Научная статья на тему 'Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга'

Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1052
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаренков Василий Васильевич, Левина Ирина Леонидовна

В статье описывается опыт внедрения в образовательные учреждения системы мониторинга психического здоровья школьников, результаты и проблемы его организации и проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захаренков Василий Васильевич, Левина Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга»

УДК 372.78

Захаренков Василий Васильевич

Доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, директор учреждения РАМН НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, [email protected], Новокузнецк

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, доцент, руководитель лаборатории проблем психического здоровья учреждения РАМН НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, [email protected], Новокузнецк

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО МОНИТОРИНГА

Zaharenkov Vasily Vasilevich

The doctor of medical sciences, the professor, the deserved doctor of the Russian Federation, the director of establishment of the Russian Academy of Medical Science of scientific research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases the Russian Academy of Medical Science, [email protected], Novokuznetsk

Levina Irina Leonidovna

The doctor of medical sciences? the head of laboratory of problems of mental health of establishment of the Russian Academy of Medical Science of scientific research institute of complex problems of hygiene and occupational diseases the Russian Academy ofMedical Science, [email protected], Novokuznetsk

THE CONDITION OF MENTAL HEALTH OF SCHOOLBOYS AND A PROBLEM OF ITS MONITORING

Автоматизированная информационная система социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья субъектов образовательного процесса (АИС СГМ) является подпрограммой муниципальной целевой программы «Образование и здоровье» и представляет собой информационно-аналитическую вертикаль, которая осуществляет сбор, анализ и обмен необходимой информацией о состоянии здоровья субъектов образовательного системы г. Новокузнецка и обеспечивает принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного. Система представлена четырьмя блоками (подсистемами): «Здоровье школьников и педагогических работников», «Условия обучения», «Педагогический мониторинг» и «Психическое здоровье».

Основная цель функционирования подсистемы «Психическое здоровье»

- интегрированная оценка психического развития и психологического состояния обучающихся, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности школьников в образовательном процессе.

90

Подсистема (далее будем называть ее системой комплексной оценки психического здоровья школьников) представлена двумя программными обеспечениями, формирующими на «выходе» оценку психического здоровья обучающихся по двум уровням: индивидуальному и популяционному. Выходная информация первого уровня - индивидуального - предназначена для использования психологами, медицинскими работниками, руководителями образовательных учреждений; второго - популяционного - руководителями отделов образования и науки, здравоохранения и социальной защиты.

Система комплексной оценки психического здоровья (ПЗ) школьников работает в г. Новокузнецке более чем в 70% образовательных учреждений. Внедрение системы в образовательные учреждения началось в 2006-2007 учебном году. В качестве пилотных учреждений были выбраны 20 средних общеобразовательных учреждений всех городских районов. Среди выбранных школ были МОУ различных типов: общеобразовательные школы (№ № 1,4, 8, 26, 79 и др.), гимназии (№ № 46, 73 и др.), школа здоровья (№ 67), санаторная школа-интернат (№ 82). В образовательных учреждениях было установлено программное обеспечение для оценки индивидуального ПЗ, в районных центрах здоровья - для оценки популяционного ПЗ; в качестве головного центра сбора и интеграции информации выступил Кустовой медицинский информационно-аналитический центр (КМИАЦ). В каждой школе обследовались обучающихся двух классов в трех параллелях

- первых, пятых и девятых классах.

Для внедрения системы мониторинга ПЗ в муниципальную систему образования определены ряд задач:

1) определить круг специалистов, ответственных за проведение мониторинга в образовательных учреждениях (психологов, системных администраторов, программистов, педагогов и др.);

2) провести серию обучающих семинаров для специалистов образовательных учреждений и психологов районных центров, ответственных за проведение мониторинга, с целью ознакомления с технологией компьютерной оценки психического состояния и психического развития обучающихся;

3) обеспечить психологов пакетом необходимых диагностических методик и стандартного стимульного материала для проведения обследования;

4) ознакомить родителей обучающихся в пилотных образовательных учреждениях с целями и задачами мониторинга и получить от них письменное информированное согласие на обследование детей;

5) установить каналы получения дополнительной информации о состоянии здоровья детей.

Уровень психического здоровья обследованных оценивался в виде интегрированного показателя - индекса психического здоровья (I). Нами принята единая шкала оценки показателей, согласно которой уровень психического здоровья школьников считается приемлемым, если индекс (I) здоровья

0,95 < I < 1,00; удовлетворительным, если 0,90 < I < 0,95; пониженным, если 0,85 < I < 0,90; низким, если 0,80 < I < 0,85; очень низким, если 0,75 < I < 0,80.

По единой технологии сбора и обработки данных обследовано 2336 учащихся первых, пятых и девятых классов, всего 108 классов. Результаты мониторинга психического здоровья учащихся 20 школ г.Новокузнецка показали его пониженный уровень (1=0,87). Эта цифра сложилась из 6 районных показателей - от низкого в Заводском (0,81) и Новоильинском (0,82) до приемлемого в Куйбышевском. (0,98) и Орджоникидзевском (0,97) районах (рис. 1).

0,4 0,5 0,6 0,7 О) о 00 о 1 1

П Заводской £3 Новоильинский □ Кузнецкий

□ Центральный ЕЗ Орджоникидзевский □ Куйбышевский

□ Г ород

Рисунок I - Интегрированный показатель психического здоровья школьников г. Новокузнецка

Был проведен анализ результатов изучения психического здоровья обучающихся начальной, средней и старшей ступени школы - первых, пятых и девятых классов. Такой методический прием позволил нивелировать выявленную тенденцию неравнозначности показателей в разных районах города и уточнить картину состояния психического здоровья обучающихся. Как видно из таблицы 1, уровень психического здоровья школьников каждого района гораздо ниже - значения индекса психического здоровья во всех обследованных школах ниже очень низкого уровня.

Таблица 1 - Индексы психического здоровья школьников по ступеням обучения

Ступень обучения I группа ПЗ II группа ПЗ III группа ПЗ ІУ группа ПЗ Индекс ПЗ

Начальная 32,58 18,71 18,02 30,68 0,61

Средняя 32,6 21,17 19,14 27,09 0,62

Старшая 38,39 15,13 16,53 29,95 0,6

Полученные результаты потребовали дальнейшей работы, в том числе и дополнительного обследования отдельных школьников и классов. В целом, пилотажное внедрение системы оценки индивидуального и общественного психического здоровья школьников показало высокую ее эффективность в виде технологичности проведения контрольно-оценочных процедур, универсальности получаемых показателей с дифференциацией негативных моментов с выходом на их первопричину.

Однако были зафиксированы и трудности, связанные с осуществлением мониторинга. Так, значительно увеличилась нагрузка педагогов-психоло-гов; возникли организационные трудности в ОУ, связанные с изменением планов работы специалистов; медицинские работники отдельных школ не смогли представить информацию по картам развития детей; некоторые родители отказались заполнять анкеты по здоровью детей. Вызывал замешательство психологов объемный диагностический пакет (более 30 методик); появились сложности в объективной оценке показателей по отдельным критериям (эффективности учебной деятельности, клиническому критерию).

Но самое большое затруднение в осуществлении мониторинга ПЗ заключалось в следующем. Его технология предполагает достаточно высокий уровень профессиональной квалификации школьных психологов. К сожалению, предварительное обучение в виде серии семинаров не было достаточным для создания единого квалификационного уровня диагностической компетентности психологов, которая зависит от общего профессионального стажа, опыта диагностической деятельности, имеющейся материально-технической базы, установки на тщательность проведения диагностических процедур. В связи с этим даже такая универсальная система, как «Мониторинг психического здоровья», не обеспечила исключение заведомо недостоверных результатов диагностики. Кроме того, качество проведения диагностических процедур, достоверность и оперативность получаемой информации в значительной степени определяется мотивированностью специалистов школ и районных центров здоровья на данный вид деятельности. Осуществляемая работа, проводимая сверх функциональных обязанностей школьных психологов, должна иметь систему материального и морального стимулирования и требует, соответственно, дополнительного финансирования.

Таким образом, все трудности можно было объединить в несколько групп: организационные, методические, технические, финансовые, психологические, каждая из которых требует своего решения.

Результаты пилотажного исследования обсуждались на методических объединениях, научно-методических советах, заседаниях городского координационного психолого-валеологического совета, научно-практических конференциях. Директорам ОУ было поручено выделить и назначить приказом ответственных лиц за сбор и достоверность исходных данных по блоку «Психическое здоровье».

В последующие годы количество общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка, в которые внедрялась система мониторинга психического здоровья обучающихся, увеличилось (данные представлены на рис. 2).

2007-2008 уч. год

- 4556 обучающихся

-- 198 классов

- 38 МОУ

ооучающихся 271 класс 61 МОУ

2006-2007 уч. год

2336

обучающихся 106 классов

- 20 МОУ

Рисунок 2 - Динамика числа обследованных школьников, классов и образовательных учреждений в системе мониторинга ПЗ за ряд лет

За три учебных года обследовано более 13500 обучающихся первых, пятых и девятых 575 классных коллективов 62 МОУ. Результаты подтвердили ранее полученные низкие показатели психического здоровья детско-под-росткового населения (1=0,65) и несоответствие реальных данных модельным значениям (рис. 3).

III группа ПЗ

♦ 2006-2007 уч.год

2007-2008 уч.год

«=п=й[шаяа2008-2009

“ Модель

Рисунок 3 - Соотношение модельного и реального значений показателей ПЗ

I группа ПЗ

У группа ПЗ

II группа ПЗ

Анализ показателей уровня ПЗ обучающихся начальной, средней и старшей ступени школы указывает на преобладание низких значений у младших школьников (рис. 4).

Начальное звено_______Среднее звено_______Старшее звено

I □ I группа ПЗ □ II группа ПЗ □ III группа ПЗ □ 1У группа ПЗ

Рисунок 4 - Распределение обследованных школьников по группам ПЗ (по данным 2007-2008 уч. года)

Таким образом, результаты трехлетнего мониторинга свидетельствуют о низком уровне психического здоровья обучающихся - более 60% детей и подростков нуждаются в психологическом сопровождении, а каждый четвертый школьник без помощи психолога не сможет освоить школьную программу.

Одним из достоинств системы «Мониторинг психического здоровья» является создание персонифицированного информационного банка данных о состоянии психического здоровья каждого обследованного школьника. У психолога, работающего с программно-диагностическим комплексом в конкретной школе, есть информация о всех обследованных детях, независимо от даты обследования. Эта информация представлена в электронном виде в табличном формате (таб. 2). Напротив фамилии обследованного указаны количество баллов по каждому критерию и группа ПЗ, которая установлена у данного школьника. Жирным шрифтом выделены те значения, которые превышают нормативные. Данная информация может служить основанием для прогноза успешности учебной деятельности обучающихся, выяснения причин и источников школьных трудностей и оказания адресного психоло-го-педагогического воздействия.

Как свидетельствует таблица 2, в данном классе из пяти критериев «сработали» (указали на неблагополучие) три: психологический, клинический и критерий биологической предрасположенности. Такая же картина характерна для большинства обследованных классов (рис. 5). На диаграмме стрелками указаны уровни, с которых начинает «работать» соответствующий критерий.

о

С\

24 23 22 к> 20 40 ОО ^3 С4 1У1 £ оо Ю - О ЧО оо —3 о\ <^1 4^ оо ю - № п/п

Ш. К. Е В О О С. н. р. ф. П. ю. 0. В. к. л. К. 3. И. с. 3. м. Е. К. 3=1 > г° 34 X г. с. Г. А. г. в. г. д. V и А. К. А. Е. ■у -у Ф. И.

^-0 1—* оо 91 8,2 0° оо о с* <1 и) <1 Ъ\ „-4 оо 7,6 оо 7,7 оо оо <1 00 „-0 ю О0 <1 04 8,6 N0 -4 „-4 ^~-4 оо Возраст

ко Н-* -о о и) о К) 04 к» 1—* о ю ОО чо о о К) 1—» 1—» ОО - 4^. 4^ Психологический Критерии

ю о-* 4^. ю и) 04 к> - оо о ю ОО О0 ОО ю К) к> к> 4^ о Эффективности учебной деятельности

- о К) о - о - - о о ОО о О N0 о - оо о к> о ю - - О Социально-психологи- ческий

оо о 04 о о оо к> оо 1/1 и» и» о О0 оо 1—* о к> о ы о оо ОО о О Биологической предрасположенности

- -и - 04 о - ю - и» Ь-» оо 4^ о оо ко - оо оо - оо К) (Л (О ю Клинический

К) 4^ - -и - - К) ю 4^ •и 4- 4^ - 4- оо оо 4^> оо оо ОО ю 4^. - - Группа ПЗ

Таблица 2 - Критерии и группа ПЗ учащихся № № класса № № школы

Старшее

Среднее

Начальное

□ психологический

□ социально-психологический Ш клинический

■ эффективность учебной деятельности □ биологической предрасположенности

Рисунок 5 - Среднее значение каждого критерия и его «работающий» уровень

По психологическому критерию чаще других определяются высокие показатели тревожности, признаки неблагоприятного психоэмоционального состояния (неуверенности, угнетенности, подавленности, напряжения), реже - низкие показатели умственной работоспособности, еще реже - низкого интеллектуального развития.

Критерии биологической предрасположенности позволяет выявить ин-дивидуально-психологические особенности, обусловленные конституционально-биологическими, экзогенно-органическими, соматическими и со-циально-психологическими факторами и/или их сочетаниями. Среди последних распространенными являются осложнения беременности и родов, недоношенность, особенности развития психомоторной сферы, неблагополучие в семье.

Клинический критерий свидетельствует о распространенности среди обучающихся астенического синдрома в виде выраженного чувства усталости после занятий, частых головных болей, слабости, головокружений. Нередко диагностируется синдром дефицита внимания с гиперактивностью в виде ослабления произвольного внимания, импульсивности, двигательной расторможенности. Если выявляются специфические нарушения учебных навыков (дислексия, дизграфия, дизкалькулия), то, как правило, они сопровождаются снижением эффективности учебной деятельности.

Трехлетний опыт внедрения в муниципальную систему образования г. Новокузнецка автоматизированной системы оценки, контроля и прогноза уровня психического здоровья обучающихся, осуществляемой в рамках со-циально-гигиенического мониторинга здоровья участников образовательного процесса, позволил выявить ряд организационных, методических и психологических проблем.

022353235353532353235323905353234823532348239023489123532348

Во-первых, учитывая сложную, многокомпонентную структуру системы «Мониторинг психического здоровья», большую информативную значимость всех показателей и критериев здоровья, при работе с системой требуется тщательная предварительная психологическая диагностика каждого обследуемого школьника и тесное взаимодействие психологов с классными руководителями, родителями, социальными педагогами, медицинскими работниками и руководством школы для получения необходимых дополнительных данных. Игнорирование отдельных показателей, некачественное выполнение диагностических процедур, недополучение данных от родителей и сотрудников образовательного учреждения приводит к тому, что расчетные значения «на выходе» в значительной степени отклоняются от нормативных значений. Так, в некоторых образовательных учреждениях получены данные о состоянии ПЗ, свидетельствующие о преобладании детей с абсолютным психическим здоровьем, т. е. к I группе психического здоровья отнесены 60-100% обследованных.

Доля вероятности этого в реальности есть, но, как показывает практика и десятилетний опыт работы разработчиков системы «Мониторинг психического здоровья», причиной такого положения дел скорее являются ошибки при получении и введении в базу некоторых диагностических данных.

Во-вторых, мониторинг психического здоровья, показавший свою эффективность, являясь частью программы «Образование и здоровье», будет внедрен во все общеобразовательные учреждения города. Это позволит создать уникальную, не имеющую аналогов в Российской Федерации, персонифицированную базу данных о состоянии психического здоровья каждого школьника г. Новокузнецка, но требует профессионализма от всех исполнителей, ограничения доступа к базам данных в виде определенного круга лиц, корректного использования полученной информации.

В-третьих, результаты мониторинга, свидетельствуя о низком уровне психического здоровья детско-подросткового населения, требуют разработки и последующего внедрения обучающих, развивающих, коррекционных программ в виде системы мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики, цель которой - целенаправленное и комплексное воздействие для повышения адаптационных возможностей, улучшения психологического состояния и укрепления психического здоровья обучающихся.

Таким образом, использование единой технологии сбора и обработки информации по психологическому состоянию и психическому развитию обучающихся в виде системы «Мониторинг психического здоровья» создает совершенно новые подходы к оценке индивидуального и популяционного психического здоровья детей и подростков, на основании чего можно строить и универсальные технологии его коррекции. Полученные в ходе осуществления мониторинга результаты мониторинга и проблемы его внедрения необходимо выносить на широкое обсуждение специалистов, депутатского корпуса и общественности для привлечения внимания и осуществления повсеместной помощи обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.