4. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Габдулина Л.И. Содержание и структура психологических моделей личности террориста в представлении городской учащейся молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 12-22.
5. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»: ценностно-ориентированные конструкты личности и их иллюстрация на конкретных примерах // Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ - М., 2001. - 128 с.
6. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 440 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. - М., 1989. -328 с.
8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. -144 с.
9. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания / М.С. Яниц-кий; Мин-во обр. и науки РФ, Кем гос.ун-т. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. - 237 с.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Найдун С.В.*
Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя
В данной статье рассматривается проблема обучения и использования нетрадиционной техники рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются процессы использования нетрадиционных техник.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети с ограниченными возможностями, изобразительная деятельность, необычное рисование.
Изобразительная деятельность относиться к типичным видам детской деятельности и в дошкольном возрасте занимает ведущее место наряду с игровой деятельностью.
Изобразительная деятельность имеет синтетический характер и выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти. Изобразительная деятельность одна из самых интерес-
* Магистрант.
ных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Содержание обучения детей рисованию рассматривалось в педагогических исследованиях. На основе работ психологов А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.М. Теплова и других по проблеме детского рисунка Т.И. Лазарь условно разделила педагогические исследования на три группы.
Первую группу составили исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакули-ной, Е.Г. Ковальской, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других, направленные на определение и совершенствование содержания обучения всем видам рисования.
Вторую группу составили исследования Е.И. Васильевой, М.А. Раевой, Р.Г. Казаковой и других, в которых содержание обучения рассматривается косвенно, в связи с разработкой наиболее эффективных методов и приемов обучения детей отдельным видам рисования.
Третья группа - это исследования Н.Ф. Ярышевой, В.А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, Л.В. Пантелеевой, Н.Я. Шибановой, В.Ф, Котляр, Т.Н. До-роновой и других, в которых содержание обучения рассматривалось как развитие пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.Ф. Ярышева), развитие эстетического чувства цвета у детей 5-7 лет (Л.В. Пантелеева), формирование чувства ритма в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста (В.Ф. Котляр) и др.
Исследования отечественных и зарубежных авторов (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джеф-ферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение - процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Чтобы добиться успехов в развитии восприятия и в полной мере обеспечить формирование представлений, детям понадобятся определённые сформированные умения.
Психологи В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков под умением понимают промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании). На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определенного класса задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т.е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.
Так следует отметить, что в настоящее время есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-мето-
дических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ с нарушением интеллекта) к ним можно отнести пальчиковые краски, растирания мела, рисование губками, использование различных природных материалов для лепки и аппликации. Изобразительная деятельность оказывает разностороннее воспитывающее и развивающее значение для всех детей без исключения. Головина Г.Н. считает, что: « Развитие рисунка детей с ограниченными возможностями здоровья идет тем же путем приближения ко все более и более адекватному отражению реальности, как и у нормальных детей. Но это происходит с затруднениями, медленнее, чем у последних, и не достигает такого же уровня». Формирование изобразительных навыков является составной частью целостного образного процесса детей с ОВЗ, обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребёнка. Данной проблемой в психологии занимались такие видные учёные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин, Е.А. Стребелева и другие. Их исследования доказывают уникальные возможности при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта. Выготский Л.С. отмечал: «Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» - следовательно оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности - стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
В связи с этим актуальность исследовательской работы определяется тем, что при активном участии взрослого создаются условия для использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности во время развития у ребенка познавательной активности, направленной на изучение предметов и их свойств. Кроме того, способствует развитию таких новообразований как игры и непосредственного самого рисования, лепки и аппликации.
Изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник следует начинать с таких техник как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п. В дальнейшем эти техники дополняются более сложными: кляксография, монотопия и т.п. Анализируя детские рисунки педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка Рисование тесно связано с развитием на-
глядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Анализ проведённой работы показал, что использование нетрадиционных техник благотворно влияет на психическое и творческое развитие детей с ОВЗ.
Констатирующий этап эксперимента моей работы выявил низкий уровень развития интеллектуальных возможностей у детей с ОВЗ.
Тем самым была определена одна из основных задач моей работы и разработана программа: «Маленький художник». Апробация данной программы ведётся с учётом теоретических и научно - практических основ этого процесса. Организация исследования по данной теме проводится поэтапно: 1 этап - теоретический; 2 этап - реализация педагогического эксперимента, направленного на формирование навыков изобразительной деятельности; 3 этап - завершение эксперимента, анализ, обобщение и оформление полученных данных.
Таким образом использование нетрадиционной техники рисования, лепки, аппликации с детьми с ОВЗ способствует развитию навыков изобразительной деятельности.
Список литературы:
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994.
2. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг // Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
4. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ
© Ростова Е.Н.*
Филиал Российского государственного социального университета,
г. Таганрог
В статье затрагивается проблема тендерного разделения сфер влияния в современной российской семье. Влияние современной россий-
* Преподаватель кафедры Теории и методики социальной работы.