Научная статья на тему 'Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств участников СНГ'

Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мариносян Т. Э.

В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского языка языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, который традиционно играет важную роль в интеграционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мариносян Т. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность славянских университетов как фактор укрепления единого гуманитарного и образовательного пространства государств участников СНГ»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛАВЯНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНОГО ГУМАНИТАРНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

THE WORK OF SLAVONIC UNIVERSITIES AS A FACTOR IN STRENGTHENING THE COMMON HUMANITIES AND EDUCATIONAL SPACE OF THE CIS STATES

Мариносян Т.Э.

Старший научный сотрудник лаборатории философии образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, кандидат философских наук E-mail: moscowline@mail.ru, marinosyan@itiprao.ru

Marinosyan T.E.

Senior Research Fellow at the Laboratory of Philosophy of Education of the Institute for Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Philosophy).

E-mail: moscowline@mail.ru, marinosyan@itiprao.ru

Аннотация. В статье рассматривается вклад славянских университетов в формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Славянские университеты в странах СНГ, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему обеспечивается сохранение и распространение русского

Annotation. The contribution of Slavonic Universities to the formation of a common educational space of the Commonwealth of Independent States (CIS) is considered in the article. The Slavonic Universities in the CIS, as centers of education and culture, facilitate not only the development and mutual enrichment of the cultures of the peoples and the formation of a unified educational space, but also the integration in the field of economy and science. These educational establishments also play a specific role in the spread of Russian literature and culture in the CIS countries. This ensures the preservation and promotion of the Russian language - the language promoting

языка - языка, способствующего развитию информационно-культурного пространства СНГ, языка межнационального общения, который традиционно играет важную роль в интеграционных процессах.

the development of information and cultural space of the CIS, the language of international communication, that traditionally plays an important role in the integration processes.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств (СНГ), Славянский университет, гуманитарное сотрудничество государств -

Keywords: commonwealth of Independent States (CIS), Slavonic University, cooperation of the CIS countries in the field of humanities.

участников СНГ.

На протяжении более чем 20 лет со дня своего основания Содружество Независимых Государств активно ищет пути совершенствования оптимальной для стран, входящих в его состав, интеграционной модели развития. При этом на всех этапах своего становления СНГ прогрессирует в контексте как национальных, так и глобализационных процессов. Известно, что некоторые страны СНГ, стремящиеся к более тесному сотрудничеству, действуют в формате различных интеграционных объединений - таких, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз.

Успешность деятельности перечисленных и других интеграционных союзов в определенной степени зависит от фактора гуманитарного сотрудничества, призванного стать эффективным механизмом взаимодействия между государствами Содружества. Предполагается гуманитарное сотрудничество не на уровне деклараций и подписанных соглашений, а на уровне духовного единения народов, взаимообогащения культур.1

В последние годы наметилась тенденция к активизации взаимодействия стран Содружества в гуманитарной сфере. Этому способствуют как решения, принятые на межгосударственном уровне, так и взаимодействие образовательных учреждений, культурнопросветительских центров, общественных организаций по линии народной дипломатии. В рамках гуманитарного сотрудничества страны СНГ особое внимание уделяют сотрудничеству в сфере образования. Последнее, бесспорно, способствует интеграции наших народов, и очевидно, что важно учесть роль традиционных образовательных связей между странами СНГ.

В результате распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 г. была разрушена единая система образования с общей для всех республик нормативно-правовой базой, единым языком общения и обучения. Страны Содружества Независимых Государств - бывшие республики СССР (кроме Латвии, Литвы, Эстонии) - начали раз-

1 Итоговый документ Международной научно-практической конференции «20 лет Содружеству Независимых Государств». 28-29 сентября 2011 г., Минск.

рабатывать собственные национальные образовательные системы, опираясь на советскую образовательную систему или ориентируясь на западные образовательные нормы и правила.

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к сужению сферы применения русского языка в странах Содружества, наметившаяся 20 лет назад, что, в свою очередь, приводит к ограничению прав миллионов русских, оказавшихся за пределами России в результате распада СССР Резко сократилось число учебных заведений с преподаванием на русском языке. В некоторых странах они полностью упразднены. В связи с этим представляется важным стабильное положение русского языка в национальных системах образования стран СНГ, что зависит прежде всего от деятельности учебных заведений с преподаванием на русском языке, действующих в этих государствах.

Со временем стало очевидно, что, в условиях глобализации страны Содружества, стремясь к интеграции в хозяйственно-экономической и финансовой сферах, должны пересмотреть образовательные системы. Идея единого образовательного пространства становится актуальной и общезначимой для всех стран СНГ, в которых активно обсуждаются нормативно-правовые, научные, практические аспекты интеграции. Вступление стран Содружества в единое образовательное пространство согласуется со многими процессами, во многом определяющими сроки внедрения новых стандартов, специальностей и направлений.

Создание единого образовательного пространства диктуется происходящими в современном мире объективными процессами, которые направлены на объединение сил в освоении экономических, информационных, технологических и других пространств, что необходимо для дальнейшего прогресса. Наличие единого образовательного пространства может обеспечить укрепление культурных связей, расширение информационных сфер и благодатную почву для объединения людей в решении общезначимых проблем.

Начало созданию единого (общего) образовательного пространства положила Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ, подписанная правительствами государств - участников СНГ в 1997 г.2 В этом документе был заложен тот необходимый правовой фундамент, который способствует реализации следующих задач:

- обеспечение доступа на равных условиях всех граждан стран Содружества, входящих в единое (общее) образовательное пространство, в государственные образовательные учреждения;

- признание учебных программ, документов об образовании, ученых степеней и званий;

- согласование деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием стран СНГ.

2 Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.

В настоящее время одним из успешных проектов в области образования, наряду с Сетевыми университетами СНГ3 и ШОС4, являются славянские университеты, деятельность которых нацелена на создание единого образовательного пространства на постсоветском пространстве, развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества между странами СНГ в области подготовки специалистов, содействие обмену аспирантами.

Вне зависимости от форм хозяйствования и организации учебного процесса университеты эти создавались с целью сохранить право граждан, проживающих в странах Содружества, на выбор русского языка как языка образования, дать возможность сохранить языковую идентичность. Славянские университеты успешно используют свой потенциал для продвижения русского языка. В некоторых славянских университетах, в частности в славянском университете Республики Молдова, учащимся предоставлена возможность подготовиться и пройти тестирование по русскому языку как иностранному. Обучение в славянских университетах осуществляется по российским образовательным стандартам высшего профессионального образования с применением национальной компоненты учебных планов. Славянский университет выступает за широкое правовое поле функционирования русского языка в Республике Молдова, за хорошую профессиональную подготовку русскоязычного населения в соответствии со стандартами классической высшей школы европейского типа.5 Посредством приобщения к гуманитарным знаниям зарубежные учебные заведения с преподаванием на русском языке, в частности славянские университеты, способствуют сохранению языковой и культурной идентичности представителей диаспоры, а также укреплению образовательного и социального статуса русскоязычного населения в странах СНГ. Надо отметить, что образование на русском языке в славянские университеты привлекает представителей разных этнокультурных групп, для которых этот язык не является родным.

В связи с этим необходимо отметить значимый вклад славянских университетов, занимающих особую позицию в социокультурном пространстве каждого из государств Содружества, в формировании единого (общего) образовательного пространства СНГ. На протяжении вот уже 20 лет в странах СНГ Россия открывает высшие учебные заведе-

3 Целью проекта «Создание Сетевого открытого университета СНГ» является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств - участников СНГ. Основная цель проекта состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории государств-участников СНГ. Проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований в рамках подготовки кандидатских диссертаций.

4 Университет ШОС образован в 2008 г., в 2009 г. сформирован его состав из 53 ведущих университетов стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Для Российской Федерации УШОС позволяет сохранять лидирующие позиции основы системы образования, как в Русской Азии, так и на Евразийском континенте в целом.

5 Вестник Славянского университета Республики Молдова. 2007. № 13.

ния - славянские университеты на основе двусторонних межправительственных договоров на паритетных условиях.

В настоящее время на постсоветском пространстве действуют пять славянских университетов: Российско-Армянский6, Бакинский7, Киргизско-Российский8, Российско-Таджикский9 Российско-Белорусский. Решение о создании российско-национальных университетов принимается двумя государствами на основании двух законодательных и нормативных баз.

Славянские университеты в странах Содружества Независимых Государств, являясь очагами образования и культуры, способствуют не только развитию и взаимообогащению культуры народов, формированию единого образовательного пространства, но и интеграции в сфере экономики и науки. Славянские университеты разрабатывают эффективные стратегии взаимодействия с государственными и общественными структурами стран СНГ, осуществляют многостороннее партнерство с международными организациями, институтами гражданского общества.

Например, Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ) поддерживает отношения и проводит совместную работу с такими ведущими российскими и другими зарубежными вузами и организациями, как МГУ, МГИМО, РУДН, Дипломатическая академия МИД РФ, МГТУ им. Баумана, МТУСИ, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургский «Фонд культуры и образования», Академия на-

6 Армяно-Российский (Славянский) университет был создан в 1997 г. на основании «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета», которое было подписано 29 августа 1997 г.

7 Бакинский Славянский университет основан 13 июня 2000 г. на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М.Ф. Ахундова.

В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева от 13 июня 2000 г. «Об усовершенствовании системы образования в Азербайджанской Республике» был создан Бакинский Славянский университет с расширением профиля Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы.

8 Киргизско-Российский Славянский университет открыт в 1993 г. в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Киргизской Республикой и Российской Федерацией (г. Москва, 10.06.1992), Указом Президента Киргизской Республики (г. Бишкек, 28.09.1992) и Соглашением между Правительствами Киргизской Республики и Российской Федерации об условиях учреждения

и деятельности Киргизско-Российского Славянского университета (г. Бишкек, 09.09.1993), Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 149 (г. Москва.), Приказом Председателя Государственного комитета РФ по высшему образованию от 14.02.1994 № 326-128/1 и Приказом Министра образования и науки Киргизской Республики.

9 Образован в 1996 г., является первым и единственным межгосударственным высшим учебным заведением Республики Таджикистан и Российской Федерации и обладает статусом государственных университетов двух стран. Университет учрежден Постановлением правительства Республики Таджикистан и Межправительственным соглашением Российской Федерации и Республики Таджикистан. В настоящее время в Российско-Таджикском (славянском) университете функционируют

4 факультета, 27 кафедр (из них 20 выпускающие, 5 сервисные и 2 межфакультетские), где обучаются 3977 студентов, из которых 2277 - студенты очной формы обучения, 1700 - студенты заочной формы обучения.

родного хозяйства при правительстве РФ, Российский институт стратегических исследований (РИСИ), Международный университет Вены и др. На постоянной основе осуществляются стажировки студентов и аспирантов, разрабатываются совместные программы, проводятся конференции, семинары, приглашаются специалисты с курсами лекций. Осуществляется обмен студентами с МГИМО.

РАУ работает по российским образовательным стандартам, и обучение ведется на русском языке. По окончании университета у выпускников университета есть реальная возможность работать как в Армении, так и в России, поскольку они получают диплом и армянского, и российского государственного образца.

РАУ является не только образовательным, но и культурным центром, пропагандирующим русский язык и русскую культуру. При РАУ создан Институт русской словесности, на базе которого действует Центр повышения квалификации армянских русистов. Сотни учителей из различных регионов Республики Армения проходят обучение в Центре и получают сертификаты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина и Московского института открытого образования.

Институт русской словесности организует и проводит в регионах Армении выездные семинары по методике преподавания русского языка, разрабатывает исследовательские программы и проекты, среди которых следует отметить программу «Социологический и культурологический аспекты функционирования русского языка в Армении как средства международного общения». В РАУ действует отдел аспирантуры. Русскую культуру и словесность Славянский университет представляет посредством своего Дома культуры, а также театра и художественной гостиной.

Подводя итоги, можно с достаточной определенностью утверждать, что славянские университеты, проявившие себя как социокультурный феномен, доказали свою состоятельность в деле развития гуманитарного сотрудничества, способствующего, в свою очередь, диалогу и партнерству во всех сферах межгосударственного сотрудничества - в науке, экономике, политике и др.

Эти учебные заведения также играют особую роль в распространении русской словесности и культуры в странах Содружества, благодаря чему укрепляется социальный статус русскоязычного населения в этих государствах, а также сохраняется и распространяется русский язык как язык межнационального общения, традиционно играющий важную роль в интеграционных процессах и способствующий развитию и взаимообогащению культур народов, сохранению информационно-культурного пространства СНГ.

Славянские университеты предоставляют не только образовательные услуги, они являются культурно-просветительскими центрами, способствующими популяризации знаний о русской культуре, сохранению культурно-языковой идентичности русского населения за рубежом, их полноценной социализации, приобщению молодежи к богатейшему культурно-историческому достоянию народов Содружества.

Создание славянских университетов в странах СНГ, способствующее формированию единого образовательного пространства, отвечает не только интересам народов, нуждающихся в сохранении традиционных отношений между их странами, развитии

национального образования, культуры, но и геополитическим интересам государств -участников Содружества.

Становится очевидным, что опыт деятельности славянских университетов в СНГ важен для развития как самих университетов, так и других высших учебных заведений, участвующих в процессе формирования единого образовательного и общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств. Этот опыт также позволяет расширять сеть славянских университетов в странах СНГ и дальнего зарубежья, выработать меры по совершенствованию их деятельности.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.