УДК 796.071.2:369
МАКЕЕВА В.С., Модель социальной
КАЛАШНИКОВ А.Ф. защищенности спортсменов
высокой квалификации
В статье рассматриваются особенности обеспечения социальной защищенности спортсменов высокой квалификации, которая осуществляется возможностью получать непрерывное профессиональное образование в процессе спортивной карьеры. Социальная защищенность спортсмена становится возможной с созданием целостной системы спортивной подготовки и непрерывного образования в условиях учебно-спортивного центра "Олимп". В разработанной модели рассматриваются управленческие решения по следующим направлениям: организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития спортивной подготовки.
Ключевые слова: спортсмены, социальная защищенность, непрерывное образование, самообразование, профессиональное образование.
Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив. Повышенное внимание государства к развитию физической культуры и спорта обусловлено той огромной ролью, которую они выполняют в процессе формирования "человеческого капитала" общества, причем эта сфера затрагивает интересы всех граждан страны и отражается в следующих показателях:
- физическое развитие и совершенствование индивида, профилактика заболеваний, укрепление здоровья населения, социальная и физическая адаптация инвалидов, детей-сирот;
- подготовка человека к жизни и труду, раскрепощение его творческой самостоятельности, усвоение систематизированных знаний и максимальная самореали-
зация возможностей в профессиональной деятельности, формирование профессиональных умений и навыков и, как следствие, совершенствование производительных сил общества;
- нравственное и интеллектуальное развитие молодежи, обогащение социальной среды различными привлекательными событиями, разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям каждого индивида, профилактика и сокращение де-виантного и асоциального поведения за счет социальной интеграции подрастающего поколения;
- развитие межличностных, межрегиональных и международных контактов как универсальное средство коммуникации;
- создание множества рабочих мест, наличие собственных автономных рынков товаров и услуг и тем самым осуществление непосредственного вклада в экономическое развитие конкретного региона;
- участие в содержательном формировании таких областей народного хозяй-
ства, как туризм, индустрия развлечений и коммуникаций;
- развитие материальной базы физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения и многообразия форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг (Б.М. Антонов, В.А. Дудов, В.С. Макеева, О.Н. Степанова и мн. др.).
Основополагающая роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды России по видам спорта принадлежит, как и прежде, учреждениям спортивного профиля, опыт которых раньше перенимался многими странами.
Однако специализация в рамках спорта не должна препятствовать выработке других индивидуальных качеств и свойств. Ведь решение посвятить себя хотя бы всего на несколько лет большому спорту, отнимающему массу времени, одновременно означает решение отказаться от других возможностей становления личности и приобретения жизненного опыта. Мы полагаем, что именно разнообразие, а не рано наступающее однообразие развития должно стать критерием деятельности спортсмена в период его пребывания в учреждении спортивного профиля. Какова бы ни была специализация ребенка или подростка, занимающегося большим спортом, он не должен забывать о тех разнообразных возможностях, которые предоставляет ему жизнь.
В плане социальной защиты наиболее выигрышным моментом представляется возможность спортсмена получать непрерывное профессиональное образование через всю спортивную карьеру и признание за учеником права выбора путей образования и саморазвития через различные типы образовательных учреждений, альтернативные формы обучения, вариативные образовательные программы.
В совокупности физическая культура и спорт представляют идеальную модель для разработки идей непрерывного образования по той простой причине, что в этой сфере как нигде педагогическая ситуация весьма динамична (расширяются знания занимающегося, изменяется возраст уче-
ника и т.п.); имеют место тесные взаимодействия педагога и ученика, т.к. они от 140 до 320 дней в году осуществляют совместную деятельность на сборах и соревнованиях в различных точках страны и мира; успех деятельности тренера во многом определяется результатом ученика. Это особенно актуально и в связи с тем, что профессиональная деятельность тренера основана на творческой активности и требует большой самоотдачи, постоянного стремления к достижению успеха при высоком уровне профессиональной компетентности, направленной на формирование гармонично развитой личности воспитанников.
Модель социальной защиты спортсменов на региональном уровне реализуется в условиях учебно-спортивного центра "Олимп", позволяющего создать целостную систему спортивной подготовки и непрерывного образования. В основу авторской модели социальной защиты спортсмена заложены такие понятия, как ин-тегрированность всех ступеней и этапов спортивной подготовки и образования с акцентированием на главный приоритет -личность. Такая модель рассматривается нами как сложная открытая система, целью которой является создание возможности спортивного и профессионального развития спортсмена в пространственно-временных аспектах функционирования образовательного регионального учреждения спортивного профиля.
Согласно разработанной концепции принимаемые управленческие решения по социальной защите спортсменов относятся к трем направлениям управления центром:организационно-экономическому, технологическому (образовательному) и направлению стратегического развития спортивной подготовки. Исполняют эти решения соответствующие функциональные агенты (персонал). Итогом их действий (поведения) является результат, приближающий учреждение к его глобальным и локальным целям: профессиональная компетентность всех участников образовательного процесса.
Исходя из исследований ряда авторов (Подзолков В.Г., 1999; Ценаев Л.Б., 2007)
и многочисленных подтверждений в педагогической практике, эффективная деятельность регионального образовательного учреждения спортивного профиля в современных рыночных отношениях возможна при решении ряда составляющих:
- создания социальной защищенности спортсменов путем получения профессии в той области, где они оказываются по отношению к другим категориям людей наиболее компетентными - в области физической культуры и спорта;
- обеспечения финансирования из всех возможных источников (государственного, частного, общественного, спонсорской помощи и пр.) за счет вовлечения в занятия "спорт для всех", досуго-вую деятельность различных категорий граждан (дети, подростки и юноши, взрослые, пожилые и пр.);
- создания условий для карьерного роста персонала учреждения, для повышения квалификации тренеров и педагогов.
Модель социальной защиты спортсменов в деятельности центра представлена в логической взаимосвязи спортивной подготовки, овладения профессией на уровне среднего и высшего профессионального образования для спортсменов, а также создания курсов краткосрочного повышения квалификации для тренеров и преподавателей. В целом учреждение составляет в совокупности учебно-спортивную сеть: детские спортивные школы по видам спорта (ДЮСШ) - училище олимпийского резерва (УОР) - институт новых образовательных технологий (ИНОТ) -краткосрочные курсы повышения квалификации (ККПК).
Система обеспечения социальной защиты спортсменов нами рассматривается по следующим параметрам: структура, функции в статике (описание и моделирование строения системы) и в динамике (функционирование и развитие, в значительной степени отражающие активное взаимодействие и поведение всех участников управленческого процесса).
Введение в многоуровневые системы спортивной подготовки и профессионального непрерывного образования видится глубоко интегрированным, что
дает возможность обеспечить органичную преемственность довузовской и вузовской подготовки спортсменов через удовлетворение следующих потребностей индивида: предоставление каждому спортсмену в соответствии с индивидуальными запросами и профессиональными интересами возможности реализовать себя в образовательной деятельности; содействие в реализации жизненных планов с учетом способностей и интересов обучающегося и обеспечение таким образом социальной защищенности спортсмена по окончании спортивной карьеры.
Управление непрерывным образованием исходит из того, что каждому спортсмену должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры. Предполагается, что обеспечение профессионального развития спортсмена по наиболее продуктивному пути будет проходить в качестве будущего специалиста сферы физической культуры и спорта. Высокий уровень сфор-мированности личности будущего специалиста выступает в качестве компонента и цели педагогического процесса, это одновременно проблема результативности и эффективности процесса профессионального образования в целом.
Структура. Профессиональное образование в физической культуре и спорте располагается в трехмерном пространстве, формирующем личность. Его координаты фиксируют векторы, которые являются результатом стихийного и целенаправленного взаимодействия трех функциональных сфер: спортивной, образовательной и профессиональной, каждая из которых выступает как метод формирования личности.
Спортивная сфера - одна из ведущих подсистем социального пространства, основная функция, которой - способствовать развитию личности путем решения достиженческих функций с одной стороны, и использования специфических методов расширения доступности социо-
культурной сферы и развития личности, с другой стороны.
Образовательная сфера составляет часть социальной среды, используемой для целей образования: школы, училища, вуза и пр.
Профессиональная сфера характеризует профессионально-квалификационный континуум и отражает потребности различных субъектов спортивной деятельности в кадровых ресурсах.
На основании результатов исследования нами разработана такая структура, которая синтезирует спортивно-образовательно-профессиональное пространство как сеть спортивно-образовательного пространства с ядрами - учреждениями различного целевого уровня и учебно-методическими связями, а также как ареалы профессионального пространства -рынки труда муниципального, регионального уровня с выходом на федеральный, что позволяет установить оптимальную иерархию соподчиненных структур центра. Она включает образовательные учреждения, позволяющие осуществлять одно из главных направлений - спортивную подготовку, а также ее важные составляющие - образовательную и профессиональную подготовку: детские спортивные школы, училище олимпийского резерва, институт новых образовательных технологий, курсы повышения квалификации. К границам зон относятся профориентация, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Уникальный по своей структуре и направленности центр "Олимп" (ДЮСШ -УОР-ИНОТ-ККПК) сориентирован на непрерывный и многоуровневый характер обучения. Он обеспечивает систему образования и профессионального роста кадров - от допрофессионального, начального до среднего педагогического образования и степеней бакалавра и специалиста в области физической культуры и спорта, повышение квалификации и переподготовку для педагогов и тренеров, и дополнительного образования,ограничивающееся рамками "спорта для всех" и оказания услуг населению.
Работа всех подразделений направлена в первую очередь на максимальное удовлетворение спортивных и образовательных интересов студентов-спортсменов, тренеров и преподавателей, сотрудников, обеспечивающих качество учебного процесса и экономию времени и средств.
Наряду со спортивной подготовкой детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) осуществляет профориентаци-онную деятельность среди учеников, а также реализует обучение по специальным программам дополнительного образования. Дополнительное образование выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию демократии и формированию социально-экономического статуса государства. Оно выполняет ряд важных социальных функций в обществе:
- развивает творческие способности человека, углубляя его участие в социальных, экономических, культурных преобразованиях в обществе;
- обеспечивает уровень индивидуального соответствия современным требованиям развития рациональности социального и профессионального самоопределения молодежи;
- осуществляет избирательную передачу и трансформацию культуры, выполняет социальную функцию выделения более одаренного и разнообразного человеческого капитала, улучшает взаимоотношения между человеком, социумом и окружающей средой посредством оздоровительных, досуговых, рекреационных услуг.
Социально-этическая концепция дополнительного образования базируется на философии, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей граждан. Допрофессиональная подготовка не уступает по своей значимости периодам профессиональной подготовки, т.к. именно здесь выявляются индивидуально значимые особенности личности, формируется устойчивый интерес к спорту, будущей профессии. Дети, посещающие данные учреждения, часто свою будущую профессию связывают именно с деятельностью выбранного ими
учреждения дополнительного образования. Они стремятся не только удовлетворить свои интересы, но и добиться успеха, реализовать себя сначала как исполнитель, а затем уже и как педагог, менеджер этой сферы.
В задачи допрофессиональной - начальной подготовки в спортивной деятельности входят:
- формирование мотивационно-ценно-стного отношения к виду спорта и будущей профессии;
- воспитание культуры учебно-тренировочного процесса и двигательных действий;
- расширение общекультурного кругозора и эрудиции будущих абитуриентов.
Оптимальное сочетание (равновесие) интересов детей, педагогов, родителей способствует развитию материальной базы учреждения и разрешению финансово-экономических интересов центра, сотрудников, работающих в учреждении. Оказание услуг для детей, подростков и взрослых, а также спортсменов массовых разрядов с целью оздоровительных, досу-говых, рекреационных задач обеспечивает дополнительное финансирования для эффективного решения экономических вопросов.
В научно-методическом подчинении центра находится училище олимпийского резерва - среднее профессиональное учебное заведение (УОР), осуществляющее подготовку педагогических работников спортивных объединений в соответствии с региональной спецификой профессионально-квалификационной структуры спорта. Этап базового профессионального образования, а в спорте это период завершения этапа специализации и вхождение в этап совершенствования спортивного мастерства, становится своеобразной контрольной зоной. Проходя этот этап жизни, спортсмен, с одной стороны, попадает в высшую элиту спорта, где в условиях острой конкуренции он должен доказывать, что готов к борьбе физически и психически, а с другой - определяет для себя, совпадают ли его интересы и возможности с требованиями дальнейшей профессио-
нальной деятельности. Задачи базового образования включают:
- обеспечение единства идейно-нравственного развития (формирование общесоревновательной мотивации, соответствующей нормам и требованиям общественной и спортивной этики, развитие волевых качеств на фоне всевозрастающих психофизических нагрузок, чемпионских черт характера и любви к Родине);
- общекультурное развитие (обучение правилам корректного поведения в перерывах между выполнением соревновательных действий);
- овладение методами контроля и самоконтроля, сопряженного развития и совершенствования двигательных и психических функций в целях эффективного роста спортивного мастерства;
- профессиональное развитие на основе получения фундаментальных знаний и их интеграции с практическим опытом, использование их в педагогической практике.
Контингент обучающихся училища олимпийского резерва формируется из представителей детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), осуществляющих подготовку спортсменов массовых разрядов в соответствии со спортивной специальностью.
Институт новых образовательных технологий (ИНОТ) осуществляет подготовку специалистов по фундаментальным аспектам спортивной деятельности, а также специалистов, необходимых для межотраслевой интеграции спорта.
Период выхода на максимальные результаты в спорте нередко совпадает с периодом получения высшего образования. Естественно, что у спортсмена, успешно выступающего в соревнованиях, мотивированного на активное продолжение спортивной деятельности, на достижение высоких результатов, просто недостаточно времени на освоение будущей профессии в рамках классического высшего образования очного обучения (посещения лекций, занятий и пр.). Такие студенты выпадают из общего ритма образовательного процесса, поскольку обучаются по индивидуальному графику и вынуждены пропускать значительную часть
занятий. Редкое появление на занятиях и нечастые контакты с преподавателями далеко не в лучшую сторону сказываются на качестве профессиональной подготовки будущих специалистов физкультуры и спорта. Соответственно необходимы поиски способов обучения такой категории студентов.
Одной из ведущих идей нашего подхода остается убежденность в необходимости одновременной работы над системой знаний, умений и навыков и формирования личностных качеств будущего специалиста физической культуры и спорта, поворота к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Считаем, что фокусировка лишь на достиженческих направлениях в спорте в значительной степени суживает кругозор спортсмена, приводит к однообразию поведения, аномии, затрудняет переход спортсмена из спорта высших достижений в обыденную жизнь в период окончания спортивной карьеры. В то же время получение фундаментальных знаний о виде спорта и собственная соревновательная деятельность способствуют эффективному сохранению самобытности и индивидуальности каждого спортсмена, являются благоприятным периодом качественного анализа соревновательной деятельности, позволяют применять в синтезированном и обобщенном виде результаты собственного опыта в будущей профессиональной деятельности.
Задача вузовского этапа - совершенствование профессионального мастерства за счет обогащения всех компонентов профессиональной готовности:
- мотивационно-ценностного отношения к виду спорта и будущей профессии (развертывание установок на достижение рекордных и максимальных результатов в конкретном виде спорта);
- корректного управления рядом альтернативных мотиваций по выбору того или иного способа действия и поведения (овладение приемами мобилизации себя на проявление максимальных усилий, ответственности за принятое решение и др.);
- разработки содержания курсов педагогических дисциплин с учетом самопоз-
нания, развития способности к самоанализу, построения системы жизненных и профессиональных перспектив;
- разработанности теоретических, технологических и методических основ обучения;
- накопления теоретического и практического опыта, опыта творческой деятельности.
Кратковременные курсы повышения квалификации (ККПК) с точки зрения компетентностного подхода к образованию выступают как одно из средств обеспечения целостного познания мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач, развиваться. В последние годы резко возрос интерес к проблемам профессионального развития. Это обусловлено не только извечной значимостью профессионализма и его развитием, но и специфическими закономерностями прохождения пути к высшим достижениям человека как в рамках профессиональной жизни, так и в рамках целостности жизни, созданием исследовательских коллективов, увеличивающимся количеством диссертационных разработок, которые посвящены выявлению подобных закономерностей (О.А. Анисимов). В этом плане непрерывное образование справедливо рассматривается как один из существенных факторов, обеспечивающих достижение человеком "акме", которое отражается в социальном "значении" переподготовки и повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации для преподавательского и тренерского состава рассматриваются нами как социально-педагогическое явление, которое выступает как процесс взаимодействия субъектов, направленный на реализацию целей обучения взрослых в системе непрерывного профессионального образования и обеспечивающий их мотивацион-ную, содержательную и технологическую готовность к реализации образовательного процесса в своей педагогической практике.
Весь процесс непрерывного образования спортсмена необходимо рассматривать как уровневую форму "лестницы раз-
вития" внутренних качеств человека, в том числе как специалиста, и траекторию жизни, имеющую подъемы и спады по тем или иным критериям и показателям. Подъемы демонстрируют приход к вершинам ("акме"), а спады - отход от них, а также подготовку к новому подъему и достижению более высокой вершины. Обращенность на коррекцию себя как условие дальнейшего успеха в действии выступает "материей", необходимым условием саморазвития. Каждый качественный шаг в изменении себя, в развитии, каждый переход на иную ступень развитости меняет потребностные и мотивационные предпосылки организации поведения. Происходят более или менее заметные трансформации образа жизни. При этом каждый этап обучения может выступать в качестве своеобразной "передышки", необходимой для самоопределения личности или выхода из субъективно кризисной ситуации. Задачами последипломного этапа являются следующие:
- сохранение и переосмысление мо-тивационно-ценностного отношения к избранному виду спорта;
- корректное управление собой, выбор иного способа действия и поведения;
- переосмысление теоретического и практического опыта, получение опыта творческой деятельности.
Реализация модели социальной защиты спортсменов осуществляется при соблюдении ряда педагогических принципов.
Принцип интеграции содержания,
методов и организационных структур объединяет определенными правилами и различными способами множества исходных компонентов структуры, локальных целей подсистем, деятельности спортсменов, персонала центра с помощью функциональных связей в единую систему. Этот принцип распространяется на архитектуру и программное обеспечение информационной системы управления, формирование оперативных групп персонала, требуемых для решения какой-либо сложной комплексной задачи, структурируется в целостные технологии усвоения профессиональных функций, ролей и по-
зиций на основе интеграции интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых элементов личности.
Принцип непрерывности и много-уровневости отражает временную, пространственную и содержательную связь этапов и уровней развития допрофессио-нальной, средней и высшей профессиональной школы, повышения квалификации; обеспечивает взаимосвязь между разными системами, звеньями и структурными компонентами всего процесса спортивной подготовки.
Принцип гибкости и динамичности способствует развитию динамичности и открытости образовательных систем в стремительно меняющемся облике современного социума,стимулирует поиск новых образовательных стратегий в реально сложившихся условиях, направленных на достижение единой образовательной цели - формирование личности специалиста.
Принцип развития образовательной потребности как форма самоорганизации и самореализации, выраженная в деятельности по добыванию нужной информации, вычленению проблем, поиску пути их рационального решения, умению критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач, стимулирует проявление познавательной активности обучающихся, в числе наиболее важных стимулов выступают активные методы обучения.
Принцип взаимосвязи фундаментального знания и практической деятельности в развитии управленческого опыта ориентирует всех участников образовательного процесса на перспективу поиска собственных вариантов реализации профессиональных проблем на основе фундаментальных знаний и опыта практической деятельности.
Принцип саморазвития нацеливает на построение системы, способной самостоятельно планировать стратегическое развитие и целенаправленно накапливать потенциал(ресурсы), оптимальным образом его распределять и расходовать с целью обеспечения желаемого процесса развития. Для реализации этого принци-
па в системе социальной защиты спортсменов реализуется интеграция знаний о прошлых, настоящих и будущих изменениях в жизни спортсмена.
В соответствии с логикой нашего исследования следующим шагом явилась реализация организационно-педагогических условий к организационной составляющей социальной защиты спортсменов в процессе управления регионального учреждения спортивного профиля.
Цель социальной защиты спортсменов в управлении регионального учреждения спортивного профиля - это создание педагогических условий создания мотивации для самостоятельного осознанного выбора личностью своей стратегии спортивного и профессионального
становления, реализации этой стратегии, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте корректировки старых и усвоения новых ролей, ценностей, знаний на новых жизненных этапах. В рыночных отношениях это взаимосвязанный комплекс организационных, педагогических и дидактических методов, инструментальных средств, условий, направленных на обеспечение готовности спортсменов, педагогов, персонала к профессиональной компетенции, т.е. научно обоснованный проект проблемно ориентированной системы, реализуемый на практике: от целей, содержания до конкретных технологических процедур получения и отслеживания ожидаемого результата.
Таблица 12
Педагогические условия создания мотивации у спортсменов
Социальная защищенность Потребность в лидерстве Материальные потребности
Специальное среднее и/или высшее профессиональное образование Учебно-тренировочные занятия Бесплатное проживание в гостинице-общежитии
Непрерывное профессиональное образование Выполнение спортивного разряда Дополнительное питание
Комбинированная форма обучения Учебно-тренировочные сборы Современная спортивная экипировка
Личностно-деятельностный подход Включение в состав сборной команды области Современная спортивная база
Дифференцированный подход Включение в состав сборной команды России Ежемесячная доплата к стипендии за достижение высокого спортивного результата
Страхование от несчастного случая Выступление на соревнованиях международного ранга Тренировки под руководством высококвалифицированного тренера
Получение стипендии Получение спортивного звания Обеспечение современным спортивным инвентарем
Социальный заказ в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию, к самореализации своих возможностей, способных самостоятельно ориентироваться в современном сложном мире, обращен к интегральным характеристикам личности специалиста, включая и такую, как "профессиональная компе-
тентность". Однако современные образовательные системы не всегда реализуют требования социальной и профессиональной адаптации спортсменов в условиях конкретного региона со свойственными этому региону запросами рынка труда и условиями, накладываемыми рыночной экономикой, в результате чего многие
спортсмены уезжают в другие области или за границу. Разрешение этого противоречия, на наш взгляд, это, как минимум, определение педагогических основ проектирования информационно-коммуникационных технологий профессионального образования на вузовском этапе подготовки, а также опора на дополнительное, специальное среднее и прикладное образование, включающее содержательный и дидактический компоненты модели трансформации учреждения.
Немаловажны и факторы, включающие поиск талантливых спортсменов не только в Орловской области, но и за ее пределами; определение и внедрение эффективных форм повышения квалификации работающих в спортивном центре тренеров-преподавателей; укрепление тренерских кадров из числа выпускников училища олимпийского резерва и института новых образовательных технологий; приглашение на работу в спортивный центр высококвалифицированных тренеров из других регионов страны; поиск и внедрение новых форм социальной защищенности как членов персонала спортивного центра, так и спортсменов.
Результатом деятельности центра выступают:
Готовность спортсмена к эффективному расширению своих знаний в том виде спортивной деятельности, которым он занимался, приобретение нового опыта на более высоком уровне своей деятельности - профессиональном, использование опыта накопленного в образовательном, спортивном и профессиональном пространстве.
Готовность педагогического коллектива к выработке стратегий образования, опережающих тенденции развития общественных отношений, стремление повышать свою квалификацию для подготовки спортсменов высокой квалификации и спорта для всех, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Готовность обслуживающего персонала к обеспечению социальной защиты спортсменов в условиях рыночных отношений, определяемая как их конкурентоспособность, положительное отношение к спортсменам, создание условий для при-
влекательности учреждения для населения по оказанию услуг "спорта для всех", стремление к сохранению и приумножению потенциала материальной базы центра.
Таким образом, на основании полученных данных и логики исследования можно утверждать, что модель социальной защиты спортсменов в функционировании центра "Олимп" выступает как научно обоснованный проект создания специфических условий выбора стратегии его развития, который опирается на взаимосвязанный комплекс организационно-педагогических условий. В процессе исследования определено, что использование инструментальных средств, дидактических и социальных методов воздействия, направленных на обеспечение готовности учреждения, педагогов, персонала к спортивному и профессиональному развитию участников образовательного процесса, способствовало привлекательности деятельности центра для спортсменов высокой квалификации, что обусловлено их социальной защитой как во время активных занятий спортом, так и после окончания спортивной карьеры.
Литература
1. Антонов Б.М. Социальное управление развитием физической культуры и спорта в современной России: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. М., 2004. 22 с.
2. Антонов С.Г. Влияние социально-экономических факторов на развитие спорта в западных странах Европы / С.Г Антонов, О.С. Шустер // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 42. С. 27-30.
3. Дудов В.А., Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: содержание, стратегия, коммуникации. М.: Изд-во РАГС, 2003. 153 с.
4. Макеева В.С. Физическая культура в развитии профессионально-личностных качеств студента // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры. Материалы Всеросс. конф.: Всероссийская НПК. 13-16 сентября 2008 г. Москва: МПГУ, 2008. С. 238-241.
16о