JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
УДК: 614.2 DOI: 10.24411/2075-4094-2018-15976
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Г. КУРСКА
В.А. ЛОПУХОВА, И.В. ТАРАСЕНКО, Н.В. ШЕСТАВИНА
Курский государственный медицинский университет, ул. К. Маркса, д. 3, Курск, 305041, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты комплексной оценки состояния здоровья детей 1216 лет. Было обследовано 122 школьника 7-9 классов. Комплексная оценка состояния здоровья школьников включала 4 группы признаков: уровень компенсации соматической патологии; уровень неспецифической иммунорезистентности организма; уровень достигнутого физического развития и уровень функциональной адаптации организма. В структуре хронической заболеваемости школьников преобладали следующие болезни: органов пищеварения (30,3%), костно-мышечной системы (27,0%), глаза и его придаточного аппарата (15,2%), органов дыхания (15,2%), мочевыделительной системы (9,1%), и прочие болезни (3,2%). Установлено, что у 72,9% школьников выявлено напряжение механизмов адаптации в пределах физиологической нормы, у 19,7% - существенное напряжение механизмов адаптации со снижением функциональных возможностей организма, у 7,4% - высокое напряжение механизмов адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма. Проведенная комплексная оценка физического здоровья школьников 7-9 классов показала, что 7,4% детей имели высокий уровень физического здоровья, 31,3% - нормальный, 45,7% - сниженный и 15,6% - низкий. Высокий удельный вес школьников, имеющих сниженные функциональные резервы, сниженный и низкий уровень биологической адаптации, является показателем донозологического состояния здоровья учащихся и свидетельствует об его ухудшении.
Ключевые слова: физическое развитие, физическое здоровье, дети школьного возраста, функциональные резервы, биологическая адаптация, здоровье детского населения.
THE STUDY OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND ASSESSMENT HEALTH STATUS
OF CHILDREN'S POPULATION IN THE KURSK CITY
V.A. LOPUKHOVA, I.V. TARASENKO, N.V. SHESTAVINA
Kursk Medical State University, K. Marks Str., 3, Kursk, 305041, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of a comprehensive assessment of health status in children 1216 years old. 122 schoolchildren of 7-9 grades were examined. A comprehensive assessment of the health status of schoolchildren included 4 groups of symptoms: the level of compensation for somatic pathology; the level of nonspecific immune-resistance of the organism; the achieved level of physical development and the level of functional adaptation of the organism. In the structure of chronic incidence of schoolchildren, the following diseases predominated: digestive organs (30.3%), musculoskeletal system (27.0%), eyes and adnexa (15.2%), respiratory organs (15.2%), urinary system (9.1%), and other diseases (3.2%). It was found that 72.9% of schoolchildren identified the tension of the adaptation mechanisms within the physiological norm, 19.7% showed a significant tension of the adaptation mechanisms with a decrease in the functional capabilities of the organism, 7.4% had a high tension of adaptation mechanisms with a sharp decrease in the functional capabilities of the organism. A conducted comprehensive assessment physical health in schoolchildren of 7-9 grades showed that 7.4% of children had a high level of physical health, 31.3% - normal, 45.7% - lowered level and 15.6% low. The high proportion of schoolchildren with reduced functional reserves, a reduced and low level of biological adaptation, is an indicator of the prior to nosological state of health of students and indicates its deterioration.
Key words: physical development, physical health, school-age children, functional reserves, biological adaptation, health of the child population.
Актуальность. В последние двадцать лет выявлены неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков школьного возраста, которые характеризуются увеличением распространенности функциональных расстройств и хронических заболеваний [2, 3, 12, 13], ухудшением показателей физического развития [6, 8].
Установлено, что уровень физического развития в значительной мере оказывает влияние на процесс протекания основных функций организма и детерминирует границы их адаптивных возможностей. В настоящее время актуальным является изучение новых методов оценки здоровья детского населения
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
для применения в психолого-педагогической и реальной врачебной практике в условиях постоянно возрастающих требований общеобразовательной школы [14].
Известно влияние количества изучаемых признаков на точность результатов оценки физического развития.
Цель исследования - провести комплексную оценку физического здоровья детей школьного возраста г. Куска.
Материалы и методы исследования - исследование проводили на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Курска.
Обследовано 122 учащихся 7-9 классов в возрасте 12-16 лет, которые были разделены по полу на две группы: первая - мальчики (n=55), вторая - девочки (n=67).
Проведены антропометрические измерения (длина и масса тела), физиометрические измерения (частота пульса, артериальное давление, жизненная емкость легких, проба Руфье), а также ретроспективный анализ медицинских карт школьников (форма № 026/у).
Комплексная оценка состояния здоровья детского населения проведена по методике В. А. Медика, А.Г. Швецова, И. А. Истоминой [9] на основании анализа уровня компенсации соматической патологии; уровня неспецифической иммунорезистентности организм, уровня достигнутого физического развития и уровня функциональной адаптации организма.
Оценка уровня компенсации соматической патологии выполнена на основании классификации: I уровень характеризуется напряжением механизмов адаптации в пределах физиологической нормы (10 баллов) - это здоровые дети с функциональными и морфофункциональными нарушениями, реконвалес-центы после тяжелого и среднетяжелого течения острых заболеваний; II уровень характеризуется напряжением адаптационных механизмов со снижением функциональных возможностей организма (6 баллов) - это дети, болеющие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии; III уровень характеризуется высоким напряжением адаптационных механизмов с резким снижением функциональных возможностей организма (3 балла) - это дети, больные хроническими заболеваниями в активной стадии, в период нестойкой клинической ремиссии, с частыми обострениями; IV уровень характеризуется выраженной декомпенсацией адаптационных и функциональных возможностей организма (0 баллов) - это дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями, редкими ремиссиями, непрерывно рецидивирующим течением.
Анализ неспецифической иммунорезистентности организма проводили с учетом кратности и длительности острых респираторных заболеваний у детей за календарный год [1], предшествующий медицинскому осмотру: ни разу не болевшие простудными заболеваниями (3 балла); эпизодически (1-3 раза в год) болевшие простудными заболеваниями (1 балл); часто (4 раза и более в год) и длительно (свыше 25 дней) болевшие простудными заболеваниями - 0 баллов.
Оценка биологического развития детского населения проводилась по выраженности вторичных половых признаков путем сопоставления морфофункциональных признаков фактического и должного биологического возраста (ФБВ и ДБВ) по трем градациям: ФБВ соответствует ДБВ (2 балла); ФБВ опережает или отстает от ДБВ более чем на 1 год (1 балл). ФБВ опережает или отстает от ДБВ на 2 года и более (0 баллов). На основании Межрегиональных нормативов (процентильных таблиц) проведена оценка длины и массы тела ребенка.
Анализ антропометрических характеристик выполнен в зависимости от степени отклонения фактических параметров от возростно-половых стандартов: I группа (без отклонений от возрастно-половых стандартов - 3 балла, что соответствует области от 10 до 90 процентилей); II группа (незначительные отклонения от возрастно-половых стандартов - 1 балл - в пределах 3-10 и 90-97 процентилей); III группа (выраженные отклонения от возрастно-половых стандартов - 0 баллов - области ниже 3 и выше 97 про-центилей).
Для расчета итоговой оценки уровня физического развития суммировали баллы биологического возраста и антропометрических характеристик: нормальный уровень - 4-5 баллов, сниженный - 2-3 балла, низкий - 0-1 балл.
На основании значений функционального состояния систем кровообращения и дыхания проводили анализ уровня функциональной адаптации организма. При этом для оценки функционального состояния системы кровообращения применяли показатели артериального давления (АД), частоты пульса (ЧП), пробы Руфье.
Для оценки АД и ЧП применяли процентильные оценочные таблицы.
Оценка функционального состояния системы кровообращения у ребенка проводилась по 5 градациям: нормальное АД - 3 балла, пограничная артериальная гипертензия - 2 балла, пограничная артериальная гипотензия - 1 балл, артериальная гипертензия - 0 баллов, артериальная гипотензия - 0 баллов.
ЧП оценивали по следующим градациям: нормальная ЧП - 2 балла, тахикардия - 1 балл, бради-кардия - 1 балл.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
Для оценки вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки малой мощности использовали пробу и индекс Руфье (ИР), рассчитанному по следующей формуле: ИР = [(P1+P2+P3)-200)]: 10.
Обследуемый находится в положении стоя. В течение 15с подсчитывали пульс (P1), после чего выполнялась физическая нагрузка - 30 приседаний за 1 мин. Повторно подсчитывали пульс за первые (P2) и последние (P3) 15с 1-й минуты восстановления.
Полученное значение ИР оценивали по следующим градациям: ИР<5 (3 балла); 6<ИР<10 (2 балла); 11<ИР<14 (1 балл); ИР>15 (0 баллов).
Функциональное состояние дыхательной системы определяли по оценке отклонения фактической жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ) от должной (ДЖЕЛ) в данном возрасте.
ДЖЕЛ для детей 12-16 лет рассчитывали по уравнениям регрессии: мальчики при росте от 100 до 164 см: ДЖЕЛ, мл = 4530*рост(м) - 3900; девочки при росте от 100 до 175 см: ДЖЕЛ, мл х рост(м) -3130.
При более высоком росте расчет ДЖЕЛ проводили по формуле Людвига для взрослых индивидуумов с помощью уравнения регрессии: мужчины: ДЖЕЛ, мл = (40*рост, см) + (30*масса тела, кг) -4400; женщины: ДЖЕЛ, мл = (40*рост, см) + (10*масса тела, кг) - 3800.
По результатам проведенного исследования ЖЕЛ рассчитывали интегральный показатель - адаптационный потенциал дыхательной системы (АПдс) - отношение ЖЕЛ к его ДЖЕЛ, который оценивали по следующим критериям: 0,85<АПдс<1,00 (2 балла); 0,60<АПдс<0,84 (1 балл); АПдс<0,60 (0 баллов).
Итоговая оценка уровня функциональной адаптации организма ребенка - это сумма оценочных баллов уровней функционального состояния систем кровообращения и дыхания: незначительный уровень функциональной адаптации организма (7-10 баллов); выраженный - (4-6 баллов); существенный -(0-3 балла).
Для интегральной оценки физического здоровья ребенка суммировали балльные оценки каждого из критериев и выделили 4 уровня физического здоровья индивидуума: высокий - (24-28 баллов); нормальный - (17-23 балла); сниженный - (12-16 баллов); низкий - (11 и менее баллов).
Результаты и их обсуждение. При оценке уровня компенсации соматической патологии установлено, что 39 мальчиков (70,1%) и 50 девочек (74,6%) относятся к I уровню, который характеризуется напряжением механизмов адаптации в пределах физиологической нормы; у 13 детей 1-й группы (23,6%) и у 11 детей 2-й группы (16,4%) выявлено существенное напряжение механизмов адаптации со снижением функциональных возможностей организма (II уровень); к III уровню отнесено 3 мальчика (6,3%) и 6 девочек (9,0%), который характеризуется высоким напряжением адаптационных механизмов с резким снижением функциональных возможностей организма.
Детей с выраженной декомпенсацией адаптационных и функциональных возможностей организма не выявлено.
В результате выкопировки сведений из медицинских карт школьников (форма № 026/у) 33 учащихся (27,0%) имели хронические заболевания, среди них 16 детей (29,1%) 1-й группы и 17 (25,3%) - 2-й группы.
В структуре хронической заболеваемости школьников преобладали следующие болезни: органов пищеварения (30,3%), костно-мышечной системы (27,0%), глаза и его придаточного аппарата (15,2%), органов дыхания (15,2%), мочевыделительной системы (9,1%), и прочие болезни (3,2%).
По результатам научных исследований хронические заболевания выявлены у 22,0 - 24,5% детей школьного возраста [3, 12].
Увеличение частоты хронической патологии начинается в 7-м классе и особенно заметно возрастает в 8-9-х классах за счет роста распространенности болезней органов пищеварения, заболеваний костно-мышечной системы и зрительного анализатора [3].
Результаты медико-психологических исследований показали, что среди старшеклассников, имеющих хронические заболевания, в 2,5-3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социально-психологическая дезадаптация: неэффективность учебной деятельности, нарушения поведения, конфликтность в отношениях с учителями и сверстниками [10].
Ежегодно в связи с хроническими болезнями 30% юношей в возрасте 17 лет признаются не годными к военной службе [7, 11]. При этом ведущими причинами не годности к военной службе являются: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, психические расстройства, болезни органов пищеварения, болезни нервной системы.
Следующим аспектом исследования являлась оценка уровня неспецифической иммунорезистент-ности организма. Большинство обследованных школьников (76,2%) эпизодически (1-3 раза в год) болели простудными заболеваниями. Ни разу не болели ОРВИ за предшествующий год 5 детей (4,1%), а часто и длительно болеющие дети составили 19,7%.
По данным А.А. Баранова с соавт. [3] установлено, что 61,3% учащихся эпизодически болели ОРВИ, а доля не болевших детей составила 29,4%.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
Результаты наших исследований показали, что у 76,3% школьников фактический биологический возраст соответствует должному. ФБВ опережает ДБВ или отстает от него более, чем на 1 год у 21% учащихся. Опережение или отставание ФБВ от ДБВ на 2 года и более наблюдалось у 2,5% детей.
Следует отметить, что чаще наблюдалось опережение ДБВ, отставание - у 6 девочек (8,9%), у мальчиков отставания не было.
Изучение показателей физического развития у школьников 12-16 лет выявило, что 60,1 % детей были отнесены к I группе, у которых не наблюдалось отклонений от возрастно-половых стандартов; 27,0% детей - к II группе (незначительные отклонения от возрастно-половых стандартов); 12,9% детей -к III группе (выраженные отклонения от возрастно-половых стандартов).
Причиной отклонения от стандартов чаще являлась длина тела выше возрастной нормы, избыток и дефицит массы тела. Частота встречаемости случаев с избытком массы тела составила у мальчиков 7,3%, у девочек - 3,0%, а с дефицитом массы тела - у 1 девочки (1,5%).
При итоговой оценке физического развития нормальный уровень выявлен у 59,0% школьников, сниженный - у 38,5 %, низкий - у 2,5%. Низкий уровень физического развития наблюдался у обследуемых 1-й группы (5,4%).
Одним из основных критериев оценки здоровья и адаптивно-приспособительных механизмов развития организма человека является функциональное состояние сердечно-сосудистой системы на разных этапах онтогенеза, особенно у подростков [5].
При оценке уровня функциональной адаптации организма было выявлено, что незначительный уровень адаптации организма наблюдался у 30 (24,6%) школьников, выраженный уровень - у 65,6%, существенный у 9,8%.
Следует отметить, что у большинства школьников (80,3%) фактическая ЖЕЛ была ниже должной величины, в связи с чем, адаптационный потенциал дыхательной системы у них был ниже 0,84, а у 27,9% учащихся - ниже 0,6.
Л.И. Каташинская и Л.В. Губанова в своем исследовании отмечают, что ЖЕЛ у большинства учащихся ниже должных величин [4].
Индекс Руфье (ИР) свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребенка. Низкие показатели данного индекса (>15) наблюдались у 74,5% мальчиков и у 73,1% девочек. Высоких показателей данного индекса (<5) не отмечалось ни в одной из групп, а у остальных школьников ИР был в пределах от 6 до 14.
В результате комплексного анализа физического здоровья школьников было установлено, что I уровень физического здоровья (высокий), отражающий состояние полной биологической адаптации организма с наличием высоких функциональных резервов и иммунорезистентного статуса, имеют только 4 мальчика (7,3%) и 5 девочек (7,5%). У школьников 7-9 классов преобладает сниженный (III) уровень физического здоровья, который отражает сниженный уровень биологической адаптации организма на фоне пониженных функциональных резервов и иммунорезистентного статуса. По данным исследования к нему были отнесены 26 детей 1 группы (47,2%) и 30 - 2 группы (44,8%). Почти у трети школьников (29,1% мальчиков и 32,8% девочек) отмечается нормальный (II) уровень физического здоровья, характеризующийся высоким уровнем биологической адаптации организма с наличием достаточных функциональных резервов и иммунорезистентного статуса. Таких учащихся в 2 раза больше, чем подростков с низким (IV) уровнем здоровья (16,4% мальчиков и 14,9% девочек), который определяет низкий уровень биологической адаптации организма на фоне низких функциональных резервов и иммунорезистентного статуса.
Заключение. Таким образом, проведенное изучение физического развития и оценка состояния здоровья детского населения г. Куска среди школьников 7-9 классов показала, что у детей преобладает сниженный (III) уровень физического здоровья (45,7%). Высокий (I) уровень физического здоровья, отражающий состояние полной биологической адаптации организма, имеют только 7,4% учащихся. Почти у трети школьников (31,3%) отмечается нормальный (II уровень) физического здоровья. Таких учащихся в 2 раза больше, чем подростков с низким (IV) уровнем здоровья (15,6%).
Высокий удельный вес школьников, имеющих сниженные функциональные резервы, сниженный и низкий уровень биологической адаптации, является показателем донозологического состояния здоровья учащихся и свидетельствует об его ухудшении.
Литература
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты, пути оздоровления. Пермь, 2006. 86 с.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Волков И.М. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. №5. С. 21-26.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р. К., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2012. №6. С. 4-9.
4. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Исследование морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района. Вестник Тюменского государственного университета // Экология и природопользование. 2013. №6. С. 110-117.
5. Катульская О.Ю., Ефимова К.В., Тихонова И.В. Сравнительная оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы подростков в зависимости от состояния верхних дыхательных путей // Валеология. 2014. №1. С. 15-20.
6. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Ямпольская Ю.А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8-15 лет (по результатам лонгитуди-нальных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2012. №1. С.76-83.
7. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Шеставина Н.В., Елисеева Я.В. Заболеваемость юношей призывного возраста в Курганинском районе Краснодарского края // Вестник Новосибирского государственного университета. 2015. Т. 13, №1. С. 63-65.
8. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. №3. С. 68-71.
9. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / Медик В. А., Лисицин В.И., Токмачев М.С. [и др.]. 2012. 400 с.
10. Подростковая медицина. Руководство, 2-е изд. / под ред. Левиной Л.И., Куликова А.М. СПб.: «Питер», 2006. 544 с.
11. Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотникова Е.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы // Рос. пед. журнал. 2009. №2. С. 49-52.
12. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период // Гигиена и санитария. 2017. №4. С. 332-338.
13. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. №4. С. 48-53.
14. Cale L. Self-report measures of children,s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure // Health Education Journal. 2004. № 53. P. 439-453.
References
1. Al'bickij VY, Baranov AA. CHasto boleyushchie deti. Kliniko-social'nye aspekty, puti ozdorovleniya [often ill children. Clinical and social aspects, ways of improvement]. Perm'; 2006. Russian.
2. Baranov AA, Al'bickij VYU, Modestov AA, Kosova SA, Bondar' VI, Volkov IM. Zabolevaemost' detskogo naseleniya Rossii (itogi kompleksnogo mediko-statisticheskogo issledovaniya) [incidence Of children's population of Russia (results of complex medico-statistical research)]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2012;5:21-6. Russian.
3. Baranov AA, Al'bickij VY, Ivanova AA, Terleckaya RK, Kosova SA. Tendencii zabolevaemosti i sostoyanie zdorov'ya detskogo naseleniya Rossijskoj Federacii [trends in morbidity and health status of children in the Russian Federation]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012;6:4-9. Russian.
4. Katashinskaya LI, Gubanova LV. Issledovanie morfofunkcional'nyh pokazatelej starshih shkol'nikov Ishimskogo rajona [Study of morphological and functional performance of older students Ishimsky district.]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. EHkologiya i prirodopol'zovanie. 2013;6:110-7. Russian.
5. Katul'skaya OY, Efimova KV, Tihonova IV. Sravnitel'naya ocenka funkcional'nyh voz-mozhnostej serdechno-sosudistoj sistemy podrostkov v zavisimosti ot sostoyaniya verhnih dyhatel'-nyh putej [Comparative evaluation of functional capabilities of the cardiovascular system of adolescents depending on the condition of the upper respiratory tract]. Valeologiya. 2014;1:15-20. Russian.
6. Kuchma VR, Skoblina NA, Milushkina OY, Bokareva NA, YAmpol'skaya YUA. Harakteri-stika morfofunkcional'nyh pokazatelej moskovskih shkol'nikov 8-15 let (po rezul'tatam longitudinal'nyh issledovanij) [characteristics of the morphofunctional indices of the Moscow students 8-15 years (for the results of longitudinal researches)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya. 2012;1:76-83. Russian.
7. Lopuhova VA, Tarasenko IV, SHestavina NV, Eliseeva YAV. Zabolevaemost' yunoshej prizyvnogo vozrasta v Kurganinskom rajone Krasnodarskogo kraya [Incidence of young men of military age in Kurganinsky district of Krasnodar Krai]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;13(1):63-5. Russian.
8. Milushkina OYU. Fizicheskoe razvitie i obraz zhizni sovremennyh shkol'nikov [Physical development and lifestyle of modern schoolchildren]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2013;3:68-71. Russian.
ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, электронный журнал - 2018 - N 3 JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2018 - N 3
9. Medik VA, Lisicin VI, Tokmachev MS, et al. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie: ruko-vodstvo k prakticheskim zanyatiyam [Public health and health: a guide to practice: learning. manual]: ucheb. Posobie. 2012. Russian.
10. Podrostkovaya medicina [Adolescent medicine]. Rukovodstvo, 2-e izd. Pod red. Levinoj LI, Kuliko-va AM. Sankt-Peterburg: «Piter»; 2006. Russian.
11. Rapoport IK, Hramcov PI, Zvezdina IV, Sotnikova EK. Sostoyanie zdorov'ya vospitannikov detskih doshkol'nyh uchrezhdenij Moskvy [health Status of pupils of preschool institutions in Moscow]. Ros. ped. zhur-nal. 2009;2:49-52. Russian.
12. Suvorova AV, YAkubova IS, CHernyakina TS. Dinamika pokazatelej sostoyaniya zdorov'ya detej i podrostkov Sankt-Peterburga za 20-letnij period [Dynamics of indicators of health status of children and teenagers of St. Petersburg for 20-year period]. Gigiena i sanitariya. 2017;4:332-8. Russian.
13. Suhareva LM, Namazova-Baranova LS, Rapoport IK. Zabolevaemost' moskovskih shkol'nikov v di-namike obucheniya s pervogo po devyatyj klass [Morbidity of Moscow schoolchildren in the dynamics of learning from the first to the ninth grade]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013;4:48-53. Russian.
14. Cale L. Self-report measures of children,s physical activity: recommendations for the future and a new alternative measure. Health Education Journal. 2004;53:439-53.
Библиографическая ссылка:
Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Шеставина Н.В.Изучение физического развития и оценка состояния здоровья детского населения г. Курска // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2018. №3. Публикация 2-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2018-3/2-1.pdf (дата обращения: 07.05.2018). DOI: 10.24411/2075-4094-2018-15976. *
* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2018-3/e2018-3.pdf