Научная статья на тему 'Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках Союзного государства'

Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2558
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Союзное государство / экономическое сотрудничество / Российская Федерация / Республика Беларусь / интеграция / The Union State / economic co- operation / the Russian Federation / the Repub- lic of Belarus / integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мануилова Полина Валерьевна

Российско-белорусским отношениям отводится существенная роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом. Развитие союзнических отношений во многом обусловлено экономической взаимодополняемостью, тесными кооперационными связями российских и белорусских компаний. В рамках Союзного государства, созданного в 1999 г., Российская Федерация и Республика Беларусь осуществляют деятельность по этапной экономической интеграции, с целью создания единого экономического пространства. В данной статье проводится анализ российско-белорусского экономического сотрудничества в рамках Союзного государства по основным направлениям. Особое внимание уделяется важнейшим актуальным проблемам в развитии и путям их решения. Рассматриваются перспективы развития экономики Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE ECONOMIC SPHERE IN THE FRAMEWORK OF THE UNION STATE

Russian-Byelorussian relations have a significant role in integration ties within the framework of both the CIS and the world community as a whole. The development of allied relations is largely due to economic complementarity, close cooperation ties between Russian and Belarusian companies. 1 Соглашение о свободной торговле между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 [Электронный In the framework of the Union State, that was established in 1999, the Russian Federation and the Republic of Belarus carry out activities on a staged economic integration with the aim of creating a united economic space. In this article is analyzed RussianByelorussian economic cooperation in the framework of the Union State in the main areas. Special attention is paid to the most important urgent problems in development and ways to solve them. The prospects for the development of the economy of the Union State are considered.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в экономической сфере в рамках Союзного государства»

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА П.В. Мануилова Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Аннотация. Российско-белорусским отношениям отводится существенная роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом. Развитие союзнических отношений во многом обусловлено экономической взаимодополняемостью, тесными кооперационными связями российских и белорусских компаний. В рамках Союзного государства, созданного в 1999 г., Российская Федерация и Республика Беларусь осуществляют деятельность по этапной экономической интеграции, с целью создания единого экономического пространства. В данной статье проводится анализ российско-белорусского экономического сотрудничества в рамках Союзного государства по основным направлениям. Особое внимание уделяется важнейшим актуальным проблемам в развитии и путям их решения. Рассматриваются перспективы развития экономики Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное государство, экономическое сотрудничество, Российская Федерация, Республика Беларусь, интеграция

COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE ECONOMIC SPHERE IN THE FRAMEWORK OF THE UNION STATE P.V. Manuilova RUDN University, Moscow, Russia Annotation. Russian-Byelorussian relations have a significant role in integration ties within the framework of both the CIS and the world community as a whole. The development of allied relations is largely due to economic complementarity, close cooperation ties between Russian and Belarusian companies.

In the framework of the Union State, that was established in 1999, the Russian Federation and the Republic of Belarus carry out activities on a staged economic integration with the aim of creating a united economic space. In this article is analyzed Russian- Byelorussian economic cooperation in the framework of the Union State in the main areas. Special attention is paid to the most important urgent problems in development and ways to solve them. The prospects for the development of the economy of the Union State are considered.

Keywords: The Union State, economic cooperation, the Russian Federation, the Republic of Belarus, integration.

В середине 1990-х гг. активизация взаимных экономических связей Российской Федерации и Республики Беларусь во многом определяется прогрессом, который был достигнут в развитии интеграционных процессов между двумя государствами. В первые годы после распада СССР были подписаны первые соглашения, ориентированные на развитие интеграции России и Белоруссии. Например, Соглашение о свободной торговле между Правительством РФ и Правительством РБ от 13 ноября 1992 г. Указанным документом был установлен преференциальный режим торговли товарами национального происхождения для хозяйствующих субъектов Белоруссии и России. 1

Фактически подписание Договора о создании Союзного государств и Программы действий стало завершением этапа становления взаимных экономических отношений России и Белоруссии, ключевыми чертами которого стали коренное изменение характера этих отношений, ставших отношениями двух независимых государств на рыночных принципах, глубокий спад и дальнейшее восстановление взаимного экономического сотрудничества, а также начало интеграционных процессов в экономике и их институциональное закрепление.

Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером для Республики Беларусь. Доля РФ в това-

1 Соглашение о свободной торговле между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 [Электронный

ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 25.03.2019)

рообороте РБ со всеми странами мира стабильно составляет около 50%. Республика Беларусь находится на первой позиции по объему товарооборота РФ со странами СНГ и на четвертой позиции среди всех торговых партнеров России.

В численном отношении в 2018 г. товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь составил 35,5 млрд долларов и увеличился на 9,4 % к уровню 2017 г.

На долю Российской Федерации приходится 49,2 % всего товарооборота Белоруссии (в 2017 г. - 51,1 %), в том числе - 58,8 % импорта (в 2017 г. - 57,2 %) и 38,3 % экспорта (в 2017 г. - 43,9 %).

В 2018 г. экспорт товаров составил 12,946 млрд долл. (темп роста - 100,4 %). Первую тройку основных товарных позиций экспорта Республики Беларусь составляют грузовые автомобили (6,8 % всего экспорта РБ в РФ), творог и сыры (5,9 %), говядина (2,8 "/о).1

В 2018 г. в структуре экспорта появилось 36 новых товарных позиций на сумму 23,1 млн долл., по которым в 2017 г. поставок в Российскую Федерацию не было.

Импорт товаров из РФ в 2018 г. составил 22,615 млрд долл. (темп к 2017 г. — 115,4%). В числе основных товаров в структуре импорта находятся сырая нефть, в том числе газовый конденсат (30,1 % всего импорта товаров из РФ в РБ), нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (11,8 %), нефтепродукты (4,7 %), легковые автомобили (4 %).

В 2018 г. сальдо торговли товарами для Республики Беларусь -отрицательное в размере 9,669 млрд долл. (по сравнению с 2017 г. увеличение на 2,968 млрд долл.).

Экспорт услуг в Россию в 2018 г. составил 2,19 млрд долл. (по сравнению с 2017 г. увеличение на 5,1 %). Импорт услуг из РФ составил 1,79 млрд долл. (по сравнению с 2017 г. увеличение на 17,2%).

В 2018 г. сальдо торговли услугами с Россией составило 0,4 млрд долл.2

В настоящее время у Белоруссии налажены тесные контакты с 79 регионами России, среди которых особо интенсивное взаимодействие установлено с Московской, Смоленской и Тюменской областями, а также Москвой и Санкт-Петербургом. Например, на долю Москвы приходится свыше 30% общего объема товарооборота Белоруссии и России.3

В рамках Союзного государства особое значение отводится работе по развитию инвестиционной политики.

Как Россия, так и Белоруссия относятся к привлекательным территориям для прямых иностранных инвестиций. Что касается Республики Беларусь, то она, являясь транспортным коридором, имеет благоприятное географическое положение между ЕС и РФ, а также относительно развитый внутренний рынок и квалифицированную рабочую силу. В Белоруссии созданы организационные структуры по привлечению инвестиций и совершенствуется нормативно-правовая база по их регулированию. В свою очередь, Российская Федерация привлекает наличием огромного внутреннего рынка, богатством природных ресурсов и прочим.

В 2018 г. иностранные инвестиции в реальный сектор экономики Республики Беларусь (кроме банков) составили 10,8 млрд долл. Россия в очередной раз стала главным инвестором в белорусскую экономику (38,3 % от всех поступивших инвестиций). Основными инвесторами также являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (25,7%), Кипр (7,8 %), Польша (4,1 %), Украина (3,7 %), Германия (3,4 %), Китай (3,1 %). Процентное соотношение других стран составляет 13,9 %.

1 Федеральная таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим до-ступа:http://customs.ru/index2.php?option=com_conte nt&view=artide&id=26984>2018-&catid=53:2011-01-24-16-29-43&Itemid=1981 (Дата обращения: 25.03.2019)

2 Федеральная таможенная служба Российской Фе-

дерации [Электронный ресурс]. / Режим досту-

па:http://customs.ru/index2.php?option=com_content& view=artide&id=26984: -2018-&catid=53:2011-01-24-16-29-43&Ке^=1981 (Дата обращения: 25.03.2019)

3 Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/ (Дата обращения: 25.03.2019)

Объем прямых инвестиций составил 8,5 млрд долл. (78,7 % от общего объема).1

Среди отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций на чистой основе в тройку основных услуг попадают: промышленность (31,1%); финансовая и страховая деятельность (26,8%); транспортная деятельность (18,1%).2

Объем иностранных инвестиций, направленных организациями Белоруссии в экономику зарубежных стран, составил 6 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции (5,6 млрд долларов).3

Одним из важнейших направлений белорусско-российского сотрудничества, имеющим ключевое значение для экономической интеграции Белоруссии и России, является научно-техническая и производственная кооперация в высокотехнологичных отраслях, которая во многом базируется на устойчивых технологически обусловленных кооперационных связях, сформировавшихся в советский период, когда предприятия РФ и РБ изначально выступали как механизмы единой технологической цепи. Каждое второе предприятие Белоруссии связано с предприятиями России кооперационными отношениями, и в некоторых отраслях показатель достигает 80%. [Шурубович 2017: 22] Большинство совместных белорусско-российских предприятий функционирует в промышленной отрасли, другие - в транспортной и строительной отраслях, в сфере торговли и общественного питания и др. Среди иностранных предприятий большинство задействованы в сфере торговли и общественного питания, примерно треть - в промышленной отрасли, другие - в транспортной, в коммер-

1 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Режим до-ступа:http://www.belstatgov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/statistika-vneshneekonomicheskoy-deyatelшsti/iшstrannye-investitsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/struktura-investitsiy-ot-inostrannykh-investorov-po-osnovnym-stranam/ (Дата обращения: 25.03.2019)

2 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/ (Дата об-

ращения: 25.03.2019)

ческой деятельности относительно обеспечения функционирования рынка и др. Среди известных совместных предприятий можно выделить такие как «МАЗ-МАНН», «Милавица», «Космос ТВ», а иностранных - «Лукойл - Белоруссия», «Цейс-Беломо», «Итера-Бел» и др.

Республика Беларусь также традиционно является одним из главных торгово-экономических партнеров города Москвы. По данным 2016 г. в г. Москве с белорусским капиталом в уставном фонде зарегистрировано 326 предприятий. По данному показателю среди зарубежных стран Белоруссия занимает пятое место.4

Эффективным инструментом развития научно-технической и производственной кооперации и одним из немногих примеров функционирования союзных структур являются программы Союзного государства -в первую очередь, научно-технические и экономические. В основном это программы по созданию и развитию высокотехнологичных наукоемких производств, которые определяют экономические перспективы развития. За период с 2000-2015 гг. осуществлено 44 совместных программ в промышленной и смежной областях по 38 направлениям, а всего с 1998 г. реализовано свыше 50 программ Союзного государства, завершение которых внесли существенный вклад в развитие соответствующих отраслей науки, техники и экономики России и Белоруссии. [Шурубович 2017: 22]

В рамках Союзного государства достаточно хорошо развита банковская сфера. На рынке Республики Беларусь из российских банков широко распространены такие учреждения как «Сбербанк», которому принадлежит 97,9 % акций «БПС-Сбербанка»,

3 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/statistika-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti/inostrannye-investitsii/godovye-dannye/inostrannye-investitsii-iz-respubliki-belarus/ (Дата обращения: 25.03.2019)

4 Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.postkomsg.com/regions/213516/ (Дата обращения: 25.03.2019)

«Внешэкономбанк», который имеет 97,5 акций банка «БелВЭБ», «ВТБ», который владеет 100 % акций банка «ВТБ (Белоруссия)», а также «Альфа-Банк», имеющий 11,8 % акций «Альфа-Банк» (Белоруссия). [Лопух 2012: 58]

В транспортной и строительной отраслях можно выделить совместную работу России и Белоруссии над целым рядом новых интеграционных проектов, крупнейшие из которых: создание российско-белорусского холдинга «Росбелавто» на базе активов предприятий «КАМАЗ» и «МАЗ», а также налаживание профильной кооперации с такими белорусскими предприятиями как ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг», ОАО «Интеграл» и ОАО «Гродно-Азот». [Молева 2012: 61]

В информационной отрасли стоит выделить прошедшую международную выставку «Таможенная служба - 2016», на которой были представлены новейшие разработки, обладающие высокой инвестиционной привлекательностью. В выставке участвовали руководители таможенных ведомств стран ЕАЭС, крупнейшие бизнес -объединения и компании - перевозчики из более 30 стран мира.

Свои стенды представил и Постоянный Комитет Союзного государства. Главная разработка, показанная Союзным государством, - Единая автоматизированная информационная система. Обновляющаяся программа позволяет оперативно вести обмен данными между таможнями России и Беларуси. Благодаря этому в режиме онлайн можно не только контролировать отправку и доставку грузов, но и отслеживать их перемещение на всем участке пути. Сейчас к этой системе уже подключён Казахстан, а в скором времени онлайн - коммуникации распространятся на все пять стран ЕАЭС.

«Это один из наиболее ярких примеров той пилотной роли, которую играют таможенные службы России и Беларуси. Таможенные службы Союзного государства де-

1 Союзное государство. - М.: Комсомольская правда, 2016. - № 12 (118). - С. 24

2 Совет Республики Национального собрания Рес-

публики Беларусь [Электронный ресурс]. / Режим

монстрируют хороший пример продуктивного взаимодействия», - отметил Госсекретарь Союзного государства Г. Рапота1.

Важным проектом Союзного государства, затрагивающим практически все отрасли российско-белорусского сотрудничества, является Форум регионов Беларуси и России.

V Форум регионов Беларуси и России прошел с 10-12 октября в 2018 г. в г. Могилеве. Основным событием Форума стало пленарное заседание на тему «Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора интеграции и союзного строительства» с участием Президентов РФ и РБ. Секции прошли по 5 ключевым направлениям: унификация и гармонизация законодательств, аграрная политика, экономическая безопасность, цифровая экономика, молодежная политика и международная деятельность.

Одним из ключевых событий данного Форума стало заседание Межпарламентской комиссии Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству, на котором обсуждались роль парламентского измерения в развитии российско-белорусских отношений, а также перспективные направления сотрудничества, способствующие укреплению межпарламентских связей.

В рамках V Форума было подписано свыше 70 документов о сотрудничестве на разных уровнях: районном, областном, межправительственном. Среди деловых кругов будут традиционно заключены экспортные контракты на большие суммы. Общая сумма контрактов составит более 500 млн долларов.2

Стоит отметить тот факт, что за все время, которое существует Форум регионов Беларуси и России, всего было заключено соглашений и коммерческих контрактов на сумму около 930 млн долл. Например, по итогам III Форума подобных соглашений было подписано на сумму 300 млн долл., а по итогам IV Форума было заключено контрактов на сумму свыше 400 млн. доллл.3

доступа: http://sovrep.gov.by/ru/5-forum-ru/ (Дата обращения: 25.03.2019)

3 Выставка в рамках IV Форума регионов России и Беларуси [Электронный ресурс]. / Режим доступа:

Всего в ключевых и сопутствующих мероприятиях V Форума регионов Беларуси и России участвовало свыше 2 тысяч человек. В работе были задействованы региональные площадки, на которых регионы имели возможность продемонстрировать свой историко-культурный, туристический и торгово-экономический потенциал.

Особое место в российско-белорусских отношениях занимает сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Создание единого энергетического пространства является одной из важных задач России и Белоруссии в рамках Союзного государства. По словам Государственного секретаря СГ Г. Рапоты, строительство «Росато-мом» первой белорусской АЭС мощностью 2400 МВт в городе Островец Гродненской области, ввод первого блока которой запланирован на 2018 г., станет одним из решающих факторов создания единого энергетического пространства. Строительство белорусской АЭС является крупнейшим инвестиционным проектом, объем капиталовложений которого составил 10 млрд долл. Из всего объема белорусско-российского товарооборота примерно половина - энергоносители. На взаимные поставки промышленной продукции и комплектующих приходится 35 %. В условиях снижения курса национальных валют как на рынке Союзного государства, так и внешних рынках данный вид сотрудничества мог бы иметь положительную динамику. 1

В 2016 г. один из самых крупных пакетов соглашений заключили предприятия нефтехимического комплекса. Речь идет о 8 контрактах, общая сумма которых превышает 3 млрд рублей. Самыми значимыми стали соглашения о поставках в РФ продукции концерна «Белнефтехим» на сумму 2,45 млрд рублей в 2016-2017 гг.2

В целом стоит отметить, что Российская Федерация является главным поставщиком газа и нефти в Республику Беларусь.

http://russia-belarus.negusexpo.ru/contacts/ (Дата обращения: 25.03.2019)

1 Газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече». - 2015. - № 41. - С. 2

2 Официальный сайт Постоянного Комитета Союз-

ного государства [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.postkomsg.com/regions/213516/ (Дата обращения: 12.11.2018)

За последние годы поставки в Белоруссию составили около 20 млрд куб м газа и 21 млн т нефти. В 2016 году было заявлено, что РФ будет поставлять в РБ с 2016-2024 гг. каждый год 24 млн т нефти, но объем поставок уменьшился с началом второй половины 2016 г. По заявлению министра энергетики РФ А. Новака, данное обстоятельство было связано с денежными недоплатами Белоруссии за газ и нефть.3

В апреле 2017 г. российско-белорусский спор в топливно-энергетической сфере был завершен. Был подписан ряд документов, который поспособствовал урегулированию спорных вопросов в данной сфере. Конфликт разрешился после официального заявления «Газпрома» о том, что от РБ в полном объеме - 726,2 млн долл. поступил долг за поставленный газ в 20162017 гг. Российские и белорусские власти пришли к договоренности о восстановлении поставок нефти из России в РБ до уровня 24 млн т каждый год, а также о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Республики Беларусь на 2018-2019 гг.

Стоит отметить тот факт, что «Газпром» является одним из крупнейших российских инвесторов, представленных в Белоруссии. [Боровский 2012: 45] В 2011 г. совместно с Государственным комитетом по имуществу РБ был подписан договор о покупке оставшихся 50 % акций белорусского предприятия ОАО «Белтрансгаз» (в настоящее время - ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»). Российскому предприятию также принадлежит ОАО «Белгазпром-банк».

В 2018 г. споры в топливно-энергетической сфере возобновились. Актуальной проблемой является так называемый «нефтяной налоговый маневр России», которым предусматривается поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть к 2024 г. с 30% до 0, а также повышение

3 Независимая газета [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2018-12-

28/6_7476_cis3.html (Дата обращения: 12.11.2018)

налога на добычу полезных ископаемых. Дело в том, что нефть в Республику Беларусь и прочие страны ЕАЭС поставляется Российской Федерацией по внутренним ценам без пошлин. В итоге потери из бюджета РФ ежегодно составляли примерно 140 млрд рублей. По оценкам Министерства финансов РФ, общие потери из-за отсутствия маневра составляли ежегодно около 1 трлн рублей. При этом потери увеличивались с ростом цен на нефть.1

По прогнозам Министерства финансов РБ, из-за данного маневра цены на нефтепродукты в Республике Беларусь повысятся, и на внутреннем рынке белорусская нефть может быть вытеснена российской. Помимо этого, в условиях единого таможенного пространства ЕАЭС Республике Беларусь соответственно придется отменить экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. Поэтому Белоруссия рассчитывает на компенсацию выпадающих доходов в связи с проведением «нефтяного налогового маневра России». В 2019 г. потери из бюджета РБ из-за маневра РФ оцениваются в 300 млн долл., а в перспективе потери могут превысить 2 млрд долларов, или около 4% ВВП РБ.2

В рамках разрешения данного конфликта российской и белорусской стороной проводятся контакты. Возможен поиск компенсирующих механизмов на государственном уровне. Стоит отметить уже вышеупомянутые вещи о том, что РФ компенсировала РБ потери по причине снижения пошлин на нефть. В апреле 2017 г. Российская Федерация согласилась отдавать Республике Беларусь экспортные пошлины на нефть с объема 6 млн тонн в год (разница между поставляемыми в страну 24 млн тонн нефти и импортом конкретно для переработки в размере 18 млн тонн). Однако, данные перечисления завершатся в 2019 г.

Среди прочих проблем в экономическом сотрудничестве России и Белоруссии

можно выделить молочные и мясные войны. Россия периодически вводит ограничительные меры на поставки молочной продукции из Республики Беларусь. Например, по данным Россельхознадзора, с 2016 -февраль 2018 гг. доля белорусской продукции с вредными и запрещенными веществами возросла с 2,6% до 65,6%.

В феврале 2018 года в Россельхознад-зоре заявили о запрете на продажу белорусских молочных продуктов в Россию. Согласно официальному заявлению, молоко и молочные продукты, которые поступали из Беларуси, не подлежали стандартам качества и безопасности. С 20-22 февраля в черный список было включено 13 белорусских предприятий. По словам российских экспертов, претензии появились по причине ветеринарно-санитарных нарушений.

Данную проблему удалось решить. По заявлению Минсельхоза РФ, по итогам переговоров Белоруссия и Россия сформируют единый трейдер для поставок молока и молочной продукции на рынок РФ, который будет заниматься всеми поставками из РБ и контролем за стоимостью и качеством продукции.

Кроме молочных войн между Белоруссией и Россией также возникали конфликты, связанные с мясной продукцией. Периодически в белорусской продукции обнаруживались антибиотики, нитраты, а также другие вредные элементы.

Некоторые эксперты полагают, что в действительности проблемы на продовольственных рынках Белоруссии и России произошли не только по техническим причинам, но и по политическим. Президента РБ А.Г. Лукашенко обвинили в лавировании между Западом и Россией. В этой связи политика Минска уже давно вызывает недовольство со стороны Москвы. С такой позиции запрет ввоза молочной и мясной продукции является инструментом давления на власти Республики Беларусь3.

1 Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=127079&orde г_3 8=M_DATE&dir_3 8=DESC&page_3 8=1 &area_id =38&page_id=2208&popup=Y (Дата обращения: 25.03.2019)

2 Газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. / Ре-

жим доступа:

https://www.vedomosti.ru/economics/news/2018/08/09 /777785-belorussiya-poprosila-u-rossii-kompensatsiyu (Дата обращения: 25.03.2019)

3 Независимая газета [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2018-12-

28Z6_7476_cis3.html (Дата обращения: 12.11.2018)

Также в последние годы дополнительным фактором обострения проблемы продовольственных поставок из Республики Беларусь стали подозрения со стороны РФ о том, что в Россию под видом белорусской продукции проникают товары из европейских стран, на ввоз которых Российской Федерацией был наложен запрет в 2014 г. Со стороны РБ заявлено, что прямой реэкспорт санкционной продукции в Россию недопустим и нарушением не является переработка данной продукции с дальнейшей поставкой в РФ. [Шайдуллина 2018: 398] Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, государством происхождения является то, в котором осуществлялись последние операции по переработке продукта. В дополнение ко всему, ситуацию вокруг поставок сельхозпродукции из РБ в РФ осложняет большое количество серых схем, в которых задействованы западные, белорусские и российские участники. [Шу-рубович 2017: 44]

Что касается перспектив российско-белорусского экономического сотрудничества в рамках Союзного государства, то по мнению большинства экспертов и представителей власти, самой важной задачей является максимальная нацеленность сотрудничества на модернизацию и цифровиза-цию национальных экономик. В числе программных документов РФ и РБ нашло свое отражение широкое внедрение передовых технологий, которое является необходимостью и первоочередной задачей в рамках Союзного государства.

Укреплению позиций России и Белоруссии в мировом хозяйстве способствует именно модернизация экономики, которая предполагает изменение ее структуры и перенос центра тяжести с сырьевых отраслей на высокотехнологичные отрасли и производства с высокой добавленной стоимостью. Такие изменения в экономической сфере улучшили бы торгово-экономическое сотрудничество, уменьшив долю топ-ливно-сырьевых товаров во взаимной торговле и, соответственно, снизив остроту и вероятность торговых конфликтов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Боровский Ю. В. Энергетическая политика России на международной арене //

Вестник МГИМО Университета. - 2012.

- С. 40-46

2. Лопух Ю.И., Новик ТВ., Панковец И.А., Сергеюк В.С. Интеграция банковских систем России и Беларуси: ва-лютно-финансовые предпосылки // Основы экономики, управления и права. -2012. - С.57-60

3. Молева С.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России - важная составляющая успешного функционирования Союзного государства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2012. - С. 60-66

4. Шайдуллина В.К. Проблемы соблюдения принципов международного права при введении финансово-экономических санкции против государства в одностороннем порядке // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. - С. 397-401

5. Шурубович А.В. Тенденции и проблемы российско-белорусских экономических отношений. - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 60 с.

Сведения об авторе: Мануилова Полина Валерьевна - магистр в области международных отношений, кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: manuilova.polina95@mail.ru).

REFERENCES

1. Borovsky Y. V. The Russian Energy Policy on the International Scene // MGIMO Review of International Relations. - 2012.

- pp. 40-46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Lopukh Yu.I., Novick T.V., Pankovets I.A., Sergeyuk V.S. Integration of banking systems of Russia and Belarus: monetary and financial preconditions // Fundamentals of Economics, Management and Law.

- 2012. - pp.57-60

3. Moleva S.V. The development of trade and economic cooperation between Belarus and Russia is an important component of the successful functioning of the Union State // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2012. - pp. 60-66

4. Shaydullina V.K. The issue of international law principles observation in the case of the introduction of financial-economic sanctions against the state unilaterally //

Baltic Humanitarian Journal. - 2018. - pp. 397-401

5. Shurubovich A.V. Trends and problems of Russian-Byelorussian economic relations. - M.: Institute of Economics RAS, 2017. -60 p.

About the author: Manuilova Polina Val-eryevna - Master of International Relations of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (email: manuilova.polina95@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.