УДК 159.942:613.62
ПРОФИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет E-mail: [email protected]
Изучение состояния психического выгорания городских и сельских учителей с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез. Ключевые слова: состояние психического выгорания, внутри-профессиональная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности.
Structure of Activity and Condition of Mental Burning Out at Teachers of City and Rural Comprehensive Schools
L. N. Molchanova
Studying of a condition of mental burning out of city and rural teachers with use of the theory about functional psychological system of activity as methodological basis allows to reveal specific displaying of a structure of professional work (its objective and subjective conditions) on its occurrence and genesis.
Key words: condition of mental burning out, inter-professional differentiation, objective and subjective conditions of activity, stages of duration of professional work.
В настоящее время исследовательский интерес к проблеме психического выгорания как профессионально-деятельностно детерминированного состояния реализуется в контексте его взаимосвязи с профессиями «помогающего» типа1. Особое место среди представителей профессий «помогающего» типа занимают учителя. Среди общих психологических особенностей деятельности представителей этих профессий выделяют: гуманистическую направленность, личную и социальную ответственность, высокий уровень рефлексии, эмпатийность, общение как главный «инструмент» воздействия, высокий уровень самоконтроля, эмоциональную насыщенность межличностных контактов и др.2.
Теоретико-методологическим основанием исследования состояния психического выгорания у учителей с учетом критерия внутрипрофессиональной дифференциации выступила теория В. Д. Шадрикова о функциональной психологической системе деятельности, одним из блоков которой является информационная основа как совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности3.
Эти условия деятельности учителей с учетом типа населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, мы будем рассматривать как профиль (табл. 1).
Профиль профессиональной деятельности учителя создает условия для риска возникновения психического выгорания4. Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений5.
В исследованиях психического выгорания, посвященных детерминационным аспектам, в частности, его соотношению с длительностью профессиональной деятельности наблюдаются противоречивые результаты, а именно — в одних указывается на зависимость нарастания выгорания от длительности профессиональной деятельности6, в других -на отсутствие такой зависмости7. Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности про-
© Молчанова Ë. П., 2011
Таблица 1
Профиль деятельности учителей городских и сельских общеобразовательных школ
Профессиональная подгруппа Предметные условия Субъективные условия
Учителя городских школ Ра бота с одновозрастным многочисленным контингентом учащихся Загруженность общественной работой Необходимость домашней работы по проверке письменных заданий учеников и подготовки к занятиям, осуществляемой во внерабочее время, зачастую в ущерб семейным и личным делам и отдыху Рефлексирование содержание предмета деятельности является постоянным и интенсивным Частое, продолжительное и интенсивное общение с различными социальными группами: учащимися, родителями и администрацией школы
Учителя сельских школ Ра бота с разновозрастным контингентом учащихся Необходимость осваивать новые курсы дисциплин Необходимость длительной одновременной фиксации внимания на нескольких объектах: плане урока, собственной рефлексии, поведении разновозрастных учащихся
фессиональной деятельности на возникновение и генез психического выгорания.
В настоящее время проблема проецирования внутрипрофессиональных различий на возникновение и генез психического выгорания учителей является малоизученной. Учителя сельских школ, по сравнению с учителями городских, более удовлетворены стилем руководства и социально-психологическим климатом в коллективе, что определяет более низкие показатели психического выго-
8 п
рания . В связи с этим целью исследования явилось изучение генеза состояния психического выгорания у учителей в контексте профиля профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели на базах Курского института социального образования (филиала Российского государственного социального университета), Курского государственного университета, а также общеобразовательных школ г. Курска и Курской области были обследованы учителя (166 человек) в возрасте от 22-х до 70-ти лет: из них 63 — городских общеобразовательных школ, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 17,41 ± 7,43 лет, и 103 — сельских общеобразовательных школ со средним стажем 21,08 ± 9,52 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась по типу населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, с учетом длительности их профессиональной деятельности. При этом были выделены группы учителей городских и сельских общеобразователь-
ных школ с различными этапами длительности профессиональной деятельности: до 5-ти лет, от 5-ти до 10-ти лет и свыше 10-ти лет.
В соответствии с поставленной целью исследование осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В. В. Бойко, позволяющей выявить степень выраженности показателей на основных его фазах: «напряжение», «ре-зистенция» и «истощение». В качестве основных математических методов статистической обработки использовались методы общей и сравнительной статистики. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ <^ТАТКТ1КА 6,0».
Анализ средних значений показателей психического выгорания свидетельствует, что у учителей городских общеобразовательных школ среднее значение на фазе «напряжение» составило X = 39,09 ± 14,29, на «рези-
стенции» - X = 47,63 ± 18,09, X = 38,82 ± 16,21 отмечалось на «истощении». У учителей сельских общеобразовательных школ отмечалось среднее значение фазы «напряжение»,
равное X =41,24 ± 24,10, «резистенции» -
X = 56,32 ± 21,04 и «истощения» - X = = 40,22 ± 21,05. Сравнительный анализ средних значений в этих профессиональных группах на всех фазах продемонстрировал умеренный уровень выраженности, самые высокие значения у учителей сельских обще-
образовательных школ. Существует значимость различий в уровнях их выраженности (на фазе «напряжение»: иэмп=2511,5 при р=0,015; на фазе «резистенция»: иэмп =1709,5 при р = 0,000; на фазе «истощение»: иэмп = = 2429,5 при р = 0,007). Таким образом, субъективные и предметные условия профессиональной деятельности учителей городских и
сельских общеобразовательных школ специфично проецируются на возникновение психического выгорания.
Результаты изучения генеза психическо-г о выгорания у учителей городских и сельских общеобразовательных школ продемонстрировали общие и специфические тенденции (табл. 2, 3).
Таблица 2
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей психического выгорания учителей городских общеобразовательных школ
Этапы длительности Фазы Напряжение— резистенция Резистенция— истощение
«напряжение» «резистенция» «истощение»
Хср.± 8 Качественный Хср.± 8 Качественный Хср.± 8 Качественный иэмп р иэмп р
До 5-ти лет 38,50±6,40 В стадии формирования 53,00±28,20 В стадии формирования 38,75±18,70 В стадии формирования 0,00 0,019 0,00 0,049
От 5-ти до 10-ти лет 47,75± 1 4 , 7 3 В стадии формирования 61,38±15,66 Сформирована 43,13±11,92 В стадии формирования 62,0 0,013 55,5 0,006
Свыше 10-ти лет 39,38±1 4,1 3 В стадии формирования. 36,71±16,31 Не сформирована 40,48±18,20 В стадии формирования - - - -
Примечание. и — критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп < икр.
Таблица 3
Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей психического выгорания учителей сельских общеобразовательных школ
Этапы длительности Фазы Напряжение— резистенция Резистенция— истощение
«напряжение» «резистенция» «истощение»
Хср.± 8 Качественный Хср.± 8 Качественный Хср.± 8 Качественный иэмп р иэмп р
До 5-ти лет 32,75±27,55 Не сформирована 50,75±28,69 В стадии формирования 36,00±21,43 Не сформирована - - - -
От 5-ти до 10-ти лет 46,86±23 ,3 8 В стадии формирования 69,29±24,15 Сформирована 48,00±27,24 В стадии формирования 4,0 0,047 2,0 0,028
Свыше 10-ти лет 4 1 , 0 8± 24,22 В стадии формирования. 55,72±20,46 В стадии формирования 39,83±20,63 В стадии формирования 2839,0 0,000 2539,0 0,000
Примечание. и — критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп < ик
Существуют значимые различия между показателями фаз «напряжение» и «рези-стенция», «резистенция» и «истощение» психического выгорания у учителей городских общеобразовательных школ с длительностью профессиональной деятельности до
10 лет, а также у учителей сельских общеобразовательных школ, длительность профессиональной деятельности которых составила свыше 5 лет. Это свидетельствует о том, что фазы выгорания не соотносятся с соответствующими этапами длительности профессио-
нальной деятельности и не проецируются на генез психического выгорания (см. табл. 2, 3).
Неравномерный характер развития психического выгорания у учителей городских и сельских школ выражается в последовательности и направленности изменения его фаз и имеет как общие, так и специфические особенности. У учителей сельских школ в зависимости от длительности профессиональной деятельности наблюдается следующий порядок формирования фаз психического выгорания: первой возникает «резистенция» у тех, кто проработал до 5-ти лет. Затем формируется «напряжение» и «истощение» у учителей, которые трудились от 5-ти до 10-ти лет (см. табл. 3). Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание связаны с психотравмирую-щими обстоятельствами их профессиональной деятельности, что свидетельствует о последовательном характере его генеза. Три фазы состояния психического выгорания у сельских учителей диагностируются, когда они проработали свыше 5-ти лет. Таким образом, пятилетний период их профессионального становления характеризуется адаптацией к предметным и субъективным условиям деятельности и усилением сопротивления ее психотравмирующим обстоятельствам. У учителей городских школ, в отличие от сельских, генез психического выгорания следующий: «напряжение» — «истощение» — «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5-ти лет. Как и у сельских учителей, у городских истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание связано с эмоциогенными условиями деятельности. В отличие от сельских учителей, у учителей в городе формирование трех фаз состояния психического выгорания наблюдается уже на ранних этапах профессионального становления, а пик приходится на период работы от 5-ти до 10-ти лет. На этом же этапе профессиональной деятельности наблюдается полная сформи-рованность фазы «резистенция» (см. табл. 2).
Динамика фаз психического выгорания у учителей обеих групп однонаправлена (см. табл. 2, 3). Так, с увеличением длительности
профессиональной деятельности и у городских учителей, и у сельских (проработавших от 5-ти до 10-ти лет) наблюдается нарастание средних значений, а у специалистов, проработавших свыше 10-ти лет, происходит уменьшение средних значений всех фаз. Специфика генеза психического выгорания у учителей заключается и в характере протекания фазы «резистенция»: в обеих группах у тех, кто проработал до 10-ти лет, отмечается увеличение средних значений данной фазы, свидетельствующее о постепенном усилении сопротивления, проявляющемся в экономии эмоций, зависимости эффективности общения с учениками от настроения и субъективного к ним отношения, появлении негативных установок по отношению к школьникам и выполнению профессиональных обязанностей. У учителей, проработавших свыше 10-ти лет, средние значения этой фазы уменьшаются (см. табл. 2, 3). У городских учителей, длительность профессиональной деятельности которых составила от 5-ти до 10-ти лет, на фоне усиления психоэмоционального напряжения и затрат энергетических ресурсов отмечается значимое уменьшение сопротивления стрессогенным особенностям педагогической деятельности, что указывает на скачкообразный характер его генеза (Ц,мп = 139,0 при р = 0,000). Такое уменьшение значений фазы «резистенция» до уровня нерегистрируемых на данном этапе профессионального становлении можно объяснить некоторым принятием профессии, переоценкой профессиональных ценностей и своего к ним отношения, временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью его досуговыми видами и бытовыми заботами (см. табл. 2). Кроме того, отсутствие статистически значимых различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания на фазах «напряжение» и «истощение» у городских и сельских учителей на протяжении всех этапов профессионализации свидетельствует о стабилизации этого уровня (см. табл. 2, 3).
Сравнительный анализ средних значений показателей психического выгорания у городских и сельских учителей с учетом длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях выраженности показателей фазы «истощение» на всех этапах профессионального становления (Ц,мп = 1470,0 при р = 0,046; ^мп=655,0 при р = 0,000; Ц,™= = 1351,0 при р = 0,009). Это свидетельствуют о специфическом проецировании субъективных и предметных условий профессиональной деятельности на генез психического выгорания, которое проявляется в асинхронном истощении психоэмоциональных ресурсов: такой процесс наблюдается у городских учителей со стажем работы до 5-ти лет и свыше 10-ти лет, а у сельских учителей с длительностью профессиональной деятельности от 5-ти до 10-ти лет.
Изучение генеза психического выгорания у учителей городских и сельских школ позволило сформулировать следующие выводы:
отсутствие прямого совпадения фаз психического выгорания со всеми этапами профессиональной деятельности свидетельствует о том, что не следует прямо соотносить его генез с этими этапами;
генез фаз психического выгорания с учетом этапов профессиональной деятельности носит неравномерный характер, выражающийся в последовательности и направленности изменения этих фаз. У учителей и сельских, и городских школ истощение психоэнергетических ресурсов, а следовательно, и психическое выгорание связаны с эмоцио-генными условиями и содержанием профессиональной деятельности, что указывает на поступательный характер его генеза. Самые высокие значения психического выгорания
зарегистрированы у тех, кто проработал от 5-ти до 10-ти лет, однако выгорают быстрее всего «молодые» учителя городских общеобразовательных школ;
профиль профессиональной деятельности специфично проецируется на генез психического выгорания, проявляясь в асинхронном истощении психоэмоциональных ресурсов.
Примечания
1 См. : Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999 ; Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005 ; Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95.
2 См. : Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
3 См. : Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
4 См. : Курапова И. А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психол. журн. 2009. Т. 30, № 3. С. 84-95 ; Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2001.
5 См. : Maslach C., Jackson S. E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // J. of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.
6 См. : Лукьянов В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного. Курск, 2007. С.100-102.
7 См. : Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology : J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22-26 ; Dietzel L. С., Coursey R. D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21(4). P. 340-348.
8 См. : Коновальчук А. Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009.