СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
М.А. Пархомчук
Аннотация. Рассмотрены специфические особенности системы управления человеческими ресурсами в сельскохозяйственных организациях. Проведен анализ количественного и качественного состояния управленческого персонала, оказывающего существенное влияние на результаты функционирования организаций, сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: особенности управления человеческими ресурсами; управленческий персонал: образование, возраст, стаж.
В рыночной экономике основной задачей любого хозяйствующего субъекта является устойчивость экономического роста. Эффективное управление человеческими ресурсами призвано служить гарантией достижения поставленной задачи. Поэтому система управления человеческими ресурсами имеет свои специфические особенности:
- управление человеческими ресурсами является деятельно - ориентированным, так как направлено в большей степени на практические действия управленческого процесса, чем на формальную документационную процедуру относительно персонала организации;
- управление человеческими ресурсами является индивидуально-ориентированным, так как каждый работник рассматривается как личность (индивидуум) со своими мотивами и потребностями удовлетворяя их путём использования собственного потенциала и вложения труда в общее! венное производство;
- управление человеческими ресурсами ориентировано на будущее. Организация заинтересована в обеспечении компетентными и заинтересованными в резулыатах своего труда персоналом, что должно был. стратегией её развишя.
В настоящее время причины спада производства сельскохозяйственной продукции, снижения его эффективности состоят не только в экономическом кризисе в стране, но и в уста-
Информация об авторе
Пархомчук Марина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита Курского государственного университета, тел. (4712) 56-22-29.
ревших методах управления человеческими ресурсами, методах хозяйствования, не соответствующих рыночным условиям хозяйствования, отсутствии современных знаний у персонала всех категорий, современного менеджмента.
В результате аграрных преобразований расширились права и полномочия сельскохозяйственных организаций. Коллективы же подразделений предприятий, как непосредственные товаропроизводители на селе (в основной массе и собственники имущества), пока не имеют прав на самостоятельное хозяйствование. Они не могут:
- самостоятельно или принимать участие в формировании структуры и объемов производства продукции;
- распоряжаться результатами своего труда - произведенной продукцией и выручкой от ее реализации;
- формировать фонд оплаты труда из своего хозрасчетного дохода;
- в подразделениях большинства организаций пока не создана противозатратная система оплаты труда, материально заинтересовывающая не только в увеличении производства продукции, повышении ее качества, но и в снижении ее себестоимости;
- коллективы подразделений не участвуют в обоснованной выплате из своих результатов
труда налоговых сумм, взносов в общехозяйственный резервный фонд, на строительство и содержание объектов соцкультбыта, располагаемых на центральной усадьбе хозяйств, средств на содержание административно -управленческого персонала организаций;
- администрации организаций не добились создания для подразделений равных стартовых условий хозяйствования на основе хозрасчетных внутрихозяйственных цен, чтобы всем было одинаково выгодно производить любую продукцию в конкретных различных условиях;
- не сложились договорные внутрихозяйственные взаимоотношения между подразделениями по взаимной поставке-продаже продукции и оказанию услуг, а так же взаимоотношения между подразделениями и администрацией по продаже продукции с конкретными мерами материальной ответственности за выполнение договорных обязательств;
- до настоящего времени еще нет (особенно в последние годы) должного хозрасчетного оперативного самоконтроля работы подразделений;
- в организациях не создано должного координационного центра в составе специалистов различного профиля в качестве исполнительного органа, выполняющего функции: материально-технического обеспечения товаропроизводителей и сфер обслуживания; сбыта продукции; заключения договоров между структурными подразделениями, с администрацией, заготовительными, перерабатывающими и другими организациями: проверкой выполнения этих договоров; выработкой экономических и правовых нормативов хозяйственного расчёта;
- не сформировано маркетинговой службы в организациях и даже в административных районах, изучающей конъюнктуру рынков и формирующих структуру и объемы производства и продажи продукции в соответствии со спросом и складывающимися ценами на рынке;
- не обосновано распределение обязанностей между администрацией организации и коллективами подразделений и др.
Г>1И акгуальные вопросы, относящиеся к управлению трудовыми коллективами, не приведены в соответствие с требованиями рыночных отношений, что и приводит к низким или отрицательным результатам хозяйствования.
Устранить сложившиеся негативные тенденции смогут только квалифицированные кадры, соответствующие современным требованиям. Однако проблемы обеспечения сельского хозяйства такими кадрами решаются медленно, а в последнее время еще больше обостряются (уменьшается численность работников на селе, снижается уровень их квалификации). Но сути в аграрном секторе экономики сложилась кадровая кризисная ситуация как на уровне организаций, так и на уровне административных районов и области.
Кадры управления являются не только частью человеческих ресурсов, но и ведущим элементом системы управления сельскохозяйственных организаций. В рыночных условиях это товар самой высокой стоимости, увеличивающийся с повышением его качества (квалификации, опыта и т.д., то есть потенциала).
Общая численность служащих сельскохозяйственных организаций Курской области в 2007 г. составила 6089 человек или в 2,2 раза меньше в сравнении с 2000 г. (таблица 1).
Число руководителей за этот период сократилось в 2,5 раза, специалистов - на 40 %. Еже-годные темпы сокращения составляли от 2 до 16 %, но имеют тенденцию к снижению. Однако постоянный отток служащих составляет свыше 11 %. Ежегодное сокращение числа служащих в 2007 г. составило 775 человек, в том числе руководителей - 336 и специалистов 311 человек. Обусловлено это тем, что уменьшение размера организаций до размера подразделений функции бригадиров в отраслях стали выполнять главные специалисты, которые из-за размера ресурсного потенциала и объёмов производства также не могут быть введены по полную ставку должностного оклада. Эго привело к снижению заработной платы руководителей и специалистов, безработице и оттоку наиболее квалифицированных кадров из села.
Исследования по 362 сельскохозяйственным организациям Курской области на 01.01.2008 г. свидетельствуют о повышении возрастною состава руководителей (таблица 2).
В частности, удельный вес руководителей старше 50 лег составляют 46 %, а до 30 лет только 3,4 %. В сущности, разрушилась существующая до 90-х годов и не сложилась в на-
Таблица 1 - Динамика изменения численности служащих и земельной нагрузки в сельскохозяйственных организациях Курской области ______________________
Наименование показателя 2000г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к 2000г.
Количество организаций 669 623 563 458 456 422 69
Количество служащих, чел 12039 10576 9258 7792 6864 6089 51
из них:
- руководители 4480 3761 3193 2508 2167 1801 40
- специалисты 5689 5188 4571 3965 3712 3401 60
Темпы изменения количества служащих по отношению к предыдущему
году, доли ед. 0,98 0,88 0,87 0,84 0,88 0,89 91
из них:
- руководители 0,97 0,84 0,85 0,78 0,86 0,83 86
- специалисты 0,98 0,91 0,88 0,87 0,94 0,92 94
Приходится на одну организацию, чел.:
- служащих 18 17 16 17 15 14 78
из них:
- руководителей 7 6 6 5 5 4 57
- специалистов 8 8 8 8 8 8 100
Приходится на 1 служащег о, га:
- сельхозугодий 146 178 155 145 171 189 129
- пашни 127 156 137 128 155 174 137
Таблица 2 - Качественная характеристика руководителей сельскохозяйственных организаций
Курской области (на 01.01.2008 г.)
Наименование показателя Чел. %
1 .Возрастной состав - всего 352 100,0
в том числе: до 30 лет 12 3,4
от 31 до 50 лет 178 50,6
старше 50 лет 162 46,0
2.Стаж работы в данной должности- всего: 352 100,0
в том числе: до 3 лет 146 41,6
от 4 до 10 лет 109 30,9
свыше 10 лег 97 27,5
3.Образовательный уровень - всего 352 100,0
в том числе: высшее 280 79,3
среднее специальное 62 17,8
прочее 10 2,9
стоящее время система подготовки резерва кадров. Это привело к оттоку наиболее активных и квалифицированных руководителей и специалистов из сельского хозяйства, что подтверждается наибольшим удельным весом (41,6 %) руководителей в данной должности до трёх лет и 27,5 % со стажем свыше 10 лет.
Наиболее тревожной ситуацией является состояние уровня образования руководителей организаций. С одной стороны, 79,3 % руководителей в настоящее время имеют высшее образование. Только 17,8 % имеют среднее спе-
циальное и 2,9 % - не имеют образования. Однако это негативный фактор. В современных рыночных условиях 20,7 % руководителей не имеют высшего образования при наличии доступности обучения. С другой стороны, 41 % руководителей не имеют профильного высшего и 35 % - среднего специального сельскохозяйственного образования.
Анализ количественного и качественного состава руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций за 2002-2007 гг. выявил негативные тенденции. Количество ра-
бочих мест руководителей и специалистов сократилось на 44 %. По штатным единицам руководителей сокращение составило 37 %, освобождённых заместителей руководителей - на 35, главных специалистов - 47, специалистов всех профилей, кроме главных, - 45 %.
Уровень обеспеченности в целом по всем указанным категориям в 2007 г. составил 91 %. За анализируемый период он практически не изменился и составлял от 82 % по главным специалистам до 99 % по руководителям организаций, что явно недостаточно для эффективного управления производственной и коммерческой деятельностью организаций.
Приведенные данные также свидетельствуют о низком уровне квалификации руководителей и главных специалистов организаций. За анализируемый период ситуация несколько улучшилась, но проблема обеспечения квалифицированными кадрами остаётся нерешенной. Так, в целом только 46 % руководителей и специалистов имеют высшее профильное образование, руководители организаций - 82 %, их освобождённые заместители - 71, главные специалисты - 64, а специалисты всех профилей кроме главных - 40 %.
Не имеют профильного среднего специального образования 35 % руководителей и специалистов, в том числе руководителей организаций - 16, их заместителей - 25, главных специалистов - 33 и других специалистов - 52 %.
Кроме того, 9 % руководителей и специалистов занимают соответствующие должности без образования.
Различная тенденция обеспеченности специалистами выявлена по отдельным категориям, но более серьёзная кадровая проблема сложилась по руководителям основных отраслей (растениеводству и животноводству) (таблица
3).
В частности, уровень обеспеченности главными агрономами составляет 80 %, из них имеют высшее профильное 74 %, среднее специальное - 26 %. При этом лица пенсионного возраста составляют 39 %, а до 30 лет - 5 %. Это свидетельствует об отсутствии возможности кадрового замещения.
Аналогичная ситуация ещё более негативного характера сложилась по обеспеченности главными зоотехниками и ветврачами. Например, обеспеченность главными зоотехниками составляет 59 %, а ветврачами - 61 %. При этом высшее профильное образование имеют только 55-56 %, а среднее специальное, соответственно, 35 и 41 %.
Относительно более благополучная ситуация выявлена по обеспеченности главными экономистами и бухгалтерами (соответственно 83 и 97 %). Профильное высшее образование имеют 78 и 61 %, а лица пенсионного возраста составляют 10 % при наличии лиц до 30 лет -до 1 %.
Таблица 3 - Количественный и качественный состав главных специалистов и руководителей
Наименование показателя Главные Руководители подразделений Руководители кадровых служб
агрономы зоотехники ветврачи инженеры экономисты бухгалтеры
Количество штатных единиц 277 196 169 256 229 339 1443 211
Фактически работают, чел. 221 130 103 2258 191 329 1353 185
Уровень обеспеченности, % 80 59 61 8 83 97 94 88
Имеют профильное высшее
образование, % 74 61 55 56 78 61 29 40
Имеют профильное среднее
специальное образование, % 26 35 41 39 21 38 51 54
Не имеют профильного высшего и
среднего специального образования, % - 4 4 5 1 0,3 19 5
Лица в возрасте до 30 лет, % 5 3 10 2 8 2 4 13
Лица пенсионного возраста, % 39 13 6 4 10 10 5 6
Штатные единицы руководителей производственных подразделений и служб управления персоналом обеспечены на 94 и 88 %, но профильное высшее образование имеют только 29 и 40 %.
Основными причинами сложившейся ситуации с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами управления являются сокращение объёмов производства основных видов продукции (в основном отрасли животноводства), снижение эффективности мотивации труда, низкий уровень оплаты труда и несвоевременность ее выплаты, ухудшение инфраструктуры села и др.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования системы работы с высшим руководящим составом управленческого персонала, руководителями и специалистами отраслей и подразделений.
Функционирующие отделы кадров не соответствуют их статусу, так как по существующим нормам отделом может именоваться подразделение аппарата управления, имеющее в составе не менее пяти работников. В настоящее время количество среднегодовых работников, приходящихся на одно хозяйство Курской области, составляет 81 человек. Норма введения должности старшего специалиста по кадрам -свыше 500 человек. В силу этого функции по
управлению персоналом в большинстве организаций области выполняются работниками по совместительству. Работник, осуществляющий функции управления кадрами на предприятиях по совместительству выполняет только официальное фиксирование процедуры и не может быть центром кадровой работы в аспекте методическом, информационном или координирующем. Они структурно разобщены с другими службами и подразделениями управляющих подсистем предприятия, и не способны создать эффективную компетентную систему, обеспечивающую стратегическое развитое персонала предприятия
Таким образом, сельскохозяйственные организации Курской области не имеют полный штатный количественный и должностной состав руководителей и специалистов высшего и среднего профессионального специального образования. Функции управления персоналом выполняются отраслевыми специалистами организаций только на оперативном уровне. Работа с кадрами всех уровней разрушена даже на уровне административных районов и ведется частично только областным комитетом АПК, что для современных условий хозяйствования недостаточно.