Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017-2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны
СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,
Директор Института проблем безопасности СНГ, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук
Аннотация: В статье рассмотрены совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС в 2017-2020 гг. в системе гарантий евразийской коллективной безопасности и обороны. Показаны направления, по которым страны — члены СНГ, ОДКБ, ШОС расширяют военно-техническое и оборонное сотрудничество. Поскольку страны СНГ и ШОС находятся на передовых рубежах противостояния международному терроризму, они заинтересованы в военном сотрудничестве. Выделены общие меры конструктивного взаимодействия государств — участников СНГ, ШОС, ОДКБ в военной сфере. Китай, Пакистан, Таджикистан и Афганистан под эгидой ШОС совместно с другими странами ОДКБ и СНГ формируют военную антитеррористическую коалицию. Проанализированы меры адаптации объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ к задачам единой воздушно-космической обороны стран СНГ.
Ключевые слова: военно-техническое и оборонное сотрудничество стран СНГ, ОДКБ, ШОС, антитеррористическая коалиция, коллективная военная безопасность стран СНГ и ШОС, объединенная воздушно-космическая оборона стран СНГ.
Joint measures of anti-terrorist and military cooperation of the CIS, CSTO, SCO 2017-2020 as guarantors of the Eurasian collective security and defense
STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,
Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal"International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences
Abstract: The article deals with joint measures of anti-terrorist and military cooperation of the CIS, CSTO, SCO in 2017-2020 in the system of guarantees of the Eurasian collective security and defense. The directions in which the CIS, CSTO and SCO member States expand military-technical and defense cooperation are shown. Since the CIS and SCO countries are at the forefront of countering international terrorism, they are interested in military cooperation. General measures of constructive interaction between the CIS, SCO and CSTO member States in the military sphere are highlighted. China, Pakistan, Tajikistan, and Afghanistan under the auspices of the SCO, jointly with other CSTO and CIS form a military coalition against terrorism. Measures of adaptation of the unified air defense system of the CIS countries to the tasks of unified air and space defense of the CIS countries are analyzed.
Key words: military-technical and defense cooperation between the countries of the CIS, CSTO, SCO, antiterrorist coalition, the collective military security of the CIS and SCO, United aerospace and defense CIS
Меры конструктивного взаимодействия государств — участников СНГ, ШОС, ОДКБ в военной сфере
Расширению военного сотрудничества стран - членов СНГ со странами - членами ШОС способствует скоординированная внешняя оборонная политика, отразившаяся в Концепции военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 16.10.2015 г. (далее - Концепция)1.
Концепция военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года от 16.10.2015 г. представляет собой системный комплекс согласованных взглядов, позиций и подходов государств СНГ на цели, задачи, содержание и направления дальнейшего развития многостороннего военного сотрудничества, включая долгосрочное партнерство с различными евразийскими государствами.
Особенно важно, что военное партнерство стран СНГ касается обеспечения взаимопонимания, уважения суверенитета государств СНГ и охраны национальных интересов военно-оборонными мерами. В п. 4 Концепции отмечено, что «добрососедские отношения, углубление мер доверия, развитие национальных вооруженных сил, обеспечение совместной и национальной безопасности государств - участников СНГ осуществляется на основе широких партнерских отношений»2.
Под широкими партнерскими отношениями в области военного сотрудничества понимается конструктивное взаимодействие государств -участников СНГ, ШОС, ОДКБ в военной сфере, основанное на взаимной поддержке и доверии
по направлениям и вопросам, представляющим взаимный интерес и обеспечивающим достижение актуальных международных и национально значимых целей.
Шанхайская организация содружества (ШОС) недавно сформировалась как «шанхайская восьмерка», когда на Саммите 8-9 июня 2017 г. в Астане к ШОС присоединились Индия и Пакистан. В итоге, в составе ШОС присутствуют четыре ядерные державы, две крупнейшие экономики мира, что позволяет рассматривать ШОС как крупнейшее международное объединение. Председатель КНР Си Цзиньпин в своей речи на Саммите 2017 г. в Астане отметил, что Китай с партнерами по ШОС готов объединяться в «строительстве общего дома» под эгидой ШОС, начав хотя бы с развития электронной торговли. Со своей стороны Президент России Владимир Путин заверил партнеров по ШОС во всесторонней поддержке со стороны России, отметив, что «приоритетом деятельности для ШОС всегда являлось и является до сих пор обеспечение безопасности и стабильности на внешних границах государств - членов ШОС, особенно в связи с беспрецедентным всплеском терроризма и экстремизма»3.
Страны - члены СНГ, ОДКБ, ШОС расширяют военно-техническое и оборонное сотрудничество. Так, делегация Минобороны Узбекистана участвовала в заседании руководителей структурных подразделений международного сотрудничества оборонных ведомств государств - членов ШОС, которое проходило в китайских городах Пекин и Санья. Также на нем присутствовали делегации оборонных ведомств Кыргызстана, Тад-
1 Концепции военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 16.10.2015 г. Официальный сайт Совета Министров обороны государств - участников СНГ http://mil.ru/smosng/about/concept2020.htm
2 Там же.
3 Выступление Президента России В.В. Путина на Саммите ШОС 8-9 июня 2017 г. в Астане https://lenta.ru/ articles/2017/06/09/putin_shos/
жикистана, России, Китая и др. В ходе работы обсуждены итоги сотрудничества за 2017 г., а также вопросы проведения совещания министров обороны Шанхайской организации сотрудничества, организации на территории КНР музыкального фестиваля военных оркестров «Труба мира» в 2018 г., проведения совместных военных учений «Мирная миссия - 2018» и международных форумов стран - членов ШОС по обороне и безопасности1.
На встрече министров обороны стран - членов ШОС 08.06.2017 г. с участием глав оборонных ведомств Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, Генерального секретаря ШОС и Директора исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС выступил Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу.
С. Шойгу отметил, что «проблемы, связанные с запрещенными в России „Исламским государством" и „Джабхат ан-нусра" уже давно вышли за пределы Ближневосточного региона, представляя из себя глобальную угрозу, в том числе и для государств - членов ШОС»2. С. Шойгу в своей речи 08.06.2017 г. также сказал, что «необходима более широкая поддержка миротворческих усилий России со стороны стран - участников ШОС в вопросах противодействия мировому терроризму, особенно когда положение усугубляется неэффективностью действий коллективного Запада в этой сфере. Афганистан, обстановка в котором особенно угрожает экспортом террористической активности в соседние страны - члены ШОС и СНГ, требует повышения боевой готовности российских военных баз в Таджикистане и Киргизии оснащением их современным вооружением и военной техникой»3.
Учитывая, что на евразийском пространстве страны СНГ и ШОС выступают в авангарде меж-
дународной борьбы с терроризмом, осуществляя сопротивление попыткам дестабилизации мира и безопасности, они не раз выражали словом и делом намерения коллективно противостоять международному терроризму, усиливая меры военного и военно-технического сотрудничества. Такие намерения отражаются в активной поддержке Таджикистаном политики обеспечения коллективной безопасности и мер борьбы с терроризмом совместно с государствами - членами ШОС и ОДКБ. Таджикистан укрепляет свои границы для предотвращения проникновения террористических и экстремистских элементов на территорию республики. Страны СНГ, ОДКБ, ШОС совместными усилиями, принятием международных соглашений, деклараций, планов совместных действий не раз подчеркивали, что для успешной борьбы с международными актами насилия, экстремизма и терроризма важно сотрудничество на многосторонней основе правоохранительных органов, спецслужб, служб мониторинга, общественных движений за «гуманизм против терроризма».
Страны Центральной Азии, включая Россию, Таджикистан и др., к основным проблемам региональной и международной безопасности относят обеспечение стабильности в Центральной Азии усилиями интеграционных организаций, союзов, объединений государств евразийского региона без вмешательства стран североатлантического альянса.
Афганистан, который используется международными террористическими группировками как площадка для формирования подрывной деятельности против стран СНГ, угрожает безопасности Республики Таджикистан как южной границы совместной зоны гарантирования коллективной безопасности СНГ. В этой связи посредством механизма ОДКБ должны быть расширены меры
1 Военные стран ШОС обсуждают в Китае сотрудничество на 2018 г. https://www.ritmeurasia.org/news--2018-01-16-voennye-stran-shos-obsuzhdajut-v-kitae
2 Выступление министра обороны России на встрече министров обороны стран ■ форму 08.06.2017 г. http://kolokolrussia.ru/evraziya/shos-primeryaet-voennuu
3 Там же.
членов ШОС. ШОС примеряет военную
обезвреживания и пресечения террористических и экстремистских атак из Афганистана. Кроме того, идет процесс постоянного совершенствования стратегических мер обороны афгано-таджикской границы мерами коллективной безопасности и военного взаимодействия посредством российско-таджикских договоренностей.
На церемонии передачи вооружения Министерству обороны Таджикистана командующий войсками Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации, генерал-лейтенант Александр Лапин, сказал, что «поддерживая вооруженные силы Таджикистана, Россия поддерживает мир и стабильность в регионе в целом, оказывая с 2014 года техническую помощь в перевооружении вооруженных сил Таджикистана на сумму свыше $140 млн для противодействия террористическим угрозам на границе с Афганистаном, а также учитывая, что страны, входящие в ОДКБ, являются странами - членами ШОС, находящимися на передовом фланге противостояния с международным терроризмом»1. Министр обороны Таджикистана генерал-лейтенант Шерали Мирзо поблагодарил российскую сторону за поддержку, сказав, что «вооруженные силы Таджикистана получают в свой арсенал мощное,
современное российское оружие, которое будет использовано для защиты мира и стабильности в стране и регионе»2.
Активизируется военно-техническое сотрудничество Таджикистана со странами ШОС, включая Китай и другие страны региона. Посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов на совещании министров иностранных дел стран СНГ, отметил, что «руководство Таджикистана прилагает все усилия для отражения попыток проникновения террористических и экстремистских элементов на территорию республики»3.
С начала 2018 г. Китай, Пакистан, Таджикистан и Афганистан в рамках совместных совещаний по вопросам обороны продемонстрировали усилия по созданию «военной антитеррористической коалиции четырех государств»4, создав между министерствами обороны четырех стран систему обмена информацией о планируемых попытках проведения террористических и экстремистских действий. В рамках организационных мер по усилению борьбы с терроризмом при проведении военных учений четырех стран предусмотрены мероприятия, обеспечивающие взаимодействие генеральных штабов вооруженных сил Афганистана, Китая, Пакистана и Таджикистана.
Позитивные результаты военного сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Международно-правовую основу Концепции военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г.5 (далее - Концепция СНГ 2020 г. 16.10.2015 г.) составляют общепризнанные принципы и нормы международно-
го права, положения основополагающих документов СНГ, в том числе нормы, содержащие военные аспекты «Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Советом глав государств СНГ 05.10.2007 г. (г. Ду-
1 Страны ШОС находятся на передовом фланге противостояния международному терроризму. 18.01.2018 г. http://www. infoshos.ru/ru/?idn=17786
2 Там же.
3 Там же.
4 КНР, Пакистан, Афганистан и Таджикистан создают коалицию против терроризма https://regnum.ru/news/2163137.html
5 Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.mmsk. by/page.php?id=18803
шанбе)»1 (далее - Концепция СНГ 05.10.2015 г.). В п. 1.4. Концепции СНГ 05.10.2015 г. говорится, что одной из «основных целей развития СНГ является противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам»2. Это предопределяет перспективы совместных действий стран СНГ в области обороны, безопасности, военного, военно-технического сотрудничества, а также стимулирует формирование мер коллективной безопасности на региональном уровне.
Согласно Разделу 2 «Основные принципы, цели и задачи военного сотрудничества» Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. «взаимодействие государств - участников СНГ в военной сфере выступает составной частью международных отношений, направленных на укрепление мира и региональной безопасности»3.
На неформальной встрече (саммите) глав государств - участников СНГ 26.12.2017 г. были подведены итоги уходящего года, включая итоги развития военного сотрудничества стран СНГ за период 2015-2017 гг. Для стран - участни-
ков СНГ 2017 г. был не только годом российского председательства, но и усиления экономико-политической солидарности и социально-экономического роста. В 2017 г. товарооборот между странами СНГ значительно вырос, достигнув за последние 10 месяцев почти 117 млрд долл. США, хотя за весь 2016 г. это было 94 млрд долл. США. По словам Президента России В.В. Путина, «Россия старалась и старается сделать все возможное, чтобы СНГ было эффективным инструментом решения комплекса проблем безопасности, с которыми сталкиваются все страны СНГ»4. Президент России В. Путин также отметил, что «страны СНГ наращивают взаимодействие в борьбе с терроризмом, трансграничной преступностью, наркотрафиком»5. Он сказал далее, что «в мае 2017 года в Таджикистане были проведены масштабные учения спецслужб СНГ „Душанбе-антитеррор - 2017". Государства - участники СНГ тесно сотрудничают по актуальным вопросам региональной и мировой повестки дня, выступают за формирование справедливого глобального миропорядка на основе общепризнанных принципов международного права и при ключевой роли Организации Объединенных Наций»6.
Разъяснения, выводы, уточнения, прозвучавшие со стороны высших представителей власти стран СНГ на итоговом Саммите СНГ 2017 г. по результатам года, стали сцепляющей силой понимания общих военных и оборонных интересов, формирующих стратегические ориентиры дальнейшего военного сотрудничества СНГ. Это все созвучно ранее достигнутым договоренностям.
1 Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренная Советом глав государств СНГ 05.10.2007 г. (г. Душанбе) http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18763
2 Пункт 1.4. Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Советом глав государств СНГ 05.10.2007 г. (г. Душанбе) http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18763
3 Раздел 2, абзац 2 Концепции военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
4 Выступление В.В. Путина на неформальной встрече (саммите) глав государств - участников Содружества Независимых Государств 26.12.2017 г. (итоги уходящего года). https://www.1tv.ru/news/2017-12-27/338606-na_sammite_stran_ sodruzhestva_nezavisimyh_
5 Там же.
6 Там же.
Так, согласно положениям 12-17 Раздела 2 Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. «реализация основной цели военного сотрудничества достигается через комплексное и поэтапное решение задач, среди которых ключевыми являются следующие: формирование факторов безопасного и добрососедского развития, способствующих реализации долгосрочного стратегического курса СНГ на политическую, экономическую, гуманитарную интеграцию государств; гармоничное сочетание общих приоритетов и национальных интересов в сфере обеспечения военной безопасности и военного сотрудничества; совершенствование международно-правовой базы военного сотрудничества и повышение эффективности механизма ее реализации»1.
Страны СНГ отмечают серьезные проблемы эффективности разрешения вопросов международной безопасности, особенно в рамках ООН. Как было отмечено в выступлении В.В. Путина на Саммите СНГ 26.12.2017 г., «победа над терроризмом в Сирии не означает окончательную победу над терроризмом в мире, несмотря на попытки ООН оказать давление на страны, поддерживающие терроризм. Именно сейчас стран СНГ могут столкнуться с новой угрозой экспорта терроризма на свои территории с Ближнего Востока и из Центральной Азии»2.
В своих выступлениях на Итоговом саммите СНГ в декабре 2017 г. об этом говорили также главы Азербайджана, Армении, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, поскольку среди стран, входящих в СНГ, большинство находится в Средней Азии и Закавказье, т.е. в опасной близости от тех регионов, откуда может распространиться пожар терроризма.
Практика многостороннего сотрудничества в СНГ показала, что государства - участники СНГ осуществляют военное сотрудничество, исходя из уже упомянутых выше, ранее согласованных между собой, закрепленных в Разделе 2 Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. девяти базовых принципов. Они закреплены Положениями 8-17 Раздела 2 Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. и предусматривают в частности: «1) сохранение и развитие достигнутого уровня взаимодействия в военной сфере как основы дальнейшего совершенствования военного сотрудничества; 2) взаимное уважение суверенитета каждого государства, невмешательство в его внутренние дела и учет интересов друг друга при осуществлении военного сотрудничества; 3) самостоятельное определение государствами - участниками СНГ уровня участия в многостороннем военном сотрудничестве; 4) признание многоуровневой и разноформатной военной интеграции»3.
Реально-оборонительные цели военного сотрудничества стран СНГ как противовес наступательным мерам сдерживания противника в военной стратегии США
Объединенные военные усилия стран СНГ, ШОС, ОДКБ особенно актуальны в свете Новой Стратегии национальной обороны США, направ-
ленной на обеспечение мирового господства военными мерами, включая активное сдерживание противников США - России, Китая и их союзников.
1 Положения 12-17 Раздела 2 Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
2 Выступление В.В.Путина на неформальной встрече (саммите) глав государств - участников Содружества Независимых Государств 26.12.2017 г. (итоги уходящего года) https://www.1tv.ru/news/2017-12-27/338606-na_sammite_stran_ sodruzhestva_nezavisimyh_
3 Положения 8-17 Раздела 2 Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
Стратегия национальной обороны США 19.01 2018 г. - Summary 2018 of the National Defense Strategy The United States of America 19.01.20181 (далее - Стратегия обороны США 2018 г.) является документом, направленным на сохранение однополярного мира во главе с США.
В положениях 8-9 Раздела «Стратегическая обстановка (Strategic environment)» Стратегия обороны США 2018 г. для США определяет «цели обороны, признавая необходимость глобальной экологической безопасности, возрождение долгосрочной, стратегической конкуренции между странами, учитывая оценку угроз изменяющегося характера войн, где центральным вызовом для процветания и безопасности США является то, что Китай и Россия хотят сформировать мир в соответствии с их авторитарной моделью, означающей получение права вето над экономическими, дипломатическими и безопасными решениями других стран»2.
Несомненно, вышеуказанная формулировка означает наступательные меры сдерживания противников, к которым США относят Китай и Россию только потому, что и Китай и Россия имеют неподконтрольный США государственный суверенитет, собственные национальные интересы и выступают катализаторами процессов широкой политической и экономической интеграции на евразийском пространстве.
Таким образом, это является еще одним весомым аргументом для укрепления сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС в военной сфере.
В отличие от США и НАТО, цели военного сотрудничества стран СНГ носят реально-оборонительный, а не формально-оборонный характер на основании базовых принципов Концепции военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года. Таким образом, основная цель военного сотрудничества заключается в дальнейшем совершенствовании взаимодействия государств - участников СНГ в военной сфере в интересах безопасного развития каждого государства - участника и СНГ в целом.
Если реально-оборонные цели СНГ конкретизируются задачами обеспечения стабильного развития стран СНГ и борьбой с терроризмом, то формально-оборонительные цели США, исходя из методов реализации, по сути, заменяются наступательными мерами сдерживания противника.
Реализация основных целей военного сотрудничества достигается через комплексное и поэтапное решение задач, среди которых ключевыми являются такие, как формирование факторов безопасного и добрососедского развития, способствующих реализации долгосрочного стратегического курса СНГ на политическую, экономическую, гуманитарную интеграцию государств.
Прямо противоположная цель сотрудничества США и их партнеров по НАТО, излагаемая в упоминаемой Стратегии обороны США 2018 г., в одностороннем порядке провозглашаются исключительность США и право США определять мировой порядок.
Как пишут военные российские обозреватели, «этот документ, определяя военные цели и задачи США, главные принципы военного стро-
1 Стратегия национальной обороны США 2018 г. Summary 2018 of the National Defense Strategy The United States of America // Sharpening the American Military's Competitive Edge https://www.defense.gov/Portals/17Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
2 Раздел «Стратегическая обстановка (Strategic environment)» Стратегии национальной обороны США 2018 г. С. 2. Summary 2018 of the National Defense Strategy The United States of America // Sharpening the American Military's Competitive Edge. Р. 2 (пер. с англ.). https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
ительства и планирования США, уделяя особое внимание не столько обороне США, сколько пре-пятствованию развития других, не угодных США, государств. Конкретно это направлено на сдерживание развития России и Китая. Предусматривается существенная модернизация американских вооруженных сил и увеличение расходов на перспективные системы вооружений»1.
Следует отметить, что международное экономическое и военно-политическое сотрудничество евразийских государств в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС давно является раздражающим США фактором международных отношений, якобы угрожающим мировому господству США.
Однако, несмотря на недовольство США, военное сотрудничество стран СНГ, ШОС, ОДКБ идет уверенными темпами, реализуя задачи, направленные на гармоничное сочетание общих приоритетов и национальных интересов в сфере обеспечения военной безопасности и военного сотрудничества, предусматривая совершенствование международно-правовой базы военно-
го сотрудничества и повышение эффективности механизмов ее реализации. При этом постоянно закрепляются достигнутый уровень взаимодействия в военной сфере и последовательное развитие приоритетных областей и направлений военного сотрудничества, в том числе поиск и реализация новых направлений путем создания и развития совместных (объединенных) систем взаимодействия в военной сфере.
Военное сотрудничество стран СНГ основано на уважении суверенных прав и конституционных основ правопорядка стран СНГ.
Докладывая содержание российской внешнеполитической доктрины по ряду международных проблем на 72-й сессии ГА ООН 13.09.2017 г. в части евразийского сотрудничества государств, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что «Россия содействует сотрудничеству стран СНГ, ОДКБ, ШОС»2. При этом они свободны в выборе ориентиров международных отношений в центрально-азиатском регионе в рамках своих международных обязательств.
Стимулирующие факторы налаживания и развития конструктивных связей СНГ с ОДКБ, ШОС
Согласно п. 1 Раздела 3 «Основные форматы и уровни военного сотрудничества» Концепции СНГ 2020 г. 16.10.2015 г. «многостороннее военное сотрудничество в формате СНГ, развиваясь на основе партнерских отношений, формирует базовые условия для осуществления широкого спектра мероприятий по обеспечению национальных и совместных интересов государств -участников СНГ в военной сфере»3.
Анализ мероприятий в СНГ показывает, что инновационным моментом выстраивания системы военного сотрудничества для государств СНГ до 2020 г., все более становится внедрение новых координационных систем межгосударственного взаимодействия.
На период сотрудничества до 2020 г. странами СНГ совместно со странами ОДКБ, ШОС планируется реализация проектов в военной, техни-
1 Соперничество великих держав: чем продиктована новая оборонная стратегия Пентагона Военно-политическое обозрение 20.01.2018 г. С. 3. mv.ru/103466-sopernichestvo-velikih-derzhav-chem-prodiktovana-novaya-oboronnaya-strategiya-pentagona.html
2 Позиции России на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 2017 г. GB1 es-ES1 ш^и1 Сайт МИД России. 13.09.2017 г. http://www.mid.ru/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/2862272О
3 Раздел 3 «Основные форматы и уровни сотрудничества» Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
ческой, физкультурной, научной и гуманитарной областях, включая совместные военные учения, военно-спортивные мероприятия, военно-научные разработки, ориентированные на формирование как совместных коллективов, так и на позитивное восприятие международной общественностью значимости совместных действий стран СНГ и дружественных армий государств СНГ, ОДКБ, ШОС как мер коллективной безопасности во имя мира.
Одновременно происходит совместная координация усилий в интересах противодействия международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера, включая изучение и использование опыта иностранных армий в интересах развития национальных вооруженных сил государств - участников СНГ.
Региональное и двустороннее сотрудничество государств - участников СНГ позволяет, учитывая специфику сформировавшихся отношений между странами, дополнять многосторонние контакты углубленным взаимодействием по конкретным направлениям.
Пункт 35 Концепции СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. определяет, что «существенную роль играет налаживание и развитие конструктивных взаимоотношений СНГ с ОДКБ, ШОС и другими международными организациями и военными ведомствами государств, не входящих в СНГ. При этом степень участия в многостороннем военном сотрудничестве определяется каждым государством - участником СНГ, исходя из потребностей и национальных интересов, что не является препятствием для развития взаимодействия другими заинтересованными государствами»1.
Пункт «б» Раздела 4 Концепции СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. устанавливает основ-
ные области и приоритеты в военном взаимодействии стран СНГ, к которым относятся «формирование и развитие совместных (объединенных) систем взаимодействия в военной сфере государств - участников СНГ (объединенной системы противовоздушной обороны, совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил, Единой системы государственного радиолокационного опознавания, Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны, единой геоинформационной системы военного назначения для вооруженных сил, системы навигационно-временного и топогеодези-ческого обеспечения вооруженных сил, системы обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил, системы гидрометеорологического обеспечения деятельности вооруженных сил, системы обмена военно-научной информацией между министерствами обороны в области исследования проблем противовоздушной обороны и других»2.
Пункт «в» Раздела 4 Концепции СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. устанавливает приоритеты в военно-технической области сотрудничества стран СНГ, определяя, что «развивается взаимодействие государств СНГ в определении приоритетных направлений развития вооружения и военной техники (ВВТ), которые предполагают разработку и реализацию совместных программ, проектов и планов военно-технического сотрудничества, развитие системы заказов и поставок ВВТ, формирование упрощенного порядка обеспечения ВВТ государств - участников СНГ путем взаимного предоставления льгот и привилегий для поставки продукции военного назначения, включая участников ОДКБ и ШОС»3.
1 Положение 35. Раздела 3 «Основные форматы и уровни сотрудничества» Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
2 Пункт «б» Раздела 4 «Основные области и приоритетные направления развития военного сотрудничества» Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page. php?id=18803
3 Пункт «в» Раздела 4 «Основные области и приоритетные направления развития военного сотрудничества» Концепция военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page. php?id=18803
Раздел 6 Концепции СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. устанавливает механизм реализации военного сотрудничества, «ключевыми структурными элементами которого выступают: 1) Совет глав государств - участников СНГ, который определяет стратегию военного сотрудничества, утверждает документы его концептуального развития; 2) Совет глав правительств СНГ, обеспечивающий международно-правовую и финансово-экономическую основы развития военного сотрудничества по всему широкому спектру направлений; 3) Совет министров обороны государств - участников СНГ, который координирует и организует развитие военного сотрудничества, совершенствование его нормативной правовой базы, реализует решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по военным во-
просам; 4) министерства обороны государств -участников СНГ, которые определяют порядок реализации принятых решений и взятых обязательств в соответствии с национальным законо-дательством»1.
Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны
Одним из важнейших итогов сотрудничества стран СНГ в 2017 г. является Решение Совета глав государств - участников СНГ от 11.10.2017 г. № 5079, г. Сочи «Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны»2 (далее - Основные направления адаптации ВКО стран СНГ 11.10.2017 г.)
В нем говорится, что «Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан (а также Туркменистан в качестве наблюдателя) в настоящее время обеспечивают Объединенную систему ПВО государств - участ-
ников СНГ (ОС ПВО СНГ) силами 19 авиационных частей, 38 частей зенитных ракетных войск, 16 частей радиотехнических войск, 9 бригад ПВО, 3 частей войск радиоэлектронной борьбы. К 2025 г. планируется завершить Процесс адаптации ОС ПВО СНГ к решению задач ВКО»3.
В Основных направлениях адаптации ВКО стран СНГ 11.10.2017 г. содержатся «мероприятия в области развития нормативной правовой базы, совершенствования организационной структуры и системы управления, дальнейшей интеграции сил и средств, а также создание подсистем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и пода-
1 Раздел 6 «Механизм реализации военного сотрудничества» Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года от 16.10.2015 г. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18803
2 Решение Совета глав государств-участников СНГ от 11.10.2017 г. № 5079, г. Сочи «Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны». http://mirperemen.net/2017/12/sng-zashhititsya-ot-voennyx-ugroz-iz-kosmosa/
3 Там же.
вления средств воздушно-космического нападения, управления и технического обеспечения»1.
Кроме того, предусмотрены конкретные шаги в области военно-технического сотрудничества, в том числе поставка зенитного ракетного вооружения в Казахстан, модернизация систем связи в Кыргызстане, поставка авиационной и зенитной ракетной техники в Таджикистан, а также поставки запасных частей к системам ПВО в Армении и Беларуси.
Созданию Воздушно-космических сил (ВКС), в составе которых особое место занимают Войска воздушно-космической обороны (ВКО), отводится особая роль в формировании единого противовоздушного и противоракетного оборонительного периметра в рамках евразийской интеграции. Система предупреждения о нападении включает элементы предупреждения о воздушном и ракетном ударе, предусматривая разделение наземного и космического эшелонов системы.
22 декабря 2017 г. Президент России Владимир Путин посетил Военную академию Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН), где принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации. На этом заседании Президент России сказал, что «необходимо сосредоточиться на следующих при-
оритетах текущей и перспективной работы. Первое, самым тщательным образом нужно отслеживать изменение баланса сил и военно-политической обстановки в мире, прежде всего вблизи российских границ, а также в ключевых, стратегически важных для нашей безопасности регионах. В том числе это касается Ближнего Востока, Корейского полуострова, где сохраняется высокий конфликтный потенциал, а также, безусловно, Европы, где ускоренными темпами идет наращивание инфраструктуры НАТО и США, которые, недавно изложили свою оборонную стратегию. На дипломатическом языке, она носит, безусловно, наступательный характер, а если переходить на военный язык, то, безусловно, агрессивный, что Россия должна учитывать в своей обороне»2.
По итогам совещания в г. Ташкенте 03.11.2017 г. премьер-министров стран СНГ было принято решение о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны3. Минобороны России, усиливая меры «стратегического неядерного сдерживания на основе высокоточного оружия (ВТО), подчеркивает необходимость создания группировок, способных контролировать морское и воздушное пространства, которые основаны на системах ПВО С-400, береговых ракетных комплексах „Бастион", а также кораблях с крылатыми ракетами „Калибр", что является основой создания „Объединенной система обороны СНГ"»4.
По информации из Минобороны России и других стран СНГ, «объединенная система противоракетной (противовоздушной) обороны СНГ (ПРО СНГ) включает 10 стран СНГ, которые входят в единую систему ПВО». «Объединенная система ПВО работает в интересах национальных ПВО, отправляя всю поступающуюся к ним информацию
1 Стефанович Д. СНГ защитится от военных угроз из космоса // Международный научно-общественный журнал «Мир перемен». 2017. № 12. http://mirperemen.net/2017/12/sng-zashhititsya-ot-voennyx-ugroz-iz-kosmosa/
2 Выступление Президента России В.В. Путина на расширенном заседание коллегии Министерства обороны России 22.12.2017 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/56472
3 В СНГ будет создан единый непробиваемый эшелон ПВО. http://kolokolrussia.ru/evraziya/v-sng-budet-sozdan-ediny-neprobivaemy-eshelon-
4 Стефанович Д. СНГ защитится от военных угроз из космоса.
на российский центральный командный пункт». «Таким образом, это система ПВО, которая старается максимально отодвигать свое радиолока-
ционное поле, чтобы иметь больше времени для более раннего обнаружения потенциальной воздушной цели»1.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Выступление Президента России В.В. Путина на неформальной встрече (саммите) глав государств -участников Содружества Независимых Государств 26.12.2017 г. (итоги уходящего года). https://www.1tv. ru/news/2017-12-27/338606-na_sammite_stran_ sodruzhestva_nezavisimyh_
2. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренная Советом глав государств СНГ 05.10.2007 г. (г. Душанбе) http://www. cis.minsk.by/page.php?id=18763
3. Об Основных направлениях адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны. Решение Совета глав государств - участников СНГ от 11.10.2017 г. № 5079, г. Сочи. http://mirperemen.net/2017/12/sng-zashhititsya-ot-voennyx-ugroz-iz-kosmosa/
4. Концепции военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств 16.10.2015 г. Официальный сайт Совета Министров обороны государств - участников СНГ. http:// mil.ru/smosng/about/concept2020.htm
5. Саммит ШОС 8-9 июня 2017 г. в Астане. https:// lenta.ru/articles/2017/06/09/putin_shos/
6. Стратегия национальной обороны США 2018 г. Summary 2018 of the National Defense Strategy The
United States of America // Sharpening the American Military's Competitive Edge https://www.defense.gov/ Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
7. Военные стран ШОС обсуждают в Китае сотрудничество на 2018 год. https://www.ritmeurasia.org/ news--2018-01-16--voennye-stran-shos-obsuzhdajut-v-kitae
8. Выступление Министра обороны России С. Шойгу на встрече министров обороны стран - членов ШОС. 08.06.2017 г. http://kolokolrussia.ru/evraziya/ shos-primeryaet-voennuu-formu
9. Страны ШОС находятся на передовом фланге противостояния международному терроризму. 18.01.2018 г. http://www.infoshos.ru/ru/?idn=17786
10. Соперничество великих держав»: чем продиктована новая оборонная стратегия Пентагона // Военно-политическое обозрение. 20.01.2018 // mv.ru/103466-sopernichestvo
11. В СНГ будет создан единый непробиваемый эшелон ПВО http://kolokolrussia.ru/evraziya/v-sng-budet-sozdan-ediny-neprobivaemy-eshelon-
12. Стефанович Д. СНГ защитится от военных угроз из космоса // Международный научно-общественный журнал «Мир перемен». 2017. № 12. http:// mirperemen.net/2017/12/sng-zashhititsya-ot-voennyx-ugroz-iz-kosmosa/
1 Объединенная система противоракетной (противовоздушной) обороны СНГ http://kolokolrussia.ru/evraziya/v-sng-budet-sozdan-ediny-neprobivaemy-eshelon-pvo#hcq