6. Решетников, М. М. Психическая травма [Текст] / М. М. Решетников. - СПб,
2006.
7. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии [Текст] /
А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань, 2002. - 554 с.
8. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затрудненого общения антисоциальной личности [Текст] / Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 206-216.
9. Полякова, В. В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков [Текст] / В. В. Полякова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 386-392.
УДК: 159.98:316.444.54:614.253.52
Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ «ВЫГОРАНИЕ» У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
В современных психологических исследованиях проблема «выгорания» как состояния, имеющего в своем основании профессионально - деятельностную детерминацию, а также как состояния, деформирующего саму деятельность в ее процессуальном и результирующих аспектах, характеризуется методологической неопределенностью.
В отечественных и зарубежных эмпирических и теоретических исследованиях встречаются десятки дефиниций категории «выгорание», описывающих одно и тоже содержание, но различающиеся по парадигмальным основаниям: «профессиональный стресс» [1], «эмоциональное выгорание» [2], «профессиональное выгорание» [2], «синдром перегорания» [4], «психическое выгорание» [6], «синдром выгорания» [3; 8], «синдром эмоционального выгорания» [9], «синдром эмоционального сгорания» [11]. Однако основные методологические противоречия касаются структуры, механизмов возникновения и генезиса состояния «выгорание».
В настоящее время существует достаточно большое количество моделей, объясняющих возникновение состояния «выгорание», которые можно систематизировать в два основных подхода: результативный и процессуальный.
Представители результативного подхода рассматривают «выгорание» как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов (составляющих). Согласно К. Маслак [17], «выгорание» есть результат эмоциональной перегрузки, вызванной взаимоотношениями между профессионалом и его субъектом взаимодействия, и включает в себя три составляющие: «эмо-
циональную истощенность», «деперсонализацию» и «редукцию личных достижений» [17].
В рамках процессуального подхода состояние «выгорание» рассматривается, как процесс, протекающий в ходе профессионального развития человека и имеющий стадиальный характер. Согласно В. В. Бойко [2] «эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2].
Исходя из того, что результативный подход не включает в себя аспект генезиса состояния «выгорание», а процессуальный не реализует идею структурности, мы пришли к выводу о необходимости интеграции данных подходов для обоснования структурно-процессуальной природы изучаемого феномена и обеспечения возможности исследования не только его феноменологических конструктов, но и механизмов трансформации в другие психические явления. Мы предполагаем, что в состоянии «выгорание» на различных фазах его возникновения изменяется характер взаимосвязей его структурных элементов. С каждым переходом на следующую фазу будет проявляться усиление связи между «эмоциональным истощением» и «деперсонализацией», «деперсонализацией» и «редукцией личных достижений», «эмоциональным истощением» и «редукцией личных достижений». Кроме того, на различных фазах состояния «выгорание» будет наблюдаться нарастание уровня выраженности его структурных элементов. При этом усиление их взаимосвязи, увеличение уровня выраженности приводит к трансформации состояния «выгорание» в другую группу психических явлений -в свойства (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-процессуальная модель состояния «выгорания»
Возникновение состояния «выгорание» наиболее типично для представителей профессий «помогающего» типа - учителей, психологов, социаль-
ных работников, врачей и т. д. [4; 7; 9; 10 и др.]. «Помогающие» профессии требуют от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям; умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека; высокой ответственности за результат коммуникации; высокой динамичности и умения осуществлять большое количество служебных контактов; возлагают высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности. Особое место среди представителей профессий «помогающего» типа занимают медицинские работники. Специфика содержания их профессиональной деятельности, а именно: большое количество контактов с больными людьми, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей, необходимость рисковать их здоровьем и жизнью и др., - все это создает условия для высокого риска возникновения состояния «выгорание» [5; 6; 10; 11 и др. ].
Цель исследования заключается в изучении изменения характера взаимосвязей структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала.
Для реализации цели и задач экспериментально-психологического исследования на базе городской клинической больницы № 2: отделения терапии и хирургии, МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригады интенсивной терапии - реанимация) г. Курска был обследован средний медицинский персонал указанных структур в количестве 90 человек в возрасте от 19 до 60 лет. Из них мужчин - 27 человек, средний возраст оставил 31,7±8,2 лет; женщин - 63 человека, средний возраст - 33,1±11,7 лет. Образование среднее профессиональное.
Исследования проводились в рамках интегративного подхода. Для решения поставленной цели и задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики: опросник психического выгорания для работников социальных профессий В. Е. Орла [7], методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В. В. Бойко [2]. В качестве основных математических методов статистической обработки использовались методы общей статистики (среднее значение, мода, медиана, дисперсия), методы сравнительной статистики (и - Манна-Уитни). Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ <^ТАТКТ1КА 6,0».
Изучение генеза состояния «выгорание» среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием методики В. В. Бойко [2], позволяющей выявить степень выраженности его показателей на основных его фазах: «напряжение», «резистенция» и «истощение», а также оценить отдельные его проявления [2].
Анализ средних значений показателей состояния «выгорание» среднего медицинского персонала указал на наличие следующих тенденций. Среднее
значение показателя на фазе «напряжение» составило X =38,5±20,9, на фазе
«резистенция» - X =59,5±25,1, X =43,1±24,6 отмечалось на фазе «истоще-
ние». Средние значения показателей состояния «выгорание» на всех трёх его фазах продемонстрировали умеренный уровень выраженности, установленный на фазе «напряжение» у 41% испытуемых, на фазе «резистенция» -у 76% опрошенных, у 45% респондентов на фазе «истощение».
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о подверженности среднего медицинского персонала состоянию «выгорание» и предполагают изучения динамики его возникновения с учетом длительности профессиональной деятельности.
В исследованиях состояния «выгорание», посвященных детерминацион-ным аспектам, в частности, связи состояния «выгорание» и длительности профессиональной деятельности наблюдаются противоречивые результаты, а именно, в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния «выгорания» и длительности профессиональной деятельности [5; 6 и др.], в других - отсутствие какой-либо взаимосвязи состояния «выгорание» и длительности профессиональной деятельности [12; 13; 15 и др.].
Изучение динамики возникновения состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с различной длительностью профессиональной деятельности осуществлялось путем попарного сравнительного анализа средних значений показателей, проведенного с помощью критерия и-Манна-Уитни, и продемонстрировало следующие тенденции (см. табл. 1):
средние значения показателей состояния «выгорание» по фазам «напряжение», «резистенция» и «истощение» соответствуют стадии сформиро-ванности и формирования лишь у лиц с длительностью профессиональной деятельности от 10 до 20 лет и более, что свидетельствует о неравномерности, гетерохронности его генеза. Гетерохронный характер развития состояния «выгорание» отмечается в определенной последовательности возникновения его фаз. Первой из всех трёх фаз состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала проявляется фаза «резистенция». Потом через пять лет профессиональной деятельности возникает фаза «истощение». И только спустя десять лет начинает развиваться фаза «напряжение». Другими словами, в начале профессиональной карьеры у среднего медицинского персонала возникает и усиливается сопротивление психотравмирующим обстоятельствам профессиональной деятельности, связанным с условиями и содержанием их труда. Через пять лет возникает истощение физических и психоэмоциональных ресурсов. А через десять лет профессиональной деятельности средний медицинский персонал испытывает напряженность, связанную с чувством безысходности, ошибочности профессионального выбора, проявляющуюся в неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью, в тревожнодепрессивных состояниях. Неравномерный характер развития состояния «выгорание» наблюдается в направленности изменения его фаз. Так, при увеличении длительности профессиональной деятельности среднего медицинского персонала выраженность средних значений показателя фазы «напряжение» увеличивается. Средние значения показателей фаз «резистенция» и «истоще-
ние» у лиц, длительность профессиональной деятельности которых составила от 5 до 10 лет и от 10 до 20 лет, несколько уменьшаются, а у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет - несколько увеличиваются, однако находятся в пределах интервалов тт=61 балл и тах=120 баллов для фазы «резистенция», тт=37 баллов и тах= 61 балл для фазы «истощение». Кроме того, отсутствие статистически значимых различий показателей на фазах «резистенция» и «истощение» у среднего медицинского персонала с указанной длительностью профессиональной деятельности свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности, в то время, как уровень выраженности показателя на фазе «напряжение» продолжает изменяться и наблюдается его значимое увеличение у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет (и=65,5 при р=0,038) (см. табл. 1).
- Значимость различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 20 лет, свидетельствующая о несовпадении этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния «выгорание» (см. табл. 1).
- Отсутствие значимости различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности свыше 20 лет, свидетельствующая о совпадении этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния «выгорание» (см. табл. 1).
Таким образом, изучение генеза состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с учетом длительности профессиональной деятельности указало на следующие тенденции: наличие значимости различий между фазами состояния «выгорание» (с каждым переходом на следующую фазу) в уровнях выраженности их показателей у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 20 лет, и отсутствие значимости различий у лиц, длительность профессиональной деятельности которых составила более 20 лет, свидетельствуют об отсутствии прямого совпадения фаз состояния «выгорание» со всеми этапами длительности профессиональной деятельности, а значит, и об отсутствии однозначного утверждения о взаимосвязи фаз состояния «выгорания» с длительностью профессиональной деятельности.
Исследование структурных элементов состояния «выгорание» среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием методики
В. Е. Орла (2005), согласно которой в содержании изучаемого состояния выделяют три элемента: «психоэмоциональное истощение», «деперсонализацию», «самооценку профессиональной эффективности» [7]. Анализ средних тенденций структурных элементов состояния «выгорание» указал на средний уровень их выраженности: средние значения показателей структурных элементов составили: «психоэмоциональное истощение» - X =33,2±9,7, «деперсонализация» - X =26,2±9,2, «самооценка профессиональной эффективности» -X =19,9±5,5.
Таблица 1
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния «выгорание» среднего медицинского персонала с различной длительностью профессиональной деятельности (11-критерий Манна-Уитни, а=0,05; и*эмп<11кр)
№п/п Этапы длительности профессиональной деятельности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) 1-2 .-3
кол. кач. кол. кач. кол. кач. и ЭМП Р и эмп р
1. До 5 лет (1) 28,19± 12,75 Не сформиров. 43,95± 18,93 В стадии формирования 30,05±12,55 Не сформир. 92,0* 0,001 128,5* 0,021
2. От 5 до 10 лет (2) 33,53± 14,39 Не сформиров. 71,62± 26,10 С формировалась 46,77±22,05 В стадии формирования 17,5* 0,001 37,5* 0,016
3. От 10 до 20 лет (2) 42,00± 11,76 В стадии формирования 64,67± 16,46 С формировалась 39,00±17,16 В стадии формирования 5,0* 0,037 3,0* 0,016
4. Свыше 20 лет (4) 53,17± 26,62 В стадии формирования 67,28± 25,53 С формировалась 57,28±31,31 В стадии формирования - - - -
и эмп - 58,5* 77,0*
1 Р - 0,006 0,035
го и эмп 26,0* 27,5* -
1 Р 0,031 0,038 -
а я и эмп 70,5* 87,5* 98,5*
р 0,001 0,004 0,010
ЕС аз го и эмп - - -
й 3 р - - -
,ч|- и 65,6* - -
Р 0,038 - -
тГ и эмп - - -
го р - - -
* - значимость различий
Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина
Изучение динамики изменения структурных элементов состояния «выгорания» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала предусматривает учет факта прямого несовпадения этапов длительности профессиональной деятельности с фазами возникновения состояния «выгорание». В связи с этим из представителей среднего медицинского персонала в зависимости от степени преобладания показателей состояния «выгорание» на одной из трех фаз были сформированы три группы, между которыми в дальнейшем осуществлялось сравнение.
Проведенный с помощью критерия и-Манна-Уитни попарный сравнительный анализ средних значений структурных элементов состояния «выгорание» у среднего медицинского персонала на различных фазах его возникновения позволил установить следующие тенденции (см. табл. 2):
- средние значения показателей всех структурных элементов состояния «выгорание» на всех фазах соответствуют среднему уровню выраженности;
- нарастание уровня выраженности структурных элементов «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» и уменьшение уровня выраженности структурного элемента «самооценка профессиональной эффективности» на фазах «резистенция» и «истощение» состояния «выгорание»;
- преобладание более высоких показателей на фазах «резистенция» и «истощение» по элементу «психоэмоциональное истощение», а также на фазе «напряжение» по структурному элементу «самооценка профессиональной эффективности»;
- статистически значимые различия на всех фазах и по всем структурным элементам состояния «выгорание»: на фазе «напряжение»: «психоэмоциональное истощение» (Шмп.=95,0 при р=0,019), «деперсонализация» (Цэмп.=95,0 при р=0,006), «самооценка профессиональной эффективности» (Иэмп.=95,0 при р=0,000); на фазе «резистенция»: «психоэмоциональное истощение» (Иэмп.=244,0 при р=0,000), «деперсонализация» (Цэмп.=429,0 при р=0,008), «самооценка профессиональной эффективности» (иэмп.=177,5 при р=0,000); на фазе «истощение»: «психоэмоциональное истощение» (Иэмп.=18,0 при р=0,000), «деперсонализация» (Иэмп.=131,0 при р=0,001), «самооценка профессиональной эффективности» (иэмп.=26,5 при р=0,000).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с каждым переходом на следующую фазу состояния «выгорание» значимо усиливаются по сравнению с предыдущей фазой уровень истощения эмоциональных, физических и энергетических ресурсов среднего медицинского персонала, характеризующийся снижением эмоционального фона, равнодушным или эмоциональным перенасыщением. Также значимо увеличивается уровень дезадаптации, проявляющейся в уменьшении количества контактов, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к коллегам и пациентам. Вместе с тем, самооценка профессиональной эффективности среднего медицинского персонала на каждой последующей фазе значимо уменьшается, то есть усиливается ощущение неуспеха в профессиональной деятельности, своей профессиональной некомпетентности в работе с людьми. 435
Таблица 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей структурных элементов состояния «выгорание»
среднего медицинского персонала на различных фазах его возникновения (11-критерий Манна-Уитни, «=0,05; и*эмп<11кр)
Структурные элементькФазы «психоэмоциональное истощение» (1) «деперсонализация» (2) «самооценка профессиональной эффективности» (3)
Кол., кач. 1-2 Кол., кач. 2-3 Кол., кач. 1-3
Хср.± д и эмп Р Хср.± д и эмп Р Хср.± д и ЭМП Р
«напряжение» 21,15± 7,65 Средний уровень выраженности 95,0* 0,019 19,08± 4,55 Средний уровень выраженности 95,0* 0,006 23,26± 4,94 Средний уровень выраженности 95,0* 0,000
«резистенция» 29,15± 8,99 Средний уровень выраженности 244,0* 0,000 23,59± 3,72 Средний уровень выраженности 429,0* 0,008 16,96± 3,07 Средний уровень выраженности 177,5* 0,000
«истощение» 38,54± 6,19 Средний уровень выраженности 18,0* 0,000 29,52± 10,62 Средний уровень выраженности 131,0* 0,001 13,62± 1,76 Средний уровень выраженности 26,5* 0,000
* - значимость различий
Л. Н. Молчанова, В. Б. Никишина
Таким образом, изучение динамики изменения структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала показало, что на фазе «истощение» уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» значимо увеличивается. Этот факт позволяет подтвердить предположение о трансформации на данной фазе состояния «выгорание» в свойство.
Выявление изменения взаимосвязей структурных элементов состояния «выгорание» на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала осуществлялось с использованием корреляционного анализа Спирмена, по результатам которого были выявлены следующие тенденции:
-взаимосвязи показателей структурных элементов состояния «выгорание» отличаются на всех его фазах по уровню значимости. Так, на фазе «напряжение» выявлена значимая корреляционная связь между структурными элементами: «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,53*); на фазе «резистенция» установлены значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» (г=0,61**), «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности» (г=0,51*). На фазе «истощение» значимые и высоко значимые корреляционные взаимосвязи обнаружены между всеми структурными элементами состояния «выгорание». Так на данной фазе коэффициент корреляции между элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация» имеет значение, равное 0,69**. Между элементами «психоэмоциональное истощение» и «самооценка профессиональной эффективности» коэффициент корреляции составляет
0,39**. Между элементами «самооценка профессиональной эффективности» и «деперсонализация» наблюдается значение коэффициента корреляции, равное 0,61* . Таким образом, с каждым переходом на следующую фазу проявляется усиление связи между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация», «деперсонализация» и «самооценка профессиональной эффективности;
- самые высокие показатели связей на всех трех фазах фиксируются между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация»;
- степень интегрированности взаимосвязей показателей структурных элементов состояния «выгорание» является самой высокой на фазе «истощение».
Таким образом, состояние «выгорание» изменяет характер взаимосвязей структурных элементов на различных фазах его возникновения у среднего медицинского персонала. На фазе «истощение» значимо увеличивается уровень выраженности структурного элемента «психоэмоциональное истощение» и отмечается самая интегрированная взаимосвязь между структурными элементами «психоэмоциональное истощение» и «деперсонализация». Все это подтверждает гипотезу о трансформации состояния «выгорание» на данной фазе в другую группу психических явлений - в свойства.
Библиографический список
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В. А. Абабков, М. Пере. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко.- Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -472 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
4. Лозинская, Е. И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров / Е. И. Лозинская // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова,
С. А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - С. 96-99.
5. Лукьянов, В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов [Текст] / В. В. Лукьянов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. - Курск: КГУ,
2007. - С. 100-102.
6. Орёл, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: / В. Е. Орёл. дисс. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2005. - 449 с.
7. Орёл, В. Е. Психодиагностика [Текст] / В. Е. Орёл, И. Г. Сенин. - Ярославль, 2005.
8. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т.23. - №3. - С. 85-95.
9. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9.
10. Тихонова, И. В. Исследование эмоционального «выгорания» в контексте профессионально-личностной деформации медицинских сестер [Текст] / И. В Тихонова // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В. В. Лукъянова, С. А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - С. 153-157.
11. Форманюк, Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: 1994. - № 6. - С. 57-63.
12. Baker, M. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work / M. Baker, D. North, D. Smith // Psychology: J. of Human Behavior. - 1997. -Vol. 34(1). - P. 22-26.
13. Dietzel, L. С. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons / L. С. Dietzel, R. D. Coursey // Psychiatric Rehabilitation Journal. - 1998. - Vol. 21 (4). - P. 340-348.
14. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165.
15. Haddad, A. Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout / A. Haddad// International Journal for the Advancement of Counseling. - 1998. - Vol. 20 (2). - P. 113-121
16. Hellesoy, O. Profiling the high hazards perceivers: An exploratory study / O. Hellesoy, K. Gronhaug, O. Kvitastein // Risk Analysis. - 1998. - Vol. 18 (3). -P. 253-259.
17. Maslach, C. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S. E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. - 1984. - Vol. 7. - P. 189-212.