Л.Н. Молчанова
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Изучение состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез.
Ключевые слова: состояние психического выгорания; профессиональная успешность; предметные и субъективные условия деятельности; этапы длительности профессиональной деятельности.
Изучение проблемы состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимают педагоги [1-3]. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и педагогов, такие как гуманистическая направленность, высокий уровень рефлексии, общение как главный «инструмент» воздействия, высокий уровень самоконтроля и другие рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания, что создает риск возникновения состояния психического выгорания [1-3]. Следует отметить, что в настоящее время проблема изучения возникновения и генеза состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности является неразработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.
Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [4, 5].
Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах Курского института социального образования (филиал РГСУ), Курского государственного университета были обследованы 88 педагогов указанных структур в возрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 14,31+11,05 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом профессиональной успешности, под которой понимаем достижение определенного должностного статуса в профессии [6]. При этом были выделены группы из 29 преподавателей, 16 старших преподавателей, 27 доцентов и 16 профессоров.
Изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В.В. Бойко [7], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ ЗТАШТГСА 6,0.
В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных соотносимости выраженности его фаз с длительностью профессиональной деятельности представлены неоднозначные результаты: в одних исследованиях указана соотносимость нарастания его
выраженности и длительности профессиональной деятельности [4, 8], в других - отсутствие какой-либо соотносимости [9, 10]. В исследованиях генеза профессиональной деятельности представлена его специфика с учетом длительности её этапов [11]. В связи с этим в исследовании реализовано изучение и этого аспекта.
В качестве теоретико-методологического основания исследования состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности использовали теорию В. Д. Шадрикова [12] о функциональной психологической системе деятельности, согласно которой совокупность её дифференцирующих предметных и субъективных условий рассматривали как профиль.
Дифференцирующими особенностями профиля профессиональной деятельности старших преподавателей, в сравнении с преподавателями, являются: организация и проведение учебной, воспитательной и учебно-методической работы по всем видам учебных занятий; осуществление контроля качества проводимых преподавателями учебных занятий; разработка рабочих учебных программы по преподаваемым дисциплинам; комплектация и разработка методических материалов учебно-методического комплекса; оказание методической помощи преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. К числу отличительных особенностей профиля деятельности доцентов, в сравнении со старшими преподавателями, относят: контроль учебной, воспитательной и учебнометодической работы; руководство, контроль деятельности студенческого научного кружка кафедры; организация, руководство и проведение научноисследовательской работы кафедры; самостоятельный выбор педагогически оправданных методов и средств обучения; посещение учебных занятий, экзаменов и зачетов, проводимых преподавателями кафедры, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
Субъективными и предметными условиями деятельности профессоров, в сравнении с доцентами, выступают: руководство написанием учебных программ, учебников, учебно-методических пособий и других материалов учебно-методического комплекса и подготовка их к изданию; контроль методического обеспечения всех дисциплин; участие в работе вы-
борных органов или структурных подразделений университета по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета), ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
Попарный сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности указал на наличие следующих общих и специфических тенденций (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Значения средних тенденций показателей состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<и,ф)
Наименование фазы
Должность Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»
Хс„± 5 Качественный Хс„± 5 Качественный Хс„± 5 Качественный
Преподаватель 62,17± 11,32 Сформирована 74,41± 16,03 Сформирована 61,87± 14,53 Сформирована
Старший преподаватель 36,56± 5,82 Не сформирована 72,25± 14,58 Сформирована 48,06± 10,22 В стадии формирования
Доцент 57,89± 20,13 В стадии формирования 72,48± 16,79 Сформирована 56,67± 19,13 В стадии формирования
Профессор 42,06± 9,57 В стадии формирования 69,63± 16,12 Сформирована 52,69± 14,14 В стадии формирования
1. У всех педагогов высшей школы только фаза «рези-стенция» достигла уровня сформированности; в парах «преподаватели» - «старшие преподаватели» только у преподавателей вузов все три фазы состояния психического выгорания достигли уровня сформированости; средние значения фазы «истощения», в отличие от фазы «напряжение», достигли уровня регистрируемых значений; у преподавателей выявлены самые высокие значения состояния психического выгорания, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазах «напряжение» (иэмп = 10,0 при р = 0,000) и «истощение» (иэмп = 98,5 при р = 0,002).
2. В парах «старшие преподаватели» - «доценты» и у старших преподавателей, и у доцентов средние значения фазы «резистенция» достигли уровня сформированности, фазы «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений; у старших преподавателей в отличие от доцентов незарегистрированы средние значения фазы «напряжения»; у доцентов обнаружены самые высокие значения всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазе «напряжение» (иэмп = 80,0 при р = 0,001), что свидетельствует о более выраженной у них напряженности.
3. В парах «доценты» - «профессора» у доцентов и профессоров фазы «напряжения» и «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений, а фаза «резистенция» - стадии сформированности.
У доцентов установлены самые высокие средние значения показателей всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности фазы «напряжение» (иэмп = 74,0 при р = 0,0003), что свидетельствует о более выраженной напряженности.
Результаты изучения генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции (см. табл. 2-5).
1. Наличие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» состояния психического выгорания у старших преподавателей высшей школы с длительностью профессиональной деятельности до 5 и свыше 10 лет, у преподавателей и доцентов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, свидетельствует о несоот-носимости соответствующих этапов длительности их профессиональной деятельности с его фазами и проецировании её профиля на генез (см. табл. 2-5). Отсутствие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам состояния психического выгорания у профессоров высшей школы свидетельствует о проецировании только длительности профессиональной деятельности (см. табл. 5).
Т а б л и ц а 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания преподавателей высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)
Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
.№п/п Хср± 5 Качествен- ный Хср± 5 Качествен- ный Хср± 5 Качествен- ный Иэмп Р Иэмп Р
1 До 5 лет - 1-й 69,07± 9,85 Сформиро- вана 80,21± 14,50 Сформиро- вана 66,71 ±11,64 Сформиро- вана 53,5* 0,041 44,0* 0,013
2 От 5 до 10 лет - 2- й 53,75± 7,32 В стадии формирования 65,63± 16,62 Сформиро- вана 54,50 ±15,80 В стадии формирования - - - -
3 Свыше 10 лет - 3-й 58,00± 9,97 В стадии формирования 72,86± 15,41 Сформиро- вана 60,57 ±16,46 Сформиро- вана - - - -
и-критерий Манна-Уитни 7 Иэмп 9,5* 27,0*
р 0,001 0,048
Иэмп - -
т 1- р - -
* Значимость различий.
Т а б л и ц а 3
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания старших преподавателей высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)
№ п/п Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп Р
1 До 5 лет -1-й 40,50 ±2,59 В стадии формирования 75,00 ±15,84 Сформирована 50,50 ±12,68 В стадии формирования 0,00* 0,004 4,0* 0,025
2 От 5 до 10 лет - 2-й 34,50 ±4,04 Не сформирована 62,00 ±18,24 Сформирована 40,25 ±10,87 В стадии формирования - - - -
3 Свыше 10 лет - 3- й 34,00 ±7,43 Не сформирована 76,33 ±8,62 Сформирована 50,83 ±4,07 В стадии формирования 0,0* 0,004 0,0* 0,004
и-критерий Манна-Уитни Иэмп 1,5* - -
2- 1- р 0,024 - -
* Значимость различий.
Т а б л и ц а 4
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания доцентов
высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)
№ Этап дли- Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
п/п тельности Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп р
1 До 5 лет -1-й 55,0 ±0,00 В стадии формирования 76,50 ±21,92 Сформирована 52,0 ±5,66 В стадии формирования - -
2 От 5 до 10 лет - 2-й 65,25 ±10,32 Сформирована 84,38 ±11,51 Сформирована 65,25 ±19,17 Сформирована 8,0* 0,011 9,5* 0,018
3 Свыше 10 лет - 3- й 54,76 ±23,95 В стадии формирования 66,41 ±16,07 Сформирована 53,18 ±19,48 В стадии формирования - - - -
И-критерий Манна-Уитни Иэмп - 26,5* -
3 - 2 р - 0,016 -
* Значимость различий.
Т а б л и ц а 5
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания профессоров высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)
№п/п Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)
Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп р
1 До 5 лет -1-й 39,50 ±0,71 В стадии формирования 77,50 ±17,68 Сформирована 55,00 ±7,07 В стадии формирования - - - -
2 От 5 до 10 лет - 2-й 42,50 ±2,12 В стадии формирования 76,00 ±1,41 Сформирована 52,50 ±0,70 В стадии формирования - - - -
3 Свыше 10 лет - 3-й 42,42 ±11,09 В стадии формирования 67,25 ±17,34 Сформирована 52,33 ±16,34 В стадии формирования 9,5* 0,0003 - -
* Значимость различий.
2. Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности наблюдается в последовательности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями. У преподавателей и доцентов высшей школы в зависимости от длительности профессиональной деятельности наблюдается следующий порядок формирования фаз состояния психического выгорания: «истощение» - «напряжение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (см. табл. 2, 4).
Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание наступает, минуя фазу «напряжение», что свидетельствует о его дискретности. У старших преподавателей и профессоров высшей школы, в отличие от преподавателей и доцен-
тов, генез состояния психического выгорания представлен следующей последовательностью фаз: «напряжение» - «истощение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (см. табл. 3, 5). Следовательно, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание связаны с напряженными условиями и содержанием их профессиональной деятельности.
3. У всех преподавателей высшей школы уже на ранних этапах профессионального становления наблюдается формирование всех трех фаз состояния психического выгорания, причем пик его развития, за исключением доцентов, приходится на этап длительностью до 5 лет (ИОВ = 215,99; ИОВ = 166,0; ИОВ = = 172,0 соответственно), а у доцентов - от 5 до 10 лет (ИОВ = 214,88).
4. Кроме того, динамика фаз состояния психического выгорания преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности представлена раз-нонаправленностью (см. табл. 2-5). Так, у преподавателей и старших преподавателей высшей школы выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности до 5 лет наблюдается нарастание средних значений показателей всех фаз состояния психического выгорания, причем у старших преподавателей, в отличие от преподавателей, у которых все три фазы достигают уровня сформированно-сти, только фаза «резистенция» соответствует этому уровню, а средние значения показателей фаз «напряжение» и «истощение» находятся в пределах диагно-стируемости. От 5 до 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, наблюдается уменьшение средних значений показателей по всем трем фазам, причем резкое уменьшение до уровня нерегистрируе-мых значений характерно для фазы «напряжение», о чем свидетельствует выявленная статистическая достоверность различий (иэмп = 1,5 при р = 0,024) (см. табл. 3), что можно объяснить временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью его досуговыми видами и бытовыми заботами, а также на фазе «резистенция» в пределах уровня сформированное™, в отличие от преподавателей, у которых отмечается резкое уменьшение (иэмп = 27,0 при р = 0,048), на фазе «истощение» - до уровня диагностируемых значений (см. табл. 2); при увеличении длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, на фазах «резистенция» и «истощение» отмечается некоторое увеличение средних значений показателей, однако в пределах уровня сформированности и диагностируемых значений. Однако, в отличие от преподавателей, у которых наблюдается увеличение средних значений фазы «напряжение» в пределах уровня диагностируемых значений, у старших преподавателей в пределах нерегистрируемых значений отмечается их некоторое уменьшение; у преподавателей, в отличие от старших преподавателей, на протяжении всех этапов профессионального становления происходит резкое изменение фазы «напряжение», о чем свидетельствует обнаруженная статистическая достоверность различий (иэмп = 9,5 при р = 0,001; иэмп = 20,0 при р = 0,030 соответственно) (см. табл. 2).
5. У доцентов, в отличие от преподавателей, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений показателей по всем трем фазам до уровня сформированности; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет обнаружено уменьшение средних значений показателей всех фаз, которое носит скачкообразный характер на фазе «резистенция» (иэмп = 26,5 при р = 0,016), а на фазах «напряжение» и «истощение» - до уровня диагностируемых значений (см. табл. 4).
6. У профессоров, в сравнении с доцентами, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений
показателей фазы «напряжение»; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет отмечается уменьшение средних значений показателей всех фаз; однако у профессоров с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, в отличие от доцентов, зафиксировано некоторое уменьшение средних значений фаз «резистенция» и «истощение», причем изменения средних значений показателей всех трех фаз на всех этапах длительности профессиональной деятельности происходят в пределах уровня сформированности и регистрируемых значений, поэтому носят постепенный характер, о чем свидетельствует отсутствие статистической достоверности различий в уровнях их выраженности (см. табл. 5).
7. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности и этапов длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях их выраженности в следующих парах: «преподаватели» - «старшие преподаватели»: у специалистов с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет на фазах «напряжение» (иэмп = 0,0 при р = 0,001) и «истощение» (иэмп = 12,0 при р = 0,013), у специалистов с длительностью свыше 5 и свыше 10 лет - на фазе «напряжение» (иэмп = 10,0* при р = 0,006; иэмп = 0,0* при р = 0,003 соответственно); «старшие преподаватели» - «доценты»: у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности не превышала 5 лет, - только на фазе «напряжение» (иэмп = 0,0 при р = 0,043), у специалистов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет - на всех фазах состояния психического выгорания (иэмп = 0,0 при р = 0,006; иэмп = 3,5 при р = 0,033; иэмп = 4,0 при р = 0,042 соответственно); «доценты» - «профессора»: только на фазе «напряжение» у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет (иэмп = 0,0* при р = 0,034) и свыше 10 лет (иэмп = 54,0* при р = 0,033).
Полученные результаты свидетельствуют о специфическом проецировании профиля профессиональной деятельности преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности на генез состояния психического выгорания, которое проявляется в асинхронной динамике всех трех его фаз у старших преподавателей и доцентов со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, причем более выраженной у доцентов, а также в асинхронной напряженности, более выраженной на всех этапах профессионального развития у преподавателей, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов, чья длительность профессиональной деятельности не превысила 10 лет, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет, чем у профессоров. Кроме того, у молодых преподавателей в сравнении со старшими преподавателями наблюдается значимое высокое асинхронное истощение психоэмоциональных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримова А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей: Дис. ... канд.
психол. наук. Казань, 2003. 173 с.
2. Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал.
2009. Т. 30, № 3. С. 84-95.
3. Серегина И.И., Щербин Л.И. «Психологическое выгорание» преподавателей вуза: причины и последствия // Проблемы исследования син-
дрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск: КГУ, 2007. С. 140-143.
4. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
5. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Admini-
stration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 150-151.
7. БойкоВ.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
8. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы
исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск: КГУ, 2007. С. 100-102.
9. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: Joyrnal of Human Behavior.
1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.
10. DietzelL.C., CourseyR.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21
(4). P. 340-348.
11. Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. Москва; Ярославль: Ин-т психол. РАН, 2001. С. 42-64.
12. ШадриковВ.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 февраля 2011 г.