политология
УДК 327
Караткевич Александр григорьевич
доктор политических наук Академия труда и социальных отношений (г. Москва)
karatkevich1@mail.ru
головин юрий Алексеевич
доктор политических наук Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
yagolovin@rambler.ru
процесс интеграции российской федерации и республики Беларусь в рамках союзного государства
В статье рассматриваются состояние и перспективы развития интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Авторы статьи полагают, что в рамках союзного строительства в последнее время проведена большая работа. Однако судить о коренных изменениях в экономической и социальной сферах России и Беларуси пока что еще преждевременно. В российско-белорусской интеграции еще много недостатков, так как большинство организационно-распорядительных документов Союзного государства практически не работает. Поэтому и эффект мероприятий по интеграции в политической сфере неоправданно низок.
В статье показаны основные этапы союзного строительства, развитие политико-правовых основ Союзного государства. Предложены рекомендации для совершенствования интеграционного процесса союзных государств. Опыт минувших лет убедительно показал, что наряду с совершенствованием интеграционных механизмов не следует рассматривать Союз России и Белоруссии как единственную форму объединения. Развитие внутреннего потенциала каждой страны Содружества возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства на новой политической основе. К тому же следует иметь в виду, что любое межгосударственное объединение проходит различные этапы своего развития, дополняясь и обогащаясь новыми, более эффективными формами многопланового сотрудничества.
Авторы полагают, что Евразийский Союз - это одна из эффективных форм интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности на постсоветском пространстве и осуществления экономической и политической трансформации.
Ключевые слова: интеграция, реинтеграция, мировые интеграционные процессы, этапы союзного строительства, механизм политической интеграции России и Белоруссии.
На переломе XX и XXI веков происходит грандиозная трансформация системы международных отношений [3, с. 63]. В результате в мире сложилась новая геополитическая ситуация, коренным образом отличающаяся не только от сложившейся после Второй мировой войны и державшейся десятилетиями политической картины мира, но и от мировой политической панорамы двадцатилетней давности. Стратегическое превосходство Запада стало ярко выраженным [4, с. 36]. На формирование этой ситуации решающее воздействие оказали два события: произошел развал Советского Союза - двухполюсное мироустройство превратилось, в принципе, в одно-полярную мировую систему, хотя и неоднородную, многоплановую по уровню экономической и социально-политической развитости; в полную силу заявила о себе глобализация, вступив в интенсивную фазу развития, мировые интеграционные процессы обрели бурный и всеохватывающий характер.
Если первое событие коренным образом меняло структуру, соотношение и конфигурацию мировых геополитических сил, то второе стало одной из самых новых и модных тенденций развития и новым фактором бытия человечества, его отношений и связей. Факт совпадения этих двух событий во времени (1990-е годы) с геометрической прогрессией повысил их взаимный кумулятивный
эффект. В результате этого и произошла небывалая, уникальная в истории человечества (по характеру, своеобразию и сложности) реактивная смена расстановки мировых политических сил, приведшая к крушению биполярности.
В это время для постсоветских государств ярко обозначились два противоречивых политических вектора развития: 1) прозападный - глобализаци-онный; 2) интеграционный - СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, ОДКБ и др.
Первый - прозападный политических курс трансформации государства и общества - исходил из общей геополитической идеи, что постсоветские государства являются частью Запада, поэтому неизбежно должны ориентироваться на его модель развития. Как удачно отметил Е.М. Кожокин, «Россия в 1990-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, тем не менее векторная направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния» [13].
Второй вариант реформ в своей геополитической составляющей ориентировался на так называемое «ближнее зарубежье». Речь шла о восстановлении прежних не только экономических, но и политических связей. Однако этот вариант при реализации столкнулся с рядом сложностей: вспле-
290
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014
© Караткевич А.Г., Головин Ю.А., 2014
ски сепаратизма и открытое противодействие Запада восстановлению интеграционной роли России над трансформирующимся пространством. С середины 1990-х годов геополитическая конкуренция за влияние на постсоветские государства между США и Россией стремительно возрастала [7, с. 118]. Довольно быстро подобные геополитические установки были восприняты прибалтийскими республиками, Украиной, Грузией. Поэтому, чтобы понять сущность обозначенных противоречий, необходимо рассматривать некоторые теоретические положения и составляющие противоположностей - глобализацию и интеграцию. Любое из них в определенной мере связано с озабоченностью постсоветских государств своим геополитическим статусом в международных отношениях.
Действительно, как считает ряд исследователей, в XXI веке четко обозначились три мировые системы - США, Китай и объединенная Европа [1, с. 158]. Сегодня вырисовываются три глобальных полюса-региона, причем не только экономических, но и политических:
1. Западноевропейский, охватывающий своими границами почти 400 млн. человек.
2. Североамериканский (США, Канада) -400 млн. человек.
3. Тихоокеанский, со стремительно развивающимся Китаем, - конечно, значительно более многонаселенный.
Государства Центральной и Восточной Европы насчитывают также почти 400 млн. человек. Поэтому наилучшим выходом для постсоциалистических государств является создание четвертого собственного рынка - рынка общей сферы не только экономического, но и политического сотрудничества. В этом случае интеграция в какой-то мере выступит противовесом глобализации.
Поэтому сегодня можно уверенно говорить о необходимости поиска механизмов реинтеграции. Следует не путать понятия - реинтеграция и дезинтеграция, так как это две противоположности, два полюса, как уже было отмечено. В этом контексте для реинтеграции России, Беларуси и других постсоветских государств принципиальное значение имеет то, что становление, совершенствование регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве осложнено развитием и взаимодействием в нем двух глобальных процессов: дезинтеграционного и реинтеграционного.
Факторы дезинтеграции и реинтеграции накладываются на двустороннюю межгосударственную политику, в первую очередь России и Беларуси. В этих условиях основная проблема российско-белорусской интеграции - нахождение типа Союзного государства: имеющего федеративные в сочетании с конфедеративными признаки при сохранении политической независимости, суверенитета и госу-
дарственности каждого из государств - участников Союза, или что-то иное. (Об этом подробнее будет сказано позже.)
Проследим этапы союзного строительства, которыми стали:
- Соглашение от 20 июля 1992 г. о формировании межгосударственных хозяйственных структур как основы рационализации хозяйственных связей и стабилизации крупномасштабного производства;
- создание 6 января 1995 г. Таможенного союза двух государств;
- заключение 21 февраля 1995 г. Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве;
- подписание в 1996 г. Договора об образовании Сообщества Беларуси и России;
- заключение 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России с более высоким уровнем интеграции и утверждение 23 мая 1997 г. Устава Союза Беларуси и России;
-Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г.;
- заключение Договора о создании Союзного государства, подписанного 8 декабря 1999 г. вместе с Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого Договора [21, с. 4-7].
В рамках союзного строительства в последнее время проведена большая работа. Однако судить о коренных изменениях в экономической и социальной сферах России и Беларуси пока преждевременно. Сравнительные данные по некоторым социально-экономическим показателям двух стран в условиях постсоветской трансформации таковы: уровень падения промышленного производства в России - 54%, в Беларуси - 31,7% (по мировым стандартам уровень падения промышленного производства в мирное время не может быть ниже 30%); доля импортных продуктов в России - 40%, в Беларуси - 29,5% (в соответствии с мировой практикой этот показатель не должен превышать 30%); доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности в России - 12%, в Беларуси - 3% (в мире обычно не ниже 45%); доля от ВВП государственных ассигнований на науку в России -0,42%, в Беларуси - 0,85% (в развитых странах - не менее 2%); соотношение богатых и бедных групп населения в России - 14:1, в Беларуси - 5,3:1.
В российско-белорусской интеграции много недоработок, так как большинство организационно-распорядительных документов Союзного государства практически не работает. Эффект мероприятий по интеграции в политической сфере неоправданно низок. Серьезным является противоречие между принципиальным согласием сторон на интеграцию и определением конкретных механизмов, этапов, процедур и форм объединения. Дело в том, что интегрирующиеся российская и белорусская экономики сегодня - это различные
типы экономики, прошедшие разные пути постсоветской трансформации: либеральный (Россия) и тип государственного регулирования (Беларусь), экономики фактически без частной собственности и определенным образом адаптированной к рыночным отношениям. Вместе с тем следует отметить, что на постсоветском пространстве фактически проявляются те черты, которые характерны для раннего этапа процесса становления национальной государственности на Евразийском континенте.
Особую значимость имеет проблема «интеграция и военная сфера». Общими стратегическими интересами России и Беларуси в военной сфере являются стратегическая стабильность в мире, стратегическое военное равновесие, ядерная безопасность государств-участников СНГ, углубление процесса разоружения, нераспространение оружия массового поражения и технологий его изготовления; поддержание международного мира и безопасности - расширение возможностей и усиление роли ООН и ОБСЕ в миротворческой деятельности, равноправное партнерство и сотрудничество с региональными структурами безопасности. Вместе с тем ряд исследователей ошибочно утверждает, что подлинная военная интеграция между Россией и Белоруссией отсутствует [22, с. 65].
В систему договоров, заключенных Россией и Беларусью с другими государствами-участниками СНГ, входят: соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства; соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны; концепция охраны воздушного пространства; документы двустороннего сотрудничества государств - участников Договора о коллективной безопасности.
Следует отметить, что от темпов и глубины российско-белорусской интеграции и рамках Союзного государства, Евразийского Экономического Союза и СНГ во многом зависит участие двух стран в общеевропейской интеграции. В этой сфере как России, так и Беларуси предстоит решить немало сложных проблем, зависящих как от них самих, так и от Запада, например осуществляющего по отношению к Беларуси политику «избирательного участия», «на уровне соответствия целям США».
Социально-политическая ситуация в Беларуси постоянно находится в центре внимания международного сообщества. Одной из причин столь пристального внимания является то, что Запад и оппозиция пытались изобразить Беларусь как очередное доказательство «авторитаризма и нелегитимности режима», «нарушения прав и свобод человека».
Госдепартамент США, а вслед за ним и так называемая европейская «тройка» применяют к Беларуси двойные стандарты. Многие исследователи российско-белорусской проблемы отмечают, что
спецслужбы США пытались дестабилизировать политическую ситуации в Беларуси. «Как это ни прискорбно. К этой подрывной работе была подключена специально созданная миссия ОБСЕ в Минске .. .возглавлял ее многолетний руководитель германской разведки (БНД) - Ханс-Георгий Вик» [11, с. 54].
Анализируя определенный интерес политических сил как на Западе, так и внутри республики к ситуации в Беларуси, необходимо отметить, что негативное отношение США и других западных политических структур обусловлено общей политической линией Беларуси, нацеленной на восстановление Союзного государства, на создание многополюсного мира на принципах справедливости и равенства. Подобные установки Запад применяет и в отношении России. Например, в 2008 году МИД Великобритании представил ежегодный доклад о положении с соблюдением прав человека в мире. В нем упоминается и Россия, где соблюдение прав человека вызывает небольшую тревогу [8, с. 3]. Из событий на Кавказе в 2008 году Запад также пытался развернуть показательный процесс. Таким образом, следует констатировать, что в мире есть политические силы, заинтересованные в ослаблении интеграционных процессов бывших республик СССР и даже международной изоляции, например, Беларуси.
Трагические события на Украине в 2014 году, происходящие при активном вмешательстве США и ЕС, наглядно показали необходимость совместных усилий России и Беларуси в обеспечении национальной безопасности.
Необходимо отметить сбалансированность и многовекторность внешней политики Республики Беларусь, которая ищет и находит партнеров, желающих сотрудничать, на всех континентах. При этом преследуются две цели: с одной стороны, Беларусь не хочет быть зависимой от какого-либо государства или группы государств, а с другой -у государства, развивающего обширные и взаимовыгодные связи, всегда есть много вариантов для того, чтобы умножить свои силы, укрепить свои позиции на международной арене, дать более достойную жизнь своим гражданам, быть полноправным членом мирового сообщества. Однако приоритет интересов политического, экономического, военного сотрудничества - Россия. «Наша позиция в отношении интеграции с Россией неизбежна: Беларусь всегда будет верна союзу братских народов» [16, с. 2].
Ратификация российско-белорусского Договора о создании Союзного государства заставила другие страны СНГ взглянуть на «Союз двух» с позитивной стороны. Следует отметить, что определенные проблемы в рамках Содружества существуют. В ряде стран СНГ начали разрушаться условия сбалансированности во взаимной торгов-
ле. В результате хозяйственные взаимоотношения для государств Содружества стали иметь меньшую значимость, чем взаимосвязь со странами дальнего зарубежья. Экономический рост практически во всех странах СНГ сопровождается увеличением инфляции [18, с. 17-20].
Вместе с тем объем взаимной торговли между государствами - участниками Союзного государства за период с 1996 по 2010 год вырос более чем в пять раз - с 6,5 до 34,2 млрд. долларов. Эти обстоятельства побуждают лидеров государств Содружества искать пути для консолидации и совместного решения назревших вопросов. О существующих проблемах в рамках СНГ, поисках путей их решения говорят многие исследователи [22, с. 89-93].
Трансформационные преобразования в Беларуси, как и в ряде других постсоветских государств, сегодня нацелены не на «передовые реформы», а на рационализацию деятельности чиновничества и совершенствование формальных процедур управления. Очевидно, что с развитием институтов гражданского общества и укреплением институционально-правовых основ государственной службы, более актуальными станут задачи, связанные с формированием менеджериальной модели государственной службы [15, с. 31-35]. Следует заметить, что социально-политические преобразования, проводимые в Беларуси, в последние годы влияют на интеграционные процессы, и это влияние позитивное: опыт эффективных преобразований в Беларуси - пример для подражания стран-участниц СНГ.
Таким образом, подчеркивая необходимость интеграции и в рамках Союзного государства, других интеграционных структур, хотелось бы заметить, что интеграция - это не самоцель, главная цель, к которой подталкивали наши национальные экономические системы - это создание крупного рынка для экспорта наших товаров и обеспечения на этой основе устойчивого политического развития.
При объединении государств политики должны исходить из интересов наших братских народов. К сожалению, не всегда удается преодолеть стереотип удельных княжеств. Во многом процессу дезинтеграции способствовало стремление к этому некоторых политиков. Однако их мнение не совпадало с волей народов республик Союза в марте 1991 г. Тенденция сепаратизма и сейчас не поддерживается большинством населения не только Беларуси и России, но и стран СНГ. В душах граждан еще сохранилось чувство общего Отечества, остающееся реальным фактором политики.
Для примера, по данным ВЦИОМ, мнение опрошенных делится почти поровну - одни выступают за полное объединение двух государств, другие за сохранение независимости и глубокое партнерство. Тем не менее имеется тенденция к снижению интеграционных настроений. Со-
гласно опросу, проведенному ВЦИОМ в августе 2002 г., 74% россиян выступали за полное объединение с Беларусью. При этом 41% высказывались за единство с сохранением государственного суверенитета обеих стран по типу Европейского союза. 48% опрошенных россиян желали присоединиться к Европейскому Союзу [24, с. 77].
Социологические опросы населения, проведенные в 2009 году Институтом социологии НАН Беларуси и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показывают созвучность взглядов белорусов и россиян на возможные формы взаимоотношений России и Беларуси. Среди жителей Беларуси преобладает мнение о строительстве отношений с Россией на основе международных договоров с сохранением независимости государства - это отмечают 51% опрошенных. За равноправный союз двух государств с созданием наднациональных органов управления высказывается 41% респондентов. Вхождение в состав Российской Федерации в качестве субъектов федерации поддерживают лишь 4% опрошенных.
Однако данные других источников, например Белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований, противоположны. Если лет десять назад в ходе аналогичного опроса за объединение Беларуси и России в единое государство высказывалось подавляющее большинство - 80%, то сейчас за эту идею выступают только 31,4% белорусов, против - 47,8%. А если бы пришлось выбирать между Россией и ЕС, за ЕС проголосовали бы 44,5%, за Россию - 35,3% [6].
Поэтому следует отметить, что процесс создания Союзного государства затормозился, понимают это и лидеры наших государств. Они пытаются реанимировать объединительные процессы на постсоветском пространстве, ищут новые формы и точки соприкосновения во всех сферах. Подтверждением тому является создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствии с планом действий, утвержденным на уровне глав государств Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 1 от 6 октября 2006 года. В развитие этого плана Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 9 от 9 июня
2009 года были установлены этапы и сроки формирования единой таможенной территории. К концу 2011 года были реализованы решения Межгоссовета ЕврАзЭС, проведены реализующие их мероприятия по формированию правовой базы и институциональной структуры таможенного союза. Уже в первом полугодии 2011 г. объем торговли между союзными государствами составил 58,1 млрд долл. и увеличился в сравнении с первым полугодием
2010 г. на 40,7%, со вторым полугодием - на 15,7%.
Взаимная торговля со странами - членами ТС
занимает 44,7% объема внешней торговли Респуб-
лики Беларусь, 18,2% - Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации. Доля третьих стран составляет соответственно: в РБ - 55,3%, в РК - 81,8%, в РФ - 92,6% всего объема внешней торговли [9, с. 56-81].
Важным событием для развития экономической интеграции на постсоветском пространстве стало подписание 29 мая 2014 года Договора об Евразийском Экономическом Союзе, который вступает в силу с 1 января 2015 года.
Рассматривая механизм политической интеграции Беларуси и России и других государств в этих условиях необходимо подчеркнуть следующее. В договоре о создании Союзного государства предусмотрено, что по инициативе Высшего Государственного Совета парламент Союзного государства имеет право рассматривать проект Конституционного акта. Возможно, Конституционный акт будет временным Основным законом Союзного государства. В последующем в него могут быть внесены изменения и дополнения. Конституционный акт должен определить государственное устройство Союзного государства, порядок проведения выборов в парламент и другую правовую основу.
В последнее время проводятся дискуссии об объединительных схемах Союзного государства. Предлагается схема создания федеративного государства на основе равенства регионов России и Беларуси по примеру ФРГ-ГДР, то есть своеобразное поглощение Беларуси Россией. Второй вариант объединительной схемы - по принципу Евросоюза. «На фоне развития современной геополитической обстановки в Европе и в мире особенно понятным становится .. .скорейшее заключение союза между Россией и Белоруссией. Он должен оформиться и функционировать примерно на тех же принципах, которые были исторически опробованы и узаконены в Европейском Союзе» [11, с. 57].
Оценивая социально-экономическую и политическую ситуацию в Республике Беларусь и Российской Федерации, которая сложилась в современных условиях, вряд ли следует делать поспешные выводы. Эти схемы создания Союзного государства слабо понятны даже профессионалам. Необходимо взглянуть на них реально, спросить мнение у народов. И начинать нужно с проведения выборов в парламент Союзного государства. Чтобы проводить выборы в парламент Союзного государства, важно принять соответствующий закон.
Поэтому целесообразно было бы поддержать тех политиков, которые предлагают применить следующую схему первого этапа политической интеграции Беларуси и России: принятие закона о выборах парламента Союзного государства; избрание Союзного парламента; подготовка Союзным парламентом проекта Конституционного акта; рассмотрение проекта Конституцион-
ного акта Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным собранием Российской Федерации; вынесение Конституционного акта на всенародное обсуждение в Российской Федерации и Республике Беларусь; проведение и в России и в Беларуси референдумов по внесению соответствующих изменений в конституции.
Следует отметить необходимость определения сроков реализации этих мероприятий. Проведение референдумов по Конституционному акту и внесению изменений в конституции Союзных государств является необходимым условием, так как только в этом случае под создание Союзного государства будет заложен прочный фундамент. Многие исследователи проблем интеграции России и Беларуси отмечают, что без задержки нужно назначить и провести выборы Союзного парламента [2, с. 1]. Действительно, данные меры позволили бы всерьез сформировать союзные органы власти. Подобная точка зрения актуальна и сегодня. Юридически Союзное государство будет существовать только после внесения изменений в конституции обоих государств. Два последних мероприятия можно совместить.
Референдумы в России и Беларуси должны дать ответы на вопросы, на каких принципах объединяться:
- обеспечения равенства прав и свобод граждан объединенного государства;
- равенства регионов России и Беларуси как субъектов единого государства;
- создания единых органов власти единого государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- создания единого государства по принципу Евросоюза; и др.
Именно на этой реинтеграционной основе необходимо развивать трансформационные процессы, наполняя их предметным, идущим от жизни содержанием. Разноформатная и разноскоростная реинтеграция станет реальностью. Она позволит полнее реализовывать интересы граждан обеих стран. Вместе с тем процесс создания реального Союзного государства Беларуси и России еще будет довольно продолжительным по времени. В связи с этим возникают вопросы, которые требуют специального осмысления, научной проработки и прогнозирования:
- как народы России и Беларуси проголосуют на референдуме через год-два?
- не увеличится ли количество противников Союзного государства?
- во всех ли идеологических структурах у нас имеются кадры, способные убеждать граждан в правильности политической линии?
- достаточно ли закреплен принцип союзности идеологической практикой на всех государственных уровнях как в Беларуси, так и в России?
- насколько единообразна линия освещения проблем интеграции средствами массовой информации в наших странах?
Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые потребуют своего разрешения и которыми нельзя пренебрегать. Все это, несомненно, будет способствовать успешному завершению первого этапа интеграции, решению задач создания Союзного государства. Еще в начале 2000-х гг. многие аналитики подчеркивали, что объединение с Беларусью - это, по существу, движение России на Запад. «Это шаг навстречу к Европе. В экономическом плане это объединение не будет обременительно для России. Даже при отсутствии богатых природных запасов ВВП на душу населения в Беларуси примерно такой же, как в России» [24, с. 53].
Второй этап политической интеграции должен заключаться в создании условий для присоединения к Союзному государству других государств. Двери должны быть открыты для всех! Но это станет возможным, если нам удастся стабилизировать социально-экономическое положение. Последнее же будет зависеть от того, станет ли Союзное государство реальностью.
Поэтому многие исследователи констатируют: «Следует признать: новая Россия так и не смогла взять на себя роль главного интегратора постсоветского мира» [10, с. 90]. В этом контексте оправдывается прогноз белорусских аналитиков: «В целом перспективы белорусско-российской интеграции будут зависеть, во-первых, от степени согласованности различных интересов в реализуемых интеграционных проектах. Во-вторых, от масштабов и скорости создания системы преимуществ, ожидаемых от реализации интеграционных проектов. В-третьих, от партийной принадлежности и идеологических ориентаций лидеров, с именами которых будет ассоциироваться продвижение интеграционных процессов. В-четвертых, от восприятия белорусско-российского сближения другими постсоветскими странами и мировым сообществом» [19, с. 53].
Стратегическая и конечная цель реинтеграции -создание светского, демократического, правового, социального государства с единым политическим и экономическим пространством, единой денежной единицей, единой таможенной территорией, общим бюджетом, единой транспортной системой и объединенной электроэнергетической системой. В последующем именно такую задачу может решить, например, Евразийский Союз государств. На начальном этапе это может быть союз независимых и равноправных государств, служащий наиболее полной реализации национально-государственных интересов каждой страны-участницы и имеющий совокупный интеграционный потенциал всего сообщества.
Опыт прошлых лет убедительно показал, что наряду с совершенствованием интеграционных механизмов не следует рассматривать Союз России и Белоруссии как единственную форму объединения. Развитие внутреннего потенциала каждой страны Содружества возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства на новой политической основе. К тому же следует иметь в виду, что любое межгосударственное объединение проходит различные этапы своего развития, дополняясь и обогащаясь новыми, более эффективными формами многопланового сотрудничества.
Переход же на новый уровень интеграции может гарантировать соблюдение принятых обязательств всеми государствами-участниками. Нам представляется, что Евразийский Союз - это одна из эффективных форм интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности на постсоветском пространстве и осуществления экономической, политической и другой трансформации. Наша точка зрения совпадает с выводом В.И. Жукова: «Пути возвышения России пролегают через интеграцию и усиление взаимодействия со странами, заинтересованными в создании Евразийского Союза» [12, с. 19].
Как удачно отмечено авторами Ежегодного прогноза «Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика», залогом прогресса евразийской интеграции является политика России, ее способность в полной мере использовать для реализации евразийской инициативы «преимущества текущего момента». России необходимо усилить лоббирование евразийского проекта, в максимальной степени способствующего повышению конкурентоспособности национальных экономик [20, с. 157]. Однако авторы проекта опасаются, как доказать Западу, что евразийское сотрудничество не приведет к восстановлению СССР.
По нашему мнению, главнейшим фактором, определяющим необходимость реальной интеграции на постсоветском пространстве, следует считать фактор геополитический, так как оценка ситуации в мире показывает - потенциал для выполнения роли субъекта мировой политики может образоваться лишь в случае интеграции государств постсоветского пространства.
Однако значительные проблемы существуют в координации совместных проектов, поскольку правительства многих стран СНГ заинтересованы в интеграции с Россией, а не между собой [14, с. 13]. В связи с чем возникает необходимость поиска источников реанимации реинтеграционных процессов, которые обнаруживаются в структурах гражданского общества постсоветских государств. Гражданская дипломатия (неофициальная деятельность неправительственных организаций - НПО) становится субъектом не только внутригосудар-
ственного, но и мирового политического процесса [17, с. 71]. Таким образом, определенную роль в реинтеграционных процессах могут сыграть структуры гражданского общества.
Данное утверждение подтверждается тем, что интеграция экологического, материального и оборонного потенциала является лишь базовым условием процесса. Как утверждает В.И. Жуков (и с ним можно согласиться), решающую роль при интеграции играют не материальные составляющие, а иные факторы, например создание социокультурного пространства, единой системы образования, научных учреждений, развития спорта и туризма [12, с. 23].
Библиографический список
1. Альтернативы российской модернизации, или реставрация мэйдзи по-русски // Полис. -2009. - № 5. - С. 158-169.
2. Бабурин С. //Союзное вече. - 2006. - № 32. -11-15 октября.
3. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений // Полис. - 2012. - № 3.
4. Батсайкхан А. Внешнеполитическая стратегия государств постсоциалистической периферии // Власть. - 2008. - № 1. - С. 63-67.
5. Бирюкова О. Содружество независимых государств: поиск оптимальной модели интеграции // Власть. - 2008. - № 8.
6. Беларусы отделились от России. - Новая Европа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-europe.eu/topics/2011/06/29/belarusy_ otdelilis_ot_rossii (дата обращения: 12.11.2012 г.).
7. Беспалов С.В. Перспективы реализации интересов России на постсоветском пространстве // Полис. - 2011. - № 2.
8. Британия критикует Россию // Независимая газета. - 2008. - 27 марта. - С. 3.
9. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития таможенного союза Беларуси, Казахстана и России // Российский экономический журнал. - 2011. - № 6.
10. Годин Ю.Ф. Россия и СНГ: геополитические вызовы // МЭиМО. - 2009. - № 4.
11. Дашицев В. Россия и Беларусь в новых геополитических реалиях // Власть. - 2003. - № 11.
12. Жуков В.И. Потенциал Евразийского Союза: политико-социологическая компаративистика // Социс. - 2012. - № 7.
13. Кожокин .Е.М.Политическая культура и трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viperson. m/pmt.php?pmt=1&ro=277294 (дата обращения: 15.01.2013 г.).
14. Лебедев А., Крук М. К вопросу о стратегии реформирования содружества независимых государств // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 1.
15. Лугвин С. Становление новой модели госуправления и госслужбы в Республике Беларусь // Власть. - 2007. - № 8.
16. Лукашенко А.Г. Союзное государство. Развитие и перспективы / под ред. О.В. Пролесковско-го, А.Н. Куличкова. - Мн., 2008.
17. Медведева Т.И. Основные методы и формы гражданской дипломатии в современном политическом процессе // Власть. - 2007. - № 4.
18. О социально-экономическом развитии государств СНГ в 2007 году // Вестник профсоюзов. -
2008. - № 5.
19. Решетников С.В. Теоретико-методологические предпосылки анализа интеграционных процессов в СНГ // К 10-летию образования СНГ: итоги и перспективы. - Мн., 2002.
20. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. - М., 2011. - 157 с.
21. Союзное государство. Развитие и перспективы / под ред. О.В. Пролесковского, А.Н. Куличкова. - М., 2008.
22. Суздальцев А.И. Формирование российской политики в отношении Белоруссии // МЭиМО. -
2009. - № 3.
23. Ткаченко С., Гуляева К. Реформирование СНГ и перспективы его развития // Власть. -2009. - № 7.
24. Шилов В. Россия, Европейское сообщество и СНГ: приоритеты интеграции // Власть. - 2003. -№ 10.