Уразалиева // Логика, методология, философия науки: материалы XI Международной конф. - М. ; Обнинск, 1995. -URL: http// tovievich.ru>book/3/126/1.htm. (дата обращения: 31.01.12)
3. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал.
- 2001. - № 1. - С. 16 - 24.
4. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М., 1972.
5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Мах-мутов. - М., 1975.
6. Машарова, Т.В. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной образовательной среде: на примере учреждений сред. проф. Образования / Т.В. Машарова. - Екатеринбург, 2002.
7. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь.
- М.,1968.
8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М., 1999.
УДК 37.013.42
О.В. Тичинская
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.М. Бидюк
СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УКРАИНЫ
В статье рассматривается состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере школьного консультирования в высших учебных заведениях Украины. Автор раскрывает понятие «социальный педагог» и выделяет его основные функции в учебных заведениях, а также характеризует уровни профессиональной подготовки кадров для социальной сферы в настоящее время в Украине.
Профессиональная подготовка, социальный педагог, функции социального педагога, социальная сфера.
The article is devoted to the professional training of specialists in the sphere of school counseling at higher educational institutions of Ukraine.The author reveals the concept of "social teacher", distinguishes its main functions at educational institutions and characterizes the levels of professional training in the social sphere of Ukraine at the present time.
Professional training, social teacher, functions of a social teacher, social sphere.
На современном этапе развития мирового сообщества образование выступает одной из определяющих ценностей. Без образования становится невозможным развитие общества. В результате образовательного процесса человек достигает установленного в государстве образовательно-квалификационного уровня, который формируется на основе структурнологической схемы подготовки, образовательнопрофессиональной программы подготовки, учебных программ по дисциплинам т.д. В условиях глобализации образовательная система должна перестраиваться, удовлетворяя существующие потребности. Специалисты, которые обучаются, должны получать знания и профессиональные навыки для эффективной работы в условиях усиливающейся конкуренции. Для этого государство должно постоянно обновлять форму и содержание обучения, уделять внимание новым образовательным стандартам.
Высшее образование и профессиональная подготовка в Украине имеет долгую и богатую историю. Украинских студентов, выпускников и ученых уже давно знают и ценят во всем мире. Высшие учебные заведения Украины готовят сознательных профессионалов, которые готовы с гордостью исполнять свои прямые профессиональные обязанности. Будучи европейским государством, Украина постоянно
находится в научном сотрудничестве с другими странами и заимствует их неоценимый опыт.
Украине присуще своеобразие процесса становления профессии социального работника и социального педагога: официальное признание профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» скорее можно назвать юридическим оформлением того, что было уже накоплено практикой, теорией, историей нашего народа. В этом заключается особая сложность социальной ситуации, в которой формируется профессия социального педагога и социального работника в Украине, а значит и система подготовки соответствующих специалистов [2, с. 27].
Вопросами социологии занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как: В. Бочарова,
О. Главник, В. Гладкова, Д. Доэл, Л. Закревська, А. Козлов, Л. Мщик, А. Сорвина, Ю. Шапиро, С.Шардлоу, Е. Яркина-Смирнова и др.
В современной социально-педагогической науке, наряду с терминами «социальный педагог» и «социальный работник» существует еще и понятие «специалист по социальной работе». Считаем, что к данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и социальных работников. Среди ученых существует много подходов к толкованию понятия «специалист по социальной работе». Например,
А. Холостова отмечает, что «должность «специалист по социальной работе» - эквивалент принятой в мире должности «социальный работник» [4, с. 37].
Подготовка социальных педагогов как отдельное направление профессионального образования и профессиональной деятельности начало формироваться в начале 1990-х гг. В апреле 1991 г. Постановлением Госкомтруда СССР Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был пополнен квалификационной характеристикой «социальный педагог» и «социальный работник». Эти должности являются эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник» и «школьный консультант» в США.
В каждой стране, в том числе и в Украине, обучение социальной педагогике должно базироваться на собственной концептуальной модели. Профессия социального педагога признана чуть больше 10 лет назад, и система профессиональной подготовки соответствующих специалистов переживает сложный период своего становления. Определить верную стратегию в развитии социальной политики, конкретных направлений и сфер социальной работы, системы подготовки кадров для этой сферы, бороться за утверждение и чистоту этой профессии, не допускать ее девальвации - чрезвычайно важные вопросы для Украины сегодня.
Социальный педагог - это специалист по воспитательной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми, который призван создавать благоприятные социальные, учебно-воспитательные условия для развития и социализации личности, это профессионал, занятый в сфере социальной работы или образовательно-воспитательной деятельности; он организует взаимодействие образовательных и внешкольных учреждений, семьи, общественности с целью создания в социальной среде условий для адаптации и благополучия в микросоциуме детей и молодежи, их всестороннего развития [5].
Цель социально-педагогической работы в учебном заведении - содействие успешному решению учениками собственных проблем. Средства достижения этой цели - высвобождение и развитие ресурсов ученика и его социального окружения, обеспечение необходимых социальных изменений, обучение, воспитание и самовоспитание личности [1, с. 36]. От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением проблем людей (психология, социология, педагогика и т.п.), социально-педагогическая работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный педагог воспринимает ученика как целостного индивида, сочетая различные стороны его личности, в то время как смежные специалисты подходят к решению проблем односторонне, однако, целостное видение ученика позволяет вовремя прийти ему на помощь.
Социальный педагог выступает посредником между учеником и обществом. При более детальном анализе посредничества можно выделить несколько направлений его осуществления: между учеником и разнообразными структурами и учреждениями; меж-
ду учеником, учителями и воспитателями; между ребенком и родителями; между учеником и другими специалистами, которые вовлекаются к решению воспитательных и учебных проблем ученика (тренеры, руководители кружков и т. п.); между учеником и различными группами сверстников, молодежными группами и т.д. [1].
Социальный педагог должен помнить о том, что изучение личности должно быть направлено не столько на выявление недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов.
Основными функциями социального педагога в учебных заведениях являются:
1. Диагностическая (изучение и оценка особенностей деятельности личности, микроколлектива (класса или референтной группы)).
2. Прогностическая (прогнозирование на основе наблюдений и исследований усиления негативных или позитивных факторов социальной ситуации, влияющих на развитие личности или группы).
3. Консультативная (предоставление советов, рекомендаций учащимся, родителям, учителям и другим лицам, которые обращаются к социальному педагогу).
4. Защитная (обеспечение соблюдения норм охраны и защиты прав детей и подростков).
5. Организаторская (обеспечение содержательного досуга детей и подростков в школе и социальной среде).
6. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая (предвидение и приведение в действие механизмов предотвращения и преодоления негативных воздействий в социально-правовом, юридическом и психологическом плане, организация социотерапевтической помощи, обеспечение защиты прав учащегося в обществе, помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального определения) [4].
В отличие от деятельности обычного педагога в учебном заведении в работе социального педагога первостепенную роль играет не учебная, а прежде всего воспитательная функция, функция социальной помощи и защиты. Социальные педагоги призваны способствовать саморазвитию личности.
На основе этих функций выделяют такие основные направления профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательных учреждениях:
- изучение социально-психологических особенностей личности и социально-педагогического влияния микросреды на воспитанников путем наблюдения, бесед, опроса экспертов, интервьюирования, тестирования, анализа документов;
- организация социально-педагогического взаимодействия с личностью, которая нуждается в помощи, что обеспечивается поддержкой детей из проблемных семей, побуждением личности к самоорганизации и самостоятельности, содействии личности в решении ее проблем; сотрудничество с семьей, школой и обществом;
- социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях, которая осуществляется путем выяснения проблемы, обсуждение путей ее решения, разработки плана действий, помощи в организации выхода из проблемы, координации усилий ближайшего окружения личности, создание групп поддержки и т. д.;
- коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы, которые могут быть реализованы при моделировании ситуаций, способствующих овладению подростками новым опытом, помощи в разблокировании положительных эмоций, создании ситуации успеха, изменении представлений воспитанника о своем «Я», поддержке инициатив отдельного ученика или группы, создании условий для творчества [3, с. 39].
В рамках деятельности психологической службы общеобразовательной школы в обязанности социального педагога относится и осуществление консультативной деятельности. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми; разовыми, кратковременными (2 - 4 раза) и длительными; про-светительско-рекомендательными, диагностическими, психологическими, педагогическими, правовыми и т.д. Социальный педагог школы выполняет и организаторскую работу: обеспечивает содержательный досуг детей и подростков в школе и социальной среде, привлекает семьи и представителей общественности к социально-педагогическому процессу [6].
Организации социально-педагогической деятельности школы способствует Закон Украины «Об образовании» (1996 г.), в котором определен статус ведущего специалиста по социальному воспитанию -социального педагога - в школе. Модель социальнопедагогической деятельности школы находится еще в стадии формирования. Она состоит из двух взаимообусловленных частей: внутренней и внешней. К основным направлениям первой относят: диагностирование, осуществление социального воспитания, общее руководство социально-воспитательной деятельностью, защиту и охрану прав ребенка. Внешняя социально-педагогическая деятельность создает возможности для применения приобретенных в школе знаний, умений и навыков, опыта эмоциональночувственного отношения к миру и творческой деятельности в реальной жизни социальной деятельности.
В настоящее время профессиональная подготовка специалистов социальной сферы в Украине осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат и др. и предусматривает многоуровневый характер образования: допрофес-сиональное, профессиональное, последипломное, повышение квалификации, переподготовка кадров. Социальные педагоги имеют возможность получать различную профессионально уровневую квалификацию и специализацию в средних учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях) и в высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях).
Профессиональная подготовка специалистов для социальной сферы осуществляется в вузах разных направлений: университетах классического профиля, педагогических университетах, академиях, педагогических, медицинских, технических, юридических, экономических институтах [5].
В настоящее время в Украине можно выделить такие уровни подготовки кадров для социальной сферы:
1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники этих заведений, получив среднее образование, могут работать в соответствующих заведениях и обслуживать больных, престарелых, одиноких.
2. Обучение в средних учебных заведениях дает возможность специалистам возглавить отделения обслуживания на дому, отделения дневного пребывания, неотложной социальной помощи и другие отделения по обслуживанию больных, престарелых, одиноких.
3. Обучение в высших учебных заведениях (срок обучения 4 - 5 лет). Лица, имеющие высшее образование, могут обучаться на специальных факультетах последипломного образования (от 1 до 3 лет). В свою очередь, высшее профессиональное образование имеет 3 степени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право заниматься учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельностью.
4. Переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов (система разнообразных курсов, стажировок и т. д.).
5. Подготовка научно-преподавательских кадров. В настоящее время в Украине действуют ученые советы, в которых успешно защищаются докторские и кандидатские диссертации по различным проблемам социальной работы и социальной педагогике. Характерно, что наряду с преподавателями успешно защищают свои научные исследования практики: специалисты комитетов социальной защиты населения, специалисты центров социальных служб для молодежи, управленческие кадры [3, с. 37 - 38].
Заслуживает внимания тот факт, что в Украине осуществляется разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования, образовательно-квалификационных программ и образовательно-квалификационных характеристик
специалистов, документов учебно-методического сопровождения учебного процесса.
После окончания среднего профессионального учебного заведения выпускники могут приступать к профессиональной деятельности или продолжить обучение в высших учебных заведениях. Последующий уровень образования в Украине, который может освоить выпускник заведения начального или среднего профессионального образования - это уровень высшего образования. Высшее профессиональное образование можно получить на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования в высшем учебном заведении. В системе
высшего образования приняты законодательные документы, которые нормативно закрепляют требования, как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника.
В Украине подготовка и переподготовка социальных педагогов осуществляется различными путями: в университетах, педагогических институтах и университетах, в педагогических и других училищах, колледжах, на различных курсах повышения квалификации и др. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4 - 5 лет. Формы подготовки социальных педагогов можно условно разделить на три уровня:
1. Курсовая или допрофессиональная подготовка (различные курсы, школы, лицеи, колледжи).
2. Обучение в университетах, отраслевых вузах на дневных, вечерних, заочных отделениях, (4 - 5 лет), на дистанционной форме обучения и экстернате.
3. Последипломное образование (переквалификация на факультетах последипломного образования на базе высшего образования (1 - 1,5 года)).
Сегодня в Украине применяются различные формы допрофессиональной подготовки, осуществляемые в следующих типах образовательных учреждений:
- в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах);
- в учреждениях дополнительного образования (домах детского творчества, социально-педагогических клубах, кружках, факультативах, группах помощников социальных педагогов);
- в высших учебных заведениях (факультетах будущего социального педагога, очно-заочных школах социального педагога);
- во взаимодействии «общеобразовательное заведение - высшее учебное заведение» (социальнопедагогических классах, специализированных классах конкретного профиля, педагогических колледжах и лицеях, школах будущего социального педагога) [2, с. 44].
Профессионалов социальной сферы нужно готовить таким образом, чтобы они были способны изменить, устранить и корректировать негативные социальные проявления в обществе и в школе. А это возможно лишь в учебных заведениях, которые строят обучение на новых позициях и учитывают тенденции развития социальной политики в стране. Поэтому содержание подготовки специалистов должно включать следующие компоненты: глубокий анализ современного социального развития и формирование умения дать объективную оценку социальной политике, предложить альтернативные варианты; четкое представление и классификацию современных моделей, форм и методов самой практики социальной работы; собственно педагогический про-
цесс подготовки социальных работников; разработку теорий, концепций, моделей и технологий, направленных на эффективное функционирование социального работника; разработку и реализацию программ, повышающих компетентность социального работника.
Подготовка специалистов для социальной работы в Украине имеет определенные проблемы. Прежде всего, требует серьезного совершенствования технология подготовки будущих специалистов. Высшие учебные заведения нуждаются в серьезной государственной поддержке в плане финансовой помощи, материально-технического обеспечения учебного процесса, активизации процессов подготовки профессорско-преподавательского состава, как в стране, так и за рубежом. Актуальна проблема переподготовки работников социальных служб: ведь функционирующие социальные службы на 60 - 70 % укомплектованы специалистами, которые не имеют соответствующей профессиональной подготовки. Острой для Украины является проблема подготовки учебников, пособий по социальной и социально-педагогической работе, пакетов учебно-методической документации.
Перед социальным образованием в Украине стоит сложная задача - сбалансировать сложную ситуацию настоящего, поставив в центре внимания человека, чья безопасность, жизненный уровень, права и благоустройство хотят значительно лучшего. И именно здесь обучение социальной работе должно играть ведущую роль. Для решения этой задачи потребуется весь опыт, знания, накопленные в Украине и за рубежом, которые мы должны научиться мудро использовать и развивать.
Литература
1. Артюшкіна, Л.М. Соц. педагог школи: теорія і практика роботи / Л.М. Артюшкіна // Навчально-методичний посібник для студентів спеціальності «Соціальна педагогіка». - Суми, 2004.
2. Закревська, Л.М. Перші кроки соц. педагога у школі. На допомогу соц. педагогу - початківцю / Л. М. Закревська
- Кам'янець - Подільський, 2005.
3. Малько, А. Соціальна педагогіка в школі: Культурологічний аспект / А. Малько // Рідна школа. -2001. - № 3. - С. 36 - 40.
4. Мельник, Ю. Соціальний педагог та його професійна
діяльність / Ю. Мельник , С. Шаргородська // Науково-виробниче видання «Соціальний педагог» / упоряд.
Т. Шаповал, Т. Гончаренко. - К., 2006. - С. 5 - 44.
5. Різник, Л.М. Особливості роботи соц. педагога в загальноосвітній школі / Л.М. Різик // Соціальна робота в Україні: теорія і практика. - 2006. - № 4. - С. 129 - 134.
6. Никончук, А.С. Профессиональная культура социального педагога / А.С. Никоннчук // Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы - детям», Академия последипломного образования. - Мн., 2001.