УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96 © Р.Я. Нагаев, 2014
Р.Я. Нагаев
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ: ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Проведена оценка качества жизни 1508 подростков в возрасте 10-14 лет и 1152 подростков в возрасте 15-17 лет, проживающих в г. Сибае. Суммарный показатель качества жизни подростков в возрасте 10-14 лет составил 84,3 балла и оказался выше, чем среди подростков 15-17 лет (80,5 балла). Качество жизни подростков характеризуется высоким уровнем социального и физического функционирования при сравнительно низком уровне школьного функционирования. В обеих возрастных группах среди девочек по сравнению с мальчиками выявлены более низкие показатели по шкалам физического и эмоционального функционирования, в возрастной группе подростков 15-17 лет - по шкале школьного функционирования. По сравнению с самооценкой подростков родители мальчиков ниже оценивали физическое и школьное функционирование и выше оценивали социальное функционирование своих детей. Родители девушек ниже оценивали социальное функционирование и выше школьное функционирование, чем сами подростки.
Ключееые слова: подростки, качество жизни, возрастные и гендерные особенности.
R.Ya. Nagaev
QUALITY OF LIFE OF ADOLESCENTS: AGE AND GENDER DIFFERENCES
The quality of life of 1508 adolescents aged 10-14 and 1152 adolescents aged 15-17 living in Sibay has been assessed. The total index of the quality of life of adolescents aged 10-14 was 84.3 points and was higher than in adolescents aged 15-17 (80.5 points). Quality of life of adolescents is characterized by high levels of social and physical functioning at a relatively low level of school functioning. In both age groups girls showed lower rates than boys according to a scale of physical and emotional functioning, in the group of adolescents aged 15-17 - on a scale of school functioning. If compared to the self-esteem of adolescents, the boys' parents assessed physical functioning as being lower and social functioning higher than their children did. Parents of girls assessed social functioning as being lower and school functioning was assessed higher than the adolescents themselves did.
Key words: adolescents, quality of life, age and gender differences.
В настоящее время большое внимание уделяется анализу степени удовлетворения человека различными аспектами своей жизни. Важным показателем здоровья является самооценка человеком своего физического состояния.
Одной из интегральных характеристик, определяющих физическое, психическое и социальное функционирование человека на основе его субъективного восприятия, является качество жизни [2,6].
Оценка качества жизни особенно важна в педиатрической практике, так как дает возможность проанализировать восприятие и оценку подростком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и выявить имеющиеся проблемы в различных аспектах их образа жизни и общения [1,4].
Исследование качества жизни необходимо для определения групп медико-социального риска в подростковой популяции, разработки профилактических и образовательных программ, а также оценки исходов и результатов лечения заболеваний. Сопоставление оценки качества жизни подростками с оценкой качества жизни их родителями помогает определить современную картину взаимоотношений взрослых и подростков и может создать основу для коррекции имеющихся непродуктивных конфликтов в семье [2,5,9].
Изучение популяционных показателей качества жизни подростков может стать основой для разработки региональных и отраслевых программ в области охраны их здоровья [4,5,7,8,9].
Поэтому оценка качества жизни может рассматриваться как критерий комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Цель исследования - изучить показатели качества жизни подростков 10-17 лет, выявить возрастные и гендерные особенности.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе средних образовательных организаций г. Си-бая.
В исследовании приняло участие 2240 подростков. Из них 1508 подростков в возрасте 10-14 лет (736 мальчиков и 772 девочки) и 1152 подростков в возрасте 15-17 лет (352 юношей и 380 девушек).
Оценка качества жизни (КЖ) подростков проводилась с использованием русской версии общего опросника Peds QL-4.0 для детей 8-18 лет (самооценка) и их родителей [3,6,10]. Подростки и их родители заполняли опросник отдельно друг от друга.
Опросник состоит из 23 вопросов, сгруппированных по блокам. Показатели качества жизни оценивались по 5 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное
функционирование (СФ), ролевое функционирование - жизнь в школе (ФШ), психосоциальное здоровье (ПСЗ), на основании которых рассчитывался суммарный показатель (СП).
Общее количество баллов после процедуры перекодирования каждого из пяти вариантов ответа рассчитывается в итоге по 100-балльной шкале (от 0 до 100 баллов): чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни по этой шкале.
Статистическая обработка результатов проводилась посредством статистической программы STATISTICA 6.0. Распределение значений количественных показателей оцени-
Показатели самооценки параметров
вали с помощью критерия Шапиро-Уилка. Достоверность различия количественных показателей между двумя группами оценивали с помощью критерия Манна-Уитни и точного критерия Фишера. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты и обсуждение Суммарный показатель качества жизни подростков в возрасте 10-14 лет составил 84,3±25,6 балла по самооценке и 83,8±24,7 балла по оценке родителей, суммарный показатель качества жизни подростков в возрасте 15-17 лет составил по самооценке 80,5±20,6, по оценке родителей - 79,8±21,2 (табл. 1, 2).
Таблица 1
качества жизни подростков, М±р
Подростки 10-14 лет Подростки 15-17 лет
Шкала мальчики девочки оба пола юноши девушки оба пола
(n=526) (n=536) (n=1062) (n=352) (n=380) (n=732)
ФФ 91,4±18,8 87,8±18,5 89,6±24,2 89,4±19,1 83,6±18,4 86,5±21,2
ЭФ 82,9±18,0 74,7±17,6 78,8±23,8 77,8±17,9 71,4±17,2 74,6±19,4
СФ 92,8±19,2 94,6±19,7 93,8±26,5 90,6±9,6 90,2±19,1 90,4±25,6
ШФ 76,2±17,4 72,4±17,3 74,3±23,4 73,2±17,4 64,4±17,2 68,8±16,8
ПСЗ 89,6±18,6 82,1±18,2 85,8±25,6 85,2±18,6 79,6±18,2 82,4±20,8
СП 86,6±18,3 82,4±18,4 84,4±25,6 82,4±18,4 78,7±18,1 80,5±20,6
Таблица 2
Показатели оценки родителями качества жизни подростков, М±р_
Подростки 10-14 лет Подростки 15-17 лет
Шкала мальчики девочки оба пола юноши девушки оба пола
(n=526) (n=536) (n=1062) (n=352) (n=380) (n=732)
ФФ 87,2±18,6 85,6±18,5 86,4±24,6 86,2±18,6 85,0±19,1 84,3±21,4
ЭФ 80,2±17,8 73,3±17,4 79,6±23,8 77,6±17,5 71,2±18,2 74,2±19,8
СФ 96,8±19,6 90,4±18,8 94,6±26,2 93,4±19,7 87,1±19,6 90,2±24,5
ШФ 70,3±17,2 74,5±17,5 72,4±23,5 69,1±17,2 72,4±18,4 70,2±19,6
ПСЗ 89,4±18,8 79,4±17,6 84,4±24,6 83,9±19,4 76,4±18,4 80,2±21,2
СП 86,4±18,7 81,8±17,9 83,8±24,7 82,1±13,2 78,4±18,5 79,8±21,2
Как по самооценке подростков, так и по оценке родителей наиболее высокие значения имели показатели социального и физического функционирования, наиболее низкий уровень имели эмоциональное и школьное функционирование.
Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является коммуникативная деятельность, то высокие значения по шкале социальное функционирование свидетельствуют о том, что у обследуемых подрост-
ков становление социальных функций соответствует возрастным нормативам.
Анализ возрастной динамики как по самооценке, так и по оценке родителей не выявил существенных изменений параметров качества жизни по социальному и физическому функционированию, при этом среди подростков 15-17 лет определено статистически значимое снижение самооценки и оценки родителями эмоционального и школьного функционирования и суммарного показателя качества жизни (рис. 1).
100 90 КО 70 60 S0 40 30 20 10 О
та
Stñ ^ № 00 О oí
I I
I
lili lili
ЭФ
ПСЗ
■ Самооценка подростков i 0-14 лет
■ Снмоощ.-нкг| подростков 15-17 лет
■1 :ki [к.] род|::-.:).'[] i подростков! 0-14 лет
i Oultikíi ; ■ < 3[[':> "] л \ о тодростков 15-17 лет
Рис. 1. Сравнительные показатели параметров качества жизни подростков в возрасте 10-14 лет и подростков в возрасте 15-17 лет по самооценке и по оценке родителей
Снижение уровня показателей по шкале школьное функционирование в старшей возрастной группе, очевидно, связано с интенсификацией учебного процесса, подготовкой к ЕГЭ, а также с возможными пропусками занятий по состоянию здоровья и без уважительных причин (в частности, в связи с трудовой занятостью), затруднениями при выполнении школьных заданий и др. Сложности и напряжение в школе, особенности мировосприятия подростками могут обуславливать снижение уровня эмоционального функционирования.
Анализ гендерных особенностей показал, что самооценка и оценка родителями качества жизни девочек ниже, чем самооценка и оценка родителями качества жизни у мальчиков. В обеих возрастных группах среди девочек по сравнению с мальчиками выявлены более низкие показатели по шкалам физическое функционирование и эмоциональное функционирование, в возрастной группе подростков 15-17 лет - и по шкале школьное функционирование (рис. 2). Опрос родителей выявил определенные различия с оценкой подростков (рис. 3,4).
Рис. 2. Сравнительные показатели параметров качества жизни подростков в зависимости от возраста и пола
ФФ ЭФ СФ ШФ ПСЗ СП
Самооценка мальчиками 10-14 лет ■ Оценка родителями мальчиков 10-14 лет Самооценка юношам! 15-17 лет ■ Оценка родителями юношей 15-17 лет
Рис. 3. Сравнительные показатели качества жизни по самооценке подростков - мальчиков и по оценке их родителей
ФФ ЭФ СФ ШФ псз СП
■ Самооценка девочками 10-11 .г-1 ■ Оценка родителями девочек 10-и лет
■ Самооценка Деву I:I: :г II ■ 15-1 "7 .нет ■ Оциф:] 11-'ДI гтч": н\о ■ ^сву щек 15-17 лег
Рис. 4. Сравнительные показатели качества жизни по самооценке подростков - девочек и по оценке их родителей
Суммарный показатель оценки качества жизни родителями подростков и оценка по шкале эмоциональное функционирование практически не отличались от самооценки подростков.
Однако выявлено, что во всех возрастных группах:
- родители мальчиков дали более низкую оценку качества жизни подростков по шкале физическое функционирование;
- по шкале социальное функционирование родители мальчиков дали более высокую оценку, а родители девочек, напротив, более низкую;
- по шкале школьное функционирование родители мальчиков дали более низкую оценку, а родители девочек, напротив, более высокую.
Различия в оценке качества жизни самими мальчиками и их родителями, по-видимому, связаны с завышенной самооценкой мальчиками своего статуса в микросоциальной среде, своих физических возможностей и школьных успехов, а также могут быть обусловлены повышенными требованиями к подростку со стороны родителей.
Различия в самооценке и оценке родителями качества жизни девочек-подростков по шкале социальное функционирование, по-видимому, связаны с завышенными требованиями со стороны родителей на фоне естественных в этом возрасте подростковых комплексов, а различия в оценке школьного функционирования связаны с повышенной ответственностью девочек и желанием удовлетворить требования со стороны родителей.
В любом случае выявленные разногласия в оценке качества жизни подростков во многом являются результатом недостаточной информированности родителей об отдельных сторонах образа жизни подростков и возмож-
ными непродуктивными конфликтами. Это может быть обусловлено особенностями общения, амбивалентностью и парадоксальностью характера подростков, недостатком родительской требовательности, а также неадекватной оценкой родителями психологических и физиологических особенностей подростков.
Заключение
Качество жизни подростков г. Сибая характеризуется высоким уровнем социального и физического функционирования при сравнительно низком уровне школьного функционирования. Суммарный показатель качества жизни подростков в возрасте 10-14 лет оказался выше, чем подростков 15-17 лет.
Самооценка и оценка родителями качества жизни девочек ниже, чем самооценка и оценка родителями качества жизни мальчиков. В обеих возрастных группах среди девочек по сравнению с мальчиками выявлены более низкие показатели по шкалам физическое функционирование, эмоциональное функционирование, в возрастной группе подростков 15-17 лет - по шкале школьное функционирование.
Родители мальчиков ниже оценивали физическое и школьное функционирование и выше социальное функционирование, чем сами мальчики и юноши. Родители девушек ниже оценивали социальное функционирование и выше школьное функционирование, чем сами девочки и девушки.
Учитывая, что в современных условиях на состояние здоровья подростков в большей степени влияют медико-социальные факторы, результаты исследования показателей качества жизни должны использоваться в работе подростковых врачей амбулаторно-поликлинической сети и Центров здоровья при комплексном исследовании и мониторинге состояния здоровья подростков.
Сведения об авторе статьи:
Нагаев Ринат Явдатович - к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс 8(347) 272-22-19. E-mail: NagaevRY@doctorrb .ru.
ЛИТЕРАТУРА
Альбицкий, В.Ю. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии / В.Ю. Альбицкий, Н.Д. Одинаева, И.В. Винярская // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 6. - С. 41-43.
Баранов, А.А. Изучение качества жизни в педиатрии / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, И.В. Винярская. - М.: Союз педиатров России, 2010. - 272 с.
Баранов, А.А. Создание и валидация русской версии опросника для оценки утилитарных индексов в педиатрической практике / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, В.В. Черников, И.В. Винярская [и др.] // Педиатрическая фармакология. - 2012. - Т. 9, N° 1. -С. 6-8.
Винярская, И.В. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России / И.В. Винярская // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2007. - № 3. - С. 37-40.
Малиевский, В.А. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан / В.А. Малиевский, А.Т. Байтури-на, С.А. Валиуллина, И.В. Винярская, О.А. Малиевский // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 6. - С. 51-54. Новик, А. А. Исследование качества жизни в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова. - М.: РАЕН, 2008. - 104 с. Павленко, Т.Н. Состояние здоровья и качество жизни девочек подросткового возраста г. Оренбурга / Т.Н. Павленко, Е.А. Калинина, И.В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - Т. 8, № 5. - С. 9-12.
1
2
3.
4
5.
8. Строзенко, Л.А. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья подростков / Л.А. Строзенко, В.В.Гордеев, Ю.Ф. Лобанов, И.В. Винярская //Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 2. - С. 51-54.
9. Турчанинов, Д.В. Комплексная оценка состояния здоровья и качество жизни подростков города Кемерово и факторы, влияющие на него / Д.В. Турчанинов, О.Б. Анфиногенова, М.С. Скоморин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - N° 5; URL: www.science-education.ru/102-5844 (дата обращения: 22.04.2014).
10. Varni, J. W., Burwinkle, T. M. The PedsQL as a patient-reported outcome in children and adolescents with Attention - Defi-cit/Hyperactivity Disorder: a population-based study/ /Health Qual. Life outcomes. - 2006. - Vol. 21, № 4. - P. 26.
УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96 © Р.Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Муталов, 2014
Р.Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Муталов СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ПО ДАННЫМ УГЛУБЛЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Для оценки состояния здоровья детей и подростков наиболее информативны показатели, полученные в результате углубленных медицинских осмотров. Проведен анализ показателей состояния здоровья 1508 подростков в возрасте 10-14 лет и 1152 подростков в возрасте 15-17 лет. Среди подростков в возрасте 15-17 лет в сравнении с подростками 10-14 лет уменьшается число абсолютно здоровых юношей и девушек, увеличивается патологическая пораженность, распространенность болезней нервной системы, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней мочеполовой системы. Выявлены отрицательные тенденции в физическом развитии и половом развитии подростков. Наибольшие отрицательные сдвиги отмечаются в физическом и половом развитии девушек-подростков.
Определены медико-социальные факторы, оказывающие наиболее выраженное негативное влияние на физическое и половое развитие подростков.
Ключевые слова: подростки, состояние здоровья, физическое и половое развитие подростков.
R.Ya. Nagaev, S.G. Akhmerova, A.G. Mutalov COMPARATIVE INDICATORS OF ADOLESCENT HEALTH STATE ACCORDING TO THOROUGH MEDICAL EXAMINATION DATA
To assess the health status of children and adolescents indicators obtained from in-depth medical examinations are most informative. The analysis of health indicators of 1508 adolescents aged 10-14 and 1152 adolescents aged 15-17 has been carried out. It shows that the rate of perfectly healthy young men and women among adolescents aged 15-17 compared with adolescents of 1014 years old decreases, but the rate of pathologies, diseases of the nervous system incidence, diseases of the musculoskeletal system and connective tissue, eye diseases and its adnexa, urogenital system diseases increases. The study revealed negative trends in physical and sexual development of adolescents. The most negative shifts are observed in the physical and sexual development of adolescent girls.
The investigation determines medical and social factors that have the most pronounced negative effect on physical and sexual development of adolescents.
Key words: adolescents, health status, physical and sexual development of adolescents.
В настоящее время качественно изменяющаяся социальная среда приводит к трансформации биологических, социальных, поведенческих факторов риска, влияющих на состояние здоровья подростков [4,6,9,12]. Это требует построения соответствующей системы медико-социального мониторинга факторов риска и состояния здоровья детей и подростков, что позволяет не только глубже понять основу происходящих в современных условиях тенденций, но и дать более обоснованную оценку результативности деятельности медицинских организаций [1,2,7].
Для оценки состояния здоровья детей и подростков наиболее информативны показатели, полученные в результате углубленных медицинских осмотров врачами различных специальностей [7,8,12].
С целью совершенствования медико-социальной помощи подросткам был прове-
ден сравнительный анализ данных углубленного комплексного медицинского осмотра подростков в возрасте 10-14 лет и подростков в возрасте 15-17 лет.
Материал и методы
Исследование проводилось в г. Сибае -центре Башкирского Зауралья, одного из основных поставщиков концентратов медно-цинкоколчедановых руд металлургическим предприятиям. Согласно официальным отчетным данным в г. Сибае показатель общей заболеваемости детей по обращаемости превышает общереспубликанский не менее чем в 1,5 раза [10].
Подростки, принявшие участие в исследовании, были разделены на две группы: подростки в возрасте 10-14 лет, из них 736 (48,8%) мальчиков и 772 (51,2%) девочки, всего 1508 человек; подростки в возрасте 1517 лет, из них 352 (48,1%) юноши и 380