МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ1
THE MASTER'S PROGRAM FOR TEACHING STAFF IN THE AREA OF INFORMATIZATION OF EDUCATION AS A RESPONSE TO THE CHALLENGES OF MODERNITY
T.A. Яковлева, Е.Г. Дорошенко T.A. Yakovleva, E.G. Doroshenko
Информатизация образования, информационное образовательное пространство, педагогические кадры информатизации образования, магистерская подготовка, модель магистерской программы. В статье обсуждаются проблемы современного этапа развития информатизации образования с позиций существующих теорий и образовательных практик. Обосновывается актуальность подготовки педагогических кадров в области информатизации на уровне магистратуры. Предлагается модель магистерской подготовки по программе «Информатизация образования», направленная на интеграцию технико-технологической и организационно-методической составляющих профессиональной деятельности будущего магистра - организатора информатизации образовательного учреждения.
Informatization of education, information educational space, teaching staff in informatization of education, the master's program, the model of the master's program.
This article discusses some problems of the current stage of development of informatization of education from the standpoint of the existing theories and educational practices. It proves the need for the implementation of the master's program for teaching staff in the area of informatization of education. The authors offer the model of the master's program «Informatization of education», aimed at the integration of technic-technological and organizational-methodic components of future masters' teaching activity who also will become the organizers of informatization at an educational institution.
Информатизация образования рассматривается в настоящее время с двух позиций: - как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровье-сберегающих условиях;
- как новая область педагогического знания, отрасль педагогической науки, ориентированной на обеспечение сферы образования мето-
1 Работа выполнена в рамках Проекта 4/12 «Педагогическая мая КГПУ им. В.П. Астафьева на 2012-2016 годы.
дологией, технологией и практикой решения образовательных проблем и задач в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации [Толковый словарь..., 2012].
На первых этапах модернизации российского образования в результате реализации федеральных программ информатизации образования существенным образом изменилась инфраструктура образовательного учреждения. Значительно усилился информационно-технологический компонент образовательной среды учреждения, основанный на компьютерной технике, интернет-технологиях, интерактивных ИКТ-средствах обучения. Ведущие идеи последующих этапов информатиза-
тратура для Новой школы» Программы стратегического развития
Т.Д. ЯКОВЛЕВА, Е.Г. ДОРОШЕНКО. МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ции образования связывались, прежде всего, с развитием инициатив научных и педагогических коллективов [Водопьян, Уваров, 2006; Роберт, 2010] в решении педагогических задач использования в образовательном процессе технологического и дидактического потенциала новой информационно-образовательной среды учреждения, направленной на переход к компе-тентностным, системно-деятельностным моделям обучения.
Сегодня в числе главных векторов информатизации образовательного учреждения выступают следующие внешние факторы [Шапиро, 2014]: переориентация и перестроение школьного учебно-методического комплекса на использование ресурсов глобальных сетей; повышение педагогического присутствия в Интернете и включение педагогов в системное использование средств информатизации для организации обучения; встраивание информационного пространства учреждения в электронное пространство России и мира; повышение доступности образования, в том числе и через создание системы дистанционного обучения.
Законодательным ответом на эти вызовы явилось включение в ФГОС общего образования требований к информационно-образовательной среде образовательного учреждения и ИКТ-компетентности педагогических кадров [ФГОС ОО, п. 26]; включение в ФЗ «Об образовании в РФ» [ст.15, 16] требований к условиям осуществления образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, созданы методологические, методические и законодательные основы реализации процессов информатизации образования. Стратегической точкой развития информатизации системы образования становятся образовательное учреждение, развитие и эффективное функционирование его информационного образовательного пространства, основанного на современных ИКТ-технологиях.
Анализ образовательной действительности информатизации позволяет констатировать наличие существенных проблем, возникающих
в практике реализации задач информатизации учреждений общего образования.
Во многих случаях программа информатизации школы разрабатывается формально, без учета особенностей образовательного учреждения и основных направлений его развития. Развитие технологической базы не сопровождается радикальными изменениями в образовательной системе и не затрагивает теоретических и методологических её оснований [Цывин, 2008, с. 4]. Информатизация образовательного учреждения воспринимается педагогическим коллективом как процесс, привнесенный и не затрагивающий основной образовательный процесс [Шапиро, 2014].
Проектирование уникального электронного образовательного пространства образовательного учреждения как целостной системы предполагает учет его многоуровневой структуры: уровень аппаратных средств информатизации; уровень программных средств и информационных систем; уровень ресурсный; уровень информационно-коммуникационных технологий; уровень педагогических технологий; уровень управления процессом информатизации [Шапиро, 2013, с. 79]. Стихийность формирования этих уровней в образовательной практике приводит к возникновению серьезных проблем.
На уровне аппаратных средств: неоправданное приобретение оборудования, неиспользование в полной мере функционала оборудования, его простой и быстрое устаревание.
На уровне сетевых технологий: отсутствие единого сетевого пространства образовательного учреждения, возникновение проблем информационной безопасности сетевого контента.
На уровне программных средств: отсутствие систематической работы по отслеживанию появления нового программного обеспечения для системы образования и его интеграции в электронную образовательную среду образовательного учреждения.
На ресурсном уровне: отсутствие единой структурированной и распределенно-доступной участникам образовательного пространства информационной среды, позволяющей разраба-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
тывать, хранить и предоставлять информационные ресурсы.
На уровне информационно-коммуникацион-ных технологий: отсутствие внутришкольной системы обучения педагогического коллектива по вопросам применения имеющегося в школе программного обеспечения и использования ИКТ в различных образовательных практиках.
На уровне педагогических технологий: отсутствие представлений отом, что информационные технологии и средства информатизации не являются самоценной педагогической технологией, а служат системной основой для построения инновационных моделей обучения, и, как следствие, отсутствие системного применения педагогических технологий с использованием средств информатизации.
На уровне управления процессом информатизации: проблемы, связанные с планированием и организацией процесса информатизации, мотивацией педагогического коллектива к осуществлению действий в области информатизации образования, контролем достигнутых результатов.
В этих условиях возрастает необходимость в специалистах нового типа - организаторах управления процессами информатизации образовательного учреждения. Именно они должны решать задачи определения общей политики информатизации образовательного учреждения, управления информационными образовательными потоками внутри учреждения и внешних связей с региональным и федеральным образовательными пространствами.
Основные векторы подготовки такого специалиста должны быть направлены на решение описанного выше круга проблем и задач: компетентность в области методологии, теории и методики информатизации образования; компетентность в технико-технологической сфере, обеспечивающей эффективное функционирование информационной образовательной среды в образовательном учреждении.
Основными объектами профессиональной деятельности организатора информатизации образования являются: процессы информа-
тизации образования; структура, содержание и функционирование информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения; информационная деятельность, информационное взаимодействие, информационные процессы в условиях ИОС образовательного учреждения; организационно-управленческие и организационно-педагогические процессы по обеспечению и внедрению информационно-коммуникационных технологий и оборудования в образовательный процесс; процессы развития информационно-коммуникационной компетентности педагогического коллектива.
Основные виды профессиональной деятельности организатора информатизации образования в образовательном учреждении выстраиваются на основе интеграции представленных выше векторов и их проекций на соответствующий уровень информационного пространства: информационно-аналитическая деятельность; экспериментально-исследовательская деятельность; деятельность по осуществлению информационного взаимодействия; деятельность по продуцированию информационного продукта; организационно-управленческая и организационно-педагогическая деятельность; проектно-технологическая деятельность; маркетинговая деятельность; деятельность по эксплуатации оборудования и информационных систем.
В соответствии с объектами и видами профессиональной деятельности организатора информатизации образования на разных уровнях информационного образовательного пространства учреждения были сформированы структура и взаимосвязи дисциплин общенаучного и профессионального циклов магистерской программы «Информатизация образования».
Реализация магистерской программы должна осуществляться на основе следующих принципиальных положений, вытекающих из особенностей профессиональных задач будущего специалиста и условий профессиональной деятельности.
Принцип проективности образовательной системы предполагает, что каждая учеб-
т.д. яковлева, е.г. дорошенко. магистерская подготовка педагогических кадров информатизации образования
как ответ на вызовы современности
Рис. Структура магистерской программы «Информатизация образования» в соответствии с уровнями электронного образовательного пространства образовательного учреждения
ная дисциплина рассматривается и реализуется как совместный проект педагога и обучаемых, сфокусированный на решении определенных проблем информатизации образования; все виды практик: научно-исследовательская, научно-педагогическая, педагогическая - реализуются как целостная система этапов исследовательского проекта в выбранном магистрантом направлении,
Принцип исследовательского характера процесса обучения в магистратуре означает взаимосвязь учебных дисциплин с приоритетными направлениями исследований в конкретной области, с решением актуальных проблем информатизации образования на настоящем этапе. Вхождение в проблемное поле информатизации призвано обеспечить многоплановый научно-исследовательский семинар, представляющий обсуждение реальных научных проектов, научных исследований сотрудников базовой кафедры, её аспирантов и соискателей.
Принцип открытости образовательной системы ориентирует на использование распределенного информационного ресурса локальных
и глобальных сетей, подразумевает использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Процесс накопления опыта сетевого взаимодействия в электронной образовательной среде имеет особое значение для будущих специалистов в области информатизации образования, поскольку сопровождается очень важными профессиональными феноменами: происходит присвоение технологических решений для реализации образовательных целей; формируются представления о проективности и открытости электронной образовательной среды, что проявляется в возможности её реконструкции в соответствии с педагогическими потребностями и запросами обучающихся.
Проектирование процесса магистерской подготовки в соответствии с предложенными принципами позволит согласовать личностные потребности обучаемых с целями и задачами освоения магистерской программы, позволит раскрыть научный потенциал магистранта, реализовать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, в ис-
<
га га -с
и <
С га
о
1-4
о Я X га га н и
р-
<
и ^
о
1-4
0
и §
и
е.,
1
О £
О и
о
щ
и га х К и о
1-4
<
я га с
а д
н
и
пользовании современных подходов, методов и технологий при решении проблем информатизации образовательного учреждения, в разработке обоснованных рекомендаций и предло- 3. жений по проблемам информатизации конкретного образовательного учреждения.
В качестве заключения отметим, что потенциальный контингент обучающихся по маги- 4. стерской программе «Информатизация образования», по нашим прогнозам, будет состоять в основном из педагогических работников образовательных учреждений и специалистов, имеющих инженерное образование в области ин- 5. форматики и ИКТ, работающих в сфере образования и мотивированных на повышение уровня профессионального развития в области инфор- 6. матизации образования для решения актуальных профессиональных задач, возникающих в образовательной практике.
Стратегическая цель предлагаемой магистерской программы «Информатизация образо- 7. вания» - объединить высокий профессиональный потенциал ГГ-специалистов и педагогов, обогатить их взаимный опыт в решении задач современного образования в условиях сложных 8. процессов информатизации общества и всевозрастающего культурологического влияния новых информационных технологий на подрастающее поколение. 9.
Библиографический список
1. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы: монография. М.: Издатель, 2006. 424 с.
2. Роберт И.В. Теория и методика информа-
тизации образования (психолого-педаго-гический и технологический аспекты). 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 356 с. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина; ИИО РАО; М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС ОО). Утв. пр. МОН РФ от 17.05.12 № 413, зарегистрирован Минюстом России 07.06, per. № 24 480. Федеральный закон «Об образовании в Рос-сийскойФедерации».От 29 декабря 2012г. №2 273-Ф3. URL: 1"1йр://минобрнауки.рф/2974 Цывин В.М. Информационная политика образовательного учреждения: методическое пособие. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.104 с. Шапиро К.В. Директор и информатизация. Двадцать лет спустя. URL: https://edugalaxy. ¡ntel.ru/index. php?automodule=blog&blogid= 3913&showentry=5826
Шапиро K.B. Слагаемые информатизации сегодня. Ч. 2. URL: https://edugalaxy.intel.ru/ index. php?automodule=blog&blogid=3913&s howentry=5872
Шапиро K.B. Сущность электронного образовательного пространства // Информационные технологии для Новой школы: матер, конференции. СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. Т. 3. 199 с.