий, утвержденных решениями СГП, в работе Совета, конференций министров образования, в подготовке заседаний Совета, проведении конференций, семинаров, выставок.
Институтом образования взрослых Российской академии образования - базовой организацией по образованию взрослых и просветительской деятельности разработаны проекты Концепции развития образования взрослых в государствах - участниках СНГ и Плана мероприятий по ее реализации, которые утверждены СГП.
План взаимодействия государств - участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий практически полностью разрабатывался и реализуется базовыми организациями.
Вся подготовительная работа проводилась при поддержке Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (будущая базовая организация) и Российского университета дружбы народов. МЭСИ (организация-координатор в Постоянной комиссии Совета по дистанционному обучению, ректор МЭСИ является Председателем комиссии) и РУДН совместно с другими базовыми организациями проделали большую работу по подготовке проектов Соглашения о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств и Концепции развития дистанционного обучения в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, которые утверждены Советом глав правительств.
Наиболее системно, продуманно в формировании единого (общего) образовательного пространства участвует МГЛУ - базовая организация по языкам и культуре государств - участников СНГ. Одним из первых значимых проектов, реализованных в гуманитарной сфере, явилось создание на базе МГЛУ Международного института языков государств - участников СНГ. При базовой организации созданы консорциум гуманитарных университетов государств - членов ШОС, межвузовский Совет по духовному образованию, семь центров по языкам и культуре государств -участников СНГ, разработаны и изданы шесть учебно-методических комплексов по языкам СНГ.
Государственным технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов» - базовой организацией по вопросам стандартизации в образовании разработан макет образовательного стандарта высшего (профессионального) образования (по направлению / специальности) государств - участников СНГ, который утвержден Конференцией министров образования в качестве модельного образовательного стандарта высшего образования государств - участников СНГ.
Успешно начал деятельность в качестве базовой по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана [2].
С 1998 г. возобновила свою деятельность Конференция министров образования государств -участников СНГ. За прошедшее время Конференция рассмотрела ряд важных вопросов по развитию сотрудничества в области образования и приняла по ним решения, в том числе:
- подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств - участников Содружества Независимых Государств;
- одобрены Рекомендации по согласованию критериев, технологий мониторинга контроля качества образования государств - участников СНГ и Общие рекомендации по порядку проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников СНГ;
- утвержден в качестве модельного образовательного стандарта для систем высшего образования государств - участников СНГ макет образовательного стандарта высшего (профессионального) образования (по направлению / специальности) государств - участников СНГ;
- приняты в качестве базовых паспорта научных специальностей, разработанные ВАК Российской Федерации;
- рекомендована в качестве основы национальных номенклатур специальностей научных работников в государствах - участниках СНГ Номенклатура специальностей научных работников Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 47 и ряд других [3].
Для более скоординированных и отлаженных связей в рамках содружества проходит множество различных форумов, выставок, конференций, встреч на различных уровнях, среди которых необходимо отметить Международную научно-практическую конференцию, Международный форум «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания», программу ЮНЕСКО в рамках СНГ «Образование для всех» и т.д. [4].
Знаковым событием, свидетельствующим о наполнении сотрудничества в этой сфере новым качественным содержанием, стало проведение в 2010 г. в городе Астане I Съезда учителей, работников образования государств - участников СНГ, придавшего новый импульс развитию сотрудничества, выработке направлений и механизмов взаимодействия в области образования.
Ссылки:
1. Единое образовательное пространство СНГ и ближнего зарубежья (проблемы обобщения образовательнопедагогических инновации): сб. науч. тр. М., 1994.
2. Информация о деятельности базовых организаций государств - участников СНГ по сотрудничеству в области об-
разования [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by.
3. Конференция министров образования государств - участников СНГ [Электронный ресурс] // Исполнительный ко-
митет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by.
4. Совет по сотрудничеству в области образования. URL: http:www.cis.unibel.by.
References (transliterated):
1. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo SNG i blizhnego zarubezh'ya (problemy obobshcheniya obrazovatel'no-pedagogicheskikh innovatsii): sb. nauch. tr. M., 1994.
2. Informatsiya o deyatel'nosti bazovykh organizatsiy gosudarstv - uchastnikov SNG po sotrudnichestvu v oblasti obra-zovaniya [Electronic resource] // Ispolnitel'niy komitet SNG. URL: http://www.cis.minsk.by.
3. Konferentsiya ministrov obrazovaniya gosudarstv - uchastnikov SNG [Electronic resource] // Ispolnitel'niy komitet SNG. URL: http://www.cis.minsk.by.
4. Sovet po sotrudnichestvu v oblasti obrazovaniya. URL: http:www.cis.unibel.by.