Г-----
101
Проблемы практической психологии
Л.Н. Молчанова
Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности
В статье представлены данные по изучению состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания, что позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (ее субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез.
Ключевые слова: состояние психического выгорания, профессиональная успешность, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности.
Изучение проблемы психического выгорания как профессиональнодеятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимают педагоги. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и педагогов, такие, как гуманистическая направленность, высокий уровень рефлексии, общение как главный «инструмент» воздействия, высокий уровень самоконтроля и др., рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания, что создает риск возникновения этого состояния. Следует отметить, что в настоящее время проблема изучения возникновения и генеза состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности является неразработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.
Проблемы практической психологии
Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [3; 5].
Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах Курского института социального образования (филиал РГСУ) и Курского государственного университета были обследованы педагоги указанных структур в количестве 88 человек в возрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 14,31 ± 11,05 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом профессиональной успешности, под которой мы понимаем достижение определенного должностного статуса в профессии [2]. При этом были выделены группы из 29 преподавателей, 16 старших преподавателей, 27 доцентов и 16 профессоров.
Изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В.В. Бойко [1], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ Statistika 6,0.
Исследования состояния психического выгорания, посвященные соот-носимости выраженности его фаз с длительностью профессиональной деятельности, не дают однозначного ответа на вопрос о связи выраженности состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности. В связи с этим в исследовании реализовано изучение и этого аспекта.
В качестве теоретико-методологического основания исследования состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности использовали теорию В.Д. Шадрико-ва о функциональной психологической системе деятельности, согласно которой совокупность ее дифференцирующих предметных и субъективных условий рассматривали как профиль [4].
Дифференцирующими особенностями профиля профессиональной деятельности старших преподавателей, в сравнении с преподавателями, являются: организация и проведение учебной, воспитательной и учебнометодической работы по всем видам учебных занятий; осуществление контроля качества проводимых преподавателями учебных занятий; разработка рабочих учебных программ по преподаваемым дисциплинам; комплектация и разработка методических материалов учебно-методического комплекса; оказание методической помощи преподавателям в овладении
педагогическим мастерством и профессиональными навыками, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. К числу отличительных особенностей профиля деятельности доцентов, в сравнении со старшими преподавателями, относят: контроль учебной, воспитательной и учебнометодической работы; руководство, контроль деятельности студенческого научного кружка кафедры; организация, руководство и проведение научно-исследовательской работы кафедры; самостоятельный выбор педагогически оправданных методов и средств обучения; посещение учебных занятий, экзаменов и зачетов, проводимых преподавателями кафедры, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Субъективными и предметными условиями деятельности профессоров, в сравнении с доцентами, выступают: руководство написанием учебных программ, учебников, учебно-методических пособий и других материалов учебно-методического комплекса и подготовка их к изданию; контроль методического обеспечения всех дисциплин; участие в работе выборных органов или структурных подразделений университета по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета), ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
Попарный сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности указал на следующие общие и специфические тенденции.
1. У всех педагогов высшей школы только фаза «резистенция» достигла уровня сформированности; в парах преподаватели - старшие преподаватели только у преподавателей все три фазы состояния психического выгорания достигли уровня сформированности; средние значения фазы «истощение», в отличие от фазы «напряжение», достигли уровня регистрируемых значений. У преподавателей выявлены самые высокие значения состояния психического выгорания, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазах «напряжение» и «истощение».
2. В парах старшие преподаватели - доценты средние значения фазы «резистенция» достигли уровня сформированности, фазы «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений; у старших преподавателей, в отличие от доцентов, не зарегистрированы средние значения фазы «напряжения»; у доцентов обнаружены самые высокие значения всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазе «напряжение», что свидетельствует о более выраженной у них напряженности.
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
3. В парах «доценты» - «профессора» фазы «напряжение» и «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений, а фаза «рези-стенция» - в стадии сформированности; у доцентов установлены самые высокие средние значения показателей всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности фазы «напряжение», что свидетельствует о более выраженной напряженности (таблица 1).
Результаты изучения генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции. Наличие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» состояния психического выгорания у старших преподавателей высшей школы с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет и свыше 10 лет, у преподавателей и доцентов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, свидетельствует о несоотносимости соответствующих этапов длительности их профессиональной деятельности с фазами психического выгорания и проецировании профиля деятельности на генез состояния психического выгорания (таблицы 2-5). Отсутствие преобладания значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам состояния психического выгорания у профессоров высшей школы свидетельствует о проецировании только длительности профессиональной деятельности (таблица 5).
Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности наблюдается в последовательности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями. У преподавателей и доцентов высшей школы с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет наблюдается следующий порядок формирования фаз состояния психического выгорания: «истощение» - «напряжение» -«резистенция» (таблицы 2, 4). Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание наступает, минуя фазу «напряжение», что свидетельствует о его дискретности. У старших преподавателей и профессоров высшей школы с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет, в отличие от преподавателей и доцентов, генез состояния психического выгорания представлен следующей последовательностью фаз: «напряжение» - «истощение» - «резистенция» (таблицы 3, 5). Следовательно, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание связаны с напряженными условиями и содержанием их профессиональной деятельности.
У всех преподавателей высшей школы уже на ранних этапах профессионального становления наблюдается формирование всех трех фаз состояния психического выгорания, причем пик его развития, за исключением доцентов, приходится на этап длительностью до 5 лет, а у доцентов - от 5 до 10 лет.
Кроме того, динамика фаз состояния психического выгорания преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности представлена разнонаправленностью (таблицы 2-5). Так, у преподавателей и старших преподавателей высшей школы выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности до 5 лет наблюдается нарастание средних значений показателей всех фаз состояния психического выгорания, причем у старших преподавателей, в отличие от преподавателей, у которых все три фазы достигают уровня сформированности, только фаза «резистенция» соответствует этому уровню, а средние значения показателей фаз «напряжение» и «истощение» находятся в пределах диагностируемости; при длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, наблюдается уменьшение средних значений показателей по всем трем фазам, причем резкое уменьшение до уровня нерегистрируемых значений характерно для фазы «напряжение», о чем свидетельствует выявленная статистическая достоверность различий (таблица 3) (это можно объяснить временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью досугом и бытовыми заботами), а также на фазе «резистенция» в пределах уровня сформированности, в отличие от преподавателей, у которых отмечается резкое уменьшение, на фазе «истощение» - до уровня диагностируемых значений (таблица 2). При увеличении длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, на фазах «рези-стенция» и «истощение» отмечается некоторое увеличение средних значений показателей, однако в пределах уровня сформированности и диагностируемых значений. Однако, в отличие от преподавателей, у которых наблюдается увеличение средних значений фазы «напряжение» в пределах уровня диагностируемых значений, у старших преподавателей в пределах нерегистрируемых значений отмечается их некоторое уменьшение; у преподавателей, в отличие от старших преподавателей, на протяжении всех этапов профессионального становления происходит резкое изменение фазы «напряжение», о чем свидетельствует обнаруженная статистическая достоверность различий (таблица 2).
У доцентов, в отличие от преподавателей, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности
Педагогика и психология
Проблемы практической о
психологии О
Таблица 1
Значения средних тенденций показателей состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности
Наимено-вание \s4a3bi Должно сть Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»
Хср.±8 Качественный Хср.±8 Качественный Хср.±8 Качественный
Преподаватели 62,17 ± 11,32 Сформирована 74,41 ± 16,03 Сформирована 61,87 ± 14,53 Сформирована
Старшие преподаватели 36,56 ± 5,82 Не сформирована 72,25 ± 14,58 Сформирована 48,06 ± 10,22 В стадии формирования
Доценты 57,89 ±20,13 В стадии формирования 72,48 ± 16,79 Сформирована 56,67 ± 19,13 В стадии формирования
Профессора 42,06 ± 9,57 В стадии формирования 69,63 ± 16,12 Сформирована 52,69 ± 14,14 В стадии формирования
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; иэмп* < 11кр; * - значимость различий.
Таблица 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания преподавателей высшей школы
№п/п Этапы длитель- ности «нап Фаза ряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)
X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный и эмп г и ЭМП г
1. До 5 лет 1 69,07 ± 9,85 Сформиро- вана 80,21 ± 14,50 Сформи- рована 66,71 ±11,64 Сформи- рована 53,5* 0,041 44,0* 0,013
2. От 5 до 10 лет 2 53,75 ± 7,32 В стадии формирования 65,63 ± 16,62 Сформи- рована 54,50 ±15,80 В стадии формирования - - - -
№п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)
Хср.±8 Качест- венный Хср.±8 Качест- венный Хср.±8 Качест- венный и эмп Г и ЭМП г
3. Свыше 10 лет 3 58,00± 9,97 В стадии формирования 72,86± 15,41 Сформи- рована 60,57 ±16,46 сформи- рована - -
и-Манна- Уитни 1 и 9,5* 27,0* -
г 0,001 0,048 -
1 и 20,0 - -
Г 0,030 - -
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, а = 0,05; иэмп* < 11кр; * - значимость различий.
Таблица 3
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания старших преподавателей высшей школы
№п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)
Хср.±8 Качест- венный Хср.±8 Качест- венный Хср.±8 Качест- венный и ЭМП г и ЭМП г
1. До 5 лет 1 40,50 ±2,59 В стадии формир. 75,00 ±15,84 Сформиро- вана 50,50 ±12,68 В стадии формирования 0,00* 0,004 4,0* 0,025
2. От 5 до 10 лет 2 34,50 ±4,04 Не сформирована 62,00 ±18,24 Сформиро- вана 40,25 ±10,87 В стадии формирования - - - -
3. Свыше 10 лет 3 34,00 ±7,43 Не сформирована 76,33 ±8,62 Сформиро- вана 50,83 ±4,07 В стадии формирования 0,0* 0,004 0,0* 0,004
и-Манна- Уитни 1-2 и 1,5* - -
Г 0,024 - -
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; иэмп* < 11кр; * - значимость различий.
<
Педагогика о
и психология
Проблемы практической психологии
от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений показателей по всем трем фазам до уровня сформированности; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет обнаружено уменьшение средних значений показателей всех фаз, которое носит скачкообразный характер на фазе «резистенция», а на фазах «напряжение» и «истощение» - приближается к уровню диагностируемых значений (таблица 4).
У профессоров, в сравнении с доцентами, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений показателей фазы «напряжение»; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет отмечается уменьшение средних значений показателей всех фаз; однако у профессоров с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, в отличие от доцентов, зафиксировано некоторое уменьшение средних значений фаз «резистенция» и «истощение», причем изменения средних значений показателей всех трех фаз на всех этапах длительности профессиональной деятельности происходят в пределах уровня сформированности и регистрируемых значений, поэтому носят постепенный характер, о чем свидетельствует отсутствие статистической достоверности различий в уровнях их выраженности (таблица 5).
Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности и этапов длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях их выраженности в следующих парах:
- преподаватели - старшие преподаватели: у специалистов с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет - на фазах «напряжение» (иэмп = 0,0* при р = 0,001) и «истощение» (Иэмп = 12,0* при р = 0,013), у специалистов с длительностью свыше 5 и свыше 10 лет - на фазе «напряжение» (иэмп = 10,0* при р = 0,006; иэмп = 0,0* при р =
0,003 соотв.);
- старшие преподаватели - доценты: у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности не превышала 5 лет, - только на фазе «напряжение» (и = 0,0* при р = 0,043), у специалистов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет - на всех фазах состояния психического выгорания (И = 0,0* при р = 0,006; И = 3,5* при р = 0,033; Иэмп = 4,0* при р = 0,042 соотв.);
- доценты - профессора: только на фазе «напряжение» у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет (Иэмп = 0,0* при р = 0,034) и свыше 10 лет (Иэмп = 54,0* при р = 0,033).
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания доцентов высшей школы
№п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)
X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный и эмп г и эмп г
1. До 5 лет 1 55,0 ±0,00 В стадии формирования 76,50 ±21,92 Сформиро- вана 52,0 ±5,66 В стадии формирования - - - -
2. От 5 до 10 лет 2 65,25 ± 10,32 Сформиро- вана 84,38 ± 11,51 Сформиро- вана 65,25 ± 19,17 Сформиро- вана 8,0* 0,011 9,5* 0,018
3. Свыше 10 лет 3 54,76 ±23,95 В стадии формирования 66,41 ± 16,07 Сформиро- вана 53,18 ± 19,48 В стадии формирования - - - -
и-Манна- Уитни 2-3 и - 26,5* -
Г - 0,016 -
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; иэмп* < 11кр; * - значимость различий.
Таблица 5
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания профессоров высшей школы
№п/п Этапы длитель- ности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1) - (2) (2) - (3)
X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный X ±8 ср. Качест- венный и эмп г и эмп г
1. До 5 лет Г 39,50 ±0,71 В стадии формирования 77,50 ± 17,68 Сформиро- вана 55Д)0 ±7,07 В стадии формирования - - - -
2. От 5 до 10 лет2 42,50 ± 1,12 В стадии формирования 76,00 ± 1,41 Сформиро- вана 52,50 ±0,70 В стадии формирования - - - -
3. Свыше 10 лет 3 42,42 ± 11,09 В стадии формирования 67,25 ± 17,34 Сформиро- вана 52,33 ± 16,34 В стадии формирования 9,5* 0,0003 - -
Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; иэмп* < 11кр; * - значимость различий.
<
Педагогика о
и психология чо
Проблемы практической психологии
Полученные результаты свидетельствуют о специфическом проецировании профиля профессиональной деятельности преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности на генез состояния психического выгорания, которое проявляется в асинхронной динамике всех трех его фаз у старших преподавателей и доцентов со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, причем более выраженной у доцентов, а также в асинхронной напряженности, более выраженной на всех этапах профессионального развития у преподавателей, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов, чья длительность профессиональной деятельности не превысила 10 лет, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет, чем у профессоров. Кроме того, у «молодых» преподавателей в сравнении со старшими преподавателями наблюдается значимое высокое асинхронное истощение психоэмоциональных ресурсов.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 150-151.
3. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005.
4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
5. Maslach C., Jackson S. E. Patterns of bumout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.