Научная статья на тему 'Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга'

Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / GIRLS-ADOLESCENTS / MORBIDITY / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павленко Тамара Николаевна, Калинина Е. А., Винярская И. В.

Представлены результаты изучения состояния здоровья и качества жизни девочек подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательных школах Оренбурга. Наиболее низкие показатели качества жизни определены у девочек 15 лет. Оценка некоторых компонентов качества жизни, данная родителями и самими девочками, отличается. Отмечено, что у девочек подросткового возраста с III группой здоровья показатели качества жизни ниже, чем в I и II группах. Низкие показатели школьного функционирования отмечены у всех девочек-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павленко Тамара Николаевна, Калинина Е. А., Винярская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга»

■ I

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Т.Н. Павленко1, Е.А. Калинина1, И.В. Винярская2

1 Оренбургская государственная медицинская академия

2 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга

Контактная информация:

Павленко Тамара Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии Оренбургской государственной медицинской академии

Адрес: 460000, Оренбург, ул. Советская, д. 6, тел.: (3532) 58-72-62 Статья поступила: 08.06.2009 г., принята к печати: 05.10.2009 г.

Представлены результаты изучения состояния здоровья и качества жизни девочек подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательных школах Оренбурга. Наиболее низкие показатели качества жизни определены у девочек 15 лет. Оценка некоторых компонентов качества жизни, данная родителями и самими девочками, отличается. Отмечено, что у девочек подросткового возраста с III группой здоровья показатели качества жизни ниже, чем в I и II группах. Низкие показатели школьного функционирования отмечены у всех девочек-подростков.

Ключевые слова: девочки-подростки, заболеваемость, качество жизни.

Качество жизни — это многогранное понятие, более широкое, чем уровень жизни, с которым его нередко отождествляют. По мнению А. А. Новика и Т. И. Ионовой, качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования ребенка, основанная на его субъективном восприятии [1].

В условиях современной жизни вопрос о новых подходах определения здоровья с учетом качества жизни ребенка встает очень остро. Оценка качества жизни, сделанная самим человеком — ценный и надежный показатель его общего состояния. Показатели качества жизни могут являться критериями контроля качества оказываемой медицинской помощи пациентам и инструментом оценки действенности мероприятий по улучшению здоровья детей.

В последнее время к проблеме изучения качества жизни проявляют интерес специалисты, связанные с исследованием проблем здоровья, образования, демографии населения. В отечественной медицинской литературе появились публикации, характеризующие качество жизни детей и подростков в разных регионах России [2-5]. Е. К. Мочалова (2006), исследуя медико-социальный портрет подростков-инвалидов, установила, что социальные факторы в равной степени, как и само заболевание, влияют на качество жизни подростков-инвалидов [6]. В Санкт-Петербурге изучено состояние здоровья и качество жизни девочек-подростков из неблагополучных семей [7].

Повышенный интерес к проблеме изучения качества жизни подростков обусловлен тем, что его показатели отражают состояние здоровья детей и могут помочь

T.N. Pavlenko1, Ye.A. Kalinina1, I.V. Vinyarskaya2

1 Orenburg State Medical Academy, Chair of Ambulatory Pediatrics, Orenburg

2 Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Health state and quality of life in girls-adolescents in Orenburg

The results of a trial studying health state and quality of life of girls-adolescents from Orenburg school of general education are presented in this article. The lowest rates of quality of life were detected in 14-year old girls. Estimation of some components of quality of life, given by parents and girls themselves differs. It was marked that girls-adolescents from III health group showed lower rates of quality of life than girls from I and II health groups. Low rates of functioning in school were marked in all girls-adolescents.

Key words: girls-adolescents, morbidity, quality of life.

и

а

х

о

о

а

га

а

и

п

ос

га

м

а

о

R

S

а

н

га

s

и

V

с

ос

X

J

га

о

о

в интегральной оценке эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий [8]. Оценка качества жизни, основанная на субъективном восприятии самого человека, весьма чувствительна и информативна, иногда даже более информативна, чем объективные общепризнанные критерии.

По мнению Х. Би, к началу обучения в школе у детей впервые формируется «глобальная» самооценка. В 8 лет они уже готовы ответить на вопросы, насколько они нравятся себе, насколько счастливы, нравится ли им та жизнь, которую они ведут. Оценка собственной значимости обычно называется самооценкой, и это не просто сумма всех отдельных оценок, которые дает подросток своим умениям в различных областях [2]. Подростки в возрасте 14-15 лет ассимилируют большой объем нового физического, социального и интеллектуального опыта. Пока идет поглощение этой еще не усвоенной информации, подростки находятся в более или менее непрерывном состоянии неустойчивости. Особо важную роль в этот период играют группы сверстников. В этом возрасте возрастает количество депрессивных состояний у подростков и на короткое время падает самооценка; на остальном протяжении подросткового возраста (15-17 лет) она растет [2].

Изучая качество жизни как один из основных критериев здоровья человека, можно оценить многие стороны жизни девочек-подростков, выработать у них стремление быть здоровыми и ассоциировать здоровье с возможностями интеграции в общество.

Здоровье определяется и формируется под влиянием социально-экономических, социально-биологических, экологических и медицинских факторов общественной жизни [9]. Учет указанных факторов в формировании здоровья отражает стремление к целостному представлению о человеке, которое неразрывно связано с пониманием самой личности, и закономерно ставит вопрос о качестве жизни этой личности.

Вопросы комплексной оценки качества жизни девочек-подростков в отечественной литературе освещены недостаточно. Состояние здоровья и качество их жизни в условиях социально-экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенных задач национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудовой потенциал в ближайшей перспективе [10].

Подростковый период характеризуется особым своеобразием роста и развития девочек в биологическом и социальном аспектах. Именно в этом возрасте завершаются

Рис. 1. Распределение по группам здоровья девочек-подростков

процессы роста и созревания организма, одновременно наступает первый этап подготовки к вступлению в трудовую жизнь. Наблюдающееся в последнее десятилетие ухудшение условий жизни большинства российских семей, недостаточный объем доступной медицинской помощи, нарастание экологического неблагополучия и ряд других факторов привели к нарушению основ здорового образа жизни и физиологического развития девочек-подростков, эпидемиологическому росту ряда заболеваний, алкоголизму, наркомании и токсикомании. По данным официальной статистики, за последние 10 лет отмечается самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) среди подростков старшей возрастной группы.

Целью настоящего исследования явилось изучение состояния здоровья и качества жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга. Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений Оренбурга, в него включено 188 девочек-подростков в возрасте 15-17 лет. Основным инструментом изучения качества жизни служил общий опросник — Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQL 4.0) [11]. Для нашего исследования был выбран вариант опросника PedsQL для детей в возрасте от 13 до 18 лет, который девочки-подростки и их родители заполняли независимо друг от друга. Перед началом опроса респондентами было подписано информированное согласие на участие в исследовании. Состояние здоровья девочек оценивали по данным ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки данных из «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты школьника» (форма № 26/у).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием статистической программы STATISTICA 7.0 (StatSoft Inc., США). Количественные признаки представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Оценку величины различий средних значений в группах сравнения проводили с помощью дисперсионного анализа (ANOVA). Для установления связи между параметрами качества жизни и состоянием здоровья применялся корреляционный анализ. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

При изучении состояния здоровья девочек по данным медицинской документации морфофункциональные отклонения и хронические заболевания выявлены у 93% девочек подросткового возраста (рис. 1). Чаще всего встречались болезни глаз и их придаточного аппарата (52%), в частности, миопия, причем у каждой 3-й девочки — средней и высокой степени. Болезни костномышечной системы зарегистрированы у 35% девочек (сколиоз и плоскостопие); в связи с нарушением менструального цикла 18% девочек находились под наблюдением детского гинеколога. Оценка физического развития девочек-подростков с использованием цен-тильных таблиц показала, что 77% обследованных имели нормальное физическое развитие. Высокая длина тела выявлена у 5%, низкая у 2% девочек-подростков. Дефицит массы тела обнаружен у 3%, избыток — у 7% обследованных.

Показатели качества жизни по результатам анкетирования девочек подросткового возраста и их родителей представлены в табл. 1. Выявлены различия в общей оценке качества жизни девочек и их родителей, заключающиеся в более низких значениях по ответам девочек-подростков.

Наиболее низкие показатели и по самооценке и по оценке родителей были получены по шкале школьного функционирования (табл. 1), что может отражать наличие про-

10

■■■

Таблица 1. Показатели качества жизни девочек подросткового возраста

Показатели Оценка, баллы

дети родители

Физическое функционирование 81,2 ± 13,5 79,8 ± 14,6

Эмоциональное функционирование 67,0 ± 16,7 73,0 ± 15,9

Социальное функционирование 88,7 ± 12,9 90,6 ± 11,0

Жизнь в школе 67,6 ± 16,4 68,4 ± 16,1

Суммарная шкала 76,9 ± 11,4 78,2 ± 11,9

Таблица 2. Показатели качества жизни девочек-подростков в зависимости от возраста

Показатели 15 лет 16 лет 17 лет

Самооценка, баллы

Физическое функционирование 80,9 ± 13,1 81,6 ± 13,9 83,7 ± 11,9

Эмоциональное функционирование 67,4 ± 16,9 65,4 ± 17,3 70,8 ± 14,1

Социальное функционирование 87,8 ± 14,3 89,3 ± 11,7 92,1 ± 8,2

Жизнь в школе 68,1 ± 16,5 67,4 ± 15,3 67,7 ± 19,1

Суммарная шкала 76,8 ± 11,6 76,8 ± 11,4 79,4 ± 9,1

Оценка родителей, баллы

Физическое функционирование 79,8 ± 14,5 77,7 ± 14,6 88,6 ± 13,8

Эмоциональное функционирование 71,9 ± 16,3* 71,9 ± 14,6 91,0 ± 18,9

Социальное функционирование 89,6 ± 11,6 91,1 ± 10,1 98,0 ± 8,5

Жизнь в школе 67,7 ± 16,5* 68,8 ± 15,6 77,5 ± 16,2

Суммарная шкала 77,5 ± 12,1 77,6 ± 11,2 88,8 ± 12,5

11

Примечание.

* p < 0,05 — по сравнению с величиной оценки качества жизни девочками.

блем в школе (пропуски занятий по состоянию здоровья, а также расстройства памяти, концентрации внимания, затруднения при выполнении задания).

Относительно низкие значения по шкале эмоционального функционирования свидетельствуют о наличии у ряда девочек-подростков таких психоэмоциональных реакций, как чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Следует отметить, что показатели эмоционального функционирования по самооценке девочек достоверно ниже, чем по ответам родителей. Причиной этого является недостаточное адекватное представление родителей об эмоциональном благополучии собственных дочерей по сравнению с их субъективной самооценкой. Девочки-подростки не испытывали проблем в процессе межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, о чем свидетельствуют высокие показатели шкалы социального функционирования, причем самые высокие среди всех шкал опросника (табл. 1).

Результаты исследования продемонстрировали четкую тенденцию, не изменяющуюся с возрастом девоч-

ки: наиболее высоко из всех аспектов качества жизни девочки-подростки оценили физическое и социальное функционирование, эмоциональное и школьное — значительно ниже.

Установлены определенные различия показателей качества жизни в зависимости от возраста девочки. Так, у девочек 15-летнего возраста самооценка эмоционального компонента качества жизни достоверно отличалась от таковой по ответам их родителей (табл. 2). Таким образом, на общий уровень эмоционального компонента качества жизни оказывают влияние именно ответы девочек в возрасте 15 лет.

Кроме того, использование ранговой корреляции Спирмена позволило выявить, что с возрастом улучшаются физические возможности девочек-подростков (р = 0,05), взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками (р = 0,05) и их школьное функционирование (р = 0,01).

В ходе проведения исследования изучено влияние состояния здоровья на качество жизни девочек-подростков. Полученные результаты проиллюстрированы рис. 2-4.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 5

■■■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Показатели качества жизни у девочек-подростков I группы здоровья

и

а

х

о

о

а

га

а

и

п

ос

га

м

а

о

R

S

а

н

га

s

и

V

с

ос

и

X

J

га

о

о

79,9 77

ФФ ЭФ СФ ЖШ

I I Родители Н Дети

СШ

Рис. 3. Показатели качества жизни у девочек-подростков II группы здоровья

89,6 89,6

ФФ ЭФ СФ

I I Родители

ЖШ СШ

Дети

Рис. 4. Показатели качества жизни у девочек-подростков III группы здоровья

ФФ ЭФ СФ ЖШ

I I Родители | Дети

СШ

Установлено, что качество жизни девочек подросткового возраста, отнесенных к I и II группам здоровья не имело отличий ни по одному из компонентов. В то время как девочки-подростки с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) характеризовались тем, что показатели по шкале школьного функционирования отличались по сравнению со здоровыми сверстницами (64,1 балла и 67,5 баллов, p < 0,05). Причинами снижения показателя школьного функционирования у девочек с хроническими заболеваниями являются пропуски занятий по состоянию здоровья и ухудшение когнитивных процессов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что хронические заболевания даже в периоде ремиссии способствуют снижению некоторых аспектов качества жизни девочек-подростков, не влияя при этом на социальную адаптацию.

Подводя итог изучению качества жизни девочек-подростков г. Оренбурга, сделаны следующие выводы: самооценка девочками в возрасте 15 лет эмоционального компонента качества жизни наиболее низкая в группе обследованных; показатели качества жизни по самооценке девочек и их родителей отличаются низкими оценками девочек-подростков; наиболее высокие оценки получены по шкалам физического и социального функционирования, низкие значения по шкалам эмоционального и школьного функционирования; на отдельные показатели качества жизни оказывает влияние наличие хронических заболеваний у девочки-подростка, к этим показателям относится школьное функционирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание / Под ред. акад. РАМН Ю. Л. Шевченко. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 320 с.

2. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Валиуллина С. А. и др. Методы определения и показатели качества жизни детей подросткового возраста. Пособие для врачей. — М., 2005. — 30 с.

3. Би Хелен. Развитие ребенка. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 768 с.

4. Кулакова Н. И., Антонова Л. К., Кушнир С. М. Качество жизни подростков второй группы здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». — М., 2006. — С. 172.

5. Валиуллина С. А., Винярская И. В., Митраков А. В. и др. Оценка качества жизни московских школьников // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2005. — № 3. — Р 32-33.

6. Мочалова Е. К. Медико-социальная характеристика и качество жизни подростков-инвалидов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М, 2006. — 26 с.

7. Черкасова Е. М. Качество жизни и здоровье уличных девочек-подростков Санкт-Петербурга // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2007. — С. 738.

8. Бахадова Е. В., Стерликов С. А. Показатели качества жизни как инструмент оценки действенности мероприятий по улучшению здоровья детей в современной России // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2007. — С. 63.

9. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия / Под ред. А. И. Вялкова, Р. Г. Оганова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. — 23 с.

10. Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.

11. Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQlTM4.0: ratability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0 Generic Core Scales n healthy and patient populations // Medical Care. — 2001. — V. 39, № 8. — P. 800-812.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.