ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 159.924: 614.254
СОСТОЯНИЕ ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНОй ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
© В. Б. НИКИШИНА, Л. Н. МОЛЧАНОВА Курский государственный медицинский университет, кафедра социальной работы e-mail: [email protected]
Никишина В. Б., Молчанова Л. Н. - Состояния выгорания медицинских работников в контексте внутрипро-фессиональной дифференциации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 986-993. - Изучение состояния выгорания медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на возникновение и генез состояния выгорания.
Ключевыеслова:состояниевыгорания,генез, внутрипрофессиональнаядифференциация,предметныеи субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности.
Nikishina V. B., Molchanova L. N. - Intraprofessional differentiations of a condition of burning out in medical activity // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 986-993. - Studying of a condition of burning out of medical workers in a context of inter-professional differentiation with use of the theory about functional psychological system of activity as methodological basis allows to reveal specific displaying of a structure of professional work (its objective and subjective conditions) on occurrence and genesis of burning out conditions.
Keywords:aburningoutcondition,genesis,inter-professionaldifferentiation,objectiveandsubjectiveconditions,stages of duration of professional work.
В настоящее время исследовательский интерес к проблеме состояния выгорания как профессиональнодеятельностно детерминированного состояния реализуется в контексте его представленности в профессиях «помогающего» типа [1-3]. Деятельность специалистов «помогающих» профессий протекает в эмоцио-генных условиях, связанных с когнитивно сложным межличностным взаимодействием, с повышенным риском для жизни и здоровья других людей и т. д. «Помогающая» деятельность требует от профессионала личностнойвовлеченности,сопереживания,способно-сти принимать особенности другого человека в различных спектрах его реакций; высокой ответственности за результат коммуникации; высокой динамичности и умения осуществлять большое количество служебных контактов; возлагает высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности [3-12,14].Особоеместов«помогающей»деятельности отводится деятельности медицинской. Специфика её содержания, а именно: сам объект - больной (страдающий) человек, психика которого изменена в связи с имеющимисязаболеваниями,работавусловияхпосто-янного контакта с больными людьми, склонными к разнообразным, не всегда адекватным психологическим
реакциям, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, необходимость рисковать их здоровьем и жизнью и др. Все это создает условия для высокого риска возникновения состояния выгорания у медицинских работников [2, 4-6, 11, 13, 18].
Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализациюиредукциюпрофессиональныхдо-стижений [7, 19].
Теоретико-методологическим основанием исследования состояния выгорания у медицинских работников с учетом критерия внутрипрофессиональ-ной дифференциации выступила теория В. Д. Ша-дрикова о функциональной психологической системе деятельности [15] . Согласно В. Д. шадрикову, психологическая система для каждого вида деятельности появляется не одномоментно, а формируется в соответствии с закономерностями системогенеза. Одним из функциональных блоков психологической системы деятельности выступает её информационная основа, под которой понимают совокупность информации, ха-
рактеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором цель-результат [15]. Другими словами, информационную основу деятельности характеризует ее профиль.
Психологический анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что профессиональная деятельность медицинских работников относится к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека и выделить её предметные и субъективные условия.
Согласно критерию внутрипрофессиональной дифференциации деятельность медицинских работников может быть, к примеру, проградуирована по квалификации: деятельность врачей-хирургов и вра-чей-терапевтов, по уровню профессионального образования: деятельность высшего и среднего медицинского персонала. Субъективные условия деятельности высшего медицинского персонала, в отличие от среднего, составляют постоянная рефлексия на содержание предмета своей деятельности, интенсивное соприкосновение с чужими проблемами, выраженное интенсивное и продолжительное общение с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. К числу предметных условий деятельности высшего медицинского персонала относят самостоятельный прием срочных решений, обусловленных дефицитом времени. Среди субъективных условий деятельности среднего медицинского персонала выделяют продолжительное общение с пациентами, причем глубокое рефлексирование субъективных условий деятельности неявляетсяобъективной необходимостью.К предметным условиям относят точное и своевременное выполнение врачебных назначений.
Предметные условия деятельности врачей-хи-рургов, в отличие от врачей-терапевтов, сопряжены с применением анестетиков во время операции и их накоплением в организме в течение рабочей недели, радиационным облучением при выполнении диагностических и лечебных мероприятий, субъективные -с высокой эмоциональной напряженностью и рефлексией на предмет деятельности, связанными с работой в условиях повышенного риска для жизни и здоровья других людей.
В исследованиях состояния выгорания, посвященных детерминационным аспектам, в частности, соотносимости состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности наблюдаются проти-воречивыерезультаты,аименно, воднихисследовани-ях указана соотносимость нарастания выраженности состояния выгорания и длительности профессиональной деятельности [5, 7], в других - отсутствие какой-либо взаимосвязи [16, 17].
Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и генезис состояния выгорания с учетом критерия вну-трипрофессиональной дифференциации.
Целью исследования явилось изучение состояния выгорания у медицинских работников в контексте
внутрипрофессиональнойдифференциации(сучетом уровня образования, квалификации).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базе городской клинической больницы № 2: отделения терапии и хирургии, МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригады интенсивной терапии - реанимация) г. Курска были обследованы врачи и средний медицинский персонал указанных структур в количестве 150 человек в возрасте от 20 до 68 лет. Из них 60 врачей, средний возраст которых составил 34,32±10,85 лет, средний стаж профессиональной деятельности - 12,56±9,79. В исследовании также приняли участие 90 человек среднего медицинского персонала имеющих средний возраст 32,74±10,81 лет и средний стаж профессиональной деятельности 13,06±11,60.
Изучение генеза состояния выгорания медицинских работников осуществлялось с использованием методики В. В. Бойко [1], позволяющей выявить степень выраженности его показателей на основных его фазах: «напряжение», «резистенция» и «истощение» [1]. Принимая во внимание информационные основы деятельности, изучение генеза состояния выгорания у медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) осуществлялось с учетом уровня образования и длительности их профессиональной деятельности. Вкачествеосновныхматематическихмето-довстатистическойобработкииспользовалисьметоды общей и сравнительной статистики. Статистическая обработка результатовпроводилась с использованием пакета прикладных программ <^ТАТ^Т1СА 6,0».
Анализ средних значений показателей состояния выгорания медицинских работников указал на наличие следующих результатов: у врачей среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило X =41,12±22,08, на фазе «резистенция» -X =58,32±18,79, X =44,17±22,46 отмечалось на фазе «истощение». У среднего медицинского персонала среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило X =27,86±22,34, на фазе «резистенция» -X =48,66±26,11, X =35,06±23,32 отмечалось на фазе «истощение». В отличие от среднего медицинского персонала средние значения показателей состояния выгорания только у врачей на всех трёх его фазах имеют умеренный уровень выраженности, что свидетельствует о его возникновении. Кроме того, сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у врачей и среднего медицинского персонала на всех его фазах указал на самые высокие значения в группе врачей и на значимость различий в уровнях их выраженности (на фазе «напряжение»: и эмп.=1709,5 при г = 0,000; на фазе «резистенция»: и эмп.=1922,5 при г = 0,003; на фазе «истощение»: и эмп.=2017,0 при г = 0,009). Таким образом, профиль профессиональной деятельности медицинских работников специфично проецируется на возникновение состояния выгорания, причем врачи в большей степе-
ни, чем средний медицинский персонал, попадают под его влияние.
Результаты изучения генеза состояния выгорания у медицинских работников с учетом уровня образования (врачей и среднего медицинского персо-
нала) с различной длительностью профессиональной деятельности, проведенного путем попарного сравнительного анализа средних значений показателей с помощью критерия и-Манна-Уитни, представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания среднего медицинского персонала (и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный и эмп Г и эмп Г
1. До 5 лет (1) 22,41±14,18 Не сформирована 36,65±19,48 Не сформирована 25,93±12,23 Не сформирована 204,5* 0,001 276,5* 0,025
2. От 5 до 10 лет (2) 33,53±5,55 Не сформирована 23,53±18,20 Не сформирована 51,62±28,12 В стадии формирования 329,0* 0,002 237,0* 0,000
3. Свыше 10 лет (3) 34,97±28,02 Не сформирована 55,18±24,44 В стадии формирования 41,68±28,38 В стадии формирования 397,0* 0,001 461,0* 0,007
ТО - и эмп 328,5* 396,5*
Г 0,003 0,032
* - значимость различий
Выявление общих и специфических закономерностей генеза состояния выгорания у медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) продемонстрировало следующие тенденции (табл. 1, 2):
- наличие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» состояния выгорания у среднего медицинского персонала свидетельствует о совпадении этапов длительности их профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания. Таким образом, не длительность профессиональной деятельности, а её предметные и субъективные условия проецируются на генез
состояния выгорания у среднего медицинского персонала (табл. 1);
- преобладания значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение»и«резистенция»,«резистенция»и«ис-тощение» состояния выгорания у врачей свидетельствует о преимущественном совпадении этапов длительности их профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания (табл. 2). Таким образом, фазы состояния выгорания не соотносятся с этапами длительности профессиональной деятельности. Другими словами, не длительность профессиональной деятельности, а её предметные и субъективные условия проецируются на генез состояния выгорания у врачей;
Таблица 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей
(и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный и эмп Г и эмп Г
1. До 5 лет (1) 40,47±21,05 В стадии формирования 59,84±17,7 В стадии формирования 44,47±21,21 В стадии формирования 85,5* 0,006 103,5* 0,025
2. От 5 до 10 лет (2) 32,23±22,31 Не сформирована 57,00±21,35 В стадии формирования 41,31±23,51 В стадии формирования 39,0* 0,020 - -
3. Свыше 10 лет (2) 44,75±22,62 В стадии формирования 57,89±18,90 В стадии формирования 45,29±23,49 В стадии формирования 258,0* 0,028 265,5* 0,038
* - значимость различий
- неравномерный характер развития состояния выгорания у среднего медицинского персонала и врачей наблюдается в последовательности и направленности изменения его фаз. Так, первой фазой, соответствующей уровню регистрируемых значений у среднего медицинского персонала, в отличие от врачей, является фаза «истощение» на этапе длительности профессиональной деятельности до 5 лет. Потом у лиц, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, средние значения фазы «истощение» достигают стадии формирования. А средние значения фазы «напряжение» на протяжении всех этапов профессиональной деятельности являются недиагностируемыми. Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание у среднего медицинского персонала наступает, минуя фазу «напряжение», что указывает на дискретный характер его генеза.
- У врачей, в отличие от среднего медицинского персонала, наблюдается следующий порядок формирования фаз выгорания: первой зарегистрированной фазой выступает фаза «напряжение» у врачей с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет. Последующими фазами, средние значения которых соответствуют уровню диагностируемых значений, являютсяфазы«истощение»и«резистенция»,причем у врачей на этом же этапе профессионального становления. Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание связано с напряженными, эмоциогенными условиями профессиональной деятельности, что свидетельствует о поступательном характере его генеза, причем у «молодых» врачей. Пик развития состояния выгорания зарегистрирован как у среднего медицинского персонала, так и у врачей, чья длительностьпрофессиональнойдеятельностипревы-сила 10 лет.
- Динамика фаз состояния выгорания у среднего медицинского персонала и врачейпредставлена раз-нонаправленностью его фаз. Так, с увеличением длительности профессиональной деятельности у среднего медицинского персонала на протяжении всех этапов профессиональногостановлениянаблюдаетсявозрас-таниесреднихзначенийфазы«напряжение».Приэтом у лиц с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет на фоне усиления психоэмоционального напряжения отмечается уменьшение сопротивления стрессогенным особенностям медицинской деятельности в пределах нерегистрируемых, а также усиление затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов - регистрируемых значений. Такое изменение фазы «резистенция» можно объяснить некоторым принятием профессии, изменением установок по отношению к пациентам и выполнению профессиональных обязанностей. У среднего медицинского персонала, чья длительность профессиональной деятельности превысила 10 лет, на фоне усиления психоэмоционального напряжения наблюдается резкое усиление сопротивления стрессогенным особенностям, что подтверждаетвыявленнаястатистическаязначимость различий в уровнях их выраженности на фазе «рези-
стенция» (U эмп=328,5 при r = 0,032) и уменьшение затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов. Кроме того, отсутствие достоверности различий в уровнях выраженности средних значений показателей выгорания на фазах «напряжение» и «истощение» у среднего медицинского персонала на протяжении всех этапов профессионального становление свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности (табл. 1). В отличие от среднего медицинского персонала, у врачей с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет на всех фазах состояния выгорания зарегистрировано некоторое уменьшение их средних значений, причем на фазе «напряжение» до уровня несформированности, а у лиц, чья длительность профессиональной деятельности превысила 10 лет, - некоторое увеличение. Однако, у врачей на всехфазахвыгорания инавсехэтапах профессионального становления статистическая достоверность различий в уровнях выраженности средних значений показателей выявлена не была, что означает стабильный характер его генеза (табл. 2).
Кроме того, сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у врачей и среднего медицинского персонала с учетом этапов длительности профессиональной деятельности указал на достоверность различий в уровнях выраженности всех трех фаз только у «молодых» специалистов (табл. 3). Следовательно, субъективные и предметные условия профессиональной деятельности медицинских работников специфично проецируются на генез состояния выгорания, проявляясь в асинхронной динамике его фаз у «молодых» специалистов, о чем сви-детельствуютполученныеколичественныерезультаты исследования. «Молодые» врачи, в большей степени, чем «молодой» средний медицинский персонал испытывают напряжение, связанное с психотравмирующими обстоятельствами их профессиональной деятельности, и проявляют сопротивление ее стрессогенным условиях и содержанию. У них уже на раннем этапе профессионального развития, в отличие от среднего медицинского персонала, наступает истощение психоэнергетических ресурсов (табл. 3).
Анализ средних значений показателей состояния выгорания врачей указал на наличие следующих результатов: у врачей-хирургов среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило X =59,83±18,45, на фазе «резистенция» -X =71,17±20,79, X =63,42±23,38 отмечалось на фазе «истощение». У врачей-терапевтов среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило X =36,44±20,51, на фазе «резистенция» -X =55,10±17,01, X =39,35±19,68 отмечалось на фазе «истощение». Средние значения показателей состояния выгорания на фазах «резистенция» и «истощение» у врачей-терапевтов продемонстрировали умеренный уровень выраженности, у врачей-хирургов -высокий, что свидетельствует о его возникновении. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у врачей-хирургов и врачей-
терапевтов на всех его фазах указал на самые высокие значения в группе хирургов и на значимость различий в уровнях их выраженности (на фазе «напряжение»: и эмп.=114,5 при г = 0,001; на фазе «резистенция»: и эмп.=149,5 при г = 0,010; на фазе «истощение»: и эмп.=117,5 при г = 0,002). Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о специфичном проецировании предметных исубъективных условий деятельности врачей на возникновение состояния выгорания. Врачи-хирурги в большей степени подвержены его влиянию.
Выявление общих и специфических закономерностей генеза состояния выгорания у врачей (хирургов и терапевтов) указало на следующие тенденции (табл. 4, 5):
- преобладания значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение»и«резистенция»,«резистенция»и«ис-тощение» состояния выгорания у врачей-терапевтов свидетельствует о несоотносимости этапов длительности их профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания, что позволяет выдвинуть пред-положениеопроецированиипрофиляпрофессиональ-ной деятельности на его генез (табл. 4).
- отсутствие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «исто-
щение» состояния выгорания у врачей-хирургов свидетельствует о соотносимости этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния выгорания (табл.5)
- Динамика фаз состояния выгорания носит неравномерный характер. Неравномерный характер развития состояния выгорания у врачей-терапевтов и врачей-хирургов наблюдается в последовательности и направленности изменения его фаз. так, первой фазой, достигшей уровня диагностируемых зна-ченийуврачей-терапевтов, являетсяфаза«резистен-ция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет. Последующими фазами, средние значения которых соответствуют уровню диагностируемых значений, выступают фазы «истощение» и «напряжение » у врачей-терапевтов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет соответственно. У врачей-хирургов, в отличие от врачей-терапевтов, отмечается следующий порядок возникновения фаз состояния выгорания: фазы «истощение» - «напряжение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (табл.5). Таким образом, общие особенности генеза выгорания у врачей-хирургов и врачей-терапевтов состоят в том, что истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание наступает, минуя фазу «напряжение».
Таблица 3
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания среднего медицинского персонала и врачей с учетом этапов длительности профессиональной деятельности и уровня образования (и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
Фазы Средний медицинский персонал Врачи и-Манна-У итни
т е л го о 2 От 5 до 10 лет 3 Свыше 10 лет 1* До 5лет 2* От 5 до 10 лет 3* Свыше 10 лет 1-1* 2-2* 3-3*
и эмп г и эмп г и эмп г
« напряжение » 22,41±14,18 33,53±5,55 34,97±28,02 40,47±21,05 32,23±22,31 44,75±22,62 138,5 0,003* - - - -
«резистенция» 36,65±19,48 23,53±18,20 55,18±24,44 59,84±17,7 57,00±21,35 57,89±18,90 100,5 0,000* - - -
«истощение» 25,93±12,23 51,62±28,12 41,68±28,38 44,47±21,21 41,31±23,51 45,29±23,49 144,0 0,004* - - - -
Таблица 4
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей-терапевтов (и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный и эмп г и эмп г
1. До 5 лет (1) 31,42±14,50 Не сформирована 53,79±15,17 В стадии формирования 36,64±18,25 Не сформирована 27,5* 0,001 37,5* 0,005
2. От 5 до 10 лет (2) 32,72±21,69 Не сформирована 56,96±19,89 В стадии формирования 40,15±19,69 В стадии формирования 24,0* 0,016 - -
3. Свыше 10 лет (3) 42,50±22,26 В стадии формирования 55,09±17,72 В стадии формирования 41,18±21,47 В стадии формирования 533,0* 0,000 630,0* 0,000
* - значимость различий
Таблица 5
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей-хирургов (и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этапы длительности Фаза «напряжение» 1 Фаза «резистенция» 2 Фаза «истощение» 3 1-2 2-3
Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный Хср.± б качест- венный и эмп г и эмп г
1. До 5 лет (1) 64,80±13,92 Сформи- рована 76,80±13,22 Сформи- рована 66,40±11,26 Сформи- рована - - - -
2. От 5 до 10 лет (2) 42,50±33,23 В стадии формирования 57,50±38,89 в стадии формирования 47,50±11,62 в стадии формирования - - - -
3. Свыше 10 лет (3) 60,80±16,44 Сформи- рована 71,00±22,41 Сформи- рована 66,80±23,62 Сформи- рована - - - -
* - значимость различий
- Направленность динамики фаз состояния выгорания у врачей-терапевтов и врачей-хирургов представлена следующими особенностями. Так, при увеличении длительности профессиональной деятельности врачей-терапевтов, в отличие от врачей-хирургов, выраженность средних значений показателей всех трех фаз на этапе длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет увеличивается, причем находится в пределах регистрируемых значений на фазах«резистенция»и« истощение »инерегистрируе-мых - на фазе «истощение». У врачей-хирургов выраженность средних значений показателей всех трех фаз на этом же этапе профессиональной деятельности уменьшается. Крометого,уврачей-хирургов,прорабо-тавших свыше 10 лет, в отличие от врачей-терапевтов, отмечается увеличение среднихзначений показателей всех трех фаз до уровня полной сформированности (табл. 5) .У врачей-терапевтов с длительностью профессиональной деятельности свыше10 лет наблюдает-
ся увеличение средних значений показателей на фазах «напряжение» и «истощение» и уменьшение - на фазе «резистенция», однако находятсяв пределах интервалов тт=37 балл и тах= 61 баллов, что соответствует зоне диагностируемых значений (табл. 4). Кроме того, отсутствие статистически значимых различий в уровнях выраженности показателей на протяжении всей профессиональной деятельности и у врачей-терапевтов, и у врачей-хирургов свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности (табл. 5).
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния выгорания у врачей-хирургов и врачей-терапевтов с учетом этапов длительности профессиональной деятельности указалнадостоверность различий в уровнях выраженности показателей всех трех фаз только у «молодых» специалистов, а также показателей фазы «истощение» у врачей, чья длитель-ностьпрофессиональной деятельности составила свыше 10 лет (табл. 6).
таблица 6
значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния выгорания врачей-хирургов и врачей-терапевтов с учетом этапов длительности профессиональной деятельности и квалификации (и-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<икр)
Фазы Врачи-хирурги Врачи-терапевты и-Манна-У итни
т е л о д 2 от 5 до 10 лет 3 свыше 10 лет 1* до 5лет 2* От 5 до 10 лет 3* От 10 до 20 лет 1-1* 2-2* 3-3*
и эмп г и эмп г и эмп г
«напряжение» 64,80±13,92 42,50±33,23 60,80±16,44 31,42±14,50 32,72±21,69 42,50±22,26 2,5* 0,003 - - - -
«резистенция» 76,80±13,22 57,50±38,89 71,00±22,41 53,79±15,17 56,96±19,89 55,09±17,72 6,0* 0,021 - - -
«истощение» 66,40±11,26 47,50±11,62 66,80±23,62 36,64±18,25 40,15±19,69 41,18±21,47 7,0* 0,009 - - 21,5* 0,031
Полученные результаты позволяют сделать вывод о специфичном проецировании предметных и субъективных условий деятельности на генез состояния выгорания врачей с учетом их квалификации, ко-
торое проявляется в асинхронной динамике всех его фазу«молодых»специалистов, атакже васинхронном истощении психоэмоциональных ресурсов у врачей, проработавших по специальности свыше 10 лет.
ВЫВОДЫ
Таким образом, изучение состояния выгорания у медицинских работников в контексте внутрипро-фессиональной дифференциации (с учетом критериев уровня образования и квалификации) позволило сформулировать следующие выводы:
- Отсутствие прямого совпадения фаз состояния выгорания со всеми этапами профессиональной деятельности свидетельствует об отсутствии однозначного утверждения о прямой соотносимости гене-за состояния выгорания с длительностью профессиональной деятельности у медицинских работников. Полное несовпадение у среднего медицинского персонала и преимущественное несовпадение у врачей фаз состояния выгорания с этапами длительности профессиональной деятельности свидетельствуют о том, не длительность профессиональной деятельности, а её предметные и субъективные условия проецируются на его генез. Кроме того, её проецирующее влияние отмечается у врачей-терапевтов, в отличие от врачей-хирургов, у которых генез состояния выгорания соотносится с длительностью профессиональной деятельности.
- Динамика фаз состояния выгорания с учетом длительности этапов профессиональной деятельности носит неравномерный характер, проявляющийся в последовательности и направленности изменения его фаз. Специфика генеза состояния выгорания отмечается у среднего медицинского персонала, в отличие от врачей, - истощение психоэмоциональных ресурсов и выгорание наступает, минуя фазу «напряжение», что свидетельствует о его дискретном характере. Причем указаннаяособенностьхарактеризуетгенезсостояния выгорания врачей с учетом их квалификации. Кроме того, врачи в большей степени, чем средний медицинский персонал, попадают под его влияние, а врачи-хирурги в большей степени, чем их коллеги врачи-терапевты,выгораютуженараннихэтапахпрофессио-нального становления.
- Профиль профессиональной деятельности (её субъективные и предметные условия) специфично проецируются на возникновение и генез состояния выгорания, проявляясь в асинхронной динамике его фаз у «молодых» специалистов-медиков, а также в асинхронном истощении психоэмоциональных ресурсов у врачей, проработавших по специальности свыше 10 лет. «Молодые» врачи, в большей степени, чем «молодой» средний медицинский персонал испытывают напряжение, связанное с психотравмирующими обстоятельствами их профессиональной деятельности, проявляютсопротивлениееестрессогеннымусловиям и содержанию, чувствуют усталость и истощение психоэнергетических ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональномобщении.СПб.:Питер,1999.105с.
2. Большакова Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического
выгорания у медицинских работников. Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 173 с.
3. Кузьмина Ю. М. Формирование у будущих специалистов социальной работы умений предупреждать профессиональную деформацию. Дис канд. пед. наук.
Казань, 2006. 174 с.
4. Лукъянов В. В., Митревиц В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у врачей терапевтического профиля в Латвии // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред.
B. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007.
C. 105-107.
5. Лукьянов В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. С. 100-102.
6. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., ШевченкоД.В.Распространенностьсиндромаэмоци-онального выгорания у врачей различных специаль-ностей//Проблемыисследованиясиндрома«выгора-ния» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. Курск: КГУ, 2007. С. 108-110.
7. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания. Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
8. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.
9. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 158 с.
10. Семиздралова О. А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 186 с.
11. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.
12. Творогова Н. Д. Психология управления. М., 2001. 383 с.
13. Тихонова И. В. Исследование эмоционального«выго-рания» в контексте профессионально-личностной деформации медицинских сестер // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск: КГУ, 2007. С. 153-157.
14. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 1994. № 6. С. 57-63.
15. ШадриковВ. Д. Проблемысистемогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
16. BakerM.,NorthD.,SmithD.Burnout,senseofcoherence andsourcesofsalutogenesisinsocialwork//Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.
17. Dietzel L. C., Coursey R. D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.
18. FarberB.A.,HeifetzL.K.J.Theprocessanddimensionof burnoutinpsycho-therapists //Professionalpsychology. 1982. 13. P. 293-301.
19. Maslach C., Jackson S. E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. vol. 7. P. 189-212.
20. RossM.W.,SeegerV.Determinationofreportedburnout inhealthprofessionalsassociatedwiththecareofpatients with AIDS // AIDS. 1988. Vol. 2. P. 395-397.