УДК 37.013.8
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ.
Лагун О.В., Московский университет МВД России, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Новоселова С.Ю., д.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены пути совершенствования профессиональной культуры социального педагога в образовательных учреждениях МВД России: поиск закономерного характера исторического пути развития данного педагогического явления; рассмотрение профессиональной культуры социального педагога в связи с новыми экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами, происходящими в обществе, органах внутренних дел и образовательной системе МВД;
организации профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.
Ключевые слова: социальный педагог, социальная работа органов внутренних дел, профессиональная культура социального педагога.
PROBLEMS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL CULTURE OF SOCIAL PEDAGOGY IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF
INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Lagoon O, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Novoselova S, D.ofArts, Institute of Management in Education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: svetlana.novoselova65@ mail.ru
Abstract. The ways to improve the professional culture of social educator in educational institutions the Russian Interior Ministry: Search natural character of the historical path of development of pedagogical phenomena, consideration of the professional culture of social educator in connection with the new economic, political, social, scientific, cultural and other processes in the society, the Interior and education Ministry of Interior;
organization of professional development specialist social educator through the formation of a model of personal identity, self-movement to professional heights, professional skills. Keywords: social worker, social work, law enforcement bodies, the professional culture of social educator.
Новые реалии деятельности высших учебных заведений МВД России в условиях модернизации российского образования, расширения международных связей в логике Болонского процесса, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к преодолению ряда проблем социально-культурной среды, связанных с имущественным расслоением общества, беспризорностью, падением
нравов, ростом преступности, проявлением агрессивности и жестокости, позитивным отношением к наркомании, половой распущенности, алкоголизму и табакокурению.
В Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации к Приказу МВД России от 11.02.2010 № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» сказано: «Социальная работа - вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность, направленную на обеспечение реализации предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты и создание на этой основе социальных условий для эффективного выполнения личным составом оперативно-служебных задач».
Такой подход к созданию модели специалиста для МВД России позволяет определить тот набор требований, которым он должен отвечать. Современный сотрудник полиции должен уметь брать на себя ответственность; участвовать в развитии демократических институтов общества; регулировать конфликтные ситуации, принимать совместные согласованные решения; быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций; постоянно совершенствовать навыки управленческих действий и технологий; иметь желание учиться всю жизнь, совершенствуя профессиональную подготовку, развивая свою личность, человеческие качества. Они формируются и развиваются в ходе решения оперативно-служебных задач, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается еще в период обучения в вузе.
Социальная работа органов внутренних дел, как один из видов данной деятельности - явление многоплановое, включающее в себя, самые различные представления о профессии социального педагога. Цель их деятельности - оказание помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей и средств к существованию, ограждение их от влияния преступной среды, обеспечение их охраны и защита прав. Но прежде всего необходимо иметь в виду, что в этой сложной работе присутствует две стороны одного и того же дела: социальная защита несовершеннолетних и их социальная адаптация, что всецело относится как к области социальной педагогики, так и к сфере деятельности правоохранительных органов.
В настоящее время профессиональную подготовку специалистов в этой области осуществляют на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется.
Например, В 1991 учебном году, когда была только введена новая специальность, их было 8, сейчас - более 570.
Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Сегодня большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям.
Развитие системы профессионально-педагогической подготовки социальных педагогов проводится не только в вузах гражданского, но и военного профиля. Например, в Военном институте Федеральной пограничной службы РФ г. Голицыно (Московская область) готовят офицеров для подразделений ФПС России по квалификации «социальный педагог», Курганское высшее военно-политическое авиационное училище также предоставляет возможность получить специальность социального работника, в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва) осуществляется обучение специалиста по социальной работе по специальности «социальная работа».
С 2008 г. в Санкт-Петербургском университете Министерства внутренних дел Российской Федерации началась подготовка специалистов социальной работы для подразделений по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, а в 2009 г. данная учебная деятельность была организована на базе Московского университета МВД России по новой специальности «Социальная педагогика. Социально-психологическое развитие личности». Осуществляемое с первых курсов обучение соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по содержанию учебных планов, особенно по блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин. Кроме того, в рабочие и учебные планы введены специальные курсы и факультативы, изучение которых необходимо выпускникам в их будущей практической деятельности, в том числе по проблемам психологии и педагогики в работе с трудными подростками и молодежью.
Специально организованная деятельность руководства МВД, его кадровых аппаратов, служб по работе с гражданами включает все направления воспитания гражданина и ориентирована на оказание социальной помощи гражданам. В связи с этим действующая система образовательных учреждений МВД России нацелена на подготовку специалистов определенного «полицейского» профиля. Научно-практическая деятельность в деле подготовки кадров для социальной работы
начиналась с создания пакетов программ, подготовки пособий и учебных материалов, разработки профессиограммы социального работника, требований к его практической деятельности.
Сегодня, в период обострения проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также роста преступности и криминальных проявлений среди молодежи, необходимо повышать уровень профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в области социальной педагогики и социальной работы. Эффективность решения этой задачи связана с целевой подготовкой специалистов органов внутренних дел для подразделений по делам несовершеннолетних. Таким образом, возрастает потребность в исследованиях, посвященных изучению феномена качества профессиональной культуры социального педагога в образовательных учреждениях МВД России.
По-нашему мнению, проблему совершенствования профессиональной культуры социального педагога в образовательных учреждениях МВД России можно решить путем:
• поиска закономерного характера исторического пути развития данного педагогического явления;
• рассмотрения профессиональной культуры социального педагога в связи с новыми экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами, происходящими в обществе, органах внутренних дел и образовательной системе МВД;
• организации профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству;
• организации инновационного процесса в социально-педагогической деятельности, которая должна содержать не только применение инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.
Таким образом, управление профессиональным развитием социального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
• формирование личностных качеств уровня базовых социальных установок (нравственно-психологическая плоскость);
• теоретическая подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость);
• технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость).
Расширение общественной практики в системе социальных отношений и общественных потребностей вносят определенные коррективы в видение объекта познания социальной работы в современных условиях, углубляют смысл понятия «социальная работа», поэтому проблема совершенствования подготовки социальных педагогов и повышение их профессиональной культуры в образовательных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности всегда будет актуальна.
Список литературы:
1. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002.
2. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.- М., 1990.
3. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы-детям», Академия последипломного образования.- Мн., 2001.
4. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. В.Д.Диденко, П.Д.Павленок. М., 1999.
5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. -М., 2003.
6. Фирсов История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999.
7. Фогель Евгений Викторович. Формирование профессиональной готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Чебоксары, 2005.
8. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.- М., 2001.