Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
ДРТ 171016 УДК 372.364
Шатрова Светлана Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошколь ного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный соци ально-педагогический университет», г. Волгоград shatrova63@mail.ru
Щепалова Надежда Александровна,
воспитатель МДОУ детский сад № 380 г. Волгограда, г. Волгоград shevvackova.nadenka@vandex.ru
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассмотрена одна из проблем развития мелкой моторики рук у младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Проанализированы характерные особенности развития мелкой моторики рук у младших дошкольников и роль рисования в этом процессе. Разработана и апробирована система нетрадиционных методов рисования.
Ключевые слова: мелкая моторика рук, художественно-эстетическое развитие, рисование, нетрадиционные техники рисования. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он будет умнее и сообразительней.
Как известно, на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка [1]. И действительно, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека [2]. Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается [3] скоординирован-ность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей [4].
Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Актуальность данной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) дошкольного образования выделены основные образовательные области, одна из которых -«Художественно-эстетическое развитие», включающая в себя развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта и его отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [5].
Потребность малыша в самостоятельности и активности, его подражание взрослому и освоение предметных действий, а также формирование координации движений руки и глаза - это все предпосылки продуктивных видов деятельности [6].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
Как известно, все дети любят рисовать. Когда ребенок испытал интерес к творчеству, младшие дошкольники сами пытаются найти новые способы рисования. К сожалению, это далеко не у всех получается, к тому же многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Практически все дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся, стремятся освоить новые способы рисования. Разумеется, без помощи педагога воспитанникам не справиться с такой задачей. Задачей педагога является раскрытие в каждом ребенке творческих способностей, индивидуальности и пробуждение веры в эти способности. Занимаясь изобразительным искусством, педагог старается вселить в дошкольников веру, что он пришел в этот мир творить добро, красоту, реализовывать свои творческие фантазии.
Работа пальчиками приносит много радости дошкольникам и в то же время является одной из задач занятий по изобразительной деятельности. Но для этого недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Наблюдая за деятельностью младших дошкольников в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности, можно отметить, что дети со слабо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях: неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, отказываются от любимых другими детьми игр и занятий, быстро устают и имеют низкую работоспособность.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше, с самого раннего детства.
Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формированию мелкой моторики руки является художественно-продуктивная деятельность. Именно художественное творчество способно приносить не только пользу, но и самые радостные, положительные эмоции, а нужно заметить, что продуктивная деятельность заложена у детей на генетическом уровне [7].
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
К сожалению, непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении по художественно-эстетическому развитию воспитанников сводится к традиционным наборам изобразительных материалов и стандартным способам передачи информации. Художественное творчество должно носить творческий, эмоционально-психический характер, а также выражать индивидуальные особенности детей - это, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка в целом.
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольника, является продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко, - это «созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата в соответствии с поставленной целью» [8].
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют предметами, близкими по форме, способу держания и действия к школьной ручке. Уровень развития мелкой моторики просматривается по рисункам детей. Конечно, осваивая продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, дошкольник не научится писать, но это развивает зрительный контроль движений руки, помогает образованию связи рука - глаз.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
Нетрадиционное рисование - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Но каждая техника - это маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции. Такое рисование не утомляет малыша, у него сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Применяя нетрадиционные способы рисования, мы выбираем нестандартные подходы к организации занятия, вызывающие у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными и уверенными, они учатся думать, экспериментировать, искать новое и, что очень важно, не боятся показать себя и самовыразиться [9, 10].
Ценность использования в рисовании нетрадиционных техник рисования состоит в том, что дети быстрее достигают желаемого результата, чем при традиционном рисовании. Не нужно забывать о правильном использовании методов и приемов, которые направлены на достижение дошкольниками определенных знаний, умений и навыков, чтобы донести до детей определенное содержание [11].
Для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук можно использовать различные методические приемы: пальчиковые игры, игровые упражнения с пальцами, гимнастику для пальцев. Также в работе можно использовать сенсорно-моторный центр развития, где находятся различные игры и пособия для развития мелкой моторики руки, такие как пирамидка, шнуровка, мозаика, игры с пуговицами, занимательный конструктор и многие другие. Всё это должно использоваться в комплексе в образовательной деятельности дошкольников по нетрадиционному рисованию.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
- интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
- совершенствованию пространственного мышления;
- свободному выражению своего замысла;
- развитию мелкой моторики рук;
- свободе выбора изоматериалов и техник.
Опыт показывает: разнообразие и вариативность - наиболее важные условия в нетрадиционной технике рисования. Предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных ребенку дошкольного возраста для освоения нетрадиционных техник.
В каждой возрастной группе нужно подбирать нетрадиционные техники в соответствии с возрастом детей, их возможностями и способностями.
Рисовать по принципу «от простого к сложному» нужно начинать еще с младшего возраста и лучше всего с использованием нетрадиционных техник. В этом возрасте чаще всего используют следующие виды.
- Рисование пальцами рук. Рисование без кистей и карандашей - это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук у ребенка [12].
Нужно обратить внимание, что лучшее восприятие цвета дает рисование пальчиковыми красками. У малышей начинает формироваться художественный вкус, развивается внимание, формируются процессы сравнения и обобщения. Техника рисования пальцами рук очень проста. Для этого понадобятся лист бумаги, пальчиковые краски (гуашь). Рисовать пальцами можно по-разному, но начинать нужно с самого простого - капельки дождя (точки), полоски, линии и другое. Постепенно нужно усложнять технику, создавая сюжет, композицию, дорисовывая детали, получая образы.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
- Когда ребенок освоил технику рисования пальцами рук, можно и нужно перейти к следующей технике рисования - рисованию ладошками и кулачком. Этот вид техники очень похож на предыдущий, разница только в том, что здесь рисуют всей ладошкой или кулачком сразу. При таком рисовании следует окрасить или окунуть всю ладонь в краску и затем наносить на лист бумаги. Рисуя таким способом, ребенок учится фантазировать. К тому же у него формируется логическое мышление, воображение. Образы почти всегда перерастают в настоящие картины, сюжеты, образы. Это учит ребенка пользоваться своими руками, у него развивается речь.
- Следующая техника - рисование отпечатками листьев. Это удивительная творческая техника, которую чаще всего используют осенью, но можно и весной, и летом. Она дает удивительные результаты, и для этого понадобятся всего лишь листья, лист бумаги, краски, кисти, салфетка. Нужно нанести краску на листочек, затем приложить к листу бумаги, прижать салфеткой и убрать - получается отпечаток листочка. Разумеется, цвет листьев может быть разным, в том числе и разноцветным. Начинать нужно с простого: один-два листочка на бумаге, а дальше фантазия вам подскажет. Как и в предыдущих техниках, можно дорисовывать образы, получаются и животные, и бабочки, и девочки в юбочках и многое другое.
- Рисование восковыми карандашами или восковыми мелками - популярными материалами для детского творчества - это отличный способ для развития мелкой моторики ребенка (помогает укрепить пальцы и кисти рук, подготовить их к письму). Мелки изготавливаются из воска или парафина, поэтому относительно безвредны даже для самых маленьких. Восковым мелком можно провести как толстую линию, так и тонкую, заточив их как обычные цветные карандаши.
- Рисование сухой кистью (способ тычки) очень интересный и самый простой способ рисования сухой кистью. Рисуя в такой технике, получаешь насыщенные, красивые рисунки. Главное условие рисования - гуашь не должна быть сухой. Вода при такой технике рисования нам нужна только для того, чтобы промыть кисточку.
- Рисование ватными палочками, поролоновой губкой (оттиск губкой) также очень занимательные и несложные способы рисования.
Каждая техника рисования уникальна и интересна, в такой деятельности работа каждого ребенка неповторима, индивидуальна. Все техники можно комбинировать, совмещать, дополнять другими видами. Приятно наблюдать за эмоциональным состоянием воспитанников: у детей горят глаза, они улыбаются, делятся своими впечатлениями, восторженно обсуждают свои работы и работы своих товарищей [13].
Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся раскрепощаться, наблюдать, думать, фантазировать, когда рисуют без кисточки и карандаша.
Рисуя в нетрадиционной технике, ребенок самовыражается, учится общаться с самим собой, поднимать настроение.
Ребенок должен понять, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость, и в этом ему помогает, конечно, взрослый, в том числе и педагог.
Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить систематически, и заниматься этим нужно не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Так, педагог дает «домашние задания»: перемотка ниток, завязывание и развязывание ленточек, шнурков, собирание пазлов, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний, крючков, разбор круп и многое другое.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
Дети успешно реализуют в игре активность и стремление к самостоятельности. В группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется центр развития «Ловкие пальчики», в котором собран необходимый материал для решения этой задачи (дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этого центра меняется и дополняется, цели и задачи игр усложняются. Также в группе в свободном доступе есть центр, где собран различный материал для творчества, в котором ребенок может творить, находить для себя что-то новое, увлекательное, интересное, многие дети стремятся открывать новые способы нетрадиционных техник рисования. Итогом системной работы педагога и ребенка являются следующие результаты:
- у детей возрастает интерес к собственной изобразительной деятельности,
- совершенствуются изобразительные навыки;
- происходит накапливание впечатлений, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки
диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, знают много упражнений пальчиковой гимнастики. Развивается и совершенствуется мелкая моторика рук.
Индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ребенка на более высокий для себя уровень развития.
Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.
Родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который может перерасти в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.
Ссылки на источники
1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2003. - С. 155.
2. Дашивец И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 97.
3. Швайко Г. С. Указ. соч. - С. 153.
4. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. - М., 2008. - С. 7.
5. Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2016. - С. 66-67.
6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. - 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - С. 68.
7. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Ярославль. «Академия развития», 1997. - С. 45.
8. Швайко Г. С. Указ. соч. - С. 142.
9. Глазкова Н. Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей // Работа с дошкольниками. - 2009. - № 2. - С. 146.
10. Швайко Г. С. Указ. соч. - С. 160.
11. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - С. 43.
12. Глазкова Н. Н. Указ. соч. - С. 144.
13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: в 2 ч. - М.: Изд-во «Скрипто-рий 2003», 2008. - С. 85.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шатрова С. А., Щепалова Н. А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171016.htm.
Svetlana Shatrova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Pedagogics of Preschool Education Chair, Volgograd State Social-Pedagogical University, Volgograd Shatrova63@mail.ru Nadezhda Shhepalova, Educator, Kindergarten № 380, Volgograd shewackova.nadenka@vandex.ru
Non-traditional painting techniques as a way of the fine motor hand skills development in children of younger preschool age
Abstract. This article studies one of the problems of the fine motor hand skills development in younger preschoolers by non-traditional drawing techniques using. The authors analyze the characteristics of the fine motor hand skills development in younger preschoolers and the role of drawing in this process. They developed and tested non-traditional methods of drawing system.
Key words: fine motor hand skills, artistic and aesthetic development, drawing, non-traditional drawing techniques. References
1. Shvajko, G. S. (2003). Zanjatija po izobrazitel'noj dejatel'nosti v detskom sadu, Moscow, p. 155 (in Russian).
2. Dashivec, I. V. (2014). "Razvitie melkoj motoriki mladshih doshkol'nikov pri vvedenii FGOS", Pedago-gika i psihologija: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: materialy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 27 nojabrja 2014 g.), CNS "Interaktiv pljus", Cheboksary, p. 97 (in Russian).
3. Shvajko, G. S. (2003). Op. cit., p. 153.
4. Ermakova, S. O. (2008). Pal'chikovye igry dlja detej ot goda do treh let, Moscow, p. 7 (in Russian).
5. Jurchenko, L. Ju. (2016). "Aktual'nost' problemy razvitija tvorcheskih sposobnostej u detej starshego do-shkol'nogo vozrasta cherez samostojatel'nuju izobrazitel'nuju dejatel'nost'", Aktual'nye zadachi pedagog-iki: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, aprel' 2016 g.), Izd-vo "Molodoj uchenyj", Chita, pp. 66-67 (in Russian).
6. Uruntaeva, G. A. (2001). Doshkol'naja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zaved, 5-e izd., stereotip., Izd. centr "Akademija", Moscow, p. 68 (in Russian).
7. Gavrina, S. E. et al. (1997). Razvivaemruki- chtob uchit'sja ipisat', ikrasivo risovat: populjarnoe posobie dlja roditelej i pedagogov, "Akademija razvitija", Jaroslavl', p. 45 (in Russian).
8. Shvajko, G. S. (2003). Op. cit., p. 142.
9. Glazkova, N. N. (2009). "Netradicionnye tehniki risovanija kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej detej", Rabota s doshkol'nikami, № 2, p. 146 (in Russian).
10. Shvajko, G. S. (2003). Op. cit., p. 160.
11. Gavrina, S. E. et al. (1997). Op. cit., p. 43.
12. Glazkova, N. N. (2009). Op. cit., p. 144.
13. Davydova, G. N. (2008). Netradicionnye tehniki risovanija v detskom sadu: v 2 ch, Izd-vo "Skriptorij 2003", Moscow, p. 85 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 05.07.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.07.17
Принята к публикации Accepted for publication 25.07.17 Опубликована Published 30.09.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Шатрова С. А., Щепалова Н. А., 2017
www.e-koncept.ru