УДК 74.202 ББК 371.01
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н.А. Попова ЧГПУ
В статье анализируется проблема информатизации общеобразовательных учреждений, вопросы управления информатизацией образовательного процесса; рассматриваются приоритетные направления политики России в области информатизации образования, которые вошли в Концепцию информатизации образования; подходы к построению педагогических моделей управления процессом информатизации: программно-целевой подход, многомерная кластерная модель управления информатизацией, модель формирования информационного образовательного пространства.
Значительный приток в общеобразовательные учреждения современной компьютерной техники, программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, а также стремительное развитие телекоммуникаций и увеличение числа школ, имеющих доступ в Интернет, не оказали заметного влияния на образовательный процесс. Международные исследования и практика российских школ показывает, что колоссальные инвестиции в информационные технологии, относительно большие вложения в цифровые образовательные ресурсы по разным предметам не изменяют уровень использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе и качество образовательных результатов.
Изменения, связанные с информатизацией общеобразовательных учреждений, чаще всего, носят отрывочный характер, в связи с чем, потенциальные возможности информационных и коммуникационных технологий остаются практически невостребованными. Поэтому актуальной становится ориентация управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения на управление информатизацией образовательного процесса, так как информатизация образовательного процесса понимается нами не как интенсификация технического оснащения, а как управление радикальными изменениями в области информационно-коммуникационных технологий, управление принципиально новым типом знаний, создаваемых и осваиваемых в новой информационнокоммуникационной среде.
Как отмечают многие ученые (B.C. Лед-нев, А.А. Кузнецов, К.К. Колин, С.А. Бешен-ков, Т.Б. Захарова, Е.А. Ракитина, И.Е. Сема-кин, Е.К. Хеннер, Н.Д. Угринович и др.) от качества школьного образования зависит успешность его дальнейшего продолжения, а без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Анализируя современные тенденции информатизации образования и подходы к управлению этим процессом, необходимо отметить, что у истоков информатизации образования стояли выдающиеся ученые: академики А.П. Ершов, Е.П. Велихов, Н.Н. Красов-ский, В.А. Мельников, создавшие концепцию информатизации образования; руководители отрасли - Ф.И. Перегудов, В.Н. Афанасьев, М.Р. Леонтьева, А.Ю. Уваров, - усилиями которых удалось не только успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития в будущем.
«Информатизация образования определяется как процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» [11, с. 3]. Вместе с тем, информатизация образования рассматривается и как широкомасштабный
процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества [6, 13].
Специфика информатизации как глобального социального процесса заключается в том, что «... информатизация предполагает не просто сумму взаимосвязанных изменений, а уровни, «волны» изменения общества; не внедрение и адаптацию некоторых информационных феноменов, представляющих новые направления и возможности развития, а переход общества в целом, отдельных социальных элементов на новую ступень развития» [8, с. 23].
В 1993 году решением коллегии Минобразования России от 10.11.93 N 20/1 была одобрена «Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994 -1995 гг.». Задачи, поставленные в программе, были связаны с созданием условий формирования в Российской Федерации единого информационного образовательного пространства и нормативных документов, обеспечивающих единство подхода к решению задач развития информатизации образования всех субъектов Российской Федерации.
Впервые на международном уровне проблемы информатизации школьного образования стали рассматриваться в 1995 году. В этом году в Париже состоялся I Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». Уже через год 1-5 июля 1996 г. на базе Московского государственного института им. М.В. Ломоносова проходил II Международный конгресс «Образование и информатика». Сопредседателями международного программного комитета были академик ЮЛ. Ершов (Россия), профессор Д. Муннен (Нидерланды). Основные задачи конгресса определялись тремя направлениями: обзор и анализ того, что делается в настоящее время в области образования и информатики; выделение тенденций будущего развития; подготовка рекомендаций для правительств, межправительственных групп «как вести себя, чтобы не опоздать в XXI век». В национальном докладе Российской Федерации на конгрессе были озвучены основные приоритеты государственной политики в области информатизации образования: совершенствование базовой
подготовки учащихся по информатике и ИКТ; совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области ИКТ; информатизация процессов
обучения и воспитания; оснащение системы образования техническими средствами информатизации; создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования; создание на базе ИКТ единой системы дистанционного образования в России.
Приоритетные направления политики России в области информатизации образования вошли в Концепцию информатизации образования (1990 г.). Авторы концепции определяют информатизацию образования как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Оно является ключевым условием успешного развития процессов информатизации общества и требует приоритетного обеспечения ресурсами. Ученые отмечают, что изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования [6].
Среди вопросов информатизации, освещенных в международных документах, для нашего исследования имеет существенное значение позиция лидеров стран Большой Восьмерки, куда входит и Россия, и принятая ими 22 июля 2000 года «Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества». В Хартии отмечается, что она является, прежде всего, призывом к ликвидации международного разрыва в области информации знаний: «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления».
Начиная с 2001 года, были разработаны федеральные целевые программы по информатизации образования: «Дети России», «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)», «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В рамках данных программ решались и решаются текущие задачи, связанные преимущественно с техническим оснащением образовательных учреждений и созданием системы электронного документооборота. Одним из ожидаемых результатов реализации нового Федерального проекта «Информатизация системы образования», рассчитанного на 2004-2009 гг., должна стать экспериментальная отработка моделей информатизации общеобразовательных учреждений, что позволит сократить разрыв между темпами развития информационных технологий и темпами информатизации школ. В 2004 году «Хартия о сохранении цифрового
наследия» определяет дальнейшие шаги всех государств в направлении разработки этических, правовых и технических норм в поддержку сохранения цифрового наследия.
Вместе с тем, осознание несоответствие современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни и нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, привело к принятию Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой определена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [7].
Анализируя причины отставания процессов информатизации российских школ от стран Евросоюза, одной из причин кризиса и торможения процессов информатизации называют резкое несоответствие вновь возникающих в образовании форм и методов, основанных на применении информационнокоммуникационных технологий и сложившейся системы управления этим процессом.
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития — в этом ключе необходимо рассматривать принципы управления информатизацией общеобразовательных учреждений. Применение системных принципов к теме нашего исследования позволяет сосредоточить главное внимание на соответствующих этим принципам аспектах:
- знание общей концепции развития школы для обеспечения системной целостности в управлении его процессами;
- повышение эффективности функционирования общеобразовательных учреждений через управление процессом информатизации;
- совершенствование механизмов, обеспечивающих коммуникации, четкость прямых и обратных связей между всеми участниками образовательного процесса.
Изучение состояния управления информатизацией образовательного процесса в современном общеобразовательном учреждении в теории и на практике позволило выявить ряд противоречий между:
-быстро развивающимися информационно-коммуникационными технологиями и темпами внедрения их в образовательный процесс;
- постоянно возобновляющимися цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), аппаратными и программными средствами и отсутствием механизма их апробации и применения в педагогической практике;
- необходимостью осуществления образовательного процесса на новом качественном уровне, соответствующем мировым стандартам, и недостаточным уровнем информационно-коммуникационной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- реализацией отдельных направлений информатизации и отсутствием типовых решений информатизации объектов образования;
- потребностью в оценке результатов информатизации и отсутствием измерителей ее эффективности.
В связи с этим актуальной становится необходимость разработки новых подходов к построению педагогических моделей управления процессом информатизации, что позволит сформировать практические ориентиры для ускорения процессов обновления школьного образования в целях повышения его эффективности и качества.
Рассмотрим существующие подходы в теории и практике образования к проблеме управления процессом информатизации.
Первый подход - программно-целевое управление процессом информатизацией общеобразовательных учреждений.
А.Н. Алексеев, Т.Н. Ахметова, Л.А. Мельник называют одним из вариантов стратегического управления процессом информатизации в школе программно-целевое управление, при котором осуществляется увязывание целей предстоящей работы с ресурсами с помощью программ. Ведущими для реализации целевого подхода в управлении являются вопросы о том, как выбирать (формулировать, устанавливать) цель на любом уровне управления, как связывать цели различных уровней и звеньев между собой и как осуществлять в процессе планирования переход от целей к конкретным мероприятиям по их реализации [1]. Выделяя функции, методы и информационное обеспечение программно-целевого управления, исследователи считают, что такое управление создает хорошую основу в виде формирования специфической среды для развития всех субъектов образовательного процесса, делает это развитие управляемым и прогнозируемы м.
Отрабатывая программы информатизации, школа формирует фактически новое образовательное учреждение, в котором информационные технологии являются эффективным повседневным инструментом развития школы и формирования нового качества образования [2].
Второй подход - многомерная кластерная модель управления информатизацией.
Практики образования Г.М. Водопьян и А.Ю. Уваров считают, что перенос методов и инструментов проектного управления из области строительства или разработок новой техники в образование невозможен. Поэтому ими был разработан инструмент управления процессом информатизации школы - многомерная кластерная модель.
По мнению авторов, информатизация школы это процесс ее развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние школы отличается от ее предыдущего состояния (шаг развития) [3]. Опираясь на вышесказанное положение, разработчики модели выделяют показатели, сгруппированные по разделам и характеризующие состояние информатизации школ: 1) аппаратная среда школы, сеть; 2) поддержка использования информационно-коммуникационных технологий; 3) цифровые образовательные ресурсы; 4) программно-аппаратные учебнометодические комплексы; 5) компетентность педагогов в области использования ИКТ; 6) учебная работа; 7) педагогическая практика; 8) методическая практика; 9) организация учебного процесса. Значения этих показателей задают многомерное пространство состояний информатизации образовательного учреждения, каждая точка в котором соответствует отдельному состоянию. Развитие процесса информатизации отдельной школы описывается последовательностью таких состояний. Для работы с объектами в этом пространстве используются процедуры кластерного анализа, которые позволят оценивать близость отдельных образовательных учреждений по состоянию информатизации, объединив их в близкие устойчивые группы (кластеры). Переход из одного кластера в другой интерпретируется как шаг развития.
Мы считаем, что предложенная многомерная модель может быть полезна при решении трех взаимосвязанных задач: подготовка программ информатизации образовательных учреждений; мониторинг развития процессов информатизации в общеобразовательных уч-
реждениях; оценка эффективности реализуемых проектов в области информатизации образовательного процесса. Но вместе с тем, позволяя определять различные состояния информатизации школы, многомерная кластерная модель не раскрывает механизмы управления процессом информатизации в общеобразовательном учреждении.
Третий подход к управлению информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении предполагает формирование единого информационного образовательного пространства.
Формирование и развитие информационного пространства образовательного учреждения направлено на обеспечение открытого взаимодействия между участниками образовательного процесса и обществом посредством модели взаимодействия: «ученик - учитель - администрация школы - родитель -органы власти - общественность». Данная модель охватывает всех заинтересованных в качестве образовательного процесса через постановку целей и определение направлений (средств реализации этих целей). Данный подход предполагает, что вопросы, связанные с техническим оснащением школ компьютерной техникой и выходом в Интернет уже решены, а компетентность всех участников образовательного процесса в области информа-ционно-коммуникационных технологий позволяет выстраивать эффективное общение [9].
Каждый из трех подходов, рассмотренных нами выше, затрагивает только одно направление, один аспект в управлении информатизацией образовательного процесса в школе. Мы рассматриваем такой подход к управлению информатизацией образовательного процесса, который ведет созданию комплексной информационно-коммуникационной среды общеобразовательного учреждения, которая обеспечивает рациональное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на новом технологическом уровне, соответствующем тенденциям развития информационного общества.
Одно из определений информационнокоммуникационной образовательной среды дает ее понимание как информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образова-
тельного процесса в общеобразовательном учреждении.
При обосновании нашего подхода мы опираемся на определение информационнокоммуникационной среды образовательного учреждения как «совокупности условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств ИКТ, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью», данное И.В. Роберт. Ин-формационно-коммуникационная среда включает в себя: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления и передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, поддерживающие информационные процессы [12, с. 27].
Информационно-коммуникационные технологии создают возможность и необходимость изменения самой модели обучения (учебного процесса): переход от репродуктивного обучения к креативной модели, когда в учебном классе с помощью нового цифрового оборудования, технологического и технического обеспечения моделируется химический или физический опыт, жизненная ситуация, учащиеся по руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения.
Человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколько-нибудь отличающиеся от привычных [5].
В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому...». Можно сказать, что Лев Семенович предвидел, что в эпоху информационного общества для формирова-
ния креативности как личностного свойства нужна среда, обеспечивающая многостороннее системное воздействие на обучаемого. Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы» предполагает формирование в учебных заведениях среды в полной мере обладающей качествами, необходимыми для формирования креативности [4, с. 153].
Современная информационно-коммуни-кационная среда образовательного учреждения, по И.Г. Захаровой обладает следующими характеристиками:
- регламентированнностъ и нформацион-ной образовательной среды обеспечивается широким внедрением элементов дистанционного и открытого образования, базирующегося на ИКТ; предоставлением обучаемым возможности работать по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы цифровыми образовательными ресурсами;
- потенциальная многовариантность информационной образовательной среды является обязательной характеристикой современного образовательного учреждения: медиатеки, электронные библиотеки, распределенные образовательные ресурсы Интернет и др.;
- образцы креативной деятельности и ее результаты, дистанционные олимпиады, конкурсы, виртуальные научно-исследовательские лаборатории и др. [5].
По существу речь идет о существенном изменении всего образовательного процесса в условиях информатизации образования, о предоставлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для перехода всей системы образования на качественно новый уровень обучения.
Изменение содержания обучения осуществляется по нескольким направлениям, значимость которых меняется по мере развития процессов информатизации. Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся в области информатики. Второе - с изменением предметного содержания всех учебных дисциплин на всех ступенях общего образования. Третье направление связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения. Оно будет все более ощущаться по мере развития процессов информатизации общества, переструктурирования накопленных знаний. Предстоит выработать качест-
венно новую модель подготовки выпускников школ, членов будущего информационного общества [6].
Таким образом, возможности созданной информационной образовательной среды ведут к стимулированию и продолжению творческой активности учащихся.
Созданная в одном общеобразовательном учреждении информационно-коммуникационная образовательная среда как инструмент управления процессом информатизации образовательного процесса, эффективно функционирующая и постоянно развивающаяся, может стать образцом создания целой инфраструктуры информационно-коммуникационных сред образовательных учреждений, которые могут создаваться в любом общеобразовательном учреждении с учетом его специфики и технической оснащенности.
Управление информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении позволит добиться:
- повышения эффективности качества образовательного процесса;
- сокращения временных затрат на прохождение программ, повышение качества дополнительного образования на основе дистанционных технологий;
- совершенствования методических систем обучения, функционирующих на базе ИКТ;
-развития содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям;
- использования распределенного информационного ресурса всемирной сети Интернет в образовательных целях;
- интенсификации процессов опытноэкспериментальной и научно-методической деятельности в школе;
-совершенствования механизмов управления системой образования, в том числе управления образовательным учреждением на основе ИКТ.
По меткому замечанию У. Эшби, «Разнообразие инструментов управления должно быть не менее разнообразия информационных явлений». Поэтому управление информатизацией может быть представлено как вариант управления разнообразием и управления изменением, а одна из задач управления информатизацией в общеобразовательном учреждении - сделать изменения такими, какие необходимы для его устойчивого развития. При этом «информатизация образования сможет
дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения» [10, с. 16].
Литература
1. Алексеев, А.Н. Стратегическое управление в школе / А.Н. Алексеев, Т.Н. Ахметова, Л.А. Мельник // Образование и наука. -2005. -№ 1.
2. Булин-Соколова, Е.И Информатизация школы сегодня и завтра: проблемы и возможные решения /Е.И. Булин-Соколова //Вопросы образования. ГУ - Высшая школа экономики. - 2005. - № 3. - 400 с.
3. Водопьян, Г. М. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы /Г.М. Водопъян, А.Ю. Уваров //Вопросы образования. - 2006. -№ 3.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: ИПО МОРФ, 1991. - 346 с.
5. Захарова, ИТ. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / ИГ. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -192 с.
6. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1999. -№1.-С. 1-26.
7. Концепции модернизации Российского
образования на период до 2010 года //Директор школы. - 2002..№ 1. - С. 97-126.
8. Лопатина, Н. Управление информатизацией как приоритетная задача социального развития / Н. Лопатина // Информационные ресурсы России. - 2005. -№ 1,-С. 23-25.
9. Минченко, М.М. Формирование единого школьного информационного пространства: концептуальная основа и опыт реализации / М. М. Минченко, М. В. Трунова // Информатика и образование. - 2005. - № 11. -С. 64-71.
10. Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. - 1996. -№ 5. -С. 1-20.
11. Роберт, ИВ. О понятийном аппарате информатизации образования / ИВ. Роберт //
13. Уваров, А. На кластеры рассчитайтесь / А. Уваров // Учительская газета. -
Информатика и образование. - 2002. - № 12 -С. 2-7.
12. Роберт, ИВ. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / ИВ. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - № 5. -С. 27-29.
2004.-№52.- С. 56-60.
14. Хвилон, Б.А. Новые публикации ЮНЕСКО на русском языке / Б.А. Хвилон // Вопросы образования. ГУ — Высшая школа экономики. - 2005. -№3.- С. 360-376.